Как увеличить скорость чтения у ребенка

Содержание

Почему дети перестают читать

Детей, по-настоящему влюбленных в чтение художественной литературы, встретить сегодня удается все реже. Школьники 7–10 лет с трудом отвечают на вопрос: «Какая книга у тебя самая любимая?»

Им проще сказать, какой комикс они последний раз держали в руках, какой мультик смотрели на выходных. Учителя, родители, представители интеллигенции в ужасе. Но это современная реальность. Дети всего мира постепенно перестают читать. Этот факт подтверждают социальные опросы и исследования психологов.

Разобраться в том, почему дети не любят читать, первым попытался американский психолог Майкл Коул. Выводы, которые он сделал в процессе общения с подростками, актуальны для всех стран мира. Глобальные причины нелюбви к чтению кроются в следующем:

Резюме

Умение быть собранным, сосредотачиваться на деле, абстрагироваться от отвлекающих факторов и не допускать случайных ошибок — ценнейший навык. Развитие внимания поможет ребёнку лучше учиться, даст конкурентные преимущества, существенно облегчит быт и избавит от множества проблем

В критической ситуации натренированное внимание и наблюдательность могут даже спасти жизнь вашему ребёнку и окружающим его людям. 

Развить у ребёнка внимательность несложно

Достаточно проявлять внимание к нему самому. Старайтесь проводить с ребёнком как можно больше времени и сделать его учебную жизнь интересной и насыщенной, ведь ничто так не стимулирует внимание к делу, как удовольствие, получаемое в процессе его выполнения

К кому нужно обращаться, чтобы выявить общее недоразвитие?

Если ребенок не говорит в 4 года, лучше покажите его сразу нескольким специалистам:

  • логопеду-дефектологу – оценит степень тяжести речевого нарушения, предложит направление коррекционной работы;
  • ЛОРу – поможет убедиться, что слух в норме;
  • неврологу – осмотрит ребенка, ознакомиться с картой развития малыша, чтобы исключить органические повреждения и если, будет необходимость, назначит подходящие лекарства.

Зачастую достаточно консультации опытного логопеда-дефектолога, чтобы определить ОНР и начать коррекцию, как в случае с нашим учеником Ромой.

Но если логопед все же рекомендует посетить других специалистов, то стоит прислушаться.

Ребенок плохо читает — возможные факторы

Развитие малыша начинается в животике мамы, поэтому причины следует искать с самого начала. Беременность — самое ответственное время, так как идет формирование головного и спинного мозга, внутренних органов, нервной системы.

Если плод страдал от гипоксии, будущая мама болела с повышением температуры тела, скорее всего, были повреждены важные области мозга и нервная система, отвечающие за считывание и усвоение информации.

Кроме того, причиной служат сложные роды, низкая физическая активность ребенка, плохой уровень моторных навыков, пренебрежение общением с малышом. Наиболее известные причины, почему ребенок плохо читает:

  • неправильная система образования — школьнику трудно справиться со школьной программой
  • специфические трудности в обучении — дислексия, дизортография, дисграфия
  • нарушение развития речи
  • проблемы со слухом или зрением
  • синдром дефицита внимания с гиперактивностью
  • аутизм
  • эмоциональные расстройства — депрессия, тревожность, школьная фобия, посттравматический шок.

Прежде чем улучшать навык чтения, необходимо точно определить фактор, мешающий правильно развиваться в этой области. Ребенку может понадобиться соответствующее лечение, которое быстро приведет к успеху.

Если замечено плавное снижение скорости чтения, причина может заключаться и в неуверенности в себе. Помогите ребенку преодолеть страхи, постарайтесь внушить, что плохое чтение — не признак отстающего, а лишь временная трудность, преодолеть которую можно с помощью регулярных упражнений.

Страх неудачи на уроке литературы приводит к соматическим заболеваниям, таким как боль в животе и тошнота.

Это первые сигналы того, что трудности ученика игнорируются взрослыми, отсутствует поддержка или родители завышают «планку» касаемую школьных оценок.

Проблемы со здоровьем могут и отсутствовать, в этом случае ребенок развивается по собственному, генетическому плану, но посещение специалиста все же требуется, поскольку малыш мог унаследовать скрытое расстройство.

Техника чтения

Да, чтение некоторым детям дается нелегко, поскольку в этом процессе участвуют и память, и воображение, визуальное и звуковое восприятие. И, тем не менее, нужно стремиться к тому, чтобы научить ребенка читать быстро.

И, кстати, при проверке техники чтения учитывается не только скорость. Во время этой «процедуры» учитель выясняет, насколько ребенок понял то, что прочитал; были ли ошибки; с выражением ли был прочитан текст. Кроме того, среди критериев проверки техники чтения присутствует такой показатель как способ чтения: то есть, по слогам прочитал ребенок или полностью слово; насколько у него получилось это сделать плавно.

Поэтому родителям первоклассников (которым в первом полугодии оценок не ставят) не стоит «зацикливаться» именно на скорости чтения. Больше читайте с ребенком, расширяйте его кругозор, знакомьте с новыми словами, расширяйте его словарный запас, и результат придет.

Методы коррекции

Почему ребёнка с дислексией сложно научить читать? Это связано с тем, что он плохо ориентируется не только в пространстве, но и в информационных потоках. Как правило, дислексия также сопровождается рассеянностью

Если родители вовремя обратят внимание на то, что ребёнок не может читать, проблему можно будет скорректировать. Полностью избавиться от лёгкой дезориентации, конечно, не получится

Однако коррекция позволит ребёнку нормально читать, он научится понимать словосочетания и тексты.

Если ребёнок не может читать, то специалистами используется комплексная помощь. Она включает:

занятия с педагогом. Они направлены на постепенное устранение дислексии. Сначала ребёнка учат понимать слова, потом фразы, предложения и целые тексты. Педагоги занимаются с малышом фонетикой, учат читать и писать, понимать разницу между звуками и буквами, различать графические образы букв, похожих по написанию;
работу с психологом. Специалист оценивает прогресс ребёнка и его эмоциональное состояние. Многие дети закрываются, потому что не могут читать в отличие от своих сверстников

Очень важно, чтобы ребёнок поверил в свои силы;
приём медикаментозных средств. Препараты прописываются детям, которые не читают из-за проблем работой центральной нервной системы

На сегодняшний день разработано множество методик, помогающих детям преодолеть дислексию и научиться читать

Важно правильно подобрать коррекционную программу. Если вы не знаете, почему ваш ребенок никак не освоит чтение, то доверьтесь опытным педагогам-логопедам центра «НЕАПЛ»

Не воспринимайте дислексию, как приговор. Множество детей добиваются успеха в жизни после грамотной коррекции. Например, Ганс Христиан Андерсен и Уинстон Черчилль были дислексиками. Не переживайте о том, что ребёнок не научится писать и читать. Квалифицированные педагоги обязательно помогут ему нормально развиваться.

Как повысить успеваемость ребёнка

Предлагаем несколько советов, которые помогут вашему школьнику учиться продуктивнее:

  • Следите за обучением ребёнка. Вы всегда должны быть в курсе его успехов и неудач, чтобы вовремя похвалить или указать, над чем стоит поработать серьёзнее.  
  • Организуйте чёткий распорядок дня. Если время на уроки, еду, увлечения и сон будет регламентировано, ребёнок сможет лучше сосредоточиться на деле, а вам не придётся тратить нервы на споры и уговоры. 
  • Научите ребёнка тайм-менеджменту. Планирование задач позволит эффективнее распределять нагрузку. Например, большое задание можно выполнить небольшими порциями за несколько дней. Записывать задачи на каждый день можно на стикерах, магнитной доске или в онлайн-планировщик. Умение назначать сроки и укладываться в них будет полезно ребёнку на протяжении всей жизни. 
  • Организуйте удобное рабочее место. Для письменных работ школьнику необходимы правильно подобранная мебель и хорошее освещение. 
  • Обеспечьте правильное питание и здоровый сон. Следите, чтобы ребёнок спал не менее восьми часов в сутки, обеспечьте его здоровым питанием дома и давайте на учёбу полезные перекусы — например, орехи или злаковые батончики. 
  • Интересуйтесь школьной жизнью. Ходите на собрания, общайтесь с учителями, слушайте, что они говорят о вашем ребёнке. Так вы сможете помочь ему выстроить правильные отношения в школе и всегда будете в курсе событий.
  • Не ругайте школу. Даже если вы считаете, что учитель не прав или задание в учебнике кажется вам бессмысленным, оставьте критику при себе. Если вы подорвёте авторитет школы в сознании ребёнка, то о серьёзном отношении к учёбе можно забыть. Не стоит распространяться и о своём негативном школьном опыте: тот факт, что вы всегда ненавидели химию, едва ли поможет ребёнку полюбить этот предмет.   
  • Подавайте личный пример. Чтобы ваш школьник полюбил читать, он должен регулярно видеть вас с книгой — бессмысленно требовать от ребёнка то, что не делаешь сам. 

Когда бить тревогу, если ребенок не говорит?

Если до 8 – 9 месяцев жизни малыш больше молчит.
Если в год не реагирует, когда вы с ним говорите. Например, если вы спрашиваете «где стул?», а он не поворачивает голову в сторону, где стоит стул

А чтобы привлечь ваше внимание – часто плачет.
Если в 1,2 – 1,6 года ребенок не различает на слух знакомые предметы и не может показать их на картинке. Например, вы просите его показать, где кровать, а он не может показать ни в комнате, ни на картинке.
Если в 1,5 – 2 года ребенок не понимает, как выполнить ваши простейшие просьбы

Например: «Подай чашку со стола», «Возьми солдатика и положи в коробку».
Если в 2 – 3 года ребенок не говорит простые предложения. Например: «Мама, хочу кушать», «Папа, на».
Если в 3 – 4 года ребенок не может говорить предложениями. Например: «Папа пришел с работы», «Собака лежит под столом». А также неправильно произносит большинство звуков.

Как родители могут обнаружить нарушения чтения у своего ребенка?

Предложите ему для прочтения небольшой повествовательный текст, незнакомый по содержанию, а по окончании чтения попросите рассказать, о чем он только что прочитал. Если у ребенка дислексия, будут характерны следующие стойкие нарушения техники чтения:

  • длительная задержка на непродуктивном способе чтения, когда имеет место стойкая (в течение длительного времени) неспособность к слиянию слогов в слова и/или чтению целыми словами;
  • низкий темп и скорость чтения;
  • ошибки замен и перестановок (например, слово «чебурашка» читается как «черубашка»);
  • ошибки угадывания (например, при переносе слова «ста-рик» ребёнок прочитывает слово «стакан»).

Наряду с ошибками чтения, может быть и неадекватное понимание прочитанного текста, когда ребенок не сможет ответить на вопросы по содержанию текста, либо ответы будут ошибочны.

Обратим внимание на стойкость дефектов, т.к. на начальных этапах обучения чтению у детей встречаются единичные нарушения (их принято называть «ошибками роста»), однако они носят фрагментарный характер и свидетельствуют о том, что навык чтения еще окончательно не сформирован

Если же ошибки повторяются в течение длительного времени и не преодолеваются по мере развития данного навыка — их устранение требует длительного коррекционного вмешательства. Не стоит медлить с логопедической помощью, так как постепенно может сформироваться страх чтения, и на этой почве могут возникнуть невротические реакции.

Что делать, если ребенок не хочет учиться: советы психолога

  • Некоторые дети схватывают знания на лету, некоторые с небольшими трудностями, но есть и те, которые упорно не хотят ни писать, ни читать. Они вовсе не глупые, они вовсе не отстают в развитии, им просто не хочется это делать
  • Так что же делать родителям? Заставлять заниматься, ругать, ставить детей в угол или найти в интернете чудодейственные советы, прочитав которые все моментально наладится
  • Вам родители крупно повезло, потому что прямо сейчас взмахнула волшебная палочка и по полочкам разложились все самые сложные и нерешенные проблемы. Вы в это верите? Наверное, нет, а зря потому, что с веры в успех начинается любое начинание

Любовь к учебе передается детям от родителей

На приеме у врача

Первый специалист, к которому нужно обратиться в случае любого подозрения, сомнения, вопроса относительно развития слуха вашего ребенка, – обычный оториноларинголог в вашей районной поликлинике. Он проведет первичный осмотр и простые тесты. При выявлении действительно серьезных состояний – обязательно направит к сурдологу. В арсенале последнего – целая «батарея» тестов, включая:

  • тимпанометрию;
  • специальные методы детской аудиометрии;
  • регистрацию отоакустической эмиссии;
  • аудиограмму и т. д.

Конечно, чем старше ребенок, тем проще с ним договориться, чтобы он во время диагностики не крутился, не вырывался, не кричал. Некоторые малыши прекрасно себя ведут при участии сурдопедагога, тот помогает проводить обследования в игровой форме.

Для новорожденных и младенцев применяется, пожалуй, единственный объективный метод – КСВП. Подробнее о нем и о записи на это обследование – читайте здесь .

Виды дислексии

  1. Фонематическая дислексия. Как правило, возникает у детей, которые только учатся читать. Ребёнку тяжело различить и правильно произнести написанные буквы. Поэтому он меняет их на другой или похожий звук. Фонематическая дислексия характеризуется:
  • заменой букв на похожие звуки, например, «ж» на «ш», «б» на «п» и так далее;
  • чтением не по слогам, а по отдельным буквам;
  • пропуском или добавлением звуков.

Семантическая дислексия. Ребёнку тяжело понять смысл прочитанного текста. Сначала патологию принимают за банальную невнимательность. Даже взрослые люди часто читают механически, отвлекаясь на собственные мысли. Однако при семантической дислексии ребёнку сложно понять смысл, даже сосредоточившись на тексте. Наблюдаются следующие отклонения:

  • ребёнок воспринимает слова и фразы отдельно, не связывая их по смыслу;
  • малышу очень сложно читать вслух, поэтому он произносит все слова по слогам;
  • прочитанный текст интерпретируется неверно, ребёнку не удаётся пересказать прочитанное.

Аграмматическая дислексия. По смыслу похожа на семантическую, но затруднено понимание не предложений и текстов, а словосочетаний. Ребенок читает и не может провести связей между словами. Характерны следующие проявления:

  • малыш путается в окончаниях и падежах;
  • ребёнок никак не согласует слова во фразах по числам, родам и падежам.

Оптическая дислексия. У малыша никак не получается научиться читать не только вслух, но и глазами. Он визуально не различает буквы, которые похожи между собой, например, «П» и «Н», «Ы» и «Ь». Из-за этого дети с оптической дислексией могут путаться, неправильно читать слова и не понимать их смысла.

Мнестическая дислексия. Наиболее распространённый тип патологии, из-за которого ребёнок никак не научится читать. С ней сталкивается большая часть детей. Ребёнок сразу не может запомнить соответствие между буквами и звуками. Обычно это проходит с возрастом. Однако, если ребёнок никак не научился читать через длительное время, то стоит обратиться за помощью к специалисту.

Обратитесь за помощью в IQКлуб

Развить навыки чтения, память, внимание у ребенка поможет IQКлуб. Это – новый интернет-сервис, который порадует и детей, и родителей

Команда профессионалов подготовила для детей занимательные развивающие игры. Над разработкой трудились лучшие дизайнеры, психологи и педагоги.

Как воспользоваться услугами сервиса?

  • Зарегистрируйтесь в системе (можно через социальные сети).
  • Дайте ребенку пройти интересный тест.
  • После оценки сильных и слабых сторон вашего ребенка, для него будет сформирована индивидуальная программа обучения.

Результаты обучения можно отслеживать в онлайн режиме. Так вы оперативно узнаете о достижениях вашего чада и получите необходимые рекомендации для дальнейшего развития.

В современном мире, когда нас окружают разнообразные электронные гаджеты, проблема детского чтения становится все более актуальной: к сожалению, в последнее время все меньше детей читают книги. Поэтому взрослым стоит на личном примере показать, что чтение на самом деле является очень увлекательным процессом. И притом, как сказал Ф.Жанлис: «Люди, которые читают книги, всегда будут управлять теми, кто смотрит телевизор».

С чего начать?

Для начала запомните несколько простых правил, без них вы не добьётесь успеха.

1. Обучение должно быть без принуждения и вызывать интерес у ребёнка к чтению. Проводить только в игровой форме.

2. Наберитесь терпения, если ваш ребёнок даже вундеркинд (по вашему мнению), грамота не будет усваиваться так быстро, как вам хотелось бы.

3. Не отпускайте в адрес ученика нелестные эпитеты (ты бестолочь, я уже 3 раз показываю), а в особенности не повышайте голос. Поставьте себя на его место, представьте, что вам нужно выучить, например: китайский язык за неделю. Ну и как, потянете?

4. «Повторение – мать учения». В головке малыша всё должно успевать раскладываться по полочкам, для этого надо время.

5

Обращайте внимание на малейшие успехи в чтении, хвалитесь ими перед родными, особенно на начальном этапе. Это поднимет престиж чтения (Папа, а наш Владик уже 5 букв выучил

Хочешь послушать?)

6. Никогда не сравнивайте своего ребёнка с другими в учёбе. (Соседка Мила уже слова читает. А ты буквы путаешь). Это очень болезненно для детей. Они теряют веру в себя. (Я у вас глупый.)

7. Не забегайте вперед. Учим последовательно. От лёгкого к сложному. Но не делайте длительных перерывов, а то придётся начинать всё сначала, изученное быстро забывается. Лучше понемногу, но ежедневно.

8. Не используйте школьную программу и учебники, потом вашему ребёнку будет неинтересно в школе. Купите «Азбуку в картинках» или отыщите «Букварь» из советских времён. Он самый лёгкий для обучения.

9. Не учите ребёнка письму, предоставьте это школе. Для развития моторики пальцев учите аккуратно раскрашивать, не выходя за линии, да и просто рисовать, лепить, выполнять аппликации, выкладывать из мозаики.

10. Купите книги В. Волиной из серии «Учимся, играя.» Это ваше методическое пособие. Можете начинать обучение.

Я использую три разных приёма для обучения чтению: звуко-буквенный анализ, слоговое чтение, чтение готовыми словами. Первый используется в школе. Учащиеся подробно изучают звук: гласный, согласный; твёрдый, мягкий; звонкий, глухой; йотированный. Для домашнего обучения очень сложно, поэтому я всегда предупреждаю родителей, не учите ребёнка читать побуквенно, потому что потом его трудно переучить читать слогами. Слоговое чтение подразумевает повтор готового слога за родителями, чтение готовыми словами аналогично. Особенно оно ценно для детей с отклонениями в развитии, например, у меня сын глухонемой, и именно так я научила его читать и говорить.

Что делать, если ребенок не хочет писать: советы психолога

Возможно, у вашего малыша просто нет нужной психологической модели поведения. Родители, самые любимые и важные люди для ребенка, на которых он хочет быть похож. Если родители сами не умеют заниматься кропотливым трудом, почему они требуют усидчивости и терпения от ребенка?

Возможно вы срываетесь, когда у вас что-то не получается, не доводите дело до конца? Тогда не сердитесь на детей, если они копируют ваше поведение. Если вы не хотите постоянно писать буквы вместе с ребенком, садитесь рядом и занимайтесь какой-нибудь домашней работой, которая всегда найдется. Показывайте пример, своей собранностью и сдержанностью.


Если ребенок не хочет учиться писать, показывайте ему пример

Иногда ребенок не хочет учиться писать буквы из-за травмирующих ситуаций. К примеру, кто-то сказал, что его прописи жуткие каракули

Важно, пресекать такие негативные выпады окружающих, но если это уже случилось, ничего страшного, ребенок все забудет, и будет учиться с прежним вдохновением


Иногда дети не хотят учиться из-за сильных негативных переживаний

Почему ребенок не хочет писать буквы и слова?

Недостаточно развита мелкая моторика. Ближе всего к письму – рисование. Причем создание композиции воспринимается малышом как творчество, обучение технике рисования с помощью геометрических фигур – как учеба, а вот разукрашивание – это уже работа.


Рисование развивает мелкую моторику и воображение

Есть множество штриховок, с разными линиями и детскими картинками. Но для развития фантазии малыша лучше рисовать на белоснежном ватмане, необычайно красивыми профессиональными акварелям в тюбиках и хорошо заточенными карандашами


Штриховка, которая помогает натренировать руку

Музыкальные инструменты тоже очень полезны для развития мелкой моторики. Если малышу нравятся музыкальные занятия, то он может даже не заметить, как натренирует пальчики, нажимая на клавиши инструмента

Есть множество интересных домашних дел, для которых нужна хорошая координация движений. Это плетение косичек, завязывание шнурков, украшение пирожных кремом, мытье посуды. Девочкам часто нравиться заниматься рукоделием и шитьем вместе с мамой. А мальчикам помогать папе, что-то ремонтировать. Закрутить маленький магнитный болтик бывает сложно даже взрослому. Иногда любимыми игрушками ребенка становятся самые неожиданные предметы, к примеру, папины инструменты или мамины пуговицы

Чем вы можете помочь ребенку в домашних условиях?

Ежедневные занятия помогут сделать процесс коррекции более быстрым и успешным, а достигнутый результат – устойчивым и длительным. Вот некоторые из упражнений, которые советуют логопеды центра развития «Каркуша».

1. Развивайте мелкую моторику

Пальчиковый массаж, игры типа «Колечка», лепка, собирание пазлов, сенсорные коробки с мелкими предметами, рисование, в том числе и зеркальное, – все это способствует лучшему притоку крови к центру речи, развитию слуховой, речевой и зрительной памяти.

2. Диктанты

Небольшие диктанты объемом до 200 знаков не утомляют ребенка, и их можно проводить ежедневно. Не исправляйте ошибки, а делайте пометки на полях строчек, где они допущены, цветной ручкой. Использовать красную пасту нежелательно, так как этот цвет ассоциируется с плохой оценкой. Предложите ребенку самому найти свои ошибки. Для диктанта выбирайте отрывки из хорошо знакомых текстов, например, сказок.

3. Работайте над произношением

Выделяйте ежедневно 10-15 минут на артикуляционную гимнастику, особое внимание уделяйте тем звукам, которые представляют для ребенка наибольшую трудность. Просите ребенка проговаривать слова при написании

Не торопите его при чтении. Пусть он читает медленно, но более-менее связно. Не ругайте за ошибки.

4. Изучайте грамматику, играя

Вам понадобятся карточки со словами. Составьте из них предложение, которое вы произносите. Затем попросите сделать то же самое ребенка самостоятельно на слух. Начинайте с самых простых предложений, постепенно переходя к более сложным конструкциям.

5. Найди слово

Это упражнение помогает развить фонематический слух. Возьмите карточки с изображениями знакомых предметов, подписанные с обратной стороны. Разложите карточки картинками вниз. Попросите ребенка найти слово, которое вы называете. Постепенно усложняйте задание, добавляя новые слова, обозначающие действия и признаки.

Остались вопросы? Приходите на консультацию в центр развития «Каркуша», и наши логопеды обследуют ребенка, поставят точный диагноз, разработают индивидуальную программу коррекции и дадут четкие рекомендации по самостоятельным занятиям дома.

Почему дети не хотят читать, причины?

  • Неправильно выбрана книга для чтения. Находить литературу для малыша – целое искусство. Книга для ребенка должна быть оформлена яркими, понятными картинками, текст напечатан большим шрифтом, а сама история или сказка, которую читает малыш очень интересной
  • Родители мало читали ребенку сказок вслух. Или читали, но невыразительно. Ведь читая для малышей, нужно уметь улавливать эмоции слушателя. Попробуйте послушать профессиональные аудиозаписи, прочувствуйте паузы, повышение или понижение голоса декламатора
  • Попробуйте читать красиво и выразительно, чтобы маленький слушатель пережил всплеск эмоций. Замедлите чтение, если ребенок устал. Если вы будете эмоционально читать ребенку красивые книжки он, несомненно, и сам захочет научиться читать

Занятие для родителей: выразительно читаем вслух

  • Читать самостоятельно на первых порах детям просто слишком сложно. И они сталкиваются с тем, что им очень интересно читать, но осилить они могут только несколько абзацев или страниц. Эта проблема временная и пройдет с приобретением опыта
  • Плохое зрение. Проверяли ли вы глазки? Обычно, ребенок, который плохо видит, занимает неестественное положение с книгой, склоняется над ней слишком низко или наоборот отодвигает её далеко

Возможно, ребенок не хочет учиться читать из-за плохого зрения

Что делать, если ребёнок прогуливает

Если причина прогулов ясна, следует поговорить с ребёнком

Без криков и оскорблений — важно построить откровенный спокойный диалог. В конце концов, все мы в школьные годы хотя бы несколько раз пропускали уроки. 

Задача родителя — разобраться в мотивах и помочь их устранить. Так, если ребёнок прогуливает из-за конфликта в семье, нужно объяснить, что его вины в происходящем нет, и мама с папой любят его, несмотря ни на что. Возможно, здесь потребуется помощь психолога. 

Если у ребёнка проблемы с одноклассниками или преподавателями, нужно поддержать и предложить помощь в разрешении конфликта: «Мне жаль, что это случилось с тобой, но давай вместе придумаем выход»

При этом важно подчеркнуть, что в жизни нужно попробовать не всё, а прогуливать школу — вовсе не круто

<<Перелинковка2>>

Если ребёнок перегружен, пересмотрите его распорядок дня и устройте незапланированные выходные. 

Если школьнику скучно на уроках или, напротив, ему недостаточно знаний, можно подобрать репетитора, записаться на дополнительные занятия, вместе разобрать тему. Например, наши курсы по школьной программе помогут подтянуть знания, а углублённые и олимпиадные курсы — узнать больше, чем дают на уроках. Чтобы познакомиться с нашей платформой, воспользуйтесь бесплатным пробным периодом.

Что делать не нужно

Мы попросили психолога «Домашней школы Фоксфорда» Елену Петрусенко рассказать, какое поведение родителей может не решить, а усугубить ситуацию с прогулами в школе. 

Вот несколько проигрышных линий поведения.

  1. Чтение моралей: «Вот я в твои годы…», «Учёба — это святое!»
  1. Подкуп: «Будешь ходить в школу регулярно, купим электросамокат»
  1. Самобичевание: «Я плохая мать (плохой отец), раз мой ребёнок прогуливает школу»
  1. Игнорирование проблемы: «Я в школе постоянно прогуливал, и ничего — как-то выучился!»

Что делать, если ребёнок не любит читать

Детям важен пример родителей. В некоторых семьях существует традиция книжного часа, когда все берут в руки книги, обсуждают прочитанное, делятся впечатлениями. Вы можете читать одну и ту же книгу параллельно, обсуждать поступки и действия героев

Важно, чтобы ребёнок мог выбрать, что читать: не только книги из учебной программы, но и современную литературу. Создайте семейную библиотеку и оформите места для чтения — это даст дополнительную мотивацию

Сходите в книжный магазин или выберите вместе книги онлайн. Пусть это станет одной из ваших семейных традиций. Важно, чтобы ребёнок не механически зачитывал текст, а делал это осмысленно, понимал суть прочитанного, мог рассказать об этом и составил своё мнение о действиях героев.

Упражнения в домашних условиях


По словам Джозефа Аддисона, «Чтение для ума – то же, что физические упражнения для тела». Продолжая эту мысль, можно сказать, что не менее важными являются и упражнения для повышения скорости чтения.

Прежде всего, родителям нужно выяснить, что же все-таки влияет на скорость чтения их малыша, и после этого начинать «тренировки» по устранению проблемы.

А так как всякая тренировка начинается с разминки, это правило подойдет и здесь.

Начните свой домашний урок с проговаривания гласных, согласных букв, а также их сочетаний.

  • Например: Аоуыиэ, ауэиоы, оауэиы; ж-с-з-ш, б-п-д-т, ж-г-к-ш; ва-вя, лу-лю, ма-мя;
  • Читайте любые известные вам скороговорки: ехал грека через реку…; шла Саша по шоссе….

При выполнении этих упражнений следите за тем, чтобы ребенок четко выговаривал буквы и слова. Разминка поможет подготовить к чтению речевой аппарат.

Существует также артикуляционная гимнастика, в которой участвуют язычок и губы. Она выполняется перед зеркалом.

Далее можно приступать к специальным упражнениям, которые призваны устранить причину невысокой скорости чтения.

КОРРЕКЦИЯ ДИСЛЕКСИИ

Можно ли избавиться от этого нарушения? Да, важно лишь понять, что для устранения этой проблемы необходима целенаправленная коррекционная работа нескольких специалистов (логопед, дефектолог, невролог). От ее результативности зависит, прежде всего, то, насколько успешно у ребенка сложится учеба в школе

Чем раньше будет начата работа, тем более высокие результаты вас ожидают.

Во время занятий исправляются недостатки как устной, так и письменной речи, совершенствуются познавательные процессы. Выполняя с ребенком задания, не перегружайте его. Усвоение любой информации должно проходить в благоприятной обстановке, не вызывая у школьника негатив.

Что такое дислексия?

Дислексия — это нарушение чтения, (иначе «словесная слепота»), которое в логопедии определяется как «стойкая избирательная неспособность к овладению навыком чтения, несмотря на достаточный уровень интеллектуального и речевого развития, отсутствие нарушений слуха и зрения и оптимальные условия обучения».

Не пугайтесь, это всего лишь термин, расшифровка которого такова: если ребенок никак не может научиться читать или постоянно допускает ошибки при чтении, родителям и педагогам стоит провести обследование слуха и зрения, умственных способностей и устной речи, и если все эти аспекты окажутся в норме, можно подозревать наличие дислексии.

Почему ребенок читает медленно?

Есть и другие причины, кроме врожденного темпа деятельности, вследствие которых у ребенка «хромает» техника чтения. Наиболее распространенные их них такие:

  • ребенку не удается сконцентрироваться (к концу предложения он забывает, что было в начале);
  • недостаточный размер оперативного поля зрения (концентрируется на 2-3 буквах, которые читает, не видя слова целиком);
  • слабый словарный запас;
  • проблемы с артикуляционной системой и дикцией;
  • отсутствие интереса к чтению;
  • зрительная регрессия (возвращается глазами к словам, которые уже прочитал);
  • сложный текст (не по возрасту).