Рождество в живописи. картины про рождество в россии и на западе

Иконография

Иконография Рождества складывалась на протяжении нескольких веков. Православные верующие интересуются значением иконы Рождества Христова и в чём она помогает.

Первые изображения, повествующие об этом событии, относятся к III-IV векам и обнаружены в римских катакомбах. Они лаконичны и включают в себя только ключевые сцены: Богоматерь с Младенцем, поклонение волхвов.

Позже, когда христианство становится признанной религией, иконографические повествование становится более развернутым, многосюжетным.


Иконография: Рождество Христово Датировки: XVI в. Середина XVI века.Материал: Дерево, темпераРазмеры иконы: высота 94,7 см, ширина 76,4 см В центре, у яслей, возлежит Богородица. Над лежащим в яслях Младенцем склонились осёл и вол. Инв. № ДРЖ-3170. Русский музей, Санкт-Петербург, 2011

В изобразительную канву вводятся события, происходившие не только во время, но также до и после рождения Спасителя: путь волхвов к месту рождения Мессии, их беседа с царем Иродом, избиение младенцев, бегство святого семейства в Египет, сомнения Иосифа в истинности бессеменного Рождества, омовение новорожденного Иисуса, песнь Ангелов, поклонение пастухов.

Евангельское повествование от Луки и Матфея, относящееся к разным периодам времени, визуально располагается в одной плоскости.

Многие связывают такую подачу с отсутствием на тот период времени понимания построения перспективы, которое действительно сформировалось лишь в эпоху Возрождения.

Однако есть и другое объяснение: мастера иконописи воспринимают время не с позиций мирских, а с точки зрения Создателя, существующего вне его, над ним. И одна плоскость изображения — возможность показать непривязанность к земному времени, единовременность происходящего с точки зрения предвечного Бога.

В центре композиции — Богоматерь с Младенцем. Она возлежит на земной твердыне перед входом в пещеру. Ярко-красный цвет Ее ложа повторяет очертаний Её силуэта. Цветовая палитра трактуется довольно широко: это и Воскресение, и искупление грехов, и материнская любовь.

Внутри пещеры расположены ясли с Богомладенцем. Цвет пелен Младенца всегда белый. Он контрастирует с зияющей пещерной чернотой – символом зла, адской бездны, грехом.

Цветовая антитеза, заложенная в этом фрагменте, – символ вечного противоборства света и тьмы, добра и зла, греха и праведности. Сюжет перекликается со строками из Священного Писания:

Свет во тьме светит, но тьма не объяла его» (От Иоанна, стих пятый).

Христос в своем человеческом воплощении соединился с человеческой природой, но не с грехом, поэтому чернота пещеры не может поглотить его.

Рядом с Младенцем изображены пастухи. Согласно символико-религиозному толкованию, это представители человеческого рода, чьи души очищены от дурных мыслей и желаний. И это, по мысли иконописцев, символизирует самый короткий путь к Богу.

Рядом с яслями новорожденного Иисуса находятся вол и осел — символы иудейского и языческого народов, которым Иисус принес освобождение. Они согревают Младенца своим дыханием. Появление на иконе этих животных — следование библейским текстам:

…вол знает владетеля своего, и осел ясли господина своего…а Израиль не знает , народ Мой не разумеет» (Ис.1:3).

Неотъемлемой частью иконографии Рождества являются волхвы. Сцена их поклонения символизирует обращение ко Христу языческих народов из далёких стран.

Традиционно изображается 3 волхва – три этапа жизни человека: молодость, зрелость и старость, воплощая мысль о том, что в любой период своей жизни человек нуждается в Божьей помощи.

В кратких изводах иконы изображается также омовение Младенца служанками, задумавшийся Иосиф Обручник. Более развернутое иконописное повествование включает и другие евангельские сюжеты, относящиеся к этому событию.

Поскольку русская иконография Рождества сформировалась под влиянием византийских канонов, русские мастера четко следовали этой традиции, допуская лишь незначительные отступления.

Литература

  • ActaSS. Ian. T. 8. P. 323, 664;
  • BHG, N 802–806b; BHL, N 5135-5138;
  • NikТdhmoj. Sunaxarist»j. T. 4. S. 405-409;
  • MartRom. P. 1, 8;
  • ЖСв. Дек. С. 704-715;
  • Таррагонский аноним «О граде Константинополе»: Лат. описание реликвий XI в. // Реликвии в искусстве и культуре восточнохристианского мира. М., 2000.
  • Царевский А. С. Волхвы с Востока и вифлеемская звезда. К., 1891;
  • Митякин А. П. Волхвы с востока: Историко-экзегетический очерк // ХЧ. 1893. Ч. 1. С. 13-37;
  • Протопопов П. Волхвы египетские, вавилонские и вифлеемские // ВиР. 1901. Т. 1. Ч. 2. С. 755-782, 801-818;
  • Фивейский М., свящ. Евангелие от Матфея // Лопухин. Толковая Библия. СПб., 1911. Т. 8. С. 00-00;
  • Kehrer H. «Die Heiligen Drei Kцnige» in der Legende und in der deutschen bildenden Kunst bis A. Durer. Strassburg, 1904;
  • idem. «Die Heiligen drei Kцnige» in Literatur und Kunst. 2 Bde. Lpz., 1908-1909;
  • Hildesheim, 1962;
  • Скабалланович М. О звезде волхвов. К., 1912;
  • Knabenbauer J. Commentarius in Evangelium secundum Matthaeum. 2 Bde. 19223;
  • Meisen K. Die heiligen drei Könige und ihr Festtag im volkstümlichen Glauben und Brauch. Köln, 1949;
  • Olschki L. The Wise Men of the East in Oriental Tradition // Semitic and Oriental Studies. 1951. Vol. 11. P. 375–395;
  • Monneret de Villard U. Le leggende orientali sui Magi Evangelici. Vat., 1952;
  • Gordini G. D. Magi // BiblSS. Vol. 8. Col. 494-520;
  • Leclercq H. Mages // DACL. T. 10. P. 980-1067;
  • Riedinger U. Die Heilige Schrift im Kampf der griechischen Kirche gegen die Astrologie: von Origenes bis Johannes von Damaskos. Innsbruck, 1956;
  • Montefiore H. Josephus and the NT // NT. 1960. Vol. 4. P. 139-160;
  • Die Heiligen Drei Kцnige: heilsgeschichtlich, kunsthistorisch; das religiцse Brauchtum / Hrsg. A. Wienand. Köln, 1974;
  • Schulze A. Zur Geschichte der Auslegung von Mt 2, 1-12 // ThZ. 1975. Bd. 31. S. 150-160;
  • Ferrari-d’Ochieppo K. Der Stern der Weisen. Wien, 1972;
  • Hughes D. The Star of Bethlehem Mystery. L., 1979;
  • Yamauchi E. M. The Episode of the Magi // Chronos, Kairos, Christos / Ed. J. Vardaman, E. M. Yamauchi. Winona Lake, 1989. P. 15-39;
  • Stramare T. Matteo 2,1–12: Gesù adorato dai magi a Betlemme (Parte I) // Bibbia e oriente. 1997. T. 39. P. 155-167;
  • idem. Matteo 2,1–12: Gesù adorato dai Magi a Betlemme (v. 6) e tu, Betlemme, terra di Giuda // Ibid. 1998. T. 40. N. 2. P. 119-125;
  • Forster H. Die Feier der Geburt Christi in der Alten Kirche: Beitr. z. Erforschung d. Anfдnge d. Epiphanie- u. Weihnachtsfests. Tüb., 2000;
  • Maalouf T. T. Were the Magi from Persia or Arabia? // Bibliotheca sacra. 2001. Vol. 156. P. 423-442.

Мозаики Палатинской капеллы в Палермо


Рождество. Мозаика Палатинской капеллы. 1160–1170 годыWikimedia Commons Когда император Римской империи Август объявил всеобщую перепись насе­ления, ее жители отправились в города, где они родились. Среди них были и Иосиф с Марией. Они пошли в Вифлеем, но мест в гостинице не было, поэтому заночевать пришлось в некоем помещении для скота. Там и родился Иисус. Мария спеленала младенца и положила в ясли. В это время ангелы явились пастухам, возвестив им Рождество Сына Божьего, а звезда показала волхвам путь к яслям Царя Иудейского. Так кратко описывают Рождество евангелисты Матфей и Лука. Но в раннехристианских и средневековых изо­бражениях Рождества появляются персонажи, о которых в Евангелии ничего не сказано. Это две повитухи, Зелома и Саломея, и вол с ослом. О них расска­зывают не вошедшие в Писание предания — апокрифы и основанные на них средневековые легенды.

На мозаике Палатинской капеллы в Палермо вол с ослом заглядывают в ясли, а Зелома и Саломея купают новорожденного. Когда у Марии начались роды, Иосиф пошел за повитухами, но было поздно: к тому времени, как они пришли, Иисус уже родился. Пещера была залита ярким светом. Зелома осмотрела Марию и поняла, что та осталась девой, а Саломея не поверила ей. За сомнения она была наказана: у повитухи отсохла рука, и только молитва и прикосновение к пеленкам исцелили ее. Уже в IV веке эта легенда вызывала недовольство церкви, и все же повитух продолжали изображать.

Вола и осла в Вифлеем взял Иосиф: вола на продажу, а на осле ехала Мария. В отличие от повитух, этот сюжет не вызывал нареканий: сложно представить Рождество в хлеве без животных. Звери не только напоминали о скромности и простоте первых дней жизни Иисуса — их появление было подтверждением слов пророка Исайи: «Вол знает владетеля своего и осел ясли господина своего, а Израиль не знает, народ Мой не разумеет» (Ис. 1:3).

Рисунки про Иисуса Христа

Рисунки с изображением Иисуса Христа очень убедительные. Они не только дают визуальное представление о человеке, но и говорят о его сущности.


Казалось бы, портрет показывает что-то совершенно очевидно, но автор хитро «прячет» в нем глубокий смысл. Через определенное выражение или позу, дополнительный объект (терновый венок) или использование определенных цветов художник раскрывает душу великого человека.


Часто работа становится знаковой, представляя группу людей из определенного периода времени, которую объединяет нечто общее, например рождение Иисуса.

Даже одна колыбель с Вифлеемской звездой во главе говорит о рождении нашего Спасителя.


Иногда, кажется, что лик Христа имеет суровый или нахмуренный взгляд, но это ошибочное мнение. Христос есть наше спасение и его взор всегда любящий.

Важно при изображении Всевышнего правильно рисовать глаза — врата в человеческую душу

Иногда изображают один глаз обращенный к зрителю, а второй отвернут немного в сторону. Говорят, что так Иисус смотрит на свою судьбу.


Именно через форму шеи авторы передают полное дыхание Бога и святого духа.


Всевышний пришел на нашу землю, чтобы спасти и защитить все человечество.

Картины русских художников о Рождестве

На территории современной России еще со времен принятия христианства отмечали Рождество Христово весело и с размахом. Большинство населения очень религиозны и набожны. Не удивительно, что Библия и появление на свет Иисуса Христа отразились на творчестве многих русских художников.

В средние века даже сложилась русская школа иконописцев, разработавшая каноны для церковной живописи. В основном художники расписывали алтари и иконостасы, писали на деревянных дощечках на особой основе-левкасе.

По канонам, в центре композиции изображали пещеру с Божьей Матерью и Иосифом, ребенка рисовали в яслях, а рядом с ними овечку и корову. В некоторых местностях вместо овечки писали ослика.

https://youtube.com/watch?v=XMccItFV5XA

В небе над пещерой обязательно должна быть большая Вифлеемская звезда. Ангелы или витают в небесах возле звезды, или стоят возле пещеры.

Внизу иконы обязательно размещали сцену преклонения и принесения даров волхвами или пастырями, иногда и теми, и другими.

На росписи иконостаса Андреем Рублевым иконостаса Троицкого собора внизу заметно добавление дополнительного сюжета: сцены крещения.

Примерно до начала 16 века иконы и религиозные картины изображали персонажей условно, без индивидуализации, не передавали на полотне соответствующие ситуации эмоции и переживания.

Только в 17 веке полотна религиозного характера стали реалистичными и персонализированными. Явление ангела пастухам.

Петровский Петр, молодой художник и ученик Карла Брюлова, в 1839 г. написал картину «Явление ангела пастухам», поражающую своей романтичность, мягкостью линий, динамикой и в то же время очень реалистичным изображением людей.

Работу оценили настолько высоко, что автора в том же году наградили золотой медалью Академии Художеств, а само полотно забрали в музей.

Знаменитый иконописец Владимир Боровиковский в 1790 году создал совсем небольшое полотно со скромным названием «Рождество». Очень простая и милая картина благодаря искусному подбору цветовой гаммы смотрится воздушно и душевно, заставляя зрителей невольно улыбнуться.

У ангельских лиц, окружающих ясли, озорные и веселые выражения, демонстрирующие радость от хороших вестей. Интересно, что волосы у ангелочков и Марии белокурые, а от белоснежной кожи персонажей будто исходит сияние.

Не обошел своим вниманием рождение Христа и лидер русского авангарда Павел Филонов. При помощи акварели, коричневых чернил и туши он изобразил волхвов, приносящих дары

Однако, его манера настолько специфична, что картину можно рассматривать часами, выискивая спрятанные смыслы и глубокие философские мысли.

Этот же художник создал еще несколько картин под названием «Поклонение волхвов», но выполненных на бумаге акрилом, гуашью и темперой. Все эти произведения сейчас находятся в музеях и заграничных частных коллекциях.

Рисунок карандашом рождение Иисуса Христа, поэтапно с фото

Когда рисуют важное христианское событие – рождество Христово, сразу вспоминают о кроватке в яслях, где впервые появился младенец. Сцены сопровождаются волшебством ночной звезды, блуждающими пастухами, домашними животными, экзотическими волхвами, приносящими подарки с Востока, а также гордым отцом и Богоматерью

Вариант №1

Этот рисунок выполняется в форме поздравительной открытки.

Для начала делают круг, в который размещают ясли животных.

Затем в кормушке изображают лежащего младенца, укутанного в простыню.

Из щелей и поверх яслей выступает трава.

На следующем этапе добавляют овечку, сияние вокруг головы младенца и свечение Вифлеемской звезды.

Можно добавить колокольчики, еловые веточки и поздравительную надпись. Из кривой, от которой идут другие маленькие ответвления, делают веточки.

Вариант 2

Чтобы нарисовать рождение Иисуса не обязательно изображать все детали события. Иногда достаточно показать младенца в колыбельке на стоге сена.

Для начала создают вытянутую форму для головы. Чуть ниже ее центра проводят горизонтальную линию для размещения глаз.

С правого конца линии делают небольшую выпуклость для щек. Рядом рисуют кисть ручки с крохотными пальчиками.

На проведенной горизонтальной линии располагают глаза, набрасывают ресницы и брови. Между глазами делают округлый носик, а затем рот и губы. Обязательно на уголках делают изогнутые черточки для округлости щек.

Затем рисуют легкую линию волос и приступают к изображению второй руки, которая показывается из-под одеяла.

Удлиняют тело младенца и добавляют края корзины, поверх которой опускается край одеяла.

Лишние детали убирают ластиком.

Джентиле да Фабриано. «Поклонение волхвов»

1 / 2

Джентиле да Фабриано. Поклонение волхвов. 1423 годGalleria degli Uffizi / Wikimedia Commons

2 / 2

Джентиле да Фабриано. Поклонение волхвов. Фрагмент. 1423 годGalleria degli Uffizi / Wikimedia Commons

Волхвы, пришедшие поклониться Христу, часто изображены вместе с пасту­хами. Но их путешествие было дольше: они пришли из дальней страны, а по пути побывали в Иерусалиме у царя Ирода. Считалось, что между Рождеством и прибытием волхвов прошло некоторое время и свои дары они принесли уже не к яслям. Матфей пишет, что они зашли в некий дом, в который, видимо, переехали Иосиф и Мария.

Волхвы ассоциировались с Востоком, откуда они пришли. На ранних изобра­жениях волхвы часто прибывают на верблюдах и носят фригийские колпаки, обозначавшие в них чужестранцев. Позже традиция приписала им имена — Каспар, Бальтазар и Мельхиор — и царское происхождение, а на их связь с Востоком стала указывать роскошь и необычность их нарядов.

Особенно этот сюжет был популярен во Флоренции в XIV–XV веках, где в 1370‑х годах возникла организация под названием Compagnia dei magi («Об­щество волхвов»). Подобные братства, организованные мирянами, существо­вали еще в Средние века и занимались благотворительностью. В ренессансной Италии их роль в городской жизни была велика, в их управлении находились достаточно большие финансовые средства, тратившиеся на больницы, помощь менее успешным членам братства, строительство новых зданий. «Общество волхвов» стало одним из самых влиятельных флорентийских братств, а среди участников были члены семьи Медичи. Собрания братства проходили в мона­стыре Сан Марко. Основной задачей общества была организация шествий в праздник Богоявления (в этот день Католическая церковь отмечает Покло­нение волхвов). Поначалу процессии напоминали средневековые мистерии, к XV веку они все больше и больше стали походить на торжественные парады.

Богатейшие флорентийские семьи заказывали сцену поклонения волхвов таким художникам, как Фра Филиппо Липпи, Фра Анджелико, Боттичелли и другим. Такие заказы демонстрировали окружающим благосостояние семьи, а заодно оправдывали его: росписи и картины преподносились церквям или размещались в семейных капеллах. Как и волхвы, заказчики были богачами и так же дарили часть своего состояния Богу. Джентиле да Фабриано — автор одного из самых дорогих «Поклонений волхвов», которое было написано по заказу банкира Паллы Строцци, самого богатого человека Флоренции. Самого Строцци можно увидеть на картине в красном тюрбане, с соколом в руках, за спиной одного из волхвов.

Декоративность этой картины, множество мелких деталей, цветы и звери, процессия всадников, следующая из замка в замок, изящные позы стоящих за спиной Марии дам, в которых трудно узнать повитух, напоминают о посте­пенно уходящей в прошлое придворной рыцарской культуре позднего Средне­вековья.

Рембрандт ван Рейн «Святое семейство»

Картина написана маслом и покрыта несколькими слоями лака, чем объясняется удивительный оттенок, присущий изображению. За несколько 3 столетия краски немного потемнели и пожухли, поэтому реставраторы сейчас проводят множество исследований и процедур, чтоб восстановить первоначальный колорит.

Святое семейство изображено уже по возвращению в Назарет, на родину Иосифа. Хозяин что-то мастерит у верстака, ребенок спит в плетеной люльке, а Мария проводит время, читая книгу. Пухленькие ангелы летают вокруг, присматривая за будущим Спасителем.

Исследователи видят в позе первого ангела аллюзию на распятие Христа: руки и крылья разведены в разные стороны, образуя крест.

Художник, как и многие другие, не удержался и перенес события полутора тысячелетней давности в обстановку, современную ему: зритель наверняка обратит внимание инструменты Иосифа, одежду Марии, искусное плетение детской кроватки

Гуго ван дер Гус «Поклонение волхвов»

Триптих, т.е. произведение, состоящее из 3 частей, написано примерно во второй половине 15 века. Впечатляет объем проделанной работы: соединенные части холста почти метр в высоту и более метра в ширину.

Этот прекрасный образец Нидерландской школы характеризуется исключительной праздничной яркостью красок, использованием чистого пигмента, без смешивания, отсутствием явного тонового контраста и поразительным вниманием к деталям. Черты лиц немного утрированы и лишены портретного сходства, но соответствуют всем канонам христианства того времени: немного измождены и выражают кроме светлой радости легкую скорбь

Черты лиц немного утрированы и лишены портретного сходства, но соответствуют всем канонам христианства того времени: немного измождены и выражают кроме светлой радости легкую скорбь.

Интересным является и подход к выбору конкретных событий для картины: их очень много и проиллюстрированы очень подробно, в полном соответствии со Святым Писанием.

Левая часть триптиха содержит 2 сюжета. На заднем плане изображено прошлое, то, с чего все начиналось, а именно разговор Девы Марии и Праведной Елизаветы, матери Иоанна Крестителя. Именно от беременной на тот момент Елизаветы Матерь Божья впервые услышала пророчество о своей судьбе и судьбе ее будущего ребенка.

Примечательно, что на переднем плане этой же створки помимо Марии, Иосифа и ребенка находится Иоан Креститель, сын Елисаветы, совершающий над младенцем обряд обрезания.

Центральная картина занимает наибольшую площадь и на ней изображены основные эпизоды Рождества Христова сверху вниз:

  • вверху справа ангел возвещает пастухам, что родился Спаситель;
  • слева – волхвы и их свиты собираются на Голгофе;
  • внизу – самый популярный момент истории Рождества Христова, отраженный в живописи 15 века – поклонение волхвов.

По поверью, этими волхвами стали три мага: Каспар, Мельхиор и Бальтазар.

Позже, уже в Средневековье, церковь в угоду тогдашним монархам домыслила, что возможно волхвами были восточные цари, богатые, набожные и образованные люди.

Интересно, что у одного персонажа, изображенного ван дер Гусом, темная кожа. Восточного колорита добавляет и золотисто-багровый ковер, который держат ангелы за спинами у Святого Семейства.

Волхвы принесли щедрые дары: золото, ладан и смирно. У ног Марии видно золотую корону, украшенную камнями – это уже вольная интерпретация художника.

Сцена избиения младенцев на правой створке алтаря отличается динамикой и эмоциональной экспрессией: солдаты царя Ирода, облаченные в доспехи XV столетия, отнимают детей у беспомощных матерей.

Правый фрагмент триптиха демонстрирует сцены знаменитого избиения младенцев. Художнику далось весь ужас матерей, когда их детей отбирали и убивали.

Распятый Христос

Художник : Диего Веласкес

Год: 1632

Распятый Христос, Диего Веласкес

Диего Веласкес был испанским художником, работавшим в 17 веке, который считается выдающейся фигурой испанского Золотого века. Он высоко ценится за портретную живопись. Веласкес был официальным художником короля Филиппа IV. На этой картине, написанной Веласкесом в середине его жизни, изображен Иисус на кресте сразу после его смерти. Примечательным моментом в картине является то, что в ней отсутствуют какие-либо повествовательные элементы, кроме креста. Произведение невероятной оригинальности. Мастерское сочетание безмятежности, достоинства и благородства, картины «Распятый Христос» сделали ее поворотным моментом в художественном развитии Веласкеса. Это самая известная картина художника на религиозную тематику, которая послужила источником вдохновения для создания многих произведений литературы, в частности поэмы Мигеля де Унамуно «Эль-Кристо де Веласкес».

Филиппино Липпи «Поклонение младенцу Христу»

Филиппино Липпи до сих пор по заслугам чествуют за то, что он первым среди итальянцев придумал ввести в композицию картины теплый нежный пейзаж, созвучный настроению главных персонажей. Полупрозрачные ткани, изящество линий, плавность, мягкие черты лиц – визитная карточка живописца.

Этого художника считают автором картонов-канонов, карандашных и угольных набросков на бумаге, из которых потом срисовывали и копировали композицию множество живописных мастерских по всей Европе.

Кстати, богато украшенный балкон с колонами и цветами – художественный домысел автора. В Библии описание места рождения Спасителя совершенно другое: бедная пещера, где в дождь прятали скот.

Картины знаменитых художников о Рождестве.

Икона Рождества Христова: описание и дата создания

Икона написана на липовой доске. Временем ее завершения считается 1405 год. До наших дней икона сохранилась в среднем состоянии. В левом нижнем углу, в месте скрепления досок, наложен новый слой левкаса в виде продолговатого пятна. Внизу справа также имеются две вставки. Прежний левкас частично утрачен по всему периметру иконы. Киноварная окантовка сохранилась только в верхней части. На поле иконы, в области головы младенца Иисуса, видны повреждения от гвоздей, скрытые воском и левкасом. Мелкие латки заметны также на лице Богоматери, мафории и хитоне.

На лицевом поле иконы, от верхнего до нижнего края, проходит трещина. Еще одна имеется в слое левкаса, в центральной области композиции. Время сильно истончило и во многих местах разрушило красочный слой иконы. Золото, которым были окрашены нимбы, крылья ангелов, части одежды и купель, практически полностью утрачено. Лики святых и пробелы в одеяниях сохранились слабо. В наиболее целостном виде — лики пастухов и Самомии.

Бартоломе Эстебан Мурильо «Поклонение пастухов»

Манера Мурильо выделяется потрясающим натурализмом. Он творил под впечатлением от произведений Караваджо, Веласкеса, Сурбарана, но наибольшее впечатление на него оказало творчество его учителя и наставника, Кастелло.

Отличительной особенностью на всю дальнейшую творческую жизнь так и осталась тотальное затемнение фона и выделение светлыми пятнами самого важного, что есть на полотне. Это заметно и на картине «Поклонение пастухов», где от светящегося и белоснежного младенца падают отблески на лица окружающих

В свое время Мурильо прославило его умение изображать лица с портретной схожестью и реалистично отражать выражение лица, эмоции и мысли персонажа.

В композиции использован прием пустого свободного пространства для пущей воздушности и одухотворенности сюжета.

Бедные пастухи, услышав радостную новость от ангела и увидев Вифлеемскую звезду, торопятся поскорее поприветствовать новорожденного и его семью. Несмотря на то, что они одеты в лохмотья, они стремятся показать свое доброе расположение, о чем свидетельствует поза пастухов.

Внимательный зритель заметит, что в отличии от произведений предыдущих веков, Мария изображена совсем юной, она сама почти ребенок, но уже мать. Ее взгляд, направленный на Иисуса полон материнской гордости и нежности.

Возле яслей художник написал корову, демонстративно подчеркивая нарочито убогую обстановку, в которой довелось родиться Божьему Сыну. Ему не нашлось места в людских домах и только среди скота он смог появиться на свет и запылать на небе новой звездой.

Интересно, что на холсте нет ни одного ангела, без которых не обходилась ни одно полотно художников Возрождения и Средневековья. На холсте мы видим счастливую, совсем юную, Марию, познавшую радость материнства.

Матиас Стомер «Поклонение младенцу»

Автор предпочел изобразить бедных старых пастухов, а не роскошных и богатых волхвов. Кстати, ни в одном источнике не указано, что среди пастухов была женщина, но на картине Матиаса Стомера она есть: ее благоговейный взгляд направлен на Иисуса, а руки она сложила умоляюще, прося у матери разрешения прикоснуться к святому ребенку.

Чудесная жанровая сценка изображена очень реалистично. Художник тщательно прописал каждую складочку ткани, каждую ворсинку на пастушьей накидке, каждую соломинку в яслях и каждую морщинку на лицах персонажей. Контраст яркого света и глубоких теней создает эффект динамичности.

К сожалению, со временем краски потеряли былую яркость и полотно нуждается в капитальной реставрации.

Перепись в Вифлееме

Одна из деталей события Рождества Христова, которых нет в иконописи, но есть в живописи – изображение переписи населения, с рассказа о которой начинается рождественская глава Евангелия от Луки: «В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле…» (Лк. 2,1).

Замечательный мастер Северного Возрождения Питер Брейгель Старший (XVI век) посвятил этому сюжету знаменитую картину «Перепись в Вифлееме». Но глазам зрителя предстает не гористая  Святая Земля, а заснеженные Нидерланды. Художник переносит евангельские события в современный ему мир. На Рождество на севере Европы всегда бывает снег, поэтому праведный Иосиф и Богородица бредут по снегу.

Питер Брейгель. Перепись в Вифлееме.

О том, что это Святое семейство (так принято было говорить в Европе XIV-XVII веков), можно догадаться, лишь разглядев осла, на котором сидит Дева Мария, и пилу на плече Иосифа – плотника. Огромные массы людей, среди которых затерялось скромное Святое семейство, изображают толпы народа, пришедшие на перепись. Но больше ничего не говорит нам о том, что скоро должно совершиться великое событие Рождества. Нидерландские крестьяне заняты своими хозяйственными делами, дети резвятся на льду .

Только рождественский венок, прибитый над дверью дома, и жареный поросенок намекают на праздник Рождества. Но это опять не евангельские детали, а реальность повседневной жизни Нидерландов эпохи Возрождения.

Иконография иконы

Особенность иконографии образа «Рождество Христово» – многосюжетность. Одно полотно освещает сразу несколько сцен, связанных с рождением Иисуса Христа. В центре иконы расположено изображение Пресвятой Богородицы и Богомладенца. Они находятся в пещере, как это и сказано в святом Евангелии.

Сам Спаситель изображается в яслях – специальной кормушке для животных. Возле него находятся сами животные: осел и вол. Согласно преданию, они находились в пещере во время рождения Христа. Также существует предание, что в той пещере были старые и больные животные. Но они исцелились, окрепли и смогли встать. Перед изображением Господа помещаются волхвы, которые пришли поклониться Спасителю мира и принесли Ему дары.

Каноническая икона имеет и другие особенности:

  1. Левый верхний угол. Здесь изображаются волхвы. Они пока только следуют за ведущей их звездой в город Вифлеем.
  2. Правый верхний угол. Здесь написано Воинство Небесное – Ангелы Божии, славящие рождение Спасителя.
  3. Справа от центрального изображения. В этой части иконы помещается изображение пастухов. Они получили весть от Ангелов и устремились к пещере.
  4. Правый нижний угол. Описывает сцену омовения родившегося Богомладенца.
  5. Левый нижний угол. Здесь помещается две фигуры, одна из которых изображается более крупной – это образ праведного Иосифа. Он находится у ног Пречистой. Более маленькая фигура – это св. пророк Исайя. В ветхозаветный период он пророчествовал о пришествии в мир Спасителя, Его рождении от Пречистой Девы.

Икона выполняется в ярких красках, что символизирует радость и торжество земного и небесного миров. Иисус добровольно пришел в мир, чтобы принять страшные муки и крестную смерть ради грешного человека.

Католические изображения разительно отличаются от православной каноничной иконы. Обычно они изображают святое Семейство в пещере над яслями без многосюжетности. А на картинах художников, например, Караваджо, изображены недопустимые вещи (обнаженное плечо Пречистой).

Особенность иконографии образа – многосюжетность

Петрус Кристус. «Рождество»


Петрус Кристус. Рождество. Около 1450 годаNational Gallery of Art, Washington Петрус Кристус делит композицию на три плана. На первом изображена арка со сценами из книги Бытия. На колоннах Адам и Ева откусывают плод древа познания. В архивольтах Архивольт — декоративный элемент, распо­ложенный на полукруге завершения арки. В Средние века архивольты часто покрыты рельефами. — изгнание из рая, труды Адама и Евы  Труды Адама и Евы — сюжет в религиозной живописи: «Пашущий землю Адам и Ева с прялкой, трудящиеся в поте лица своего» (Быт. 3:19). и убийство Авеля. В последней сцене уже немолодые Адам и Ева провожают в путь одного из своих сыновей. Имеется в виду либо изгнание Каина в страну Нод, либо история их третьего сына Сифа. Согласно апокрифическому Евангелию от Никодима, написанному около V века, Сиф отправился в рай за ветвью древа познания, чтобы исцелить стареющего Адама. После смерти отца он посадил ветвь на его могиле, а тысячелетия спустя там выросло дерево: из него был сделан крест, на котором распяли Христа. Эта история приводится и в «Золо­той легенде» — самом известном в Средние века собрании христианских преданий, составленном в XIII веке. Если последний рельеф действительно посвящен Сифу, изображение напротив Изгнания из рая намекает на грядущее спасение.

Сцена собственно Рождества занимает средний план

Важно обратить внима­ние на две на первый взгляд незаметные детали: на башмаки, лежащие рядом с Иосифом, и торчащий из балки сук со свежими листочками. Они отсылают к двум ветхозаветным сюжетам, в которых в Средние века видели указания на непорочное зачатие и Рождество

Во-первых, это история жезла первосвя­щенника Аарона, расцветшего в доказательство его права служить Богу, и о неопалимой купине — объятом пламенем, но не сгорающем кусте, из кото­рого Бог говорил с Моисеем. Жезл, чудом пустивший побеги, и нетронутый огнем куст предвосхищали непорочное зачатие. Расположение ветви прямо над младенцем наталкивало зрителя на размышления о ее значении и напо­минало о побегах, которые дал посох Аарона. На это же намекает созвучие двух латинских слов: virgo (дева) и virga (ветвь).

Башмаки Иосифа напоминают зрителю о Моисее, который разулся, подойдя к купине. В популярных иллюстрированных Библиях Рождество, жезл Ааро­на и Моисей перед пылающим кустом часто изображались рядом. Символизм Кристуса несколько сложнее: скорее всего, он рассчитывает на образованного и набожного зрителя.

Дальний план посвящен будущему — смерти и воскресению Христа. За хлевом виден город Брюгге, среди зданий выделяется Иерусалимская церковь, постро­енная в Брюгге в 1428 году. Таких церквей в Европе было довольно много, их план и посвящение напоминали о Гробе Господнем в Иерусалиме. Образом гробницы Кристус завершает свое повествование.

Рутилио Манетти «Поклонение волхвов»

Искусствоведы утверждают, что именно творчество Рутилио Манетти посодействовало развитию Сиенской живопись в начале 17 века. Художник был знаменит и работал в своей мастерской вместе с многочисленными учениками.

На территории России находится всего-навсего одна работа Манетти, и это «Поклонение волхвов», созданная примерно в 1620 году. Увы, остальные картины из коллекций русских музеев пропали во время Великой отечественной войны.

Полотно интересно необычным взглядом на рождественскую историю: автор использует отсутствие в Библии указания на количество волхвов, прибывших в Вифлеем.

Ватикан, католические церкви утверждают, что волхвов было трое, а вот в Армении и Сирии считают, что двенадцать. В некоторых странах наводят другие мистические цифры: 7, 9. На картине Манетти их 6, что нелогично, ведь 6 – число дьявола.

Не сходятся взгляды и на то, кем именно были волхвы. Одни утверждают, что это были старейшины, другие – маги, третьи – цари. В старинных источниках волхвы сами были бедны, но начиная с 10 века н.э. их стали считать богатыми царями, представителями могучих государств.

Существует спорное мнение о том, что поклонявшиеся были разного возраста: совсем юный, молодой, пожилой, – поэтому на картине возлагают дары и мальчик, и юноша, и мужчина, и старик.

Рождественские пейзажи в России

В России городские рождественские пейзажи очень близки к новогодним. Более рождественскими выглядят пейзажи с православными храмами, как сельские, так и городские.

Ну а картина Натальи Соколовой «Рождество Христово», проецирующая Евангельскую сцену Рождества в зимний лес, стала визитной карточкой русской рождественской живописи. 

Игорь Разживин «Рождественские огни у Мэрии» 2016

Павел Еськов «Рождественский Петербург»

Наталья Соколова «Рождество Христово»

А. Бучкури «Рождественский базар», 1906 г.

Иван Салмин «Дождь на Рождество»

Игорь Разживин «Волшебница зима» 2008

Олег Иванович Молчанов «Рождество в Ипатьевской слободе»

Владимир Юрьевич Жданов «Рождество»

Владимир Юрьевич Жданов «Сочельник»

Владимир Юрьевич Жданов «Вечер накануне Рождества»

Владимир Юрьевич Жданов «Рождество»

Владимир Юрьевич Жданов «Рождество»

Евгений Лоскутов «Рождество» 2015

Владимир Юрьевич Жданов «Рождественская кутерьма»

Владимир Юрьевич Жданов «Святочная ночь»

Владимир Юрьевич Жданов «На святках»

Владимир Юрьевич Жданов «Каникулы!»

Тропарь

Глас 4-й

Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума: в нем бо звездам служащии, звездою учахуся. Тебе кланятися Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты Востока; Господи, слава Тебе.

Твое Рождество, Христос Бог наш, просветило весь мир (т.е. люди познали Истинного Бога): потому что тогда служащие звездам, как Богу (т.е. волхвы), звездою были научены поклоняться Тебе, Солнцу правды (так пророки называли грядущего Спасителя мира), и познать Тебя, Восток с высоты (так называли Христа древние пророки, Бог назван Востоком, потому что Он — Начало света, Начало жизни). Господи, слава Тебе!