Викторина по сказкам андерсена

Содержание

Ответы к стр. 109 — 110

План:
1. Подводное царство.2. День рождения русалочки.
3. Первая встреча с принцем.
4. Спасение принца.
5. Русалочка наблюдает за принцем.
6. Разговор с бабушкой.
7. Русалочка у ведьмы.
8. Плата за помощь ведьме.
9. Принц спас русалочку.
10. Свадьба принца.
11. Смерть русалочки.

Выпиши из текста слова, помогающие увидеть красоту подводного мира, в котором жила Русалочка.

Невиданные деревья и цветы с гибкими стеблями и листьями, снуют рыбы, большие и маленькие, совсем как птицы в воздухе, дворец морского царя — стены его из кораллов, высокие стрельчатые окна из самого чистого янтаря, а крыша сплошь раковины, они то открываются, то закрываются, и это очень красиво,  в каждой сияющие жемчужины.

На основе выписанных опорных слов расскажи о подводном мире. Запиши, какой текст у тебя получился (повествование, описание или рассуждение).

Подводный мир описывается подробно, захватывающе, с обилием фантастических элементов. Несмотря на некоторое сходство с земной поверхностью, морское дно в корне отличается от земли, и здесь людям жить просто невозможно: «…там растут невиданные деревья и цветы с такими гибкими стеблями и листьями, что они шевелятся, словно живые, от малейшего движения воды. А между ветвями снуют рыбы, большие и маленькие, совсем как птицы в воздухе у нас наверху. В самом глубоком месте стоит дворец морского царя — стены его из кораллов, высокие стрельчатые окна из самого чистого янтаря, а крыша сплошь раковины. Они то открываются, то закрываются, смотря по тому, прилив или отлив, и это очень красиво, ведь в каждой лежат сияющие жемчужины…». Описание.

Надвигалась буря, матросы принялись убирать паруса; волны вздымались огромными чёрными горами; корабль стонал и трещал; подалась под ударами волн толстая обшивка бортов, волны захлестнули корабль; переломилась пополам, как тростинка, мачта; корабль лёг на бок, и вода хлынула в трюм; на минуту стало темно, хоть глаз выколи, но вот блеснула молния; каждый спасался как мог. 

Прочитай описание бури в былине «Садко». Подчеркни слова, которые помогают увидеть бурю.

…Как он выехал опять да во синё море,Как на синем море встали да червлёны корабли –
Их волной-то бьёт и паруса-то рвёт,И ломает червлёные кораблики,Не идут с места червлёны корабли!»

Сравни, чем различаются описания.

Описание бури в былине весьма лаконично. Авторское описание бури отличается от народного, былинного яркостью, подробным красочным описанием, производит ужасающее впечатление, возникает чувство тревоги за персонажей.

Сравни главного героя сказки Г.-Х. Андерсена «Русалочка» и героя русской народной волшебной сказки. Отметь общие черты. Сделай вывод, запиши. 

√ Есть связь с волшебным миром или миром животных.√ Имеет волшебное средство или помощника.√ Герой добрый и храбрый.

Герои готовы к самопожертвованию ради любимого или ради Отечества.

Придумай другой конец сказки. Запиши.

Принцу приснился сон, что русалочка заговорила и рассказала ему, как сильно любит его, как каждый миг страдает, ступая по земле, словно по обнажённому лезвию, какое волшебство и богатство на него променяла. Она сказала во сне, что именно она спасла его во время кораблекрушения. Русалочка спела ему волшебные русалочьи песни своим прекрасным голосом. После пробуждения от сна, принц полюбил русалочку так, что забыл отца и мать.
— Я люблю тебя, — сказал принц русалочке. — У тебя доброе сердце, ты предана мне больше всех и ты спасла мне жизнь! Только одну тебя в целом мире мог бы я полюбить! Моя счастливая звезда послала мне тебя. Никогда я не расстанусь с тобой!
У русалочки на глазах заблестели слёзы. Они поженились и жили долго и счастливо.

Почему русалочка решила проститься со своей подводной жизнью и стать человеком? Виноват ли кто-нибудь в том, что её мечты не сбылись? Объясни свою точку зрения.

Героиня это сделала ради возможности быть рядом с любимым.

Будучи человеком, а не рыбой, его жизнь была возможной только на берегу, на суше, но никак не под водой.

А Русалочка настолько желала стать его возлюбленной, что даже решилась на вмешательство колдовства и лишение полноценного существования.

В неисполнении желаний главной героини нельзя кого-то обвинять.

Например, принц же не мог заставить себя полюбить её.

Так же как и никто другой не мог этому способствовать.

А в том, что судьба Русалочки впоследствии сложилась печально, виновата только её непредусмотрительность.

Ведь нельзя поступать сугубо по зову сердца, здравый смысл должен присутствовать всегда.

Мы видим на примере героини, как один поступок способен изменить всю жизнь.

Хотя, возможно, красавица предполагала такое развитие событий, но рискнула во имя любви.

Я считаю, это очень отчаянный поступок, на который способны только избранные.

Самое популярное сейчас По оценкам наших пользователей

27 февраля 2021 14615

Проходили 2000 раз

Тест: Какой цвет волос мне подойдет?

HTML — код

4 марта 2021 2581

Проходили 167 раз

Тест: НЕ с разными частями речи

HTML — код

28 сентября 2021 32

Проходили 2 раза

Тест: Созависимость в отношениях

HTML — код

22 июня 2021 5304

Проходили 717 раз

Тест: «В чем ваш талант?»

HTML — код

1 июля 2021 6406

Проходили 850 раз

Тест: Какая у тебя суперспособность?

HTML — код

18 февраля 2021 7101

Проходили 1195 раз

Тест: «Мое будущее. Каким оно будет?»

HTML — код

17 февраля 2021 11967

Проходили 2002 раза

Тест: Какой у тебя характер?

HTML — код

9 февраля 2021 10445

Проходили 1905 раз

Психологический тест на анорексию / булимию (РПП)

HTML — код

9 декабря 2020 18398

Проходили 4043 раза

Тест на психопатию: ты псих или нет?

HTML — код

28 сентября 2021 27

Любите видеоигры? Попробуйте правильно ответить на все вопросы этого теста

HTML — код

8 июня 2021 10827

Проходили 1658 раз

Тест. Какое имя вам подходит?

HTML — код

25 марта 2021 18828

Проходили 1929 раз

Тест: «Какой ты покемон?»

HTML — код

26 марта 2021 8379

Проходили 652 раза

Тест по электробезопасности (II группа допуска до 1000 В)

HTML — код

27 сентября 2021 74

Проходили 8 раз

Тест на раздражительность

HTML — код

8 апреля 2021 9322

Проходили 1273 раза

Тест: Какое хобби вам подойдет?

HTML — код

11 мая 2020 20423

Проходили 4584 раза

Тест на знание советского фильма «Иван Васильевич меняет профессию»

HTML — код

Показать еще больше

Ответы к стр. 109 – 110

План:
1. Подводное царство.2. День рождения русалочки.
3. Первая встреча с принцем.
4. Спасение принца.
5. Русалочка наблюдает за принцем.
6. Разговор с бабушкой.
7. Русалочка у ведьмы.
8. Плата за помощь ведьме.
9. Принц спас русалочку.
10. Свадьба принца.
11. Смерть русалочки.

Выпиши из текста слова, помогающие увидеть красоту подводного мира, в котором жила Русалочка.

Невиданные деревья и цветы с гибкими стеблями и листьями, снуют рыбы, большие и маленькие, совсем как птицы в воздухе, дворец морского царя — стены его из кораллов, высокие стрельчатые окна из самого чистого янтаря, а крыша сплошь раковины, они то открываются, то закрываются, и это очень красиво,  в каждой сияющие жемчужины.

На основе выписанных опорных слов расскажи о подводном мире. Запиши, какой текст у тебя получился (повествование, описание или рассуждение).

Подводный мир описывается подробно, захватывающе, с обилием фантастических элементов. Несмотря на некоторое сходство с земной поверхностью, морское дно в корне отличается от земли, и здесь людям жить просто невозможно: «…там растут невиданные деревья и цветы с такими гибкими стеблями и листьями, что они шевелятся, словно живые, от малейшего движения воды. А между ветвями снуют рыбы, большие и маленькие, совсем как птицы в воздухе у нас наверху. В самом глубоком месте стоит дворец морского царя — стены его из кораллов, высокие стрельчатые окна из самого чистого янтаря, а крыша сплошь раковины. Они то открываются, то закрываются, смотря по тому, прилив или отлив, и это очень красиво, ведь в каждой лежат сияющие жемчужины…». Описание.

Перечитай в сказке Г.-Х. Андерсена “Русалочка” описание бури. Выпиши опорные слова, которые помогают увидеть бурю.

Надвигалась буря, матросы принялись убирать паруса; волны вздымались огромными чёрными горами; корабль стонал и трещал; подалась под ударами волн толстая обшивка бортов, волны захлестнули корабль; переломилась пополам, как тростинка, мачта; корабль лёг на бок, и вода хлынула в трюм; на минуту стало темно, хоть глаз выколи, но вот блеснула молния; каждый спасался как мог. 

Прочитай описание бури в былине “Садко”. Подчеркни слова, которые помогают увидеть бурю.

…Как он выехал опять да во синё море,Как на синем море встали да червлёны корабли –
Их волной-то бьёт и паруса-то рвёт,И ломает червлёные кораблики,Не идут с места червлёны корабли!»

Сравни, чем различаются описания.

Описание бури в былине весьма лаконично. Авторское описание бури отличается от народного, былинного яркостью, подробным красочным описанием, производит ужасающее впечатление, возникает чувство тревоги за персонажей.

Сравни главного героя сказки Г.-Х. Андерсена “Русалочка” и героя русской народной волшебной сказки. Отметь общие черты. Сделай вывод, запиши. 

√ Есть связь с волшебным миром или миром животных.√ Имеет волшебное средство или помощника.√ Герой добрый и храбрый.

Герои готовы к самопожертвованию ради любимого или ради Отечества.

Придумай другой конец сказки. Запиши.

Принцу приснился сон, что русалочка заговорила и рассказала ему, как сильно любит его, как каждый миг страдает, ступая по земле, словно по обнажённому лезвию, какое волшебство и богатство на него променяла. Она сказала во сне, что именно она спасла его во время кораблекрушения. Русалочка спела ему волшебные русалочьи песни своим прекрасным голосом. После пробуждения от сна, принц полюбил русалочку так, что забыл отца и мать.
— Я люблю тебя, — сказал принц русалочке. — У тебя доброе сердце, ты предана мне больше всех и ты спасла мне жизнь! Только одну тебя в целом мире мог бы я полюбить! Моя счастливая звезда послала мне тебя. Никогда я не расстанусь с тобой!
У русалочки на глазах заблестели слёзы. Они поженились и жили долго и счастливо.

Литературное направление и жанр

Сказка «Русалочка» напоминает по сюжету волшебную сказку, в которой герой с помощью волшебных предметов и помощников достигает своей цели, а всё заканчивается обычно свадьбой. Но в сказке свадьбы не происходит, и становится понятным, что главная цель русалочки – не выйти замуж за принца, а обрести бессмертную душу. В этом смысле у сказки хороший конец, потому что у русалочки есть надежда. Такой поворот сюжета сближает сказку с притчей, к тому же в конце содержится скрытое поучение для маленьких читателей: если дети будут достойными своих родителей и радовать их, то срок испытания дочерей воздуха сокращается. Такое прямое морализаторство не было характерно для произведений 19 в. и подверглось критике рецензентов.

Русалочка – настоящая романтическая героиня. В отличие от других морских обитателей, она чувствует себя чужой в спокойном подводном царстве и мечтает жить среди людей. Русалочка жаждет высокого, необычного, она готова идти ради этого на любые жертвы и даже принести в жертву себя.

Викторина повышенной сложности по сказкам Андерсена

  1. Как Г. К. Андерсен назвал свою автобиографическую книгу? («Сказка моей жизни».)
  2. В какой стране родился Г.К. Андерсен? (В Дании.)
  3. Какую страну Ганс Кристиан Андерсен называет «Лебединым гнездом»? (Свою родную Данию.)
  4. Какой праздник отмечается ежегодно в день рождения Г.К. Андерсена — 2 апреля? (Международный День детской книги.)
  5. Какой герой сказок Андерсена знает столько сказок, сколько не знает никто? (Оле-Лукойе.)
  6. Вначале было ячменное зёрнышко, затем чудесный цветок тюльпана, а затем… (Дюймовочка.)
  7. Кто перекусил стебелёк кувшинки, спасая Дюймовочку от жабы? (Рыбки.)
  8. Какую андерсеновскую героиню эльфы называли Майей? (Дюймовочку.)
  9. Какой подарок преподнесли Эльфы Дюймовочке? (Крылышки.)
  10. В какой сказке Андерсена сердце мальчика превратилось в кусочек льда? («Снежная королева».)
  11. Осколки какого предмета ранили Кая из сказки «Снежная королева»? (Зеркала, которое смастерил злой тролль. В нём всё доброе и прекрасное уменьшалось, а всё дурное и безобразное — увеличивалось во много-много раз.)
  12. Какие цветы, напоминавшие Герде о Кае, спрятала старушка-колдунья? (Розы.)
  13. Эта героиня была так упряма и избалована, что могла укусить свою мать за ухо. Но и её тронула история девочки, которая ищет своего названного брата. Кто она, из какой сказки? (Маленькая разбойница из сказки «Снежная королева».)
  14. Кто показал Герде дорогу к чертогам Снежной королевы? (Финка.)
  15. Кто в сказке «Снежная королева» складывал из льдинок слово «вечность»? (Кай.)
  16. Чтобы Кай перестал мёрзнуть, Снежная королева завернула его в свою медвежью шубу, а вдобавок сделала это. Что? (Поцеловала его в лоб.)
  17. О чём говорит Кай: «Видишь, как искусно сделано! Это куда интереснее настоящих цветов! И какая точность! Не единой неправильной линии! Ах, если бы они только не таяли!» (Заколдованный Кай говорит о снежинках.)
  18. Кто в сказке Андерсена попросил солдата достать огниво из дупла дерева? (Старая ведьма.)
  19. В какой сказке Андерсена собаки охраняли три сундука с деньгами? («Огниво».)
  20. Какую хитрость придумала королева-мать из сказки «Огниво», чтобы проследить, куда исчезает ночью юная принцесса? (Дырявый мешочек с гречкой.)
  21. В каком возрасте русалочкам разрешалось всплывать на поверхность моря? (В 15 лет.)
  22. Кто из героев сказки Андерсена отказался от своего дома, от родных, от бабушки и отца, согласился принять муки и даже умереть ради любимого принца и обрести бессмертную душу? (Русалочка.)
  23. Что взяла взамен за своё зелье ведьма у Русалочки? (Её прекрасный голос.)
  24. Материал для дворца морского царя из сказки «Русалочка» Андерсена – это… (Коралл.)
  25. Кто был сыном оловянной ложки? (Стойкий оловянный солдатик из одноимённой сказки Андерсена.)
  26. На чём путешествовал стойкий оловянный солдатик? (На бумажном кораблике.)
  27. За какой предмет в сказке Андерсена была назначена цена в 100 поцелуев? (За трещотку. Сказка «Свинопас» Андерсена.)
  28. Содержание одной из статей Всеобщей декларации прав человека таково: «Брак может быть заключён только при обоюдном и свободном согласии обеих сторон». Назовите сказку Андерсена, в которой её героями эта статья нарушается. («Дюймовочка».)
  29. В какой сказке Андерсена нарушено право ребёнка: «Дети имеют право жить со своими родителями, и никому не позволено их разлучать»? («Снежная Королева». Из дома бабушки Снежная Королева увезла маленького Кая в свой ледяной дворец.)
  30. В какой сказке Андерсена цветы устраивали балы и танцевали? («Цветы маленькой Иды».)
  31. Каким именем, согласно сказке Андерсена, в Дании называют всех аистов? (Петер.)
  32. Назовите сказку Андерсена, название которой начинается и оканчивается на одну и ту же согласную букву. («Свинопас».)
  33. Название какой сказки Андерсена начинается и оканчивается на одну и ту же гласную букву? («Огниво».)
  34. В какой сказке Андерсена молодую принцессу посчитали ведьмой и хотели публично сжечь на костре, на городской площади? («Дикие лебеди».)
  35. Какой герой сказок Андерсена так любил наряжаться, что тратил на это все свои сбережения, имея на каждый час дня своё особое платье? (Король из сказки « Новое платье короля».)
  36. Назовите сказки Андерсена, героями которых являются растения. («Ромашка», «Гречиха».)
  37. Какого цвета было сердце у ромашки? (Жёлтого.)
  38. О каких двух феях идет речь в сказке «Калоши счастья»? (Фея Счастья и фея Печали.) 

Основные персонажи

В 1837 году была впервые опубликована сказка «Русалочка», написанная Гансом Христианом Андерсеном. Множество раз ее адаптировали, снимали по ней анимационные и художественные фильмы, ставили спектакли и мюзиклы. При переводе на русский язык было изменено название произведения.

Основные герои «Русалочки»:

  • Ариэль — младшая дочь морского царя;
  • принц;
  • сестры Русалочки;
  • бабушка Ариэль;
  • морская ведьма;
  • принцесса;
  • дочери воздуха.

Дочь морского царя полюбила красивого молодого принца и решила пожертвовать своим голосом ради обретения ног. Она и есть главный персонаж всего текста. Русалочка спасла молодого человека от гибели, но он полюбил другую. Принц описан как честный и благородный юноша.

У Ариэль есть еще пять сестер, все они проживают в подводном мире. За советами Русалочка обращается к своей мудрой бабушке. Она пытается учить внучку быть доброй и внимательной. Страшная морская ведьма помогла Ариэль обрести ноги, но принудила ее взамен отдать голос. Принцесса — это милая девушка, которую полюбил принц.

Читательский дневник по сказке «Русалочка» Ганса Христиана Андерсена

Название: «Русалочка»

Число страниц: 16

Жанр: сказка

Главные герои: Русалочка, принц.

Второстепенные герои: Морская ведьма, принцесса, бабушка Русалочки.

Характеристика главных героев:

Русалочка — юная и красивая девушка.

Влюбилась в принца. Пожертвовала своим голосом. Самоотверженная.

Принц — красивый и статный.

Честный, но был влюблён в другую.

Характеристика второстепенных героев:

Морская ведьма — страшная и злая.

Забрала у Русалочки голос, но дала ей возможность быть человеком.

Принцесса — милая и красивая.

Принц посчитал её своей спасительницей.

Бабушка Русалочки — мудрая, опытная женщина.

Многому научила Русалочку.

Краткое содержание сказки «Русалочка»

Русалочка ждала своё пятнадцатилетие, чтоб подняться на поверхность моря.

Когда она это сделала, ей удалось спасти принца, в которого девушка влюбилась.

Чтоб быть рядом с любимым, она пошла на сделку с колдуньей.

Русалочка отдала голос в обмен на возможность стать человеком и находиться рядом с любимым.

К сожалению, принц не полюбил её.

Он женился на красивой принцессе, а Русалочка отказалась убить любимого, чтобы спасти свою жизнь.

И она превратилась в морскую пену.

Но одна мечта всё-таки осуществилась — героиня получила возможность иметь бессмертную душу.

План сказки:

  1. Жизнь в подводном царстве.
  2. Мечты о поверхности.
  3. Русалочка поднялась на поверхность моря.
  4. Спасение принца.
  5. Муки любви.
  6. Сделка с колдуньей.
  7. Безмолвие.
  8. Свадьба принца.
  9. Предложение сестёр.
  10. Превращение в морскую пену.

Основная мысль сказки «Русалочка»

Главная мысль этого произведения в том, что настоящая любовь всегда должна быть готова на жертвы.

Основная идея автора заключается в том, что ради любви человек может пойти на всё.

Он даже готов пожертвовать собственной жизнью, лишь бы его любимый был счастлив.

Чему учит произведение

Сказка учит самоотверженности, решительности, смелости.

Учит мечтать и любить.

Учит быть готовым на жертвы ради счастья любимого человека.

Но также она учит думать о последствиях, просчитывать свои поступки наперёд, не быть самонадеянным.

Краткий отзыв по сказке «Русалочка» для читательского дневника

Прочитав эту сказку, я была необычайно тронута судьбой несчастной Русалочки.

Автору удалось написать действительно трогательную историю, в которой нет настоящего счастливого конца, но есть надежда.

Кажется, что Русалочка гибнет, но обретает возможность получить бессмертную душу.

Андерсен описал страдания влюблённой девушки, её желание во что бы то ни стало быть рядом с любимым.

Героиня пошла на немыслимые жертвы, проявив удивительное для юного существа мужество.

Но не обрела своё счастье.

Мне очень понравилась героиня сказки, она цельная, яркая личность.

Способна на поступок, на искренние чувства.

И она не видит преград на пути к цели.

Мне очень жаль, что принц не разглядел в Русалочке всё эти качества и предпочёл другую.

Он не понял, что потерял.

Сказка заставляет задуматься о том, что не все наши мечты сбываются, но путь к их достижению в любом случае делает человека сильнее.

Я всем советую прочитать эту замечательную сказку, посочувствовать главной героине, и подумать о том, как велика бывает сила настоящей любви.

Ещё читательские дневники по другим произведениям Ганса Христиана Андерсена:

  • «Стойкий оловянный солдатик»
  • «Принцесса на горошине»
  • «Дюймовочка»
  • «Огниво»
  • «Снежная Королева»
  • «Свинопас»
  • «Дикие лебеди»
  • «Пятеро из одного стручка»
  • «Чайник»
  • «Гадкий утёнок»
  • «Оле Лукойе»
  • «Штопальная игла»
  • «Новое платье короля»
  • Краткая биография Ганса Христиана Андерсена и презентация

Библиотека читательских дневников автора пополняется.

Как ты относишься к героине? А как автор относится к ней? Почему? Приведи примеры из текста.

Эта героиня вызывает у меня трепетные чувства, сострадание, изумление поступками, уважение и даже любовь.

Писатель тоже относится к ней хорошо, любуется ею.

Описывая героиню, он использует следующие слова:

и

А значит уже с малых лет, героиня выделялась своей необыкновенностью.

А также нельзя не отметить силу характера морской красавицы.

Она смогла пожертвовать всем ради любви.

А то, что героиня способна на это чувство, говорит о её чистой душе и открытом сердце, хотя, как говорилось, у русалок души нет.

В итоге девушка расплатилась за это большими страданиями:

Мне очень жаль, что столь милосердная красавица имела такую трагическую судьбу.

Я считаю, она заслуживает счастье.

Художественное своеобразие

Сказка «Русалочка» чуть ли не впервые в мировой литературе делает читателя участником описанных событий. Этот приём стали использовать только в конце 20 века. Но Андерсен именно маленьких читателей призывает сократить срок испытания дочери воздуха, бывшей русалочки, для обретения вечной души.

Сравнения в сказке сопоставляют два мира, с помощью земных образов объясняют образы морские. Вода сравнивается с синими лепестками васильков и прозрачным стеклом, бурлящие водовороты напоминают воду под мельничными колёсами. Рыбки вплывают в открытые окна, как у нас влетают ласточки, а сама русалочка сравнивается с пузырьком воздуха, такая она лёгкая.

Сказка «Русалочка» очень иронична. Андерсен посмеивается над «высшим обществом», внимания которого он был удостоен. Высшим светом бабушка русалочки называет весь земной мир.

  • «Русалочка», краткое содержание по главам сказки Андерсена

  • «Снежная королева», краткое содержание по главам сказки Андерсена

  • «Снежная королева», анализ сказки Андерсена

  • Андерсен Ганс Кристиан, краткая биография

  • «Огниво», анализ сказки Андерсена

  • «Гадкий утёнок», анализ сказки Андерсена

  • «Снеговик», анализ сказки Андерсена

  • «Стойкий оловянный солдатик», анализ сказки Андерсена

  • «Девочка со спичками», анализ рассказа Андерсена

  • «Соловей», анализ сказки Андерсена

  • «Дикие лебеди», анализ сказки Андерсена

  • «Дюймовочка», анализ сказки Андерсена

По произведению: «Русалочка»

По писателю: Андерсен Ганс Кристиан

Герои

Русалки – дочери морского царя, но сам Андерсен назвал своих подводных героинь морскими девами.

Его героини имеют что-то общее с сиренами, чьи голоса слышали моряки и, подплыв ближе, разбивались о скалы. Слово «русалочка» появилось при переводе на русский язык. Действительно, «маленькая морская дева» звучит чудовищно, а русалки – существа славянской мифологии, хоть и обладающие другими качествами.

Главная героиня, русалочка, – младшая из шести дочерей морского царя, «нежная и прозрачная, как лепесток розы, с глубокими синими, как море, глазами». Она была странным ребёнком, тихим и задумчивым. Русалочка украсила свою клумбу с красными цветами мраморной статуей упавшего с затонувшего корабля мальчика – прообраз его будущего возлюбленного.

Русалочка любила слушать рассказы бабушки о жизни на земле, её больше других сестёр тянуло на поверхность моря. Русалки должны жить 300 лет и наслаждаться безмятежностью. Они равнодушны к судьбам людей. Например, пять старших сестер любили в бурю наблюдать за людьми на тонущих кораблях, пели им о чудесах подводного царства. Но русалочка хочет принять деятельное участие в земной жизни. Она не умеет плакать, но умеет любить.  Поэтому она знает, что очень полюбит земной мир и людей в нём.

Но сначала русалочка полюбила одного человека – принца, украдкой наблюдая за ним. Она полюбила и мир людей. Её стремление к этому миру напоминает стремление благочестивого человека к Небесам.

Русалочка не поняла, что, утратив голос, она не сможет объясниться с принцем и рассказать ему ни о своей любви, ни о том, что спасла его. Несмотря на то, что русалочка по рождению принцесса, что она стала человеком, она не равна принцу, занимает подчинённое положение. Его отношение к ней дружеское и родственное, сродни отношению к любимой собаке. Принц называл её «маленьким немым найдёнышем с говорящими глазами» и позволял спать на бархатной подушке у его двери. Он любил её «как милое, доброе дитя», а не как невесту. И немудрено, ведь русалочка говорила только глазами.

В земной жизни русалочка переживает испытания. Принц находит спасшую его девушку, оказавшуюся принцессой, и женится на ней. Русалочка обречена превратиться в морскую пену с первым лучом солнца. Но её ждёт ещё одно, последнее испытание: она отвергает последнюю возможность спастись, не убивает принца ножом, за который её сёстры отдали свои прекрасные волосы. Это не просто человеческий поступок, но поступок личности, достойной вечно жизни.

Поэтому русалочка становится дочерью воздуха и может заслужить бессмертную душу добрыми делами. Русалочка дважды переживает метаморфозу. Она обретает человеческий облик, но не душу, и её судьба зависит от воли человека, которого она любит. Но превратившись в дочь воздуха, Русалочка сама может заслужить вечность на Небесах. Она даже получат возможность плакать. Ведь в воздухе слёзы могут стать живительными каплями воды, а в море вода не видна.

Принц представляет собой человека, не умеющего, в отличие от русалочки, слушать голос своего сердца. Он любит девушку, которая, как он думает, спасла его. Эта девушка первой подошла к вытащенному русалочкой на берег потерявшему сознание принцу. Русалочка напоминает ему ту девушку. Очевидно, потому, что в его помрачённом сознании смешались два образа.

Варианты окончания

До сих пор ведутся споры по поводу концовки сказки. В оригинале тело Ариэль превратилось в морскую пену после того, как она бросилась в воду. Но вместо смерти она почувствовала тепло солнечных лучей и превратилась в дочь воздуха. Другие волшебные существа объяснили ей, что она не умерла, так как всю жизнь пыталась обрести вечную душу своими благими намерениями. Когда Ариэль совершит достаточно добрых дел, она станет бессмертной.

Но некоторые критики не согласны с такой развязкой. Они считают, что вся сказка вела к трагическому концу, а связь Русалочки с дочерями воздуха можно считать положительным финалом. На самом деле первое издание автора имело другое окончание. Ариэль должна была просто погибнуть в море. Но позже при анализе сказки «Русалочка» Андерсен решил добавить добрых существ, которые ее спасли.

У дочерей воздуха также есть условия для обретения души. Нужно в течение трехсот лет совершать только добрые дела. Писатель добавил и другие требования к Ариэль. Все зависит от того, как она себя будет вести. Каждое хорошее дело сокращает трехсотлетний срок на один год. А плохие поступки заставляют дочерей воздуха плакать. Слезинка продлевает срок службы на один день.

Критики посчитали такие условия более страшными, чем просто смерть главной героини. Они отнесли сказку к циклу викторианских моральных рассказов.

Ход занятия:

Ребята! Вы любите сказки?

Сказок очень много.

А чем отличаются сказки от других произведений? (в сказках могут говорить и звери, и

растения, с ними происходят необыкновенные, волшебные приключения)

А кто пишет сказки (сказки складывает народ или придумывают авторы)

Сегодня мы обратились к творчеству одного из сказочников-Ганса Христиана

Андерсена. (Воспитатель рассказывает о жизни и творчестве писателя)

Великий датский писатель Г. Х Андерсен родился в г. Оденсе на острове Фюн в 1805г.

Во всём мире Андерсен прославился как автор сказок. Он стал писать сказки с 15 лет. С

тех пор на протяжении всей своей долгой жизни, он писал сказки. Андерсен много

путешествовал по разным странам, что находило место в его произведениях. Больше

всего автор восхищался красотами родной Дании и никогда не уставал их воспевать, В

своём творчестве сказочник использовал обычные, «жизненные» истории. Сказки его

чудесны – куда же без них, В них есть волшебство и колдовство, дружба, отвага. Сказки

Андерсена учат самому важному в жизни – добру. Сказки Андерсена не всегда имеют. счастливый конец

счастливый конец.

Давайте путешествовать по сказкам.

1. Из каких сказок эти вещи?

а) горошина («Принцесса на горошине»)

б) санки («Снежная королева»)

в) крапива («Дикие лебеди»)

г) скорлупа грецкого ореха («Стойкий оловянный солдатик)

2. Из каких сказок эти отрывки?

а) «А толстый слепой крот приходил каждый вечер в гости и болтал о том, что скоро

лету будет конец, солнце перестанет палить землю, и она снова станет мягкой и рыхлой.

Вот тогда они сыграют свадьбу…»( «Дюймовочка»)

б) «Жил., был тролль, злющий презлющий, попросту дьявол, Как-то раз он был в

хорошем расположении духа: он смастерил такое зеркало, в котором всё доброе и

прекрасное уменьшалось донельзя… .» («Снежная королева»)

3. Узнай героя сказки.

а) «Она была так прелестна, так нежна, вся из ослепительного льда и всё-таки живая!

Глаза её сверкали как звёзды, но в них не было ни теплоты, ни красоты… .» («Снежная

королева)

б) «В самой чашечке цветка сидел маленький человечек, беленький и прозрачный, точно

хрустальный. На голове у него корона, за плечами развивались блестящие крылышки…»

(Эльф из сказки «Дюймовочка»)

4. Что произошло дальше?

а) «Утёнок опустился на воду и поплыл навстречу прекрасным лебедям, которые, увидя

его, тоже поплыли к нему.

-Убейте меня! – сказал бедняжка и низко опустил голову, ожидая смерти. Но что же

увидел он в чистой, как зеркало воде!» …. («Гадкий утёнок»)

б) «Как- то раз совсем тёплый был вечер, а солдат не мог купить даже свёчу; и тут

вспомнилось ему, что при огниве, которое он взял в пустом дереве, куда спускала его

ведьма, был огарок.

Достал солдат огниво с огарком и только ударил по кремню и высек огонь как….»

(«Огниво»)

в) «И вот с утра пораньше пошла королева в мраморную купальню, взяла трёх жаб,

поцеловала каждую и сказала первой…» («Дикие лебеди»)

5. Ответь на вопросы.

а) В какой сказке и как королева догадалась, что девушка, пришедшая во дворец,

принцесса?

(«Принцесса на горошине»)

б) В какой сказке придворные уверили, что король одет в роскошные одежды?

(«Новое платье короля»)

в) Герой какой сказки пел песенку:»Ах, мой милый Августин, всё прошло?»

(«Свинопас»)

г) Какой герой Андерсена знает сказок больше всех на свете? (Оле-Лукойе)

6. А сейчас расскажите, кто из героев сказок Андерсена вам понравился, стал любимым и

почему?

7. Нарисуйте этого героя.

Дети под музыку рисуют любимого сказочного героя

Можно ли сказать, что сказка Г.-Х. Андерсена о любви? Выскажи своё мнение.

Да. Ведь всё, что пережила главная героиня, было сделано во имя любви.

На ней основан её главный поступок – сговор с Колдуньей.

И вся её дальнейшая судьба зависела от этого чувства.

Если бы не оно, Русалочка осталась бы жить в подводном царстве и уж точно не сделалась бы немой.

Именно любовь не позволила красавице убить принца для своего спасения.

Ради возлюбленного Русалочка готова была терпеть все муки и остаться без полноценной жизни.

Поражает, насколько сильно было поражено её сердце столь редким чувством.

Ведь её любовь была действительно редкостной: безумно сильной, несмотря на не взаимность.

К тому же далеко не каждый способен открыть своё сердце для любви.

А героиня, не имея бессмертной души (как люди), была одарена этим чувством.

История создания

Сказка «Русалочка» была написана в 1837 г. и вошла в сборник «Сказки, рассказанные детям». Это одна из самых популярных сказок Андерсена, по которой снято множество мультфильмов и фильмов. Статуя русалочки стала символом Копенгагена.

В первом издании сказка заканчивалась гибелью русалочки, превратившейся в морскую пену. В таком варианте сказка скорее похожа на романтическую повесть, в ней гибнет отверженная героиня. Но для Андерсена очень важна христианская составляющая сказки. Возможность русалочки, превратившейся в одну из дочерей воздуха, обрести бессмертную душу, пусть и через 300 лет, — это счастливый сказочный конец, это куда лучше 300 лет жизни русалкой.

Самостоятельно составь рассказ о русалочке по плану: где жила русалочка, какой она была, какая история с ней произошла, как я отношусь к её поступку.

В просторах подводного царства жила прекрасная Русалочка.

Она была привлекательной, милосердной и талантливой.

Когда красавица подросла, она приподнялась над поверхностью моря и увидала там людей.

Затем ей пришлось спасать одного из них, в которого она и влюбилась.

Чтоб быть рядом с возлюбленным, Русалочка воспользовалась услугами колдуньи.

За это она лишилась голоса, а затем и человеческой жизни.

Чтобы вернуться к прежнему облику русалки, надо было убить любимого.

Но героиня не стала этого делать и превратилась в морскую пену.

К тому, что девушка использовала колдовство, я отношусь негативно.

Всё должно идти своим чередом, без постороннего вмешательства.

Нужно прикладывать только собственные усилия.

А то, что героиня не стала убивать принца, зная, что никогда не будет с ним – вызывает уважение.

Ведь далеко не каждый готов пожертвовать своим счастьем ради чужого.