Как научить ребенка писать

Содержание

Практические советы по освоению красивого письма

Как научиться писать красивым почерком в короткий срок и получать от своего нового навыка пользу уже в ближайшем будущем? Выполняйте следующие упражнения и действия.

Разминка для пальцев

Даже для процесса письма существуют разминки и техники повышения гибкости и подвижности пальцев. Их задача – размяться, дополнительно развивать мелкую моторику рук. Один из простейших вариантов разминки – воздушное письмо. Для его выполнения:

  • Возьмите в руку карандаш или ручку, согните руку в локте, имитируя ее положение при реальном письме;
  • Начинайте водить рукой в воздухе, якобы прописывая крупные буквы.

Разминка для пальцев

Упражнение надо проводить регулярно утром и вечером в течение 2-3 минут. Оно помогает развивать моторику рук и вырабатывать выносливость, благодаря которой можно будет много писать и не так быстро уставать.

Пишите в прописи

Если никак не получается выводить ровные буквы, особенно если надо учить ребенка – рекомендуется использовать специальные тетради прописи. Это специальные листы, в которых есть контуры заглавных и малых букв в их идеальном исполнении. Человеку надо лишь обводить контуры ручкой, стараясь максимально их повторить без искажений.

Прописи для тренировки красивого почерка

В прописях есть специальные страницы, где можно тренировать написание букв с правильным наклоном, интервалом между отдельными буквами, адекватными листу размерами. В будущем человек все равно вырабатывает свой личный почерк, далекий от стандартов прописи, но они реально помогают сделать письмо разборчивым и красивым.

Подкалывайте разлинованные листы

Как научиться красиво писать ручкой, когда человек уже взрослый, а его письмена все еще выглядят коряво, не выдерживают горизонта и страдают проблемами в плане масштаба отдельных букв? Есть простой прием – подкладывайте под лист, на котором пишите, разлинованные листы!

Что это дает:

  • Просвечиваемые снизу линейки помогают сориентироваться, держать строку ровно и не нарушать горизонтальности написания;
  • Разлинованный лист поможет вырисовывать буквы одинакового размера, так как без него некоторые люди могут теряться и писать одни буквы большим, другие – меньшим шрифтом.

Разлинованные листы для красивого и ровного почерка

Использование такой помощи не будет чем-то стыдным – в любом случае, при письме на тонком листе требуется использовать подложку, чтобы банально не продавить его ручкой. Поэтому, такой разлинованный лист внизу будет выглядеть естественно даже на работе, учебе, в серьезной обстановке.

Проворачивайте листок

Пытаясь разобраться, как научиться красиво писать каллиграфическим почерком, не пренебрегайте таким простым приемом, как проворачивание листа. Если положить лист для письма строго ровно перед собой, то для написания букв с правильным наклоном потребуются дополнительные усилия. Это неудобно, поэтому сам лист надо немного провернуть. Если вы правша – лист слегка наклоняется в левую сторона, а если левша – в противоположную.

Положение листа для правильного наклона почерка

Выберите красивый шрифт для примера

Сегодня мы имеем такие возможности, которых не имели люди еще 20-30 лет назад. К примеру, можно открыть пустой лист файла Word на компьютере, набрать там какие-то предложения и поиграть имеющимися шрифтами. Среди предлагаемых офисом шрифтов вы наверняка найдете привлекательный для себя, поэтому возьмите его за основу.

Алгоритм действий следующий:

  • Напишите все буквы алфавита в файле Word;
  • Примените понравившийся шрифт, который хотите перенять в свой стиль письма;
  • Практикуйтесь на листе бумаги, в прописях писать буквы с экрана.

Как выбрать красивый шрифт

Не надо спешить освоить как можно больше букв в короткий срок. Лучше неспешно прорабатывать каждую букву, прописную и заглавную, к примеру, одну в день в свободное от работы или других дел время.

Учите школьника понимать правила

Подчеркнём: не зубрил, а учил с понимаем

Читая правила, важно запоминать чёткий алгоритм, почему определённое слово пишется по одному пункту правила, а второе слово — по иному. Для этого родителю не обязательно быть педагогом

Достаточно взять пример из правила и разобрать его пошагово, как это делается в объяснении. Допустим, ребёнку сложно запомнить, почему в слове «гора» необходимо писать букву О. Для этого слово нужно проверить, подобрав к нему однокоренное или поставив в другую форму так, чтобы на О падало ударение.

Объяснение может выглядеть так. Выписываем слово на листок, выделяем в нём корень, подчеркиваем гласную О (орфограмму) и изменяем форму слова (гор-а — гОр-ы) или подбираем однокоренное (гор-а — гОр-н-ый). Итак, все условия правила выполнены. Можно приступать к закреплению на примере других слов, чтобы пришло понимание правила. Заучивать стоит только исключения, а их в русском языке немало.

Прежде чем начать обучение

Навык письма – один из самых сложных для освоения ребенком. Он требует наличия у него многих предшествующих навыков, поэтому нет смысла учить кроху выводить буквы каллиграфическим почерком, едва ему исполнится 3 годика: он просто не будет к этому подготовлен.

Так что же нужно сделать до того, как научить ребенка писать буквы? Дать ему те самые предварительные навыки: научить правильно сидеть за столом, не горбясь, не «клюя» носом в тетрадь, не подпирая стол грудью, показать, как правильно держать ручку, равномерно нажимая на нее при письме, помочь набрать богатый словарный запас.

Перед обучением письму ребенок должен:

  • знать все буквы алфавита, понимать, какие звуки с их помощью записывают (буква «Эль» – звук );
  • знать разницу между печатными и прописными буквами;
  • различать гласные и согласные;
  • определять на слух количество слов в предложении, слогов в слове, выделять в нем на слух нужные звуки;
  • находить ударный слог в слове.

То есть разумнее сначала научить дошкольника читать, а затем – писать. Ведь он должен понимать, что именно он пишет, а главное – для чего это нужно. Не умея читать, ребенок не сможет написать ни одного слова или даже слога.

Что нужно, чтобы ребенок научился красиво писать

Конечно же, всячески ему помогать! Родительская помощь в этом случае очень важна, но вместе с тем и проста. Нужно лишь постараться соблюсти несколько элементарных условий.

  1. Оборудование детского рабочего места. То есть стола, за которым ребенок будет постигать азы правописания и каллиграфии. Никаких лишних предметов на столе быть не должно: это отвлекает малыша. Стул и стол должны быть удобными. В чем заключается такое удобство – об этом уже говорилось выше.
  2. На столе обязательно должна быть настольная лампа, которую следует включать, когда не хватает естественного света. Если ребенок правша, то она должна находиться слева от него, а если левша, то справа.
  3. Очень большое значение для каллиграфии имеет ручка. Она не должна быть слишком толстой и, наоборот, слишком тонкой. То есть, ребенку должно быть удобно ею пользоваться. Кстати: с самого начала необходимо приучать малыша правильно держать ручку, иначе ни о какой каллиграфии не может быть и речи. Как это лучше сделать, в подробностях расскажет видео. Вот оно.

  1. Тетрадка также должна лежать на столе правильно – чуть правее середины груди малыша и располагаться слегка под наклоном.

Красивый почерк помогают также выработать специальные упражнения по развитию мелкой моторики. Таких упражнений множество, и их легко можно отыскать в интернете, например на нашем сайте в статье «Мелкая моторика: что можно использовать для занятий«. Их главное назначение – тренировка мышц руки и развитие кисти. Тренированная рука меньше устает и, соответственно, буквы и слова, ею написанные, получаются четче и красивее.

Немаловажное значение имеет также психологический настрой, с которым малыш приступает к написанию букв и слов. Он должен делать это с радостью и удовольствием, иначе занятие ему быстро наскучит и даже – вызовет отвращение

А потому родителям ни в коем случае не следует нервничать и торопить малыша, а также критиковать его и ругать за неправильно написанную букву. Лучше подсказать ему и показать, как та или иная буква пишется правильно.

Следует постоянно помнить, что для ребенка это – тяжелый физический и психологический труд. Чтобы вселить в малыша уверенность, его нужно чаще хвалить – даже за малейший успех.

Как научить ребенка писать красиво, дополнительно расскажет это видео.

Нужно ли ребенка учить писать в раннем возрасте

Конечно, если малыш умеет писать в возрасте 4-5 лет – это законный повод для родительской гордости. Тем более что многие современные малыши-дошкольники достаточно легко учатся этому делу

Но – может, лучше подождать, когда ребенок пойдет в школу? На этот счет единого мнения нет, но, тем не менее, есть несколько моментов, которые настораживают и потому должны приниматься во внимание

  1. У малыша-дошкольника еще не окрепла как следует рука, и потому научить его писать правильно и красиво – дело весьма проблематичное. Скорее всего, ребенка потом придется переучивать, а это гораздо сложнее, чем просто учить.
  2. Допустим, малыш научился писать в 4 года. Это, конечно, прекрасно, но дальше-то – что? А дальше нужна постоянная практика, чтобы закрепить навыки и выработать правильную каллиграфию. Если этого не будет, малыш очень скоро разучится писать или будет писать как попало. Впоследствии навыки неправильного правописания закрепятся, и школьной учительнице придется, опять же, переучивать ребенка.
  3. И вообще – многие ли мамы и папы сами умеют писать красиво и понимают, как правильно учить ребенка каллиграфии? Увы, очень немногие. А учитель – он профессионал, и у него, без сомнения, получится лучше.

Так что, может, не стоит торопить события? Всему свое время. Впрочем, это только рекомендация, и решать, в конечном счете, родителям. И если они захотят научить своего сына или дочь красиво писать еще в раннем детстве, то, надеемся, в этом им помогут рекомендации, изложенные в данной статье.

Шаг за шагом

Для того чтобы дошкольник мог понимать разницу между печатными и прописными буквами, можно купить ему специальный плакат, где изображены рядом те и другие. На начальном этапе обучения письму малышу легче будет писать именно печатные буквы, а когда рука станет достаточно ловкой, можно переходить на освоение прописных.

Изучая с ребенком буквы, необходимо объяснять ему, что у каждой буквы есть название и звук, который она обозначает на письме или при чтении. Также он должен знать, что существуют буквы согласные и гласные (которые можно петь, тянуть голосом). Для этого можно поупражняться, пропевая гласные на разные веселые мелодии. Пусть малыш попробует пропеть согласные и убедится, что это невозможно. Так он быстро усвоит разницу и не будет путать звуки.

Чтобы ребенок быстрее запоминал буквы, нужно подбирать для него примеры слов, которые с них начинаются. Пусть он сам вспоминает такие слова.

Научить дошкольника определять количество слов в предложении или слогов в слове можно с помощью несложных игр. Пусть, например, хлопает, слыша каждое новое слово, слог. Определять ударный слог малыш научится, если будет «звать» каждое слово. Подробнее об этом читайте здесь.

С чего начать обучение письму?

До непосредственного перехода к обучению письму необходимо пройти несколько обязательных этапов без которых работа с письменной речь будет неэффективной. 

Обучение устной речи

Существует мнение, что изучение иностранного языка начинают со знакомства с алфавитом, обучения чтению, только затем переходят к письму. Однако, такой подход не совсем верный. Изучая родной язык, дети в первую очередь учатся говорить: повторяют за взрослыми, запоминают фразы из мультфильмов, по максимуму воспринимают речь на слух, а затем просто копируют основные слова и фразы. 

То же самое должно происходить и с английским языком. Дошкольники начинают изучать иностранный язык в контексте: преподаватель общается с ними на новом языке, ученики учат слова и фразы в общении. Только после наработки устной базы можно переходить к обучению письму. 

Изучение букв

В данном случае этот процесс напрямую связан с обучением чтению. Ученики изучают буквы: как их произносить (используются ассоциации с картинками и словами, например, a-apple), заучивают в виде песни, учатся писать буквы и ассоциативно связанные с ними слова. На данном этапе работают с написанием букв и элементарных слов в прописях. При работе с прописями очень помогут визуальные сопровождения к словам или целым предложениям, прописывание “в воздухе”, тренировка отдельных элементов букв. Для дополнительной мотивации хвалите ребят, проводите игры, например, “напиши букву с закрытыми глазами” или “кто первый вспомнит и правильно напишет пропущенные буквы в алфавите”.

Дальнейшая работа со словами

После изучения букв и правописания элементарных слов начинается более глубокая работа с письмом. В большинстве случаев к этому моменту ребенок достигает уровня pre-beginner или beginner (на предыдущих двух этапах ученик был на уровне starter). Письменная речь развивается при работе с лексикой. Ученики соединяют слова и картинки, затем заполняют пропуски в словах или целых предложениях. Также могут использоваться такие задания как:

  • unscrable words;
  • мини-диктанты (если ученики еще не могут написать слово полностью, то можно заранее подготовить заготовку: например, текст с пропусками или набор слов у которых уже есть первая и последняя буква);
  • кроссворды;
  • написание заголовков к иллюстрациям;
  • заполнение пропусков в песнях;
  • заполнение пропусков в комиксах уже готовыми фразами.
  • Работа со свободной письменной речью

Все ранее описанные задания относятся к этапам controlled или semi-controlled practice

При работе с развитием письменной речи, как и с любым другим навыком важно идти от простого к сложному. Последний этап работы с письмом — freer practice, где уровень сложности заданий и свободы ученика выше

К таким заданиям относятся:

  • письменные ответы на вопросы;
  • создание собственных открыток;
  • написание чата или диалога;
  • написание рассказа по картинкам;
  • написание мини-эссе или личных писем;
  • написание краткого содержания рассказа;
  • создание проектов (например, тематических, “my family”, “my toys” и т.д.).

В данном случае ученику очень помогут уже имеющиеся заготовки и шаблоны: фразы, которые они ранее  тренировались писать по отдельности, определенные клише. Следует помнить, что даже на этапе свободной письменной речи ученикам может понадобиться определенная опора: ключевые слова и фразы, пример письма/сочинения/проекта. 

Почему у ученика не получается писать?

Такая проблема возникает у многих преподавателей. Основная причина подобной ситуации — недостаток разговорной базы. Часто ученик просто еще неготов перейти к письму. В таком случае не стоит подгонять студента, ведь у каждого свой индивидуальный темп обучения. Лучше продолжить наращивать словарный запас, развивать монологическую и диалогическую речь, а к письму перейти чуть позже. 

При обучении письму важно придерживаться принципа от простого к сложному, от наращивания разговорной базы к непосредственному развитию письменной речи. Важно переходить к письму когда ученик действительно будет к этому готов и начинать с заданий на controlled practice (например, задания на заполнение пропусков и дополнение предложений, плавно переходя к freer practice (например, составление рассказа о себе)

Также необходимо понимать, что обучение письму не происходит за один день — это долгий и непростой путь. В силах учителя помочь развить навык и мотивировать ученика.

Обучаем левшу

Если ваш малыш все делает левой рукой, не стоит отчаиваться и переучивать его на правую, тоже касается и письма. Давайте рассмотрим, какие правила необходимо соблюдать при обучении таких деток.

Располагайте тетрадку с уклоном вправо

Обращайте внимание, чтоб нижний угол странички справа находился на уровне грудной клетки ребенка.
Следите за тем, чтоб локоть рабочей руки слегка выступал за пределы стола. Необходимо, чтоб рука свободно передвигалась вдоль страницы

Нерабочая рука при этом находится на столе и придерживает тетрадку.
Вначале обучаем писать буквы, начиная с их элементов.
Не нужно подгонять малыша. В начале обучения ребенок не должен писать больше, чем шесть символов в минуту. Со временем скорость будет увеличиваться.
У малыша могут возникать трудности с написанием слов с левой стороны в правую, поэтому вы можете делать специальные пометки, например, обозначать синим цветом правое, красным отмечать левое поле.

Теперь вам известно, как научить ребенка писать буквы (прописи). Придерживайтесь этапности в процессе обучения, не торопите малыша. Помните о том, что ребенок может быть не готов к развитию нового навыка. Нет ничего плохого в том, что уже учитель начнет развивать эту способность вашего сына или дочери.

Подготовка

Главное при обучении – осмысленность.

  1. Во-первых, до начала написания цифр родителям следует провести устные занятия. Графическое написание цифр не должно быть чем-то абстрактным. От ребенка требуется умение считать до 10, а также узнавать ту или иную цифру в напечатанном виде.
  2. Во-вторых, малыша следует ознакомить с клеткой. Для первого урока достаточно нарисовать небольшую клеточку на альбомном листе и показать ее центр, углы и стороны, а также научить дошкольника находить верхнюю и нижнюю границы, все стороны клетки и разделять ее на четыре равные части.
  3. В-третьих, приступать непосредственно к обучению следует после того, как ребенок самостоятельно сможет нарисовать все отдельные элементы цифры – палочки, овалы, полукруги и черточки.


Направление написания цифр Наилучшим возрастом для перехода к обучению каллиграфического письма считается 5-6 лет.

Как правильно учить ребенка писать цифры?

Главная задача родителя дошкольника – пробудить интерес к новым знаниям и умениям. Поэтому уроки проводятся исключительно в игровой форме, непринужденно. Изучение цифр и оттачивание письма происходят поэтапно:

  1. В 3–4 года ребенок знакомится с числами, учится понимать их значение. Цифры лепят из пластилина, складывают из палочек, шнурков, пуговиц. Также важным моментом подготовки является развитие мелкой моторики, пространственной ориентации (верх-низ, право-лево).
  2. В 4–5 лет наступает пора знакомства с тетрадью в клеточку. Ребенку показывают, откуда пишутся цифры и буквы – слева направо и сверху вниз. Он учится ориентироваться в клеточке и тренируется делать мелкие движения. В этом возрасте рисуют элементы цифр и букв: прямые и наклонные линии, круги, полукруги и т. д. Чтобы поддерживать интерес малыша, задачи постепенно усложняют. Например, просят нарисовать домик, цветок, звездочку (по точкам или по клеточкам).
  3. В 5–7 лет при правильной подготовке ребенок полностью готов освоить правописание цифр. Ему следует рассказать про наклон и обозначить, что цифры не должны выходить за пределы клеточки. Дальше ребенок сначала обводит цифру пальчиком по стрелочкам (увеличенный вариант), чтобы понять направление линий, затем соединяет цифру по точкам. И наконец, пишет в пустой клеточке числа самостоятельно.

Как выбрать пропись

Пропись для ребенка является оптимальным решением, если хотите научить его писать цифры. Специально подобранная пропись поможет не только освоить цифры, но и подготовить руку к письму. Нужно подбирать учебные материалы в соответствии с возрастом. При подборе прописи нужно быть предельно внимательным:

  1. Первыми должны идти цифры, которые выделены жирным шрифтом. Они будет играть роль образца, на который будет ориентироваться малыш.
  2. За выделенными знаками должны располагаться еще 2 или 3 знака, напечатанные при помощи точек, либо светлым оттенком.
  3. Также посередине строки могут иметься еще цифры, напечатанные жирным шрифтом. Они также будет играть роль ориентиров, если вы решили научить ребенка писать цифры.

Проблемные моменты каллиграфии

Причиной плохого почерка у детей может стать:

ошибочная мотивация либо её отсутствие;
страх сделать что-то неправильно, огорчить родителей или учителя;
спешка, рассеянное внимание, дефицит концентрации;
неправильное расположение во время письма;
отсутствие интереса к этому занятию и обучению в целом.

Отсутствие аккуратности может быть обусловлено даже таким банальным фактором, как слабость мышц кисти. Из-за недостаточной подготовки руки первоклассника быстро устают, но при этом он не может всё бросить и отложить тетрадь в сторону прямо посреди урока. В результате он не думает о правильности и красоте написанного, а просто делает то, что ему говорят, но при этом менее аккуратно.

Причиной плохого письма может быть и то, что школьник пишет изначально медленнее своих одноклассников, а учитель, как известно, ориентируется на основную массу детей при проведении урока. Но вне зависимости от провоцирующих факторов, родители, заметившие проблему у своего малыша, могут быстро всё исправить.

Заполнение прописи

Заполняя с ребенком прописи пишем цифры правильно, чтобы в школе не пришлось переучиваться. Правила написания по клеточкам от 1 до 10 показывают малышу в виде небольших карточек со стрелками, так он лучше поймет движение ручки во время письма и запомнит.

Вариант для цифры 1

Письмо цифры 1 начинается почти от середины клетки. Рисуют короткую палочку до угла клеточки.

Потом вниз из правого угла длинную палочку, которая опускается на сторону основание клеточки.

Вариант для цифры 2

Писать цифру 2 начинают выше центра клеточки. Рисуют плавный полукруг, который касается середины правой части верха клеточки и середины верхней части правой стороны клеточки. Плавно закругляясь в виде ровной палочки, полукруг числа два опускается на черту-основание клетки немного левее середины. Теперь рисуют хвостик, который красивой волной упирается в правую сторону клеточки недалеко от основания. На этом письмо цифры 2 окончено.

Вариант для цифры 3

Число три состоит из двух полуокружностей. Начинают писать из точки, которая находится немного ниже середины верхней грани клеточки. Закругляя, ведут полуовал, который соприкасается с верхней гранью и с правой, ближе к углу. Оканчивается верхний полуовал чуть выше и правее центра клетки. За ним рисуют второй полуовал, который опирается одним боком на правую сторону клеточки и, доходя до основания, оканчивается чуть левее его середины.

Вариант для цифры 4

Число четыре так же как один, не имеет симпатичных округлостей и плавных линий. Она состоит из прямых линий и углов. Письмо цифры 4 начинают из точки, лежащей на середине правой части верхней грани. Ведут линию до точки, которая находится немного ниже центра клеточки. Рисуют угол, со стороной параллельной основанию. Останавливаются, не доходя до правой стороны. Из точки, лежащей немного выше середины правой стороны, рисуют под наклоном линию до основания клеточки.

Вариант для цифры 5

У числа пять рисуют ровную палочку вниз, по направлению к центру, из точки немного правее середины верхней грани клеточки. Красивый полукруг, отходящий от палочки, соприкасается с правой стороной клеточки посредине и опускается на сторону основание клетки. В конце из начальной точки рисуют хвостик в виде полукруга, который упирается в угол клеточки.

Вариант для цифры 6

Число шесть похоже на девять, которое поставили на голову. Начинают писать шестерку из точки на правой стороне клеточки, недалеко от верхнего угла. Ведут полукруглый хвостик до нижней стороны клеточки. Против часовой стрелки рисуют овал, который занимает чуть больше одной четвертой части пространства.

Вариант для цифры 7

Число семь пишут почти так же, как один. Только начинают вести не ровную линию, а плавную, как волну, из точки немного ниже середины верхней грани клеточки. Потом из правого угла клетки рисуют ровную ножку до основания, немного правее середины. Перечеркивают ножку цифры посередине короткой ровной чертой слева направо.

Вариант для цифры 8

Писать цифру 8 проще простого. Рисуют полукруг, как для числа два, начиная вести из точки немного выше центра клетки. На основании закругляют линию и рисуют второй полукруг больше, возвращая ручку в первоначальную точку написания числа восемь.

Вариант для цифры 9

Писать цифру 9 нужно из точки, которая находится в середине верхней части правой стороны клетки. Нарисовав небольшой овал, который почти помещается в одной четвертой части клетки, возвращаются в первоначальную точку и рисуют полукруглую ножку у овала. Ножка овала, доходя до середины основания клетки, закругляется немного вверх.

Вариант для цифры 0

Ноль, похожий на круглый бублик, начинают рисовать из точки, которая лежит на верхней грани клетки, недалеко от правого угла. Движение идет против часовой стрелки, через центр клетки, опускается на ее основание посередине и возвращается в исходную точку, соприкасаясь с правой стороной клетки вверху.

Освоив, как красиво писать первый десяток чисел, не забывайте повторять с ребенком простые правила сложения и вычитания. Тогда красиво написанные числа в тетради по математике для 1 класса будут стоять в правильно решенных задачках.

Понравился наш контент? Подпишитесь на канал в .

Стоит ли родителям учить писать ребенка до 5 лет?

Учить крох писать в 3-4 года не стоит по ряду причин:

  • У детей теряется чувство новизны, свойственное обучению в школе. Когда школьник понимает, что все, что они начинают проходить на уроках, а именно прописи цифр и букв, он теряет всякий интерес к учебе. Ребенку становится скучно и лень выполнять задание. Ни о каком стимуле и радости узнавать новое каждый день речь уже не идет.
  • Навыки письма оказываются неправильными. Два эксперта в области детского развития (ученый-физиолог Марьяна Безруких и специалист по раннему развитию Лена Данилова) убеждены, что закладка навыков письма, в том числе чистописание и скоростное письмо, происходит не за один год, а постепенно. На это уходят годы. Не стоит бросать все свои силы на то, чтобы научить малыша красиво писать. Все это может негативно отразиться на всей его манере письма в будущем.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: как родителям научить ребенка писать диктанты без ошибок?

На первых порах для обучения будет достаточно подготовительной базы. Научите кроху сидеть за столом в правильной позе, а также обучите тому, как захватывать карандаш или ручку

Со временем можно начинать процесс обучения, но помните, что важно соблюдать последовательность в своих обучающих приемах. Каждую цифру и каждую букву стоит объяснять отдельно, поясняя и сравнивая

Полноценно оценить прием написания той или иной буквы ребенок способен только ближе к 5-6 годам.

Торопливость в обучении всегда только вредит, особенно важно не спешить на первых порах. Подгоняя ребенка, вы спровоцируете у него появление ошибок в написании отдельных элементов

Все чаще будут иметь место неправильности в высоте и ширине, наклоне. Соединять буквы в слова малышу станет практически невозможно. Тогда, придя в первый класс, ребенок попадет в руки педагога, который будет вынужден исправлять многие ваши ошибки.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: что должен уметь ребенок, идя в первый класс?

Решение проблемы зеркального написания цифр

Эта проблема связана с восприятием ребёнком образца и собственной ориентации на листе по направлению «лево – право». Гораздо реже «верх – низ». Здесь мы не будем вникать в физиологию этой проблемы для леворуких и праворуких детей, а рассмотрим приёмы и упражнения для снятия этой проблемы.

Для ребёнка понятия «лево – право» не зафиксировано в образах. Названия рук также не решает этой проблемы, т. к. руки одинаковые. А если взрослый показывает в качестве образца свои руки и ещё стоит лицом к ребёнку, то у ребёнка в голове полный сумбур. Решение типа «сено-солома» плохо тем, что эти названия не связаны фонетически с названием «лево-право».

Рис. 6. Лев и пряник

Надо использовать известные ребёнку зрительные образы, названия которых созвучны с произношением «ЛЕВО» и «ПРАВО». Я использовал в работе образы «ЛЕВ» и «ПРЯНИК». Эти образы рисуются или наклеиваются на поля тетради слева – ЛЕВ, справа – ПРЯНИК. Если это первая страница, то ЛЕВ на обложке, если последняя – то на обложке ПРЯНИК. Обязательно такие же  рисунки должны быть в местах, с которых ребёнок срисовывает фигуры, цифры, буквы. Например, с доски, с книги, с тетради и др. Постепенно «привязывайте» названия собственных рук ребёнка (левая и правая) к тем направлениям, которые обозначены понятными образами, чтобы впоследствии работать без них.

Игра «мешочек». Это та же игра «поймай клеточки», только здесь надо «сшить» (нарисовать) для них «мешочек», не обрывая «нитки» (не разрывая линии), поговаривая вслух свои движения. Например,  делаю заказ: « Я поймаю 8 клеточек». После этого выбирается начальная точка на пересечении линий и проговаривается весь путь с одновременным рисованием: «Четыре клеточки вправо, две клеточки вверх, четыре клеточки влево, две клеточки вниз». Другой вариант. Даются образцы «мешочков» разных фигур и надо их перерисовать себе в тетрадь. Перед началом рисования, пусть ребёнок проговорит весь путь, которым он пойдёт. Не забудьте на образцах вклеить образы «льва» и «пряника».

Упражнение «графический диктант». Это известное упражнение, которым пользуются многие учителя. Диктуется путь рисования фигур или линии по количеству клеток и направлению рисования.

Рис. 7. Сложные «мешочки»

Прописи

Отдельный вопрос в этой теме – выбор прописи. Удачно подобранная тетрадь поможет достичь больших успехов. Но стоит серьёзно подойти к этому вопросу, отсортировать в большом количестве изданий бесполезны материал. Прописи помогут ответить на вопрос родителей – как научить ребенка красиво писать.

Написание стоит начинать не с целых букв, а с обрабатывания отдельных элементов. Крючочки, хвостики, палочки – вот, что вам нужно. А уж потом соединяйте в единую букву.

При желании используйте прописи на английском для повышения уровня. Пособия помогут в изучении всех этапов занятия, стоит только изучить всё внимательно.

Приступим к процессу

Прежде чем начинать, стоит изучить методическую литературу, чтобы знать, как правильно учить писать детей

Для начала стоит объяснить ребёнку важность письма, за мотивировать его. Показать, насколько важно умение красиво и аккуратно писать буквы.

Своим примером покажите, как вы выводите буквы. Поэтапно объясните весь процесс, проведите занятие в форме игры. Любознательность малыша возьмёт верх и захочет повторить.

Покажите, как правильно держать ручку, объясните о расположении букв по строчкам, не выходя за границы. Напишите на листе слово мама, повторите, предложите повторить, написать несколько букв. Каков не был бы результат – похвалите за проделанную работу, тем самым давая мотивацию к последующим попыткам.

Предлагайте улучшить его умения, расскажите, что в школе все должны уметь красиво писать буквы. Достаточно породив интерес ребёнка, можно переходить к систематическим упражнениям и работать над совершенствованием навыков.

Современный книжная индустрия и интернет ресурсы предлагают огромное количество пособий для организации занятий дома, не прибегая к помощи специалистов. Готовые варианты занятий, где прописаны сценарии проведения упражнений, особенности, примеры заданий для выполнения.

Как научить ребенка цифрам в 4 года

Если вас интересует вопрос о том, как научить ребенка писать цифры в 4 — 5 лет, то стоит придерживаться некоторых советов:

Каждая изучаемая цифра должна подкрепляться количеством определенных предметов. То есть малыш должен усвоить, что цифра соответствует количеству машинок, конфет, кубиков в коробке

Это самое важное, что нужно донести малышу, чтобы научить его писать цифры. Для этого во время занятий используйте любые предметы

Пусть ребенок научится их считать, уже потом сможете научить его писать цифры. Бессмысленно будет учить писать ребенка цифры, если он не будет осознавать, что они обозначают. Вначале учим считать, потом показываем ребенку цифру, это может быть пластмассовая фигура или же вырезанная цифра из бумаги. Это поможет запомнить форму, отличать одну цифру от других. После этого можно научить ребенка писать цифры

Если думаете о том, как научить ребенка цифрам в 5 лет, то учтите, что придется много повторять. Чтобы научить ребенка писать цифры, научите его считать. Для этого назовите их на улице, в газетах, книгах. Считайте ступени, можно приобрести специальный набор цифр из пластика. Если поймете, что малыш хорошо осваивает счет, то можно научить ребенка писать цифры, познакомить его с более сложными числами.
Чтобы научить ребенка писать цифры, можно использовать игру. Найдите запоминающиеся считалки до 10. Не стоит бояться, память ребенка в возрасте 4-5 лет является особенно подвижной, он с легкостью сможет запомнить считалку. Так научить ребенка писать цифры будет намного проще.

С чего лучше начать?

Неспроста в детских садах воспитатели во время занятий усиленное внимание обращают на развитие мелкой моторики, и уровень этого развития является важным показателем общей готовности детского интеллекта к будущей учебе в школе. Значение мелкой моторики в свое время отмечал известный советский педагог В

Сухомлинский, справедливо подчеркивая, что именно на кончиках детских пальчиков находятся «истоки способностей и дарований» воспитанников.

Помочь развить мелкую моторику детских пальчиков могут самые разнообразные занятия – в меру фантазии как родителей, так и воспитателей, а затем и учителей.

Так, многие мамы, прежде чем начать обучение письму дошкольника, придумывают упражнения графического характера.

  • Можно предложить малышу книжку-раскраску, в которой необходимо «одеть», скажем, медвежонка в полосатые штанишки и клетчатую рубашку. Для этого надо аккуратно заштриховать соответствующие места рисунка. Примеров штриховки множество: дождевые капли из тучки, множество колючек на спинке ежика или чешуи на рыбке…
  • Во многих изданиях для детей предлагается создать рисунок, соединив разрозненные точки плавной линией, или пройти лабиринт, найдя правильный путь от его входа до выхода. Для ребенка это и игра, и прекрасная графическая тренировка.
  • Детям 5 лет уже можно предложить поработать с прописями, содержащими занимательный сюжет. На линейках расположены элементы букв в виде наклонных линий, дуг, овалов, обводя которые, малыш выполняет интересные и занимательные упражнения для подготовки руки к письму.