Как правильно и быстро научить ребенка 5-6-7 лет читать по слогам в домашних условиях

Содержание

Когда пора учить ребенка читать

Для начала следует понять, что чтение – это действительно сложная задача для мозга. То, что ребенок испытывает трудности в освоении грамоты – это нормально и естественно. Родителям или педагогам с высоты своего опыта может казаться, что все просто и элементарно, но для ребенка все иначе.

Но нет ничего невозможного, и рано или поздно ребенок научиться читать. Поэтому фраза “после трех будет поздно” – точно не про обучение чтению. Мозг должен быть готов к этому виду деятельности.

Однако, родители спешат интеллектуально развивать малышей. Кто-то идет на поводу у своей амбициозности, кто-то боится упустить что-то в детском развитии, поэтому раннее развитие стало повальным и модным увлечением.

Если ребенок в два-три года много занимается развивающими занятиями, учит по наставлению мамы буквы, цифры, складывает кубики, но мало двигается, играет, то вреда от раннего развития и обучения чтению будет намного больше, чем пользы. Такие дети быстро теряют интерес к учебе, как таковой. Уже в школе у них вдруг наблюдаются нарушения речевого развития, слабая моторика и мотивация к учебе, они плохо усваивает новый материал и не выдерживают школьных нагрузок. Но хуже всего то, что они теряют свое здоровье.

Возраст 1-5 лет – это возраст подвижных игр и исследований

Детям крайне важно бегать, прыгать, лазать, ползать, играть в ролевые игры для развития крупной и мелкой моторики. Именно на такую деятельность настроен мозг ребенка в этом возрастном периоде

Перепрыгивая этот этап, родители рискуют тем, что в 6-7 лет ребенок умеет читать (впрочем, как и все первоклассники), но не умеет прыгать и ему с трудом даются физические упражнения.

Специалисты называют средний возраст для начала обучения чтению – это 5-6 лет. На самом деле, главное – не возраст ребенка, а его психологическая готовность.

Критерии, по которым можно оценить готов ли ребенок к обучению чтению:

  • ребенок научился говорить полными предложениями;
  • понимает то, что ему говорят и читают;
  • у ребенка развит фонематический слух (умение отличать один звук речи от другого и отличает, например, дочку от точки);
  • хорошо ориентируется в пространстве и не путает лево и право, верх и низ;
  • у ребенка нет логопедических проблем.

Можно пройти небольшой тест, который также поможет определить готов ли ребенок к обучению чтению.

  1. Любит ли Ваш малыш сказки и рассказы?
  2. Способен ребенок их пересказать?
  3. Возникает ли у ребенка желание рассматривать книги самостоятельно?
  4. Вашего ребенка больше интересует содержание сказки, чем картинки в книге?
  5. Знает ли Ваш малыш буквы, просит ли Вас научить его читать?
  6. Имитирует ли он чтение вслух, подобно взрослым?
  7. Интересуют ли его книги познавательного характера (о животных, кораблях, странах)?
  8. Внимателен ли Ваш ребенок во время Вашего чтения ему?
  9. Ваш ребенок имеет хороший словарный запас и довольно успешно им пользуется?
  10. Он понимает смысл большинства сложных слов?
  11. Чтение для него приносит удовольствие?
  12. Овладев буквами и словами, он пытается читать самостоятельно?
  13. У Вашего малыша нет логопедических проблем?
  14. Ваш малыш хорошо различает похожие звуки?
  15. В разговоре он оперирует развернутыми не односложными предложениями? 17. Ваш ребенок способен пересказать то, что прочитал сам или услышал?
  16. Ваш малыш знает много стихов и песен?

Если сумма баллов составила (Да – 1 балл, Нет – 0 баллов):

13-18 баллов, то ваш ребенок полностью готов к школьному обучению читать. Его интересует не только способность читать “как взрослые”, но и возможность узнать самостоятельно много полезного и занимательного из книг.

9-12 баллов свидетельствуют о средних способностях вашего малыша к чтению. Возможно интерес к книгам у него ситуативный, неустойчивый. Ребенок не спешит учиться читать.

Менее 9 баллов означают, что пора бить тревогу, ведь ваш малыш почти на школьном пороге. Заинтересуйте его интересными книгами

Изучение букв по азбуке

Чуть ли не обязательными покупками для малыша считаются азбуки, кубики и прочие игрушки, где каждая буква сопровождается картинкой. С их помощью многие родители довольно рано начинают знакомить малыша с буквами и уже года в два могут похвалиться друзьям, что их ребенок знает весь алфавит. Только после этого, дело дальше никак не продвигается, выучив все буквы, ребенок почему-то читать не начинает. «Буквы знает, но не читает» — должно быть, вы слышали о такой проблеме, а, может, и сами уже столкнулись с ней.

Дело в том, что когда вы вместе с малышом многократно просматриваете красивые картинки, помещенные в азбуке рядом с буквами, и повторяете  «А – арбуз», «Н – ножницы», в сознании ребенка появляются стойкие ассоциации между буквой и картинкой. За буквой закрепляется вполне конкретный образ, который потом мешает объединять буквы в слова. Так, простое слово «ЯМА» превращается в «Яблоко, Мяч, Арбуз».

Еще хуже, если показывая малышу буквы в азбуке, родители произносят не звук, который соответствует этой букве, а название буквы. То есть не «Л», а «Эль», не «Т», а «Тэ». Стоит ли говорить, что ребенок совершенно не понимает, почему «Эс-у-эм-ка-а» вдруг должно превратиться в «Сумка». Печально, но именно такое произнесение букв встречается во всевозможных «Живых азбуках» и звуковых плакатах. Если вы все-таки учите малыша отдельным буквам, то проговаривайте только звук, который этой букве соответствует. Но прежде, чем заучивать отдельные буквы ознакомьтесь и с другими методиками освоения чтения.

Игры

Интересных игр для обучения чтению детей 6-7 лет много. Мы собрали самые увлекательные, те, которые обязательно понравятся дошколятам. Скачайте задания с сайта, распечатайте на домашнем принтере и занимайтесь.

Учим буквы

Задача дошкольника: найти картинки на определенную букву.

Подбирать изображения нужно правильно: простые, понятные и знакомые детсадовцу.

Начать можно с таких:

Малыши могут играть индивидуально или в парах. На 2-3 уроке, после знакомства с несколькими буквами, можно устроить соревнования.

Читай по первым буквам

Игра необычная, но очень эффективная для развития скорости мышления, чтения в будущем. Малышу нужно вспомнить название предметов, выделить первую букву в слове и произнести только ее, положив на картинку карточку с буквой.

Например, возьмем первую строку на бланке. Лиса- Елка- Солнце. У дошкольника должен получиться ЛЕС.

Для разнообразия распечатывайте картинки для каждой пары учащихся, а не на класс. Постепенно усложняйте игру. Давайте детям слова их 4-5 букв.

Найди букву

Ребенку предлагаются дидактические карты, где буквы перемешаны, напечатаны разными шрифтами и форматами. Задача дошкольника найти нужный знак и обвести его карандашом.

В качестве дополнительного упражнения: можно придумать еще пару слов на заданную букву, найти предметы в комнате, названия которых начинается на них. На занятие используйте такие веселые карточки.

Собири слова из букв

Цель игры: поставить буквы в нужном порядке, подписать картинку.
Ребенок называет правильное слово, потом прислушивается к себе и подбирает буковки для записи в клеточках.

Читаем слоги

Создавать раздаточный материал нужно вместе с ребятишками. Потребуются картинки с изображением животных, пару листов чистой бумаги, карандаши. Под каждым слогом спрятан “сюрприз”.

В процессе игры ребенок ориентируется на ассоциации со звуками животных, учит буквы и чтение слога. Игра подходит для малышей от 4 лет.

Настольные игры

Это могут быть ходилки, лото, самодельные карточки для складывания в определенном порядке. Лучше всего дети воспринимают именно бродилки по настольному полю. Игра увлекает, для выполнения шагов нужно уметь читать слоги или учиться буквам в процессе.

Распечатайте для занятия такие ходилки:

Для определения последовательности хода и количества шагов детям потребуются кости и знание счета. Взрослым придется немного помогать малышам, чтобы они не запутались и играли по правилам.

Читаем вместе

Увлекательная игра, которая понравится взрослым и детям. На листе напечатан текст, некоторые слова зашифрованы картинками. При прочтении нужно вставлять их словами, чтобы нить повествования не потерялась

Во время игры малыш развивает внимание, навык чтения, лексический запас

Три самых популярных методики обучению чтению

Кубики Зайцева, метод Марии Монтессори, Глена Домана, Сесиль Лупан, кубики Чаплыгина – это далеко не полный перечень обучающих чтению методик. Все они имеют, как положительные отзывы, так и отрицательные черты. Сложность в том, что все они требуют времени и ресурсов или поиск грамотного специалиста.

Давайте рассмотрим самые популярные из них.

Кубики Зайцева

Набор состоит из 52 кубиков со складами, из которых можно составить любые слова. Они также наполнены разным наполнителем, в зависимости от того, звонкий, глухой, мягкий или твердый склад. В комплекте идут и обучающие таблицы. Начинать использовать кубики можно чуть ли не с рождения. Сначала малыш будет использовать их, как погремушки, потом складывать свои первые слова.

Плюсы: ребенок быстро учится беглому чтению в игровой форме, грамотному письму, обучать можно в любом возрасте и в 2, и в 6 лет.

Минусы: пособия довольно дорого стоят, а вот трудности у ребенка будут уже в первом классе, когда надо будет учить сначала буквы, потом слог, потом слово и делать фонематический разбор слова. Логопеды же сетуют на то, что дети проглатывают окончание слов.

Методика Глена Домана

Обучение по методике Домана можно начинать с 6 месяцев. Для этого надо будет показывать малышу карточки со словами и произносить то, что на них написано. Постепенно карточки надо будет добавлять, а после изучения слов переходить к словосочетаниям и целым предложениям.

Плюсы: ребенок обучается чтению в процессе игры, развивает свою память.

Минусы: придется изготовить огромное количество карточек и следить за последовательностью занятий. Дети не всегда понимают связь между теми словами, что они заучили и теми, что они слышат в устной речи.

Методика Марии Монтессори

Самое главное правило для Монтессори подхода – ребенок должен быть готов и проявлять интерес к чтению и письму. Тогда ему предлагаются дидактический материал: шершавые буквы, вкладыши, поднос с манкой для рисования букв и т.д. Причем сначала дети овладевают письмом, а потом уже чтением.

Плюсы: метод Монтессори – эффективный и самодостаточный, дети быстро и с удовольствием начинают читать.

Минусы: сложно повторить в домашних условиях, так как требует специальных пособий и грамотного Монтессори-педагога.

Складываем слоги

Сочетать две гласные ваш малыш научился, легко читает АУ, ИА. Переходите к слиянию гласных и согласных. Сначала научите читать открытые слоги, затем закрытые. Из одинаковых сочетаний составляйте первые слова: МА-МА, БА-БА. Используйте обратные варианты: АХ, УМ, АМ, ОН.

Покажите, как пропевать слоги

Заострите внимание на том, что звуки бегут друг за другом. Это хорошо показано в азбуке Надежды Жуковой

После этого можно соединять несколько слогов вместе и ставить между ними еще один согласный: ЖУ-Ч-КА.

Самый легкий способ автоматизировать чтение по слогам — слоговые таблицы. Это карточки со столбиками слогов. Если читать их ежедневно, постепенно ускоряя темп, ребенок легко будет узнавать их в словах. Советуем распечатать слоги для обучения детей чтению на листах бумаги и давать по одному варианту на урок.

Чем помогут слоговые таблицы, и как их использовать

Слоговые таблицы являются отменным способом обучения. Это специальные наборы, которые состоят из слогов, повторяющихся несколько раз подряд. Ярким примером является следующая табличка:

Плюс данной методики заключается в том, что проговаривание слогов отлично тренирует артикуляционный аппарат ребенка. Для начала все слоги проговариваются в медленном темпе, затем он постепенно ускоряется. В итоге получается своеобразная скороговорка, которая выговаривается «на одном дыхании».

Благодаря таким занятиям значительно улучшается речевая моторика, развиваются ораторские способности. Конечно, ребенку поначалу будет трудно, поэтому не стоит ожидать молниеносных результатов.

Важно!Все занятия должны происходить по принципу игры – так изучение нового будет происходить легче, интереснее, веселее

За один урок можно проговаривать не более 3 строк. Если ребенку тяжело, то нужно остановиться на 1 строке, но изучить ее основательно. В противном случае, эффекта от проводимых занятий не будет.

Открытые слоги могут читаться в двух направлениях – по диагонали или по вертикали. Согласный звук необходимо «тянуть» таким образом, чтобы он медленно и плавно перетекал в гласный. Такой принцип характерен для чтения по диагонали. Если же читать по вертикали, то гласный будет оставаться прежним, а вот согласные будут меняться.

Игры на умение складывать слоги

  • Собери слово. Перед дошкольником разложены слоги на карточках. Задача: собрать слова, одно или несколько.
  • Отгадай загадку. Перед малышом лежит дорожка из слов, среди них нужно найти загаданное.
  • Слово в слове. Ребенку предлагается длинное слово, из 12-15 букв. Из него нужно составить слова поменьше.
  • Игры ходилки. Приготовьте игровой поле сами. В пустые клетки впишите буквы. При хождении фишки ребенок почитывает звуки, складывая их в слоги.

Самолетики

Из бумаги делаются простейшие самолеты. На каждом из них пишется слог (КА, ТУ, МИ), далее родитель на время превращается в диспетчера и начинает давать указание, какому именно самолетику следует сесть или взлететь, или же направиться в заранее придуманный ангар. Ребенок должен разобраться со слогами и выполнить задание.

Как быстро научить ребенка читать по слогам?

Игра «Читаем по слогам»:

  • Возьмите кубики с согласными буквами и поставьте их один на другой
  • Теперь возьмите кубик с буквой «а», и поочередно подставляя её к кубикам с согласными буквами, проговаривайте вместе с малышом получившиеся слоги
  • Дойдите до верха и опускайте букву «а» вниз, снова повторяя слоги

Так получится быстро научить ребенка читать по слогам, не прилагая усилий, и не заставляя малыша делать то, что он не хочет.

Проблема мотивации

Дошкольники и первоклассники на самом деле имеют не так много возможностей для того, чтобы полюбить чтение. Ведь на данный момент самые интересные книжки им еще недоступны, так как слишком объемные. Что же делать в этом случае?

Читайте вслух вместе с ребенком. Сначала договоритесь о том, что вы читаете страницу, а ребенок одно предложение, постепенно объем прочитанного вами и ребенком должен сравняться.
Постарайтесь найти интересную книгу с маленьким объемом текста, это может быть: книга стихов, детская энциклопедия, комиксы и даже сборник анекдотов.
Используйте внешнюю мотивацию, например игру.
Книга, которую вы предлагаете почитать малышу не должна быть объемной с мелким шрифтом и без картинок

Текст малышу нужно подавать “порциями”.

Чтение не должно становиться наказанием, поощрять за него также нет необходимости, как и наказывать.
Постарайтесь подобрать такие произведения, по которым сняты фильмы или мультики: сначала читайте книгу, а потом смотрите фильм, обращая внимание на то, что далеко не все интересные моменты из книги были экранизированы и в целом книга на много интереснее фильма.

Читайте сами. Ребенок должен видеть, что родители получают от чтения удовольствие.

В заключении скажем о том, что не все дети способны научиться читать правильно и без ошибок без помощи специалиста. Существует такая проблема, как дислексия, о которой мы поговорим в следующих статьях.

Когда и как нужно начинать учить ребенка читать для подготовки к 1 классу в 7 лет?

Как утверждают детские психологи, самым оптимальным для обучения ребенка чтению является возраст 4,5-6 лет. На практике же многие детки сами изъявляют желание учиться примерно с 5-летнего возраста. Существует ряд показателей, по которым можно судить, готовы ли ваша дочка или сын к таким занятиям.

Возрастные особенности и готовность к чтению в 7 лет

В семилетнем возрасте дети начинают активно интересоваться тем, что написано на окружающих их предметах.

Обратите внимание!Если к этому возрасту ребенок еще не умеет читать — это не повод для паники, а абсолютно нормальное явление, но в то же время стоит понимать, что пора переходить к интенсивным занятиям.

Для начала необходимо понять, насколько ребенок готов к столь ответственному и непростому процессу. Это можно определить по:

  • отсутствию проблем с произношением слов;
  • достаточно хорошему владению устной речью;
  • развитости фонематического слуха, когда ребенок способен различать и повторять услышанные звуки;
  • отсутствию проблем со слухом;
  • свободной ориентации в окружающей среде.


Внимательные родители всегда отметят подобный прогресс в развитии сына или дочери, и помогут усовершенствовать эти навыки и умения.

Лучшие методики

Перед тем как обучать ребенка чтению, родителям самим необходимо получить представление о том, как это должно происходить. С этой целью были разработаны специальные методики, которые помогут без давления и спешки проводить столь ответственные задания с детьми 7 лет:

  1. Метод Домана. Этот способ еще называется «глобальным чтением». Он подразумевает обучение чтению целых слов посредством вовлечения в процесс механической памяти. Так, на столе необходимо разложить карточки с написанными на них простыми словами: «мама», «папа», «шкаф», «стул» и др. Видя их постоянно, малыш будет запоминать написание, что впоследствии поможет ему быстрее научиться читать.

  2. Выучивание отдельных слогов, можно использовать «Кассу слогов». Такие тренировки лучше всего воспринимают детки 4,5 – 5 лет.

  3. Кубики Зайцева. Изучение слогов на красиво составленных схемах, таблицах и карточках поспособствует запоминанию слов, развитию речи и улучшению мышления, развитию фантазии.

Выбор методики лучше всего осуществлять совместно с детским психологом. Если такой возможности нет, то можно спросить совета у педиатра или будущего учителя ребенка.

Этап №2. Знакомство со звуком

Далее нужно выделить в слове первый звук. Для этого проговорите слово и протяните первый звук, произнесите его громче и отчетливее других. Предложите ребенку повторить за вами. Он должен определить и назвать, какой первый звук в слове услышал.

Теперь нужно поиграть с этим звуком:

  • произносить с разной силой голоса (тише — громче);
  • пропеть;
  • проговорить с разной интонацией.

Важно обратить внимание на артикуляцию звука. Обязательно обговорите с ребенком, как получается произносить данный звук, в каком положении находятся губы, зубы и язык. Для этого предложите ему наблюдать за вами или смотреть в зеркало на себя

При изучении гласных звуков рекомендуется показать малышу соответствующие демонстрационные картинки

Для этого предложите ему наблюдать за вами или смотреть в зеркало на себя. При изучении гласных звуков рекомендуется показать малышу соответствующие демонстрационные картинки.

Игры на развитие фонетического слуха

Когда выучите с ребенком уже несколько звуков обязательно играйте с ним в игру «Угадай звук» — по положению органов артикуляции он должен отгадать, какой звук вы собираетесь произнести.  

После таких игр предложите ребенку другие упражнения на развитие фонетического слуха:

  • Назвать слова, которые тоже начинаются с нужного звука.
  • «Поймай звук» — взрослый должен произносить разные слова, а малыш их повторяет и если услышит в нем указанный звук — хлопает в ладоши.
  • «Засели домик» — сделать картонный шаблон домика с 3-4 окошками и предложить ребенку расположить в них картинки с теми предметами, название которых начинается с нужного звука.
  • «Доскажи слово» — вы называете часть слова, а ребенок должен сказать его полностью, добавив звук в начале (в конце) слова.

Внимание! Не нужно на одном занятии использовать больше 2 упражнений

Проблемы при неправильном обучении чтению

Педагоги, которые учат малышей читать, знают их возрастные особенности, владеют полным арсеналом методических приемов и могут найти индивидуальный подход к ребенку в каждом отдельном случае. Родители не имеют подобных навыков и знаний, поэтому часто допускают ошибки, организовывая процесс обучения чтению самостоятельно, без предварительной подготовки или консультации. Исходя из моего многолетнего опыта работы в младших классах, хочу указать на основные проблемы, которые возникают, если не знать, как правильно научить ребенка читать по слогам.

Главная ошибка, которую сложно исправить, — это побуквенное чтение. Родители считают, что именно буквы являются основной единицей чтения и приучают ребенка сначала называть буквы, а затем пытаться объединить их в целое слово. Еще хуже, если при этом практикуют использование полных названий букв («эм», «пэ» и т.д.) или не исправляют малыша, когда он произносит «мы», «пы», называя согласные звуки.

Такой подход в корне неправильный: при таком обучении ребенок не осваивает механизм звуко-буквенного слияния слога, он учится читать только на основе запоминания и воспроизведения словесных формулировок (типа «эл» и «а» — будет «ла»), а  это значительно тормозит скорость чтения, ребенок часто путает слоги и допускает ошибки.

Чтобы отучить «наученного» ребенка от использования подобного алгоритма, потребуется не менее 4 – 6 месяцев на переучивание. Даже когда учитель сможет объяснить и показать ребенку, что проговаривать подобные формулы не нужно, а следует сразу называть целый слог, малыш продолжит делать по-прежнему «в уме» и только потом произносить получившуюся комбинацию.   

Еще одна проблема — слабо развитый фонематический слух

Родители вообще не склонны уделять внимание использованию различных фонематических упражнений. Поэтому ребенок только в школе начинает знакомиться с понятием звука, учиться выделять его в речевом потоке, определять его место в слове

А ведь именно устойчивая ассоциация «буква = звук» является основой слитного чтения и грамотного правописания. Особенно серьезные проблемы возникают при изучении букв «ы», «я», «ю», «е», «ё», а также знаков «ь», «ъ», ведь их употребление основывается только на умении определять, какие звуки они обозначают (или разделяют) в конкретной позиции.

Не стоит также забывать, что часто родители достигают результата за счет настойчивости и предъявления постоянных требований к ребенку, поскольку не владеют широким спектром дидактических игр и упражнений. Поэтому дошкольник может быстро потерять интерес к чтению и воспринимать этот процесс, как скучную «обязаловку».

Чтобы избежать всех описанных ошибок и правильно научить ребенка читать, предлагаем родителям воспользоваться нашими рекомендациями, представленными ниже.

Методические основы обучения чтению по слогам

В педагогике описано несколько способов обучения ребенка чтению. Наиболее эффективным считается метод чтения по слогам, который основывается на звуко-буквенном подходе. При этом слоги является основными «кирпичиками», из которых составляется слово. Рассмотрим, как научить ребенка читать по слогам в домашних условиях.

Итак, сначала нужно познакомить ребенка с основными гласными звуками и буквами, которыми они обозначаются: «а», «о», «у». Каждой букве нужно уделить по 2-3 занятия. Алгоритм изучения этих и последующих букв следующий.

Как закрепить и отработать навык чтения, чтобы ребенок мог читать самостоятельно?

Далее мы приступили к занятиям по второму пособию. Там можно было не только читать слова, но и научиться соотносить каждую букву с тем или иным звуком. Плюс ко всему было повторение печатных прописей.

Посмотрите, как интересно и гармонично составлены задания. Чистоговорки, соответствующие тем или иным буквам, очень помогают в развитии речи ребенка.

В дополнение ко всему мы из деревянных кубиков с буквами составляли с дочкой разные слова и читали их. Двухлетний сын пока только строит из них то паровозики, то башенки.

Кстати, еще можно использовать такое упражнение с кубиками: построить слово, намеренно пропустив в нем какую-то букву, а затем вместе с ребенком правильно «достроить» его. Так у малыша будет развиваться не только навык чтения, но и грамотность.

Подготовительный этап

Бесспорно, сложно пытаться что-то объяснить годовалому малышу и учить его произносить слова или их части, хотя и возможно. Согласно, последних исследований, специалисты полагают, что начать учить простые слова и соединять слоги некоторые малыши могут уже с 2 или 3 лет.

Впрочем, в таком раннем возрасте не стоит перегружать детей лишней для них информацией, но уделить больше подготовительному этапу: помочь крохе развить фонематический слух, выучить буквы.

Развитию фонематического слуха способствует чтение и заучивание потешек, коротких стишков и песен.

Изучение букв лучше проводить в игровой форме.

Творческие приемы для запоминания букв:

  1. Обводить, раскрашивать, заштриховывать буквы карандашами.
  2. Лепить буквы из пластилина и кинетического песка.
  3. Выкладывать буквы из палочек, мозаики, кубиков.

Приемы для запоминания букв для дошкольников: лепка пластилином

Полезные советы

Обучение чтению детей может стать мукой для первоклассника и его родителей. Чтобы избежать скандалов, разочарований и не отбить желание освоить грамоту, воспользуйтесь маленькими хитростями:

  1. Занимайтесь регулярно. Уроки, проводимые время от времени или плохо организованные, необходимого эффекта не дадут. Ребенок просто забудет всю информацию. Составьте план занятий и следуйте ему неукоснительно. Иногда делайте каникулы на пару дней.
  2. Учите в игровой форме. Например, собирайте из кубиков с буквами домики, возите их на грузовике, чтобы составить слоги. Без строгих правил и сидения за столом по 30–40 минут информация усвоится легко, с интересом.
  3. Соблюдайте последовательность обучения. План может выглядеть так: звуки – буквы – слоги – слова – предложения – тексты. Двигайтесь от простого к сложному последовательно.
  4. Используйте видеоуроки для занятий в домашних условиях. Этот вариант подойдет старшим дошкольникам, применяйте в целях самообразования для родителей.
  5. Регулярно повторяйте пройденное. Используйте для этого разные методы: распечатывайте карточки, делайте рисунки, учите загадки, песни.
  6. Ищите буквы везде. Для занятий чтением не обязательно иметь под рукой книгу или кубики.

    На прогулке просите малыша показать знакомые символы на доске объявлений, на ценнике в магазине, на табличках домов. Это отличный практический опыт.

  7. Не заставляйте читать, если малыш не хочет заниматься. Точно не стоит учить слоговому чтению детей 3–4 лет, им это не нужно и неинтересно. Дошкольников, в 6–7 лет, учить читать уже пора. Но если детсадовец не хочет, используйте разные способы мотивации для оживления интереса: собственный пример, награды за трудолюбие, похвалу.

Иллюстрации

Нужно, чтобы книги привлекали малыша изначально: как яркий красочный предмет, или игрушка — это станет фактором постепенного формирования любви к чтению.

Для самых маленьких выбирайте книги с выразительными и понятными картинками, выполненными талантливыми художниками. Пусть на них будут изображены старые добрые герои народных сказок или отечественных мультфильмов, а не штампованные компьютерные уродцы с застывшими неестественными улыбками, которые уж никак не будут способствовать развитию хорошего вкуса и чувства прекрасного у ребёнка.

Иллюстрации должны быть такими, чтобы к ним хотелось возвращаться, листать страницы и пересматривать.

Как научиться много читать

Как научиться много читать

Многих волнует вопрос – как научиться много читать? Первое, что надо понять: а нужно ли Вам много читать. Еще Соломон в древние времена говорил, что много читать, значит слишком утомлять свой ум ненужными вещами. Если человек читает все подряд, не разбираясь в качестве литературы, то это может принести больше вреда, нежели пользы. Помните, что книги бывают разные, в наше время любой дурак может податься в авторы книги о том, как стать счастливым, заработать миллион, создать семью, настроить компьютер и т.д. и т.п., но чтение таких «шедевров» делает людей обычно только хуже. Вспомните, какие популярные были книжки Карнеги в 90-е годы, где тот поучал всех заводить друзей и зарабатывать миллионы. Сам он ровным счетом ничего не зарабатывал, друзей не имел, да и прочитавшие его творения люди в этих делах не преуспели.

Есть случаи, когда много читать действительно надо. Это касается студентов, которым приходится много учить, так как на один семестр обычно наваливается куча предметов, людей со сложными интеллектуальными профессиями, которым внезапно надо освоить целый ворох новых знаний. Как быть им и быстро и много читать? Вот некоторые рекомендации:

  • Не отвлекаться на другие вещи. Если заниматься чтением без отвлечения на посторонние факторы, можно прочитать больше, нежели постоянно дергаться между несколькими делами;
  • Развитие терпения. Читать – значит сидеть дома и читать, а не гулять, заниматься спортом, работать руками и т.д. Не каждый человек может выдержать домашнее заточение, постоянно перебирая тонны макулатуры;
  • Читать осмысленно. Если читать просто так, чтобы тратить на что-то время, то надолго Вас не хватит. Надо читать и понимать, что это за информация, зачем она Вам, какой толк от данной книжки.

Если это будет, то читать много не окажется проблемой. Когда человек чем-то реально увлечен, его за уши не оттянешь от любимого дела.

Игры для отработки чтения словами

Есть множество интересных игр, которые приучают ребенка читать целым словом.

Например, «Читай-хватай» от «Банды умников» нравится практически всем. И читать приходится, действительно, очень быстро. Тем более, что в игре есть несколько вариантов разного уровня сложности.

А можно просто играть в слова с самодельными пособиями.

«Добавлялки-чепуха». Мы читаем слог. Потом добавляем к нему еще один, потом – еще один. Так можно дойти до чтения 5-6 сложных слов. «Чепуха» — потому что слова эти – тарабарские. Мы просто берем карточки со слогами и складываем в произвольном порядке. Главное – договориться, на какой слог будет падать ударение. А чтобы было смешнее, можно еще и придумывать, что это может быть. Например, прочитали слово «МО-КА-ТИ-ЗА» — что это может быть? Я, например, при этом слове представляю злющую старуху с клюкой:)

«Быстрее паровоза». Маленький паровозик едет – и закрывает слова. Надо успеть их прочесть, пока он не «наехал».

«Догадки». Читаем предложение, в котором части слов (конец) закрыты или стерты. Надо догадаться, что там написано. Например, «Мама и Коля пошли в мага…» ребенок легко догадается, что должно быть дальше. Такой навык тоже здорово помогает ускорить чтение.

Таким образом, слоговое чтение отлично «лечится» дома, без помощи специалистов.

Второй этап обучения

Данная стадия основывается на словосочетаниях. Для проработки второй ступени вам необходимо произвести анализ слов, которых уже знает  малыш, и подумать, какие словосочетания из них можно составить. Хорошим вариантом будет использования цветов. Например, «зеленый огурец», «белый рис» и т.д. Так ваш ребенок не только будет учиться чтению, но и познавать мир.

По истечению какого-то времени вы поймете, что ребенку начинает это наскучивать, и, что требуется введение нового материала. В таком случае выберите тему антонимов «низкий/высокий», «длинный/короткий» и т.д.

Обговорите с ним это. Опирайтесь на опыт, возраст и уже полученные знания вашего ребенка при выборе групп антонимов.

С какого возраста можно учить ребенка читать

Нет однозначного ответа на вопрос, когда же правильно приступать к буквам и слогам, но большинство педагогов и психологов склоняются к варианту 5-6 лет. Допустимо начинать изучение в более раннем возрасте при наличии у малыша интереса к книгам и его демонстрации своего желания читать самостоятельно.

На заметку!Теоретически можно обучить навыкам чтения малышей после достижения ими 2 лет, но лучше делать это не раньше 4.

Родителям стоит опираться на следующие показатели поведения своих чад, которые сигнализируют о готовности ребенка начать обучение:

  1. Разговорная речь должна быть хорошо поставленной, осмысленной и состоять из предложений, а не отдельных слов.
  2. Развитый фонематический слух для правильного восприятия звуков.
  3. Четкое произношение без множества дефектов, поскольку, в противном случае, дети будут не только разговаривать, но еще и читать, коверкая слова.
  4. Ориентация малыша в пространстве, понимание понятий верх-низ и право-лево для того, чтобы читать буквы в нужном, а не произвольном порядке.


Вышеперечисленные умения способствуют успешному обучению чтению, при их наличии можно начинать образовательный процесс, невзирая на возрастные рамки.