Словесные игры для младшей группы детского сада

Ход игры.

Дети садятся напротив воспитателя. Воспитатель указательным пальцем правой руки делает круговые движения по ладони левой руки («варит кашку»,приговаривая:

Слова:

Сорока, сорока,

Сорока — белобока

Кашу варила.

На порог скакала,

Гостей скликала.

Гости на двор —

Кашу на стол.

Этому на тарелочке,

Этому на блюдечке,

Этому в чашечке,

Этому в мисочке,

А этому ничего не дала

Ты дров не таскал,.

Ты воды не носил

Ты каши не варил.

Вот тебе ложечка —

Свари сам себе кашку.

Тут пень, тут колода,

Тут дрова,

Тут горячая вода.

Движения:

Воспитатель и дети варят кашку» вместе.

Загибают по очереди пальцы, начиная с мизинца.

Большой палец не загибается.

При повторении игры воспитатель предлагает детям помогать произносить потешку. После слов «этому» делает паузу,а дети заканчивают фразу: «на блюдечке», «в чашечке», «в мисочке».

«Позови игрушку ласково»

Цель

Закрепить знание уменьшительных форм существительных, учить образовывать их, развивать грамматический слух, внимание

Ход игры. Воспитатель выставляет на столе перед детьми коробку с игрушками,говорит: «Сегодня игрушки пришли поиграть с нами, но они грустят и прячутся. Они будут играть лишь тогда, когда мы ласково их позовём. Что это? (Машина). Как назвать её ласково? (Машинка). Юра, позови машину ласково. Дети, давайте вместе её позовём». После этого машину ставят на стол перед детьми. Аналогично действуют со всеми игрушками, после чего дети играют с ними. Можно предложить обратиться к игрушкам и с другими ласковыми словами: «Ты красивая, ты весёлая, иди к нам, мы с тобой поиграем».

«Кто что делает?»

Цель

Учить детей правильно употреблять глаголы в предложении, развивать грамматический слух, внимание, связную речь. Ход игры

В этой игре не обойтись без картинок с изображением действий. Дети рассматривают их, а после с помощью педагога описывают, что делают изображённые на картинках люди или зверята: «Девочка поливает цветы. Бабушка вяжет шарфик. Дети купаются в реке. Кот пьёт молоко. Кролик ест траву»

Ход игры. В этой игре не обойтись без картинок с изображением действий. Дети рассматривают их, а после с помощью педагога описывают, что делают изображённые на картинках люди или зверята: «Девочка поливает цветы. Бабушка вяжет шарфик. Дети купаются в реке. Кот пьёт молоко. Кролик ест траву».

«Кто где спрятался?»

Цель

Учить детей правильно употреблять глаголы в предложении, развивать грамматический слух, внимание, связную речь

Ход игры. В этой игре не обойтись без картинок с изображением действий. Дети рассматривают их, а после с помощью педагога описывают, что делают изображённые на картинках люди или зверята: «Девочка поливает цветы. Бабушка вяжет шарфик. Дети купаются в реке. Кот пьёт молоко. Кролик ест траву».

Ход игры: Взрослый задает вопросы, дети отвечают.

— Пашет, сеет, хлеб убирает, кто? (Хлебороб.)

— А кто хлеб нам выпекает? (Пекарь.)

— Кто лекарства отпускает? (Аптекарь.)

Кто одежду шьет нам на стужу и зной? (Портной.)

— Кто ее продает, наконец? (Продавец.)

— К нам приходит с письмом Прямо в дом — кто же он? (Почтальон.)

— Служит дорогой Отчизне Старший брат. Охраняет наши жизни, Он. (Солдат.)

— Когда вы станете взрослыми, каждый из вас будет иметь какую-то профессию. Все они очень важны, будь это профессия хлебороба, пекаря, аптекаря, портного, продавца, почтальона или строителя. Но главное, кем бы ты ни стал,— хорошо и честно трудиться.

ЧТО ТЫ СЛЫШАЛ?

Цель: Использовать разные способы образования глаголов.

Ход игры: При помощи считалки выбирается водящий. Он садится с завязанными глазами на стул в дальний угол комнаты. Затем кто-нибудь из играющих проделывает несколько движений (дейст-вий). Например, отодвигает стол, переставляет стул на другое место, подходит к двери, открывает и закрывает ее, вынимает из замка ключ и кладет его на стол, наливает воду из графина в стакан и т. п. Задача водящего — внимательно прислушиваясь, постараться по звукам понять и запомнить все, что происходит. Когда ему разрешат снять повязку с глаз, он должен рассказать обо всем и по возможности повторить все действия в той же последовательности, в какой они совершались.

Потом можно выбрать другого водящего и повторить игру, но действия играющих должны быть уже другими.

Словесные игры с использованием картинок и предметов

На занятиях и в индивидуальной работе с детьми средней группы некоторые словесные игры можно подкрепить наглядностью, предметными или сюжетными картинками, чтобы повысить заинтересованность малышей, сделать игру более яркой, насыщенной, понятной. Когда дети в достаточной мере овладеют необходимыми для игры навыками, наглядные пособия перестают использовать.

Среди таких словесных игр можно отметить:

  • «Сравнения». Игра помогает развивать логическое мышление, умение сравнивать предметы и существ по определённому признаку, знакомит детей со словами-помощниками, которые ничего не обозначают, но служат для связи слов в предложении.
    • Воспитатель рассказывает детям, что существуют маленькие слова, которые не имеют собственного значения, но помогают объединять слова в предложения, играть с ними. К примеру, слово «А» помогает сравнивать предметы, овощи, животных, транспорт и др. На доске или мольберте размещают пары картинок, вставив между ними печатную большую букву «А», которая в средней группе знакома практически всем детям.
    • Воспитатель чётко озвучивает несколько пар картинок, составляя предложения на сравнение: «Слон большой, а мышка маленькая», «Машина едет, а самолёт летит», «Лиса рыжая, а волк серый».
    • Далее детям предлагают послушать начало предложения и завершить его, ориентируясь на первую часть: «Морковь оранжевая, а помидор? Кот пушистый, а ёжик? Стол деревянный, а стакан?»

  • «Куклы в магазине». Игра служит отработке навыка определять первый звук в слове и находить слова, которые начинаются на такой же звук. Проводят её со второй половины учебного года (январь — май) и в старшей группе.
    • Воспитатель подбирает комплект картинок Названия изображённых на них предметов начинаются на мягкий и твёрдый парные звуки, к примеру, и : носки, ножницы, нитки, неваляшка. К ним добавляют картинки, в которых названия начинаются на другой звук: пирамидку, апельсин, тарелку. К детям приходят куклы по имени Наташа и Нина, просят помочь купить в магазине предметы, которые начинаются на тот же звук, что и их имена. Что купит Наташа? Нина?
    • При повторном использовании игры меняют кукол, имена и предметные картинки. Кукла Валя купит ванночку, волчок, кукла Вика — веник, виноград, Маша — матрёшку, мыло, Мила — мишку, мелки. Количество вариантов зависит от креативности и творческого подхода воспитателя.
  • «Мотылёк». Учит детей определять и описывать положение и передвижение предмета в пространстве, закрепляет знания названия окружающих вещей, активизирует использование в речи наречий и предлогов. Для игры нужно простейшее пособие, мотылёк на тростинке или шпажке. Воспитатель руководит движениями мотылька, заставляя его двигаться, садиться на предметы, одновременно задавая вопросы, на которые детям необходимо ответить: «Куда полетел мотылёк? (Вверх, вправо, вперёд). Куда сел мотылёк? (На полку, на фикус, на домик). Куда спрятался? (За мольберт, под стол). К кому подлетел? (К Оле, Серёже).

Применение словесных игр в средней группе позволяет воспитателю и родителям удовлетворить ведущие потребности возраста в общении и познании. Главное, сам взрослый должен относиться к этой деятельности с увлечением, творчески и с отдачей, чтобы малыш видел его заинтересованность и мог почерпнуть для себя много нового и полезного.

Игры для детей среднего и старшего школьного возраста

Игры в этом возрасте используются подростками, когда нужно весело провести время в компании друзей, но также они могут быть использованы на уроках в школе. Речевые игры нужны подросткам для развития творческих, коммуникативных способностей, тренировки логики, мышления и памяти.

Командные игры помогут детскому коллективу сплотиться, освоиться стеснительным ребятам в незнакомой обстановке

«Города»

Первый игрок называет любой город, следующий участник придумывает город на конечную букву предыдущего, например: МинсК — КиеВ — Волгоград.

Для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста есть другой вариант игры: называть не города, а просто любые слова на последнюю букву. Если слово заканчивается на букву, с которой невозможно придумать новое слово (ь, ы), то слово подбирают на предпоследнюю букву.

«Ассоциации»

Ведущий выходит из комнаты, а остальные участники загадывают имя любого игрока. Задача ведущего — угадать этого человека, задавая вопросы-ассоциации, например: «На какую птицу похож этот человек: на сороку, воробья или орла?», «Если бы этот человек был животным, это был бы волк, бык или лиса?».

«Контакт»

Для участия в игре нужен один ведущий и несколько участников.

Ведущий задумывает слово (имя существительное в единственном числе, не имя собственное) и называет первую букву этого слова остальным участникам игры. Те пытаются догадаться, что это за слово, но не произносят его вслух, а задают наводящие вопросы. Например, задумано слово «кофе», названа буква «к». Участник задаёт вопрос: «Это не посуда, в которой варят суп?» Ведущий должен догадаться, что подразумевает задающий вопрос, и ответить: «Нет, это не кастрюля». Если догадка участника верная («Это крепкий напиток, который дарит бодрость и хорошее настроение?»), ведущий отвечает: «Да, это кофе». Когда слово отгадано, выбирают нового ведущего, который придумывает новое слово.

Задача ведущего — как можно быстрее догадаться, о чём его спрашивают, и назвать это слово. Если он не может догадаться, о чём ему задан вопрос, а другие участники догадались, они говорят: «Контакт», — и начинают хором считать от 10 до 0, а затем называют слово-отгадку. Если, пока они считают, ведущий догадался, о чём речь, то он называет отгадку («Нет, это не конфета») и участники придумывают новые вопросы.

Если участники назвали одну и ту же отгадку, но это не то слово, которое задумано ведущим, то он называет следующую букву в своём слове. Последующие вопросы должны быть о словах, которые начинаются с этих двух букв (в нашем случае с «ко» — кот, команда и т. д.). Если участники произносят разные слова, то следующая буква не называется и участники должны придумать новый вопрос-определение. Игра заканчивается, когда игроки произносят загаданное ведущим слово.

Игры со словами актуальны в любом возрасте, главное выбрать подходящий вариант

Игры со словами универсальны: можно найти для любого возраста и разного количества участников. Они помогают не только весело и интересно провести время, но и совершенствуют речевые и коммуникативные навыки, пополняют словарный запас, способствуют развитию памяти и интеллекта.

Загадки

Очень многие игры, которые развивают словесное или звуковое мышление, − устные. Можно загадывать некий предмет, но отвечать на вопрос только «да» или «нет». Скажем, я загадала то, что стоит у меня на столе. И ребенок начинает спрашивать:− Оно большое?Я говорю:− Нет.− Оно больше стакана?− Нет.− Оно квадратное?− Почти.− Оно железное?− Нет.− Оно деревянное?− Нет.− Оно резиновое?− Да.− Оно черное?− Нет.− Оно белое?− Да.− Это ластик?− Да, это ластик. Ты отгадал, молодец. А теперь ты мне загадай, а я буду спрашивать.Можно загадывать какие-то простейшие вещи и вдруг окажется, что их не так-то просто отгадать даже взрослому, хотя загаданный предмет совершенно простой, бытовой.Можно сделать словесные загадки. Но не классические, народные, которые все знают и которые в сборниках печатают: сидит девица в темнице, а коса на улице. Современные дети не видели, как растет морковка, поэтому они не могут догадаться, что это за коса на улице, почему девица сидит в темнице и почему это имеет отношение к морковке. То есть они готовы выучить и этот текст, и эту отгадку. Но не могут соотнести, они не видели этого, это непростая метафора.Под загадками я имею в виду совершенно другое. Вы можете описать предмет, назвав несколько его признаков, дав определение. Например, зверь, который мяукает.− Я загадала полосатого зверя, который ест траву.Ребенок говорит:− Тигр?− Не тигр. Тигр не есть траву. И еще у этого зверя есть копыта и грива.− А-а-а, лошадка!− Полосатого!Или я могу сказать:− Да, только название зверя начинается на букву «з».− Полосатая лошадка на «з»… А-а-а, зебра!Или я могу сказать:− Кислый, желтый и овальный.Ребенок:− О-о, я знаю, это фрукт.− Да, фрукт. А какой? Его еще кладут в чай.− Ага, желтый, лимон!Или:− Красный, круглый, его кладут в салат.Я могла иметь в виду помидор, а ребенок говорит: «Редиска». Отлично, тоже годится. Придумывать такие загадки полезно. Ничуть не менее полезно, чем отгадывать.

Игры для младших школьников

К моменту поступления в школу мальчики и девочки свободно общаются с другими людьми на разные темы. У подготовленного к обучению ребёнка развитый фонематический слух, он умеет различать звуки в словах, может соотнести звук со знаком и изобразить этот звук. Необходимо учить школьника строить тексты, составлять описания по картинкам, работать над выразительностью устной речи, над обогащением словаря, над грамотным письмом.

«Что если бы»

Эта игра подходит как для занятий с одним ребёнком, так и с группой детей.

Для игры следует заранее подготовить карточки с написанными на них вопросами, имеющими форму: «Что было бы, если бы?». Окончания вопроса должны быть такого типа:

  • если бы исчезли все взрослые;
  • если бы никогда не наступала ночь;
  • если бы в нашей квартире поселился слон;
  • если бы не было насекомых.

Карточки следует разложить изнанкой вверх. Попросите ребёнка достать одну карточку и порассуждать на тему вопроса.

Поощряйте ребёнка мыслить нестандартно

«Составь слова»

На большом листе бумаги (на доске) нужно написать длинное слово (автомобиль, электростанция, скалолаз). Участникам игры нужно составить из букв этого слова новые слова. Победитель тот, кто придумал больше всего новых слов.

«Сочиняем сказку»

Для игры требуется несколько участников.

Первый игрок придумывает начало сказки (одно предложение). Следующий дополняет своим. Так все участники по цепочке придумывают интересную историю.

«Глупые предложения»

Для игры требуется как минимум два участника. Один придумывает слово, а второй сочиняет предложение, в котором каждое слово начинается из букв того слова, которое назвал первый участник. Например, слово «стол» расшифровывает как «собака топталась около лодки».

Предлагайте ребятам сочинять самим сказки и весёлые истории

Salt and Sanctuary

https://www.youtube.com/watch?v=u_054dUJzCEVideo can’t be loaded because JavaScript is disabled: Salt and Sanctuary — Currents Trailer | PS4, PS Vita (https://www.youtube.com/watch?v=u_054dUJzCE)

1-2 игрока на одном экране | платформы: PS4, PS5, Xbox One, Series S|X

2D-последовательница Dark Souls, копирующая ее по всем статьям. От высокой сложности и специфической боевки с перекатами и парированиями до собственного аналога душ – той самой соли из названия. Похожей вышла и мрачная, полная загадок вселенная, и лор с сюжетом, которые игроку выдают по крупице. Впрочем, совсем уж клоном Salt and Sanctuary не назвать. Во-первых, разработчики добавили сюда элементы метроидвании. Вдобавок прокачка, классы и вооружение получились вполне самобытными, а кооператив в такой атмосфере дарует совсем новые ощущения.

Мне нравитсяНе нравится

Итоговая таблица рейтинга

Portal 2
3

It Takes Two
3

Mortal Kombat 11
2

Rocket League
2

Tekken 7
1

Cuphead
1

Sonic Mania
1

Outward

Spelunky 2

Worms W.M.D

Overcooked 2

Human: Fall Flat

Dirt 5

Lost planet 3

Guacamelee! 2

Trine 4: The Nightmare Prince

Resident Evil 6

Children of Morta

Lego The Incredibles

DYNASTY WARRIORS 8: Xtreme Legends

Enter the gungeon

Lovers In a Dangerous Spacetime

Crash Team Racing Nitro-Fueled

Call of Duty: Black Ops III

The Dark Pictures Anthology: Man of Medan

Awesomenauts

A way out

Borderlands 3

Rayman Legends

Shovel Knight: Treasure Trove

Lara Croft and the Temple of Osiris

Castle Crashers Remastered

Ark: Survival Evolved

Diablo 3

Divinity: Original Sin 2

Unravel 2

Streets Of Rage 4

The Escapists 2

Salt and Sanctuary

Gang Beasts
-1

«Слова»

Первый игрок говорит слово, второй игрок называет слово, начинающееся на последнюю букву предыдущего слова.

Пример: РубашкА – АрхеолоГ – ГороД – Дом и т.д.

Усложнённый вариант: придумывать слова на последние две буквы предыдущего слова.

Пример: ТельняшКА – КаюТА – ТакСИ – Сироп и т.д.

Внимание! В усложнённом варианте могут попадаться слова, последние две буквы которых не позволяют образовать слово (например, «иностранец», «характер»). Если все игроки согласны, что из двух последних букв не образовать нового слова, то в таком случае для словообразования берётся последняя буква, как в обычном варианте игры

Сочинялка

Эта забавная игра, если поймать волну вдохновения, очень повеселит ее участников. Задача проста: первый игрок произносит первую фразу стиха, второй – следующую и так далее. Самое главное – соблюдение рифмы. Для интереса можно записывать произведение, которое получается у сочинителей.

Упростить эту игру можно, раздав каждому по слову, которое будет рифмоваться со словом соседа. Тогда не будет напряжений с придумыванием рифмы: каждый сочиняет «начинку» строки. Например, из слов: любовь-морковь, слезы-розы может получиться такой стишок:

В сердце у меня любовь

Вырастает, как морковь.

Потому и лью я слезы –

Для полива милой розы.

Лишнее слово

Еще можно играть − называть какие-то группы слов и угадывать, кто лишний. Что существенно, в этой игре может быть несколько правильных ответов. В нее можно играть на ходу, предложите ребенку придумывать такие загадки

Но важно, чтобы он объяснил свое решение. Например, я могу сказать: «автобус, трактор, троллейбус, трамвай»

Какое из данных слов лишнее? Кто-то может сказать, что автобус, потому что он на «А», а все остальные начинаются на букву «Т». Кто-то скажет, что трамвай, потому что только он ходит по рельсам, а все остальные нет. Кто-то скажет, что трактор, потому что это не общественный транспорт, а все остальные возят людей. Понимаете, да? Любое объяснение годится.Важно, что ребенку тоже полезно придумывать такие задачи. Ведь только взрослые всегда являются носителями истины в последней инстанции: сначала вы загадываете, потом ребенок. И это не только игра, но и процесс общения. Если вам нравится придумывать, то это отлично.

Цепочка слов

Многие играют в города, когда придумывают город на последнюю букву, но города для детей младшего возраста − слишком сложно, они не знают так много названий. Поэтому можно играть в обычные слова. И я говорю, например:− КоТ. Какая у него последняя буква? «Т». Значит, тебе теперь надо придумать на «Т». Ну, давай.− ТрактоР.− Ага, тогда я придумываю на «Р». Я говорю «рукаВ», ну-ка, давай подумай, какая у него последняя буква?И тут возникает интересная вещь. Ребенок говорит:− «Ф»?Я говорю:− Знаешь, это можно проверить. Вот давай подумаем, у куртки один рукав, а если много? Два рукаВа. Мы же говорим «два рукаВа», а не «два рукаФа»Ребенок соглашается:− Ну конечно, рукаВа.− Отлично, теперь ты знаешь. Рукав – последняя буковка «В». Видишь, мы с тобой это проверили.Совершенно не обязательно говорить, что потом ты будешь учить это в школе. И это отличный способ понять, проверить, какую букву написать.

Расшифруй песню

Ведущий выходит из зала, все загадывают известную песню. Когда ведущий войдет, он должен, задавая любые вопросы (не относящиеся к песне), понять, что загадали участники. Каждый участник должен вставить в свой ответ одно слово из песни. Следующим ведущим становится тот игрок, на котором песня была узнана.

Например, загадана песня «Ой, цветет калина в поле у ручья»:

Ведущий: Какая сегодня погода?

1-й игрок: Ой, кажется, будет дождь.

Ведущий: Что ты сегодня ел на завтрак?

2-й игрок: У меня под окном цветет подсолнух, я ел семечки из него.

Ведущий: Какого цвета твоя рубашка?

3-й игрок: Если сравнить цвет моей рубашки с растениями, она будет примерно как калина. И т.п.

Важно составлять такие предложения, с которыми ведущий не сразу догадается, о какой песне идет речь. Изменять падеж, число, склонение, спряжение слов нельзя: они должны оставаться в той форме, в которой стоят в песне

Изменять падеж, число, склонение, спряжение слов нельзя: они должны оставаться в той форме, в которой стоят в песне.

Игры со словами для детей трёх — четырёх лет

В 3 года, как правило, дети уже знакомы с названиями окружающих предметов, могут объяснить простейшие вещи, легко строят простые предложения. К 4 годам малыши уже умеют понятно разговаривать, обозначать свои пожелания и эмоции. Речевые игры помогут совершенствовать слух, увеличивать словарный запас, формировать правильный грамматический строй речи и звукопроизношение.

«Кто так разговаривает»

В игре могут участвовать как двое человек (ребёнок и взрослый), так и несколько. А также понадобится мяч.

Дети становятся полукругом, взрослый — перед ними. Он бросает мяч одному из игроков, называя какое-нибудь животное, а тот должен сказать, как животное говорит, и вернуть мяч ведущему.

Для игр со словами пригодятся мячи, воздушные шары и другие игрушки

«Скажи наоборот»

Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе.

Взрослый произносит слова, доступные для понимания ребёнка, к которым можно подобрать противоположные по значению: день — ночь, темно — светло, горячо — холодно и т. д. Малыши, которые правильно назвали антонимы, получают поощрительные призы (можно вырезать из бумаги звёздочки, колокольчики или т. п.).

«Путаница»

Взрослый читает предложение, в котором слова переставлены местами: «Мяч ловит Таню», «Река плывёт по лодке» и другие. Ребёнок должен заметить ошибку и исправить.

Совместные игры сближают детей и взрослых, учат общению и взаимовыручке

Игры со словами без опоры на наглядность

  • «Скажи наоборот». Взрослый предлагает ребёнку вспомнить слово, противоположное по значению к названному им самим: «Маленький — большой, длинный — короткий, высокий — низкий и т. д.»
  • «Назови ласково». Ребёнку предлагается образовать уменьшительную форму существительного: «Кот — котик, дом — домик, вода — водичка». Детям, проявляющим повышенный интерес к такой игре, можно предложить усложнённый вариант, в котором нужно подобрать уменьшительную форму прилагательного: «Синий — синенький, старый — старенький, сладкий — сладенький».
  • «Какой, какая, какое?» Взрослый предлагает малышу придумать как больше слов для описания предмета или явления: «Яблоко какое? (Красное, круглое, гладкое). Зима какая? (Холодная, снежная). Дети какие? (Умные, весёлые, добрые, послушные)».
  • «Летает — не летает». Детворе необходимо внимательно слушать называемые слова и находить названия существ или предметов, которые могут летать. Если такие названы, ребятишки обозначают их хлопком в ладоши или словом «да». «Слон, паровоз, самолёт (да), кот, апельсин, бабочка (да), стол, диван, вертолёт (да)». Аналогично проводятся игры «Живое — неживое», «Съедобное — несъедобное».
  • «Найди, где находится». Ребёнка просят внимательно осмотреться и найти рядом с собой куст, дверь, окно, клумбу, картину (в зависимости от места, предметы будут разные), указать на них. В первой половине учебного года воспитатель сам называет положение предмета (далеко, близко, слева, сзади). Со второй половины это предлагают сделать дошкольнику.
  • «Бывает — не бывает». Взрослый произносит текст, в котором содержатся логические несоответствия, ребёнок на слух отыскивает ошибки. «Пришла зима, расцвели цветы, запели птицы. Осенью листочки на деревьях стали зелёные. Летом дети лепят снеговика».

  • «Много и один». Взрослый называет множественное число существительного, дошкольник должен поставить в единственное: «Много кукол — одна кукла, много мишек — один мишка, много облаков — одно облако».
  • «Есть и нет». Ребёнку необходимо назвать, что есть в лесу, в реке, в детском саду, в городе и т. д., а чего нет. «В лесу есть деревья, звери, нет домов, машин». Первые два-три раза игру можно проводить с подсказками: «В детском саду есть игрушки? (Да). А лесные звери? (Нет)». Если дети проявляют высокий интерес к игре, хорошо ориентируются в окружающем мире, игру можно разнообразить элементами фантазирования, обращаться к любимым сказкам, мультфильмам ребёнка: «Что есть в волшебной стране? В мире Смешариков, Фиксиков?» Вариант игры — «Где найдём?» (Где найдём грибы? Игрушки? Корову? Пианино?).
  • «Закончи предложение». Взрослый произносит начало фразы, малышу надо его логически завершить: «По дороге едет… автомобиль. Зайчик любит есть… морковку. Птицы осенью улетели… в тёплые края».
  • «Что поместится?» Ребёнку нужно назвать предметы, которые поместятся в ладошку, кузов машины, корзинку, комнату.
  • «Нужные подарки». Взрослый называет предметы, ребёнок придумывает, кому можно их подарить (молоток — строителю, мастеру, погремушку — младенцу, орехи — белке).
  • «Хорошо или плохо». Ведущий кратко описывает ситуацию, дети определяют, хорошо или плохо поступили её герои. «Мальчик помог старушке донести тяжёлую сумку домой. Это хорошо или плохо? Девочка упала, а её подружки засмеялись. Витя съел много конфет. Дедушка и внук посадили яблоню». В начале ознакомления с игрой взрослый поясняет, чем хороша или плоха ситуация, к середине года необходимо поощрять детей к самостоятельным оценочным суждениям.
  • «Наши помощники». Дети вместе со взрослым отвечают на вопросы: «Что умеют наши руки? (Брать, рисовать, гладить, лепить). Ноги? (Бегать, прыгать, топать), Глаза? (Смотреть, моргать, жмуриться)». Варианты игры: «Кто что делает?», «Где мы были — не скажем, что делали — покажем», Во всех необходимо отгадать действие и назвать глаголы.
  • «Угадай по описанию». Ребёнок угадывает предмет по описанию признаков и свойств: «Круглый, резиновый, катится — мяч. Длинный, тёплый, вязаный — шарф». Со второй половины учебного года взрослый и малыш могут менять местами: ребёнок выбирает предмет, описывает его, а взрослый угадывает. Как вариант можно угадывать героев сказок, лакомства, игрушки, овощи и фрукты, то есть сузить поле поиска и облегчить малышу задачу.
  • «Песенки». Отработку правильного произношения звуков проводят в этой простой игре. Взрослый задаёт вопрос, детям нужно воспроизвести «песенку» чётко, правильно. «Как поёт петушок? (Кукареку). Какая песенка у волка? (У-у-у). Как мама укачивает малыша? (А-а-а). Как пыхтит ёжик? (Ф-ф-ф). Шипит змея? (С-с-с)». При ознакомлении с игрой «песенки» озвучивает взрослый.

Методика проведения словесных игр

В процессе игры воспитатель руководит ходом игры и обучает детей. Его речь должна быть грамматически правильной, спокойной, но одновременно эмоциональной. Нельзя направлять взгляд, мимику и жесты только одному игроку. Нужно переводить взгляд то на одного, то на другого ребенка, чтобы каждый думал, будто воспитатель обращается именно к нему. Поэтому текст игры, рассказа, небылицы или потешки он должен знать наизусть. Стоять или сидеть во время игры необходимо так, чтобы все дети могли видеть лицо воспитателя, следить за его глазами и движением губ.

Если родители весь день заняты на работе и с трудом выкраивают время на общение и игры с малышом, то время перед сном подойдет для этих целей как нельзя кстати. Купая кроху, переодевая его ко сну общайтесь и играйте.

Предложите называть определенные слова, сгруппировав их по единому признаку. Например, пусть малыш назовет 5-10 имен девочек, столько же имен мальчиков, названия цветов и прочее. Если с таким заданием он справился, можно усложнить требования и попросить назвать те же предметы, только чтобы они начинались на одну и ту же букву.

Для организации и проведения речевых игр психологами и педагогами разработаны специальные методические рекомендации.

Выбор игры зависит как от возраста и уровня развития детей в группе, так и от задачи, которую ставит воспитатель или педагог-дефектолог. Задачи могут быть образовательные, воспитательные и коррекционные.
Игра не должна быть слишком легкой, а то она не будет побуждать к умственной деятельности, и дети быстро потеряют к ней интерес. Также не должна быть слишком сложной, чтобы дети смогли находить правильные решения самостоятельно, а не только с помощью взрослого.
Игра должна вызывать в детях положительные эмоции, поэтому в начале игры нужно создать игровое настроение. Если для игры нужно распределить между детьми роли, то можно использовать считалку, она отлично настраивает на игру.
Чтобы словесные игры давали позитивные результаты, их нужно постепенно усложнять, добавлять новые элементы, можно использовать наглядные пособия. Однако, вводить новые игры надо постепенно.
Игры необходимо организовывать так, чтобы задействованы были все дети

Даже если отвечать будет один ребенок, поиском правильного решения должны быть заняты все.
Чтобы игры проходили эффективно, нужно чередовать работу со всей группой и индивидуальную работу с ребенком.
Большое внимание следует уделять тому, чтобы дети строго придерживались правил игры. Это учит их быть дисциплинированными

Детям младшей детсадовской группы правила разъясняются в процессе самой игры.

Словесная игра может занимать любое место в педагогической деятельности воспитателя. Ее можно использовать во время занятий в группе, во время детских развлечений, и даже во время прогулки.

Для детей в возрасте 3-4 лет уже можно предлагать словесные игры с буквами. Это поможет крохе быстрее и эффективнее освоить алфавит, развивать память. Играя, можно в каждый новый день вырезать новую букву их цветного картона. Произнося слова на эту букву, ребенок сможет правильно ассоциировать их с начертанием буквы, что положительным образом скажется на его дальнейшем развитии и обучении.