Как развить память у ребёнка с учётом возрастных особенностей

Упражнения, развивающие память

Не стоит воспринимать процесс обучения как нечто скучное и неинтересное. Даже обычные игрушки можно использовать в процессе. Такие занятия определенно придутся малышу по душе.

Развитие памяти у детей начинают с простых заданий. Только после успешного выполнения их постепенно усложняют. Обычно берут столько предметов, сколько лет малышу, т.е. если ему два года, то две игрушки.

В младшем дошкольном возрасте хорошо идет игра «Спрячь предмет». Для этого в разных местах раскладывают игрушки, дают ребенку время для запоминания, после чего просят его выйти. Взрослый в этот момент прячет игрушку и просит вернувшегося малыша сказать, что изменилось.

Есть простой способ развить память у детей. Достаточно каждый день расспрашивать ребенка о детском саде.

Поэтому дошкольник рассказывает о том, что он ел на завтрак и обед, во что играл, какие занятия были. Дополнительно у него формируется навык связной речи.

Тренировать память можно посредством обсуждения сказок. Как только взрослый прочитает какую-то сказку, стих или историю – ее нужно подробно разобрать. Малыш должен назвать главных героев, основные события и т.п.

Обязательно нужно улучшать не только зрительную память, но и слуховую, для этого подойдут игры с мячом. Дошкольник должен ловить его только в случае, если называется «съедобное» слово или оно начинается на звук .

Обратите внимание! С несколькими детьми можно усложнить работу. Каждый малыш называет какой-нибудь предмет из темы «Транспорт» (или любой другой), после чего ведущий должен воспроизвести все названные слова

Дополнительно можно сделать мемо-игры по любой теме. Для этого нужно сделать набор парных карточек. Например, разных овощей. Для начала можно ограничиться 10 парами.

Перед ребенком выкладывают карточки рубашками вверх. Он должен искать одинаковые, но за раз он поднимает только две штуки.

Есть готовые наборы мемо-игр из разных материалов

Не всегда родители понимают, как развить память у ребенка. В таком случае им поможет консультация у психолога. Специалист подскажет упражнения для разных периодов.

Например, в старшем дошкольном возрасте можно называть ряд слов и попросить ребенка их повторить. Нежелательно использовать зрительную опору, так как это нужно для развития слуховой памяти.

Развитие памяти у ребенка: цели и методы

Память — удивительная и далеко не полностью изученная психическая способность человека. Степень развития памяти во многом характеризует степень развития ума: память развить можно только вместе с интеллектом.

Некоторые люди обладают высокими врожденными мнемоническими возможностями, а другим нужно упорно трудиться для их стимуляции. Хорошая память является эффективным инструментом, позволяющим достичь превосходных результатов в любом жизненном начинании. Поэтому одной из первостепенных задач родителей, мечтающих об успешном будущем своих детей, есть всестороннее развитие их способностей к запоминанию.

Советы по тренировке памяти ребенка

Не только педагоги могут заниматься с детьми. Родители могут учить своего малыша в домашних условиях. Прежде всего нужно создать дома спокойную обстановку. Стресс, переживания не будут способствовать развитию.

Обучение можно начинать с дошкольного возраста

В дошкольном возрасте ребенок особенно нуждается в эмоциональном взаимодействии. Поэтому каждый день его обнимают и целуют. Взрослым не стоит выяснять отношения при ребенке, так как это негативно скажется на его психике.

Важно! Можно завести ритуалы, например, определенное количество объятий в день. Физическая активность тоже благотворно влияет на детское развитие

Даже обычная прогулка с катанием на горке или карусели поможет наполнить организм кислородом, который важен для работы нервной системы

Физическая активность тоже благотворно влияет на детское развитие. Даже обычная прогулка с катанием на горке или карусели поможет наполнить организм кислородом, который важен для работы нервной системы.

На внимательность влияет и веселье. Поэтому не стоит одергивать ребенка, мешая ему развлекаться и дурачиться

Подобное времяпровождение важно для развития творческих способностей

Игровые формы

В дошкольном возрасте ведущая деятельность развития — игровая. Поэтому не стоит рассчитывать на то, что малыш начнет прилежно сидеть за столом. Особенно это актуально в 4 года и старше — в этот период дети не особо склонны к традиционному обучению.

С помощью игрушек можно создавать множество ситуаций, которые будут способствовать развитию памяти. Например, ребенку предлагают сходить с куклой в магазин и купить определенный набор товаров. Постепенно количество наименований с 2 предметов увеличивают до шести и больше.

Хорошо помогают пальчиковые игры, так как в них под счет выполняется определенная последовательность действий. Хорошо зарекомендовали себя мемо-игры, где нужно искать две одинаковых картинки.

Актуальность традиционного заучивания стихов

Существуют разные методики развития памяти. Одна из самых популярных – это запоминание стихов. Для детей дошкольного возраста используют простые четверостишия, которые легко рифмуются и запоминаются.

С помощью стихов дети расширяют кругозор, учатся рифмовать стихи и формируют культурный уровень

Упражнения со стихотворениями даются легко тем, кто обладает хорошей памятью. Поэтому нужно правильно подбирать материал с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Тренировка памяти начинается с небольших стихов в три-четыре строчки.

Объяснение правил английского языка по чтению для ребенка

Для облегчения процесса используют небольшую помощь в виде зрительной опоры. Для этого составляются специальные схемы, которые состоят из маленьких символов. В таком случае ребенок использует зрение для запоминания и ему проще усвоить стих.

Заучивание стихотворение позволяет улучшить память в кратчайшие сроки. Поэтому такие упражнения начинают давать с детского сада.

Этапы формирования памяти

Виды памяти нового жителя планеты проявляются постепенно. Маленький человек только появился, но уже помнит, как совершать сосательные движения – это моторная память.

В полгода прогрессирует эмоциональная, образная подключается следом. Долговременная появляется после года жизни – крошка может запомнить, где вчера был, кого встретил. К двум достигается еще больший прогресс. У чада складывается представление о мире, которое он составляет непроизвольно.

Интересные особенности детской памяти:

  • у девочек скорее проявляется зрительная память;
  • моторная стремительнее прогрессирует у мальчиков;
  • долговременная раньше появляется у девочек, но носит больше эмоциональный окрас;
  • запоминание чисел доступнее мальчикам.

Возрастные нормы формирования памяти в 8-11 лет

Как уже было отмечено выше, для каждого возраста ребенка установлены свои нормативы по запоминанию и усвоению информации, поступающей из окружающего мира.

Так, можно выделить следующие особенности формирования памяти у детей, пребывающих в возрасте с 8-11 лет:

  • на данном этапе отмечается активное развитие произвольной памяти – ученик начинает ставить перед собой специальную задачу выучить определенную информацию. Причем процессы запоминания и воспроизведения выступают, как мнемические действия,
  • постепенно ребенок начинает овладевать приемами запоминания. Вначале он использует более простые приемы, например: рассматривание материала, многократное повторение, разделение информации на более мелкие блоки,
  • самоконтроль за результатами запоминания производится на уровне узнавания. К примеру, школьник просматривает рассказ и считает, что выучил его, так как он ему кажется знакомым,
  • у младших школьников (8-11 лет) в большей степени развита образная память.

Питание для улучшения памяти

Родителей волнует вопрос, нужны ли особые продукты для лучшего усвоения и запоминания информации. Ученые выяснили, питание играет огромною роль для развития памяти. Поэтому включите в рацион ребенка:

  • грецкие орехи;
  • чеснок;
  • арахис;
  • мед;
  • сухофрукты;
  • морскую капусту;
  • цитрусовые;
  • рыбу жирных сортов;
  • курагу;
  • какао;
  • морковь.

Дело в том, что эти продукты имеют в своем составе необходимые витамины и микроэлементы, обеспечивающие нормальную работу мозга. Поэтому не забывайте о правильном и сбалансированном питании, особенно, в период умственных нагрузок (экзамены).

Также можно принимать витаминные комплексы. Но перед этим следует проконсультироваться с лечащим врачом. Без назначения доктора приобретать препараты не стоит.

7 способов улучшить память ребенка

Проследите, чтобы ребенок спал положенное количество часов согласно его возрасту. Усталый мозг не способен запоминать информацию.

Данные рекомендации помогут родителям улучшить память у детей и проводить тренировки в непринужденной обстановке.

Возрастные особенности

На каждом этапе развития памяти у дошкольников происходят разительные изменения способности к запоминанию, воспроизведению информации. Условно в дошкольном возрасте определяют 4 таких этапа:

  1. Дети до года: развивается моторная память, которая проявляется первыми условными рефлексами. На первом году жизни ребенок запоминает движения и повторяет их. Запоминание более эффективно, если обучение сопровождается ярким, эмоциональным действием.
  2. Возраст от 1 до 2 лет: в этот период активно развивается ЦНС малыша, вследствие чего увеличивается объем запоминаемой информации и ее прочность. Ребенок узнает близких и родных людей, он начинает ходить, развивается образная память. Первые осознанные воспоминания привязывают к этому возрастному периоду.
  3. Возраст 2-4 года: активно развивается механическая память, однако после двух лет ребенок начинает выстраивать и логическую цепочку, запоминает слова, развивает основные двигательные навыки.
  4. Возраст 4-6 лет: преобладает непроизвольное запоминание. Обычно ребенок в этом возрасте запоминает ту информацию, которая оказалась интересной, захватывающей, увлекательной. Происходит это независимо от того, хочет ли дошкольник запоминать эту информацию.

Как развить долговременную память?

Память человека достаточно субъективна, поскольку после каждого последующего воспроизведения информации, воспоминания искажаются.

Задача родителей – развивать и тренировать долговременную память ребенка. Для этого нужно:

Научить свое чадо умению сравнивать объекты запоминания, находить в них сходства и отличия (для тренировок подойдут детские журналы с красочными картинками, таблицами, в которых предлагается найти либо одинаковые предметы, либо отыскать в них едва заметные отличия);

  • Практиковать пересказ ребенком любой полученной им информации – просмотренного мультфильма, прочитанного рассказа, пережитого впечатления (тренирует память, развивает речь, позволяет правильно составлять предложения);
  • Заучивать стихотворения, скороговорки, разгадывать кроссворды;
  • Постепенно переходить на запоминание прозы (здесь можно предложить одно интересное упражнение). Например, в журнале прочитать небольшой отрывок текста, вырезать этот фрагмент. Затем разрезать его на кусочки, дать ребенку одну часть и предложить по ней восстановить весь сюжет.

1-3 года

В этом возрасте малыши особенно хорошо запоминают различные действия и движения и стремятся их повторить. С ними можно и нужно играть в подвижные игры, танцевать, лепить, рисовать, перебирать фасоль, горох, крупу, играть на игрушечных музыкальных инструментах. Так активно развивается двигательная память.

Игры-запоминалки

Говорите с ребенком обо всем происходящем: где были, что ели, кого видели на прогулке, как играли с игрушками. Разгадывайте загадки и учите стишки. Много читайте и поясняйте смысл новых слов, а после прочтения обсуждайте главных героев и события из сказки.

Много читайте и поясняйте смысл новых слов, а после прочтения обсуждайте главных героев и события из сказки.

 «Найди предмет!» Нужно склеить несколько спичечных коробков. Затем на глазах у малыша положите в один из них пуговицу или бусинку и со словами «фокус-покус» накройте все платком. После этого пусть кроха уберет платок и отыщет спрятанный предмет.

«Что пропало?»  На стол положите 3 игрушки: пусть малыш запомнит их и отвернется. Уберите одну из них, а ребенок пусть повернется и угадает, что пропало. Вариант более сложный — менять игрушки местами. Ребенок должен вспомнить, как игрушки лежали сначала.

«Вспомнить все». Покажите ребенку несколько картинок, потом спрячьте их и попросите вспомнить, что было нарисовано. Начинать можно с 1-2 картинок.

Как улучшить память и внимание у ребенка 7 лет

Формулировка “как улучшить память и внимание у ребенка 7 лет”, конечно, не совсем корректна, скорее следует ставить вопрос так — “как тренировать память и внимание у ребенка 7 лет”. Если ребёнок нормально развит, то улучшать память ему ни к чему, она в этом возрасте и без того довольно неплохая, а вот тренировать её с тем, чтобы сохранить способность быстро запоминать новое на годы вперёд, непременно следует

Итак, несколько рекомендаций по поводу того, как развить память и внимание у ребенка 7 лет:

Всегда найдите время для того, чтобы выслушать, что у ребёнка произошло за день. Его речь может быть очень сбивчивой и малопонятной, это нормально. Главное — всегда просить его рассказывать о каких-то деталях, которые ему непременно придётся доставать из памяти. Вы заметите, что со временем он будет вспоминать всё больше и больше подробностей. Помимо тренировки памяти такое общение поможет ребёнку научиться формулировать мысли (особенно если вы поможете ему правильно строить предложения), а также укрепит вашу с ребёнком эмоциональную связь.
Вы можете сделать семейной традицией разучивание с ребёнком перед сном короткого стихотворения или какой-то несложной фразы на иностранном языке
Опять же, кроме тренировки памяти вы будете тренировать и речь ребёнка, а также его словарный запас.
Ещё одно отличное упражнение, которое поможет тренировать память и внимание у ребенка 7 лет, это произнести для него медленно десять доступных ему слов и попросить его сразу же перечислить их. Если он вспомнит пять из них, это уже хорошо и говорит о неплохой кратковременной памяти
Напомните ему те слова, которые он забыл, и попросите его перечислить все десять слов спустя какой-то промежуток времени. Отличным результатом будет, если он назовёт семь или восемь слов, это говорит о том, что и с долговременной памятью у малыша порядок. Если заниматься этим упражнением каждый день, вы отлично разовьёте у ребёнка оба вида памяти.
Аналогичное упражнение делается с картинками, на которых изображены какие-то предметы, которые ребёнок должен назвать.
Для тренировки памяти существует так называемый метод Цицерона. Ребёнка нужно научить запоминать какие-то вещи, располагая их образы в знакомой обстановке. Назовите ему десять предметов, которые он должен мысленно разместить в своей комнате. Пускай в кресле растёт гриб, на столе переминается с ноги на ногу небольшой слоник, а с люстры свисает банан

Главное — представлять предметы размером примерно с футбольный мяч, неважно, какие они в жизни. Пусть ребёнок расположит так в своих мыслях десять предметов, и для того, чтобы вспомнить их, ему будет достаточно оглянуться вокруг или вспомнить обстановку комнаты, когда вы не дома

Попросите его через некоторое время назвать все предметы.
Можно научить ребёнка выстраивать цепочку из предметов, составив какой-то рассказ об их приключениях. К примеру, один предмет может превращаться в другой, как в мультфильме про пластилиновую ворону. Запомнив последовательность превращений, ребёнку будет проще запомнить все предметы и даже назвать их в том же порядке, в котором они были заданы.
Наконец, классическое задание из детских журналов — найти десять отличий. Оно отлично помогает тренировке внимания к деталям.

Советы по развитию памяти у детей

Фото: neefusa.org/

Следующие общие советы родителям помогут развить память у детей:

Сконцентрируйтесь на чем-нибудь одном. Если вы занимаетесь с ребенком, то не отвлекайте его по мелочам

Если же ему не интересно занятие, то постарайтесь заинтересовать его.

Для развития мозга важно правильное питание. Не допускайте перекусов на ходу, не кормите детей фосфудами

Это вредит мозгу. Для мозга полезно в рацион детей включать сухофрукты, фрукты, орехи, мед, молочные продукты, злаки, зелень.

Не перегружайте мозг ребенка. Если он начал отвлекаться, оставьте его. Дайте ему отдохнуть. Повторите пройденный материал вечером, чтобы он его лучше усвоил. На уставший фон плохо усваивается информация.

Не перегружайте мозг ребенка ненужной информацией.

Обязательно гуляйте на свежем воздухе. Для развития мозгу нужен кислород. Лучше, если эти прогулки будут сочетаться с активным отдыхом. Поиграйте в активные игры.

Игры и упражнения для развития памяти у детей 3–6 лет

В 5–6 лет происходит быстрое развитие внимания. Ребенок хорошо и быстро запоминает интересную ему информацию, небольшие стишки. Пытается самостоятельно поставить перед собой цель и хочет ее достичь. Чадо следует всегда поддерживать в начинаниях и при необходимости ему помогать, делать с ним домашнее задание или играть в развивающие игры.

Этот возраст лучше подходит для развития тактильной памяти и изучения иностранного языка. Улучшить память помогут специальные упражнения для запоминания.

«Игра в ассоциации»

Предложите ребенку поиграть в интересную игру – слова, которая ему обязательно понравится и поможет улучшить внимание. Для этого придумывается 10 слов пар, одинаковых по смыслу и медленно повторяются ребенку, чтобы он запомнил

Затем произносите первое слово, а ребенок должен назвать вторую пару и так со всеми словами. Например, озеро – лягушка, дача – огород, море – ракушка.

«Поход на рынок»

Поиграйте с ребенком в игру, в которой ему нужно «пойти» на рынок за продуктами. Составьте ему список из 10 продуктов, которые он там купит. Продавцом побудет один из родителей, который и проверит, как правильно запомнил продукты ребенок.

«Что это?»

Это игра на развитие тактильной памяти. Завязываем ребенку глаза и кладем ему в ручку небольшие предметы. Малыш должен отгадать, что это за предмет, не развязывая глаза. После нескольких минут отгадывания просим повторить предметы, которые он потрогал в первоначальном порядке.

Свойства внимания

Эти важные свойства внимания, которые лежат в основе длительности тех или иных видов и занятий, определяются возрастными возможностями ребенка, а именно: чем младше ребенок, тем длительность его деятельности короче; эмоциональным отношением ребенка к той или иной деятельности, а также сложностью задания, которое определяется видом деятельности. Наиболее сложны задания, связанные с умением ребенка слушать рассказы, сказки, не подкрепленные наглядной ситуацией.

Участие различных анализаторов также определяет длительность игр и занятий, поэтому наиболее длительными могут быть музыкальные и физкультурные занятия, связанные с двигательной активностью и сменой видов деятельности. Менее длительные игры связаны с работой рук — продуктивные виды деятельности (лепка, рисование), дидактические и строительные игры. Еще более короткие речевые занятия (показы картинок), а самые короткие — рассказывание без показа.

Концентрация внимания — степень сосредоточенности ребенка на определенном объекте. С одной стороны, переключение внимания может носить произвольный и непроизвольный характер. Чем меньше ребенок, тем менее длительная его продуктивная деятельность, тем чаще он отвлекается и переключается на другую деятельность.

С другой — бывают ситуации, когда ребенка нужно переключить на другую деятельность, отвлекая от прежней. Так, например, малыш долго сидит за столом и что-то делает. По всему видно, что он устал и его хорошо было бы переключить на другой вид деятельности, но нужно сделать так, чтобы он понял, почему его отвлекли от прежней работы и что он будет делать дальше. Часто взрослые не учитывают возможности малыша и требуют сделать что-то быстро, например, быстро идти мыть руки и кушать.

Ребенку нужно дать возможность спокойно закончить одну деятельность и дать приятную, интересную установку на другую. Показатели невнимательности малышей в играх и занятиях — низкая продуктивная деятельность и частые отвлечения

Нужно обязательно проанализировать, что мешает ребенку сосредоточиться, отвлекает его внимание, и самим создать необходимые условия, способствующие развитию его внимания

Наиболее сложным свойством внимания является его распределение — способность ребенка удерживать внимание на определенном числе объектов (действий) одновременно. Это свойство формируется постепенно на протяжении дошкольного и школьного возраста

Для детей раннего возраста представляет большие трудности одновременно совершать несколько видов деятельности, например, в танце работать одновременно руками и ногами.

Сложности в речевых занятиях представляют для ребенка раннего возраста слышать вопрос взрослого, смотреть на изображение, отвечать на поставленные вопросы. Подобные задания малыш получает уже в 1 год 9 месяцев, когда ему предлагается из двух изображений выбрать нужное. Но если взрослый действует методом, изложенным выше, он получает в ответ адекватную реакцию ребенка. При этом разводится одновременное действие раздражителей разного типа — зрительного и слухового

И если ребенку показываются две картинки и дается вопрос «Где то-то?», он не слышит вопроса взрослого и показывает на изображение, которое в наибольшей степени привлекает его внимание

Поэтому сначала снимается действие зрительных раздражителей. Взрослым молча показывается одна, далее другая картинка, затем обе прячутся, и задается вопрос «Где то-то?», предваряющий зрительное восприятие, и лишь после этого показываются обе картинки. В данном случае разводится воздействие разных раздражителей, и ребенок в ответ дает адекватную реакцию, правильно справляется с предложенным заданием.

Графические упражнения

Графические упражнения — это вообще крайне удобный инструмент. «Соединялки» (упражнения, которые требуют соединить что-то с чем-то перепутанными линиями), лабиринты — просто кладезь заданий.

Родители одного из обучавшихся у нас школьников, отличавшегося исключительно «поставленным» вниманием, рассказывали, что у них есть такая продолжительная игра с положительным подкреплением, в ходе которой каждый в семье является «сталкером», то есть придумывает задания для других членов семьи. Так вот, 5-летний ребенок сам придумал папе, маме и бабушке задания с лабиринтом, которые подглядел в какой-то книжке, а потом рисовал сам на обычном листе формата А4

И получались довольно сложные: три человека с высшим образованием выполняли, основательно сконцентрировавшись.

Отдельно сюда же — всякие «обводилки». Например, задания, где надо соединить точки, чтобы получился узор/рисунок/буква/слово. Это и на внимательность, и на мелкую моторику — словом, комплексное задание, как мы любим.

Этапы развития памяти у детей

Признаки памяти появляются уже в первые месяцы после рождения, когда младенец начинает реагировать на предстоящую процедуру кормления. Затем формируется узнавание: в 3-4 месяца малыш уже запоминает узкий круг лиц и предметов. До 1 года развивается моторная память, а со 2-го – появляются первые воспоминания.

Уже с этого возраста можно начинать тренировать мозг малыша. Но так как запоминание всё еще происходит непроизвольно, делать это необходимо в формате игры с проявлением эмоций – активно использовать жесты, мимику и демонстрировать разные настроения. К 4-5 годам дети, с которыми занимались, приобретают большой словарный запас и значительно развивают эмоциональный фон, благодаря которому усиливается запоминание через органы чувств. С 4 до 6 лет у малышей формируется произвольная память, они уже могут выборочно запоминать именно то, что им интересно

С 6 до 10 активно развивается внимание, с 9 особенно заметно улучшается уровень интеллекта и эрудиции, а пиковым периодом развития логики и всех свойств памяти – её объема, быстроты запоминания, скорости и точности воспроизведения – считается возраст 10-14 лет