Сценарий праздника «день славянской письменности»

Чем мы обязаны святым?

Кирилл и Мефодий почитаются как святые не только нашей Церковью, но и Западной. Однако для славянских народов они, конечно, имеют особое значение, почему именуются еще равноапостольными. Яко апостолам единоравнии и словенских стран учителие, — звучит в посвященном им тропаре. Это значит, что роль их в просвещении славян сравнивается с делами первых учеников Христа.

Святые братья не просто изобрели азбуку, но и разработали целую систему языка, который сегодня у нас называется церковнославянским. Большинство слов не только нашего языка, но и других славянских стран произошли от него. Поэтому понятно, почему день их совместной памяти не только у нас, но и в Болгарии отмечается еще как День славянской письменности и культуры.

И стоит, думаем, по-доброму гордиться тем, что «родителями» нашей письменности являются такие святые ученые мужья. Как писал об этом тот же Черноризец Храбр:

Подробнее о славянской миссии святых расскажет видео:

Смерть братьев

В 867 году братья уехали в Рим. Там Кирилл заболел и умер 14 февраля 869 года. Он прожил недолгую жизнь (42 года), но при этом сделал великое дело.

В 870 году Мефодий в окружении учеников направился в Паннонию, откуда потом поехал в Моравию.

Там духовная деятельность протекала достаточно сложно из-за смены власти. Через 3 года Мефодий попал в заключение в монастырь Райхенау, поскольку действующая власть не разделяла его взглядов насчет славянского языка.

В 881 году Мефодий был приглашен в Константинополь. Там он продолжил свою деятельность и через 3 года снова вернулся в Моравию, где также переводил с греческого церковные книги. В 885 году он тяжело заболел.

Предчувствуя скорую кончину, он попросил отнести его в храм, где совершил богослужение в Вербное Воскресение 4 апреля. Свой земной путь он закончил в тот же день. Его отпели на трех языках: латинском, греческом и славянском. За несколько дней до смерти он назначил своим преемником одного из учеников — Горазда Охридского.

Кириллица или глаголица?

Самое же интересное начинается дальше. И по сей день нет однозначной уверенности, какую из двух азбук, существовавших одновременно, составили Кирилл и Мефодий: глаголицу или кириллицу. Большинство фактов сводится к тому, что раньше была придумана все же глаголица.

Это подтверждают и дошедшие до нас палимпсесты. Так называются письменные свидетельства на пергаменте, на которых сквозь новые записи проступают более древние. Так вот, ни на одном из них не встречается ранней записи кириллицей, везде сквозь нее проступает только глаголица. На ней написаны и самые древние тексты. Интересно, что княжна Анна, дочь Ярослава Мудрого, став французской королевой, привезла туда Евангелие, написанное именно глаголицей. На этой священной книге она принимала присягу, после этого то же самое делали и все короли Франции вплоть до Людовика XIV.

Другое недоумение ученых вызывает тот факт, что эта азбука не имеет своих аналогов среди других языков. Обычно для составления ее берется один из древних языков, найти такой у глаголицы с полной достоверностью нельзя. О чем это говорит? Очевидно, что азбука, составленная просветителями славян, была неким откровением свыше, богодухновенным творчеством. Мы знаем, что приступил к нему святой Кирилл с молитвой и постом.

Сегодня глаголица вышла из употребления, она встречается только в церковных службах Хорватии. Что касается кириллицы, то ее, скорее всего, составили ученики святых на основе глаголицы, адаптировав ее к более понятному греческому алфавиту. Это видно и по начертанию букв, и по их количеству (38), и по последовательности.

Существует мнение, что Кирилл, возможно, начал ее составление, а ученики продолжили и назвали в честь учителя. Само название букв кириллицы тоже имеет огромную смысловую нагрузку, некоторые ученые даже видят заложенное в них некое духовное послание или молитву.

Святые Кирилл и Мефодий

Стихотворение написано в монастырской воскресной школе (г. Тамбов)

Святые Кирилл и Мефодий пред нами,
Их праздник великий и славный мы чтим.
Украсьте же, дети, икону цветами,
Пролейте слезу благодарности им.

Простые их буквы — не искры ли это?
Не брызги ли это небесных лучей?
Снопами великого вечного света
Они воссияли над жизнью людей.

На север славянский от светлого юга
Те искры святые они принесли,
И их не задула суровая вьюга,
Они разгорелись по лону земли.

Светильника их чудотворная сила
Святою лампадой горит в темноте.
Нет бури, что светоч бы тот погасила,
Нет моря, что искры бы залило те!

Вы, чистые, юные, милые дети!
Любите угодников этих святых!
И пусть перед вами в таинственном свете
Сияют их лики в венцах золотых.

В тяжелом сомнении, в житейской невзгоде,
В беде — призывайте вы их имена.
Учители наши, Кирилл и Мефодий,
Хранят нас молитвой на все времена.

О времени, в которое жили Кирилл и Мефодий

В IX веке на просторах Европы были две великие христианские империи: одна — Византия со столицей в Константинополе, другая — Франкская империя. В 843 году она разделилась между наследниками короля Карла Великого на несколько королевств. Между этими империями простирались земли, на которых жили в основном славяне-язычники. К тому времени официальным языком в Византии стал греческий, а во владениях франков — латинский, хотя в быту жители всех этих государств пользовались самыми разными языками.

А что в те времена происходило на землях, где потом возникла Русь? Там жили славянские племена — поляне, древляне, кривичи, вятичи и другие. Государство русов только-только зарождалось.

«Апостолы славян»

Вскоре после удавшейся хазарской проповеди император вновь вызвал к себе Кирилла с его братом-единомышленником. Теперь им предстояло идти в Моравию (территория, в состав которой входили современная Чехия и Словакия). К тому времени уже были первыми из всех славянских народностей крещены Болгария и Сербия.

Князь Великой Моравии Ростислав, недовольный засильем немецких проповедников и желавший независимости своему государству, сам пришел к императору Михаилу с просьбой о христианской миссии на родном языке. Михаил, не раздумывая, сразу выбрал для этого дела Кирилла и Мефодия. Причем младшему брату он сказал такие слова:

Тогда-то и появилась очевидная необходимость создания азбуки, потому что проповедовать лишь устно, по словам Философа, было «все равно, что писать на песке». Помолившись, святые братья приступили к этому великому делу. Мы не знаем точно, в каком году азбука была составлена, но в болгарской летописи Черноризца Храбра указывается год 863. Его-то и принято считать датой рождения нашей славянской письменности.

О ее «родителях» тот же летописец писал:

Кирилл и Мефодий и их ученики осуществили перевод с греческого всех необходимых для церковного богослужения книг, начиная, конечно же, с Евангелия. По красивой версии, первыми словами, переведенными младшим равноапостольным братом на славянский, были начальные строки Евангелия от Иоанна: Вначале бе (было) Слово, и Слово бе к Богу, и Бог бе Слово.

Такая успешная деятельность, конечно, не могла не вызвать плохой реакции завистников. Немецкие священники доложили папе Римскому, что солунские братья перевели церковные книги на недопустимый «варварский» язык. На то время некоторое просвещенное духовенство считало, что Библия может употребляться на трех общепризнанных языках: греческом, латинском и еврейском, поскольку именно на них на Распятии Господа была начертана надпись: Иисус Христос, Царь Иудейский.

Святых братьев вызвали в Рим для судебного разбирательства. Однако пока они туда прибыли, прежний папа успел скончаться, а его место занял Адриан II, отличавшийся более миролюбивым характером. К тому же просветители славян взяли с собой ранее ими обретенные мощи папы Климента Римского. Новый папа встретил их более чем радушно, он не только разрешил служить на славянском языке, но и взял несколько славянских переводов и для своих церквей.

В Риме младший из святых братьев сильно заболел и, незадолго до смерти приняв схиму с известным нам именем, скончался 14 февраля 869 года. Перед смертью он просил Мефодия не оставлять начатого дела и довести его до конца. Житие приводит его слова:

Мефодий с честью выполнил завещание брата. Назначенный архиереем Моравии и Паннонии, он продолжил на этой территории христианскую проповедь, совместно с учениками перевел еще целый ряд церковных книг, включая весь Ветхий Завет. Так что труды Кирилла и Мефодия нашли свое достойное завершение.

Не все, правда, складывалось легко и благоприятно. Очень много испытаний пришлось преодолеть старшему из братьев и его ученикам, в том числе и заточение под стражу. Не раз за это время службы на славянском попадали под запрет. Однако все эти трудности только добавили Мефодию больше славы, ему даже удалось уговорить принять крещение Боривоя, чешского князя, вместе с его супругой Людмилой.

Точно предугадав дату своей смерти, умер святой Мефодий 6 апреля 885 года. При этом отпевание его совершалось сразу на трех языках: греческом, латинском и, конечно же, славянском.

Начало миссионерской деятельности

Подобно евангельской свече, которую ставят на видном месте, чтобы она дарила свет людям, не смогли надолго утаиться в безлюдье и святые братья. Сам император Михаил обратился к ним с просьбой отправиться на проповедь Евангелия хазарам. До этого Кирилл уже имел опыт успешной полемики с языческими мудрецами.

Итак, в 858 году будущие равноапостольные братья отправились с просветительской миссией в Хазарию. По пути они дважды останавливались в Корсуне (нынешний Херсон), где произошли два важных события. Во-первых, они обрели здесь мощи святого папы Римского Климента, которые находились на дне моря. Каждый год только в день его памяти море расступалось на несколько дней, давая доступ к нему паломникам.

О втором важном событии житие святых повествует так:

Что за русские буквы это были, точно неизвестно. Наиболее убедительная версия говорит о том, что, вероятно, было это какое-то из славянских наречий. Тем не менее известно, что данную находку «взяли на вооружение» для своей дальнейшей миссии будущие просветители славян.

В целом поход святых братьев к хазарам можно считать успешным. И хотя сам хазарский князь так и не принял крещения, однако он разрешил креститься своим людям. Но главную свою миссию братьям еще предстояло совершить.

Стихи про Мефодия

Мелодия Кирилла и Мефодия

Андрей Вознесенский

Есть лирика великая —

кириллица!

Как крик у Шостаковича – «три лилии!» —

белеет «Ш» в клавиатуре Гилельса —

кириллица!

И фырчет «Ф», похожее на филина.

Забьёт крылами «У» горизонтальное —

и утки унесутся за Онтарио.

В латынь – латунь органная откликнулась,

А хоровые клиросы —

в кириллицу!

«Б» вдаль из-под ладони загляделося —

как Богоматерь, ждущая Младенца.

КИРИЛЛ И МЕФОДИЙ

Василий Казин

Забыть ли ту давность, как двое,
Как двое, и даже зимой
Палимые мыслью одной,
Вы двинулись на боевое
Служительство церкви родной.

Как, пылко печась о народе,
С латинянами в бою
И в азбуку-то свою
Так сбили вы буквы — ну вроде
Как кинутых сирот в семью.

Влекла не корысть вас, не гривна.
И, рыцарствуя вдали,
Подвижники милой земли,
Ах, как вы поистине дивно
И нашей Руси помогли!

Как, влив их и в пушкинский гений,
Подвигли вы ваши азы
Пробиться сквозь тьмы поколений
Тем кличем, каким и низы
Повел ввысь владыками Ленин,
Великий и без молений
Подвижник Октябрьской грозы.

1971 год

ГИМН СВЯТЫМ КИРИЛЛУ И МЕФОДИЮ, ПРОСВЕТИТЕЛЯМ СЛАВЯН

Слава Вам, братья, славян просветители, 
Церкви Славянской Святые Отцы! 
Слава Вам, правды Христовой учители, 
Слава Вам, грамоты нашей творцы! } 2 раза

Будьте ж славянству звеном единения,
Братья святые: Мефодий, Кирилл!
Да осенит его дух примирения
Вашей молитвой пред Господом сил! } 2 раза

Кириллу и Мефодию

Эдуард Горянец

Кириллу и Мефодию 
Рождается мелодия, 
Ликуй душа и плоть.
И слышит лес, и полюшко,
И ласточка, и солнышко,
И внемлет ей Господь!

Качает май колокола
И Русь сиренью зацвела,
Храни ее Христос!
Словесные мыслители,
Библейские учители
Являются со звезд.

Являются глаголить речь,
Культуру, письменность беречь,
Святой язык славян.
Треножить зло и спесь в крови
И пожелать добра, любви
Народам разных стран.

И от болезней исцелить
И к покаянью путь открыть
Душа коль не чиста.
Святым знамением руки
Всех причастить, простить грехи
От имени Христа.

Судьба азбуки и её создателей

Создание и распространение кириллического алфавита — огромное достижение; но оно повлекло за собой и трагичные события.

Католическое духовенство крайне возмутилось потерей влияния на славян, ведь богослужений на латыни велось всё меньше. В 864 г. Людовик Немецкий, король будущей Германии, осадил столицу Моравии; Ростислав был вынужден подчиниться. Католичество восстановило свою власть. После смерти брата в 869 г. Мефодий продолжил распространять литературу на старославянском. Противостояние православия и католичества на политической арене не закончилось: едва Ростислав нанёс поражение Людовику, как князя захватил его же племянник Святополк. Это отразилось на судьбе греческого просветителя: по решению суда его заключили в монастырь, что не помешало ему продолжать свою работу. Освобождение Мефодия по приказу римского папы только усугубило ситуацию: Святополк и священник Викинг, ярые противники богослужений на славянском, вовлекли Мефодия в политические интриги, которых он не выдержал. В 885 г. великий просветитель умер, а его учеников подвергли ужасным пыткам и гонениям.

Трое из них – Климент, Наум и Ангелларий – переселились в Болгарию. Царь Симеон поддержал их труд, а в XI веке центром славянской культуры стала Киевская Русь.

Детство и юность

Кирилл и Мефодий родились в греческом городе Солуни (нынешние Салоники) в семье военачальника по имени Лев, которого авторы жизнеописания парочки святых характеризуют как «хорошего рода и богатый». Будущие монахи росли в компании еще пятерых братьев.


Кирилл и Мефодий встречаются со славянским народом

До пострига мужчины носили имена Михаил и Константин, причем первый был старше – родился в 815 году, а Константин в 827-ом. По поводу этнической принадлежности семейства в кругах историков до сих пор не утихают споры. Одни относят его к славянам, потому как эти люди в совершенстве владели славянским языком. Другие приписывают болгарские и, конечно, греческие корни.

Мальчики получили блестящее образование, а когда возмужали, их пути разошлись. Мефодий подался на военную службу по протекции верного друга семьи и дорос даже до губернатора византийской провинции. На «славянском княжении» зарекомендовал себя как мудрый и справедливый правитель.


Азбука Кирилла и Мефодия

Кирилл с раннего детства увлекался чтением книг, поражал окружение отменной памятью и способностями к наукам, слыл полиглотом – в языковом арсенале, кроме греческого и славянского, числился иврит и арамейский. В 20 лет молодой человек, выпускник Магнаврского университета, уже преподавал азы философии в придворном училище при Царьграде.

Сочинение «Святые Кирилл и Мефодий»

Сочинение

Святые Кирилл и Мефодий

Слава Вам, братья, славян просветители, Церкви Славянской Святые Отцы! Слава Вам, правды Христовой учители, Слава Вам, грамоты нашей творцы!

Будьте ж славянству звеном единения, Братья Святые, Мефодий, Кирилл! Да осенит его дух примирения Вашей молитвой пред Господом сил!

Я уверена, что многие люди разных национальностей хотя бы раз просматривали книги на славянском языке. А многие ли смогут ответить, кому мы обязаны русской азбукой? Святые Кирилл и Мефодий в далеком десятом веке создали кириллицу – славянский алфавит. Алфавиты на его основе являются или являлись системой письменности для ста восьми естественных языков, включая некоторые славянские языки, например русский, украинский и белорусский. А также большинство неславянских языков народов СССР были переведены на кириллицу в конце 1930-х годов.

Письменность и язык – это неделимые элементы культуры всех народов. Заметным явлением нашей страны стало празднование Славянской письменности и культуры, которое проходит ежегодно двадцать четвертого мая в России и других славянских странах. Праздник письменности подарили нам Кирилл и Мефодий, создавшие азбуку.

Кирилл и Мефодий происходили из благочестивой семьи, жившей в греческом городе Солуни. Они были дети одного воеводы, родом болгарского славянина. Святой Мефодий был старшим из семи братьев. Он, как и его отец, сначала служил в военном звании. Пробыв в чине воеводы в славянском княжестве Славиня около десяти лет, познав житейскую суету, Мефодий начал отрекаться от всего земного и устремлять свои мысли к небесному. Во время службы святому удалось лучше научиться славянскому языку, что впоследствии сыграет большую роль в создании кириллицы. Оставив воеводство, Мефодий ушел в монахи. Святой Константин ( Кирилл – его монашеское имя ) был самым младшим братом. С юности он показывал великолепные успехи в образовании. Он прилежно учился, любил читать книги, осваивал греческий язык, счет, овладевал воинскими приемами. Переехав в Константинополь, Кирилл постиг все науки своего времени, многие языки. Младший брат писал, старший переводил его работы. Младший создал славянскую азбуку, письменность и книжное дело; старший практически развивал созданное. Кирилл был талантливым ученым, философом, блестящим диалектиком и тонким филологом, Мефодий – способным организатором и практическим деятелем.

Благодаря трудам Кирилла и Мефодия, шло обогащение русской культуры. Стоит заметить, что Русь приняла христианство только во второй половине десятого века, то есть спустя сто лет после учений святых. Другими словами, Кирилл и Мефодий стали духовными родителями русской культуры. Но, конечно, главной своей целью братья считали распространение веры во Христа. И именно с этой первоочередной целью была создана славянская азбука.

Люди разных славянских народов чтят память великих святых. Тому доказательство памятник Кириллу и Мефодию в Софии, столице Болгарии. Памятник установлен перед зданием Национальной библиотеки, носящей их имя. В России во многих городах есть памятники, установленные в память о святых Кирилле и Мефодии. В Москве памятник великим славянским просветителям установленн в 1992 году. Скульптурная композиция находится в центре Москвы на Славянской площади. Именно здесь проходят мероприятия в День славянской письменности и культуры.

Святые Кирилл и Мефодий – великие люди, которые опередили историю России в духовном развитии минимум на сто лет.

Нам , сегодня живущим, кажется естественно и просто , что мы читаем

на родном языке не только классическую литературу, но и Священное писание. Но мы всегда должны помнить, что именно благодаря трудам этих неутомимых просветителей нам дана такая возможность. Бегут столетья, меняется мир, появляются новые технологии, но книга для нас все же остается незаменимым источником приобщения к духовности, к искусству и культуре наших предков. На одном старинном переплете были написаны такие слова : «Мы не умрем, покаместь есть книга». Я думаю, эти слова , дошедшие до нас через столетия, вселяют в каждого из нас веру и надежду , что наша страна Россия, возродившая традицию чтить память великих святых Кирилла и Мефодия, а тем самым беречь культуру, православие своего народа, будет процветать «духовно».

Елена Кувшинникова , ульяновская поэтесса, написала замечательные строки, которые обращены к каждому из нас:

Чтобы мы поняли: нам друг без друга

Выжить нельзя . И в хранении круга

Жизни спасительный смысл.

Они напоминают нам о том, что мы должны беречь духовные ценности нашего народа , а к ним ,конечно, относится и память о великих просветителях святых Кирилле и Мефодии.

Христианское служение

Перед Константином открывалась блестящая перспектива сделать светскую карьеру, однако юноша предпочел выбрать духовно-ученую стезю, и подстригся в монахи, сменив имя на Кирилл

В тот период для Византии важной стратегической задачей было укрепление и пропаганда православия. По этой причине дипломатов, которые разъезжали по разным странам, неизменно сопровождали и миссионеры, призванные распространять по миру христианскую веру

Одним из таких миссионеров и стал 24-летний Константин, которому было поручено показать мусульманам путь к Христу.

В конце 50-х годов братья, устав от мирской суеты, удалились в монастырь, где Михаил в возрасте 37-ми лет принял постриг, став монахом Мефодием

Однако Кириллу не позволили долго отдыхать: император назначил его одним из членов важной Хазарской миссии. Суть ее заключалась в том, чтобы христиане смогли доказать истинность своей веры иудеям и мусульманам

Такое условие поставил хазарский каган, который в случае победы византийских священнослужителей готов был перейти на сторону православия. Кирилл блестяще справился с поставленным заданием, и Хазарское государство хоть и не стало полностью христианским, но каган разрешил своим поданным креститься.

В краткой биографии братьев Кирилла и Мефодия была еще одна важная миссия – Моравская. Однажды правитель моравских земель Ростислав попросил помощи у Константинополя. Он нуждался в грамотных учителях-богословах, которые могли бы на доступном языке донести до народа истинную веру. Во время этой поездки браться трудились, не покладая рук: переводили греческие книги, учили славян вести богослужения, преподавали азы письма и чтения. Трехлетняя кропотливая работа братьев подготовила почву для дальнейшего крещения Болгарии.

Популярные темы сообщений

  • Стрекозы В число самых древних насекомых в мире входят стрекозы. Наверно, каждый из нас летом замечал этих интересных и шустрых особей. На сегодняшний день они особо не бросаются в глаза, они интересны лишь своим ярким цветом, а когда-то все было
  • Синий кит Синий кит — это морское животное отряда китообразных, обитающее в водах мирового океана. Данные вид китов вызывает особенный интерес, потому что он носит звание самого большого вида млекопитающего на нашей планете.
  • Опричнина Концепция страшных мер, основанная государем против предателей получила название опричнин. После того как была расформирована Избранная рада — Царь Иван Грозный правил государством с содействием кровопролитной

Вариант №2

Братья Кирилл и Мефодий известны как создатели славянской азбуки. Они проповедовали христианство, и благодаря ним появился церковно-славянский язык. В православии братья считаются святыми.

До пострига именами Кирилла и Мефодия были Константин и Михаил соответственно. Родиной братьев является Византия, город Солунь, именуемый сейчас Солоники. Их семья была знатной и богатой. Отец, занимавший должность офицера, служил у военного губернатора. Кроме Кирилла и Мефодия в семье было еще пятеро детей. Мефодий, родившийся в 815 году, являлся старшим ребенком. Кирилл родился в 827 году и был самым младшим.

Оба брата были прекрасно обучены. Из-за места рождения они прекрасно знали и славянский, и греческий языки. Изначально Мефодий, решивший сделать карьеру на военной службе, занимал пост главнокомандующего. Монахом Мефодий стал позже. Кирилл с юности изучал науки. Младший брат поражал своими способностями учителей. После обучения Кирилл стал работать в библиотеке при монастыре.

Начало создания славянской азбуки относится к 862 году. Тогда в Константинополе от имени князя Моравии, Ростислава, послы передали его просьбу императору. Князь нуждался в людях, которые могли бы научить его народ христианству. Государство уже было религиозным, но проблема была в том, что люди не понимали богослужения на иностранном языке. Князю нужны были ученые, которые смогли бы перевести религиозные книги на славянский язык.

Император решил поручить это задание Кириллу в виду его отличного владения языком. Для перевода книг он отправился в Моравию. При создании азбуки помощниками Кирилла были его старший брат и несколько его учеников. Они перевели многие христианские книги, к примеру. «Евангелие» и «Псалтырь». Ученые до сих пор спорят по поводу того, какую именно азбуку создали братья. Одни указывают на кириллицу, другие – на глаголицу. Наиболее точной датой создания славянской азбуки считают 863 год. Кирилл и Мефодий пробыли в Моравии еще почти три с половиной года, переводили книги и обучали славянской азбуке народ.

Из-за перевода богослужебных книг на славянский язык возникли конфликты в некоторых церквях. Считалось, что богослужение ведется только на греческом, иврите и латинском. Особенно препятствовало распространению славянского языка духовенство Германии. Кирилла и Мефодия обвинили в ереси и вызвали в Рим. Поговорив с новым папой, братьям удалось устранить конфликт, а богослужение на славянском языке было утверждено.

Во время поездки в Рим младший брат заболел. Кирилл предчувствовал свою смерть, поэтому решил принять схиму и тогда же получил монашеское имя. Умер Кирилл в 869 году и был похоронен в Риме.

Мефодий получил сан священника и решил продолжать просветительское дело. Однако по возвращению в Моравию оказалось, что немецкое духовенство снова пыталось запретить богослужение на славянском языке. Мефодия заключили в монастырь. Освобожден он был папой Римским, а через несколько лет вновь добился разрешения на богослужение на славянском языке. Умер Мефодий в 885 году.

4, 5, 6 класс, по истории

Кириллица или глаголица?

В конце IX века появились первые письменные памятники, но как бы на двух языках: кириллическом и глаголическом. Между языковедами не утихают споры о порядке создания алфавитов. Известно, что один из них был разработан после начала гонений на последователей братьев. Это был своеобразный шифр, защищавший сочинения от запрета. · Некоторые считают, что кириллическую азбуку создали братья-миссионеры. У неё больше сходств с греческим алфавитом. Глаголица же походит на искусственный язык: около половины букв преобразованы из кириллических, остальные – из латинских, либо созданы самостоятельно. · Популярна и противоположная гипотеза: кириллица возникла из глаголицы. Это объясняется тем, что кириллица совершеннее – её буквы гораздо больше похожи на современные, чем замысловатые глаголические знаки.

О том, как святые братья приехали в вечный город

По дороге в Рим Константин и Мефодий остановились в Паннонии, в Блатенском княжестве (оно располагалось у Блатенского озера, современного Балатона — территория Венгрии, восточной Австрии и юго-западной Словакии). Там правил князь Кóцел. Он принял братьев очень радушно, и византийцы задержались у Коцела примерно на полгода. Князь собрал из своего народа 50 учеников, и сам вместе с ними научился у Константина и Мефодия славянской азбуке. Прощаясь, Коцел предлагал проповедникам богатые подарки, но те отказались. Лишь попросили отпустить на свободу девятьсот греческих пленников, что и было сделано.

Дальше святители двинулись к Адриатическому морю, оттуда со своими учениками прибыли в итальянский город Венецию. В городе на воде они встречались и вновь много, горячо спорили со священниками, которые также впали в ересь «трёхъязычия». Доказывая и здесь свою правоту, Константин вспоминал слова апостола Павла: «Разве не идет от Бога дождь одинаково на всех, или солнце не сияет для всех, или вся тварь не дышит одним воздухом? Как же вы не стыдитесь думать, что кроме трех языков, все остальные племена и языки должны быть слепыми и глухими».

Византиец перечислил народы, которые молятся христианскому Богу на своём языке — армяне, персы, абхазы, иверы, сугды, готы, обры, турки, козары, аравляне, египтяне, сирияне и многие другие. «Всякое дыхание да хвалит Господа!»

В Риме главный епископ Адриан со священниками встречали Константина и Мефодия «как ангелов Божиих». Мощи святого Климента считались величайшей реликвией, поэтому людям, которые доставили святыню, оказали всяческий почёт и покровительство. Адриан утвердил богослужение на славянском языке и благословил переводы, которые сделали братья. Славянские книги были положены на алтаре в храмах Санта-Мария-Маджоре и в Сан-Паоло-фуори-ле-Мура, крупнейших римских храмах того времени. Братьям позволили провести на славянском языке главное богослужение — литургию в храме апостола Петра.

Поездка в Рим стала для Константина последним путешествием. Через год после прибытия в Вечный город слабый здоровьем сорокалетний просветитель серьёзно простудился. Своему старшему брату, верному товарищу и защитнику Константин Фиолософ завещал: «Мы с тобой как два вола: от тяжёлой ноши один упал, другой должен продолжать путь».

За пятьдесят дней до смерти Константин постригся в монахи с именем Кирилл. Мефодий хотел забрать тело брата, чтобы похоронить на родине, но, по совету римского епископа, Кирилла похоронили в храме святого Климента, рядом с мощами, которые братья доставили в Рим. С этого момента Кирилла начали почитать как святого. А Мефодию предстояло продолжать дело, которое братья начинали вместе.

О том, как Мефодий и Константин к хазарам ездили

В то время к царю Михаилу пришли послы от хазар. Так назывался народ, который жил далеко к северу от Византии, в Хазарском каганате, по соседству с будущими древнерусскими землями (сейчас это Дагестан, часть Крыма, Дон и Нижнее Поволжье). Хазары просили прислать к ним мудрых людей, которые бы рассказали об учении Христа. Хазарский каган — верховный правитель, «хан ханов» — выбирал в ту пору, какую веру принять: ислам, иудаизм или христианство.

Царь Михаил назначил посланником к хазарам Константина, а тот уговорил брата, бывшего воина, помочь ему в опасном и долгом путешествии.

Нелёгок был путь через степи! Дикие племена угров, которые, как свидетельствует хронист, ходили в шкурах и выли как волки, нападали на караваны путников. По преданию, напали разбойники и на братьев, когда те остановились в степи для молитвы. Константин не испугался, лишь продолжал повторять: «Господи, помилуй!..» Когда святой закончил молитву, свирепые угры вдруг присмирели, стали кланяться ему и просить поучений. Получив благословение, разбойники отпустили монахов, и те благополучно продолжили путь.

Была у Константина и Мефодия важная и продолжительная остановка по дороге в Хазарию в крымском городе Херсонесе, или, по-славянски, Корсуни, что недалеко от нынешнего Севастополя. Готовясь к предстоящей миссии, святые братья продолжили изучать хазарский и еврейский языки, совершенствовались в славянском.

В Херсонесе, благодаря Мефодию и Константину, случилось настоящее чудо! В тех местах недалеко от берега в море были сокрыты мощи почитаемого христианского святого Климента, ближайшего ученика апостола Петра. Климента казнили в Херсонесе, в изгнании, в самом начале II века нашей эры. Кирилл и Мефодий убедили местного епископа найти мощи святого.

После заката солнца братья вместе с епископом и многими священнослужителями сели на корабль и отплыли в море. Там долго усердно молились. В полночь от моря вдруг воссиял свет! Перед изумлёнными священниками явились святые мощи. Их положили в корабль, отвезли в город и поместили в Апостольской церкви. Братья взяли часть мощей с собой в путешествие, чтобы со временем отвезти их в Рим.

Из Херсонеса Константин и Мефодий проделали долгий путь по морю и суше, пока не добрались до Кавказских гор, где располагался тогда каган — правитель Хазарии.

В ханском дворце братьев встретили с честью и приняли у них грамоту от царя Михаила. В долгих беседах с мусульманами, евреями и хазарами Константин разъяснял тонкости христианской веры, ссылаясь на Ветхий Завет, на древних пророков и праотцев, которых признавали, чтили и иудеи, и мусульмане, — Адама, Авраама, Ноя, Моисея, Давида, Саула…

Знатным хазарам, которые слышали долгие споры иудеев, мусульман и христиан, так понравились речи молодого византийского проповедника Константина, что двести из них приняли христианскую веру. В знак признательности хазары отпустили из каганата вместе с Мефодием и Константином более двухсот греческих пленников.

Братья двинулись в обратный путь в Константинополь. Принимали возвратившихся посланников в царском дворце с триумфом, как настоящих апостолов.

Мефодий стал игуменом Полихрониева монастыря на Малом Олимпе, а Константин поселился при церкви. И вновь недолгим был их отдых.

Кем были святые братья?

В миру они имели другие имена. Кирилла звали Константином, Мефодий, скорее всего, носил имя Михаила. Родным городом братьев был Солунь в Македонии (современные греческие Салоники). Относительно национальной принадлежности святых среди историков нет одного мнения, им приписывают то ли греческое, то ли славянское происхождение.

Святые происходили из зажиточной семьи военачальника Солуни, имевшего семерых сыновей. Мефодий (год рождения — 815) был старшим из них, а Кирилл — младшим из всех по возрасту (годом его рождения считается 827). Старший Мефодий вначале, повторяя карьерную стезю отца, достиг высокой военной должности, был даже назначен начальником одной из македонских областей, но затем, удалившись от земных дел, принял монашеских постриг.

Кирилл, от самого рождения отличавшийся слабым здоровьем, избрал другой путь. Обладая удивительными интеллектуальными способностями, он изначально посвятил себя науке, в чем уже угадывалась судьба будущих просветителей славян. Среди его учителей были самые лучшие преподаватели Константинополя того времени.

Закончив обучение, он занял престижную должность заведующего патриаршей библиотекой. К тому времени, пренебрегши выгодной женитьбой, он был уже рукоположен в священники. Однако спустя какое-то время по примеру своего брата он, отказавшись также и от блестящей карьеры, вдруг удалился в монастырь, откуда практически насильно был возвращен на служение в миру.

Теперь Кирилл стал преподавать свою любимую философию в университете, в котором учился сам. Тогда же, видимо, если не раньше, за ним закрепилось прозвище Философ, с которым он и войдет в историю. Склонный больше к молитвенной жизни, он вскоре вновь оставляет мир и уходит молиться на гору Олимп к своему брату. Возможно, что уже здесь Кирилл и Мефодий приступили к созданию азбуки, призванной стать общей для всех славян.