Как рожали на руси

Древний Египет

Фото: Древнеегипетские фрески

Египтян, как и римлян, особо интересовало, не бесплодна ли избранница. Тестом на беременность служили обыкновенные злаковые саженцы, на которые женщине следовало помочиться. Таким экзотичным способом заодно можно было узнать пол будущего ребенка. Если первой прорастала пшеница, значит, родиться должна была девочка, а если ячмень, то мальчик. Египтяне полагали, что в моче беременной женщины содержится особый гормон, поэтому в 70% случаев ее урина безошибочно демонстрировала наличие беременности.

Египтянки рожали сидя на корточках. Стопы ног следовало размещать на двух родильных кирпичах, украшенных росписью с изображением различных божеств. Процесс родов сопровождался магическими ритуалами, участники которых призывали на помощь роженице богов, изображенных на кирпичах. Если роды протекали тяжело, женщину приходилось окуривать благовониями.

Образ Таурт часто встречался на амулетах, которые носили роженицы, а также в небольших молельнях, которые египтяне возводили близ жилищ в честь богини. Во время многочисленных раскопок в Древнем Египте археологи не раз находили статуэтки Таурт из керамики и фаянса. Вместе с тем культ плодовитой богини не распространился на храмы и пирамиды.

Будущий «кормилец» вырос. Что же дальше?

Но вот, предположим, ребёнок из крестьянской семьи становился взрослым. Означало ли это, что теперь-то его родителям не о чем больше волноваться и что они уже вырастили для себя кормильца, который будет их содержать в старости?

Разумеется, нет. Девочки нередко выходили замуж уже в 13-14 лет и навсегда покидали отчий дом. Возможно, в будущем они как-то и помогали своим родителям, но в основном работали на благо своего мужа и его родни.

Что касается мальчиков из крестьянских семей, то, повзрослев, они тоже не всегда оставались дома. Одни из них уходили на заработки в город, другие шли в монахи, кто-то (случалось и такое) подавался в разбойники.

Ну, а самая частая причина, почему пожилые родители могли лишиться своего сына — это воинская повинность. Ведь в старину в армии служили не год, как сейчас, а целых 25 лет. И не было никакой гарантии, что за это время не начнётся какая-нибудь война, с которой можно было и не вернуться.

К тому же условия в армии на Руси были довольно суровыми, из-за чего солдат, доживший до отставки, мог страдать множеством хронических недугов, в том числе чахоткой, лечить которую не умели даже при царском дворе, не говоря уже о полевых госпиталях.

Вот и получалось, что когда через 25 лет строевой службы, нередко пройдя хотя бы 1-2 военных кампании, ветеран возвращался домой, то это не он становился кормильцем стареньких родителей, а отцу с матерью приходилось его содержать, так как работать в поле или по дому он не мог чисто физически.

Рождение ребёнка в Древней Руси и обряды, связанные с этим событием

Сакральную роль для материнства играла повитуха. Ею обычно была та женщина, которая не раз успешно принимала роды, сама воспитывала нескольких детей и обладала безупречной репутацией. Первое её действие было в помощь роженице — расплести косы и развязать все узлы на одежде. Считалось, что это действие помогает ребёнку быстрее появиться на свет.

В процессе родов повитуха следила за состоянием женщины, оказывала ей поддержку, давал советы и старалась успокоить. Её действия немного напоминают задачи современного акушера — следить за самочувствием матери, принять новорождённого, перевязать пуповину.

Если рождался мальчик, то пуповину перерезали на топорище или стреле для того, чтобы он рос хорошим охотником или мастеровым. Если появлялась на свет девочка, то пуповина отсекалась на веретене, чтобы девочка росла трудолюбивой рукодельницей. Пупок ребёнку перевязывали льняной ниткой, куда вплетались волосы отца и матери.

Роды завершались ритуалом купания малыша. Для этого использовалась специальная вода, в которую добавляли молоко, яйцо и любой серебряный предмет. Согласно поверью, это позволяло защитить ребёнка от сглаза, делало его более здоровым и выносливым.

Детей одевали в рубахи, сшитые не из нового полотна, а обязательно из одежды родителей. Рубашка мальчику шилась из рубахи отца, а рубашка девочки — из рубахи матери. Считалось, что таким образом ребёнок будет защищён родительской силой.

После этого глава семейства брал на руки новорождённого и показывал его Небу и восходящему Солнцу, чтобы жизнь ребёнка была долгой. Затем младенца показывали Огню очага и растущему месяцу, чтобы малыш рос крепким и здоровым. Потом отец прикладывал своего ребёнка в Земле-Матушке и окунал его в Воду. Таким образом, новорождённый представлялся всем Божествам Вселенной, всему Миру, Космосу и отдавался под их покровительство.

Новорождённых обычно называли именем того святого, который был обозначен в календаре. Был и другой вариант: малыши получали имя своего родственника. Чаще всего речь шла о бабушке или дедушке. Считалось, что таким способом ребёнок обретает защиту.

2.

Первое купание как залог счастья, и что добавляли в воду и с какой целью
Первое купание – всегда было и будет волнительным мероприятием.

И сегодня и раньше матери очень серьезно относились к первому купанию новорожденного. Современные мамочки закупают для этого различные аксессуары, дезинфицируют их, готовят место, где все будет происходить, нагревают воду (по утверждениям врачей она не должна быть горячее 37 градусов). Делают отвары из череды, ромашки для того, чтобы избежать аллергических реакций и сделать нежную кожицу еще более гладкой

В общем, событие однозначно важное и волнующее, но вряд ли оно несет в себе какой-то особый смысл

В старой Руси считали иначе – от того, как проходит первое купание, могло зависеть будущее ребенка. Чтобы малыш вырос богатым, в воду клали серебряные монетки. Чтобы он никогда не испытывал недостатка в еде и нужных вещах, в воду могли положить кусочек хлеба, яйцо, какую-то стеклянную посуду. Заботясь о внешнем виде и желая своему ребенку нежной белой кожи, родители мыли его в парном молоке.

Рождение

Женщина могла рожать лежа, но чаще это происходило на корточках или даже стоя, в полусогнутом положении. Роженицу располагали головой к рукомойнику. Самой лучшей повитухой считалась пожилая женщина с большим опытом в этой сфере

Крайне важно, чтобы и у нее самой были здоровые детки. Лучше всего, чтобы было побольше мальчиков, потому что в русских семьях более желательным было рождение сына

Будущий отец должен был снять с правой ноги рожающей жены сапог. Затем ему следовало поднести ей ушат чистой ключевой воды, а после этого развязать пояс на ее сарафане. Муж мог присутствовать во время самого процесса, но многие мужчины старались не мешать женам и не смущать их. Зато они всегда находились где-то рядом, в смежной комнате.

По старинному обычаю мужчина должен был стонать во время родов и кричать, как бы принимая на себя часть боли своей жены

Заодно он привлекал к себе внимание разной нечисти, которая имеет обычай подступать к роженице или новорожденному. Мужчина как бы брал удар на себя

Повитуха руководила всем процессом. Подсказывала роженице, как себя вести, успокаивала ее и направляла. Когда малыш появлялся на свет, она 3 раза прикусывала пуповину и сплевывала ее через левое плечо, одновременно читая заговор против пупочной грыжи. Мальчику перерезали пуповину на топорище, чтобы рос умелым хозяином. Девочке – на веретене, чтобы стала хорошей пряхой да рукодельницей.

Лечение дарами вертограда

— И что же было в арсенале медицины того времени, чтобы побороть столь непростые недуги?

— На этот вопрос отчасти отвечает уже само название древней рукописи: «Книга, глаголемая прохладный вертоград, избранная от многих мудрецов, о различных врачевских вещах, ко здравию человеческому пристоящих». Вертоградом в старину называли сад. Что растет в саду? Это в первую очередь:

  • ягоды,
  • фрукты,
  • травы.

Поэтому лечебник содержит:

  • описания лекарственных растений,
  • продуктов питания,
  • минералов,
  • советы по сохранению здоровья и гигиене.

— Многие считают, что в старину знания о лекарственных травах были более глубокими и целостными, что многие секреты нами утеряны?

— Отчасти это верно. Например, современные врачи советуют принимать полынную настойку, чтобы улучшить аппетит и активизировать пищеварение.

Полынь годится и для того, чтобы устранить дурной запах изо рта — необходимо сварить ее в уксусе и использовать для полоскания.

Настойка из полыни помогает активизировать пищеварение

Другой рецепт — для больных глаз и век:

— Древнерусская медицина использовала те же травы, которые считаются целебными и сегодня?

— Не только. Не пренебрегали и обычными огородными растениями. Например, петрушку величали «петросильевой травой» и советовали употреблять ее свежей и сушеной при:

  • мочекаменной болезни,
  • расстройствах менструального цикла,
  • для очистки печени и желудка.

Петрушку раньше величали петросильевой травой

Толченое семя петрушки прикладывали к «нечистоте телесной», чтобы кожа стала гладкой и красивой.

— Сегодня все в основном озабочены тем, чтобы снизить калорийность продуктов и не набрать лишнего веса. А что думали об этом в шестнадцатом веке?

— У наших предков этих проблем не было.

Поэтому те продукты, которые калорийны, питательны, были в особом почете. Николай Любчанин в главе о целебных свойствах сыра замечает, что этот продукт «тукость (тучность) наводит телу человеческому».

— Каждый продукт питания рассматривали не как часть рациона, а как средство, оказывающее определенное влияние на организм?

— Да, в каком-то смысле это и руководство по диетологии, содержащее немало полезных сведений. Вот, например, обычное молоко.

Кроме того, козы едят горькие травы, поэтому козье молоко хорошо влияет на желудок. Согласитесь, совсем другой подход: более всеобъемлющий, более экологический, хотя слова «экология» в ту эпоху и не знали.

Нашлось место в лечебнике и коровьему маслу. Им нужно мазать больную поясницу, суставы, грудь при простуде и кашле — «тогда мокрость из груди выведет».

Несколько глав книги посвящены мясу, ведь в старину не ограничивались говядиной — шло в ход:

  • и козье мясо,
  • и баранина,
  • и оленина,
  • и медвежатина.

Не забывали и о «птицах, к лекарству угодных».

Яйца — хорошее средство для преодоления импотенции

Яйца — хорошее средство для преодоления импотенции, особенно если их есть с луком и репой. Современные диетологи могут с этим согласиться: в самом деле, яйца и лук относят к продуктам, повышающим сексуальность как мужчин, так и женщин.

Рождение

Женщина могла рожать лежа, но чаще это происходило на корточках или даже стоя, в полусогнутом положении. Роженицу располагали головой к рукомойнику. Самой лучшей повитухой считалась пожилая женщина с большим опытом в этой сфере

Крайне важно, чтобы и у нее самой были здоровые детки. Лучше всего, чтобы было побольше мальчиков, потому что в русских семьях более желательным было рождение сына

Будущий отец должен был снять с правой ноги рожающей жены сапог. Затем ему следовало поднести ей ушат чистой ключевой воды, а после этого развязать пояс на ее сарафане. Муж мог присутствовать во время самого процесса, но многие мужчины старались не мешать женам и не смущать их. Зато они всегда находились где-то рядом, в смежной комнате.

По старинному обычаю мужчина должен был стонать во время родов и кричать, как бы принимая на себя часть боли своей жены

Заодно он привлекал к себе внимание разной нечисти, которая имеет обычай подступать к роженице или новорожденному. Мужчина как бы брал удар на себя

Повитуха руководила всем процессом. Подсказывала роженице, как себя вести, успокаивала ее и направляла. Когда малыш появлялся на свет, она 3 раза прикусывала пуповину и сплевывала ее через левое плечо, одновременно читая заговор против пупочной грыжи. Мальчику перерезали пуповину на топорище, чтобы рос умелым хозяином. Девочке – на веретене, чтобы стала хорошей пряхой да рукодельницей.

Суеверия, связанные с родами

И напоследок разберем несколько суеверий, связанных с родами:

  • Никому нельзя сообщать о предполагаемом дне родов: тогда роды будут легкими. Обычай скрывать день родов очень древний и  существует у многих народов. Он связан со стремлением уберечь мать и ребенка от злых духов. Поэтому о беременности и родах не говорили часто даже родственникам, так как «глаз у людей может быть разный». Очень удобный запрет, если будущая мама чувствительна, и ее в последние недели перед родами раздражает, что окружающие то и дело спрашивают, когда она наконец родит.
     
  • До родов нельзя покупать детские вещи. Такая примета также связана с мистической стороной родов — считалось, что через одежду можно навредить малышу. Однако сложно представить, что сразу после рождения малыша женщина начинала готовить пеленки. Обычно приданое готовили все-таки заранее, но тайком от злых глаз. Часто это делала не сама беременная, а ее мать. Сейчас, даже если женщина не хочет ничего готовить заранее, стоит составить точный список необходимых вещей и заранее пройтись по магазинам, чтобы после родов отправить родственников за детскими вещами с четкими инструкциями.
     
  • Родить без боли – растить без любви. На Руси считалось, что через боль растет и формируется материнское чувство к ребенку. Современные данные подтверждают это – отмечено, что в процессе родов у женщины кардинальным образом меняется гормональный статус. В кровь выбрасывается множество различных гормонов, в том числе и гормонов, задействованных в механизме стресса. Если вмешиваться в процесс (например, применять обезболивающие препараты), то гормональный статус роженицы будет нарушен. Ученые склонны рассматривать естественный родовой стресс, как одну из платформ для взаимного запоминания матери и ребенка и установления между ними особых любовно-доверительных отношений.

Обновлено 15.11.15 г.
Шмакова Елена,
инструктор дородовой подготовки,
общественный консультант по грудному вскармливанию (АКЕВ),
мама пятерых детей

  
  физиология, родовая боль  Другие статьи автора

Повивальный институт

Кто мог стать повитухой? Женщина пожилого возраста, часто – вдова, и обязательно «детная». Старинный историк пишет: «Девица, хотя и престарелая, повитухой быть не может. Какая она бабка, коли сама трудов не пытала? При ней и рожать трудно, и дети не всегда в живых будут…». Повитуха приглашалась на все трудные роды, обязательно перевязывала пуповину, мыла и парила роженицу с новорожденным в бане и первые дни ухаживала за ними.

Следующий прорыв в акушерстве и гинекологии произошел уже в середине XVIII века. В России начали выпускать «повитух с дипломом»: были открыты повивальные институты и повивальные школы. Эти специальные учебные заведения готовили высший и средний медицинский персонал в сфере родовспоможения. «Повивальная бабка» имела высшее медицинское образование, по сути являлась акушером-гинекологом; «сельская повивальная бабка» обладала средним медицинским образованием. Были еще и просто «повитухи» – слушательницы, получившие заочное образование. Их работа уже не пускалась на самотек, а строго регламентировалась специальным уставом.

Повитуха начинала с того, что переодевала роженицу в чистую рубаху, давала выпить крещенской воды и зажигала перед иконами свечу. Она жестко следила за тем, чтобы в доме были развязаны все узлы: от кос у женщин до замков на дверях. Дескать, так роды окончатся быстрее.

Вне зависимости от своего профессионализма, повитуха оказывала огромную психологическую помощь будущей маме, постоянно приговаривая, что все будет хорошо. Пуповину новорожденному она перевязывала ниткой, свитой с волосами матери – чтобы связь между ними оставалась на всю жизнь.

Сразу после рождения повитуха производила действия, аналогичные современной беби-йоге: разглаживала малышу ручки, ножки, животик, «правила» головку. Если же младенец был слабеньким, то повивальная бабка могла… отправить его в печь. Новорожденный трижды оказывался там на широкой деревянной лопате при самом слабом жаре. Это было символическое действие: младенца как бы «пропекали», чтобы он рос здоровым и сильным.

Самое главное заключительное действие – омовение матери с младенцем в бане. Там повитуха делала молодой матери послеродовой массаж, то есть выполняла функции современного врача-остеопата, а затем поливала новорожденного особой водой, в которую заранее добавляла соль, вымачивала яйцо и серебряную монету. При этом она приговаривала: «Мыла бабушка не для хитрости, не для мудрости, мыла ради доброго здоровьица».


 

Без рук, без ног, во все стороны клонится

Знаете, что это такое? Отгадка – колыбель. Вещь тоже совершенно особая, овеянная не одной сотней народных песен и примет. Колыбель могла иметь разную форму и делаться из разных материалов. В Центральной и Южной губерниях, а также в Сибири распространены были деревянные рамы, обтянутые холстом. По углам ввинчивались железные кольца, в которые продевались веревки для подвешивания. Более распространенный вариант – суживающийся книзу деревянный ящик, к его стенкам крепились ивовые дужки для подвешивания (лучки). Порой колыбель представляла собой корзину, сплетенную из дранки, лозы, лыка или соломы. Однако колыбель в любом случае подвешивали (потому-то у нее нет ни рук, ни ног, она находится между полом и потолком). Даже когда зыбку с младенцем брали с собой в поле или в лес, то и в этом случае она подвешивалась. Отсюда пошло выражение: «Детей на березе растить» – то есть брать их с собой в поле.

Колыбель крепилась на специальном шесте (зыбалке или очапе). Очап символизировал собой путь, по которому младенцы приходят в мир людей. В Новгородской губернии, если родители не желали больше иметь детей, с очапа не снимали кору и не обрубали сучки с красноречивой мотивировкой: «По гладкому, как по маслу, так и полезут дети.»

К колыбели привязывали веревку, которая заканчивалась петлей у самого пола. В петлю мать продевала ногу и качала колыбель: «А темную ж ты ноченьку не усыпала, С колыбелюшки ножки не уймала.»

Нельзя было качать пустую колыбель: это могло повлечь за собой бессонницу, головную боль, проникновение в зыбку нечисти и даже смерть младенца. В течение первого года жизни младенца клали в колыбель с обязательным благословением, чтобы «черт не подменил». С этой же целью в колыбель или под нее клали нож, ножницы, щетку, свиной хрящ, обмотанную куделью лучину. На стенках колыбельки вырезали или рисовали смолой крест или прикрепляли иконку. Возможно, наши предки считали колыбель продолжением материнской утробы. Ведь существовала традиция в течение девяти месяцев туго пеленать ребенка, держать его в темноте и не показывать посторонним. Полог для колыбельки часто делался из материнского сарафана, который, как и прежде, закрывал малыша в его уютном мирке.

Плюсы и минусы ранних родов

Будущие мамы, устав от длительного периода вынашивания, мечтают быстрее начать рожать. Перед тем, как принимать решение механически воздействовать на продолжительность беременности, следует учесть положительные и отрицательные стороны.

Во-первых, это всегда риск для ребенка. Плод рождается с маленьким весом и ростом, кожные покровы не до конца сформировались, ногти не полностью покрывают пластину. У мальчиков не успевают опуститься яички в мошонку, у девочек половые губы еще не прикрывают малые и клитор.

Легкие младенца не всегда справляются с дыхательной функцией, у некоторых детей отсутствует сосательный рефлекс, поэтому возникает сложность вскармливания новорожденного. Вследствие того, что кости черепа недоношенного ребенка слишком мягкие, есть вероятность травмирования головного мозга в ходе родовой деятельности. Иммунитет у таких детей слабый, поэтому они восприимчивы ко всем болезням.

Что касается плюсов преждевременного родоразрешение – это возможность избавиться от дискомфорта, такого как изжога, боль в спине, тяжесть из-за веса младенца. Преждевременные роды могут стать спасением для метрии и ребенка по медицинским причинам.

Показания к ранним родам со стороны роженицы:

  1. поздний тяжелый гестоз;
  2. отслойка плаценты раньше срока;
  3. слишком острое многоводие наличие шва на матке, который очень сильно перерастянулся

Состояние ребенка:

  • фотоплацентрная недостаточность;
  • резус-конфликт;
  • длительная гипоксия плода;
  • задержка развития малыша 2 и 3 степени.

В таких ситуациях ранние роды только помогут роженице или ее младенцу облегчить их патологическое состояние. Тут риски из-за недоношенности отходят на второй план, так как существует опасность летального исхода.

После родов

Перевязывали пуповину льняной ниточкой, сплетенной с несколькими волосками отца и матери. Она была своеобразным оберегом. Послед повитуха закапывала во дворе. Затем ребенка мыли в воде с небольшим количеством молока. В нее же опускали яйцо и серебряную ложечку (или монетку). Затем ребенка клали на вывернутый тулуп, чтобы жил богато. После туго пеленали и покрывали зеленой материей, чтобы вырос пригожим (красивым).

Закутанного таким образом новорожденного передавали отцу. Тот должен был принять ребенка, подтверждая тем самым свое отцовство, а затем положить впервые в люльку. В это время повитуха помогала оправиться матери от родов, «правила» ей живот, учила, как сцеживать первое молоко. Затем женщину отпаивали толокном или квасом и мыли в бане. После всего этого она могла уже приступать к первому кормлению ребенка.

Воспитание детей

С самых ранних лет все дети из Родов Великой Расы и потомки Рода Небесного воспитывались в соответствии с Небесными Законами Рода-Породителя: в искренней Любви к своему древнему Роду-Племени, в уважении к своей Родной Изначальной Вере, Истории, самобытной Культуре и народной Традиции, в почтении к старшим и в заботе о младших, как того требуют Древние Законы Рода и Патриархальный жизненный уклад.

Древние Законы Рода-Племени и Инглиизм всегда воспитывали в подрастающем поколении свастичное чувство Любви, которое само объединяло в себе четыре вида любви:
* Любовь к Изначальной Вере (Истине) и Богам (Предкам);
* Любовь к Роду (человеку, Семье, Роду, женщине, детям, Традиции);
* Любовь к Матери-Природе (к различным формам Жизни окружающего Мира);
* Любовь к Земле Предков (Отчизне, Державе, Истории и Культуре).

Сии четыре вида Любви помогали создать из ребёнка Великой Расы гармоничного Человека, будущего продолжателя древнего Славяно-Арийского Рода-Племени, помогая ему развиваться и совершенствоваться в дальнейшей жизни, наполняя свои четыре составляющих: Тело, Душу, Дух и Совесть — Божественным Светом Любви. Ибо Любовь к Изначальной Вере и Родовым Светлым Богам развивает Дух человека; Любовь к окружающей Матери-Природе развивает Душу человека; Любовь к Родной Земле своих Великих Первопредков развивает Тело человека, а Любовь к Роду (Небесному, а также Земному) развивает в человеке Совесть.

Гармоничное развитие свастичной системы человека (Тело, Душа, Дух, Совесть) всегда определялось двумя Великими Принципами, которые были неизменной составляющей Древних Законов Рода: «Свято чтить Богов и Предков своих»; «Всегда Жить по Совести и в гармонии с Природой», а свастичное чувство Любви только благостно способствовало этому. Гармоничное развитие человека возможно только тогда, когда в человеке из Родов Великой Расы развиты все четыре составляющих: Тело, Душа, Дух и Совесть. Если не развивать их все одновременно или развивать только какую-либо одну часть Единого целого, то гармоничное развитие нарушается, и это может привести не только к нарушению развития человека и потомков его Рода, но и к деградации человека, а в конечном итоге к вырождению и гибели Древнего Рода.

Хижины команчи

У индейцев команчи акушерами были мужья. Специально для родов племена строили отдельную хижину. Супруг-акушер мягко массировал живот будущей маме, способствуя продвижению плода. Как только младенец появлялся, отец принимал его и перерезал пуповину.

Постепенно акушерство стало чисто женским ремеслом – его практиковали пожилые дамы. В народе их называли «повитухами», «бабками». У древних греков этим занимались специально обученные повивальные бабки – они умели поворачивать плод при его неправильном положении, знали другие хитрости. Появление малышей на свет обязательно сопровождалось магическими заклинаниями.

Вологда и Нижний Новгород

Второй вид «мужских родов» – это когда мужчина добровольно имитировал процесс родов. Он ходил взад-вперед по комнате (в Олонецкой губернии, по велению повитухи, муж должен был прыгать с лавки), и при этом должен был стонать, кричать, часто дышать и т.п. Особая роль отводилась мужу при трудных родах. К примеру, на Русском Севере в такие моменты муж ослаблял пояс и трижды перешагивал через веревку. В Нижегородской губернии в данной ситуации муж трижды перешагивал через жену, которая лежала на полу. Вологодским мужьям во время тяжелых родов жены предписывалось раздеваться донага и стоять в сенях, а владимирские должны были снять сапоги и развязать все узлы на своей одежде и на одежде жены. В некоторых местах Архангельской губернии знахарки для облегчения страданий роженицы приказывали ее мужу раздеваться догола, ложиться в постель и горько плакать. На Орловщине в подобном случае мужчина поверх своей одежды, по требованию повитухи, надевал платье жены, а на голову повязывал ее платок.

Маммизи

Беременные египтянки находились под покровительством богини Таурт. Они надевали на шею специальный амулет с ее изображением, клали его в изголовье кровати и не снимали даже во время родов.

О том, как рожали в Древнем Египте, упоминается в письменных источниках. Будучи «на сносях», женщины посещали ближайший Маммизи – родильный дом, но не такой, каким его представляют современники.

Маммизи – храмы, возводившиеся в честь богини Хатор. Согласно египетским мифам, она дала жизнь чудесному ребенку, получившему в дар вечное детство. Будущие мамы приходили в эти храмы, чтобы заручиться поддержкой высших сил.

После визита они отправлялись домой – оставалось только ждать. С акушеркой договаривались заранее. Египтянки в Средневековье рожали на корточках, опираясь ступнями на два каменных бруска, как и древние индианки.

Если роды были тяжелыми, женщине натирали живот шафраном и пивом, отгоняя злых духов дымом тлеющей смолы.

Первое руководство по акушерской практике с детальными картинками появилось лишь в 16 столетии – в эпоху Ренессанса. Тогда же женщины начали рожать в спальнях на подушках.