Развитие речи детей первой младшей группы с использованием пальчиковых игр и упражнений

Ход игры: Ладони лежат на коленях или столе.

Раз, два, три, четыре, пять. Пальцы; сгибаясь, подтягивают к себе ладонь (движение

Червячки пошли гулять. ползущей гусеницы)

Раз, два, три, четыре, пять, идут по столу указательным и средним пальцами

Червячки пошли гулять. (остальные пальцы поджаты к ладони)

Вдруг ворона подбегает складывают пальцы щепоткой качают ими вверх вниз

Головой она кивает,

Каркает: «Вот и обед!» раскрывают ладонь, отводя большой палец вниз, а

остальные вверх

Глядь – а червячков уж нет! Сжимают кулачки, прижимают их к груди.

«Шалун»

Цель: развивать движения кистей и пальцев рук, развивать умение понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы.

Ход игры: На первые две строчки чертить пальцем круги по ладошке. На следующие четыре строчки загибать пальцы с проговариванием соответствующих слов. Со словами седьмой строчки пальцами другой руки брать мизинчик и слегка покачивать.

Наша Маша варила кашу.

Кашу сварила,малышей кормила:

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

А этому не дала.

Он много шалил.

Свою тарелку разбил.

«Мизинчик»

Цель: развивать движения кистей и пальцев рук, развивать умение понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы.

Ход игры: Кисть руки сжать в кулачок. Поочерёдно разгибать пальцы, начиная с мизинца. С последней фразой большим пальцем и мизинцем касаться друг друга.

Маленький Мизинчик

Плачет, плачет, плачет.

Безымянный не поймет:

Что всё это значит?

Средний пальчик очень важный,

Не желает слушать.

Указательный спросил:

— Может, хочешь кушать?

А большой бежит за рисом,

Тащит рису ложку,

Говорит: — Не надо плакать,

На, поешь немножко!

«Лягушка – попрыгушка»

Цель: развивать движения кистей и пальцев рук, развивать умение понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы.

Приёмы, используемые при проведении пальчиковых игр

Во многом выбор приёмов зависит от того, на каком этапе находится работа воспитателя группы над пальчиковой игрой в течение учебного года. Условно её можно разделить на три этапа:

Ознакомительный (сентябрь-ноябрь). Задача воспитателя на этом этапе: вызвать у детей интерес к пальчиковым играм и желание в них участвовать, обучить простейшим движениям пальцев и ладоней. Основной приём на этом этапе — непосредственный показ, когда воспитатель берёт руку ребёнка в свою и руководит действиями его пальчиков.

На втором этапе (декабрь-февраль) детям дают больше самостоятельности, они выполняют игровые действия, а педагог произносит текст потешки, стихотворения или сказки. Непосредственный показ нужен уже не всем малышам, поэтому вводят приёмы объяснения, напоминания, показа по образцу.
Третий этап (март-май) предполагает проявление активности и самостоятельности воспитанников: они не только выполняют сами движения, но и частично прговаривают текст игры

На третьем этапе важно поддержать стремление ребёнка к творчеству, импровизации. Для этого удачными приёмами будут вопросы к ребёнку, изменение и творческое разворачивание сюжета сказки, потешки, используемой во время игры: «Сорока-ворона много кашки наварила, всех накормила, потому что все пальчики наши работящие, молодцы! (поглаживание пальчиков)

Колобок по дорожке катился-катился, да Олечке за спинку спрятался. Где Колобок? Не видно его, не съест Колобка лисичка (ребёнок прячет мячик или игрушку за спину)». Такие творческие приёмы, помимо повышения интереса к игре, создают предпосылки для формирования креативного и нестандартного мышления, что очень поможет ребёнку в дальнейшем.

Виды пальчиковой гимнастики для младшего возраста

Пальчиковую гимнастику в младшей группе проводят в виде пальчиковой игры, обыгрывания сказки или потешки, поскольку обычная гимнастика, состоящая из упражнений для пальцев и ладоней, малышам ещё неинтересна и непонятна.

Для детей третьего года жизни наиболее подходят такой вид игр, как имитация, в которой они подражают животным, персонажам сказок и их действиям. Например: «Колобок покатился по тропинке, весёлые человечки бегут по тропинке, зайчик скачет, птичка летит».

Также популярны игры-манипуляции с выполнением определённых действий. В них используют специально подготовленные пособия (шнуровки, прищепки, крышечки) с полями, на которые их прикрепляют. К манипуляциям относятся игры с небольшими предметами, такими как мячики, каштаны, а также закапывание и поиск предметов в контейнерах с сыпучими материалами, например, песком или крупой.

Существует ряд игр-манипуляций без предметов, в которых ребёнку необходимо выполнять действия только с пальчиками, ориентируясь на текст, произносимый педагогом: «Этот пальчик — дедушка», «Пальчики пошли гулять».

Со второй половины года может вводиться пальчиковый театр, обыгрывание небольшого произведения или фрагмента любимой сказки с помощью пальчиковых кукол, мелкой атрибутики. И пусть дети ещё не могут как следует владеть куклами, произносить слова ролей, но рассматривание кукол театра, выполнение простых действий с ними станет первой ступенью к овладению искусством драматизации.

Пальчиковый театр по любимой сказке непременно вызовет большую заинтересованность малышей

Ход игры — занятия. 1. Организационный момент.

Дети сидят на стульчиках.

Воспитатель загадывает загадку: Ребята, у нас есть хорошие друзья. Они умеют играть, рисовать, помогать убирать игрушки, умываться, обниматься. А ещё они умеют громко хлопать! Догадались, что это за друзья — помощники? (ответ детей).

2. Основная часть.

Воспитатель: Правильно, это наши пальчики и ладошки. Покажите мне свои ладошки. Поднимите их высоко. Давайте покажем, что они умеют делать. Сыграем в пальчиковую игру «Как живёшь?»

-Как живёшь? – вот так (большой палец вперёд)

-Как плывёшь?- вот так (имитация плавания)

-Как бежишь? – вот так (бег пальцами)

-В даль глядишь?- вот так (рука ко лбу)

-Как кушаешь? – вот так (имитация еды ложкой)

-Как спишь? – вот так (имитация сна)

-Как шар надуваешь? – (имитация надувания воздушного шара; шар лопнул- показать щеками)

— Как шалишь? – (имитация клоуна)

Воспитатель: А ещё наши пальчики любят гулять в лесу. Давайте вспомним пальчиковую игру «Этот пальчик в лес пошёл»

Этот пальчик в лес пошел,

(разгибает мизинчик)

этот пальчик гриб нашел,

(разгибает безымянный пальчик)

этот пальчик чистить стал,

(разгибает средний пальчик)

этот пальчик резать стал,

(разгибает указательный пальчик)

ну, а этот взял и съел! Потому и потолстел

(разгибает большой пальчик и щекочет ладошку)

Воспитатель: Молодцы хорошо справились с этой игрой. Знаете, а ещё наши пальчики любят дружить, давайте покажем как. (проводится пальчиковая игра «Дружба»- соединять одинаковые пальчики рук)

— Дружат добрые зверята (пальцы рук соединяются в «замок»).

— Дружат малые зайчата (ритмичное касание мизинцев обеих рук).

— Дружат в озере бобры, (ритмичное касание безымянных пальцев).

— Дружат в небе комары, (ритмичное касание средних пальцев обеих рук).

— Дружат малые ежата, (касание указательных пальцев обеих рук).

— Дружат даже медвежата (ритмичное касание больших пальцев).

— Вот как разыгрались,

— По лесу разбежались! (руки опустить, потрясти кистями).

Воспитатель: Вот как наши пальчики с нами поиграли. Теперь надо, чтобы они отдохнули. Для этого мы с вами сейчас сделаем для наших пальчиков массаж. А в этом нам помогут вот такие мячики. Они хорошо массируют ладошки и пальчики.

3. Игра-массаж «Китайские шары».

Вы видали циркача?

Мяч идет вокруг мяча!

Кружит с видом знатока,

Будто шмель вокруг цветка. (сначала катаем шарики между двумя ладонями, а после каждой рукой по очереди)

Воспитатель:Ну а теперь можно приступить к основному массажу:

Разотру ладошки сильно,

пальчик покручу,

Поздороваюсь с ним сильно

И вытягивать начну. (растираем ладони, захватываем каждый пальчик у основания и выкручивающим движением доходим до ногтевой фаланги) Затем руки я помою («моют» руки)

Пальчик в пальчик я вложу,

На замочек их закрою

И тепло поберегу. (пальцы в «замок»)

Выпущу я пальчики,

Пусть бегут, как зайчики. (расцепить пальцы и перебирать ими)

Воспитатель: Молодцы! Массаж научились делать.

4. Итог игры — занятия.

Ход игры: Как у нашего кота (дети выполняют движения, сопровождая их

Шубка очень хороша, стихотворным текстом)

Как у котика усы

Удивительной красы.

Глаза смелые,

Зубки беленькие.

4 «Этот пальчик – бабушка»

Цель: Активизировать движения пальцев рук.

Ход игры: Этот пальчик – бабушка, (загибаем и разгибаем пальчики попеременно.

Этот пальчик – дедушка, правой и левой руке, сопровождая движения

Этот пальчик – папочка, словами)

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – я,

Вот и вся моя семья!

5 «Мальчик – пальчик»

Цель: Активизировать движения пальцев рук.

Ход игры: Дети по очереди поглаживают пальцы, сперва на одной, а потом на другой руке.

Пальчик – мальчик, где ты был? (Поглаживают большой палец

Я на речке братьев мыл. Моют ручки,

С этим братцем в лес ходил, Поглаживают указательный палец

С этим братцем щи варил, Средний палец,

С этим братцем кашу ел, Безымянный палец,

С этим братцем песни пел. Мизинец.

Октябрь

6 «Где же ручки»

Цель: Активизировать движения пальцев рук.

Ход занятия

Восп.: — Дети, посмотрите, мы сегодня не одни!

Гости в группу к нам пришли

Чтобы вежливыми быть

Нужно «Здравствуйте» говорить.

Игра – приветствие «Здравствуйте!»

Цель: Развивать мелкую моторику рук, умение исполнять движения по показу педагога, формировать умение проговаривать свои действия.

Здравствуй, солнышко – дружок, (руки вверх, «фонарики»)

Здравствуй, носик – пятачок (указательным пальцем показываем носик)

Здравствуйте, губки (показываем губки)

Здравствуйте, зубки (показываем зубки)

Губками «почмокали» («чмокаем»)

Зубками «пощёлкали» («щёлкаем»)

Ручки вверх подняли (поднимаем ручки вверх)

И ими помахали (машем ладошками)

А теперь все вместе –

«Здравствуйте!» — сказали (хором здороваемся)

Восп.: Сегодня нас ждут интересные задания, а выполнить их нам помогут наши помощники. Кто они, вы узнаете, отгадав загадку.

Пятерка братьев неразлучна,

Им вместе никогда не скучно.

Без них нам скучно жить на свете:

Не сможем шить, носить, держать.

Вот такие «пять да пять»,

Угадайте, как их звать? (пальчики)

Восп.: Верно, это наши пальчики, наши друзья и помощники. У каждого пальчика есть свое имя, давайте вспомним.

Дети массируют каждый пальчик со словами:

Это большой пальчик – он как толстый мальчик.

Десять порций каши съел, от того и растолстел.

Этот пальчик указательный – он самый внимательный.

Все увидит, но не скажет, только сторону укажет.

Средний пальчик – это тот, что в середочке живет.

Следующему пальчику имени не дали,

Вот так безымянным его и прозвали,

А этот пальчик маленький — мизинчик называется,

На нем рука кончается!

Восп.: Ребята, а вы ничего странного в группе не заметили? У нас сегодня в этой комнате происходят необыкновенные события.

(все игрушки раскиданы)

Кто-то с утра поиграл с игрушками и не прибрал за собой. Кто же это сделал?

Кто-то стучится

Воспитатель обращает внимание детей на стук в дверь

Восп.: Слышите, к нам кто-то пришел.

(Воспитатель вносить большую куклу)

Это кукла Аня. Здравствуй Аня! (Дети здороваются). Анечка, посмотри какой у нас беспорядок в группе, все игрушки разбросаны.

(Воспитатель наклоняется к кукле и делает вид, что кукла Аня будто что то шепчет на ушко).

Ребята, кукла Аня, извиняется за то, что разбросаны игрушки. Эта она поиграла и за собой не убрала. Ей очень, очень стыдно за это. А давайте нашей гостье поможем прибраться и поставим все игрушки на свои места.

Наши пальчики – наши волшебные помощники обязательно должны трудиться. Давайте разбудим их перед тем, как приняться за работу.

Пальчиковая гимнастика «На работу пора»

Большой палец встал один,

Указательный — за ним.

Средний будит безымянный

Тот поднял мизинчик малый.

Встали братцы все — «Ура!»

На работу им пора.

(Сжать пальцы в кулачок, поочередно разгибать их, начиная с большого, а со слов «встали братцы все», широко расставить пальцы в стороны).

Двигательная минутка «Соберём игрушки»

Восп.: Ребята, а кукла Аня к нам в гости пришла не с пустыми руками. Посмотрите какой сундучок она принесла. Давайте откроем сундучок! Что же это получается? Сундучок не открывается! Но мы не станем унывать. Надо нам Анютины загадки отгадать.

Но для начала Аня приготовила нам задание.

(Дети подходят к столу, на котором стоят «сухие мини-бассейны», тазики, наполненные смесью различных круп).

— Сейчас наши пальчики превратятся в маленьких «мышек» и помогут нам отыскать «предметы», которые спрятала Анюта.

(Дети достают из «сухого бассейна» прищепки разных цветов и размеров).

Загадки от куклы Ани

Зимой и летом одним цветом. (Ель)

(Дети прикрепляют зеленые прищепки вместо иголок).

Послушайте вторую загадку.

Ночью спрячется оно —

Станет во дворе темно.

Утром снова к нам в оконце

Бьется радостное. (Солнце)

(Дети прикрепляют желтые прищепки вместо лучиков).

Плаваю под мостиком

И виляю хвостиком.

По земле не хожу,

Рот есть, да не говорю,

Глаза есть — не мигаю,

Крылья есть — не летаю. (Рыба)

(Воспитатель показывает бумажную заготовку рыбы без плавников и хвоста).

— Ребята, чего не хватает нашей рыбке. Давайте починим ее с помощью прищепок, которые мы нашли. (Дети прикрепляют прищепки на место плавников и хвоста).

Он в лесу живет под елкой,

Носит острые иголки.

Ходит-бродит вдоль дорожек

Весь колючий братец. (Ёжик)

(Дети прикрепляют прищепки ежику вместо иголок).

Сундучок наш, наконец,

Свою крышку приподнял!

Что же он от нас скрывал?

Да здесь же шарики лежат

Для наших мальчишек и девчат!

И пакетик с фасолью!

Вы сможете наполнить свои шарики фасолью и поиграть с ними.

Список использованной литературы

1. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. –СПб: Изд. дом «Литера», 2016.

2. http://nsportal.ru социальная сеть работников образования.

Пальчиковая гимнастика как тема для самообразования педагога

Углублённое изучение пальчиковой гимнастики и её влияния на развитие малышей раннего возраста может стать интересной и разносторонней темой для самообразования педагога этой возрастной группы.

В рамках самообразования воспитатель может изучить такие вопросы:

  • Взаимосвязь развития мелкой моторики, речи и интеллекта у детей раннего дошкольного возраста.Дидактические игры на развитие мелкой моторики.
  • Организация развивающей предметной среды для формирования интереса детей к пальчиковым играм.Пальчиковый театр для самых маленьких: как оборудовать, чему обучать детей.
  • Сотрудничество дошкольного учреждения и семьи в развитии детей посредством пальчиковых игр.

В план самообразования педагог вносит все формы работы по выбранному направлению, список консультаций и других видов взаимодействия с родителями, дидактических игр и пособий, изготовленных в рамках работы над темой. Как приложение к плану могут идти сборник потешек и загадок, подборка иллюстративного материала, фото или перечень используемых игрушек, пальчикового театра, атрибутов.

Как начинающим, так и опытным педагогам, работающим с дошкольниками раннего возраста, необходимо уделять большое внимание проведению пальчиковых игр с воспитанниками. Правильно организованная, эмоционально и динамично проведённая игра произведёт не только развивающий эффект, но и поможет малышам быстрее адаптироваться к дошкольному учреждению, установить контакт с воспитателями и одногруппниками

Цель и задачи пальчиковой гимнастики в первой младшей группе

Пальчиковая гимнастика для дошкольников — занятие не только увлекательное, но и очень полезное. Особенно это относится к детям раннего и младшего дошкольного возраста. О пользе игровых упражнений с участием пальцев и ладоней знают и в народе: всем нам знакомые «Ладушки», «Сорока-ворона» являются классическими примерами народных пальчиковых игр для самых маленьких.

Феноменом пальчиковой гимнастики заинтересовались и учёные. Выяснилось, что развитие движений пальцев рук положительно влияет на умственное и речевое развитие детей. Сигналы, поступающие в мозг малыша при обследовании предметов окружающего мира с помощью рук стимулируют работу речевых центров и участков, ответственных за память, мышление. Это закономерно: получая новую информацию, маленький исследователь испытывает потребность осмыслить её и поделиться своими открытиями с окружающими.

Познание окружающего мира детьми до трёх лет происходит с непременным участием рук как универсального и совершенного исследовательского инструмента

Пальчиковой гимнастике уделяют внимание во всех возрастных группах детского сада, но особенное значение придают ей в работе с детворой младшего возраста (до трёх лет). Это обусловлено психологией детей третьего года жизни

Ведущей деятельностью в этот период является предметная, а мышление — наглядно-предметное. То есть, обследование предметов и манипуляции с ними являются наиболее естественным и отвечающим потребностям ребёнка способом познания мира. Развитие и совершенствование функций руки как главного инструмента познания — цель пальчиковых упражнений в этом возрасте.

Задачами пальчиковой гимнастики в младшем дошкольном возрасте являются:

  • Развитие мелкой моторики. Для этого используют упражнения, в которых детворе необходимо совершать движения пальчиками, изображая действия или героев стишка, потешки.
  • Совершенствование тактильной чувствительности (игры с твёрдыми, сыпучими, жидкими материалами, «хождение» пальчиками по гладкой и шершавой поверхности, исследование тканей, дерева, меха, природного материала).
  • Формирование начальной скоординированности движений обеих рук. Этому способствуют катание небольшого предмета (мячика, каштана, грецкого ореха) между ладонями, перекладывание предмета из руки в руку, потирание и поглаживание ладошки ладошкой, постукивание кулачка о кулачок, хлопки.
  • Развитие мыслительных функций, памяти, внимания, любознательности.
  • Развитие речи, обогащение и активизация словаря, стимуляция заучивания коротких текстов наизусть (потешек, прибауток).
  • Развитие эмоциональной отзывчивости, коммуникабельности.
  • Установление дружелюбных, доверительных отношений со взрослым (воспитателем).
  • Воспитание самостоятельности, собранности, организованности, сосредоточенности.

Кроме того, пальчиковые игры приносят малышам огромное удовольствие и радость, что способствует полноценному проживанию дошкольного детства в соответствии с современными требованиями к дошкольному образованию.

Пальчиковые игры должны приносить ребёнку радость — только в этом случае они будут по-настоящему полезны ему