Все о великом посте. подборка публикаций

Духовное содержание Великого поста

Великий Пост – это время приготовления к самому большому христианскому празднику – Воскресению Христову или Пасхе: «Кто пренебрегает Четыредесятницей… тот не празднует праздника Пасхи» (пасхальное послание свт. Афанасия Великого от 346 г.; ср.: «Постное время светло начнем, к подвигом духовным себе подложивше, очистим душу, очистим плоть, постимся якоже в снедех от всякия страсти, добродетельми наслаждающеся духа; в нихже совершающеся любовию, да сподобимся вси видети всечестную страсть Христа Бога и Святую Пасху, духовно радующеся» – стихира прп. Феодора Студита вечером в Неделю сырную).

В IV–VI вв. оформляется учение о Великом посте как о «десятине года» (прп. Иоанн Кассиан, прп. Дорофей Газский), аналогичной обязательной десятине в ВЗ (Лев 27. 30–32). Если продолжительность года – 365 дней, то «телесный» пост должен составлять 36, 5 дней (7 седмиц без суббот и воскресений составляют 35 дней, к ним прибавляются пост Великой субботы и 1-й половины пасхальной ночи).

Духовная практика поста состоит из молитвы, духовного чтения и удаления от всего греховного и отвлекающего от Бога. Телесная подготовка состоит из воздержания от скоромной (не постной) пищи.

С постепенным распространением в Церкви практики редкого Причащения, достигшей к XIX в. максимального развития (когда многие причащались лишь однажды в год), Великий пост стал пониматься и как средство для подготовки к принятию Св. Таин (в частности, о том, что Великий пост – время, особенно благоприятное для Причащения, учил уже свт. Иоанн Златоуст; о посте как средстве подготовки к Причащению говорится и в «Молитвах в начале поста святые Четыредесятницы», которые в современной практике РПЦ обычно прочитываются в воскресенье перед Великим постом или в 1-й день поста).

В связи с тем, что дни Великого поста – это дни покаяния, канонические правила предписывают не совершать в будние дни Великого поста полную литургию (Лаодик. 49) как службу, преисполненную радости и торжества (с V–VI вв. на Востоке получил распространение особый чин литургии Преждеосвященных Даров, не являющейся полной литургией; его совершение в будние дни Великого поста было закреплено Трул. 52); запрещено устраивать в будние дни Великого поста празднества в честь святых (их памяти должны переноситься на субботы и воскресенья – Лаодик. 51; в позднейшей традиции некоторые праздники святых отмечаются в будние дни Великого поста, но устав богослужения в таких случаях существенно отличается от порядка празднования памятей святых в обычное время года), торжества по поводу вступления в брак (этот запрет, в частности, проявляется в том, что в дни Великого поста не совершается браковенчание) или дней рождений (Лаодик. 52).

Время подготовки к Пасхе структурно делится на саму Четыредесятницу (первые сорок дней) и на Страстную Седмицу (неделя перед Пасхой). Между ними находится Лазарева Суббота (Вербная Суббота) и Вход Господень в Иерусалим (Вербное Воскресенье).

Современный устав поста исходит из правил для монахов, а древнерусский (константинопольский) Типик, более легкий для мирян, вышел из употребления на Руси в XVII в., так что постятся христиане «по силам» и с разными исключениями для пожилых, больных, беременных, кормящих матерей, детей и т.п.

Почему даты пасхи все время меняются

Праздник Пасхи, или Светлое Христово Воскресение, является основным переходящим праздником церковного календаря. Эта особенность праздника определяется тем, что он привязан к чрезвычайно сложному солнечно-лунному календарю, принятому у евреев. Воскресение Христово произошло в дни, когда иудеи праздновали свою Пасху, которая у них являлась воспоминанием об исходе из Египта. Иудейский праздник Пасхи не является переходящим праздником в еврейском календаре: он всегда праздновался от 14-го до 21-го дня месяца авива (нисана). 14 нисана в еврейском солнечно-лунном календаре по самому смыслу этого календаря было первым полнолунием после дня весеннего равноденствия.

В эпоху земной жизни Иисуса Христа день весеннего равноденствия приходился на 21 марта по юлианскому (названному так в честь Юлия Цезаря) календарю. Поэтому иудейский праздник Пасхи, уже в системе юлианского календаря, сделался переходящим: он приходился на первое полнолуние после 21 марта, а христианская Пасха праздновалась в первое воскресенье после этого дня. (Если 21 марта совпадало с полнолунием и воскресеньем, то христианская Пасха праздновалась через неделю, 28 марта.)

Первое после дня весеннего равноденствия полнолуние может приходиться на временной промежуток с 21 марта по 18 апреля. Если полнолуние 18 апреля приходится на воскресенье, то христианская Пасха празднуется через неделю в воскресенье 25 апреля, так как последовательность событий библейской истории требует, чтобы Воскресение Христово праздновалось позже первого дня иудейской Пасхи.

Таким образом, православный праздник Пасхи может праздноваться в любой день от 22 марта до 25 апреля по юлианскому календарю (старому стилю), или (в XX и XXI столетиях, когда разница между юлианским и григорианским календарем составляет 13 дней) от 4 апреля до 8 мая включительно по новому стилю.

Однако чередование дат, в которые празднуется православная Пасха, внутри промежутка от 4 апреля до 8-го мая подчиняется непростым правилам, связанным со сложностью согласования солнечного и лунного года. Минимальный период времени, в который даты праздника Пасхи занимают все возможные положения, составляет 532 года. Этот огромный временной промежуток называется Великим индиктионом.

По прошествии Великого индиктиона даты Пасхи начинают чередоваться в том же порядке. Поэтому достаточно иметь одну рассчитанную Пасхалию на период в 532 года, после чего все будет повторяться.

Промежуток времени от 4 апреля до 8 мая определяет праздник Пасхи в Православной церкви. Римо-Католическая Церковь и большинство протестантских конфессий рассчитывает Пасху, ориентируясь на дату весеннего равноденствия 21 марта по григорианскому календарю (новому стилю). Эта отправная точка в пасхальных расчетах дает совершенно другие даты для праздника Пасхи.

Поэтому Пасха у римо-католиков и протестантов Запада бывает в промежуток времени от 22 марта до 25 апреля по григорианскому календарю. В редких случаях она совпадает с православной Пасхой. Поскольку евреи, в отличие от западных христиан, не изменили свой исторический календарь, их 14 нисана по прежнему отсчитывается от дня весеннего равноденствия 21 марта по юлианскому (3 апреля по григорианскому) календарю.

Таким образом, католическая Пасха в некоторые годы может совпадать с иудейской и даже предшествовать ей, что противоречит последовательности событий земной жизни Иисуса Христа.

Правила питания

Великий пост относится к самым строгим. Во все его дни необходимо употреблять только постную пищу – овощные и фруктовые блюда. Разрешается 1 раз в неделю (в воскресенье) есть горячие блюда и выпивать немного кагора. Кроме того, допускается применение растительного масла.

Держать строгий пост весь период православная церковь не принуждает

Важно уделить это время церковным службам и самостоятельным молитвам, отказаться от посещения развлекательных мероприятий.. В Крестопоклонную неделю, как и в другие недели Великого поста, действуют свои правила питания верующих по дням:

В Крестопоклонную неделю, как и в другие недели Великого поста, действуют свои правила питания верующих по дням:

  • сухоядение – понедельник, среда, пятница;
  • горячие блюда без масла – вторник и четверг;
  • горячие с добавлением масла – суббота и воскресенье.

Прием пищи на протяжении всей недели разрешен только 1 раз в день, примерно в 15:00, в субботу и воскресенье можно поесть 2 раза в день. В воскресенье разрешено выпивать до 200 мл кагора для поддержания организма.

История Святой Четыредесятницы

Естественно, что история Великого поста, впрочем, как и любая история, которая уходит в прошлое на тысячелетия, таит уйму загадок и предположений. Но одно совершенно точно, самый главный в христианстве пост раньше выглядел иначе.

  1. До 3-го столетия верующие готовились встречать Пасху не 40 с лишним дней, как сейчас, а всего-то 40 часов. Об этом нам сообщает Ириней Лионский. Постились обычно с вечера Страстной Пятницы до окончания пасхальной службы. В это время верующие не принимали пищу совсем. Такой срок поста был установлен, вероятно, как напоминание о сорокадневном посте Христа.
  2. К середине 3-го века появился шестидневный пост, в память о событиях Страстной недели. Однако, некоторые христиане все еще продолжали поститься по-старому — 40 часов.
  3. И только в начале 5-го века Великий пост увеличили до 40 с лишним дней. Но стоит помнить, что его продолжительность в разных Церквях колеблется от 6 до 8 недель. Плюс ко всему, примерно с этого времени соблюдение Святой Четыредесятницы являлось обязательным для всех христиан. Те, кто пропускал пост даже, на какое-то время, отлучались от Церкви.

Как питаться в Великий пост (правила)

Великий пост не только самый продолжительный, но и самый строгий в году. В это время полностью запрещена животная пища. Нельзя есть мясо, колбасу, сало, субпродукты и их производные, молоко и все молочные продукты, яйца.

Если используете покупные соусы, обращайте внимание на их состав. В нем не должно быть яиц

Алкоголь под строжайшим запретом. Хотя красное вино в некоторые дни в небольшом объеме разрешается.

Питание в первую Седмицу

Эта неделя довольно строгая. Запрещается любая горячая еда, масло, вино и рыба. Можно есть сырые, тушеные, соленые, квашеные, моченые или вареные овощи и фрукты, можно сделать салат, заправив его лимонным соком. Голод отлично утоляют орехи и изюм. Пить можно узвар, чай, овощные бульоны, отвары трав.

Помните, пост – не диета. Не можете жить без молока, пейте молоко, не можете не есть яйца, ешьте их, но в ограниченном количестве.

В первую Седмицу можно приготовить:

  • деруны. 10 крупных картофелин натереть на средней терке, посолить, добавит муки, замесить тесто, как на оладьи. Обжаривать на сухой разогретой сковороде с двух сторон;
  • салат из капусты. Полкило капусты тонко нашинковать, присолить, отжать руками до появления сока. Перемешать с половинкой тертой морковки и нарезанным кубиками кисло-сладким яблоком;
  • салат из соленых огурцов. Два огурчика нарезать соломкой, перемешать с натертой на крупной терке большой морковкой, заправить 100 мл томатного сока, посолить и поперчить по вкусу.

В первые два дня многие верующие пьют только воду. Но все индивидуально. Надо ориентироваться на состояние здоровья.

Питание до Страстной седмицы

В эти дни каждый понедельник, среду и пятницу надо придерживаться сухоядения, то есть есть холодную пищу без масла. Во вторник, четверг и субботу разрешены горячие блюда, но масло все-таки лучше в них не добавлять. А вот каждое воскресенье можно и нужно есть горячее с маслом и пить вино в память о крови, пролитой Христом.

Очень важны горячие блюда. В пост можно приготовить:

  • суп капустный. Три картофелины очистить, нарезать кубиками, залить водой и варить до полуготовности. Капусту мелко нашинковать, морковку натереть. Отправить к картофелю. За пять минут до готовности выложить в суп 3 ложки том.пасты и 2 лавровых листа. Посолить по вкусу. При подаче посыпать свежей зеленью;
  • щи с грибами. Грибы (25 гр.сушеных) сварить, отправить к ним нарезанные кубики картофеля (2-3 штуки), морковь соломкой, отварить до полуготовности. Полкило кваш.капусты промыть, отправить в щи. Добавить соль и любимые специи.

Возьмите на заметку рецепт борща с фасолью и килькой.

Питание в страстную Седмицу

По правилам всю неделю надо соблюдать сухоядение, питаясь, как и в первую неделю поста. В четверг лучше от еды вообще отказаться.

Готовить в эти дни тоже можно вкусно:

  • салат по-грузински. Пять вареных картофелин нарезать кубиками или кружочками, посолить и немного поперчить, добавить мелко нашинкованную луковицу, заправить тремя ложками свежевыжатого гранатового сока, перемешать. При подаче посыпать свежей зеленью;
  • салат из редьки. Небольшую редьку очистить, натереть, перемешать с тертой морковкой и яблоком. Добавить два-три передавленных зубочка чеснока, соль. Заправить лимонным соком по вкусу;
  • запеченные яблоки. Смешать изюм и орехи. Из яблок вынуть серединку, наполнить ее начинкой, чуть-чуть присыпать корицей. Запекать в духовке около 20 минут, в микроволновке 3-5 минут.

Полный календарь Великого поста

Великий пост включает в себя два периода: святую Четыредесятницу, состоящую из 40 дней, и Страстную Седмицу – последнюю неделю перед Пасхой.

Святая Четыредесятница, в свою очередь, состоит из 6 недель, посвященных:

  • Торжеству православия.
  • Святителю Григорию Паламе.
  • Крестопоклонной.
  • Преподобному Иоанну Лествичнику.
  • Преподобной Марии Египетской.
  • Входу Господню в Иерусалим.

Чтобы правильно рассчитать свои силы, необходимо ознакомиться с календарем принятия пищи на все дни постничества, представленного в таблице:

На первой неделе
Понедельник Полный отказ от приема пищи
Вторник Черный хлеб, вода, квас
Среда-четверг Сухоядение (сырые фрукты, овощи)
Пятница-суббота Дополнение рациона орехами
Воскресенье Блюда на постном масле, немного вина из красного винограда
На второй неделе
Понедельник Прием сырой пищи
Вторник Отварные овощи, каши на воде
Среда Холодная пища – овощной или капустный салат, сваренная накануне каша
Четверг Вареные, запеченные, пропаренные блюда без масла
Пятница Едят один раз в день, холодные блюда.
Суббота-воскресенье Едят дважды в день, горячую пищу на постном масле, пьют немного красного вина из винограда
На третьей, четвертой и пятой неделях сухоядение чередуют с горячими блюдами. В субботние и воскресные дни делается послабление – разрешается добавить растительное масло и красное вино
На шестой неделе
Понедельник Сухоядение
Вторник Печеные овощи, каши, супы без масла
Среда Натуральные продукты
Четверг Горячие супы, каши без масла
Пятница Натуральные продукты, не подвергнутые тепловой обработке
Суббота Горячая пища, немного красного вина
Воскресенье Субботнее меню разбавляется рыбой и морепродуктами
На седьмой неделе
Понедельник Сухоядение
Вторник Горячая пища и напитки, приготовленные из ягод
Среда Сырые, сушеные, квашеные, моченые продукты
Четверг Каши, сваренные на воде без масла
Пятница Вода и черный хлеб
Суббота Небольшое количество горячей пищи с постным маслом
Воскресенье Пасха и окончание Великого поста

Первая неделя – самая важная. От того, как проведут ее, зависит, сможет ли постящийся пройти весь путь до конца.

Пост – что это такое?

Так называется мероприятие (религиозная традиция), предполагающее необходимость периодического временного (полного или частичного) отказа от пищи. Но пост – это нечто большее, чем просто изменение рациона. В данный период верующие люди очищают не только тело, но и душу. Для этой цели используются духовно-аскетические практики.

Также важно привести очистить душу. При этом верующий человек будет стремиться соблюдать заповеди

Не следует сквернословить, раздражаться, важно проявлять терпимость по отношению к близким, окружающим людям. Причем важно, чтобы аскеза соблюдалась добровольно – не следует принуждать к этому родственников. Пользы для души тогда не будет.

Мясоеды

Зимний мясоед

7 января – 6 марта 2022

Период между Рождественским и Великим постами. В 2022 году он начинается 7 января и заканчивается 6 марта (в Прощеное воскресенье). Во время зимнего мясоеда поста нет в понедельник, вторник, четверг, субботу и воскресенье. В эти дни можно кушать мясную пищу. В среду и пятницу разрешена рыба.

Весенний мясоед

24 апреля – 19 июня 2022

Период между Великим и Петровым постами. В 2022 году он начинается 24 апреля и заканчивается 19 июня. Во время весеннего мясоеда пост отсутствует в понедельник, вторник, четверг, субботу и воскресенье. В эти дни разрешается есть мясо. В среду и пятницу можно кушать рыбу.

Летний мясоед

12 июля – 13 августа 2022

Период между Петровым и Успенским постами. В 2022 году он начинается 12 июля и заканчивается 13 августа. Во время летнего мясоеда поста нет в понедельник, вторник, четверг, субботу и воскресенье. В эти дни можно употреблять мясо. На среду и пятницу предписано сухоядение.

Осенний мясоед

28 августа – 27 ноября 2022

Период между Успенским и Рождественским постами. В 2022 году он начинается 28 августа и заканчивается 27 ноября. Во время осеннего мясоеда пост отсутствует в понедельник, вторник, четверг, субботу и воскресенье. В эти дни разрешено есть мясо. В среду и пятницу предписывается питаться сухоядением.

Кому разрешено не соблюдать пост

Говение может не распространяться на особую категорию лиц. Прежде всего к ним относятся беременные и кормящие женщины, а также дети. Если будущая мать по каким-либо причинам решает воздержаться от животной пищи, ей необходимо испросить благословения у священника.

То же самое касается в вопросах с детьми. Особенно ревностные родители желают, чтобы их дети также не вкушали молочные и мясные продукты. Но для некоторых детей последние являются вынужденной необходимостью. Чтобы не навредить собственным чадам, лучше сначала посоветоваться с духовником. На любой пост тоже нужно испрашивать разрешения у священнослужителя.

Суббота Акафиста

Рассмотрим вторую уникальную службу Великого поста – Субботу Акафиста. В этот день по нашему Уставу единственный раз в году во время богослужения читается Акафист Пресвятой Богородице.

Немного об Акафисте. Мы сейчас называем акафистом целый жанр песнопений, но на протяжении многих веков Акафист был один – Божией Матери, написанный в VII веке. И только в XIV веке (то есть только через семь веков) появились другие акафисты – Иисусу Сладчайшему, Святителю Николаю и т. д.

Авторство Акафиста Богородице до сих пор не установлено. Некоторые его приписывают еретику-монофелиту патриарху Сергию, некоторые – его секретарю, многие думают, что он написан раньше – святым Романом Сладкопевцем.

Может показаться странным, но самая известная часть Акафиста – кондак «Взбранной Воеводе», с которого он и начинается, с основным содержанием Акафиста не связан, а был добавлен позднее, в VIII веке. Также многие исследователи считают, что и многочисленные «радуйся» были добавлены уже после его написания.

Акафист состоит из 24 строф, в славянской традиции мы их называем кондаки и икосы, в греческой же традиции они именуются икосами. Такое количество строф обусловлено количеством букв греческого алфавита. В оригинале первая строфа начинается со слова «Ангел», первое слово каждой новой строфы – со следующей буквы алфавита, таким образом получается алфавитный акростих.

Первоначально этот акафист употреблялся в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы. Позднее его стали петь в субботу пятой недели Великого поста. Это, во-первых, связано с тем, что в субботу в Константинополе еженедельно совершали праздник и торжественный крестный ход в честь Богородицы, а во-вторых, с тем, что, по преданию, после прочтения Акафиста в 5-ю субботу Великого поста была снята осада Константинополя аварами в 626 году. 

Таким образом, службы пятой недели поста действительно уникальны. Многое теряют те, кто забывает о них. Давайте ходить на эти службы, молитвенно приобщаясь к вершинам византийского гимнотворчества – Великому Канону и Акафисту Богородице.

Воскресенье перед Великим постом

Последний день подготовительных дней — неделя Сыропустная или Прощеное воскресенье. После длительных гуляний люди собираются в церкви. Во время богослужения вспоминают изгнание Евы и Адама из Рая, как бы напоминают, хоть человек отошел от Бога, но всегда у каждого есть своя уникальная возможность вернуться к Отцу, пересмотрев свои поступки, слова и мысли.

В конце литургии священнослужитель просит прощения. Следуя его примеру, все христиане просят прощения друг у друга. В ответ нужно простить и отпустить все обиды, которые не дают покоя голове. Прощение – важный шаг к облегчению души от тяжелых помыслов, нужно войти в пост без всех обид.

Что можно есть по дням в Великий пост 2021

Это самый строгий из всех существующих постов. В 2021 году он начнется 15 марта в понедельник и закончится 1 мая в субботу. В течение семи недель верующим людям православная церковь рекомендует воздерживаться от пищи, которая содержит яйца, рыбу, мясо и молочную продукцию.

Не придерживаться поста могут женщины в период беременности, маленькие дети и люди, имеющие проблемы со здоровьем.

Подготавливаясь к Великому посту в 2021 году, православные верующие должны знать, что можно есть по дням и какие продукты разрешено включить в рацион. Чтобы оставаться здоровым на протяжении всего поста, нужно правильно питаться. Только так можно обеспечить поступление в организм всех необходимых витаминов и питательных веществ вместе с пищей.

Основные продукты в период самого строгого поста: блюда из фруктов, овощей, таких как морковь, репчатый лук, свекла, капуста, бобовые, разные сорта орехов, яблоки, цитрусовые, сухофрукты.

Сладкое, соленое, копченое, жареное можно будет отведать уже после Пасхи. Все продукты желательно есть в сыром виде или готовить на пару. Также подходит запекание в духовке и отваривание.

В постное меню могут входить:

  1. Злаки и каши. Разрешено готовить только на воде. Молочные блюда есть запрещено. Готовые каши нельзя заправлять сливочным маслом. Каши лучше разваривать до получения тянущейся консистенции.
  2. Фрукты и овощи. Их можно есть в сыром виде, отваривать, запекать в духовке, готовить на пару или тушить до готовности;
  3. Хлеб. Можно есть только черный. По желанию можно приобрести сухие хлебцы, которые продаются в отделах диетического питания.
  4. Бобовые, баклажаны, арахис и грибы нужно есть, чтобы восполнить недостающее количество белка в организме. Чечевица, нут, горох, соя, фасоль, бобы — главные источники белка для постящихся людей. Блюда, приготовленные из бобовых, станут хорошей заменой мясным. Если вы не можете отказаться от употребления молочных продуктов, на время поста постарайтесь заменить их молоком, сырами и йогуртом, которые готовятся из сои.
  5. Масло подсолнечное. Станет прекрасным источником жирорастворимых витаминов и жиров. Можно добавлять в гарниры и овощные салаты в качестве заправки. Подсолнечное масло разрешено употреблять только в дни не строгого поста.
  6. Рыбу можно есть только в Вербное воскресенье и на Благовещение Пресвятой Богородицы. Обжаривать рыбу в масле не рекомендуется. Лучше отварить, приготовить на пару, потушить или запечь в духовке.
  7. Мед. Станет прекрасной заменой десертам. Также пчелиный продукт можно добавлять во время приготовления других блюд: каш, фруктовых киселей, выпечки и компотов.
  8. Хлебобулочные и кондитерские изделия. Во время Великого поста разрешается употреблять только те продукты, в приготовлении которых не были использованы молочная продукция и яйца.

В некоторые дни поста разрешено есть макароны, но в их составе не должно содержаться яиц.

Первая неделя поста — самая строгая, поэтому нужно придерживаться всех правил. В первый день нужно отказаться от употребления любой пищи. После, начиная со вторника и заканчивая пятницей, разрешается есть хлеб, сырые овощи и фрукты, соль, мед, орехи и пить воду.  В субботу и воскресенье уже можно приготовить пищу на растительном масле.

Со второй по шестую неделю в понедельник, среду и пятницу важно придерживаться сухоядения, во вторник и четверг разрешается приготовить горячую пищу без добавления масла. В выходные дни — горячие блюда с растительным маслом

Во время всей Страстной седмицы также очень важно придерживаться самого строгого поста. В последнюю неделю перед Пасхой разрешено только сухоядение

В Страстную пятницу нужно отказаться от употребления пищи до того момента, пока из церкви не вынесут плащаницу.

В Благовещение Пресвятой Богородицы и Вербное воскресенье в меню можно включить рыбу и морепродукты. В Лазареву субботу можно съесть немного рыбной икры.

Порции приготовленных блюд должны быть небольшими. Желательно есть медленно, тщательно пережевывая еду, только так чувство сытости наступит до окончания принятия пищи.

Согласно монастырскому уставу, все перечисленные правила нужно обязательно соблюдать в Великий пост в 2021 году. Поэтому людям, которые планируют придерживаться поста, нужно знать, что можно есть по дням.

Возвышение духа через укрощение плоти

Начало обычаю держать Великий пост положил сам Иисус Христос, 40 дней проведя в пустыне без воды и еды, в непрестанной молитве и противостоянии искушениям злого духа. В память об этом событии – а ещё о последних днях жизни Сына божьего на земле – христиане и возлагают на себя ежегодный духовный подвиг поста и молитвы. Возлагают добровольно:

  • кто-то – по требованию церковных устоев;
  • кто-то – за компанию, из любопытства или по велению моды;
  • кто-то – с чётким пониманием того, что и зачем делает.

Несложно догадаться, что последний подход и разумнее, и правильнее. Выдержать отказ от любимых лакомств в пользу скучных постных блюд, перетерпеть нехватку развлечений, углубиться в молитвы и чтение Священного Писания, не отдавая себе твёрдого отчёта, зачем это нужно, бесконечно трудно!

Для чего же человеку подвергать себя столь непростому испытанию?

  • Период воздержания, словно хорошая тренировка, укрепляет душу, как беговая дорожка и гантели укрепляют тело. Получив опыт «смирения плоти» во время 48 весенних дней, в будущем мы легче противостоим её позывам. И уже не желудок руководит нашими поступками, не гормоны, не инстинкт – одна лишь разумная свободная воля.
  • Время духовного самосовершенствования предполагает контроль не только за тем, что попадает к нам в рот, но и тем, что из него вылетает. Мы учимся отслеживать свои слова и действия, желания и мысли, движения души. И становимся чуточку терпимее. Добросердечнее. Отзывчивее к чужим проблемам и радостям.
  • Пост облегчает молитву. Замечали, как тяжело сосредоточиться, когда желудок полон тяжёлой пищи? Мысли рассеиваются и путаются, клонит в сон… Временный же переход на постные салаты и каши без масла проясняет ум, обостряет восприятие и укрепляет молитву.