Стеснительный ребенок: стоит ли родителям переживать?

Содержание

Ребенок стесняется в садике: как преодолеть неуверенность?

Если в садике ребенок стесняется не только воспитателей, но и других детей, то важно понимать, является это признаком адаптации к коллективу – или самостоятельной проблемой. В первом случае все нормализуется само, в течение первых месяцев, особенно если в сад малыш будет ходить регулярно, не пропуская его

Во втором – стоит оценить степень стеснительности. Возможно, ребенок стесняется выступать на публике, но в обычной жизни он активен и общителен. Это обычная ситуация. Не все взрослые могут свободно чувствовать себя перед аудиторией, кому-то это в жизни и не требуется.

И все же, если хочется, чтобы ребенок был в садике более активным и раскованным, стоит повысить его уровень уверенности и снизить тревожность. Выступать на публике можно сначала дома, перед родителями, бабушками и дедушками, разыгрывая сценки или рассказывая стихи. Большим интересом пользуются и фокусы, только их сложность должна соответствовать возрасту.
Что делать, если ребенок стесняется?

Для начала, не надо внушать ребенку, что стесняться – плохо, и что он всеми силами должен преодолеть эту черту, а иначе… Страшилки родителей повышают тревожность, это снижает самооценку малыша, и он еще больше замыкается. Порочный круг.

Cтоит принять стеснительность ребенка как данность и перестать пытаться ежедневно повлиять на его характер, переделать. Ваш ребенок стеснительный? Это не плохо и не хорошо, это просто есть. Не факт, что так будет всегда, но сейчас – это так. Многие взрослые, в детстве страдавшие от своей стеснительности вспоминают не о том, что стеснялись, а о том, как этим были недовольны их родители.

Затем было бы неплохо повысить общую уверенность ребенка в себе, своих силах и способностях. Это наиболее эффективный способ научить ребенка не стесняться. Постоянно хвалите его за малейшие положительные сдвиги в поведении, и главное, своим примером показывайте, как хорошо быть раскованным и свободно общаться. Если из-за неуверенности в своих знаниях ребенок стесняется отвечать на уроке – поработайте над проблемным предметом, объясните непонятые темы или наймите репетитора. Самый простой способ решить эту проблему — заинтересовать ребенка предметом, показывая ему интересные фильмы или рассказывая об удивительных фактах, связанных с ним. В помощь заботливым родителям школьников созданы энциклопедии в аудиоформате, которые можно слушать, например, в дороге.

Стеснительность — это проявление защитного поведения.

Ребенок стесняется и старается стать незаметным, «надеть маску» в кривляньях, спрятаться за маму, будто «слиться» с ней воедино. «Это не я, это моя мама сейчас перед вами, а меня тут нет», — словно говорит дочка, повиснув у Вас на шее. «Это не я, посмотрите, эта девочка совершенно не похожа на меня», — показывает она другому человеку своим кривлянием. Наверняка с людьми, которым Ваша дочь доверяет, она ведет себя совершенно нормально. То есть девочка не ждет от них оценки и готова быть перед ними сама собой. И то, что она ревнует свою единственную подругу, боится ее потерять, потому что какая-то другая девочка может оказаться лучше, чем она, «пугается, когда дети начинают жаловаться на нее», то есть опасается, что все узнают какая она на «самом деле» — подтверждает мою гипотезу о сниженной самооценке + «Дома требует постоянного непрерывного внимания», — пишете Вы. То есть постоянно нуждается в уточнении, что с ней все в порядке, что она ценна сама по себе — тоже говорит «за».

То, что после стеснения наступает период вызывающего поведения, закономерно

«Вы не уважали мое состояние, оказывая мне чрезмерное внимание, которое вынести мне было трудно, обнимали и целовали меня без моего согласия. Что же, теперь я вам отомщу

И буду делать то, что вам наверняка не понравится!» — примерно по такому «плану» действует ребенок. Обратите внимание, что слово «план» я написала в кавычках. План этот возникает спонтанно, ничего спланированного и обдуманного тут нет. Ребенок действует реактивно. Есть действие и на него малыш выдает реакцию. «Вы не уважали меня, теперь я не буду уважать вас».

Что же делать со стеснительным ребенком?

Во-первых, как ни странно это прозвучит, — «разрешить» стесняться. Зная такую особенность ребенка, оградить его от излишних расспросов, объятий и тем более поцелуев. Вашей дочери нужно время, чтоб присмотреться, привыкнуть и решить доверять или нет стоящему перед ней человеку, пусть даже она его видела тысячу раз перед этим. Вам необходимо какое-то время спокойно, терпеливо и с пониманием относиться к тому, что дочь виснет на Вас и кривляется. Ведь теперь Вам известно, что ребенок привык так защищаться, ему нужно время, чтоб научиться вести себя по-другому.

В моей практике был случай, когда мама намеренно уговаривала свою застенчивую шестилетнюю дочь стесняться. Дело было перед Новым годом, и девочке предстоял поход на утренник. За несколько дней до утренника, мама начала рассказывать, куда они пойдут, и что там ожидает девочку. «Но ты, конечно, можешь не водить хоровод, и не петь песни. Ты можешь просто сидеть у меня на коленях и смотреть, как другие дети веселятся», — спокойно и без иронии говорила эта мама. Что же произошло: ребенок был хорошо информирован, что его ждет, к чему готовиться и получил возможность выбора вести себя так или иначе. К слову сказать, на утреннике стеснительность в этом случае как рукой сняло.

То есть, во-вторых, планируя посещения или встречи, где девочка может начать стесняться, предоставить ей максимум информации, что ее ждет. Для многих стеснительных детей порой даже приятный сюрприз может привести к самым неожиданным последствиям.

В-третьих, предоставить возможность выбора, как себя вести. Здесь можно использовать приемы сказкотерапии или игротерапии. Например, рассказать, а еще лучше разыграть с помощью игрушек, историю о том, как зайчик или принцесса (персонаж зависит от возраста ребенка стеснялся-стеснялся, кривлялся, прятался, «лишался» из-за этого всяческих удовольствий и приятностей, и, в конце концов, победил эту стеснительность и с тех пор зажил счастливо. И в этой истории воспроизвести типичные для Вашей малышки способы поведения, слова. Здорово, если стесняющимся героем в игре будете Вы, а уговаривающими его действовать по-другому — Ваша дочь.

Последствия стресса у детей и подростков

  • Соматические последствия стресса. При длительном или многократно повторяющемся стрессе развиваются или обостряются хронические соматические заболевания. Распространенность психосоматических расстройств у детей и подростков составляет от 10 до 25%.
  • Психические расстройства. Тревога и депрессия – наиболее частые последствия как экстремальных, так и затянувшихся хронических стрессов. Чувство тревоги в период стресса могут испытывать и здоровые дети. Однако хронический или экстремальный стрессы способствуют формированию патологической тревоги, которая всегда приводит к подавлению (истощению), а не усилению адаптационных возможностей организма.

Почему у ребенка развивается застенчивость?

Психику у малышей еще нельзя назвать до конца сформированной. Именно из-за этого любое даже самое мелочное происшествие способно нанести ущерб психическому здоровью — отсюда и появляются те самые защитные реакции, среди которых стеснительность, скрытность и неуверенность. Детские психологи выделяют целый ряд причин, по которым ребенок приобретает такие нездоровые качества:

  • генетические особенности. Множество исследований уже не раз подтвердили тот факт, что чаще всего именно гены являются катализатором таких патологических состояний. Если происходит накопление разнообразных мутаций в роду, то любой ребенок, рождающийся дальше, может попасть под удар;
  • природные особенности. Не стоит забывать о том, что каждый человек рождается со своим уникальным типом нервной системы. Интроверты, меланхолики и флегматики всегда в группе риска. Которая, к слову, не исключает в себе и людей другого склада ума. Психологи уточняют, что даже самый активный и общительный ребенок, которого раз пресекли, может впоследствии стать совершенно другим человеком;
  • социальный фактор. Здесь стоит поговорить о том, какие социальные связи выстроены вокруг малыша. Самое первое, что стоит рассмотреть — взаимодействие и воспитание в семье. Помешать нормальному развитию детей может как и гиперопека, так и полная отдаленность от проблем ребенка, когда родители считают, что обеспечить комфорт и поддержку — это необязательное условие для воспитания. От такого родительского поведения малыш замыкается и теряет смысл открываться родным. Также мешать нормальной социализации могут нездоровые отношения со сверстниками: агрессия в сторону малыша или показательное нежелания общаться могут принести свои негативные плоды;
  • трудности в адаптации. С возрастом малыш начинает осваивать все больше и больше новых приспособительных реакций вроде ходьбы, посещения детского сада и школы, самостоятельного ухода за собой. С этими изменениями формируются и разные черты характера, которые могут быть не только положительными и показывают, насколько малыш готов сопротивляться изменениям и воздействию извне. Неудачи в этих важных процессах могут повлечь за собой развитие нерешительности и застенчивости;
  • соматические патологии. Различные болезни и патологии, а также их внешние проявления, могут выделять ребенка среди остальных, значит, привлекать как можно больше внимания и даже дразнения — в такой жизни ребенку необходимо будет закрыться от этого всего, и поэтому он посчитает нужным отгородиться, оставшись наедине с собой;
  • ошибки в воспитании. Сильнее всего на личность ребенка влияет то, как родители ведут себя с ним и в семье. Чрезмерное покровительство приводит к несамостоятельности и нерешительности, а излишняя требовательность и критика повышают шансы на развитие комплекса неполноценности. В любом из этих случаев дети предпочтут замкнуться в себе.

Совет 7. Не идите на компромисс с собой

Следующий совет о том, как перестать стесняться перед парнем, чтобы избежать компромисса с самим собой. Жертвовать собственным стилем ради соответствия – это путь наименьшего сопротивления. Это также путь наименьших результатов, когда вы пытаетесь преодолеть свою застенчивость с мужчинами.

Если вы не занимаетесь спортом, то не притворяйтесь олимпийским чемпионом. Гораздо легче рассказать правду, а затем вместе со своим новым другом “познакомиться” с физическими нагрузками. Хорошие мужчины, которые достойны вашего внимания, не любят женщин, которые всегда говорят “ДА!” на все предложения. Им нравятся те, кто имеет свое мнение, которых парни могли бы уважать.

Признаки влюблённости

Главное – ни в коем случае не спрашивать о чувствах напрямую. Напористость, прямота отпугнёт человека. Как общаться с юношей? Просто наблюдайте за действиями. О нежных чувствах расскажет его поведение:

8.1. Взгляды на объект любви

Боковым зрением ловите взгляды влюблённого юноши. Смотрит, восхищается, старается не показывать заинтересованность. Не делайте резких движений, но старайтесь чтобы вас заметили

Наслаждайтесь пока пристальным вниманием, интересом. Звоночек — зарождается симпатия, внимание парня растет в геометрической прогрессии

8.2. Анонимные подарки

Анонимные записки, подарки. Парень захочет, чтобы получателем маленького секрета была конкретная девушка, не ее многочисленные подруги, знакомые. Пусть другие хвалятся перед подругами. Бережно сохраните подарок, откройте дома. Кавалер обязательно оценит данный поступок.

8.3. Неожиданные встречи

Готовьтесь к неожиданным встречам, тайному наблюдению в спортзале, столовой, коридорах. Вероятно, случайность. Но случайность происходит один, два раза, три – закономерность, четыре — система. Задумайтесь.

8.4. Свидания

Сближение уже перешло на новый уровень. Он предложит пройтись, пойти на театральную постановку, после посидеть в парке. Вне всяких сомнений – парень испытывает невообразимые чувства.

8.5. Трогательные истории

Разобрались, как ведет себя стеснительный влюбленный юноша. Рассказываю, вспоминая первое письмо возле шкафчика. На душе трепет, волнение, переживания. Приятно, трогательно. Случалось с моими читателями такое? Хочу знать. В моей жизненной истории – впервые, произошедшее, незабываемо.

Чего делать не стоит?

Главное не допускайте следующих ошибок и все получится:

  • Не говорите о вашем будущем. Это относится вообще ко всем мужчинам, но к скромным особенно. Он пока еще не знает, как просто находиться рядом, о чем говорить, а уж далеко идущие планы его сейчас волнуют меньше всего;
  • Не забывайте, если замкнутость – особенность его личности, не становитесь навязчивой. Ему необходимо периодически быть одному. Поэтому соблюдайте разумную дистанцию, это даже несколько его взбодрит, если вы будете иногда пропадать;

И не заставляйте ревновать. Ну не добьетесь вы здесь этим ничего, только оттолкнете больше. Наоборот, старайтесь его хвалить и поддерживать, ненавязчиво так, аккуратно.

Стеснительный парень – лучший муж и отец

Фух, раскрыла каждый нюанс. Понимаю, на секунду задумавшись, и я подумала: «Действительно мне хочется завоевывать расположение мужчины?» Масса правил, всё надо учесть: как понравится, удержать, запомнить шаги. Поверьте, игра определённо стоит свеч. В лице скромного партнёра найдёте надёжный тыл, любовь, поддержку. Робость – не порок, маленькое украшение прекрасного принца. Застенчивый человек, зачастую, оказывается великолепным мужем, ответственным отцом.

Плюсы скромных молодых людей

У застенчивых мужчин масса положительных качеств:

Деликатность;
Обходительность
Сочувствие, сопереживание;
Эмоциональная, физическая привязанность к объекту любви;
Внимание к второй половинке.
Умение тонко чувствовать и скрупулезно контролировать свое поведение

Раньше думала: «Со скромным парнем скучно, замкнутый в себе, стесняется, всего боится, скуп на эмоции». Я определенно ошибалась. Застенчивость совершенно разная, проявляется по-разному. Скромное чудо во время прогулки по парку прыгнул в реку, спасая щенка, а признаться в симпатии пытался почти месяц. Парадокс психологии В человеке сочетается храбрость и сила, стеснение и неуверенность?

Что нужно делать родителям?

Психологи говорят, что ситуацию с чувством стыда можно и нужно разрешать, чтобы она не приобретала хроническую форму. Во-первых, родителям не следует оскорблять сына или дочь и обижаться. Лучший вариант – это спокойно и искренне поговорить, из-за чего конкретно появляется чувство стыда, объяснить, почему вы так себя ведете, и постараться измениться. Если вы можете поменять свои привычки, из-за которых сын или дочь чувствуют неловкость, то надо сделать это. Если же вы понимаете, что чувство стеснения вызвано тем, что ваш ребёнок попал в конкретную компанию, то стоит подумать над тем, как вытащить сына или дочь из неблагополучной среды. А может быть, все обойдется покупкой стильных брюк или удалением из лексикона сленговых выражений.

Неприятные последствия

Пока кроха мал, его робость может не доставлять особых проблем. Не любит ходить в детский сад? Ну а кто любит? Не страшно! Другое дело — школа… Застенчивый ребенок в классе может стать настоящим козлом отпущения. Почему? Он «закрыт» и постоянно находится в эмоциональном напряжении, а значит, молчит, не показывает своих эмоций, ничего не рассказывает о себе. В такой ситуации он становится источником тревоги для других детей, и невольно будет провоцировать к себе агрессивное отношение.

Другой вариант, в котором могут проигрывать застенчивые дети — это устные предметы, на которых нужно много говорить и быть в центре внимания. Хорошо, если такой ученик найдет в себе силы, чтобы наверстывать промахи публичных выступлений в письменных работах. Учителя будут понимать, в чем здесь дело, станут поддерживать и стимулировать его. Но велика вероятность того, что ребенок слишком глубоко уйдет в себя и будет избегать школы.

Несколько практических советов

Хочу сразу сказать родителям, которые любят излишне жалеть своих детей или наоборот предпочитают ругать и слагать нравоученья после каждой совершенной ошибки: крайности не доведут вас до добра.

Чтобы побороть стеснение необходима ситуация, при которой ребенок будет знать, что родители верят в его силы, поддерживают его начинания, но основной шаг ему придется сделать самостоятельно. Иными словами: «Москва за нами! Ни шагу назад!».

Будучи подростком, не найдя поддержку в своей семье я сама стремилась искусственно создавать для себя подобные испытания. Например, ставила себе задачу подойти к прохожему и попросить проводить меня на такую-то улицу, мотивируя тем, что я впервые в городе. Пока я не выполню задание, я не разрешала себе вернуться домой, купить себе вкусности или сделать другие приятные вещи. Через неделю, после выполнения 2-3 задач, я чувствовала себя намного увереннее. Поверьте, осознание собственных сил и возможностей по-настоящему окрыляет и заставляет брать «новые вершины».

«Где есть стеснение, там уже нет удовольствия». (Жюль Верн)

Далее я усложняла свои задания.  Специально записывалась на школьные концерты, конференции, чтобы научиться выступать перед людьми. Я убеждала себя: в случае неудачи ничего не случится. Жизнь продолжится, а у меня появится новый опыт. Таким образом, я ничего не потеряю, но зато буду знать, что проявила силу воли и преодолела стеснение. Мне приходилось воспитывать себя самостоятельно.

Однако подобный самоконтроль в силу возраста или черт характера доступен далеко не всем ребятам. Многим требуется поддержка близких людей.

Что могут сделать родители, если их ребенок постоянно стесняется, и это мешает ему в самореализации? Вот какие шаги хотелось бы посоветовать предпринять:

  • Начинайте с детства. Если ваш малыш сторонится других детей, боится подходить к взрослым, посещающим ваш дом, создавайте вынужденные ситуации, в которых кроха будет заинтересован преодолеть свой страх. Например, выучите с ним стихотворение и попросите прочесть на новогоднем утреннике (в садике, школе). Пообещайте ему за это подарок. Ребенок просит купить конфету? Дайте ему денег и предложите самому подойти к продавщице и попросить, пока вы постоите в сторонке. В такой ситуации ребенок ощущает родительскую поддержку и одновременно проявляет самостоятельность.
  • Посещайте с ребенком кружки или секции, где требуется работа в команде. Это может быть танцевальный, театральный кружок, спортивная секция. Ребенок будет вынужден взаимодействовать с другими детьми, но при этом будет находиться в комфортных условиях, ведь его будут окружать друзья и учитель, который не ставит оценки и не осуждает.
  • Попросите школьного учителя чаще вызывать вашего ребенка, задавая ему посильные вопросы.
  • Посещайте с ребенком внеклассные мероприятия, встречи в школе или в секциях. Неформальная обстановка будет способствовать общению, и к концу праздника ваш малыша наверняка найдет себе друга.
  • Отведите школьника к психологу, который мягко побеседует с ним и научит основным правилам общения.
  • Вырабатывайте дикцию и громкий голос. Если у ребенка имеются дефекты речи, обязательно исправляйте их с помощью логопеда. Лучше всего это делать в дошкольном возрасте, пока еще сам малыш и его окружение в силу детской непосредственности не придают речевым дефектам большого значения. Учите с ним стихотворения, скороговорки, вырабатывайте дикцию и громкий голос. Красивая речь помогает быстрее преодолеть стеснение.
  • Регулярно говорите ребенку, что у него все получается, что он самый лучший. При любых сомнениях поддерживайте словами, но не стремитесь решать проблемы за него. Нужно подойти к преподавателю узнать задание? Пусть это сделает он, в не вы. Необходимо зайти в приемную комиссию и сдать документы? Выпускник вполне с этим справиться. Помните: «ни шагу назад!».

В вынужденных жизненных ситуациях, пусть даже смоделированных искусственно, самый стеснительный ребенок проявляет силу воли и действует решительно, ведь если он не сделает этот шаг навстречу своему страху, он разочарует и вас, и себя. А ведь это самое страшное для ребенка.

Я не могу сказать, что на сегодняшний день стеснение полностью ушло из моей жизни, но теперь я знаю: я способна преодолеть собственные страхи, и это делает меня уверенней в себе.

Три «нельзя»

Навешивать ярлыки. Не нужно лишний раз подчеркивать застенчивость малыша для окружающих («Не обращайте внимания, он у нас ни с кем не здоровается: такой стеснительный!»), словно извиняясь за нее. Равно как не следует и принижать — намеренно или нет — его достоинства («Уже пять лет, а все чужих боится»)

Вместо этого указывайте на сильные стороны его личности, аккуратно пользуйтесь словами, подчеркивающими положительные стороны его поведения (не «стесняется», а действует «осторожно» или «осмотрительно»)
Обращайте внимание на моменты, когда он общителен и открыт, а те, когда он ведет себя застенчиво, поскорее забывайте.

Устраивать публичную порку. Все спорные и конфликтные инциденты, которые возникают у вас с ребенком, нельзя разбирать прилюдно
Стыдить, журить, если малыш что-то натворил, читать наставления, поучать — все это тоже нужно делать тет-а-тет

Даже если вы хотите заняться воспитанием в «тот самый момент», лучше отойти в сторонку или даже пошептаться. Главное — избавить застенчивого малыша от дополнительного стресса.

Сравнивать. Избегайте сравнений своего ребенка с кем-либо (братьями-сестрами, детьми знакомых, одногруппниками в детском саду) не в лучшую сторону. Не подчеркивайте его неудачи, ошибки и слабости в коммуникации. Изречения вроде «Максиму уже третий раз на утренниках главную роль дают, а у тебя до сих пор — три строчки! Пока не попросишь, рот не откроешь» — будут очень обидными для малыша. От такой жесткой «мотивации» самооценка и уверенность в себе у него легко упадут до нуля.

Справиться играючи

Преодолеть детскую зажатость и нерешительность поможет игровая терапия. Предлагаем несколько игр, направленных на коррекцию застенчивого поведения малыша: они научат его свободно выражать эмоции и озвучивать свое мнение, общаться, импровизировать и снимать физическое напряжение.

«Давай поговорим!»

Предложите ребенку: «Давай поговорим? Я бы хотел стать волшебником (дрессировщиком, Фантомасом, дворником)!». «Почему?», — спросит кроха. Ответьте на все его вопросы, а потом ненавязчиво задайте свои.

«Рычи, лев, рычи!»

Упражнение можно выполнять как с одним ребенком, так и с группой детей. Скажите: «Мы — стая львов! Устроим соревнование: кто громче всех рычит?». По команде («Рычи, лев, рычи!») дети должны будут громко зарычать. Тот, чей рык был слышен лучше других, побеждает.

«Пойми меня!»

Запаситесь сборником стихов Агнии Барто («Бычок», «Мишка», «Мячик», «Зайка» и др.). Строчку за строчкой читайте стихотворение, а ребенок должен мимикой и жестами иллюстрировать описываемые события, действия и эмоции.

«Чья походка?»

По очереди имитируйте, как ходит: годовалый малыш, старушка, кошка или собака, акробат в цирке и т.п. Сначала потренируйтесь перед зеркалом, а потом играйте на «угадывания».

«Преображение»

Замкнутость и зажатость можно обхитрить, если дать ребенку возможность выразить себя, выдав за кого-то другого. Сделайте сами или купите несколько масок (животных, любимых персонажей мультфильмов, супергероев). Пусть малыш выберет маску, придумает себе имя, род занятий. Покажите ему, как можно говорить «чужим» голосом, и начинайте вместе «рассказывать» историю.

Больше полезных материалов о семейной психологии — в нашем канале на .

Советы родителям

Не боритесь, а развивайте

Застенчивость лучше рассматривать не как недуг, а как социальную незрелость. Ведь если у ребёнка слабые мышцы, мы не боремся с ними, а укрепляем гимнастикой. Так и здесь, недостаток уверенности нужно восполнять — это более позитивный взгляд на проблему. Старайтесь создавать ситуации, в которых ребёнок будет расширять опыт общения шаг за шагом и отмечайте малейший прогресс: «Что это за мальчик на самокате? Сегодня познакомился? И целых полчаса с ним катался и играл? Здорово! Вот видишь, ты можешь общаться с ребятами на спортплощадке». 

Поддерживайте и защищайте

Придерживайтесь авторитетного стиля воспитания: оказывайте детям поддержку, но будьте твёрдыми в отношении установленных правил. Правильно выстроить отношения с детьми, сформировать здоровую привязанность и дать чувство защищённости помогут советы психолога Людмилы Петрановской. В книгах «Тайная опора» и «Если с ребёнком трудно» автор рассказывает, как решить типичные проблемы детско-родительских отношений, даже если кажется, что всё потеряно.

Избегайте ярлыков

Родители часто склонны выделять определённые черты характера и особенности детей — это происходит неосознанно. Однако, как пишут психологи Э. Мазлиш и А. Фабер, это мешает детям гармонично развиваться. Например, родители дома и вне его часто произносят: «Старший у нас такой сорванец, постоянно куда-то ввязывается, нет чтобы книжку почитать. А младшая такая тихоня: рисует, с детьми не играет». Постепенно дети начинают верить в то, что слышат: сын больше озорничает и пренебрегает учёбой, а дочь замыкается в себе.

Тренируйтесь

Обсуждайте с ребёнком трудные для него ситуации, придумывайте и проговаривайте варианты, как и что сказать. Репетируйте диалоги возможного знакомства во дворе, общения в новой спортивной секции, реакции на похвалы или замечания преподавателей, ответы на критику сверстников. Если ребёнок согласен, проиграйте сценки общения с помощью кукол или других игрушек.

Делитесь опытом

Если вы или ваши близкие испытывали трудности общения в детстве, расскажите ребёнку, что вам помогло преодолеть коммуникативный барьер. Сделайте акцент на выгодах, которые получают общительные люди: новые знакомства, приглашения к игре, в гости, угощения, поддержка друзей, помощь в учёбе и повседневных делах.

Создавайте среду общения

Если ваш ребенок застенчивый и ему трудно общаться со сверстниками, пригласите в гости друзей с детьми на 1-2 года младше. Не настаивайте, если девочке трудно общаться с мальчиками и наоборот. Помогите ребёнку стать частью небольшой группы детей своего пола.

Чтобы установить прочные отношения, полезно регулярно встречаться. Девочкам можно раз в неделю устраивать посиделки с подружками: заниматься рукоделием и творчеством, играть в настольные игры. Мальчишки могут вместе гулять, готовить пиццу или строить шалаш. Если сверстники, с которыми ребёнку интересно, живут далеко, заведите онлайн-компанию. Например, запишите школьника в мини-группу по английскому языку или другому предмету. Помимо развития коммуникативных навыков, ребёнок получит прирост в знаниях, а это укрепит его уверенность в себе.

В Тетрике онлайн-занятия проходят даже летом. Приходите на бесплатное пробное занятия — мы подберём удобное время и подходящую группу для вашего ребёнка.

Как проявляется стеснительность и робость ребёнка?

Вы сразу заметите застенчивого малыша. Маленьким он прячется в мамину юбку или тихонько сидит поодаль от других детей, наблюдая за их играми, но не делая попыток присоединиться.

Молчалив – но не потому, что ему нечего сказать, просто он очень стесняется. А если и говорит, то тихим, заикающимся от волнения голоском. При крайней степени застенчивости иногда создается впечатление, что у малыша задержка развития, ведь он не отвечает даже на обращенные к нему вопросы!

Скован – мышцы напряжены, и в незнакомой компании каждое движение такому ребенку дается с трудом. У него часто учащен пульс: «Сердечко стучит, как у зайца», — говорят педиатры. Он легко краснеет, может потеть от волнения.

Поведение. Инициативы от таких детей ждать не приходится. Это вообще сверхосторожные детки, им лучше вообще ничего не делать, нежели делать – и быть замеченным.

Самооценка таких детей занижена. Они излишне самокритичны к себе, но совершенно не способны к критике других. Когда их хвалят, они еще сильнее стесняются, особенно если хвалят публично.

Деятельность. Основная сложность для таких детей в дошкольном и школьном возрасте – находиться в коллективе продолжительное время и участвовать в игре сверстников. Их очень сложно вовлечь в общий разговор, общую деятельность, они избегают контакта с другими детьми. Конечно, эти дети не из тех, что радостно залезают на табуретку, чтобы прочесть стишок, их сложно уговорить на участие в детских утренниках, а каждый вызов к доске – это сильнейший стресс.

Адаптация к школе робкому малышу в связи со всем вышесказанным дается сложно и может затянуться на несколько месяцев. Новая ситуация, новая роль в обществе для таких первоклассников сопряжены с сильным волнением. Нерешительность, неуверенность в своих силах, застенчивость мешают наслаждаться образовательным процессом, поскольку даже легкие задачки вызывают трудности: страх ошибки заставляет отказываться от попыток задачку решить. Он не тянет руку, даже если знает ответ, а когда отвечает, волнение делает его голос запинающимся и робким, что может быть расценено как неуверенность в знаниях.

Как появляется стеснительность

Преодолеть застенчивость сложно, поскольку она появляется не внезапно, а долгие годы укрепляется и пускает корни. Что же к ней приводит? Причины стабильной, укоренившейся стеснительности чаще всего в следующем.

Меланхоличный тип темперамента

В отличие от характера, темперамент изменить невозможно, поскольку определяется он особенностью биохимических процессов в организме и складывается окончательно к 12–13 годам по мере развития нервной системы. Меланхоликам удобно не выделяться, вести себя как можно тише и незаметнее. Они опасаются изменения обычного образа жизни, а уж конфликты, ругань и высокая ответственность для них страшнее огня.

Привить меланхолику социальные навыки реально. Научить общаться без видимого стеснения – тоже. Мужчина с этим типом темперамента всегда будет чувствовать дискомфорт в ситуациях, когда от него требуется принять решение, настоять на своем, вступить в контакт с незнакомыми людьми.

Важно, чтобы рядом с парнем был по-настоящему сильный и активный человек, который сможет постоянно давать ему пинка и заставлять шевелиться. Но делать это мягко и без давления, под которым меланхолик только еще сильнее закроется, отгородится и удостоверится в своей никчемности

Гиперопека со стороны родителей (обычно – мамы)

Решительность неразрывно связана с принятием ответственности на себя. Если же с детства мальчик привык, что за него все решают (хотя сам он этого, возможно, и не хочет), застенчивость и тревожность станут стойкими чертами личности. Достаточно посмотреть на маму парня, чтобы все понять: это обычно авторитарная женщина, считающая себя правой и не признающая чужих интересов, мнений, желаний.

У мамаш, воспитывающих мальчиков на основе исключительно своих представлений о жизни, вырастают безынициативные, аморфные, тихие парни. Необязательно будет именно так. Но, если манера воспитания накладывается на основу из того же меланхолического темперамента, этот итог неизбежен.

Как и в предыдущем случае, инициативу в общении с мужчиной придется брать на себя. Он, в общем-то, этого и будет ждать. Для него нормально с самого детства подчиняться и слушаться женщину. Вот и пользуйтесь…

Компенсация сурового и «холодного» детства

Застенчивость нередко вырастает из-за общей холодности окружения в детстве. Есть мальчики, которым приходится расти как сорнякам, совершенно без поддержки родителей и близких. А еще одна ситуация – с малых лет от паренька требуют «быть мужиком». Он еще не научился справляться со своими проблемами, перерабатывать стрессы и переживания, а от него требуют «не жаловаться», «не плакать», «быть самостоятельным».

Так вот, мои дорогие, все хорошо в меру. И требовать от пятилетки «подтирать сопли» и «давать сдачи» – это бредятина. Недомамочки обычно не понимают, что ребенок нуждается не в решении его проблем посторонними людьми, а в банальной ласке, чувстве защищенности, поддержке. Упустить эмоциональную связь, особенно с мальчиком, очень легко. А потом появляются проблемы в отношениях, замкнутость, закомплексованность.

Способ терапии – восполнить любовь, которую мужчина недополучил

Забота, внимание, добрые слова – вот, что нужно. За этим подтянется самооценка, постепенно пропадает недоверчивость к окружающим

Не сразу, но это случится.

Негативное воздействие общества

Наконец, стеснительность становится следствием психотравмы, нанесенной сверстниками или другими лицами, в среде которых жил или живет мужчина. На мальчика и подростка зачастую влияют сильные, агрессивные, подавляющие личности. Или просто так называемые гопники. Когда нормальный человек долго остается в неблагоприятной среде, он становится забитым, тревожным, нерешительным, недоверчивым. Застенчивость и стеснительность – естественные последствия.

Справиться с результатом психологической травмы получится через создание безопасной среды. Парню придется долго привыкать к тому, что не все люди настроены по отношению к нему плохо. Что большинству он интересен, что большинство не собирается на него давить, унижать, угрожать.

Как начать общение с стеснительный парнем

Познакомилась в университете с очень стеснительным парнем. Даже трудно заговорить, начать общаться с ним. Он завоевал мое сердце с первого взгляда, как только встретился, устоять сложно. Интересно, к чему привела эта история? Читайте дальше.

1.1. Где можно встретить такого парня

Увидела парня в библиотеке: хорошо и стильно одет, опрятен, читал научную литературу. Не смогла отвести от молодого человека взгляда

Моя подруга сказала: «Юноша из её группы, очень стеснительный, подходить к нему придется с осторожностью, чтобы не спугнуть». Если честно, распирало от любопытства, хотела разгадать, раскрыть секрет привлекательности молодого человека

Но! Я же умная женщина, прежде чем завоевать объект своего вожделения и заводить знакомства, необходимо полностью изучить, понять его особенности. Вы анализируете понравившихся парней?

На лице написано

Очень важно не путать стеснительность с воспитанностью ребенка, его «корректностью» и способностью «критично» воспринимать ситуацию. Воспитанные дети тоже мягки и уступчивы

Они не стремятся любой ценой оказаться в центре внимания, могут быть молчаливыми и умеют проводить время в одиночестве. Но в то же время при обращении к ним, легко идут на контакт, и когда понадобится, скажут твердое «нет», смогут защитить себя. Тогда что же такое детская застенчивость?

Ее признаками могут быть:

  • трудности в коммуникации (ребенок стесняется начать или поддержать беседу, на заданные вопросы отвечает с видимым принуждением, сам вопросов не задает, не хочет или не может свободно излагать свою точку зрения);

  • скованность и зажатость при общении с другими людьми (как со взрослыми, так и со сверстниками);

  • молчание или односложные фразы в разговоре (не хочу, не буду, не пойду). В иных ситуациях у малыша может даже поменяться речь: она становится нечеткой, дрожащей, в ней заметны элементы заикания;

  • постоянное цепляние за старшего (родителей, бабушку, няню);

  • пугливость (ребенок опускает голову, прячет лицо, смотрит не в глаза, а в пол);

  • чрезмерная обидчивость.

Могут наблюдаться и внешние проявления сильного эмоционального напряжения: покраснение, испарина, повышенная потливость, подрагивание пальцев, тихий голос, ерзанье на стуле и т.д.

Но на самом деле, проблема не столько в самой застенчивости, сколько в степени ее выраженности. Ведь именно максимальные ее проявления могут создать подрастающему человечку проблемы в будущем.