Как поступить и сколько лет дети учатся в музыкальной школе?

Содержание

Что такое теория музыки?

Теория музыки изучает основы и принципы построения музыкальных произведений, закономерности формирования музыкальных – певческих и инструментальных – звукосочетаний. В рамках теории музыки изучается нотная грамота, которая является, по сути, аналогом алфавита для любого языка. Поскольку словосочетание «язык музыки» является устойчивым и часто применяемым, такая аналогия выглядит полностью логичной.

Кроме того, «Теория музыки» – это одна из специальных дисциплин в учебных заведениях музыкального профиля. Теория музыки тесно взаимосвязана с такими понятиями и дисциплинами как полифония, гармония, сольфеджио, инструментоведение, т.е. подробное изучение конструкции и звучания музыкальных инструментов, их классификация по разным системообразующим признакам.

Что дает музыкальная школа, кроме уменья играть на инструменте?

Не будем говорить о тех, кому музыкальная школа дает путевку в жизнь. Родители талантливых, стремящихся к музыке детей, как правило, не задаются вопросом, зачем нужна музыкальная школа.

Что же может дать образование в музыкальной школе ребенку, проявляющему свой талант в других областях?

Прежде всего, это тренировка и развитие памяти во всех ее направлениях.
Это и память на слух (запоминание речи, музыки, иных звуков), что к слову, значительно облегчает изучение иностранных языков и избавляет от проблем с акцентом.

И зрительная память (запоминание и воспроизведение зрительных образов, знаков) – способность ассоциировать связанные с музыкой визуальные картины и воспроизводить большие объемы информации.

Пространственная память – только представьте себе, запомнить расположение 88 клавиш фортепиано на расстоянии более полутора метров, или в каком положении рук звучит та или иная нота гитары и без ошибок их использовать.

Музыкальная память включает в себя слуховую, тактильную, эмоциональную и двигательную память. Только занимаясь музыкой, можно тренировать и развить практически все виды памяти ребенка.

Знание законов построения музыки позволяет понимать ее. Хотите, чтобы в будущем ребенок развивал собственный вкус, а не копировал свои предпочтения со сверстников или знакомых, тогда музыкальное образование просто необходимо.

Развитие мозга, координация рук, ног, глаз, все это и многое другое дают занятия музыкой.Собственно для каждого ребенка в отдельности преимущества занятий музыкой очень индивидуальны, полное их перечисление не имеет смысла просто из-за различий в талантах, особенностях ребенка, интересов родителей и множества других нюансов.

Важно другое.
Умение играть на инструменте (особенно на таких распространенных как гитара, фортепиано, скрипка, саксофон), это только дополнительное преимущество, позволяющее выделиться на фоне сверстников, а в будущем коллег и знакомых

Человек, умеющий и любящий играть на музыкальном инструменте, намного реже остается в одиночестве

Внимание со стороны позволяет ему не искать общества, а выбирать свой круг общения

Основная же польза от занятий проявляется совершенно в других областях. И области эти могут охватывать практически все сферы в жизни человека.

Метод Карла Орфа

Обучение музыке по системе Карла Орфа — для тех детей и родителей, которые не стремятся к профессиональной карьере, но хотят получить начальное музыкальное образование в несколько облегченном варианте. Главный результат, которого хотят добиться педагоги и в первом, и во втором классе, можно сформулировать просто: ребенок должен любить музыку. А научиться играть на фортепиано или гитаре — второстепенно. Малыши еще в детсадовской группе буквально с первого дня занятий осваивают музыкальные инструменты Карла Орфа. Они носят такие же названия, как обычные: ксилофоны, металлофоны и т. д., но заметно от них отличаются. Карл Орф адаптировал свои инструменты специально для детей. Например, на его ксилофоне коробка, на которой расположены клавиши, более объемная, она служит резонатором, и благодаря этому инструмент звучит глубже и протяжнее. Это придает ему удивительную особенность: звук ксилофона не заглушает голос исполнителя. Играя, ребенок слышит себя. Еще одна изюминка ксилофонов Орфа — съемные клавиши. Вы можете оставить только те из них, которые в данный момент нужно освоить ребенку. Играть на инструментах Орфа можно и с двухлетним малышом — существуют маленькие ксилофоны и металлофоны специально для этого возраста

[править] Движущие силы музыкального образования

Движущие силы музыкального образования — это совокупность мотиваций и диалектических противоречий, взаимодействие которых обеспечивает качество и эффективность музыкального обучения и воспитания.

Первая группа движущих сил — мотивации — это совокупность мотивов и стимулов, которые побуждают личность к определенной деятельности. Мотивы могут быть материальные, социальные и морально-психологические. К первым можно отнести стремление человека приобрести какие-то материальные блага, которые может дать ему музыкальное образование. Ко вторым — стремление стать музыкально образованным человеком, иметь престижную профессию. К третьим — получение морального удовлетворения от музыкального обучения и профессиональной музыкально-эстетической деятельности.

Вторая группа движущих сил — диалектические противоречия — это, в первую очередь, противоречия между имеющимися и желаемыми музыкальными знаниями, умениями и навыками, постоянное преодоление которых обеспечивает эффективность музыкального обучения и воспитания. В логике организации учебно-воспитательного процесса эти противоречия возникают между пониманием и непониманием, знаниями и незнаниями, умениями и неумениями и т. п. Постепенное овладение следующим уровнем знаний, умений и навыков содержания музыкального обучения и воспитания создает перспективу движущей силы улучшения и повышения эффективности музыкального образования в целом.

Школа для профессионалов

Плюсы обучения в классической музыкальной школе очевидны: ребенок получает объемные знания, он не только учится играть на основном музыкальном инструменте, но и знакомится с произведениями классического музыкального искусства, поет в хоре, играет в ансамбле, осваивает дополнительный музыкальный инструмент. К тому же эти занятия повышают его эмоциональный и интеллектуальный уровень. Ученик музыкальной школы не спутает русского композитора с французским, а Чайковского с Бетховеном.

Давно замечено, что занятия в музыкальной школе помогают осваивать иностранные языки, особенно те из них, где большую роль играет фонетика. Например, китайский или вьетнамский. Уловить, как принято в этих языках, малейшие оттенки интонации, от которых меняется смысл слова, человеку с музыкальным слухом намного легче, чем любому другому. Кроме того, учеба в музыкальной школе делает детей организованными и собранными. Они умеют планировать и распределять свое время, а это всегда пригодится в будущем.

Еще одно очень полезное качество, которое прививают в классической музыкальной школе, — привычка к конкурентной борьбе. Каждый экзамен — это концерт перед зрителями, когда на площадке всегда много хороших музыкантов. Чтобы заслужить хорошую отметку и бурные аплодисменты, надо стараться.

Зачем вообще нужна «эта музыкалка»?

1. Учиться качественно и недорого
 

Система российских музыкальных школ, хотя и создавалась в прошлом столетии именно для выявления и подготовки профессиональных музыкантов, сегодня – уникальная по своей доступности возможность получить качественное дополнительное образование.

Обучение в ДМШ официально бесплатное; и хотя, конечно, школы вынуждены, чтобы нормально функционировать, собирать «добровольные родительские взносы», обычно это суммы, вполне приемлемые для большинства семей. 
 

2. Общаться с единомышленниками
 

В музыкальной школе учится много ребят, с разными способностями и характером. А значит, ваш юный музыкант легко найдет себе компанию единомышленников, понимающих сложности и радости, связанные с музыкой. Кроме того, регулярно слышать, как играют другие – и те, кто младше, и те, кто старше, и более «слабые», и самые талантливые – бесценный опыт для обучения музыке. Ты понимаешь, что все разные, и в то же время – что при желании и упорстве нет ничего невозможного!

И еще одно огромное преимущество массового обучения музыке – возможность совместного музицирования.

3. Оценивать свое развитие
 

В музыкальной школе есть определенная учебная программа. Именно это пугает многих мам и пап – что это такое, с первого класса уже экзамены дважды в год, да еще зачеты, контрольные уроки… И все же, на мой взгляд, это скорее благо для обучения. 
В самом деле, как, казалось бы, замечательно: учишь произведение по своему выбору (например, исключительно вальсы или джаз), тратишь на него столько времени, сколько понадобится, хоть пару лет. И никаких двоек! 
Однако на самом деле программа ДМШ довольно гибкая. Педагог всегда смотрит на уровень подготовки ребенка. В одном и том же классе могут учиться на пятерки и тот, кто побеждает в конкурсах, и тот, кто честно одолевает несложные пьесы. А вот система экзаменов (точнее, академконцертов) и технических зачетов позволяет наглядно видеть, что ты не стоишь на месте, что преодолен еще один этап. 
 

4. Выступать перед публикой
 

Еще один момент, связанный с обучением в ДМШ вообще и особенно с экзаменами — это возможность регулярно выступать на сцене. Это опыт, который пригодится каждому: застенчивому публичные выступления помогут поверить в себя, а артистичному от природы дадут отличную возможность самовыражения.

Кстати, ещё и отличный способ почувствовать, что результат твоего труда ценен и кому-то важен!
 

5. Петь, аккомпанировать и понимать музыку
 

Наконец, мы добрались до тех плюсов обучения в музыкальной школе, которые многие как раз считают жирными минусами – наличия теоретических предметов и хора.

Про пользу и удовольствие участия в хоре или заменяющем его оркестре мы уже поговорили выше. Кроме радости от совместного творчества, это еще и возможность интересных выступлений, поездок, участия в фестивалях. Далеко не каждый из учеников ДМШ станет лауреатом конкурса как солист – а в коллективе это не редкость. Упомяну еще, что, по данным психологов, люди, регулярно поющие в хоре, гораздо меньше поддаются чужому манипулированию и гипнотическому воздействию – удивительно, но факт. 

Сольфеджио пугает мам и детей уже своим непонятным названием. Содержание и термины тоже кажутся абстрактным и отвлеченным от реальности. На самом же деле, его цель проста и понятна.

Сольфеджио учит тому, как устроена музыка, и развивает музыкальный слух. А вся теоретическая часть, если не впадать в панику от звучания слов «квинтсекстаккорд» и «альтерация», поверьте, совсем не так уж сложна.

Ну, а уж курс музыкальной литературы полезен был бы вообще любому из нас – просто для того, чтобы научиться слушать, любить и понимать классическую музыку, познакомиться поближе с великими композиторами.

Если ваша специальность не фортепиано, то, как правило, в программу входит еще обучение и на этом инструменте (хотя возможны варианты, от его отсутствия до выбора любого другого инструмента). Курс общего фортепиано, где не требуется виртуозной игры, а лишь предлагается освоить ее основные навыки, очень пригодится музыканту любой специальности. Правда, не все готовы приобрести громоздкий инструмент… Ну, в крайнем случае на помощь придет электронное пианино, которых сейчас продается множество. 
 

Работа музыкального руководителя — Логопедическая ритмика как средство формирования слоговой структуры слова

Публикация «Логопедическая ритмика как средство формирования слоговой структуры…»
Логопедическая ритмика как средство формирования слоговой структуры слова. Логоритмика – комплекс упражнений, которые ребёнок выполняет при помощи музыки и стихов. Это коррекционная педагогика, благодаря которой движения сопровождаются звуком. На самом деле эта методика…

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Игры на развитие музыкально-игрового творчества
Автор – Щербинина Ольга Алексеевна, музыкальный руководитель высшей квалификационной категории, МКДОУ д/с 60 «Солнышко» г. Новосибирск 1.Игра «Раз – два – три, морская фигура — замри!» (старшая группа) Задачи Формировать умение перевоплощаться, применяя в игровой ситуации…

Памятка для родителей «Чешки — не прихоть музыкального руководителя»
Красота может быть не только внешней, но и проявляться ещё и в движении. Ни одно прекрасное движение невозможно без удобной обуви, ведь без неё занятие станет невыносимым. Именно чешки для танцев занимают одно из главных мест при подготовке к музыкальным занятиям. Чешки являются…

Утренняя гимнастика детей с родителями под музыку
В нашем «Детском саду №16» мы часто проводим утреннею гимнастику под музыку вместе с родителями и детьми. Музыка, сопровождая утреннюю гимнастику и физкультурные занятия, активизирует детей, значительно повышает качество выполняемых упражнений, организует коллектив. Музыка…

Статья «Развитие музыкально-ритмического слуха как компонента музыкальных…»
Для музыкальной педагогики вопрос о природе музыкальных способностей: представляют ли они собой врождённые свойства человека или развиваются в результате воздействия окружающей среды, воспитания и обучения, является кардинальным. Выдающийся отечественный психолог, теоретик и…

Советы для родителей «Музыка в жизни ребенка»
Музыка очень важна для жизни человека. Если родители хотят вырастить культурного человека, то ребенка обязательно надо приобщать к миру музыки. Родители, отвечающие за духовное развитие своего ребенка, должны учить его понимать музыку. Это может происходить через обучение на…

Осенняя музыкальная сказка «В гостях у Петушка» (для детей 3–4 лет)
В гостях у Петушка . Дети встречают ведущих , сидя на стульчиках. 1 ВЕДУЩАЯ: В лес осенний мы пришли Повстречаться с осенью. Нам под ноги осень Тихо листья бросила. 2 ВЕДУЩАЯ: Желтые и красные Все листочки разные, По дорожке мы пойдем И листочки соберем. Дети идут и собирают…

Дополнительная общеобразовательная программа по хореографии для детей 6–7 лет
Пояснительная записка. Программа предназначена для занятий по хореографии в детском саду, для детей 6-7 лет . Занятие по хореографии является дополнительной дисциплиной в цикле предметов введённых в дошкольном образовательном учреждении в вариативном блоке. Актуальность…

Страницы:

Музыка сопровождает нас всю жизнь, заметно влияет на наше настроение и мироощущение.

Расскажите детям о музыке

Мелодии спокойные, размеренные действуют на людей успокаивающе, вызывают у них позитивные эмоции, помогают убрать усталость; музыка бодрая и ритмичная – повышает настроение и работоспособность. Любая музыка, которая человеку нравится, положительно влияет на здоровье.

Слово «музыка» недаром происходит от «музы» – богини искусств и вдохновения. И лучшими музыкальные произведениями являются именно те, которые будут слушать даже спустя многие годы и десятилетия – те, что были созданы не ради денег, а в минуты творческого вдохновения.

Музыка звучит повсюду, она в наших сердцах. Весь мир, в котором мы живём – музыкальный. В нём звучат песенки ветра, дождя, ручейка. Это музыка природы. А ещё мы слышим музыку по радио, телевидению, ходим на концерты. Это другая музыка, которую создал человек.

Зачем вообще необходимо дополнительное образование?

Дополнительное образование дает дополнительные возможности, увеличивает вероятность найти свои интересы, а благодаря этим интересам и занятие на всю жизнь. Занятие, которое принесет не только удовольствие, но и финансовое благополучие. Как говорится – самая лучшая работа, это высокооплачиваемое хобби.

Общие же знания ведут только по пути большинства, где и возможностей немного и конкуренция велика.

  • Иностранные языки
  • Обучение танцам
  • Обучение музыке
  • Спорт

А так же многие другие дисциплины важны для развития ребенка и практически каждая из них может дополнить другую.

И если спорт важен для поддержки здоровья, воспитание стойкости и уверенности в своих силах, то музыка важна для эмоционального развития, формирования хорошего вкуса, а так же коммуникации в обществе, где единственно верным считается полноценное образование.

К слову, дополнительным образованием эти дисциплины стали считаться сегодня. Раньше они входили в обязательную программу обучения ребенка (речь, разумеется, идет о высших сословиях, однако именно они являются примером лучшего образования для ребенка в те времена) и качество обучения зависело от методов и профессионализма преподавателя, но далеко не от количества дисциплин.

Существует заблуждение — отдавая ребенка, например, в музыкальную школу, родители воспитывают музыканта. И если даже в планах нет дальнейшей карьеры ребенка в музыке, родители считают, что цель занятий научиться играть на инструменте. Не более.

Источник изображения — http://art-storona.ru/gitara/

Однако, возвращаясь, к примеру, высших сословий, единицы из воспитанников становились музыкантами, а музыкальное образование получали дети всех, кто был способен это образование оплатить. Разве это не пример необходимости?

То же касается и других дисциплин.

На самом деле, подобные уроки, это, прежде всего знания и опыт, получить которые легче всего именно в юном возрасте.
Практически любой опыт можно применить в разных областях, и чем больше его будет, тем разнообразнее сферы его применения и лучше результат.

Дополнительное образование тем и важно, что позволяет на более глубоком уровне интересоваться и применять знания, опыт из других областей, знакомиться и понимать людей из других сфер. Шире и полнее анализировать информацию, ситуации и многое другое

И в итоге увеличивать свои шансы на выигрыш в жизненной лотерее.

При прочих равных условиях, вся жизнь человека, получившего в детстве максимум возможностей и опыта будет намного ярче, чем жизнь человека, не выходящего за рамки «Как у всех» и не стремящегося получить больше.

[править] Основные понятия музыкальной педагогики

Музыкальное обучение — это процесс передачи и усвоения музыкальных знаний, умений и навыков, предусмотренных учебным планом. Музыкальное обучение направлено на овладение такими знаниями, умениями и навыками практической музыкально-эстетической деятельности, которые бы отвечали определенному уровню музыкального образования. Музыкальное обучение осуществляется как государственными заведениями так и негосударственными, или частными учреждениями, а также физическими лицами. В соответствии с этим, музыкальное обучение разделяется на любительское (непрофессиональное) и профессиональное.

Музыкальное воспитание — это процесс передачи и усвоения музыкальных знаний, умений и навыков, направленных на развитие и формирование музыкальных склонностей, способностей, вкуса, идеалов, вдохновляющих личность на практическую музыкально-эстетическую деятельность. Музыкальное воспитание в общепедагогическом контексте относится к системе обязательной воспитательной работы современной общеобразовательной школы. Согласно законодательным актам многих стран об образовании, музыкальное воспитание учеников реализуется в школе на уроках музыки и входит в государственный (инвариантный) компонент содержания общего среднего образования.

Формы организации музыкального обучения и воспитания — внешние характеристики музыкального учебно-воспитательного процесса, которые предопределяются видами и характером музыкально-эстетической деятельности его участников. Это практические занятия (уроки), концерты, лекции, фестивали, конкурсы, экскурсии и др. Общие методы музыкальной учебы и воспитания — взаимодействия между участниками музыкального учебно-воспитательного процесса, во время которых происходит передача и усвоение музыкальных знаний, умений, навыков практической музыкальной деятельности и развитие личностных музыкально-эстетических качеств.

Характерным является то, что в классической педагогической науке категории обучения и воспитания имеют свои особенности, поэтому определение методов музыкального обучения и воспитания имеет свою специфику, обусловленную комплексным творческим характером учебно-воспитательного процесса.

Условия поступления и сроки обучения

Прием заявлений на поступление в музыкальную школу для обучения по предпрофессиональным программам проводится с 15.04 по 15.06. Если необходим дополнительный набор, его объявляют с 15.08 по 30.08. Возраст детей, которых принимают на бюджетное отделение, рассчитывают таким образом, чтобы к моменту окончания учебы выпускнику еще не исполнилось 18 лет.

Нормативные сроки обучения по уровням:

  • стартовый – 3 года;
  • базовый – 5–6 лет;
  • углубленный – 7 лет;
  • предпрофессиональный – 8–9 лет.

Последний, шестой (или девятый), год предусмотрен для особо одаренных детей, которые в дальнейшем хотят работать в области культуры и искусства, а потому готовятся к поступлению в профессиональные учебные заведения.

Программы/ Отделение Возраст (лет) Срок обучения (лет)
Предпрофессиональные 6,5 8 (9)
8–10 5(6)
Общеразвивающие 6–17 1–5
18–25
Подготовительное 3–6 1
Платное 3,5–25+ Зависит от специальности

В соответствии с законом об образовании прием поступающих на все отделения происходит по результатам вступительных испытаний для выявления музыкальных способностей.

На отделение предпрофессионального образования детей принимают согласно регламенту, установленному приказом Министерства культуры РФ № 1145. Вступительные испытания для поступления на общеразвивающие и предпрофессиональные программы могут различаться. Школы самостоятельно устанавливают их формы.

Программы Критерии
Общеразвивающие Слух
Ритм
Память
Предпрофессиональные Слух — звуковысотная ориентация (воспроизведение)
Ритмическое восприятие
Ассоциативное восприятие
Зрительная, словесная память
Мышление
Воображение

Методы проверки способностей зависят от выбранной специальности. При поступлении на хоровое отделение попросят справку от фониатра, на струнное – проверят пластичность рук, а для игры на духовых инструментах важен правильный прикус. Отбор производит комиссия в составе не менее трех человек. В нее должны входить представители каждого отделения. Решение о зачислении принимает педагогический совет.

ДМШ и ДШИ дают дополнительное музыкальное образование высокого уровня. Получить его имеют право все, кто прошел вступительное прослушивание

Большинство выпускников в дальнейшем не станет профессиональными вокалистами или инструменталистами, но зато они будут настоящими любителями и искушенными ценителями музыкальных произведений разных жанров – и это очень важно, ведь для развития и вообще существования искусства нужны не только творцы, но и те, кто сможет по достоинству оценить их творения

Итак, что же выбрать?

№1. Государственная музыкальная школа

Плюсы:

  • это бесплатно;

  • есть система — школа работает в соответствии с Федеральными государственными требованиями (ФГТ) — их стоит прочитать всем родителям, это недолго;

  • есть четкие сроки обучения.

Минусы:

оценочное мышление преподавателей и их жесткие требования;

Как часто мы видим в адрес своего ребенка неодобрительные кивки? Особенно, когда ведем его в школу. И считает-то он не так! И пишет не той рукой. И, скорее всего, «не подготовлен». В случае с музыкальной школой похожая картина: тут нашему ребенку будут особенно прицельно рассматривать руки, ноги, уши и рот (последнее — для духовых инструментов) — вдруг какой-то не такой? В какой-то момент он и сам начинает себя чувствовать «неправильным и не таким»… Но разве для этого мы так хотим научиться музыке?

  • у системы есть свои задачи, и она гарантирует определенный результат: в идеале — поступление в музыкальный колледж или ВУЗ, но, как показывает практика, поступают всего 2–5% учеников;

  • отсутствие гибкого и индивидуального подхода к вашему ребенку. Сроки обучения и развивающего, и профессионального фиксированы — 5 и 7 лет соответственно. Но как понять, что подходит вам и вашему ребенку? Или что делать, если захочется поменять инструмент? А еще категорически не хочется тратить кучу времени на сопутствующие предметы типа пения в хоре, имея возможность, например, выработать навык полифонического слуха другими методами параллельно с игрой на инструменте.

Почему дети не поют?

Один из компонентов музыкального слуха — умение чисто, без фальши, петь — во многом зависит от того, поющая ли у ребенка мама. Дело в том, что слух развивается только вместе с голосом. Если мама не поет вместе с ребенком, он просто не научится это делать. Напевая вместе с мамой простую песенку, ребенок инстинктивно прислушивается к маминому голосу: а так ли я пою, как она? Попадает сначала в две ноты, потом в три. В такие моменты он интуитивно считывает информацию, запоминает, как работает голосовой аппарат, смотрит, как мама берет дыхание. Это тоже очень важный компонент пения. Иногда ребенок не поет, потому что не понимает, когда надо вдохнуть. Пение для него — трудная работа, потому что он задыхается, не дотягивая фразу

Именно поэтому так важно живое мамино пение, ведь под магнитофон правильно брать дыхание не научишься

Для совместного пения очень важно правильно выбирать песни. Двухлетнему малышу популярные «взрослые» песни не подходят — слишком сложны для исполнения

Даже детские песенки не все для этого годятся. Очень часто композиторы пишут «детские» песни, которые под силу исполнить разве что 10-летним. Но те их не поют, потому что по содержанию они им не интересны. Для малышей лучше выбирать коротенькие попевки из двух фраз, пока малыш не научится исполнять их чисто. Не забывайте о том, что под песенку хорошо бы пританцовывать или аккомпанировать на настоящих и самодельных инструментах: кубиках, деревянных палочках… Такое ритмичное движение дает ощущение такта. Практика показывает, что малыши, которые в раннем возрасте не двигались под музыку, танцуют и поют, не выдерживая ритма.

Импровизационная методика Карла Орфа «Шульверк»

Подход рассчитан на детей с разным уровнем способностей и подразумевает развитие творческой фантазии через применение инструментов. Импровизируя, малыши не разучивают композиции по нотам, а создают собственные. Методика предлагает обыграть некий сюжет или историю при помощи музыки. Пропев текст, подбирая движения и сопровождая это игрой на простых шумовых инструментах (треугольник, колокольчик, ксилофон) ребенок получает знания, как создать приятное звучание, донести эмоции не только с помощью слов, но и звуков. Эмоционально переживая заложенный сюжет, находя средства выражения, методика Карла Орфа развивает фантазию и формирует любовь к такой деятельности.

Эта техника объединяет все три основных музыкальных направления и позволяет рассказывать малышу о музыке в простой, доступной игровой форме. Основные мотивы, использующиеся для научения — этнические, народные песни разных стран. Дети, обучающиеся по методу Карла Орфа, впоследствии интересуются собственной культурой и стремятся ее изучать.

Что лучше? Музыкальная школа или репетитор?

Разумеется, если исходить из качества образования, лучше хорошей музыкальной школы быть не может. Это и отработанная годами методика и сразу несколько педагогов, индивидуально занимающихся с ребенком, те же концерты и конкурсы, где детям просто весело даже, несмотря на эмоциональную нагрузку.

Однако репетитор (особенно хороший репетитор, которого выбирали осознанно), это контроль со стороны родителей и более легкий способ заинтересовать ребенка музыкой. Возможность уделять занятиям музыкой намного меньшее время, не исключая ее из интересов ребенка.

Ответ на вопрос что лучше, музыкальная школа или репетитор вряд ли может быть категоричен, единственное в чем можно быть уверенным так это то, что музыкальное образование, как и любое другое дополнительное образование очень полезно для каждого ребенка, но «Не навреди» — главный принцип врача. Тем же принципом приходится руководствоваться родителю.
Выбирать каким образом ребенок получит его или не получит совсем именно им.

Варианты специальностей для поступления без МШ

Академический вокал

Академический вокал — это в первую очередь отличное владение живым голосом, умение покорить им слушателей. Выпускники этого направления могут работать артистами ансамблей, хора, оперетт, оперными певцами, преподавателями вокала.

По окончании обучения в колледже они могут исполнять музыкальные произведения в условиях студии, сочинять целые пьесы или фрагменты на любые музыкальные темы, заниматься аранжировкой музыкальных произведений, петь по цифровке, читать вокальные партии с листа, выполнять групповые и сольные программы

Эстрадный вокал

Эстрадный вокал отличается от академического речитативным пением и декламацией, силой подачи звука, умением работы с микрофоном. Выпускники этого направления готовы к карьере певцов бэк-вокала или сольных исполнителей.

Они могут петь в эстрадных ансамблях и других небольших коллективах, работать музыкантами в группах самых различных стилей исполнения. Кроме этого, они могут аккомпанировать и выступать в качестве хормейстера, руководить детским музыкальным коллективом или преподавать.

Дирижирование

Обучение по специальности «Хоровое дирижирование» дает возможность преподавать или работать в качестве дирижера хора. Это может быть работа педагогом в различных образовательных организациях, включая детскую школу искусств, работа в качестве артиста хора на разных сценических площадках, а также в качестве хормейстера.

Ударные инструменты

Игра на ударной установке (барабанах) является востребованной в различных формах музыкального искусства. Цель обучения в колледже состоит в развитии мастерства, тренировке технических навыков, позволяющих участвовать в исполнении музыки различных направлений — джаз-рок, свинг, фанк, латино, рок-н-ролл, блюз, хард-рок и других.

Студенты также проходят курс фортепианного ориентирования, импровизации, изучают сольфеджио и историю музыки, включая джазовое исполнительство. Выпускники могут работать в музыкальных коллективах разных направлений, быть их руководителями,  или преподавать в ДМШ, студиях, кружках. 

Струнные инструменты (контрабас)

После окончания учебного заведения выпускники могут исполнять музыкальные произведения соло или в составе музыкального коллектива, работать артистом в ансамблях и оркестрах. Они умеют создавать аранжировки и переложения, владеют навыками репетиционной работы с коллегами по музыкальному коллективу.

Выпускник этого отделения может руководить различными музыкально-исполнительскими коллективами, в том числе работать руководителем детского оркестра музыкальных инструментов. Его возьмут на работу преподавателем в ДМШ, педагогом-организатором инструментального ансамбля.

Выбор хоть и не слишком велик, но дает возможность получить хорошее музыкальное образование и реализовать себя профессионально в этом направлении. Имейте в виду, что занятия музыкой требуют полной самоотдачи и преданности своему любимому делу. Если вы уверены, что музыка — ваше призвание, можете смело идти подавать документы в колледж или записываться на подготовительные курсы.

Какие факультативные курсы преподают в музыкальных школах?

Очень часто детям преподают дополнительный инструмент: например, для трубачей или скрипачей это может быть фортепиано, для аккордеониста — домра или гитара.

Из новых современных курсов в некоторых школах можно встретить занятия по игре на электронных инструментах, по музыкальной информатике (занятие творчеством с помощью компьютерных программ для редактирования или создания музыки).

Узнать больше о традициях и культуре родного края позволяют уроки по фольклору, народному творчеству. Понять музыку через движение позволяют уроки ритмики.

Если у учащегося ярко проявляется склонность к сочинению музыки, то и эти способности в школе будут стараться раскрыть, по возможности, организуя для него занятия по композиции.

Как видите, план обучения в музыкальных школах достаточно насыщенный, соответственно, посещение ее может принести много пользы. О том, когда лучше начинать обучение в музыкальной школе мы рассказывали в предыдущем выпуске.

[править] Литература

  • Серов А. Н., Музыка, музыкальная наука, музыкальная педагогика, в его кн.: Критические статьи, т. 4, СПБ, 1895
  • Ларош Г. A., Исторический метод преподавания теории музыки, в его кн.: Собрание музыкально-критических статей, т. 1, М., 1913
  • Апраксина О. А., Методика музыкального воспитания в школе: Учебн. пособие. — М.: Просвещение, 1983. — С.54-57.
  • Асафьев Б. В., Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании / Б.В. Асафьев. — М., 1973.
  • Кабалевский Д. Б., Музыка и музыкальное воспитание / Д.Б. Кабалевский. — М., 1984
  • Михайличенко О. В., Основы общей и музыкальной педагогики: теория и история: учебное пособие (двуязычное) — Сумы: Козацький вал, 2009. — 211 с.
  • Система детского музыкального воспитания Карла Орфа, , Л., 1970
  • Баренбойм Л.А., Музыкальная педагогика и исполнительство / Л.А. Баренбойм. — Л., 1974.
  • Авратинер В.И., Обучение и воспитание музыканта-педагога / В.И. Авратинер. — М., 1981.
  • Ражников В.Г., Диалоги о музыкальной педагогике / В.Г. Ражников. — М., 1989.
  • Лагутин А. И., Основы педагогики музыкальной школы: Учеб. пособие. М., 1985.
  • Фейгин М.Э., Воспитание и совершенствование музыканта-педагога / М.Э. Фейгин. — М., 1973.
  • Фейгин М.Э., Индивидуальность ученика и искусство педагога / М.Э. Фейгин. — М., 1975.
  • Фейгин М.Э. О профессии педагога музыкальной школы / М.Э. Фейгин. — М., 1971.
  • Халабузарь П. В., Попов В. С., Теория и методика музыкального воспитания: Учеб. пособие. — 2-е изд., перераб. и доп. — СПб, 2000. — С.6-13.
  • Хрестоматия по методике музыкального воспитания в школе / сост. О.А. Апраксина – М., 1987.
  • Как учат музыке за рубежом (Musical Development and Learning: The International Perspective)/ Переводчик Вадим Бронгулеев; Составители Дэвид Дж. Харгривз, Адриан К. Норт — Классика-XXI, ISBN 978-5-89817-282-4; 2009 г.
  • E.Jaques-Dalcroze, Rhythm, Music & Education. — London, 1980
  • Carl Orff, Ein Bericht in Wort und Bild, 2Aufl., Mainz, 1960
  • Keetman G., Elementaria. Erster Umgang mit dem Orff-Schulwerk, Stuttg., 1970.