Прототипы героев «войны и мира»

Наташа Ростова

Софья Толстая — жена писателя. (wikimedia.org)

Можно предположить, что у Наташи сразу два прототипа — Татьяна и Софья Берс. В комментариях к «Войне и миру» Толстой говорит, что Наташа Ростова получилась, когда он «перетолок Таню с Соней».

Татьяна Берс большую часть детства провела в семье писателя и успела подружиться с автором «Войны и мира», несмотря на то, что была почти на 20 лет его моложе. Более того, под влиянием Толстого Кузминская сама занялась литературным творчеством. В своей книге «Моя жизнь дома и в Ясной Поляне» она писала: «Наташа — он прямо говорил, что я у него не даром живу, что он меня списывает». Этому можно найти подтверждения в романе. Эпизод с куклой Наташи, которую она предлагает поцеловать Борису, действительно списан с настоящего случая, когда Татьяна предлагала своему другу поцеловать куклу Мими. Позже она писала: «Моя кукла большая Мими попала в роман!» Внешность Наташи Толстой тоже писал с Татьяны.

За образом взрослой Ростовой — жены и матери — писатель, вероятно, обратился к Софье. Жена Толстого была предана мужу, родила 13 детей, сама занималась их воспитанием, хозяйством и действительно несколько раз переписывала «Войну и мир».

Ростовы

В черновиках романа фамилия семьи — сначала Толстые, потом Простые, потом Плоховы. Писатель использовал архивные документы, чтобы воссоздать быт своего рода и изобразить его в жизни семьи Ростовых. Есть совпадения в именах с родственниками Толстого по отцовской линии, как в случае со старым графом Ростовым. Под этим именем скрывается дед писателя Илья Андреевич Толстой. Этот человек, в самом деле, вел достаточно расточительный образ жизни и тратил колоссальные суммы на увеселительные мероприятия. Лев Толстой в воспоминаниях писал о нем как о щедром, но ограниченном человеке, который постоянно устраивал в имении балы и приемы.

Даже Толстой не скрывал, что Василий Денисов — это Денис Давыдов

И все-таки это не тот добродушный Илья Андреевич Ростов из «Войны и мира». Граф Толстой был казанским губернатором и известным на всю Россию мздоимцем, хотя писатель вспоминает, что дед взяток не брал, а бабушка брала втайне от мужа. Илья Толстой был снят со своего поста после того, как ревизоры обнаружили хищение почти 15 тысяч рублей из губернской казны. Причиной недостачи назвали «недостаток знаний в должности правителя губернии».


Николай Толстой. (wikimedia.org)

Николай Ростов — это отец писателя Николай Ильич Толстой. Сходств у прототипа и героя «Войны и мира» хоть отбавляй. Николай Толстой в 17 лет добровольно вступил в казачий полк, служил в гусарах и прошел через все наполеоновские войны, включая и Отечественную войну 1812-го года. Считается, что описания военных сцен с участием Николая Ростова взяты писателем из воспоминаний отца. В наследство Николаю достались огромные долги, ему пришлось устроиться воспитателем в Московское военно-сиротское отделение. Для исправления ситуации он женился на некрасивой и замкнутой княжне Марии Волконской, которая была на четыре года его старше. Брак был устроен родственниками жениха и невесты. Судя по воспоминаниям современников, брак, заключенный по расчету, оказался очень счастливым. Мария и Николай вели уединенный образ жизни. Николай много читал и собрал в имении библиотеку, занимался хозяйством и охотой. Татьяна Берс писала Софье, что Вера Ростова очень похожа на Лизу Берс, другую сестру Софьи.


Сестры Берс: Софья, Татьяна и Елизавета. (tolstoy-manuscript.ru)

↑ Марья Болконская. Характер и внешность.

Болконская Марья Николаевна Персонаж романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир», младшая сестра князя Андрея Болконского, живет с отцом, старым князем Николаем Андреевичем Болконским, в родовом имении Лысые Горы. Род Болконских богат и знатен, но старый князь давно не у дел. В прошлом блестящий екатерининский вельможа, гордый и независимый, он при новом царствовании безвыездно проживает в деревне. Характер отца, его нравственные принципы оказали огромное влияние на жизнь и воспитание княжны Марьи. «Есть два источника людских пороков: праздность и суеверие, и… есть только две добродетели: деятельность и ум», — говорил старый князь. Княжна получила блестящее образование, много читает, любит музыку . Мать ее умерла рано, и воспитанием детей руководил отец

Крутой по характеру, порой деспотичный, но мудрый, старик Болконский понимает, как сложна жизнь, как важно научить детей самостоятельно думать, принимать решения — не случайно он так настойчиво занимается с княжной Марьей математикой: «Нельзя, княжна, нельзя… — математика великое дело, моя сударыня. А чтобы ты была похожа на наших глупых барынь, я не хочу»

И она действительнонепохожа на своих сверстниц.Внешне непривлекательная, с тяжелой походкой («княжна Марья возвратилась в свою комнату с грустным, испуганным выражением, которое редко покидало ее и делало ее некрасивое, болезненное лицо еще более некрасивым »),она поражает благородством и красотой духовного мира . «Глаза княжны, большие, глубокие и лучистые (как будто лучи теплого света иногда снопами выходили из них), были так хороши, что очень часто, несмотря на некрасивость всего лица, глаза эти делались привлекательнее красоты ».

Запертая в деревне, лишенная всех удовольствий светской жизни, она искренне жалеет и утешает подругу детства Жюли Карагину в своем письме к ней: «Прощайте, милый и добрый друг. Да сохранит вас наш божественный Спаситель и его Пресвятая Матерь под своим святым и могущественным покровом». Письма подруг похожи лишь внешне. Внутреннее содержание письма Жюли — легкомысленная болтовня и светские сплетни. В письме княжны Марьи — душевная чистота, спокойствие и ум.

В доме Болконских не принято откровенничать, открыто выражать свои чувства, но брат и сестра духовно близки

, их соединяют воспоминания о счастливых днях детства, где было много света, тепла, доброты. «Она улыбнулась, произнося слово «Андрюша». Видно, ей самой было странно подумать, что этот строгий, красивый мужчина был тот самый Андрюша, худой, шаловливый мальчик, товарищ детства». В другом месте Толстой пишет, что «сквозь слезы любовный, теплый и кроткий взгляд ее прекрасных в ту минуту, больших лучистых глаз остановился на лице князя Андрея ».

Княжна Марья глубоко уважает и любит отца

, она не принимает сочувствия брата по поводу его тяжелого характера, упрекает Андрея за «гордость мысли». «Разве возможно судить об отце? Да ежели бы и возможно было, какое другое чувство, кроме veneration может возбудить такой человек, как mon pere? И я так довольна и счастлива с ним! Я только желала бы, чтобы вы все были счастливы, как я ». Добрая и чуткая, Марья видит, что брат несчастлив в женитьбе. Всей душой она старается понять и оправдать «маленькую княгиню», которая в первый же день приезда «после обеда плакала… и жаловалась на свою судьбу, на свекра и на мужа». Но не жена («после слез она заснула»), а сестра приходит к князю Андрею в последние минуты перед его отъездом на войну, чтобы благословить его и быть рядом с ним. «Против твоей воли Он спасет и помилует тебя и обратит тебя к себе, потому что в Нем одном и истина и успокоение, – сказала она дрожащим от волнения голосом, с торжественным жестом держа в обеих руках перед братом овальный старинный образок Спасителя с черным ликом, в серебряной ризе, на серебряной цепочке мелкой работы. Она перекрестилась, поцеловала образок и подала его Андрею. — Пожалуйста, Andre, для меня…

Другие персонажи

  • Анна Павловна Шерер – фрейлина и приближенная императрицы Марии Федоровны.
  • Анна Михайловна Друбецкая – обедневшая наследница «одной из лучших фамилий России», подруга графини Ростовой.
  • Борис Друбецкой – сын Анны Михайловны Друбецкой. Сделал блестящую военную карьеру. Женился на Жюли Карагиной, чтобы улучшить свое финансовое положение.
  • Жюли Карагина – дочь Карагиной Марьи Львовны, подруга Марьи Болконской. Вышла замуж за Бориса Друбецкого.
  • Кирилл Владимирович Безухов – граф, отец Пьера Безухова, влиятельный человек. После смерти оставил своему сыну (Пьеру) огромное состояние.
  • Марья Дмитриевна Ахросимова – крестная мать Наташи Ростовой, в Петербурге и Москве её знали, уважали и побаивались за прямолинейность.
  • Петр Ростов (Петя) – младший сын графа и графини Ростовых. Был убит во время Отечественной войны.
  • Вера Ростова – старшая дочь графа и графини Ростовых. Жена Адольфа Берга.
  • Адольф (Альфонс) Карлович Берг – немец, сделавший карьеру от поручика до полковника. Сначала жених, затем муж Веры Ростовой.
  • Лиза Болконская – маленькая княгиня, молодая жена князя Андрея Болконского. Умерла во время родов, родив Андрею сына.
  • Василий Сергеевич Курагин – князь, друг Шерер, известная и влиятельная светская личность в Москве и Петербурге. Занимает важный пост при дворе.
  • Елена Курагина (Элен) – дочь Василия Курагина, первая жена Пьера Безухова. Очаровательная женщина, которой нравилось блистать в свете. Умерла после неудачно сделанного аборта.
  • Анатоль Курагин – «беспокойный дурак», старший сын Василия Курагина. Обаятельный и красивый мужчина, щеголь, любитель женщин. Участвовал в Бородинском сражении.
  • Ипполит Курагин – «покойный дурак», младший сын Василия Курагина. Полная противоположность своих брата и сестры, очень глупый, все его воспринимают как шута.
  • Амалия Бурьен – француженка, компаньонка Марьи Болконской.
  • Шиншин – двоюродный брат графини Ростовой.
  • Екатерина Семеновна Мамонтова – старшая из трех сестер Мамонтовых, племянница графа Кирилла Безухова.
  • Багратион – российский военачальник, герой войны против Наполеона 1805-1807 и Отечественной войны 1812.
  • Наполеон Бонапарт – император Франции.
  • Александр I – император Российской империи.
  • Кутузов – генерал-фельдмаршал, главнокомандующий русской армией.
  • Тушин – артиллерийский капитан, отличившийся в Шенграбенском сражении.
  • Платон Каратаев – солдат Апшеронского полка, воплощающий в себе все истинно русское, его Пьер встретил в плену.

А ещё у нас есть:

для самых нетерпеливых —

Очень краткое содержание «Война и мир»

для самых компанейских —

Главные герои «Война и мир»

для самых занятых —

Читательский дневник «Война и мир»

для самых любопытных —

Анализ «Война и мир» Толстой

Соня

Прототипом Сони можно назвать Татьяну Ергольскую — троюродную сестру Николая Толстого (отца писателя), которая воспитывалась в доме его отца. В молодости у них был роман, который так и не завершился браком. Против свадьбы выступали не только родители Николая, но и сама Ергольская. В последний раз предложение о замужестве от кузена она отвергла в 1836 году. Овдовевший Толстой попросил руки Ергольской, чтобы она стала его женой и заменила мать пятерым детям. Ергольская отказала, но после смерти Николая Толстого действительно занялась воспитанием его сыновей и дочери, посвятив им остаток жизни.
Лев Толстой ценил тетю и поддерживал с ней переписку. Она первая начала собирать и хранить бумаги писателя. В своих воспоминаниях он писал, что Татьяну любили все и «вся жизнь ее была любовь», но сама она всегда любила одного человека — отца Льва Толстого.

Внешность княжны

В характеристике Марьи Болконской нужно дать и описание ее внешности. Княжна не была красавицей, имела худое слабое тело. Походка ее всегда была тяжела, потому что она имела привычку наступать сначала на пятки. Даже ее отец считал, что его дочь сможет выйти замуж только из-за того, что она богата и знатного рода.

Когда к Болконским приехал свататься Анатоль Курагин, жена Андрея Болконского вместе с француженкой пытались одеть княжну по последней моде. Но получилось совсем не так, как они того ожидали: платье смотрелось нелепо и совсем не красило девушку. И это было связано не с тем, что наряд был неподходящего фасона или цвета, просто у княжны была некрасивая фигура.

Марья Болконская никогда не питала иилюзий в плане своей внешности. И в других людях то, как они выглядят, не имело для нее значения. Гораздо больше она ценила духовные качества человека, чистоту и благородство его сердца. Именно поэтому ей нравился Пьер Безухов.

В характеристике Марьи Болконской нужно отметить, что самым примечательным в ее внешности были глаза. Они были необыкновенно красивы, они словно светились изнутри. А освещала их именно та духовная красота, которой обладала княжна. И иногда эти лучистые глаза вызывали больше восхищения, чем красота.

Внешность и характер

Автор тщательно прорабатывал портреты и биографии героев, в том числе и Марьи Болконской. Образ девушки основан на представлениях Льва Николаевича о собственной матери Марье Николаевне (в девичестве Волконской), которую писатель не помнил. Он признавался, что создал в воображении ее духовный облик. Героиня выглядит болезненно: слабое тело, осунувшееся лицо.

Да и грациозностью она не отличается – Лев Николаевич не уставал отмечать, что у Мари тяжелая неуклюжая походка. Единственной привлекательной частью образа стали грустные большие глаза, которые словно излучали доброту и тепло.


Марья Болконская и Наташа Ростова

Однако за непримечательной внешностью спрятана внутренняя красота. Толстой восхваляет в Мари верность себе и глубоким моральным принципам, высокую образованность и рассудительность, отзывчивость, бескрайнее благородство, которое проявляется в каждом поступке. Девушка лишена хитрости, расчетливости и кокетства, свойственных большинству барышень.

Мари Болконская вместе с Наташей Ростовой противопоставлены в романе алчной эгоистичной распутнице Элен Курагиной. При этом отношения с Наташей поначалу складываются непросто. Избранница брата раздражала княжну живостью характера, непосредственностью и жизнерадостностью, но в дальнейшем девушек сблизила смерть Андрея.


Марья Болконская и ее отец Николай Болконский

Старый князь Николай Болконский воспитывал дочь Мари в такой же строгости, как и сына Андрея. Жесткие педагогические методы отразились на характере девушки – она выросла замкнутой, скромной, даже робкой. Впрочем, хоть Мари и боится домашнего тирана, но сохраняет любовь к отцу до конца его дней.

Героиня не бывала на балах и на светских вечеринках в гостиной мадам Шерер, потому как отец считал такое времяпрепровождение глупостью. Отсутствие близких друзей (круг общения ограничивался компаньонкой мадмуазель Бурье да приятельницей Жюли Карагиной, с которой тянулась лишь постоянная переписка) компенсировала крайняя религиозность. Частые гости у Марьи – «божьи люди», т.е. странники и верующие, за что над девушкой насмехаются родитель и брат.


Марья Болконская

Марья осознает, что природа пожалела для нее красоты, и не питает иллюзий насчет замужества, хотя в глубине души надеется обрести женское счастье и непременно пойти под венец по любви. Мари Болконская долгое время видит смысл своего существования в верности отцу, любви и заботе о брате и его отпрыске Николушке, но судьба распорядилась иначе, подарив девушке личное счастье.

Гибель героини

Почему же Толстой так быстро решил избавиться от столь симпатичного персонажа, которым является Лиза Мейнен? Видимо, он не находит эту даму сколько-нибудь интересной и вот почему:

  1. Она очень мила, но вместе с тем — поверхностна как личность. Хотя женщина прекрасно осознает, что отношения с мужем не ладятся, ничего не делает, чтобы исправить ситуацию.
  2. Доброжелательность и доброта Лизы имеют оборотную сторону — госпожа Болконская взбалмошная и рассеянная, словно маленький ребенок.
  3. Светская дама не в состоянии анализировать происходящее вокруг, не придает значения изменениям в поведении или внешности близких. Чтобы сбежать от надоевшей жены, князь уходит на войну.

Жена Андрея Болконского остается жить в семье супруга. Там ей не очень комфортно. Она побаивается своего сурового свекра, князя Николая. Общий язык молодая женщина смогла найти только с компаньонкой Бурьен — пустышкой-приживалкой.

В итоге маленькую княгиню ждет печальный финал: она умирает при родах. Именно такого исхода Лиза сама очень боялась. В те времена медикам часто не удавалось спасти женщину, если случались осложнения во время появления малыша. Эта трагедия глубоко потрясла окружающих.

Князь Болконский возвращается с войны как раз в день родов. Он хотя и не испытывал глубоких чувств к жене, начинает терзаться чувством вины за ее преждевременную смерть. Он сравнивает супругу с невинным ангелом. Да, его благоверная не была хоть в чем-то талантлива, но в целом невинна и не желала никому зла. Князь считает, что женщина не заслужила преждевременной смерти. Но автор романа думал по-другому.

Внешность Лизы Болконской

Молодая светская дама, которую любят в обществе звать «маленькой княжной», является племянницей Кутузова. В девичестве женщина носила фамилию Мейнен. Умная, жизнерадостная девушка, обладает по-детски милой внешностью. Писатель дает своей героине следующую портретную характеристику:

  • прелестная девушка с румянцем на щеках;
  • слегка округлившая толстенькая княгиня (из-за беременности);
  • улыбающиеся ангельские глаза;
  • красивая короткая губа, открывающая роскошную и милую улыбку;
  • усики над верхней губой;
  • миниатюрные руки, которые женщина часто заламывает по привычке;
  • белоснежные зубы;
  • черные волосы, прядями спадающие на щеки.

Отношение к семье

Образ Марьи Болконской в «Войне и мире» во многом характеризуется ее отношением к своей семье. Героиня всю жизнь провела в деревне рядом со своим строгим отцом. Несмотря на то что он «как будто старательно изыскивал все самые больные места ее, чтобы как можно жесточе нравственно мучить ее», она уважала, ценила своего отца и искренне его любила. Она не представляла жизни без него и была по-своему счастлива.

Сам отец понимал, что гнев его «беспричинный», он знал, что причиняет своей дочери очень много боли. Но это не значит, что он не любит княжну Марью. Маска строгости и жестокости скрывала настоящие чувства героя: он искренне любил свою дочь. Николай Болконский смог это показать лишь в финале своей жизни, когда прощается с Марьей.

Отец научил героиню трепетному отношению к собственной семье. Чтобы ни случилось, семейство всегда защищало друг друга. Княжна Марья смогла сохранить теплые отношения со своим братом Андреем. А когда он умирает, Марья Болконская берет на воспитание его сына – Николеньку. Для нее мальчик становится целым миром.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Базаров и родители в романе Тургенева Отцы и дети Родители Базарова являются практически полной противоположностью сына. Его мать, Арина Власьевна, типичная русская женщина того времени – добрая, несколько суеверная

Главной составляющей нашей жизни, с которой сталкивается любой из нас каждый день является мораль. Сущностью морали является поведение людей в обществе, способность оценивать поступки и намерения.

История создания поэмы Пушкина Медный всадник Одна из самых известных поэм Александра Сергеевича Пушкина «Медный всадник» была написана осенью 1833 года. Она была создана в Болдине, но не в тот творческий период Пушкина, который принято называть
Образ и характеристика Ольги Лариной в романе Евгений Онегин Пушкина сочинение Одним из ключевых второстепенных персонажей произведения является младшая сестра главной героини Татьяны Ольга Ларина.
Свободолюбивая лирика Пушкина 9 класс сообщение доклад сочинение Понятие «свобода» находит свое отражение в творчестве многих поэтов, в том числе и у Александра Сергеевича Пушкина. Отметим, что Пушкин ее возводит в Абсолют, он исследует разные виды свободы, сопоставляет их содержание.

Характеристика литературного героя Жена князя Андрея. Она любимица всего света, привлекательная молодая женщина, которую все называют “маленькой княгиней”. “Ее хорошенькая, с чуть черневшимися усиками верхняя губка была коротка по зубам, но тем милее она открывалась и тем еще милее вытягивалась иногда и опускалась на нижнюю. Как это всегда бывает у вполне привлекательных женщин, недостаток ее – короткость губы и полуоткрытый рот – казались ее особенною, собственно ее красотой. Всем было весело смотреть на эту полную здоровья и живости, хорошенькую будущую мать, так легко переносившую свое положение”. Л. была всеобщей любимицей благодаря своей всегдашней оживленности и любезности светской женщины, она не мыслила свою жизнь без высшего света. Но князь Андрей не любил свою жену и чувствовал себя несчастливым в браке. Л. не понимает своего мужа, его стремлений и идеалов. После отъезда Андрея на войну, Л. живет в Лысых горах у старого князя Болконского, к которому испытывает страх и неприязнь. Л. предчувствует свою скорую смерть и действительно умирает во время родов.

Другие сочинения:

  1. Марья Николаевна Болконская – дочь князя Николая Андреевича Болконского. Вся ее жизнь была расписана в беспрерывных занятиях, потому что отец ее хотел развить в дочери две главные добродетели – деятельность и ум. Князь давал ей уроки алгебры и геометрии. Но Read More ……
  2. Анатоль Курагин Характеристика литературного героя Он сын князя Василия, брат Элен и Ипполита. Сам князь Василий смотрит на своего сына как на “беспокойного дурака”, которого постоянно нужно выручать из различных неприятностей. А. очень красив, щеголь, наглец. Он откровенно глуп, не Read More ……
  3. Наташа Ростова стремится быть счастливой, княжна Марья Болконская хочет быть покорной Богу. Наташа – вся тщеславие и чувственность, Марьей движут Долг и Вера. Между Наташей-девочкой, с ее импульсивным порывом навстречу всему живому, между Наташей-девушкой, восхищенной глубокой красотой лунной ночи в Read More ……
  4. Княжна Марья Характеристика литературного героя Дочь старого князя Болконского и сестра Андрея Болконского. М. некрасива, болезненна, но все ее лицо преображают прекрасные глаза: “… глаза княжны, большие, глубокие и лучистые (как будто лучи теплого света иногда снопами выходили из них), Read More ……
  5. Василий Курагин Характеристика литературного героя Князь, отец Элен, Анатоля и Ипполита. Это очень известный и достаточно влиятельный в обществе человек, занимает важный придворный пост. Отношение ко всем окружающим у князя В. снисходительное и покровительственное. Автор показывает своего героя “в придворном, Read More ……
  6. Болконская Марья – княжна, Дочь старого князя Болконского, сестра князя Андрея, впоследствии жена Николая Ростова. У Марьи “некрасивое слабое тело и худое лицо… глаза княжны, большие, глубокие и лучистые (как будто лучи теплого света иногда снопами выходили из них), были Read More ……
  7. Андрей Болконский Характеристика литературного героя Это один из главных героев романа, сын князя Болконского, родной брат княжны Марьи. В начале романа мы видим Б. как умного, гордого, но достаточно надменного человека. Он презирает людей высшего света, несчастлив в браке и Read More ……

Лиза Болконская (Война и мир Толстой Л. Н.)Семья болконских:

Чтобы делать выводы о семье Болконских из романа Льва Толстого «Война и мир», нужно познакомиться с каждым ее членом отдельно, узнать его характер и привычки. Итак, начнем.

Положение в обществе

Лиза Болконская была аристократкой с рождения. Ее семья была влиятельной в аристократических кругах благодаря финансовому состоянию и положению в обществе ее представителей.

О других членах семьи, в частности о родителях Лизы ничего не известно, но исходя из отношения к этой героине других персонажей, можно сделать вывод, что Лиза принадлежала к семье, с чьим мнением и положением считались в обществе.

Прототипы

Большинство героев романа Толстого имеют своих прототипов. Такой прототип есть и у Лизы Мейнен. Ней стала Луиза Ивановна Трузон – жена троюродного брата Толстого – Александра Алексеевича Волконского.

В дневнике Льва Николаевича сохранились записи о встречах с этой женщиной. Особый интерес вызывает запись от 24 марта 1851 года. В тот вечер Толстой гостил у своего брата. Луиза Ивановна в этот период находилась в самом расцвете – ей было 26 лет, она была молодой и привлекательной женщиной. Толстой описывал ее как человека, который сумел его пленить. Луиза Ивановна не вызывала у Толстого сексуальное желание – Лев Николаевич утверждает, что ему был привлекательным ее образ.

Это была невероятно милая женщина, похожая на ангела. Это же впечатление было передано в виде образа Лизы Мейнен – это милая, добрая девушка, которая вызывает у всех положительные эмоции возвышенного характера.

Биография Лизы Мейнен

Лев Николаевич не подает ведомостей о детстве и юношестве Лизы Мейнен. Ее образ ограничивается рамками «взрослой жизни».

На момент знакомства с читателем, Лиза – взрослая замужняя женщина. Ее мужем стал Андрей Болконский – один из самых завидных женихов своего времени.

Молодые люди ожидают первенца. Устав от общества жены, князь Андрей решает отправиться на фронт. Лиза же остается в родовом поместье Болконских с отцом Андрея и сестрой. К несчастью, у женщины не складываются дружеские отношения с семьей мужа и носят нейтральный характер.

Князь Андрей возвращается домой как раз в день родов жены. Во время родов Лиза умирает, оставив в память о себе новорожденного сына.

Отношения Лизы и Андрея Болконского

Лиза Мейнен вызывала у всех чувство симпатии и восхищения, однако ее отношения с мужем были далеки от идеальных.

Чтобы обрисовать особенности взаимоотношения Лизы и Андрея Лев Николаевич обращается к автобиографическому принципу. Сохранилось много воспоминаний современников и дневниковых записей самого Толстого. Интерес Льва Николаевича к женщине сохранялся до того времени, пока она не была изучена писателем, либо же пока не становилась женой. Толстой считал, что после замужества женщина теряет свою прелесть. Такая же участь постигает Лизу и Андрея. Судя по всему, до свадьбы отношения супругов носили романтический характер, но после, князь Андрей разочаровывается в своей супруге.

Его начинает раздражать присутствие жены, а жизнь в браке он расценивает как пытку. Находясь в салоне у Анны Шерер, Болконский не скрывая рассказывает Пьеру Безухову о том, что сделал огромную ошибку женившись и советует Пьеру как можно дольше не жениться.

Пребывание Андрея в плену существенно изменяет его отношение в жене – князь Андрей воспламененный новыми ощущениями возвращается домой, чтобы создать любящую семью, но его надеждам не суждено было сбыться – Лиза умирает.

Внешность

Лиза Болконская обладает привлекательной внешностью: у нее милое, похожее на детское лицо, аккуратные черты лица. Ее лицо обрамляли черные красивые волосы. Одна губа Лизы была короткой, что позволяло увидеть ее белые зубы. Когда женщина улыбалась, то делалась еще более привлекательной – ее короткая губа образовывала красивую линию.

Лиза была невысокого роста – она казалась миниатюрной и изощренной, поэтому все окружающие называли ее «маленькая княгиня».

Характеристика Лизы Мейнен

Лиза Мейнен с самого рождения часто бывала в обществе, поэтому светская жизнь ей привычна и привлекательна. Женщина любит бывать на светских мероприятиях, она получает удовольствие от общения с окружающими.

По своему характеру Лиза напоминает ребенка: она веселая и взбалмошная, немного рассеянная. Женщина отличается доброжелательностью и добротой.

Для Лизы не характерна наблюдательность – она часто не придает значение мелочным изменениям внешности или настроения окружающих.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Базаров и родители в романе Тургенева Отцы и дети Родители Базарова являются практически полной противоположностью сына. Его мать, Арина Власьевна, типичная русская женщина того времени – добрая, несколько суеверная

Главной составляющей нашей жизни, с которой сталкивается любой из нас каждый день является мораль. Сущностью морали является поведение людей в обществе, способность оценивать поступки и намерения.

История создания поэмы Пушкина Медный всадник Одна из самых известных поэм Александра Сергеевича Пушкина «Медный всадник» была написана осенью 1833 года. Она была создана в Болдине, но не в тот творческий период Пушкина, который принято называть
Образ и характеристика Ольги Лариной в романе Евгений Онегин Пушкина сочинение Одним из ключевых второстепенных персонажей произведения является младшая сестра главной героини Татьяны Ольга Ларина.
Свободолюбивая лирика Пушкина 9 класс сообщение доклад сочинение Понятие «свобода» находит свое отражение в творчестве многих поэтов, в том числе и у Александра Сергеевича Пушкина. Отметим, что Пушкин ее возводит в Абсолют, он исследует разные виды свободы, сопоставляет их содержание.

Меню статьи:

Лиза Болконская – это один из тех персонажей романа, чье действие в романе ограничено временными рамками, но при этом ее значение велико. В ее образе заложена определенная каноничность, позволяющая расставить приоритеты и рассмотреть истинное предназначение женщины глазами Толстого.

Причина неудачного замужества. Смерть

Смерть жены оказала на князя Андрея огромное влияние. Он понял, как был неправ, свысока, небрежно обращаясь с женщиной, которая ему доверилась. Она была честна с ним, любила его. А Андрея раздражала её ограниченность. Очаровательная девушка, которую он повёл под венец, не стала ему другом, единомышленником, не поняла и не разделила его взгляды. Даже не стремилась к этому. Её роль скорее декоративная, она воспринимала себя как украшение, не более. В этом причина разлада в семье, презрения, которое князь не может не испытывать к своей половине.

Но что сделал он, чтобы поднять жену до своего уровня, чтобы расширить границы её мирка, научить видеть подлинную суть вещей? Лиза не заслужила пренебрежительного отношения к себе. Поэтому Болконский так остро чувствует вину перед покойницей. После похорон князь полностью посвящает себя близким, чтобы впредь горечь утраты не несла в себе привкус вины.

Сочинение про княжну Марью Болконскую

Лев Николаевич Толстой в романе «Война и мир» пишет о многих девушках. Образ Марьи Болконской не стал исключением.

Толстой описывает тяжелую жизнь девушки. Княжна Марья росла без матери, и это наложило на нее определенный отпечаток. Девушка никогда не ощущала на себе материнской любви и лишь могла себе это представить.

Марью Болконскую и ее брата воспитывал отец. Николай Андреевич был очень сложным человеком. Княжна Марья воспитывалась в жестких условиях. Ее отец Николай считал, что детей стоит держать в ежовых рукавицах. Марье сильно доставалось от отца. Николай Андреевич очень унижал свою дочь. Несмотря на все унижения и оскорбления Марья выросла очень доброй девушкой. Она относилась ко всем хорошо. Даже когда отец ее обижал, она безумно его любила. К брату Андрею она тоже относилась тепло и нежно.

Росла Марья Болконская в деревне и большим количеством друзей похвастаться не могла. Суровое воспитание отца, который приучал Болконскую к точным наукам, помогло Марьи вырасти умной девушкой. Княжна была всегда чем-то занята, ведь Николай считал, что негоже девушке шляться по светским вечерам. О многих развлечениях Болконская даже не подозревала. У Марьи Николаевны была подруга по переписке Жюли Карагина. С остальными у нее отношения как-то не складывались. Наташа Ростова не хотела дружить с девушкой. Продлилось это недолго, через некоторое время все изменилось. Когда Андрей Болконский получил ранение, две девушки ухаживали за ним. Всю свою теплоту и любовь они дарили Болконскому. Постепенно девушки сдружились и поменяли друг к другу отношение.

Внешность княжны Марьи Болконской была незаурядной. Девушка была очень худой, а тело слабым. Во внешности Марьи выделялись большие глаза. Они были наполнены грустью и печалью, но в то же время очень красивыми. Многие не обращали на ее тело никакого внимания, взглянув в ее глаза один раз. Несмотря на то, что веселья в их доме особо не было, девушка бала очень жизнерадостной. На момент когда у Николая Болконского не было настроения, Марья тоже вела себя сдержанно и кротко. У отца очень редко было хорошее настроение. Марья Болконская постоянно ухаживала за своим отцом. Николай Андреевич относился к дочери как к прислуге, но девушка все равно очень хорошо относилась к нему.

Княжна хотела семью и детей. Она часто мечтала о том, какой будет ее семья, а Толстой даже писал о самых сокровенных мыслях девушки. Когда к ним приезжал Анатолий девушка менялась. Болконскую, которая так хотела любви, становилось не узнать.

Болконская готова прийти на помощь любому, она всем помогала и могла даже пожертвовать своим счастьем ради счастья другого человека. Марья отзывчивая девушка и всегда всем несла добро.

Марья Болконская вызывает у читателя теплые чувства. Ведь с такой мечтательностью к жизни, с которой относилась она, можно только позавидовать, сколько в девушке любви и наивности. Лев Николаевич посвятил Марье Болконской не столько страниц как Наташе Ростовой, но относился к девушке с особой теплотой. В итоге автор награждает Болконскую любящей семьей, которую она так заслуживает.

Заключение

Искренняя, но не слишком умная, Лиза Болконская не умела отличить фальшивого от настоящего, ведь последнего она никогда не встречала в свете. Она невольно усвоила стереотипы светского поведения, принимая их за проявление подлинных чувств. Она вела себя, как полагается молодой даме в высшем обществе. Всё делала правильно, согласно условиям, в которых жила. Никому не желала и не сделала зла. Но умерла среди чужих людей, не видя вокруг себя ни любви, ни поддержки.

Лицо ангела на могильном памятнике напоминает князю Андрею лицо жены после смерти. «Что вы со мной сделали?» — такой вопрос Болконский читает в нём. Лиза была чистым созданием, ангелом на земле. Но лучшим качествам её души не дали реализоваться, её уму негде было развиться

Читатель не знает, как жила Лиза в родительском доме. Но кажется, вырасти героиня в семье Ростовых, она, как Наташа, имела бы развитую, чуткую душу, отличала бы искренность от показухи. Воспитание у Болконских приучило бы её к размышлениям, самоанализу, обострило бы восприятие окружающего. Ей не было дано ни единого шанса. Образ Лизы Болконской в романе — портрет личности, непоправимо изуродованной в соответствии с требованиями общества. Княгиня Болконская — идеальная женщина по светским меркам. Но в реальной жизни она беспомощна, растерянна, не способна ни на сопереживание, ни на понимание даже собственных чувств.