Морфологический разбор «терпите»

Содержание

Укажите спряжение глаголов : стелить, строить, терпеть, быть?

Укажите спряжение глаголов : стелить, строить, терпеть, быть.

Wake up, get up, have breakfast, get dressed, leave home, go to school, have a snack, get home, do homework, go to bed.

Пишется Сделать, русский учи. Частыми — прилагательное( волнистая линия) голосами — существительное — дополнение ( пунктир) ноют — глагол ( две черты) соловьи — существительное — подлежащее( одна черта), зяблики — подлежащее( одна черта), певчие — п..

Непроизносимая согласная т, правописание сочитание стн.

Беречь себя для учебы для меня означает возможность правильно расставить жизненные приоритеты. Это означает ежедневное планирование того, сколько времени потратить на свое образование, приобретение новых знаний и умений. Конечно, замечательно целым..

1. Ветер 2. Снег или иней 3. Ветер 4. Дорога.

Начальная форма : ТРИДЦАТЬ Часть речи : числительное (количественное) Грамматика : именительный падеж Формы : тридцать, тридцати, тридцатью Начальная форма : СЕМЬ Часть речи : числительное (количественное) Грамматика : именительный падеж Формы : семь..

Грач — птица перелётная. 1)Период прилета в разных местообитаниях падает на период с февраля по апрель 2)Немного похожа на ворону, очень красивая и умная птица 3)Длина 45—47см. Перья чёрные, с фиолетовым отливом. У взрослых птиц основание клюва го..

А что? А чем? Помоч — то.

1. Фонетический — по звукам 2. Морфемический — по морфемам (частям слова : корень, окончание и т. Д. ) 3. Морфологический — разбор слова как часть речи (постоянн. И непостоянн. Признаки, роль в предложении, нач. Форма) 4. Синтаксический — разб..

В деревне весной немало дел. Как только появится солнышко, уже слышатся торопливые шаги. Людям надо торопиться на работу. Заскрипели ворота коровника. Оттуда доносится дружное мычание коров. Пастух выгоняет их на луг. Коровы на лугу пасутся цел..

«Терпим» (имя прилагательное)

Значение слова «терпимый» по словарю С. И. Ожегова

  • Такой, что можно терпеть, с которым можно мириться
  • Умеющий без вражды, терпеливо относиться к чужому мнению, взглядом, поведению

Морфологический разбор имени прилагательного

  • I Часть речи: имя прилагательное;
  • IIНачальная форма: терпимый — единственное число, мужской род, именительный падеж;
  • IIIМорфологические признаки:
    • А. Постоянные признаки:

      Разряд по значению: качественное

    • Б. Непостоянные признаки:
  • IV Синтаксическая роль:

именная часть сказуемого

Склонение имени прилагательного по падежам

Именительный падеж Какой?терпимый Какое?терпимое Какая?терпимая Какие?терпимые
Родительный падеж Какого?терпимого Какого?терпимого Какой?терпимой Каких?терпимых
Дательный падеж Какому?терпимому Какому?терпимому Какой?терпимой Каким?терпимым
Винительный падеж Какого? Какой?терпимого, терпимый Какого? Какое?терпимое Какую?терпимую Каких? Какие?терпимые, терпимых
Творительный падеж Каким?терпимым Каким?терпимым Какой?терпимою, терпимой Какими?терпимыми
Предложный падеж О каком?терпимом О каком?терпимом О какой?терпимой О каких?терпимых

Степени сравнения

терпимый терпимее, терпимей, потерпимее, потерпимей

Разобрать другое слово

Введите слово для разбора:Найти

Ко II спряжению относятся:

  • все глаголы с окончанием на -ить (кроме 4 глаголов-исключений*): строить, поить, хранить, носить, гнить, кроить, морить и т. д.;
  • 11 глаголов-исключений с окончанием на -еть, -ать: гнать, держать, дышать, слышать, смотреть, видеть, обидеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, вертеть.

* Глаголы-исключения (относятся к I спряжению): брить, стелить, зыбиться, зиждиться.

Отвечает на вопрос «что делать?»: бегать, работать, писать, думать, расти, складывать.

Невозвратные глаголы не имеют постфикса -ся (-сь) и могут быть переходными или непереходными: идти, чистить, записать, радовать, завести, обидеть, научить.

Глаголы в изъявительном наклонении обозначают действие, которое происходило, происходит или будет происходить.

Отвечают на вопросы:

  • 1 лицо — «что делаю?», «что сделаю?»: я строю, я построю.
  • 2 лицо — «что делаешь?», «что сделаешь?»: ты строишь, ты построишь;
  • 3 лицо — «что делает?», «что сделает?»: он строит, он построит;
  • множественное число — «что делают?», «что сделают?»: они строят, они построят.

Глаголы в изъявительном наклонении могут изменяться по временам, лицам и числам.

Глаголы в первом лице обозначают, что действие совершает сам говорящий, самостоятельно или с кем-то ещё.

С какими местоимениями соотносятся я мы
На какие вопросы отвечают что делаю?, что сделаю? что делаем?, что сделаем?
Какие окончания имеют -у, -ю -ем (I спр.), -им (II спр.)
Примеры я читаю, я почитаю мы читаем, мы почитаем, мы строим, мы построим

Качественными называются прилагательные, которые обозначают:

  • признаки предмета, воспринимаемые органами чувств (запах, вкус, цвет, звук, тактильные свойства, температура): ароматный, сладкий, сиреневый, громкий, шершавый, холодный;
  • внешние, возрастные, физиологические, интеллектуальные признаки людей и животных, а также черты характера: престарелый, молодой, хромой, добрый, хитрый, умный, заботливый;
  • размер, форму, вес, место расположения предметов: высокий, длинный, прямой, круглый, просторный, тяжёлый;
  • оценку говорящего: удобный, обидный, приятный.

Качественные прилагательные могут:

  • образовывать пары синонимов и антонимов: молодой — юный, длинный — короткий;
  • образовывать сравнительные степени: умный — умнее — умнейший;
  • образовывать краткие формы: заботливый — заботлив, приятный — приятен;
  • сочетаться с наречиями меры и степени: очень тесный, весьма умный, довольно молодой;
  • образовывать наречия с окончаниями на -о/-е/-и: красиво, обидно, блестяще, зверски.

Качественные прилагательные отвечают на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?».

Краткие прилагательные отвечают на вопросы «каков?», «какова?», «каково?», «каковы?» и могут склоняться только по родам и числам, а по падежам не могут.

Особенности спряжения разноспрягаемых глаголов

Недаром о русском языке говорят, что он «велик и могуч», и что он является самым сложным в изучении языком. И рассматриваемая тема как раз является прямым тому подтверждением. Например, потому, что существует категория глаголов, которая сразу относится и к первому и второму спряжению одновременно.

Например, глагол «Хотеть». В единственном числе третьего лица он относится к 1-му спряжению (он/она – хочет), а во множественном третьего лица – ко 2-му (они – хотят). Такие глаголы являются исключениями из общепринятых правил и их следует запомнить наизусть: хотеть, чтить, бежать, брезжить.

Еще в русском языке имеется категория глаголов, которые имеют особую систему формирования окончания, например, «есть», «дать» и их производные формы. Их тоже следует запомнить.

Определение спряжения глаголов по личным окончаниям: таблица

Чтобы правильно и грамотно писать, необходимо запомнить простое правило, согласно которому глаголы и разделятся на два типа.

К глаголам первого спряжения относят такие глаголы, у которых при их изменении по лицам и числам преобладают окончания на «е». У глаголов второго спряжения при их изменении в окончаниях преобладает бука «и».

Порой при написании таких слов люди делают досадные ошибки, что негативно сказывается не только на их уровне знания родного языка, но и также влияют на общий имидж.

Согласитесь, если директор какой-либо солидной фирмы, накладывая свою резолюцию на заявление подчиненного, вдруг напишет «Оформеть очередной отпуск», то его авторитет перед подчиненными очень сильно пошатнется

Поэтому школьникам следует уже сейчас уделять вопросам изучения родного языка большое внимание и терпение

Чтобы правильно определить тип спряжения и убедиться, какая буква пишется в суффиксе того или иного глагола, нужно определить, на какой слог падает ударение в этом слове, т.е. убедиться, окончание глагола ударное или безударное.

Как правило, с ударными окончаниями проблем не возникает и даже малограмотному человеку понятно, какую букву «е» или «и» нужно написать в суффиксе.

Первый способ, который позволяет определить тип спряжения, определяется по ударному окончанию самого глагола. Чтобы понять, к какому типу принадлежит тот или иной глагол, его достаточно просклонять по числам и лицам.

Иногда человека может сбить с толку приставка «вы» к глаголу, ведь если она есть, то ударением всегда падает именно на нее, и школьник может перепутать простой глагол с ударным окончанием с безударным глаголом. Чтобы такого не происходило, приставку следует отбросить и рассматривать глагол без нее. Например, выгорит – горит – глагол 2-го спряжения.

Приведем пример

Глагол «Несут»

Сразу определяем ударность иди безударность окончания, у этого глагола окончание ударное, поэтому мы можем его произменять по лицам и числам.

Это означает, что требуемый глагол необходимо произменять, по единственному и множественному числам, применяя к ним местоимения я/мы, ты/вы, он/она /они.

Итак, я – несу, мы – несем, ты – несешь, вы – несете, он/она – несет, они – несут.

Окончания при спряжении глагола такие: -у, -ем, -ешь, -ете, -ет, -ут. Значит это глагол первого спряжения. Вряд ли кто-то после этого захочет написать что-то вроде «он рисуит на асфальте…» или что-то в этом роде.

Глагол «Купить»

У этого глагола окончание тоже ударное, поэтому мы можем его проспрягать по лицам и числам.

Итак, я – куплю, мы – купим, ты – купишь, вы – купите, он/она – купит, они – купят.

Окончания при спряжении глагола такие: -ю, -им, -ишь, -ите, -ит, -ят. Значит это глагол второго спряжения.

Особенности спряжения разноспрягаемых глаголов

Недаром о русском языке говорят, что он «велик и могуч», и что он является самым сложным в изучении языком. И рассматриваемая тема как раз является прямым тому подтверждением. Например, потому, что существует категория глаголов, которая сразу относится и к первому и второму спряжению одновременно.

Например, глагол «Хотеть». В единственном числе третьего лица он относится к 1-му спряжению (он/она – хочет), а во множественном третьего лица – ко 2-му (они – хотят). Такие глаголы являются исключениями из общепринятых правил и их следует запомнить наизусть: хотеть, чтить, бежать, брезжить.

Еще в русском языке имеется категория глаголов, которые имеют особую систему формирования окончания, например, «есть», «дать» и их производные формы. Их тоже следует запомнить.

Ударение в словах

Долго ели тОрты –Не налезли шОрты!

***

ЗвонИт звонарь,ЗвонЯт в звонок,Чтоб ты запомнить верно смог.

ЗвонИт и говорИт.

***

Фёкла красная, как свЁкла!

В огороде баба Фёкла, у нее на грядке свЁкла!

Баба Фёкла копала свЁклу, а Коко Шанель любила щавЕль (от пользователя varik-varvarik)

Срубили ель, сорвали щавЕль.

***

Не говори катАлог, а только каталОг. А твОрог? Можно твОрог, а можно и творОг!

***

ФенОмен звонИт по средАм,ПринЯв договОр по годАм,Он Отдал экспЕртам эскОртаХодАтайство аэропОрта.

***

А у нашей МарфыВсе в полоску шАрфы!

***

Для строителей в моментПривезет шофЁр цемЕнт.

МолЯщий в списки вас включИт,ПонЯвший душу облегчИт.

КорЫсть прокрАлась в квартАл бухгАлтеров. 

В чистоте чтоб жил народ, придуман мусоропровОд.

БАрмен поместил в свой блог каталОг и некролОг.

(прислала Елена Пуриче)

Глаголы-исключения 1, 2 спряжения: что такое спряжение, таблица?

Согласно правилам грамматики – морфологическим признаком глаголов является спряжение. Если твердо знать правила спряжения глаголов, то можно научиться верно определять, какое окончание следует употреблять в том или ином слове.

Давайте в подробностях разберемся, какие глаголы имеют первое спряжение, а какие второе.

Какие из глаголов являются исключениями?

Для определения спряжения применяют различные варианты. Какой выбрать способ, определять вам. Для этого вначале следует определиться с ударением в глаголе. Если ударное окончание, то пишется та буква, которая слышится. И соответственно по окончанию и можно установить, к какому спряжению и относится слово.

Когда на слог окончания не падает ударение, то проверку можно сделать следующим методом: измените форму глагола во МНЖ. число третьего лица. Если в результате получится окончание (ут, ют), то такие глаголы относятся к первому спряжению, а слова с окончаниями (ат, ят) – ко второму. Напомним также, что к первому спряжению относятся, слова с окончаниями:

(ю, у), (ешь), (ет), (ете), (ем), (ют, ут).

Ко второму:

(у, ю), (им), (ишь), (ит), (ите), (ят, ат).

Существует и другой вариант определения спряжения. Для этого слово следует изменить в неопределенную форму. Точнее глагол в этой форме должен отвечать на вопрос: ЧТО СДЕЛАТЬ? Когда в слове будет суффикс ТЬ, перед ним гласная И, то слово причисляется ко второму спряжению. Слова с гласными перед суффиксом ТЬ: (а), (о), (я), (е), (ы), (у) – глаголы первого спряжения.

Примеры глаголов первого, второго спряжения:

Слово поиграешь на конце с безударным окончанием ЕШЬ. Чтобы не делать ошибки в написании глагола, обратите глагол во МНЖ. число, третье лицо. Такие слова должны отвечать на вопрос: ЧТО СДЕЛАЮТ? – Поиграют. А окончание ЮТ – это первое спряжение.

Еще можно проверить и другим методом. Для этого поставим слово в неопределенную форму, Оно должно отвечать на вопрос: ЧТО СДЕЛАТЬ? – Поиграть. Перед суффиксом ТЬ, стоит А, это значит, что глагол имеет первое спряжение.

Далее узнаем, какое спряжение у слова спите. Ударение на второй слог, гласную И, окончание ИТЕ указывает на то, что глагол второго спряжения.

Спряжение глаголов, таблица:

В каком числе? В каком лице? В первом спряжении Во втором спряжении
Какое окончание? К примеру: Какое окончание:

К примеру:

В единственном числе

Первое: я

Второе: ты

Третье: она, он, оно

(у, ю)

(еш)

(ет)

БолтаЮ

БолтаЕШь

БолтаЕТ

(ю, у)

(ишь)

(ит)

ПиляЮ

ПилИШЬ

ПилИТ

Во множественном числе

Первое: мы

Второе: вы

Третье: они

(ем)

(ете)

(ут, ют)

БолтаЕМ

БолтаЕТЕ

БолтаЮТ

(им)

(ите)

(ят, ат)

ПилИМ

ПилИТЕ

ПилЯТ

Примеры и упражнения для самоконтроля

В этом разделе мы приведем несколько примеров и упражнений для самоконтроля знаний, чтобы школьники могли проверить, насколько хорошо они усвоили тему. Ответы будут также приведены здесь в разделе, но мы очень рассчитываем на сознательность детей.

Задание для самоконтроля №1

Выбрать из перечня предложенных глаголов только глаголы первого спряжения.

Шагать, жить, плыть, строить, полоть, колоть, носить, лететь, лаять, ходить, дышать.

Ответы: шагать, жить, плыть, полоть, колоть, лаять.

Объяснение:

Шагать – шагаю, шагаем, шагаете, шагает, шагаете – 1 спр. Жить – живу, живем, живете, живет, живут – 1 спр. Плыть – плыву, плывут, плывете, плывет, плывут – 1 спр. Строить – строю, строишь, строите, строит, строят – 2 спр. Полоть – полю, полешь, полете, полет, полют – 1 спр. Колоть – колю, колешь, колете, колет, колют – 1 спр. Носить – ношу, носишь, носите, носит, носят – 2 спр. Лететь – лечу, летишь, летите, летит, летят – 2 спр. Лаять – лаю, лаешь, лаете, лает, лают – 1 спр. Ходить – хожу, ходишь, ходите, ходит, ходят – 2 спр. Дышать – дышу, дышишь, дышите, дышит, дышат – 2 спр.

Задание для самоконтроля №2

Выбрать из перечня предложенных глаголов только глаголы второго спряжения.

Едешь, гонит, посмотрим, тянем, чистишь, запускать, спряжешь, приготовить, ставим.

Ответы: гонит, посмотрят, чистишь, приготовят, ставят. (Объяснение такое же, как и в предыдущем примере).

Задание для самоконтроля №3

Вставить пропущенные буквы в безударные окончания глаголов.

Спорить – спор_шь, хлопать – хлопа_шь, купаться – купа_шься, помнить – помн_шь, пугаться – пуга_тся, поджарить – поджар_шь, клеить – кле_шь.

Ответы: спорИшь, хлопаЕшь, купаЕшься, помнИшь, пугаЕшься, поджарИшь, клеЕшь.

Задание для самоконтроля №4

Выбрать из предложенных вариантов глаголы первого спряжения и глаголы второго спряжения.

Он барабан_т, он хохоч_т, он шепч_т, он испорт_т, он разруша_т, он люб_т, он обожа_т, он хныч_т, он хвал_т, он волну_т.

Глаголы первого спряжения – он хохочет, он шепчет, он разрушает, он обожает, он хнычет, он волнует. Глаголы второго спряжения – он барабанит, он испортит, он любит, он хвалит.

Задание для самоконтроля №5

Вставить пропущенные буквы в текст.

Все смотр_т телевизор. (вставить букву «я»). Куда ты гон_шь гусей? (вставить букву «и»). Зима стел_ет слежный ковер. (вставить букву «е»). Парикмахер бре_т бороду. (вставить букву «е»). Туристы пил_т и кол_т дрова. (в первом случае вставить букву «я», во втором – «ю»). Учитель скаж_т, куда приходить. (вставить букву «е»). Он кле_т обои. (вставить букву «е»). Ветер колыш_т знамена. (вставить букву «е»). Больной тяжело дыш_т. (вставить букву «и»). Корабль держ_т путь в порт. (вставить букву «и»). Девочка пиш_т письмо. (вставить букву «е»). Ответ завис_т от решения. (вставить букву «и»).

Глаголы ΙΙ спряжения

К гла­го­лам ΙΙ спря­же­ния отно­сят­ся все сло­ва с конеч­ным -и-ть, кро­ме «брить», «сте­лить», «зиждить­ся»:

  • измен и ть
  • бес­по­ко и ть
  • урон и ть

Понаблюдаем, как изме­ня­ет­ся гла­гол совер­шен­но­го вида «уро­нить». Это сло­во име­ет фор­мы про­сто­го буду­ще­го вре­ме­ни с лич­ны­ми окон­ча­ни­я­ми:

  • 1 лицо я урон ю́ — мы уро́н и м
  • 2 лицо ты уро́н и шь — вы уро́н и те
  • 3 лицо он уро́н и т — они уро́н я т .

Ко 2-му спря­же­нию при­над­ле­жат 4 глагола-исключения на -ать и 7 гла­го­лов на -еть:

  • дыш а ть, слыш а ть, гн а ть, держ а ть;
  • смотр е ть, вид е ть, нена­вид е ть, завис е ть, терп е ть, обид е ть, верт е ть.

Чтобы запом­нить эти сло­ва, вос­поль­зу­ем­ся стихами-подсказками.

Алгоритм определения спряжения глагола

Определяя спря­же­ние гла­го­ла, учи­ты­ва­ем, что нали­чие при­ста­вок в соста­ве про­из­вод­ных слов не меня­ет их спря­же­ния:

  • сте­лить (Ι спр.) — рас сте­лить, пере сте­лить, за сте­лить, у сте­лить (Ι спр.);
  • гнать (ΙΙ спр. ) — вы гнать, до гнать, пере гнать, за гнать, ото гнать (ΙΙ спр.)

У воз­врат­ных гла­го­лов то же спря­же­ние, что и у одно­ко­рен­ных невоз­врат­ных:

  • про­щать (Ι спр.) — про­щать ся (Ι спр.);
  • воз­вра­тить (ΙΙ спр.) — воз­вра­тить ся (ΙΙ спр.);

Чтобы пра­виль­но напи­сать без­удар­ные окон­ча­ния гла­го­лов в фор­ме насто­я­ще­го или буду­ще­го вре­ме­ни, исполь­зу­ем сле­ду­ю­щий алго­ритм:

Примеры

Начальная фор­ма «пис а ть» име­ет суф­фикс -а-. Это не глагол-исключение. Значит, «писать» — гла­гол Ι спря­же­ния. Выберем бук­ву «е» в лич­ном окон­ча­нии сло­ва «пи́ш е те».

Начальная фор­ма «оби­деть­ся» вос­хо­дит к гла­го­лу «оби­деть», кото­рый явля­ет­ся исклю­че­ни­ем. Несмотря на конеч­ное бук­во­со­че­та­ние — е ть, это гла­гол ΙΙ спря­же­ния. Правильно пишем сло­во «оби́д и шься» с бук­вой «и» в окон­ча­нии.

Как правильно определить спряжение – три простых шага

Делаете ли вы уроки с ребенком, пишете ли деловое письмо, готовитесь ли к выступлению и оформляете презентацию – вам необходимо уметь правильно определять спряжение. Ведь от спряжения зависит, какое окончание писать в личных формах глаголов. Вы, конечно, помните, что в окончаниях глаголов 1 спряжения пишется Е, второго – И. Если путаете, то легко запомнить такую картинку:

Нет никакой сложности, определить спряжение глагола с ударным окончанием в личной форме. Видишь, под ударением Е – 1 спряжение, И – 2 спряжение. Например, кладЕшь – 1 спряжение, сидИшь – 2 спряжение.

Сложнее обстоит дело у глаголов с безударными личными окончаниями. У таких глаголов спряжение определяется по инфинитиву (начальной форме). Чтобы найти начальную форму глагола, просто задайте вопрос: что делать / что сделать?

Примеры глаголов в начальной форме: спать, сидеть, ждать.

Здесь нужно запомнить, что ко второму спряжению относятся:

все глаголы на –ить (кроме брить, стелить),

7 глаголов на –еть: вертеть, смотреть, видеть, ненавидеть, зависеть, обидеть, терпеть,

4 глагола на –ать: гнать, держать, слышать, дышать.

Проще всего запомнить так:

Дышать, слышать, ненавидеть,

Все остальные глаголы относятся к первому спряжению, кроме разноспрягаемых. Да-да, есть еще и такие, но их всего два: хотеть и бежать (плюс, конечно, все приставочные производные от них: прибежать, захотеть, перехотеть и так далее).

Особенность этих глаголов в том, что в разных формах они имеют окончания и первого, и второго спряжений.

«Хотеть» в единственном числе спрягается как глагол первого типа (хочешь, хочет), а во множественном как глагол 2 спряжения (хотят, хотим).

«Бежать» в 3 лице множественного числа имеет окончание –ут (первого спряжения), в остальных случаях – окончания 2 спряжения.

И еще один секрет. Если вы определяете спряжение глагола с приставкой ВЫ, то ее нужно ВЫбросить, так как она перетягивает ударение на себя.

Например: выгорит – горит. Окончание ударное, слышим и пишем И.

Еще раз приведем алгоритм определения спряжения (важно не пропускать первый пункт!):

  • Поставьте глагол в личную форму (например, в сочетании с местоимением ОН), проверьте, попадает ли окончание под ударение. Если есть приставка ВЫ – отбросьте ее. Если окончание не ударное, то переходите ко второму пункту.
  • Поставьте глагол в начальную форму (отвечает на вопросы что делать / что сделать?)
  • Проверьте, не входит ли он в список 11 глаголов, не является ли разноспрягаемым.

Например, вам нужно определить спряжение глагола: «покупать». Первым делом, поставьте глагол в личную форму и проверьте, не является ли окончание ударным.

Внимание! Часто вы забываете проверить окончание на ударность в личной форме глагола и сразу переходите ко второму пункту. Это в основном и приводит к ошибкам в определении спряжения

В личной форме окончание не под ударением – поставьте глагол в начальную форму:

Глагол на –ать, но он не входит в список «гнать, держать, слышать, дышать» и не является разноспрягаемым, значит, это глагол 1 спряжения.

Итак, научиться правильно определять спряжение несложно, нужно только помнить, что на первом этапе необходимо ставить глагол в личную форму, не забывать про разноспрягаемые глаголы и коварную приставку ВЫ-.

Теперь вы знаете, как определить спряжение глаголов в русском языке.

Статья была полезной? Ставьте лайк, делитесь в соцсетях, подписывайтесь на канал.

Источник статьи:

Как определить глагол второго спряжения

Чтобы опре­де­лить гла­гол вто­ро­го спря­же­ния, поста­вим его в началь­ную фор­му и посмот­рим, есть ли суф­фикс -и- перед окон­ча­ни­ем -ть, напри­мер:

  • строю — стро и ть
  • сохра­ним — сохран и ть
  • отпра­ви­те — отправ и ть.

Все гла­го­лы, закан­чи­ва­ю­щи­е­ся на -и-ть, кро­ме «брить» и «сте­лить», отне­сем ко вто­ро­му спряжению.

Посмотрим лич­ные окон­ча­ния гла­го­ла вто­ро­го спря­же­ния «пере­но­сить»:

  • 1 лицо: я пере­нош у — мы пере­нос и м
  • 2 лицо: ты пере­нос и шь — вы пере­нос и те
  • 3 лицо: он пере­нос и т — они пере­нос я т .

Сделаем вывод, что гла­го­лы вто­ро­го спря­же­ния име­ют лич­ные окончания:

  • -у, -ишь, -ит в фор­мах един­ствен­но­го числа;
  • -им, -ите, -ат/-ят в фор­мах мно­же­ствен­но­го числа.

Сюда же при­со­еди­ним спи­сок глаголов-исключений, кото­рые закан­чи­ва­ют­ся на -а-ть:

  • гна́ть
  • держа́ть
  • слы́шать
  • дыша́ть;

семь гла­го­лов на -е-ть:

  • смотре́ть
  • ви́деть
  • ненавиде́ть
  • верте́ть
  • зави́сеть
  • терпе́ть
  • оби́деть.

Для того что­бы быст­ро и лег­ко их запом­нить, при­ду­ма­ли сти­хи.

«Терпим» (глагол)

Значение слова «терпеть» по словарю С. И. Ожегова

  • Безропотно и стойко переносить что-нибудь (страдание, боль, неудобства)
  • Испытывать что-нибудь
  • Мириться с наличием, существованием когочего-нибудь, поневоле допускать что-нибудь
  • Не требовать срочного исполнения, немедленного решения

Морфологический разбор глагола

  • I Часть речи: глагол;
  • IIНачальная форма: терпеть — инфинитив;
  • IIIМорфологические признаки:
    • А. Постоянные признаки:
      • несовершенный вид
      • невозвратный
      • переходный/непереходный глагол
      • II спряжение (глагол-исключение)
    • Б. Непостоянные признаки:
      • 1) терпим:

        множественное число, изъявительное наклонение, настоящее время, 1-е лицо

      • 2) терпим:

        мужской род, единственное число, настоящее время

  • IV Синтаксическая роль:

сказуемое

Несовершенный вид

Мужской род (ед. число) Что делал?терпелЧто делаю?терплюЧто буду делать?буду терпеть Что делал?терпелЧто делаешь?терпишьЧто будешь делать?будешь терпеть Что делал?терпелЧто делает?терпитЧто будет делать?будет терпеть
Женский род (ед. число) Что делала?терпелаЧто делаю?терплюЧто буду делать?буду терпеть Что делала?терпелаЧто делаешь?терпишьЧто будешь делать?будешь терпеть Что делала?терпелаЧто делает?терпитЧто будет делать?будет терпеть
Средний род (ед. число) Что делало?терпелоЧто делаю?терплюЧто буду делать?буду терпеть Что делало?терпелоЧто делаешь?терпишьЧто будешь делать?будешь терпеть Что делало?терпелоЧто делает?терпитЧто будет делать?будет терпеть
Множественное число Что делали?терпелиЧто делаем?терпимЧто будем делать?будем терпеть Что делали?терпелиЧто делаете?терпитеЧто будете делать?будете терпеть Что делали?терпелиЧто делают?терпятЧто будут делать?будут терпеть

Как определить глагол первого спряжения

У гла­го­ла «мур­лы­кать», как видим, лич­ные окон­ча­ния без­удар­ные, что доста­вит слож­ность в их напи­са­нии. Но по неопре­де­лен­ной фор­ме гла­го­ла, кото­рая закан­чи­ва­ет­ся на -а-ть, отне­сем его к пер­во­му спря­же­нию и напи­шем лич­ные окончания:

  • -у, -ю, -ешь (-ёшь),-ет (-ёт) — в фор­мах един­ствен­но­го числа;
  • -ем (-ём), -ете (-ёте), -ут, -ют — в фор­мах мно­же­ствен­но­го числа.

К пер­во­му спря­же­нию отне­сем все гла­го­лы, в соста­ве кото­рых перед окон­ча­ни­ем -ть име­ют­ся суф­фик­сы, обо­зна­чен­ные бук­ва­ми а, о, у (ну), е, я, напри­мер:

  • а-ть — пла­вать, бро­сать, думать, рисовать;
  • о-ть — про­по­лоть, смо­лоть, зако­лоть, пороть;
  • у (ну) -ть — тонуть, сох­нуть, пере­прыг­нуть, капнуть;
  • е-ть — осме­леть, зачерст­веть, опро­ти­веть, выздороветь,
  • я-ть — веять, зала­ять, маять­ся, учуять.

В этот спи­сок доба­вим глагол-исключение «брить»

  • 1 лицо я бре ю — мы бре е м
  • 2 лицо ты бре е шь — вы бре е те
  • 3 лицо он бре е т — они бре ю т .

и гла­гол «сте­лить»

  • 1 лицо я стел ю — мы стел е м
  • 2 лицо ты стел е шь — вы стел е те
  • 3 лицо он стел е т — они стел ю т .

Как запомнить это несчастное спряжение глаголов

Со школьной скамьи я питал нелюбовь к теме глагольного спряжения. Будучи отъявленным лентяем и обладая природной грамотностью, я не видел причин в том, чтобы разобраться в этой вязкой и нудной теме.

Но! Во-первых, самый лучший способ понять и запомнить что-то – попытаться научить этому другого человека . Во-вторых, если какие-то темы не нравятся, значит, «ты просто не умеешь их готовить».

Итак, как запомнить это несчастное спряжение глаголов?

Трудность состоит в том, что нужно запомнить, во-первых, какие глаголы относятся к I и II спряжению , во-вторых, какие личные окончания имеют эти глаголы в разных формах . А у русского глагола форм очень много.

Начнем со второго пункта. Нам обычно предлагается запомнить множество окончаний.

Для I спряжения: -у (-ю), -ешь (-ёшь), -ет (-ёт), -ем (-ём), -ете (-ёте), -ут (-ют).

Для II спряжения: -у (-ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -ат (-ят).

Сейчас я вычеркну из этого списка всё, что запоминать не обязательно (и даже ни к чему):

Окончание 1 лица единственного числа -у (-ю) одинаково для обоих спряжений, значит, это лишняя информация. Убираем без сожаления.

Безжалостно убираем и все элементы, которые есть в окончаниях обоих спряжений ( -шь, -т, -м, -те ), убираем Ю (т.к. оно обозначает тот же звук, что и У , но после мягкого согласного), убираем Я (по схожей причине), убираем Ё (чередующееся с Е ).

Для I спряжения: Е У Для II спряжения: И А

Теперь осталось запомнить, где какие буквы. Девочка Настя, которая 10 лет назад готовилась к ЕГЭ, сказала, что для нее II-ое спряжение навеки связано с осликом Иа . И это прекрасно: для запоминания нет ничего лучше, чем связать нужную информацию с какой-нибудь чепухой.

Итак, II спряжение – это ослик Иа. А уж первому остаются Е и У.

Далее пытаемся определить спряжение конкретного глагола.

Если окончание ударное, смотрим на гласные буквы. Лететь: лет Ит , лет Ят . Ослик! Значит, второе. Какой восторг!

Пить: пьЁт, пьЮт. Ослика нет. Первое! Ура! Можно исправлять двойку?

Погодите. Е сли окончание безударное, надо запомнить, что ко II спряжению относятся глаголы на –ИТЬ в неопределенной (начальной) форме, или в инфинитиве, что то же самое. Исключения : брить, стелить, зиждиться, зыбиться.

Сюда же, ко II спряжению, относятся 11 глаголов-исключений. Чтобы запомнить их, нужно посмотреть интересный и очень странный фильм «Плюмбум, или Опасная игра» (реж. В. Абдрашитов, 1986). Главный герой фильма постоянно твердит список из этих глаголов: «Гнать, держать, вертеть, обидеть, видеть, слышать, ненавидеть и зависеть, и терпеть, да ещё дышать, смотреть». Я же еще в школе выучил другую последовательность: «Гнать, держать, смотреть и видеть, дышать, слышать, ненавидеть и обидеть, и вертеть, и зависеть, и терпеть». Запомнил потому, что мне виделась в этом какая-то драматическая история страдающей творческой личности.

Итак, смотрим фильм про Плюмбума (это псевдоним главного героя).

Итак, II спряжение – ИТЬ + любимые глаголы Плюмбума. Все остальные (кроме брить, стелить, зиждиться, зыбиться) относятся к I спряжению.

Этого достаточно. Есть еще разноспрягаемые глаголы и глаголы особого спряжения, но это будет уже чересчур. В большинстве случаев достаточно помнить ослика Иа, -ИТЬ и Рв (Плюмбум).

Проверим: колоть . Не на -ИТЬ. Ослика нет. Значит, кол е т, кол ю т .

Источник статьи: