Ударение в словах «банты», «шарфы», «склады», «лифты»

Почему то́рт – то́рты, но мо́ст – мосты́?

Логичный вопрос: почему в слове то́рты ударным остается корень, хотя в других похожих словах ударение может смещаться на окончание? Например: строить мо́ст – не было мостá – петербургские мосты́. Неужели нет единых правил?

Правила постановки ударения в русском языке, конечно, существуют: иначе нам бы приходилось запоминать все формы каждого слова отдельно. Однако эти орфоэпические правила (правила произношения) не так однозначны, как орфографические. Иногда они даже допускают разные варианты произношения: тво́рог или творо́г.

Существительные в русском языке делят на шесть акцентных групп. Слова «торт» и «мост» принадлежат к разным акцентным группам, и потому ударения в них ставятся по-разному.

Торт относится к группе с постоянным ударением на основе. В нее же входят слова вроде знак, класс, литр, метр, текст .

Мост относится к группе, где ударение переходит с основы на окончание. В эту же группу входят такие слова, как: дар – дары́, мир – миры́, ряд – ряды́, суп – супы́ .

Источник статьи: http://www.anews.com/p/123830710-udarenie-v-slove-torty-kak-postavit-ego-pravilno-torty-i-torty/

Значение

Слово «бант» в русском языке употребляется в следующих значениях (см. рисунок и перечень ниже):

  1. Разновидность простого прямого узла (который моряки называют «бабским») со свободно выпущенными петлями, поз. А на рис. На банты чаще всего завязывают шнурки обуви (поз. Б); иногда – бархотки на шею (поз. В), сделанные наспех медицинские повязки и т.п. Синоним «бантик».

  2. Украшение с петлями, связанное из ленты, поз. Г – Е. Узлы, которыми вяжутся декоративные банты, могут быть очень сложными, которые вывязал бы не каждый боцман старого парусного флота. Частичные синонимы «декоративный бант», «ёлочный бант», «парадный бант», «праздничный бант» и т.п. сообразно ситуации.
  3. В переносном значении – сшитое, сколотое булавками, склеенное и т.п. украшение, с виду похожее на декоративный бант.
  4. В прямом значении, устаревшее – бант к ордену, дополнительный знак отличия к награде. На поз. Ж рис. – старый российский орден Св. Владимира с бантом. Бант к ордену означал дополнительную выплату к отличию, и, скорее всего, благоволение начальства, но не непременное повышение степени награды, и, следовательно, соответствующего служебного ранга, чина и гражданских прав (права на дворянство, на титул уже во дворянстве, и пр.). С упразднением Табели о рангах надобность в бантах к орденам отпала.
  5. В теперешней России георгиевский бант это лента современных георгиевских цветов (дореволюционные были другими), свёрнутая простой или двойной петлёй и сшитая либо сколотая. В определённых кругах считается признаком хорошего тона и выражением связи времён зашпиливать георгиевские банты значками с советской символикой (поз. З) и наградами СССР (поз. И). Но в последнем случае легко переборщить до кощунства как с крайне «левой», так и с крайне «правой» точек зрения. Например, орден Красной Звезды на поз. И – первая послереволюционная боевая награда. Белые его, а красные георгиевскую ленту, чтили не больше, чем кошерный иудей – нацистскую свастику. Историческая память и произвольное перекраивание истории под надуманную идеологию – очень и очень разные вещи. Результаты, естественно, получаются прямо противоположные.
  6. В ювелирном деле «бант» это ювелирное изделие в виде банта (см. рис. справа): «брошь – алмазный бант с крупной жемчужиной»; «Предлагаем в ассортименте недорого подвески – банты с кристаллами Сваровски», и т.п.

Способы запоминания

Некоторые люди рекомендуют запоминать правильное произношение этого существительного, ориентируясь на якобы проверочное слово — «бАнтик». Это не совсем правильно, ведь такие проверки не работают с подвижными ударениями и вносят путаницу. Например, если использовать этот способ для существительного «гербЫ», то получится, что ударение нужно ставить на первый слог, а это неверно.

Другой способ — запомнить все существительные с неподвижным ударением и больше не путаться. Но это довольно сложно, да и со временем список будет стираться из памяти.

Лучше воспользоваться другими способами, которые позволят легко и надолго запомнить грамотное произношение.

Рифма

Один из лучших способов запоминания. Бывает так, что при возникновении сомнений в произношении той или иной фразы в памяти просто всплывает короткий стишок или кусочек песни, заученный еще в детстве.

Для запоминания ударения в слове «банты» можно использовать стишок-лозунг:

Также можно использовать образ принцессы:

Или представить балерину:

Также «бАнты» рифмуются с множеством других существительных:

  • пуанты;
  • практиканты;
  • комедианты;
  • музыканты;
  • официанты и т. д.

Можно выбрать из этого списка и придумать свой оригинальный стишок. Главное, чтобы он был ярким и запоминающимся.

Ассоциации

Еще один хороший способ запомнить произношение — придумать яркий образ с логическим объяснением. Мозг очень любит ассоциации и легко их воспринимает, а затем воспроизводит.

Например, в слове «бАбочки», как и в слове «бАнты», ударным является первый слог. Да и внешне яркий бантик очень напоминает бабочку. Если представить в волосах у озорной девчушки бабочки вместо бантов, то можно легко запомнить этот яркий образ, а затем воспроизвести логическую цепочку.

А если «заставить» эту девочку ловить в сачок порхающие бантики вместо бабочек, то образ станет еще ярче и еще легче запомнится.

История

Если устроить небольшой экскурс в историю и узнать, откуда пришло в русский язык существительное «бант», можно легко запомнить правильное его произношение.

Русский бантик произошел от польского bant, который, в свою очередь, пришел из немецкого языка. А в переводе с немецкого band — это лента.

И действительно, если посмотреть на бантик, то становится очевидно, что это лента, завязанная определенным способом. Получается, «бант» и «лента» — родственники.

Более того, в обоих существительных ударение является неподвижным и находится в корне. Но, в отличие от «бантов», вряд ли кто-то будет испытывать сложности с произношением «лент».

Если запомнить это логическое обоснование, то можно использовать «ленты», как основу для правильного ударения в слове «банты». Усилить этот образ для лучшего запоминания можно фразой «если завязать красиво лЕнты, то получатся большие бАнты».

Ударение и зрительная память

Есть довольно много людей, которые обладают хорошей зрительной памятью. В таком случае, можно просто распечатать список наиболее часто употребляемых существительных с неподвижным ударением. Ударную гласную нужно обязательно выделить размером и цветом, чтобы сделать акцент для зрительного восприятия.

В таком случае лучше именно распечатать список, а не учить его с компьютера. Ведь по последним данным, лучше воспринимается и запоминается информация из источника, который человек держит в руках.

Еще лучше написать этот список собственной рукой, выделяя маркером ударные гласные и проговаривая слова. В таком случае будут задействованы несколько видов памяти, и информация отложится лучше.

Чтобы выбрать оптимальный способ запоминания правильного произношения всех форм слова «бант», нужно рассмотреть перечисленные выше варианты. А затем выбрать для себя более подходящий и привычный. Со временем это существительное будет без труда всплывать в памяти с верным ударением.

Очень важно говорить красиво и правильно, ведь грамотная речь — один из важнейших атрибутов культурного человека

Правильное ударение в слове “ЗОНТЫ”

“ЗОНТЫ” – это форма множественного числа неодушевленного существительного “зонт”.

Слово “зонт” происходит от существительного “зонтик”, которое в свою очередь произошло от нидерландского “zonnedek”, что в переводе означает“навес от солнца”.

Со значением и этимологией слова разобрались, теперь определимся с правильным произношением.

Для этого разобьем слово на фонетические слоги:

В слове “зонты” 2 слога, 5 букв и 5 звуков.

Так, какой же слог является ударным в данном слове?

В разговорной речи бытует два варианта произношения слова “зонты”:

  • “з о́ нты”, где ударение падает на гласную букву “о” первого слога,
  • “зонт ы́ “, где ударение падает на гласную букву “ы” второго слога.

На какой слог ударение в словах «банты», «шарфы», склады», «лифты»?

В про­из­но­ше­нии форм мно­же­ствен­но­го чис­ла суще­стви­тель­ных тоже нет еди­но­об­ра­зия. У одних слов уда­ре­ние сохра­ня­ет­ся на пер­вом сло­ге во всех падеж­ных фор­мах или, наобо­рот, пере­ме­ща­ет­ся на окон­ча­ние, то есть вто­рой фоне­ти­че­ский слог, напри­мер:

Чтобы узнать, на какой слог пра­виль­но ста­вить уда­ре­ние в инте­ре­су­ю­щих нас сло­вах, раз­де­лим их на фоне­ти­че­ские сло­ги соглас­но коли­че­ству глас­ных зву­ков, име­ю­щих­ся в них:

Эти дву­слож­ные фор­мы име­ни­тель­но­го паде­жа мно­же­ствен­но­го чис­ла суще­стви­тель­ных пра­виль­но ска­жем, если голо­сом выде­лим глас­ный звук в пер­вом фоне­ти­че­ском сло­ге.

Имеем в виду, что в рус­ском язы­ке эти лек­се­мы при­над­ле­жат к сло­вам с фик­си­ро­ван­ным уда­ре­ни­ем. При их изме­не­нии по паде­жам и чис­лам уда­ре­ние не сме­ща­ет­ся с кор­ня на глас­ные зву­ки окон­ча­ний.

Убедимся в этом, изме­нив по паде­жам рас­смат­ри­ва­е­мые суще­стви­тель­ные в фор­ме мно­же­ствен­но­го чис­ла:

  • и. п. (что?) ба́нты, ша́рфы, скла́ды, ли́фты
  • р. п. нет (чего?) ба́нтов, ша́рфов, скла́дов, ли́фтов
  • д. п. отдам пред­по­чте­ние (чему?) ба́нтам, ша́рфам, скла́дам, ли́фтам
  • в. п. видим (что?) ба́нты, ша́рфы, скла́ды, ли́фты
  • т. п. любу­ешь­ся (чем?) ба́нтами, ша́рфами, скла́дами, ли́фтами
  • п. п. раз­ду­мы­ва­ем (о чём?) о ба́нтах, о ша́рфах, о скла́дах, о ли́фтах

Слова «бан­ты», «ша́рфы», «скла́ды» (склад­ские поме­ще­ния), «ли́фты» в соот­вет­ствии с нор­ма­ми орфо­эпии совре­мен­но­го рус­ско­го лите­ра­тур­но­го язы­ка про­из­но­сят­ся с уда­ре­ни­ем на корне сло­ва, то есть на пер­вом сло­ге.

Такое же уда­ре­ние на глас­ном зву­ке пер­во­го фоне­ти­че­ско­го сло­га име­ют ана­ло­гич­ные сло­ва с посто­ян­ным уда­ре­ни­ем:

И, напро­тив, фор­мы мно­же­ствен­но­го чис­ла суще­стви­тель­ных «фрон­ты́», «бор­та́», » кор­ма́» име­ют уда­ре­ние на окон­ча­нии.

Поупражняемся в поста­нов­ке уда­ре­ния в рас­смот­рен­ных сло­вах, про­чи­тав при­ме­ры пред­ло­же­ний.

Примеры

Золотые и сереб­ря­ные ба́нты укра­ша­ли ново­год­нюю ёлку.

На ули­це холод­ный ветер — повя­жи­те ша́рфы!

А какие ша́рфы подой­дут к это­му паль­то?

Вдалеке вид­не­лись мно­го­чис­лен­ные скла́ды.

На скла́ды посту­пи­ло новое обо­ру­до­ва­ние.

В новых домах ско­ро уста­но­вят ли́фты.

Ли́фты уста­рев­шей кон­струк­ции сле­ду­ет демон­ти­ро­вать и поме­нять.

Ударение в слове банты. Как правильно: бАнты или бантЫ?

Банты – множественное число от слова «бант». Ударение падает на первый слог: б а́ нты.

Была она точь-в-точь как сегодня утром, когда её привёз доктор Гаспар Арнери: то же розовое платье, банты, кружева, блёстки. (Ю.К. Олеша. «Три толстяка»)

На платформе сновали солдаты с красными бантами на шинелях, с добротно сделанными новыми винтовками русского образца, но английского происхождения. (М.А. Шолохов. «Тихий Дон»)

Может быть, от пышности белых бантов, но лицо ее казалось очень бледным, она все время ежилась, как будто ее знобило… (Валентина Осеева. «Динка»)

Перед Андреем стояла неспокойная девочка с огромными грязными бантами в волосах. (Виктор Пелевин. «Желтая стрела»)

А у девчонок такие банты огромные, фартуки белые. (Андрей Геласимов. «Фокс Малдер похож на свинью»)

Слово «бант» происходит от немецкого Band, означающего «лента». Заимствование, по-видимому, произошло через польский язык.

Это существительное мужского рода, относящееся ко второму склонению. Ударение на первый слог сохраняется во всех числах и падежах.

Источник статьи: http://www.anews.com/p/128425376-udarenie-v-slove-banty-kak-pravilno-banty-ili-banty/

Как запомнить правильное ударение в трудных словах

Для этого предлагаю использовать несколько простых, но эффективных приемов.

1.Объединяем похожие для запоминания слова в группы.

шарф — шАрфы, бант — бАнты, торт — тОрты, кран — крАны

водопровОд — трубопровОд — газопровОд — нефтепровОд

2. Составляем по 2-3 предложения со словами задания №4 с обязательной постановкой ударения и прочитыванием вслух составленных предложений.

Можно усложнить задание и использовать не одно, а 2-3 слова в одном предложении.

Ба́нты у Веры смотрелись краси́вее, чем у Нади.

Лидия Ивановна не звони́т, потому что очень занята́ доставкой то́ртов.

3. Составляем небольшой текст со словами задания №4 с обязательной постановкой ударения и прочитыванием вслух.

Это задание способствует также развитию речи и расширению кругозора ребенка.

Например, слово сИлос.

Си́лос — это сочный корм для сельскохозяйственных животных. Си́лос получают путём заквашивания измельчённой зелёной массы травянистых растений, пригодной для корма животных и птиц. Си́лос обладает высокими питательными свойствами, содержит много витаминов. Си́лос улучшает пищеварение, способствует усвоению других грубых кормов. Си́лос содержат в специальных си́лосных хранилищах. В них си́лос может не терять своих ценных свойств в течении нескольких лет.

Для использования этих двух приемов хорошо пользоваться орфоэпическим словарем ударений, составленным специально из слов, встречающихся в ВПР 4 класса. Он приводится в конце статьи. Видя перед собой все слова, ребенку удобнее будет выполнять задания. Особенно это будет полезно на этапе закрепления.

4. Делим все слова на 3 группы в зависимости от того, на какой слог падает ударение.

Эти памятки помогут запомнить правильную постановку ударения в словах.

5. Запоминаем правильное ударение с помощью стихов.

Свёкла плакать начала,До корней намокла:– Я, ребята не свекла,Я, ребята, свЁкла.(П. Синявский)

Сперва –Их на кусочки режьте.А следом –Открывайте рты –И с наслажденьемТОрты ешьте!Ошибкой будетЕсть тортЫ!(С. Белорусец)

Отлетела от костраИ погасла быстро –Коль неверно, то искра,Если верно – Искра. (С. Белорусец)

Он – начальникИ в моментНам подпишет докумЕнт.

Красит стены нам маляр.Полки делает столЯр.

Для строителей в моментМашина привезет цемЕнт.

Как работать неохота!Одолела нас дремОта.

Вот – ведро,Вот – мусор.Вот – длинныйМусоропровОд.

Этот камень очень сильныйИ достаточно красивый.Бей его хоть целый день.Не расколется кремЕнь.

Чтоб скорей в библиотекеОтыскать ты книгу смог,В ней бывает картотека,Специальный каталОг.

На полке сметана,На полке творОг.Хотел кот слизать,Но достать он не смог.

В тот же день царица злая,Доброй вести ожидая,Втайне зеркальце взялаИ вопрос свой задалА…(А. Пушкин)

Для приземленья попросиПилота выпустить шассИ.(И. Агеева)

Солнце. Жарко. ПривезиНам для окон жалюзИ.(И. Агеева)

Прежде чем дела кончать,Нужно их сперва начАть.(И. Агеева)

Если есть в тебе таланты,Завяжи на праздник бАнты.Без талантов если ты,Повяжи себе бантЫ.(И. Агеева)

В тюрьме три года будет вор –Судом объявлен приговОр.(И. Агеева)

Тяжела была работа –В теле всём теперь ломОта.(И. Агеева)

Жалко весь, так дайте хотьКекса вашего ломОть.(И. Агеева)

Не налезли шорты –Долго ели тОрты!

Срубили ель,Сорвали щавЕль.

Наша баба ФёклаКрасная, как свЁкла!»

Как у нашей МарфыВсе в полоску шАрфы.

Я ужасно утомлённый –Брат не спит новорождЁнный.Не смыкает ночью глаз,Криком громким будит нас.(И. Агеева)

6. Используем для запоминания ассоциации.

Для повышения эффективности рекомендую не давать детям готовых ассоциаций, а проделать это задание вместе с ними, где ученики сами подберут ассоциативные цепочки.

Запоминалка для слов со сложным ударением

ФенОмен звонИт по средАм, ПринЯв договОр по годАм, Он Отдал экспЕртам эскОрта ХодАтайство аэропОрта.

Не говори катАлог, а только каталОг.

А твОрог? Можно твОрог, а можно и творОг!

Я взял муку и взял творОг – Испек рассыпчатый пирог.

Уранение в слове “Свёкла”

Фёкла красная, как свЁкла!

*** В огороде баба Фёкла, у нее на грядке свЁкла!

СвЁкла плакать начала,

До корней промокла.

Я, ребята, не свеклА,

Ударение в слове “Звонит”

ЗвонИт звонарь, ЗвонЯт в звонок, Чтоб ты запомнить верно смог.

Мой сосед-незнайка стонет – Телефон его не звОнит. Аппарат-хитрец молчит, Ждёт, когда кто позвонИт.

Ударение в слове “Торты”

Сперва – Их на кусочки режьте. А следом – Открывайте рты – И с наслажденьем ТОрты ешьте! Ошибкой будет Есть тортЫ! (С. Белорусец)

Долго ели тОрты – Не налезли шОрты!

Ударение в слове “Мусоропровод”

Вот – ведро, вот – мусор, вот – Длинный мусоропровОд.

Ударение в слове “Шасси”

Для приземленья попроси Пилота выпустить шассИ.

На какой слог ударение в словах «банты», «шарфы», склады», «лифты»?

В про­из­но­ше­нии форм мно­же­ствен­но­го чис­ла суще­стви­тель­ных тоже нет еди­но­об­ра­зия. У одних слов уда­ре­ние сохра­ня­ет­ся на пер­вом сло­ге во всех падеж­ных фор­мах или, наобо­рот, пере­ме­ща­ет­ся на окон­ча­ние, то есть вто­рой фоне­ти­че­ский слог, напри­мер:

  • шприц — шпри́цы, шпри́цев,
  • герб — гер­бы́, гербо́в.

Чтобы узнать, на какой слог пра­виль­но ста­вить уда­ре­ние в инте­ре­су­ю­щих нас сло­вах, раз­де­лим их на фоне­ти­че­ские сло­ги соглас­но коли­че­ству глас­ных зву­ков, име­ю­щих­ся в них:

  • ба́н-ты
  • ша́р-фы
  • скла́-ды
  • ли́-фты

Эти дву­слож­ные фор­мы име­ни­тель­но­го паде­жа мно­же­ствен­но­го чис­ла суще­стви­тель­ных пра­виль­но ска­жем, если голо­сом выде­лим глас­ный звук в пер­вом фоне­ти­че­ском сло­ге.

Имеем в виду, что в рус­ском язы­ке эти лек­се­мы при­над­ле­жат к сло­вам с фик­си­ро­ван­ным уда­ре­ни­ем. При их изме­не­нии по паде­жам и чис­лам уда­ре­ние не сме­ща­ет­ся с кор­ня на глас­ные зву­ки окон­ча­ний.

Убедимся в этом, изме­нив по паде­жам рас­смат­ри­ва­е­мые суще­стви­тель­ные в фор­ме мно­же­ствен­но­го чис­ла:

  • и. п. (что?) ба́нты, ша́рфы, скла́ды, ли́фты
  • р. п. нет (чего?) ба́нтов, ша́рфов, скла́дов, ли́фтов
  • д. п. отдам пред­по­чте­ние (чему?) ба́нтам, ша́рфам, скла́дам, ли́фтам
  • в. п. видим (что?) ба́нты, ша́рфы, скла́ды, ли́фты
  • т. п. любу­ешь­ся (чем?) ба́нтами, ша́рфами, скла́дами, ли́фтами
  • п. п. раз­ду­мы­ва­ем (о чём?) о ба́нтах, о ша́рфах, о скла́дах, о ли́фтах

Слова «бан­ты», «ша́рфы», «скла́ды» (склад­ские поме­ще­ния), «ли́фты» в соот­вет­ствии с нор­ма­ми орфо­эпии совре­мен­но­го рус­ско­го лите­ра­тур­но­го язы­ка про­из­но­сят­ся с уда­ре­ни­ем на корне сло­ва, то есть на пер­вом сло­ге.

Такое же уда­ре­ние на глас­ном зву­ке пер­во­го фоне­ти­че­ско­го сло­га име­ют ана­ло­гич­ные сло­ва с посто­ян­ным уда­ре­ни­ем:

  • кра́ны
  • то́рты

И, напро­тив, фор­мы мно­же­ствен­но­го чис­ла суще­стви­тель­ных «фрон­ты́», «бор­та́», » кор­ма́» име­ют уда­ре­ние на окон­ча­нии.

Поупражняемся в поста­нов­ке уда­ре­ния в рас­смот­рен­ных сло­вах, про­чи­тав при­ме­ры пред­ло­же­ний.

Примеры

На празд­ник завя­жи­те белые ба́нты.

Золотые и сереб­ря­ные ба́нты укра­ша­ли ново­год­нюю ёлку.

На ули­це холод­ный ветер — повя­жи­те ша́рфы!

А какие ша́рфы подой­дут к это­му паль­то?

Вдалеке вид­не­лись мно­го­чис­лен­ные скла́ды.

На скла́ды посту­пи­ло новое обо­ру­до­ва­ние.

В новых домах ско­ро уста­но­вят ли́фты.

Ли́фты уста­рев­шей кон­струк­ции сле­ду­ет демон­ти­ро­вать и поме­нять.

4 задание ВПР 4 класс русский язык

Произнеси данные ниже слова, поставь в них знак ударения над ударными гласными. Так звучит формулировка задания №4 в ВПР 4 класса по русскому языку. Казалась бы все просто, но упражнение таит в себе некоторые «подводные камни».

Очень часто ребенок, да порой и взрослый человек, произнося те или иные слова, неправильно ставит ударение. Это происходит по ряду причин. Например, так говорят в семье или в том месте, где проживает человек, а может быть просто по привычке. Но какова бы не была причина, ребенок при написании работы ВПР по русскому языку, должен будет поставить правильное ударение в словах.

Как правило, в задании предлагается 4-5 слов. Если ребенок выполнит все задание верно, то получит 2 балла, при наличии 1 ошибки — 1 балл, наличие 2 и более ошибок обнуляет возможные баллы полностью.

Терять баллы никому не хочется, тем более на таком несложном задании. Поэтому необходимо выделить некоторое время на отработку данного упражнения. Дети достаточно быстро запоминают правильную постановку ударения и начинают выполнять это задание быстро и правильно.

Ударение в слове банты. Как правильно: бАнты или бантЫ?

Банты – множественное число от слова «бант». Ударение падает на первый слог: б а́ нты.

Была она точь-в-точь как сегодня утром, когда её привёз доктор Гаспар Арнери: то же розовое платье, банты, кружева, блёстки. (Ю.К. Олеша. «Три толстяка»)

На платформе сновали солдаты с красными бантами на шинелях, с добротно сделанными новыми винтовками русского образца, но английского происхождения. (М.А. Шолохов. «Тихий Дон»)

Может быть, от пышности белых бантов, но лицо ее казалось очень бледным, она все время ежилась, как будто ее знобило… (Валентина Осеева. «Динка»)

Перед Андреем стояла неспокойная девочка с огромными грязными бантами в волосах. (Виктор Пелевин. «Желтая стрела»)

А у девчонок такие банты огромные, фартуки белые. (Андрей Геласимов. «Фокс Малдер похож на свинью»)

Слово «бант» происходит от немецкого Band, означающего «лента». Заимствование, по-видимому, произошло через польский язык.

Это существительное мужского рода, относящееся ко второму склонению. Ударение на первый слог сохраняется во всех числах и падежах.

Источник статьи: http://www.anews.com/p/128425376-udarenie-v-slove-banty-kak-pravilno-banty-ili-banty/

Туфля – на какой слог поставить ударение? Правильное ударение в слове туфля

Туфля – это низкая обувь, закрывающая ногу не выше щиколотки. Туфли бывают как женскими, так и мужскими.

В русский язык это заимствование попало из немецкого, где «tuffel» означало «башмак». Употребляется со времен Петра Великого. Тогда использовался ныне устаревший вариант «туфель», в мужском роде.

Ударение ставится на первый слог: т у́ фля, т у́ фли, пара т у́ фель.

Ту́фля слетела с ноги куклы и попала в лампу. (Ю.К. Олеша. «Три толстяка»)

Я и в прошлый раз говорил тебе: мне нужна ту́фля Золушки. (Владимир Орлов. «Альтист Данилов»)

Илья Ильич лежал небрежно на диване, играя ту́флей, ронял ее на пол, поднимал на воздух, повертит там, она упадет, он подхватывает с пола ногой… (И.А. Гончаров. «Обломов»)

Девушки с ту́флями в руках шлепали по лужам. (Анатолий Рыбаков. «Кортик»)

Тень шпаги медленно и неуклонно удлинялась, подползая к черным ту́флям на ногах сатаны. (М.А. Булгаков. «Мастер и Маргарита»)

Почему у него были твои ту́фли? (Василий Аксенов. «Апельсины из Марокко»)

Один из способов запомнить правильное ударение: «ту́фля» – так же, как в уменьшительном варианте «ту́фелька».

Или вспомните, что неправильное ударение высмеивается в кинофильме «Кавказская пленница». Там Трус (герой Георгия Вицина), умыкнув у Балбеса и Бывалого купюру, выдает реплику сразу со всеми возможными ошибками: «Чей туфля́? О, моё».

https://youtube.com/watch?v=X_Xf8BKWwJI

Ударение в слове банты. Как правильно: бАнты или бантЫ?

Банты – множественное число от слова «бант». Ударение падает на первый слог: б а́ нты.

Была она точь-в-точь как сегодня утром, когда её привёз доктор Гаспар Арнери: то же розовое платье, банты, кружева, блёстки. (Ю.К. Олеша. «Три толстяка»)

На платформе сновали солдаты с красными бантами на шинелях, с добротно сделанными новыми винтовками русского образца, но английского происхождения. (М.А. Шолохов. «Тихий Дон»)

Может быть, от пышности белых бантов, но лицо ее казалось очень бледным, она все время ежилась, как будто ее знобило… (Валентина Осеева. «Динка»)

Перед Андреем стояла неспокойная девочка с огромными грязными бантами в волосах. (Виктор Пелевин. «Желтая стрела»)

А у девчонок такие банты огромные, фартуки белые. (Андрей Геласимов. «Фокс Малдер похож на свинью»)

Слово «бант» происходит от немецкого Band, означающего «лента». Заимствование, по-видимому, произошло через польский язык.

Это существительное мужского рода, относящееся ко второму склонению. Ударение на первый слог сохраняется во всех числах и падежах.

Источник статьи: http://www.anews.com/p/128425376-udarenie-v-slove-banty-kak-pravilno-banty-ili-banty/