Раннее развитие: вредно, бесполезно или необходимо?

Какие существуют методики раннего интеллектуального развития?

Нам даже сложно представить, сколько сегодня существует различных методик раннего развития интеллекта. Каждый год в топ родительских симпатий выходит новая книга, а бестселлеры прошлых лет, например, те, по которым вас учила ваша мама, признаются неэффективными и даже местами вредными. Возможно, что идеальную методику вообще невозможно создать, но есть универсальные, проверенные годами рекомендации для развития с пеленок и в более старшем возрасте.

Начните с традиционных «ладушек» и постепенно увеличивайте сложность развлечений, выбирая те, которые позволяют крохе освоить новые знания и навыки.

К году у малыша формируется понимание причинно-следственных связей. Он учится соотносить фигуры с отверстиями разных форм. Купите сортеры и простейшие пазлы.

Слушайте с ним песенки, играйте на музыкальных инструментах (барабаны, бубен, пианино) и учите его танцевать.

Купите пальчиковые краски, смывающиеся фломастеры и мелки

Не забывайте о важности лепки. Для этого сгодится и пластилин, и соленое тесто.

Если вы решили выбрать для раннего развития одну из известных «именных» методик (например, в момент написания этой статьи среди родителей популярны карточки Глена Домана, развивающая среда Марии Монтессори, обучение чтению с помощью кубиков Николая Зайцева4 и некоторые другие методы), внимательно следите за результатами их применения. Помните, что обучение — не прохождение компьютерной игры. Его невозможно алгоритмизировать, и единственно верного способа раскрыть интеллектуальный потенциал малыша не существует.

Действуйте согласно старой поговорке «доверяй, но проверяй», обращая внимание на следующие моменты:

  • Несмотря на то, что в младенческом возрасте мозг развивается темпами, что не снились ни одному взрослому, даже для него существует предел восприятия информации. Если малыш теряет интерес к интеллектуальным упражнениям, капризничает и плачет, не заставляйте его учиться через силу.

  • Некоторые методики, прекрасно зарекомендовавшие себя для обучения одних детей, могут дать нежелательные результаты для других. Например, в практике детских психологов имеются случаи, когда из-за чрезмерного потока обучающей информации страдает эмоциональное восприятие малыша — он концентрирует все силы на запоминании, теряя интерес к играм и становясь слишком серьезным, замкнутым. Иногда методики раннего развития могут приводить к потере любопытства у ребенка — он привыкает, что информацию ему приносят родители и перестает самостоятельно интересоваться окружающим миром. Некоторые методы раннего обучения чтению и письму могут вызывать проблемы в коммуникации — ребенку становится проще написать свою мысль или сложить ее из кубиков, чем выразить словами. К побочным эффектам раннего развития нужно относиться очень серьезно — если своевременно не остановиться, они могут остаться на всю жизнь!

  • Регулярно консультируйтесь со специалистом.

    Каждый ребенок уникален, и его обучение требует периодической тонкой настройки. Регулярно консультируйтесь со специалистом, который сможет оценить интеллектуальное и психическое состояние малыша и, в случае нежелательных отклонений, дать экспертные рекомендации по корректировке методик раннего развития.

Творческое развитие

Не бывает «нетворческих» детей, поэтому даже если ребенок больше тянется к точным наукам, ему нужно рисование, нужна музыка, танец, другие творческие занятия. Через творчество дети выражают себя, учатся понимать себя, проявлять свои чувства и настроения.

  • отведите ребенку уголок под творчество или сделайте «передвижную станцию» — специальный чемоданчик, который легко достать, когда захочется заняться творчеством.
  • не оценивайте творческий продукт критериями «красиво/некрасиво», «плохо/хорошо», чтобы не отбить у ребенка желание творить.
  • отдайте ребенка на курсы рисования для детей или в центр арт-терапии в Москве или другом городе.
  • позвольте ребенку свободно выражать себя в творчестве, не контролируйте его.
  • предлагайте разные направления и творческие материалы.

Период от 0 до 1 года

Возраст – от 0 до 1 года. Это момент преобладания непосредственного эмоционального общения ребенка и взрослого. Но этот же период связан с активным усложнением сенсомоторной сферы. За год его двигательная активность изменяется до неузнаваемости. Новорожденный, который не может держать головку и годовалый ребенок, который зачастую уже ходит и произносит первые слова – это гигантский скачек и первый кризис. Первое социальное отделение от мамы. Ребенок обретает возможности для самостоятельного передвижения и самостоятельных действий. Качественно меняются отношения между ребенком и взрослыми.

От 0 до 1 года приоритет в развитии принадлежит отделам головного мозга, которые в дальнейшем будут обеспечивать ребенку устойчивую активацию нервной системы. Созревание стволовых и подкорковых структур происходит во время двигательной активности ребенка. Именно  эти структуры обеспечивают устойчивость внимания, произвольной деятельности и развитие эмоциональной сферы. Эмоциональная восприимчивость, необходимая для нормальной жизнедеятельности и развития личности ребенка привязанность, также связана с созреванием подкорковых структур. Развитие двигательной сенсомоторной системы в раннем возрасте является фундаментальным и основным.

Вывод: существенную составляющую раннего развития в первый год жизни составляет развитие двигательной и эмоциональной сфер. Развитие и укрепление сенсомоторной базы. Развитие и углубление привязанности и формирование доверия.

Игрушки для ребенка до 1 года

Кроха от 0 до 12 месяцев активно знакомится с окружающим миром, поэтому нужно подбирать игрушки, которые дадут малышу всестороннее представление.

Хорошая игрушка должна быть:

  • легкая и эластичная;
  • без острых углов;
  • привлекательная (для новорожденных не обязательно яркая);
  • разнофактурная (сделанная из разных на ощупь материалов);
  • без сменных и хрупких деталей;
  • достаточного размера, чтобы ребенок не смог ее съесть;
  • без резких пугающих звуков;
  • простая в уходе.

Чем старше становится грудничок, тем шире становится набор его игрушек. Имеется в виду не их количество, а разнообразность и сложность. Если в первые месяцы достаточно игрушек, которые дают представление о цвете, форме, ощущениях, звуках, то во втором полугодии должны быть простые решаемые задачи. Например, матрешки, наборные пирамиды, мягкие кубики, прочее.

Нельзя давать ребенку все игрушки за раз

Лучше всего сконцентрировать его внимание на одной-двух, заменяя их через несколько дней, чтобы поддерживать интерес к играм

Раннее развитие ребенка — что это такое

В отношении раннего развития нет единого мнения. Впрочем, нет и единого мнения о том, что это такое — раннее развитие, что под ним понимать сегодня. Надо ли вообще заниматься ранним развитием ребенка и не окажет ли это отрицательное воздействие на здоровье ребенка. Ведь в погоне за ранним развитием можно перегнуть и палку, когда интеллектуальное развитие идет в ущерб физическому развитию.

Развитие и образование- это разные понятия

Многие согласятся с тем, что раннее развитие — это не есть специальное обучение ребенка в раннем возрасте чтению, письму, счету, музыке, запоминанию энциклопедических знаний при помощи различных методик.

Все-таки развитие и образование- это разные понятия. Развивающие игры развивают конкретные структуры мозга. А образование несет социально-просветительскую нагрузку. И это совершенно разные вещи. Раннее развитие предполагает формирование предпосылок к успешной учебной деятельности в дальнейшем. Оно способствует развитию логического мышления, речи, памяти, внимания, воображения, ведет к познанию мира, через творчество, игру.

Почему раннее развитие называют ранним

Почему раннее развитие называют ранним? По отношению, к какому развитию оно является ранним?Становится очевидным то, что сегодня относить к раннему развитию занятия, проводимые по различным методикам, не совсем верно. Помним, в какое время мы живем. Объемы информации увеличиваются день ото дня. Ребенку необходимо успевать адаптироваться к таким условиям, а именно: учиться «навигации» в бурном потоке информации. Весьма часто перестраиваются и усложняются образовательные программы. Плохо это или хорошо, но так есть. И в такой среде надо жить, учиться, работать, быть счастливым, здоровым, успешным

С этой позиции важно ребенка научить спокойно воспринимать все новое, уметь ориентироваться в этом информационном океане, не теряться, находить для себя нужное и полезное. И раннее развитие уже не кажется ранним, а скорее своевременным. Кто может помочь ребенку освоиться в потоке информации? Кто будет заниматься ранним развитием? Разумеется, родители

Ибо кто лучше них знает своего ребенка, его потребности, располагают большим временем для общения с собственным ребенком

Кто может помочь ребенку освоиться в потоке информации? Кто будет заниматься ранним развитием? Разумеется, родители. Ибо кто лучше них знает своего ребенка, его потребности, располагают большим временем для общения с собственным ребенком.

Переложить эту задачу на педагогов различных детских развивающих клубов и детских садов не удастся. Два-три занятия в неделю не смогут решить задачу раннего и полноценного развития ребенка. Ознакомить с тем, как заниматься развитием ребенка дома — это да

Однако и сами педагоги отмечают, что цель их занятий состоит в том, чтобы показать родителям, как заниматься с детьми, а родители уже должны сами каждый день уделять внимание ребенку. Поскольку большую часть времени мы с ребенком проводим вместе и дома, то соответственно и заниматься развитием ребенка необходимо дома тоже. Многие родители сделали выбор в пользу раннего развития своего ребенка

Они знакомы с существующими методиками по развитию детей и стараются претворить их в жизнь, обмениваются мнениями и достигнутым опытом. Думается, что это нормальная ситуация. Почему бы и не воспользоваться знаниями и достижениями в обсуждаемой здесь области

Многие родители сделали выбор в пользу раннего развития своего ребенка. Они знакомы с существующими методиками по развитию детей и стараются претворить их в жизнь, обмениваются мнениями и достигнутым опытом. Думается, что это нормальная ситуация. Почему бы и не воспользоваться знаниями и достижениями в обсуждаемой здесь области.

Занимаясь развитием ребенка, родители способствуют раскрытию его способностей и максимальной их реализации в будущем

Ребенка знакомят с разными видами творческой и интеллектуальной деятельности, уделяют внимание одновременно и физическому развитию

Умственное развитие

В 1,5-2 года появляется символическое мышление. Ребёнок способен запечатлеть образ или символ предмета и представить его в уме в нужный момент. Это помогает малышу проделывать операции с воображаемыми предметами и решать простейшие задачи в уме

Для умственного развития ребёнка важно создать дома развивающую среду. Она представляет собой совокупность предметов развивающего характера, которые находятся в свободном доступе для ребёнка

В раннем детстве это могут быть пирамидки, кубики разного цвета, величины и из разных материалов, рамки-вкладыши, сортировки, сенсорные карточки, шнуровки и пр.

В каком возрасте “гранит науки” ребёнку по зубам?

Мамы и папы, а также бабушки и дедушки не задаются вопросом: а готов ли мой ребёнок к таким умственным, а порой и физическим нагрузкам.

Усидеть на одном месте, сконцентрироваться на поставленной задаче, выполнить упражнение, запомнить учебный материал – это задание тяжело не только для малыша, но и для многих школьников.

Почему-то ни один здравомыслящий родитель не начинает заниматься с трёхгодовалым ребёнком рукопашным боем или вышиванием гладью, руководствуясь правилом “Чем раньше, тем лучше”.

Важнейший фактор внимания – состояние здоровья, физической подготовленности и, конечно, безопасности малыша. Теми же вводными следует руководствоваться в образовательной сфере.

Необходимо понимать, что не каждый родитель – специалист в области обучения. Умение учить дано далеко не всем.

Однако не каждый, имеющий диплом специалиста, может подтвердить свои знания и умения на практике. Поэтому нужно опираться на здравый смысл и реальную оценку возможностей ребёнка. Иными словами, действовать под девизом: “Не навреди!”.

Модель Жана Пиаже

Изначально нужно понять, готов ли мозг ребёнка к сложным интеллектуальным процессам, таким как, например, чтение.

Для этого обратимся к психологическим исследованиям. Одна из ведущих и при этом научно доказанных моделей стадий развития ребёнка – это модель Жана Пиаже.

Психолог выделил три стадии: неудача, частичный успех, успех.

Учёный рассматривал развитие как движение по спирали. Доказал, что различные формы и содержание мышления, характерные для предыдущего этапа, переосмысливаются, реструктурируются и интегрируются, или объединяются, на следующем этапе.

Новизна и спонтанность остаётся базовым вопросом теории Пиаже. Как же из когнитивной структуры, в которой вообще отсутствовало какое-либо знание, возникает именно новое знание? Каким же образом становится понятным, что возникшее новое знание тесно связано с другим знанием?

1 стадия – сенсомоторная (от 0 до 2 лет). В таком возрасте ребёнок учится отделять себя от предметов. Осознаёт себя носителем действительности и действует произвольно. Например, чтобы машинка поехала, нужно дёрнуть за верёвочку.

2 стадия – предоперационная (от 3 до 5 лет). Малыш учится пользоваться речью и представлять предметы словами в образах. Мышление всё ещё эгоцентрично – с трудом принимает точку зрения других. Классифицирует объекты по одному признаку, например, группирует по форме или цвету. Основная деятельность ребёнка – символическая игра. Манипулируя игрушками, ребёнок выражает своё отношение к миру более через образы, чем через слова.

3 стадия – конкретизации (с 6 до 11 лет). В мышлении присутствует логика, осмысленнее воспринимаются объекты и события. Ребёнок классифицирует предметы и упорядочивает их.

Понятно, что все градации условны. Есть детки, которые в свои 4 года по готовности к “поглощению” знаний намного опережают сверстников.

Но! Вероятность того, что 2-3 летнему малышу ещё рано учиться читать, очень высока.

Что выбираем?

У родителей, в первую очередь, должно быть желание заниматься с крохой! Прежде чем начать процесс развития, надо изучить каждую систему и для себя определить, сможете ли вы помочь малышу овладеть знаниями. Если мама сама не будет увлечена процессом, то наверняка ребенку не будет от занятий никакой пользы! Есть две точки зрения:

  • малышу вполне достаточно занятий по одной методике;
  • крохе необходимо разнообразие, т.к. ни одна система обучения не совершенна.

Детка вполне может почерпнуть знания, занимаясь по какой-то одной системе, ведь изначально каждый автор ориентировался на то, что малышу надо дать всестороннее развитие личности. Это только кажется, что методика Воскобовича сможет научить кроху считать и мыслить логически. Нет! Точно так же и все остальные системы развития крохи: по Доману можно учиться читать, считать, расширять кругозор и укреплять физическое здоровье; Мария Монтессори предлагает всестороннее развитие личности малыша посредством практического знакомства с игрушками, разделенными по целевым зонам. Школа Семи Гномов – вообще кладезь знаний! Это масса интересных книг, которые содержат множество познавательного материала. Есть схема развития Никитиных, ориентированная на закаливание организма, развитие у малыша логики и навыков счета. Многие любят методику обучения грамоте Николая Зайцева. Принципы построения занятий у них разные, но цель одна – развитие ребенка и формирование у него энциклопедических знаний!

Мамы и папы также могут выбрать несколько методик. Взять из каждой то, что наиболее подходит ребенку, и заниматься.

Правила раннего обучения и развития

В раннем развитии и обучении главный принцип – учет возрастных особенностей ребенка. Изучение слишком сложных задач будет для ребенка не интересно, такие занятия ни к чему не приведут.

Для того чтобы не навредить ребенку сильными стараниями вырастить вундеркинда, нужно соблюдать ряд правил:

  • Информация должна подаваться в игровой форме. Так малышу будет легче и удобнее понимать, запоминать все новое. Например, при изучении цветов, предложить: «Давай поможем кукле найти красное платье». Положить перед ребенком платья разных цветов, попросить назвать каждый цвет.
  • Новый материал должен дозироваться. Не нужно стремиться за один вечер рассказать ребенку обо всех животных и растениях. Лучше постепенно, понемногу, но подробно рассказать об одном животном и прочитать о нем сказку, стихотворение, предложить малышу нарисовать его.
  • Нельзя заставлять ребенка изучать что-либо: карточки, пособия, буквы, кубики. Если ребенок явно отказывается, сопротивляется, значит, он еще не готов к данному виду обучения. Можно попробовать просто поиграть в его любимую игру, почитать книгу, включить аудиосказку. Когда малыша заставляют что-то делать, у него вырабатывается протест и отрицательные эмоции, связанные с занятиями. Все это долго будет мешать дальнейшему обучению.
  • Занятия должны быть регулярными, пройденный материал нужно повторять и постепенно вводить новый. Так малыш лучше запомнит и поймет связи между предметами и явлениями.
  • Развитие ребенка должно быть всесторонним. Например, заниматься только изучением окружающего по карточкам и не обращать внимания на физические навыки – это значит ограничивать ребенка в двигательной активности, что может впоследствии сказаться на его здоровье.

Раннее развитие: «за» и «против»

Педагоги, педиатры, психологи и опытные родители разделились на два лагеря. Одни — за применение методик в семейном воспитании, другие безоговорочно против. У обеих сторон достаточно веские аргументы, поэтому вас самим придется решать, следовать ли вам популярным педагогам или ждать, когда младенец сам начнет осваивать необходимые навыки.

«Против»

  1. Малыш сам научится всем требуемым навыкам, когда придет время, поэтому не нужно торопить природу.
  2. Раннее развитие может нанести вред младенцу, вмешиваясь в естественный ход его формирования и адаптации.
  3. Большинство методик построено на интеллектуальном и физическом развитии крохи, но при этом они оставляют «за бортом» эмоции, социализацию и психику грудничка, поскольку на темпы их развития повлиять никак нельзя. У подросшего ребенка со временем накапливается дисбаланс между умениями и психо-эмоциональной сферой, который может помешать ему общаться с другими детьми и осваиваться в коллективе.
  4. Только комплексное и ежедневное следование методикам позволит вам добиться хороших результатов, а это — тяжелая и долгая работа с ребенком, требующая большой теоретической подготовки. Кроме того, такое обучение требует полной вовлеченности хотя бы одного из родителей, а ведь мамам, как правило, нужно работать.
  5. Упор на интеллектуальное развитие лишает ребенка детства, вместо того, чтобы постепенно познавать мир и свойства предметов на собственном опыте и играть, малыш вынужден учиться по картинкам и карточкам чтению и счету.
  6. Пожалуй, самый главный аргумент противников раннего развития — это несвоевременность полученных знаний. Зачем двухлетнему ребенку уметь читать, если его мозг не готов еще перерабатывать слова в образы, и к чему четырехлетнему крохе знать наизусть таблицу умножения? Полученные знания в итоге «законсервируются» до того, момента, когда пригодятся ему в школе, и таким образом дитя все равно интеллектуально сравняется с обычными ровесниками.
  7. Даже если ваш ребенок пойдет до конца и будет продолжать развиваться прежними темпами, это грозит ему проблемами с социализацией. Чрезмерно умных детей не любят и не принимают в обществе.

«За»

  1. Наш мир постоянно изменяется, и, чтобы ребенок успевал осваивать необходимые знания, его нужно развивать с младенчества.
  2. Последователи раннего развития считают, что не отнимают детство у малышей, а отнюдь, делают его насыщенным и разнообразным. Методики не призывают заменить простые игры на обучающие занятия, наоборот, они сливают эти виды деятельности воедино, и малыш получает образовательные прогулки и развивающие игры.
  3. Расширенные методики, всесторонне развивающие кроху, позволяют выявить у малыша яркие склонности к определенным занятиям, чтобы в дальнейшем развивать именно их.

Чему научился малыш в первый годик жизни?

Календарь развития ребенка от рождения и до года заполнен множеством событий. К годовалому возрасту малыш умеет переворачиваться, ползать, сидеть, стоять, ходить. Ребенок залезает на кровати, диваны, слезает с них.

Детки умеют кушать ложкой, надевать и снимать шапочку и носочки, просятся на горшок.

Маленький человечек освоил игры: бросает и катает мячики, машинки, укачивает кукол. Играет в кубики, собирает пирамидку.

Ребенок очень эмоционален, умеет улыбаться и хохотать, сердиться, грустить. Узнает родителей, предпочитает их общество компании других людей.

Если у вас еще остались вопросы, где взять понятные и простые шаги, что и как делать с ребенком до года, чтобы он рос спокойным счастливым и гармоничным, посмотрите курс Мой любимый малыш: главные секреты развития и воспитания ребенка до года.

Задаваясь вопросом о развитии крохи, не забывайте о том, что каждый человек индивидуален, даже если ему всего несколько месяцев от роду. Если ваш ребенок чего-то не умеет, это не повод для беспокойства; он обязательно приобретет этот навык позже.

Самое главное – это окружать малыша заботой и любовью, проводить с ним много времени, разговаривать с ним. Тогда будет и отдача, и очень скоро ребенок начнет радовать родителей все новыми и новыми умениями.

  • Ребенок ходит на носочках: причины
  • Как развить самостоятельность у ребенка
  • Как научить ребенка кушать самостоятельно

Период от 1 до 3-х лет

В возрасте от 1 года до 3-х лет происходит следующий качественный скачек. Ребенок теперь не только может передвигаться, ему доступны многие действия и возможности, связанные с развитием речи. Наступает время инициативы и активного познания.

С момента появления ребенка на свет начинают постепенно развиваться зоны, связанные с восприятием сигналов внешней среды – сенсорные зоны. В возрасте 1 года усложнение связей в сенсорных зонах мозга начинает преобладать. Зрительный, слуховой, тактильный анализаторы и другие виды чувствительности обогащаются чувственным опытом. В период до 3-х лет активно созревают межсенсорные связи, обеспечивающие связь рука-глаз, слух-артикуляция и многие другие системы, обеспечивающие межсенсорную интеграцию. Развитие сенсорики составляет важную часть раннего развития в возрасте от 1 года до 3-х лет.

Любознательность ребенка, его активная жажда исследования мира и деятельности также связаны с доминирующими в созревании функциями нервной системы. Гормоны, которые вырабатываются при переживании восхитительного чувства «Получилось!» поддерживают эту познавательную активность и стремление всюду залезать, пробовать, трогать, делать… Мышление переживает революционные перестройки в своем развитии.

Вывод: в возрасте от 1 до 3-х лет базу раннего развития составляет богатство сенсорного восприятия и предметно-манипулятивная деятельность. Непосредственный познавательный интерес, инициатива. Эмоциональная и сенсомоторная сферы также остаются крайне активными в своем созревании.

Как распознать одаренного ребенка?

Американский исследователь, профессор Эллен Виннер объясняет, что всех одаренных детей, вне зависимости от вида одаренности (интеллект, спорт, творчество), отличает три признака: они опережают своих сверстников в развитии и быстрее учатся, они креативны и упрямо делают все по-своему (маршируют в своем ритме), они обнаруживают сильнейший интерес и мотивацию в той сфере, в которой одарены.

Особенностью жизни одаренных детей является их высокая загруженность в самом раннем возрасте: как правило, вундеркинды посвящают много времени оттачиванию своего мастерства, часто у них есть строгие наставники в лице родителей или учителей. Некоторые одаренные дети могут проявить свои таланты и без интенсивных тренировок и помощи взрослых, но это редкость. Несмотря на то, что мы знаем множество деталей о ранних годах жизни гениев и можем вычленить какие-то общие закономерности, у нас, тем не менее, нет технологии, которая могла бы сделать из обычного ребенка вундеркинда. Никакие методики развития не могут дать такой результат

Важно понимать, что обычный ребенок не в состоянии выдержать тот объем тренировок (может впасть в депрессию, заболеть), который выдерживают одаренные дети. Дело в том, что вундеркиндам свойственно ощущение потока во время многочасовых занятий предметом, к которому у них есть склонность, они черпают энергию от тренировок, очень быстро продвигаются вперед и не устают так, как их обычные сверстники

Быть одаренным ребенком непросто. Это не только подарок судьбы, но и тяжелая ноша. Как правило, одаренные дети испытывают сложности в социальной сфере и страдают от одиночества. И дело вовсе не в том, что у них отсутствуют коммуникативные способности. Вундеркинды слишком сильно выделяются на фоне своих сверстников, в детском коллективе их часто воспринимают как «чужаков». Ситуация усугубляется тем, что талантливым детям трудно найти товарища «по уму» и интересам в обычной школьной среде, в итоге они остаются без удовлетворяющего их общения практически в течение всех детских лет вплоть до старших классов, когда уже поступают в специализированные классы, которые есть во многих школах, и находят похожих на себя друзей.

Окружающие ждут от одаренных детей выдающихся достижений во взрослом возрасте. Но так происходит далеко не всегда, что приводит к тяжелым психологическим переживаниям. Эллен Виннер отмечает, что лишь незначительное количество одаренных детей, повзрослев, становятся гениями: чаще всего они могут претендовать лишь на то, чтобы быть хорошими специалистами в какой-то области и не более.

Вы все еще хотите сделать из своего ребенка вундеркинда?