Святые отцы о детях и воспитании. цитаты

Традиции православного воспитания детей в семье

Конечно, главным источником информации является семья. Сын или дочь не будет следовать традициям, если дома никто их не соблюдает.

В каждой семье должны быть свои традиции, помимо общественных. Если в семье малыш воспитывается в духовно-нравственной обстановке, то повзрослев он сможет отличить добро от зла, и выбрав добро сможет устоять от соблазнов. Чтобы прививать детям добро, необходимо брать их на службы, вместе помогать больным.

Можно выделить главные традиции, которые можно укоренить в каждой семье:

  • крещение;
  • посещение храмов;
  • оказание почтения церковным праздникам;
  • совместная трапеза;
  • почитание взрослых;
  • уход за маленькими и больными;
  • обсуждение семейных вопросов, совместное решение проблем.

Раньше, православие начиналось с крещения, которое считалось чуть ли не обязательным. Посещение церкви, участие в семейных молитвах, исповедь, причастие тоже считалось неотъемлемой частью жизни каждого мальчика и девочки. Все это было частью духовно — нравственного воспитания детей.

Современному человеку необходимо возрождать забытые традиции и знакомить с православными традициями, культурами, обычаями с самого раннего возраста. Ведь одной из главных причин утраты знаний, является несоблюдение связи между поколениями.

Ядро духовного воспитания закладывается в семье, поэтому духовно — нравственное воспитание детей возможно при условии правильного духовного и нравственного состояния семьи в целом.

Семейное воспитание — тяжелый труд для родителей и детей. Дети должны восприниматься как семя, которое необходимо вырастить в хорошей, спокойной, счастливой среде. Дети не бывают виноваты в чем-то, всему виной неправильное воспитание или его отсутствие.

Любите своих детей такими какие они есть и старайтесь давать правильные знания, вводите свои традиции и следуйте церковным ежегодным праздникам.

Мальчик как российский интеллигент

В это понятие мы включаем сразу несколько составляющих.

Первым является патриотизм, любовь к
Родине. Патриотизм — это, прежде всего, осознание русской
земли как своей, это осознание себя ответственным за эту
землю, за ее благосостояние, это осознание себя в диалоге с
живой историей земли. Это, наконец, и осознание себя в ряду
поколений, населявших эту землю. Уточняя последнее, можно
говорить о формировании ответственности за прямое
наследование хозяйствования на земле. Это, наконец,
формирование готовности простить (не осудить) ошибки отцам и
дедам и искупить их своей жизнью. Последнее можно назвать
выпрямлением пути рода (семьи) и народа в целом.

Нормальный, цивилизованный патриотизм
не базируется на ненависти к другим, каким бы то ни было народам.

Интеллигентность включает также и
близость с природой, чувство своей природы, любовь к ней —
как созерцательную, так и деятельную.

Вместе с тем понятно, что
интеллигентность — это вовлечение и освоение европейской и
мировой культуры в целом. Путь к этому лежит, в том числе,
через хорошее знание языка, туризм, знание мировой
музыкальной культуры, литературы и истории мировых религий.

Особенность русского интеллигента часто
связывают с разного рода сомнениями. Это нормально! И это не
потому, что он безосновен и не потому, что он сделал
сомнение способом жизни. А потому, что сомнение для него —
это повод обретения Истины. Он сомневается  потому, что пока
не видит Истины в полноте. Однако если сомнение стало
способом мышления, то это приводит неизбежно к вырождению
личности. А именно к цинизму, унынию и отчаянию.

Православие для малышей

Рождение ребёнка – истинное счастье для каждого родителя, но в православных семьях это событие воспринимается не так, как в светских. Для верующих людей появление на свет нового члена семьи непременно связано с такими церковными обрядами, как:

  • крещение;
  • миропомазание;
  • причащение;
  • воцерквление.

Родившись, малыш сразу приобщается к религии и культуре, и это даёт ему возможность почувствовать себя не менее значимой частичкой общества, чем окружающие.

Прививать веру и любовь к Богу начинают с пелёнок, но не строгими приказами, а в форме игры и повествования. Детей до года не огораживают от семейных традиций вероисповедания: напротив, родители читают малышам молитвы вслух, рассказывают о церковных праздниках, показывают иконы.

От года до трёх

К первому дню рождения ребёнок уже обладает многими навыками и понимает речь. Меняется и его жизненный уклад: малыша чаще водят в храм, а дома вовлекают в хозяйство и творческую деятельность.

Немаловажную роль играет совместная творческая деятельность: малыши с раннего возраста лепят и рисуют со старшими ребятами. Рукоделие напрямую связано с православными традициями, ведь каждому церковному празднику соответствует своя поделка.

На этих принципах строится воспитание до 3 лет. Именно в этом возрасте закладываются самые важные черты характера, формируются привычки, развиваются мышление и эстетический вкус.

Православие и детский сад

Верующие родители сталкиваются с определенными сложностями, когда приходит время отдавать подросшего ребёнка в детский сад. Ведь садик – это не только возможность общаться со сверстниками, но и строгая дисциплина. Правила поведения в дошкольных учреждениях сильно отличаются от тех, к которым привык малыш, воспитанный в традициях православия.

Перешагнув рубеж пятилетнего возраста, ребёнок уже может выбирать, что ему нравится, а что нет. Но он ещё очень мал, чтобы самостоятельно отличать плохое от хорошего. В воспитании детей старшего дошкольного возраста родителям придётся проявить настойчивость, чтобы не упустить все то, что они взращивали в маленьком человеке с рождения. Здесь пригодится традиционный для православия метод «кнута и пряника»: строгие наказания, смягчаемые особенной любовью и лаской.

Правила воспитания детей в православной вере

Семья — это наша пристань, куда мы возвращаемся изо дня в день усталые, часто раздраженные и где ищем тепла и утешения. Кто еще может понять и простить, как не самые близкие и родные нам люди? Семья — это понятие, которое мы не представляем себе без слова «дети».

Воспитание детей в православной вере — это сложная и кропотливая задача родителей. Но когда мы покинем земную жизнь и окажемся перед Богом на суде, Он спросит у нас: «Как вы заботились о своих детях? Что сделали для того, чтобы они выросли добродетельными проповедниками веры Христовой?»

Для того чтобы понять, как их воспитывать, надо уяснить для себя, кем является наш ребенок. А он оказывается — не наша собственность, не предмет удовлетворения амбиций, а чадо Бога.

Для чего мы рожаем детей? Чаще всего, потому что мы любим их, хотим обеспечить себе старость. Мы вкладываем в своих отпрысков больше, чем они в нас, и требуем от них отдачи за наше отношение.

Но дети не просили, чтобы их родили, они не должны нам ничего, мы не можем требовать от них непосильного. И об этом надо помнить всем родителям.

Воспитание детей в православной вере предполагает рассказ мальчику или девочке о том, что хорошо, а что — нет с упоминанием Закона Божия.

Как ни странно это звучит, исправление детей надо начинать с исправления себя. Ведь если отец употребляет при сыне алкоголь и затягивается сигаретой, вряд ли его рассказы о вреде спиртного и табака дойдут до ребенка.

Мы должны помнить о том, что атмосфера, царящая в семье, формирует характер будущего взрослого человека на восемьдесят процентов. Нам, родителям надо постоянно и везде следить за собой.

За своей речью, за своим поведением. Если мы позволяем себе сквернословие, матерные слова, дети буду везде повторять это за нами, потому что родитель — всегда авторитет для них.

Если вы хотите узнать, что такое воспитание детей в православной вере, посмотрите на себя со стороны. Спокойна ли, благообразна ли обстановка в вашем доме? Если отец привык кричать на мать и грубо обращаться с ней, сын никогда не вырастет уважительным человеком по отношению к своей будущей жене.

Если родители желают воспитать хороших детей, следует сначала разобраться с собственными взаимоотношениями.

Не задаривайте детей подарками вместо того, чтобы больше общаться с ними, читайте им детскую Библию, ходите с ними в церковь, рассказываете, что надо быть добрыми и сострадательными к окружающим.

Учите их молитве. Пусть будет она короткой: «Господи, благослови!» Любите своих малышей и не требуйте ничего взамен. Такое воспитание детей в православной вере и будет называться богоугодным.

Традиции православного воспитания детей в семье

Традиции духовного воспитания знакомы каждому христианину. Они складывались веками и до сих составляют основу христианской жизни. Многие традиции соблюдаются в нашей стране и в тех семьях, в которых не принято каждый день молиться и посещать по воскресеньям Церковь. Но люди собираются семьей на Пасху, пекут куличи, отмечают Рождество Христово, многие соблюдают Великий Пост. Конечно, жизнь христианина не ограничивается только этими действиями и предполагает соблюдение определенных традиций каждый день. Ознакомимся с некоторыми из них подробнее.
Традиции православного воспитания детей в семье:

Согласно обычаям Церкви с 4-х лет перед причащением ребенок не должен пить и кушать с того момента, как проснулся.
Чтобы исповедь ребенка была более содержательной, цельной и продуктивной, с 7 лет родители должны научить его записывать собственные грехи.

С 2-х лет ребенка нужно научить, что с самого утра, как только он просыпается, должен перекреститься, сказать слова хвалы Творцу и причаститься. Ребенку после пробуждения можно давать немного просфоры и ложечку святой воды.
Старой традицией является чтение утренней и вечерней молитвы всей семьей. Глава семейства читает громко, все домашние за них повторяют тихо

Этой традиции важно придерживаться и в современное время. Если не получается собираться всем вместе два раза в день, то можно делать это и один раз, например, перед сном.
Подросшим детям вместе с родителями необходимо посещать ночные богослужения тогда, когда это положено

Например, на Пасху, на Страстной седмице, перед Рождеством Христовым.
Приучать ребенка к соблюдениям постов нужно с самого раннего возраста. Но нельзя запретами не разрешать питаться определенной пищей, важно, чтобы ребенок сам научился бы отказываться от нее.
С самого раннего возраста с детьми читают духовную литературу. Сначала это могут быть детские книги на библейскую тематику, изложенные понятным языком, возможно, с картинками. Со временем ребенка важно научить и чтению Священного Писания, жизнеописаниями великих святых каждый день.

Соблюдать традиции и учить этому своих детей хорошо, но истинный христианин должен не просто слепо делать предписанное, а обязан и понимать суть. Если вам непонятен смысл какой-то традиции или вы сомневаетесь, стоит ли ей обучать своего малыша, то поговорите с батюшкой. Спрашивайте, посещайте проповеди, тогда вопросов у вас не останется, а придет понимание и вера.

Внутренний мир юноши и его формирование

Как известно, есть внешнее и внутреннее
благочестие. Внешнее благочестие включает в себя известные
армированные типы поведения, принятые в обществе. Однако
большая опасность здесь заключается в абсолютизации ценности
внешнего, т.е. в эстетстве. В то время как внешнее не
существует без внутреннего. Внешнее вообще лишь некая
оболочка внутреннего. Мы часто повторяем с чувством
словосочетание «внутренний мир человека». А между тем ни
современная психология, ни этика не знают законов духовной жизни человека.

Есть два момента, относящихся к основам
духовной жизни. Первый момент — структурный. Второй — динамический.

Основополагающим духовным чувством,
которое является верным знаком благочестия (или, по крайней
мере, борьбы за него) является страх Божий, как у юноши, так
и у девушки. Начало мудрости — страх Господень,- говорит псалом.

Чтобы снять расхожие атеистические
суждения, что-де нельзя, мол, строить воспитание на страхе и
трепете,- таким мы ответим, что страх Божий — это, как
говорит псалом, лишь начало мудрости, но еще не сама
мудрость. На мой взгляд, совершенная любовь и есть та самая
вожделенная «сознательность», которой мы все время так
жаждали, т.е. когда добро совершается не «страха ради», а
из-за любви к Богу и ближнему.

У мальчика должна появиться с детства
некая способность «глядения в себя». И это не просто
самонаблюдение, а это самонаблюдение в Боге, которое, с
одной стороны склоняет к покаянию, а с другой стороны – не
дает унывать, но  дает благодать, радость и покой.

В своих воспоминаниях детства
протоиерей Сергий Булгаков пишет, что в детстве у него было,
по сути, одно откровение, живая память о котором возвратила
его много позже на путь, спасения. Будучи мальчиком, он
после рождественского ночного богослужения вышел на улицу. И
его посетила невыразимая благодать радости, покоя и близости Божией.

Вот такой положительный опыт
Богообщения должен быть у каждого православного ребенка.

Не будем касаться еще многого того
прекрасного и высокого, которое должно быть содержанием
внутреннего мира ребенка

Скажем лишь еще об одном важном обстоятельстве

Дело в том, что одним из пороков
современного нерелигиозного гуманизма является абсолютизация
так называемой молодежной культуры. Говоря определеннее,
культура нерелигиозного гуманизма вообще не знает института
старчества, духовничества. А это, мягко говоря, не очень
хорошо. Все духовно развитые цивилизации почтительно
относились к старцам, именуя их мудрецами, духовниками,
аксакалами, гуру, и пр. В России культура старчества взяла
свое начало от преподобного Сергия, игумена Радонежского.

Далее мы можем говорить о таких столпах
православного наставничества, как преподобный Серафим
Саровский, праведный Иоанн Кронштадтский, оптинские старцы…

Разговоры о том, что «сейчас уже нет
старцев» ведутся по меньшей мере 1000 лет. Так, в одной из
работ Симеон Новый Богослов пишет примерно следующее. Вот,
мол, ходят монахи по нашему монастырю и говорят, что
истинных старцев больше не будет. Преподобный Симеон жил в
десятом веке. Преподобный Сергий еще не родился. Тот же
автор пишет по этому поводу так, что лучше иметь  духовником
просто благочестивого монаха или приходского священника, чем
жить самочинно все благословения и совета. Русский мальчик
должен с детства привыкнуть исповедоваться, и советоваться с духовником.

Два слова о главном в духовничестве.
Видимо самым важным и самым трудным делом для духовника
является его прозрачность для Бога. Чтобы собою не
загораживать для своего духовного сына свет благодати
Божией. Это первое. А второе — мистически почувствовать
особенности жизненного пути этого человека. Понятно, что
здесь нет трафаретных путей. Каждый путь ко Христу уникален.

Это нормальное духовное отправление.
Как семейный врач, зная с детства того или иного мальчика,
позже легко и быстро определяет, почему у него, скажем,
болит голова (потому что это, к примеру, остаточное явление
после травмы и т.п.). Точно также и духовник, зная много лет
особенности душевного устроения мальчика (позже юноши),
быстро и правильно может распознать истоки того или иного
порока, духовного кризиса и т.д.

В заключение перечислю важные
нравственные качества и психологические способности,
которые, на мой взгляд, особенно актуальны в воспитании
сегодняшних наших мальчиков.

Это — патриотизм, мужество, понятие о
грехе, опыт покаяния в Боге; опыт благодати, радости и
по­коя после искренней молитвы, близость с природой,
жертвенность, чувство стыда и жалости, терпимость к любой
мировоззренческой позиции на фоне спокойного и глубокого
осознания своей.

Наказания взрослых детей

Когда я готовился к нашему разговору, решил посмотреть, какие запросы, связанные с наказанием, люди задают в Гугле чаще всего. Оказалось, что большинство запросов — о маленьких детях. Видимо, в этом возрасте проблема наказаний стоит у родителей остро. Чем старше ребёнок, тем меньше этот вопрос беспокоит родителей — а ведь в подростковом возрасте с наказаниями вообще всё очень сложно. Николай Пестов говорит, что степень строгости наказания определяется так: если у ребёнка проявляются самомнение и самоуправство — порождения гордости, то просто разговор ничего не даст — нужно строгое наказание.

Как же наказывать подростков? Прежде всего, нужно серьёзно разговаривать

Если не понимает — лишать того, что ему важно. Например, карманных денег — на определённое время

Если взрослый ребёнок пользуется вашей машиной — запретить на определённый срок пользоваться ей. Надо понимать, что закоренелые страсти наказанием не искоренить — ростки останутся, наказание их лишь приглушит. Возможно, в следующий раз возвращение с прогулки не в три ночи, а в одиннадцать состоится только из-за нежелания остаться без денег или машины, а не из заботы о вас. Но приглушать нужно, чтобы не дать страсти возможности укрепиться окончательно.

Важно, привили ли мы детям привычку молиться, исповедоваться и анализировать свои поступки. Очевидно, в юности рано делать выводы, удалось нам это или нет

Тогда всем правят гормоны. Если жизнь человека представить как реку, то юность — это водопад. В этот период главное — не разбиться. А потом русло жизни расширяется, и течение становится не таким стремительным. Тогда можно делать вывод, привили мы добрые привычки или нет. А до того рассчитывать на сознательность не приходится, нужны наказания. Наша задача — ограничивать так, чтобы ребёнок не сорвался. Также очень важно не сломать его. Вспоминаются слова: «Чем строптивее жеребец, тем с более длинного поводка нужно начинать его обуздание».

Надо помнить: родители — не карательный орган. Мы своими поступками должны показывать, что хотим сотрудничать, готовы выслушать, обдумать сложившуюся ситуацию и посоветовать, как сделать так, чтобы не зайти в тупик.

И последнее правило: нельзя обижать ребёнка. Обижаем мы, когда раздражены, потому что в гневе не выбираем слова и выражения. Поэтому наказание — это блюдо, которое следует подавать холодным. Сначала надо остыть, а потом наказывать. Это уже наше воспитание себя — и здесь поклоны и молитва будут очень уместны.

Если мы будем пользоваться этими правилами, это принесёт пользу и нам, и детям.

Преподобный Паисий Святогорец

Когда ваши дети еще маленькие, вы должны помочь им понять, что такое добро. А это и есть глубочайший смысл жизни.

***

Родители должны отдавать как можно больше времени своим детям, даже в ущерб своим занятиям и своей работе. А женщинам следует вести простую жизнь, чтобы они могли больше заниматься своими детьми, когда дети в этом нуждаются.

***

Величайшим и лучшим многодетным отцом является тот человек, который духовно возродился сам и помогает духовному возрождению своих чад, дабы обеспечить их душам рай.

***

Старец всегда подчеркивал, что нужно иметь абсолютное доверие к Промыслу Божию и, так сказать, не планировать детей, ибо детей дает Бог. И Он один знает, сколько детей дать, – Он один, и никто иной. Некоторые, правда, решаются, поскольку жизнь стала трудной, иметь только одного ребенка, поэтому они и предохраняются. Однако это великий грех, поскольку эти христиане показывают, что сами устраивают свои дела, лучше, чем Бог.

Будучи гордыми, они недооценивают Промысл Божий. А ведь Бог видит и душевное состояние, и экономическое положение таких христиан, видит и многое другое, чего мы не видим и не знаем. И если семья бедная и у нее едва хватает средств на содержание одного ребенка, то Тот, Кто знает всё, может позаботиться и об экономическом укреплении семьи.

***

Дети сейчас не понимают простых вещей; хорошо-хорошо, не понимали, пока были малы, пока родители защищали их, маленьких, защищали этим «заключением» в люльке. Однако теперь, когда они выросли, они все равно не понимают, что и теперь требуется, так сказать, «заключение», то есть некоторое ограничение свободы. Этого ограничения они не понимают, тогда как нужно понять, что для того, чтобы стать правильными детьми, умными и взрослыми, нужно «связывание», но что это «связывание» не есть связывание: садовник идет подвязывать деревцо не для того, чтобы погубить его, закрывает деревцо решеткой не для того, чтобы ограничить его, но для того, чтобы деревцо не съели козлята.

Но некоторые дети что делают? Бежит, как освободившийся от привязи теленок, думает, что действительно освободился. А каков результат? Или задушится оборванной веревкой своей, или упадет куда-нибудь в пропасть, или будет съеден волком…

Так делают некоторые строптивые дети: ищут эту якобы свободу, но в конце концов эта свобода приводит их… вот эта самая свобода, которую имеют европейцы, приводит наших детей – куда? Куда пришли они? Сколько раз бывали у меня в келлии молодые парни… несчастные, разрушенные наркотиками и вином. Просят теперь помощи, бедные. И мне удалось помочь одному-двум – но сердце-то за всех разрывается… Ищут помощи, но как им всем поможешь?

Как быть с прощением?

Важно соблюдать принципы и правила, но родителем прежде всего должна руководить доброта. Как быть, если ребёнок попросил прощения? Он искренне раскаивается — а у нас правила! Нам важно, чтобы слова не расходились с делом! Поэтому — хоть раскаивайся, хоть нет — наказание неизбежно

Приговор оглашён и должен быть исполнен. Это крайность. С другой стороны: он попросил прощения — мы простили, свою родительскую обязанность исполнили. Очень удобно, и не надо себя корить за строгость. Так тоже неправильно. Надо искать золотую середину. Как? Можно обсудить степень наказания, можно пообещать сократить его срок, если условия наказания будут выполняться неукоснительно, и так далее. Главное — наказывать с холодной головой. Надо научиться этому.

Конечно, не всё получается — мы живые люди, и к идеалу можем только стремиться. Мы можем накричать, задеть, наказать слишком строго. С другой стороны — стремление к идеалу будет давать возможность быстрее и правильнее находить золотую середину, спасительную для нас и наших детей. Надо стараться быть лучше, всё время анализировать свои поступки и не увлекаться наказаниями, иначе можно жизнь детей превратить в серые будни, это тоже нехорошо.

Важно соотносить наказание с объективной реальностью. Сможет ли ребёнок его выдержать? Сможете ли вы добиться, чтобы он его выполнил? Можно запретить мультики на месяц, но адекватная ли это цена за проступок? Не придётся ли потом отменять своё наказание — потому, что вы дали его сгоряча и потом стало жаль ребёнка? Не заставит ли строгость наказания нарушить его? То есть надо давать себе отчёт, насколько рационально то, что вы сейчас предлагаете в виде наказания

Примеры

В глянцевых журналах, передачах нередко рассказывают о парах, любовь которых можно было бы поставить в пример

Надо понимать, что каждая семья — индивидуальна. Методы создания счастья для отдельных людей отличаются.

Один из лучших примеров — пожилая пара

, которая прожила многие годы вместе, сохранила любовь и верность. У них счастливые дети и внуки, которые приходят к ним по праздникам, но не забывают и в обычные дни. Такая семья может сказать, что «мы вместе несмотря ни на что».

Счастливые пары можно встретить и среди знаменитостей. Одна из них — Моника Беллуччи и Венсан Кассель

. Они вместе 15 лет, растят двух замечательных детей.

Еще одна известная пара — Джада Пинкетт-Смит и Уилл Смит

— одна из самых крепких пар в Голливуде, у них двое детей, женаты 14 лет, Уилл делает все, чтобы его жена чувствовала себя любимой.

Голди Хоун и Курт Рассел

вместе около 30 лет. Голди говорит, что самое ценное для нее то, что она чувствует себя любимой.

Светлана и Федор Бондарчук вместе 20 лет. Спустя столько времени их чувства не угасли, и они не стесняются демонстрировать их на людях.

Анжелика Варум и Леонид Агутин.

Удивительная пара, любовь которой заметна со стороны

Несмотря на яркие и темпераментные характеры, они любят и ценят друг друга, и сохранение семьи для них имеет важное значение

Православие детям

Для малышей, воспитываемых в христианской семье, православие является частью жизни. Восприятие детьми вечерних и утренних молитв должно быть как обычный разговор с Богом, оценка своих поступков. Воспитывая детей в православии родители с малых лет знакомят с христианскими обычаями, законами, нормами поведения. Не стоит забывать, что главный учитель — правильный пример родителей.

Малышей от года до трех лет стоит приводить в церковь и рассказывать о происходящем там (соответственно тихим тоном), покажите своему чаду иконы, дайте все рассмотреть ему. Объясните, что шуметь в церкви нельзя, а если малыш устал и не может устоять спокойно, просто выйдите на улицу. Православные христиане никогда не будут “шикать” на крох в церкви, только могут помочь отвлечь его или проигнорируют.

Детсадовские дети готовы принять информацию о христианстве. В некоторых садах проходят беседы на тему религии и веры. В крупных городах России стали открывать православные сады, в которых с самых малых лет знакомят деток с православием.

Популярное за 7 дней

О силе молитвы «Да воскреснет Бог»
26.09.21 23:09

Какие ошибки может допустить на исповеди человек по отношению к священнослужителю?
24.09.21 11:48

Осень Левитана
21.09.21 16:18

Псалом 2-й. Один из самых поучительных для человека
23.09.21 13:12

Женщин всегда не пускают в алтарь или есть исключения?
24.09.21 09:32

Минорная живопись Эндрю Уайета
28.09.21 12:00

Феодора Александрийская: 3 предостережения от блудного греха
24.09.21 09:48

Чудо природы – разноцветные скалы Чжанъе Данксиа
23.09.21 12:38

Священный Синод РПЦ: Патриарх Варфоломей более не имеет права представлять себя лидером мирового Православия
24.09.21 16:36

Митр. Антоний (Паканич) о тайне нашего спасения
22.09.21 11:58

Страсти по воскресной школе

Начнем с неприятной новости: у религиозного воспитания есть ряд минусов. Впрочем, все они нивелируются разумным родительским подходом.

Чужой среди своих

Если вы от дали ребенка в воскресную школу, а сами и пальцем не пошевелили, чтобы разобраться в вопросах веры, ждите сюрпризов. К своему ужасу, малыш может обнаружить страшное — родители, эти святые люди, грешат и непременно будут наказаны! Представьте себе, как должен чувствовать себя маленький православный на традиционном новогоднем празднике, ведь 31 декабря для него — день поста и молитвы! А каково юной мусульманке, которая видит, что ее старшие родственницы разгуливают с непокрытой головой? Заявив, что вы не уважаете нищих и не желаете подавать им деньги за здорово живешь, вы расстроите и христианина, и мусульманина, и иудея — всех перечисленных религии учат милосердию и благотворительности. Так что придется подтягиваться вслед за ребенком, дорогие мамы и папы! При многих храмах создаются группы для взрослых, куда можно ходить, например, раз в две недели и задавать священнослужителю все волнующие вопросы, даже если с церковными службами у вас пока не складывается.

Детская болезнь формализма

Малышам плохо даются высокие абстракции: рассказы о вере они понимают буквально. Ребенок наивно развернет икону к стене, если ему захочется стащить конфету, или спросит бабушку, почему всевышний никак не приберет ее к себе в рай, раз уж там так прекрасно. Сложнее дело обстоит с проблемой греха. Некоторые решают так: ага, я согрешил, но вот сейчас быстренько прочитаю молитву — и побегу гулять. По этой причине, кстати, в православии и католичестве не видят смысла в исповедях до 7 лет.

Рыжий, красный — черт опасный

Еще одна причина, почему родителям стоит интересоваться жизнью выбранной для чада религиозной общины, — это суеверия и страхи. Почти в каждом коллективе верующих найдется тетенька, которую хлебом не корми — дай только рассказать про страшных джиннов или бесов, колдунов и порчу, да так, что юный прихожанин потом спать спокойно не сможет или настолько уверует в собственную греховность, что со дня на день будет ждать конца света и адских мук. Если заметили подобное, обязательно обратитесь к лицу, обладающему высоким духовным авторитетом, — такой наставник поможет вернуть ребенку веру в божью любовь и защиту.

Оппозиционер поневоле

Одно дело — воспитывать ребенка верующим, и совсем другое — мучеником, которого побивают совочками дети иных вероисповеданий. Если вы хотите, чтобы в семье кто-то страдал за веру и совершал духовные подвиги, пусть этот груз возьмет на себя взрослый — возлагать такую ношу на ребенка просто нечестно! Для начала убедитесь, что малыш не идет на конфликт первым, обижая чувства других детей. Затем подумайте, можно ли как-то повлиять на его оппонентов и их родителей или воспитателей. В одном частном детском саду произошел поучительный случай. Кто-то из православных малышей похвастался своим нательным крестом. Остальные крохи — в садик ходили также дети мусульман и иудеев — тут же потребовали от своих родителей соответственно полумесяц на цепочке и звезду Давида. И через пару дней в дошкольном учреждении развернулась полноценная религиозная война, конец которой положило вмешательство мудрой воспитательницы, побеседовавшей с малышней на тему терпимости.

Выясните, можно ли научить ребенка не бравировать своими убеждениями — не в ущерб душе, конечно. Недаром же нательный крестик положено носить под одеждой, а не на виду. Вера — дело интимное, не для демонстраций. Ну а если дипломатия — все-таки не выход, ищите малышу верных друзей в кружках и группах при храмах.

Залог и правила благополучия

Соблюдая следующие простые секреты

, вы станете ближе к ощущению семейного счастья и гармонии.

  • любить своего супруга;
  • уважать его ценности, свободу, желания партнера и детей;
  • уметь идти на компромиссы ради сохранения счастья и баланса;
  • благосостояние, финансы — один из китов, на которых держится семейная жизнь. Проблемы с деньгами влияют на ощущение счастья;
  • иметь общие интересы. Естественно, что супруги могут иметь и собственные увлечения, но должно быть то, что их объединяет;
  • иметь единые цели;
  • одинаково смотреть на воспитание детей;
  • при возникновении проблемных ситуаций, вести диалог;
  • доверие между членами группы — один из важных моментов;
  • уметь быть искренним и говорить правду. Ложь рано или поздно выходит наружу.

Христианская семья

В православной христианской семье первое место в жизни занимает, собственно, семья. Православие дает понять, что семья будет всегда рядом и в счастье и в горе. Никакие друзья и работа не заменят близких людей, детей и родителей. Главное отличие православной семьи от других является любовь к людям и вера в добро. Православные родители учат детей не обижаться на окружающих, а принимать ситуацию как испытание и преодолевать ее.

Отношения между верующими родителями уважительные, выяснение отношений происходит без детских ушей и глаз. Проявление неуважения отца к матери подрывает авторитет у подрастающего поколения.

Воспитание детей в православной семье подразумевает послушание детей, соблюдение традиций. Однако, исключается ведение поста детьми любого возраста. Возможно воздержание от сладкого, только малыш это должен делать осознанно, а не по решению родителей.

Миф № 7. В семье священника наказывают за проступки поклонами и молитвами

За проступки никто молитвой не наказывает и розгами детей не бьёт. Молитвой вообще ни в коем случае нельзя наказывать ребёнка. Я знаю случаи, когда детей так воспитывали — тридцать поклонов, пятьдесят поклонов за провинность или прочесть сто раз «Отче наш». Вырастая, они потом отходили от Бога. Формируется условный рефлекс: вина — наказание. Можем ли мы говорить, что в дальнейшем такой человек вырастет любящим Бога, милосердного Бога? Для него слово «Бог» будет синонимом наказания. Конечно, такой человек не останется в Церкви. Помимо наказания есть масса других способов преподать урок своему ребёнку. Я думаю, каждый родитель знает, как это сделать.

Неизменные традиции православной семьи

Сохраняя традиции православной семьи, мы становимся частичкой тела Церкви и передаем из поколения в поколение национальные особенности Русской Православной Церкви. Поведение каждого члена православной семьи в быту, в застольях, праздниках должно нести религиозный характер с сохранением духовных ценностей. Трудно представить себе христианскую семью без традиций и обычаев, переданных по наследству прадедами. Культура патриотической верности и национального чувства воспитывалась в семье, имея в своей основе особое отношение к почитанию предков и отеческих могил. Главной целью православной семьи на сегодняшний день, как и во все времена, остается сохранение и передача и поколения в поколение духовных и религиозных ценностей.

На нашем сайте посетители могут узнать действительно ли в ближайшем будущем состоится свадьба Джастина Бибера и Селены Гомес, узнать как прошла свадьба Надежды Михалковой и Резо Гигинеишвили в Грузии, а также посмотреть фото свадьбы Дженсена Эклза и Деннил Харрис.

Воспитание в православии

Дети в православной семье сызмальства приучаются помогать друг другу, причем основа их взаимодействия – доверие и любовь. Вера придает смысл каждому поступку. Особая роль отводится труду: для ребятишек естественно убирать за собой не только игрушки, но и участвовать в уборке дома, мытье посуды, помогать по хозяйству матери и отцу. Причем никакого особого значения, как это бывает при светском воспитании, такой труд не имеет – это естественный процесс.

Православие основано на нескольких моментах:

  • ежедневный труд на благо семьи;
  • совместная творческая и бытовая работа взрослых и детей;
  • семейные традиции, связанные с вопросами веры.

Молитва утренняя и вечерняя воспринимается не как формальность, а как разговор с Богом, в котором чадо испытывает потребность. Это очищает душу, заставляет со стороны, зачастую критически, ежедневно оценивать свои поступки. Очень важный момент, о котором говорят психологи при коррекции семейных проблем: дети должны научиться испытывать не вину, а чувство стыда за свои проступки. Православие дает возможность развивать именно это чувство, что благотворно сказывается на поведении детей и их взаимоотношениях с окружающими.

Рекомендуем к прочтению:

  • Правила воспитания еврейских детей
  • Как правильно воспитать сына

«А как же развитие личности в творческом плане?» – могут спросить современные родители. Творчеству по традиции отводится большая роль. Не нужно думать, что весь день малыш занят молитвой и работой. Отнюдь! С самого раннего возраста он находится в условиях, благоприятных именно творчества.

Рукоделие, роспись, лепка, вышивание – такая же часть православной культуры, как посещение церкви и соблюдение праздников. Хотя и праздники дают простор для творчества: Рождество, Пасха,Троица и другие значимые даты обязательно сопровождаются поделками из природных материалов (например, изготовление рождественского вертепа, ангелочков, раскрашивание пасхальных яиц и пр.), то есть непосредственно развивают мелкую моторику и эстетический вкус.

Одновременно вырабатываются необходимые умения и навыки (усидчивость, целеустремленность). Дорогого стоит и особая атмосфера радости, праздника, единения со своей семьей – того, чего так остро не хватает современным семьям. Именно любовь – универсальный творческий двигатель, оказывающий огромное влияние на детскую душу.

Отдельного упоминания заслуживают такие традиции, как именины, крещение, отпевание усопшего родственника, поминовения. Все это обязательные элементы православной культуры, которые заставляют ребенка с самых первых дней жизни почувствовать себя в особой атмосфере духовного родства с окружающими, осознать себя частью великой культуры, истории, принять как данность определенный жизненный цикл.

Это важнейшие составляющие душевной экологии, основа нравственного здоровья, залог счастливой, гармоничной взрослой жизни.