Спряжение глаголов 4 класс таблица памятка

Содержание

Учим спряжение немецких глаголов методом ассоциации

Запоминание информации с помощью образов-ассоциаций называется мнемотехникой. В основе этого метода визуализация, поскольку зрительный канал у большинства людей работает лучше, чем остальные.

Суть метода в том, что информацию, которую необходимо запомнить, нужно ярко представить в виде визуального образа.

Как известно, глаголы спрягаются (изменяются в зависимости от лица и числа в соответствии со временем) по-разному, в зависимости от их типа. Спряжение глаголов подчиняется правилам.

Но спряжение некоторых видов глаголов (вспомогательные, модальные) необходимо заучивать. Здесь и пригодится мнемотехника.

Вот, например, спряжение глагола haben (habe—hast—hat—haben—habt—haben—haben). Можно ассоциировать его с хомяком (похоже по звучанию, плюс значение «иметь» близко к «хомячить»). Сначала хомяк маленький (habe), он быстро (hast похоже на английское fast) надевает шляпу (hat), становится высоким почтенным хомяком (haben) надевает вторую шляпу, побольше (habt) и становится большим-большим (haben—haben). Чем ярче вы представите образ, тем лучше он запомнится.

Спряжение глаголов: Правило в русском языке

Несмотря на то, что в курсе русского языка на тему «Спряжения глаголов» отводится несколько часов, многие учащиеся испытывают трудности в усвоении данной темы.

Они не знают, к какому типу отнести тот или иной глагол, испытывают неловкость при встрече с разноспрягаемыми глаголами. Ещё смутно представляют алгоритм, позволяющий определить первое или второе спряжение.

Ниже мы разберём спряжение глаголов, предоставим ряд определяющих данное деление правил, а также разберём несколько примеров таких спряжений.

Что такое «спряжение глаголов»?

Слово «спряжение» вошло в русский язык примерно с 17 века, являясь производной от основы «спрягать» в значении «объединять», «соединять вместе».

В лингвистике русского языка под «спряжением» понимается изменение глаголов по лицам и числам (в некоторых случаях ещё по временам и родам). Доминирующая ныне в русском языке система спряжений является результатом существенного упрощения системы спряжений древнерусского языка.

В нём категории вида и времени не были разделены полностью, имели несколько парадигм числа – единственное, множественное, двойственное, время имело четыре формы прошедшего времени и две будущего. Спряжение как форма глагольного изменения в парадигматике языка противопоставляется склонению.

Виды спряжений в русском языке

В сегодняшнем русском языке существуют два вида спряжений – первое (I) и второе (II). Для удобства лучше начать изложение материала со второго типа спряжений. Во втором типе представлены глаголы-исключения, не попадающие под первый тип спряжения.

Потому если вы определили, что глагол не относится ко второму типу спряжения, то такой глагол в абсолютном большинстве случаев относится к первому типу.

Исключения составляют лишь несколько разноспрягаемых глаголов, которые можно отнести одновременно к первому и второму типу.

Правила: Ко второму спряжению относятся все глаголы, оканчивающиеся на «-ить», кроме пяти глаголов «брить», «зиждеться», «носить», «стелить», «хвалить». Последние относятся к первому типу спряжения.

Также ко второму спряжению относятся семь глаголов с окончанием на «-еть» — «смотреть», «вертеть», «видеть», «зависеть», «ненавидеть», «обидеть», «терпеть». Все другие глаголы с окончанием на «еть» относятся к первому спряжению.

Кроме того, ко второму спряжению относятся четыре глагола с окончанием на «-ать» — «гнать», «дышать», «держать», «слышать». Все другие глаголы с окончанием на «-ать» относятся к первому спряжению.

Для лёгкого запоминания перечисленных исключений даже существует стишок:

К первому спряжению относятся все остальные глаголы, оканчивающиеся на «-ать», «-оть», «-уть», «-ть».

Примеры и упражнения для самоконтроля

В этом разделе мы приведем несколько примеров и упражнений для самоконтроля знаний, чтобы школьники могли проверить, насколько хорошо они усвоили тему. Ответы будут также приведены здесь в разделе, но мы очень рассчитываем на сознательность детей.

Задание для самоконтроля №1

Выбрать из перечня предложенных глаголов только глаголы первого спряжения.

Шагать, жить, плыть, строить, полоть, колоть, носить, лететь, лаять, ходить, дышать.

Ответы: шагать, жить, плыть, полоть, колоть, лаять.

Шагать – шагаю, шагаем, шагаете, шагает, шагаете – 1 спр. Жить – живу, живем, живете, живет, живут – 1 спр. Плыть – плыву, плывут, плывете, плывет, плывут – 1 спр. Строить – строю, строишь, строите, строит, строят – 2 спр. Полоть – полю, полешь, полете, полет, полют – 1 спр. Колоть – колю, колешь, колете, колет, колют – 1 спр. Носить – ношу, носишь, носите, носит, носят – 2 спр. Лететь – лечу, летишь, летите, летит, летят – 2 спр. Лаять – лаю, лаешь, лаете, лает, лают – 1 спр. Ходить – хожу, ходишь, ходите, ходит, ходят – 2 спр. Дышать – дышу, дышишь, дышите, дышит, дышат – 2 спр.

Задание для самоконтроля №2

Выбрать из перечня предложенных глаголов только глаголы второго спряжения.

Едешь, гонит, посмотрим, тянем, чистишь, запускать, спряжешь, приготовить, ставим.

Ответы: гонит, посмотрят, чистишь, приготовят, ставят. (Объяснение такое же, как и в предыдущем примере).

Задание для самоконтроля №3

Вставить пропущенные буквы в безударные окончания глаголов.

Спорить – спор_шь, хлопать – хлопа_шь, купаться – купа_шься, помнить – помн_шь, пугаться – пуга_тся, поджарить – поджар_шь, клеить – кле_шь.

Ответы: спорИшь, хлопаЕшь, купаЕшься, помнИшь, пугаЕшься, поджарИшь, клеЕшь.

Задание для самоконтроля №4

Выбрать из предложенных вариантов глаголы первого спряжения и глаголы второго спряжения.

Он барабан_т, он хохоч_т, он шепч_т, он испорт_т, он разруша_т, он люб_т, он обожа_т, он хныч_т, он хвал_т, он волну_т.

Глаголы первого спряжения – он хохочет, он шепчет, он разрушает, он обожает, он хнычет, он волнует. Глаголы второго спряжения – он барабанит, он испортит, он любит, он хвалит.

Задание для самоконтроля №5

Вставить пропущенные буквы в текст.

Все смотр_т телевизор. (вставить букву «я»). Куда ты гон_шь гусей? (вставить букву «и»). Зима стел_ет слежный ковер. (вставить букву «е»). Парикмахер бре_т бороду. (вставить букву «е»). Туристы пил_т и кол_т дрова. (в первом случае вставить букву «я», во втором – «ю»). Учитель скаж_т, куда приходить. (вставить букву «е»). Он кле_т обои. (вставить букву «е»). Ветер колыш_т знамена. (вставить букву «е»). Больной тяжело дыш_т. (вставить букву «и»). Корабль держ_т путь в порт. (вставить букву «и»). Девочка пиш_т письмо. (вставить букву «е»). Ответ завис_т от решения. (вставить букву «и»).

Источник статьи: http://childage.ru/obuchenie-i-obrazovanie/nachalnaya-shkola/samostoyatelnaya-rabota/spryazhenie-glagolov-v-russkom-yazyike-tablitsa.html

Как правильно определить спряжение – три простых шага

Делаете ли вы уроки с ребенком, пишете ли деловое письмо, готовитесь ли к выступлению и оформляете презентацию – вам необходимо уметь правильно определять спряжение. Ведь от спряжения зависит, какое окончание писать в личных формах глаголов. Вы, конечно, помните, что в окончаниях глаголов 1 спряжения пишется Е, второго – И. Если путаете, то легко запомнить такую картинку:

Нет никакой сложности, определить спряжение глагола с ударным окончанием в личной форме. Видишь, под ударением Е – 1 спряжение, И – 2 спряжение. Например, кладЕшь – 1 спряжение, сидИшь – 2 спряжение.

Сложнее обстоит дело у глаголов с безударными личными окончаниями. У таких глаголов спряжение определяется по инфинитиву (начальной форме). Чтобы найти начальную форму глагола, просто задайте вопрос: что делать / что сделать?

Примеры глаголов в начальной форме: спать, сидеть, ждать.

Здесь нужно запомнить, что ко второму спряжению относятся:

все глаголы на –ить (кроме брить, стелить),

7 глаголов на –еть: вертеть, смотреть, видеть, ненавидеть, зависеть, обидеть, терпеть,

4 глагола на –ать: гнать, держать, слышать, дышать.

Проще всего запомнить так:

Дышать, слышать, ненавидеть,

Все остальные глаголы относятся к первому спряжению, кроме разноспрягаемых. Да-да, есть еще и такие, но их всего два: хотеть и бежать (плюс, конечно, все приставочные производные от них: прибежать, захотеть, перехотеть и так далее).

Особенность этих глаголов в том, что в разных формах они имеют окончания и первого, и второго спряжений.

«Хотеть» в единственном числе спрягается как глагол первого типа (хочешь, хочет), а во множественном как глагол 2 спряжения (хотят, хотим).

«Бежать» в 3 лице множественного числа имеет окончание –ут (первого спряжения), в остальных случаях – окончания 2 спряжения.

И еще один секрет. Если вы определяете спряжение глагола с приставкой ВЫ, то ее нужно ВЫбросить, так как она перетягивает ударение на себя.

Например: выгорит – горит. Окончание ударное, слышим и пишем И.

Еще раз приведем алгоритм определения спряжения (важно не пропускать первый пункт!):

  • Поставьте глагол в личную форму (например, в сочетании с местоимением ОН), проверьте, попадает ли окончание под ударение. Если есть приставка ВЫ – отбросьте ее. Если окончание не ударное, то переходите ко второму пункту.
  • Поставьте глагол в начальную форму (отвечает на вопросы что делать / что сделать?)
  • Проверьте, не входит ли он в список 11 глаголов, не является ли разноспрягаемым.

Например, вам нужно определить спряжение глагола: «покупать». Первым делом, поставьте глагол в личную форму и проверьте, не является ли окончание ударным.

Внимание! Часто вы забываете проверить окончание на ударность в личной форме глагола и сразу переходите ко второму пункту. Это в основном и приводит к ошибкам в определении спряжения

В личной форме окончание не под ударением – поставьте глагол в начальную форму:

Глагол на –ать, но он не входит в список «гнать, держать, слышать, дышать» и не является разноспрягаемым, значит, это глагол 1 спряжения.

Итак, научиться правильно определять спряжение несложно, нужно только помнить, что на первом этапе необходимо ставить глагол в личную форму, не забывать про разноспрягаемые глаголы и коварную приставку ВЫ-.

Теперь вы знаете, как определить спряжение глаголов в русском языке.

Статья была полезной? Ставьте лайк, делитесь в соцсетях, подписывайтесь на канал.

Источник статьи:

Окончания

Нахождение решения возможно в том случае, если личные окончания безударные.Тогда используется нехитрый закон орфографии. Схема обязательных действий:

  1. Вначале необходимо образовать инфинитив, не нарушая видовую принадлежность (что делаешь? = что делать? что сделаем? = что сделать?).
  2. Определить, что находится перед окончанием неопределённой формы –ть.
  3. К 1 спряжению относятся слова с гласной буквой «е», но есть семь слов исключений (о них будет сказано позже).
  4. Сюда же следует отнести слова с гласной «а» (имеются четыре исключения). (Они будут представлены в рифмованных строчках, облегчающих запоминание).
  5. Три глагола с буквой «и»: зиждиться, брить и стелить.
  6. Остальные глаголы, оканчивающиеся на -уть, -оть, -ять, -ыть и так далее.

К 2 спряжению относятся:

  1. С буквой «и» перед окончанием инфинитива –ть. Глаголы, относящиеся к 1 спряжению с данной гласной, в этот список не включаются.
  2. Семь, оканчивающихся на –еть (обидеть, видеть, ненавидеть, зависеть, вертеть, смотреть, терпеть).
  3. Четыре на –ать (гнать, держать, слышать, дышать), всевозможные формы с приставками тоже относятся к этому исключению. Например, придержать, отогнать, недослышать.

Чтобы запомнить 2 спряжение, очень кстати будут такие строчки в рифму:

Ко второму спряжению

Отнесем мы, без стеснения,

Глаголы, с окончанием на –ить ,

Исключая брить, стелить,

А еще: смотреть, обидеть,

слышать, ненавидеть, видеть ,

гнать, держать, дышать, терпеть,

а ещё зависеть и вертеть.

Дополнительные рифмовки

В качестве примера можно привести ещё несколько стихотворений.

Глаголы на -ить отнесём ко второму,

а к первому на -ять и остальные вместе с ними по орфографии закону.

Не забудем исключенья, их запомним, без сомненья.

А ещё есть хорошая детская песенка про мечту и хорошую жизнь.

Очень хочется на мир смотреть –

Всё вокруг зеленым видеть,

Страх и слезы ненавидеть.

Научиться многое терпеть,

Чтоб не смог никто обидеть,

Чтоб от сильных мира не зависеть,

Чтоб беззащитным не вертеть.

Как приятно все слышать,

Птицу синицу в руках держать,

Чистым воздухом вокруг дышать,

Весь мир красивым видеть…

Не спешите мысли гнать,

Надо лишь исключения знать!

При использовании рифмованных строк, заучиваются слова, которые разрозненно трудно запомнить. Контекст любого стихотворного произведения понятен и доступен детям. Ведь именно в детстве (начальные и 5-6 классы) школьники знакомятся с категориями и особенностями различных частей речи русского языка.

Спряжение и личные окончания глаголов

Форма лица, соот­не­сен­ная с дея­те­лем, выра­жа­ет­ся с помо­щью лич­ных окон­ча­ний, кото­рые раз­ли­ча­ют­ся у раз­ных глаголов.

Способность гла­го­лов изме­нять­ся по лицам и чис­лам назы­ва­ет­ся спря­же­ни­ем.

В зави­си­мо­сти от систе­мы лич­ных окон­ча­ний боль­шин­ство гла­го­лов рус­ско­го язы­ка отно­сят к пер­во­му или вто­ро­му спряжению.

Таблица

Личные окон­ча­ния гла­го­лов I спряжения

Лицо

Окончания

Примеры

Ед. ч.

Мн. ч.

Ед. ч.

Мн. ч.

1-е -у (-ю) -ем (-ём) иду, узнаю идем, узна­ем
2-е -ешь (-ёшь) -ете (-ёте) идешь, узна­ешь иде­те, узнаете
3-е -ет (-ёт) -ут (-ют) идет, узна­ет идут, узна­ют

Личные окон­ча­ния гла­го­лов II спряжения

Лицо

Окончания

Примеры

Ед. ч.

Мн. ч.

Ед. ч.

Мн. ч.

1-е -у (-ю) -им слав­лю, научу сла­вим, научим
2-е -ишь -ите сла­вишь, научишь сла­ви­те, научите
3-е -ит -ат (-ят) сла­вит, научит сла­вят, научат

Личные окончания глаголов 1 спряжения

Спряжение гла­го­ла мож­но опре­де­лить по лич­ным удар­ным окон­ча­ни­ям. Первое спря­же­ние объ­еди­ня­ет гла­го­лы, кото­рые име­ют лич­ные окончания:

  • 1 лицо  -у/ю (ед.ч.) — -ем/ём (мн. ч.)
  • 2 лицо  -ешь/-ёшь (ед.ч.) — -ете/-ёте (мн. ч.)
  • 3 лицо  -ет/-ёт (ед.ч.) — -ут/-ют (мн. ч.)

Понаблюдаем, как изме­ня­ет­ся по лицам и чис­лам гла­гол «беречь»:

  • 1 лицо  я берегу́ — мы бережём
  • 2 лицо  ты бережёшь — вы бережёте
  • 3 лицо  он бережёт — они берегу́т

Глаголы пер­во­го спря­же­ния в лич­ных окон­ча­ни­ях име­ют удар­ные глас­ные, обо­зна­чен­ные бук­ва­ми «ё», «у», «ю».

Личные окончания глаголов второго спряжения

Ко вто­ро­му спря­же­нию отно­сят­ся гла­го­лы, име­ю­щие удар­ные лич­ные окончания:

  • 1 лицо  -у/-ю (ед.ч.) — -им (мн. ч.)
  • 2 лицо  -ишь (ед.ч.) — -ите (мн. ч.)
  • 3 лицо  -ит (ед.ч.) — -ат/-ят (мн. ч.)

Посмотрим, как изме­ня­ет­ся по лицам и чис­лам гла­гол «кро­ить»

  • 1 лицо  я крою́ — мы крои́м
  • 2 лицо  ты крои́шь — вы крои́те
  • 3 лицо  он крои́т — они кроя́т

Итак, гла­го­лы вто­ро­го спря­же­ния име­ют лич­ные окон­ча­ния с глас­ны­ми, обо­зна­чен­ны­ми бук­ва­ми «и», «а», «я».

Когда буква зависит от спряжения

Спряжение пригодится для выбора буквы, если глагол или причастие НЕ в прошедшем времени:

  • он кле(И/Е)т, они кле(Я/Ю)т, кле(Я/Ю)щий, кле(И/Е)мый;
  • он стел(Е/И)т, они стел(Ю/Я)т, стел(Ю/Я)щийся;
  • он слыш(И/Е)т, они слыш(А/У)т, слыш(А/У)щийся, слыш(И/Е)мый.

Подборки слов в задании состоят из подобных примеров, когда на слух правильный вариант подобрать трудно, а иногда и невозможно. Чтобы решить задачу, определяем спряжение глагола.

Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием?

  1. Поставим глагол в неопределенную форму: пилит — (что делать?) пилить.
  2. Определить, какая гласная стоить перед — ть.

I спряжение

Глаголы на -ить (кроме брить, стелить), например: пилить, клеить

II спряжение

Все остальные глаголы, например: паять, таять, сеять, краснеть, открыть, бороться, танцевать + брить, стелить.

Определяя спряжение глаголов, не забываем про следующие тонкости:

1. Правильно поставить глагол в неопределенную форму (инфинитив) – это значит сохранить вид – совершенный/несовершенный, например:

(он) улов…т: вопрос к слову – что сделает? (сов.в), начальная форма – (что сделать?) – уловить II спр.

Если «потерять» вид, то получим ошибочный вариант :улавливать (что делать? – несов.в), в котором окончание пишется по I спр.

2. Спряжение не зависит от постфикса СЯ/СЬ – если эта часть мешает разобраться, ее убирают, но на результате это не сказывается.

Вернувшись к примерам, приведенным выше, получаем ответ:

  • он кле…т – клеИТЬ – II спр.;
  • он стел…т – стелИТЬ (искл.) – I спр.;
  • он слыш…т – слышАТЬ (искл.) – II спр.

Следующий шаг – выбор гласной.

Гласная в личных окончаниях

Зная спряжение глагола, букву выбирают, как показано в таблице:

Если слово начинается с приставки ВЫ-, попробуйте эту часть отбросить: чаще сразу получаем ударное окончание, например:

ВЫшь…шь – шЁшь, ВЫбер…шь – берЁшь, ВЫлет…т – летИт.

Возвращаясь к примерам, вписываем букву в окончание:

  • он клеИт, они клеЯт;
  • он стелЕт, они стелЮт,
  • он слышИт, они слышАт.
  • в окончаниях глаголов I спр. встречаются только гласные Е/У(Ю);
  • в окончаниях глаголов II спр. встречаются только гласные И/А(Я),

выпускник без труда разберется с суффиксами причастий наст. вр.

Гласная в суффиксах причастий настоящего времени

Причастия наст. вр. всегда образовываются от глаголов в той же форме с помощью суффиксов, в которых стоит та же гласная, что и в личных окончаниях глаголов:

  1. Страдательные причастия от глаголов I спр. – ЕМ: забываЕмый (забывать), читаЕмый (читать);
  2. Страдательные причастия от глаголов II спр. – ИМ: ненавидИмый (ненавидеть).
  3. Действительные причастия от глаг. I спр. – УЩ (ЮЩ): колЮщий (колоть);
  4. Действительные причастия от глаг. II спр. – АЩ (ЯЩ): строЯщий (строить).

Запомни слова, написание букв в суффиксе которых вызывают затруднения:

приемлЕМый, неотъемлЕмый, незыблЕмый.

Слово движимый пишется с ИМ, так как образовано не от слова «двигать» а от ныне устаревшего глагола второго спряжения движити.

Закончим с примерами из начала статьи:

Итак, в настоящем времени в глаголах I спр. и причастиях, образованных от них, пишем Е/ У(Ю), проще запомнить по одному соединению в букве. в остальных случаях – И/ А(Я). Две соединительные линии в буквах

Почему 11 глаголов называют исключениями? Зачем эти глаголы нужно помнить?

В русском языке существуют 11 глаголов, оканчивающихся на –АТЬ и –ЕТЬ, но спрягающихся по II спряжению.

Написание безударных окончаний этих глаголов не подчиняется правилу, окончание не соответствуют спряжению. Именно поэтому эти глаголы исключили из правила. Они так и называются глаголы – исключения.

А помнить эти глаголы-исключения нужно затем, что вы не можете проверить их окончание, применив правило. Чтобы легче их запомнить есть рифмованное упражнение.

Гнать. Держать, Смотреть и видеть, Дышать, слышать, Ненавидеть, И зависеть, и вертеть, И обидеть, и терпеть. Вы запомните, друзья, Их на –Е спрягать нельзя!

В русском языке существуют 11 глаголов, оканчивающихся на –АТЬ и –ЕТЬ, но спрягающихся по II спряжению. Эти глаголы называют исключениями. Глаголы – исключения относятся ко II спряжению: Глаголы на –ЕТЬ: смотрЕТЬ, видЕТЬ, обидЕТЬ, ненавидЕТЬ, зависЕТЬ, терпЕТЬ, вертЕТЬ; Глаголы на – АТЬ: слышАТЬ, дышАТЬ, держАТЬ, гнАТЬ.

Гнать, держать, смотреть и видеть, дышать, слышать, ненавидеть, и зависеть, и вертеть, и обидеть, и терпеть. Вы запомните, друзья, Их на “-е ” – спрягать нельзя.

Как начнёшь меня ты гнать, Перестану я дышать, Перестанут уши слышать, Ну а руки – всё держать. На меня начнёшь смотреть, Будешь ты меня вертеть – Буду всё равно терпеть, Буду от тебя зависеть, Раз ты смог меня обидеть. Буду я тебя не видеть, А открыто ненавидеть.

В русском языке существуют 11 глаголов, оканчивающихся на –АТЬ и –ЕТЬ, но спрягающихся по II спряжению.

Написание безударных окончаний этих глаголов не подчиняется правилу, окончание не соответствуют спряжению. Именно поэтому эти глаголы исключили из правила. Они так и называются глаголы – исключения.

А помнить эти глаголы-исключения нужно затем, что вы не можете проверить их окончание, применив правило. Чтобы легче их запомнить есть рифмованное упражнение.

Гнать. Держать, Смотреть и видеть, Дышать, слышать, Ненавидеть, И зависеть, и вертеть, И обидеть, и терпеть. Вы запомните, друзья, Их на –Е спрягать нельзя!

В русском языке существуют 11 глаголов, оканчивающихся на –АТЬ и –ЕТЬ, но спрягающихся по II спряжению. Эти глаголы называют исключениями. Глаголы – исключения относятся ко II спряжению: Глаголы на –ЕТЬ: смотрЕТЬ, видЕТЬ, обидЕТЬ, ненавидЕТЬ, зависЕТЬ, терпЕТЬ, вертЕТЬ; Глаголы на – АТЬ: слышАТЬ, дышАТЬ, держАТЬ, гнАТЬ.

Гнать, держать, смотреть и видеть, дышать, слышать, ненавидеть, и зависеть, и вертеть, и обидеть, и терпеть. Вы запомните, друзья, Их на “-е ” – спрягать нельзя.

Как начнёшь меня ты гнать, Перестану я дышать, Перестанут уши слышать, Ну а руки – всё держать. На меня начнёшь смотреть, Будешь ты меня вертеть – Буду всё равно терпеть, Буду от тебя зависеть, Раз ты смог меня обидеть. Буду я тебя не видеть, А открыто ненавидеть.

В русском языке существуют 11 глаголов, оканчивающихся на –АТЬ и –ЕТЬ, но спрягающихся по II спряжению.

Написание безударных окончаний этих глаголов не подчиняется правилу, окончание не соответствуют спряжению. Именно поэтому эти глаголы исключили из правила. Они так и называются глаголы – исключения.

А помнить эти глаголы-исключения нужно затем, что вы не можете проверить их окончание, применив правило. Чтобы легче их запомнить есть рифмованное упражнение.

Гнать. Держать, Смотреть и видеть, Дышать, слышать, Ненавидеть, И зависеть, и вертеть, И обидеть, и терпеть. Вы запомните, друзья, Их на –Е спрягать нельзя!

В русском языке существуют 11 глаголов, оканчивающихся на –АТЬ и –ЕТЬ, но спрягающихся по II спряжению. Эти глаголы называют исключениями. Глаголы – исключения относятся ко II спряжению: Глаголы на –ЕТЬ: смотрЕТЬ, видЕТЬ, обидЕТЬ, ненавидЕТЬ, зависЕТЬ, терпЕТЬ, вертЕТЬ; Глаголы на – АТЬ: слышАТЬ, дышАТЬ, держАТЬ, гнАТЬ.

Гнать, держать, смотреть и видеть, дышать, слышать, ненавидеть, и зависеть, и вертеть, и обидеть, и терпеть. Вы запомните, друзья, Их на “-е ” – спрягать нельзя.

Как начнёшь меня ты гнать, Перестану я дышать, Перестанут уши слышать, Ну а руки – всё держать. На меня начнёшь смотреть, Будешь ты меня вертеть – Буду всё равно терпеть, Буду от тебя зависеть, Раз ты смог меня обидеть. Буду я тебя не видеть, А открыто ненавидеть.

Источник статьи: http://otvet.mail.ru/question/72166377

Шаг 3. Изучение глаголов с безударными окончаниями

Если окончания глагола являются безударными, задача немного усложняется. Ко второму спряжению мы относим все глаголы, заканчивающиеся на «ить», когда он стоит в инфинитиве (помимо исключений, о которых мы поговорим позже). Например, глагол «гладить»: ты гладишь, он гладит, они гладят.

К первому спряжению мы относим все глаголы, не попавшие во второе спряжение. Например, «рисовать»: ты рисуешь, он рисует, они рисуют.

Общая схема определения глаголов с безударными окончаниями выглядти следующим образом:

Глаголы в неопределенной форме с безударными окончаниями

I спряжение

II спряжение

-ать, -еть, -оть, -уть

-ить

Два спряжения глагола

Спряжением называется изменение глаго­лов по лицам и числам.

В русском языке два спряжения. Одни глаголы изменяются по лицам и числам по первому спряже­нию, другие — по второму.

Само слово «спряжение» буквально означает «связывание». Теперь это старинное корневое значе­ние нелегко заметить с первого взгляда. Но убедить­ся в нашей правоте можно, вспомнив существующий до сих пор глагол «запрягать»- то есть завязывать на лошади сбрую. Или «сопрягать» — связывать, объединять что-то с чем-то.

В каждом из спряжений глаголы связаны между собой, объединены своими особыми законами и правилами. Есть у них и исключения.

Мы часто говорим:»Ломать — не строить». И мы это правильно говорим. Во всех смыслах слова. Потому что глагол Ломать — представитель первого спряжения, а глагол строить — представитель второго. Они спрягаются по-разному.

Разобраться, к какому спряжению какой глагол относится,можно, определив, на что он оканчивается в неопределенной форме, в инфинитиве. Именно на что он оканчивается — окончаний-то в терминологическом смысле слова у глаголов в инфинитиве не бывает!

Первое спряжение. По этому признаку к первому спряжению относятся глаголы, оканчивающиеся на АТЬ и ЯТЬ: ломать, кусать, менять. А ещё все те, которые не оканчиваются на ИТЬ. Потому что те,которые кончаются на ИТЬ, относятся как раз ко второму спряжению! Кроме двух исключений: брить и стелить.

Итак: глаголы, оканчивающиеся на АТЬ и ЯТЬ, на ЕТЬ, УТЬ, ЫТЬ, ТИ, ЧЬ (петь, тонуть, выть, идти, печь ), и прочие плюс два исключения относятся к первому спряжению. Спрягаясь, они определенным образом изменяют свои окончания. Это твердое правило. Внимательно изучите таблицу:

ПЕРВОЕ СПРЯЖЕНИЕ

ЛИЦО

ЕДИНСТВЕННОЕ ЧИСЛО

МНОЖЕСТВЕННОЕ ЧИСЛО

1-е идУ, пекУ, знаЮ, гуляЮ, бреЮ идЁМ, печЁМ, знаЕМ, гуляЕМ, бреЕМ
2-е идЁШЬ,печЁШЬ, знаЕШЬ,гуляЕШЬ, бреЕШЬ идЁТЕ, печЁТЕ, знаЕТЕ, гуляЕТЕ, бреЕТЕ
3-е идЁТ,печЁТ,знаЕТ, гуляЕТ, бреЕТ идУТ, пекУТ, знаЮТ, гуляЮТ, бреЮТ

Обратите внимание: во 2-м и 3-м лице единственного числа и в 1-м и 2-м лице множественного у глаголов первого спряжения появляется в окончании буква Е!

Второе спряжение.  Ко второму спряжению относятся глаголы, оканчивающиеся в инфинитиве на ИТЬ (говорить, любить, судить, возить), плюс 11 исключений. Перечислим их после таблицы.

ВТОРОЕ СПРЯЖЕНИЕ

ЛИЦО

ЕДИНСТВЕННОЕ ЧИСЛО

МНОЖЕСТВЕННОЕ ЧИСЛО

1-е говорЮ говорИМ
2-е говорИШЬ говорИТЕ
3-е говорИТ говорЯТ

Остальные глаголы второго спряжения изменяются по лицам и числам подобным же образом. А для того, чтобы запомнить многочисленные исключения, входящие во второе спряжение, ещё давным-давно королева Грамматика придумала специальный стишок:

Видеть, слышать, ненавидеть,

гнать, дышать, держать, смотреть,

и зависеть, и обидеть,

а ещё вертеть, терпеть,

Вы запомните, друзья:

их на -Е- спрягать нельзя! 

На самом деле глаголов-исключений несколько больше: ведь к ним относятся и однокоренные слова! Вот как это выглядит на примере глагола «смотреть». К исключениям будут относиться также глаголы «высмотреть», «усмотреть», «осмотреть», «рассмотреть», «пересмотреть», «присмотреться», «засмотреться», «насмотреться», «осмотреться»… Можно придумать и другие. Так что каждый из глаголов-исключений имеет множество родственников — и все они будут спрягаться одинаково!

ИСКЛЮЧЕНИЯ ВТОРОГО СПРЯЖЕНИЯ

ЛИЦО

ЕДИНСТВЕННОЕ ЧИСЛО

МНОЖЕСТВЕННОЕ ЧИСЛО

1-е держУ, гонЮ держИМ, гонИМ
2-е держИШЬ, гонИШЬ держИТЕ, гонИТЕ
3-е держИТ, гонИТ держАТ, гонЯТ

Обратите внимание: во 2-м и 3-м лице единственного числа и в 1-м и 2-м лице множественного у глаголов второго спряжения появляется в окончании буква И!

Запомните хорошенько: глаголы склоняются только в настоящем и будущем времени. Потому что в прошедшем времени глаголы изменяются только по родам и числам, а по лицам не изменяются.

Правильно определять спряжение глаголов особенно важно потому, что от спряжения зависит правописание безударных личных окончаний. Подробнее об этом мы поговорим позже

Спряжение глаголов

Спряжение — один из постоянных признаков. Закон действует только для окончаний без ударений. Когда эта грамматическая часть слова ударная, то правило, о котором далее будет идти речь, не поможет.

Если правописание определяется по окончаниям, на которые не падает ударение, то следует знать, что ударная буква «е» характерна для первого, а буква «и» — для 2 -го. Это можно представить таким образом:

  • свистеть — свистишь, свистите — свистят (2 спр.);
  • бить — бьёшь, бьёт, бьют (1 спр.).

Можно проспрягать слово «расти» и пронаблюдать за всем происходящим по таблице:

Число Лицо 1 спряжение
единственное 1 Я расту
2 Ты растёшь
3 Он растёт, она растёт
множественное 1 Мы растём
2 Вы растёте
3 Они растут

Из этого примера видно: в конце слов наблюдаются такие сочетания: -у — -ю; -ешь — -ёшь; -ете — -ёте; -ем — -ём; -ут — -ют.

Для определения формы, поглядим на окончание. Нельзя оставлять ударение без внимания!

Таблица спряжения глаголов

Большинство глаголов в русской лингвистике относятся либо к первому, либо ко второму спряжению. Этот глагольный признак определяется по ударным личным глагольным окончаниям или по гласной в инфинитиве. Разобраться с этим поможет таблица «Спряжения глаголов в русском языке».

Термин «спряжение» имеет несколько значений. Спряжение в широком смысле этого слова – это изменение глаголов по различным категориям: наклонениям, времени, лицам, числам, родам. В узком смысле слова спряжение – это изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени. Это постоянный грамматический признак глаголов.

В русском языке большинство глаголов распределяется по двум типам спряжения: глаголы первого спряжения и глаголы второго спряжения.

Спряжение определяется по следующему плану:

  • Определить личное окончание глагола. Если оно ударное, определять спряжение по гласной в личном глагольном окончании.
  • Если личное окончание глагола безударное, то поставить глагол в неопределенную форму.
  • Посмотреть, относится ли глагол к глаголам-исключениям.
  • Определить спряжение по гласной в основе неопределенной формы глагола.

Обязательно нужно определять личное глагольное окончание, так как оно определяет спряжение многих глаголов.

Данное правило поможет рассмотреть таблица «Личные окончания глаголов».

1 спряжение 2 спряжение
Лицо Единственное число Множественное число Единственное число Множественное число
1 у (ю) ем у (ю) им
2 ешь ете ишь ите
3 ет ут (ют) ит ат (ят)

Форма 1 лица единственного числа в обоих спряжениях одинаковая, поэтому по ней нельзя определять спряжение.

Примеры определения глагольного спряжения:

  • Борешься – личное окончание безударное, инфинитив не на –ить, к глаголам-исключениям не относится, следовательно, это глагол 1 спряжения.
  • Спишь – личное окончание ударное, ударение падает на И, к глаголам-исключениям не относится, следовательно, это глагол 2 спряжения.
  • Глагол лететь, несмотря на то что оканчивается не на –ить, относится ко 2 спряжению, так как личное окончание ударное, ударение падает на гласную И: ЛетИт.
  • Чтобы определить, к какому спряжению относится тот или иной глагол, поможет таблица, в которой отражено также спряжение глаголов-исключений.
Спряжение I II
Глаголы не на -ить + брить, стелить, зиждиться
  1. на -ить
  2. (кроме брить, стелить, зиждиться)
  3. + гнать, дышать, держать, слышать
  4. + смотреть, обидеть, видеть, ненавидеть, вертеть, терпеть, зависеть
Ударные гласные в личных окончаниях Е, У, Ю И, А, Я

В русском языке существуют и такие глаголы, которые нельзя отнести ни к 1 спряжению, ни ко 2 спряжению:

  • разноспрягаемые глаголы, которые имеют окончания обоих спряжений (бежать – бежит (2) – бегут (1); хотеть – хотим (2) – хочет (1) и др.);
  • глаголы с архаичными окончаниями (есть – ем; дать – дам и др.).

Спряжение рассматривается в современном языкознания в нескольких значениях, в узком смысле слова это изменение глаголов по лицам и числам. Всего бывает два спряжение: первое и второе. Отнесение глагола к тому или иному спряжению происходит с помощью ударных личных окончаний глаголов, а также с помощью гласных в неопределенной форме глаголов.

К первому спряжению относятся глаголы, имеющие ударные гласные Е, У, Ю в личных окончаниях, глаголы с безударными личными окончаниями, в основе неопределенной формы которых не гласная И, 3 глагола на –ить.

Ко второму спряжению относятся глаголы, имеющие ударные гласные И, А, Я в личных окончаниях, глаголы с безударными личными окончаниями, имеющие гласную И в основе неопределенной формы, 7 глаголов на -еть, 4 глагола на -ать.

Слабые глаголы

Не буду расписывать подробно, т.к. это проще простого: нужно всего лишь выучить соотношение местоимений и окончаний .

Ниже – картинка-шпаргалка с окончаниями и всевозможным исключениями. Объяснение исключений на самом деле одно: если вам тяжело произнести получающуюся форму (du, er/sie/es, ihr) из-за одинакового окончания основы и окончания настоящего времени или кучи сложных звуков (нельзя же сказать arbeitt или zeichnt), то нужно добавить между ними -e.

Если хотите потренироваться , то предлагаю вам проспрягать следующие глаголы: machen (делать), spielen (играть), kaufen (покупать), lernen (учить), besuchen (посещать), bilden (формировать), rechnen (считать), dichten (писать стихи).

Заключение

Как можно заметить, если структурировать этот материал, «разложить все по полочкам», он не кажется слишком запутанным. Но при изучении темы в классе ребенок часто не успевает разобраться. Поэтому желательно сесть вместе с ним дома и еще раз пройти эту тему по всем перечисленным пунктам.

Постарайтесь сначала объяснить общее правило, и отдельно рассмотреть тему глаголов-исключений. Если объяснять всё вперемешку, ребёнок отвлекается на глаголы-исключения, которые представляют основную сложность, и теряет понимание самого действия при спряжении.

Чтобы запомнить глаголы-исключения, существуют специальные методики. В основном это стишки и фразы, которые содержат в себе все 13 глаголов. Ребенку необходимо один раз разобраться в теме, после чего он будет правильно спрягать глаголы без всяких проблем.