Как научить мозг запоминать прочитанное

Тексты для скорочтения

Для развития быстрого чтения можно использовать специальные тексты для скорочтения. Эти тексты отличаются от обычных и прекрасно подходят для развития быстрого способа чтения. Например, текст может быть повёрнут от читающего на 90 градусов, написан вверх ногами, либо в нём могут отсутствовать некоторые буквы, которые необходимо отгадывать. Также при обучении скорочтению используют «зашумлённые» тексты — на такие тексты накладываются различные «решётки» или «паутинки». Тексты для скорочтения можно найти в книгах-тренажёрах по развитию скорочтения у детей.


Пример «зашумлённого» текста для скорочтения

Что такое читабельность текста?

Это легкость его восприятия. Она зависит от качества содержания и оформления контента. Напечатайте анекдоты серыми буквами на серой бумаге 8-м шрифтом. Захочется читать? Вряд ли. А теперь возьмите непонятный набор слов и красиво оформите его. Читается? Тоже нет. Читабельность текста – это сочетание качественного содержания и оформления. Поговорим об этих двух составляющих подробнее.

Качество содержания

Это то, насколько текст понятен и логичен. Как легко читатель может понять его суть. Складывается из разных параметров, например:

  • использованная лексика (встречаются ли термины, сложные слова),
  • последовательность изложения (вытекает одна мысль из другой или повествование хаотично),
  • сложность построения предложений (короткие они или занимают по полстраницы),
  • структура (разбит ли контент на абзацы, есть ли подзаголовки, или он набран «сплошной стеной»),
  • насколько грамотно написан текст (встречаются ли ошибки, опечатки).

Качество оформления

В визуальном плане читабельность текста – это насколько он удобен для чтения. Не устают ли глаза, есть ли визуальные акценты. На качество оформления влияют, например:

  • размер и вид шрифта,
  • контраст фона и шрифта,
  • вид выравнивания,
  • межбуквенный и межстрочный интервалы,
  • высота строк.

Различия этих методов чтения

Различия не слишком заметны при первом рассмотрении, но при ближайшем — кардинальны. Стоит поговорить о них.

Скорость. Чтение «про себя» быстрее, нежели «вслух». Это происходит за счет ненужности задействования речевого аппарата, что отнимает немного времени (поначалу, а по факту разница значительна).

Влияние на дикцию. При всем желании читающего «про себя» его дикция не развивается, в то время как чтение «вслух» значительно улучшает навык построения предложений. Речь становится красивее, иными словами.

Применение в общественном месте. Считается, что «вслух» произносить прочитанное среди других людей могут только дети, в ином случае это считается неприличным (и раздражающим окружающих).

Пополнение вокабуляра. Да, словарный запас пополняется и в том, и в том случае. Но привычка использовать новые слова развивается, если человек все-таки произносит их вслух.

Избавление от слов-паразитов. Считается, что методика «вслух» лучше справляется с данной задачей. Хотя, конечно, нужно учитывать, что именно читает человек.

Поставление ораторских навыков. «Про себя», безусловно, можно набрать базу знаний, но дикцию и уверенность развивает именно вариант «вслух». Человека с поставленной речью слушать будут больше — и это прямое доказательство улучшенных умений оратора.

Развитие памяти и грамотности. Да, и в том, и в том случае человек будет потреблять информацию, но считается, что произнесенное во всеуслышание запоминается лучше

А грамотность повышается, если обращать свое внимание преимущественно на грамотную литературу.

Повышение эрудиции и коммуникативных навыков. И в том, и в том случае улучшается

Однако, считается и подтверждается статистически, что люди, читающие «вслух», более коммуникативны и остры/быстры на язык.

Развитие речевого аппарата. Тут очко просто сразу уходит варианту «вслух».

Интонация

Значимость интонации и её элементов при чтении очень велика, поэтому при формировании речевой выразительности следует особое внимание уделить развитию интонационной яркости. Компоненты интонации:

Компоненты интонации:

  • Сила, которая проявляется в ударениях и обуславливает динамику устной речи.
  • Направление, предопределяющее мелодичность речи и выказываемое в следовании голоса по звукам с различной высотой.
  • Оттенок или тембр, обуславливающий эмоциональную окраску.
  • Скорость, которая выражается в продолжительном звучании речи и паузах. Предопределяет ритм и темп речи.

Декламация литературного труда преподавателем, школьником и актёром отличаются, так как условия выразительности для них различны. Актёр в совершенстве владеет голосом и другими средствами, а также имеет возможность основательной подготовки к прочтению. К школьнику предъявляются другие требования. Просматривая видео выступлений профессиональных чтецов можно научиться читать произведение с правильной интонационной окраской.

Как научиться читать стихи с выражением?

  1. Первое, что вы можете предпринять – найти записи стихов, которые исполняют артисты и ставить малышам для прослушивания. Для начала можете ставить тех исполнителей, которых дети знают. Найти таковых не просто, но реально.
  2. Второй метод более сложный, но если вы сможете мотивировать ребят, то у вас все получится – поводите их на чтецкие программы. Конечно хорошо будет, если это школьные курсы, потому что доверия больше у детей вызывают сами дети.
  3. Третий вариант – пригласить на урок одного или парочку актеров, чтобы они показали, как правильно читать в классе, а не со сцены. Этот момент очень важен. Тесный живой контакт и камерное пространство создают отличную атмосферу. Даже неидеальное, зато живое чтение, произведет сильное эмоциональное впечатление на всех деток.

Но важно, чтобы все услышанное закрепить, потому что может мгновенно выветриться

  • Поговорите с детьми, не оценивая их высказывания, а просто задавайте провокационные вопросы.
  • Поиграть в творческой форме в прожитое и услышанное (подойдут упражнения для актеров, которые можно найти в книге под названием «Театр, где играют дети»).
  • Пускай детки выразят свои эмоции в красках, нарисуют абстрактные рисунки на тему услышанного.
  • Если учитель владеет режиссерскими навыками, можно сыграть этюд-импровизацию.
  • Если ребенок соприкоснется с идеальным актерским чтением, это станет для него трамплином к собственным попыткам.

Чем отличается проза от стиха? Этот вопрос вам нужно обсудить особо с ребятами. Пусть они самостоятельно постараются определить, а затем сформулировать ответ, а потом учитель опровергнет или подтвердит их догадки, ну, а если нужно, то дополнит.

Можете в разговоре воспользоваться какой-нибудь яркой провокацией, к примеру, можете написать на доске или процитировать Н. Тихонова: «Стихи отличаются от обычной речи, как движение бегунов от спокойно идущих людей».

Пускай детки постараются объяснить, о чем идет речь.

https://youtube.com/watch?v=xe01micxcR8

Вы можете придерживаться такой позиции: стихи отличаются от прозы своей ритмичностью, упорядоченностью, мерностью. Основа стихотворения – это эмоционально-повышенный строй переживаний, который подчеркивает все формы передачи чувств и мыслей в речи.

В стихах речь не льется сплошным потоком, а ее делят на речевые такты интонационно-смысловыми (логическими) паузами

Место данных пауз чаще всего подсказано пунктуацией, и если вы не будете обращать на это внимание, то стих станет бессмысленным

Вначале также важно узнать, что дети почувствовали и поняли во время чтения. На этом этапе не стоит навязывать свое понимание

Первое впечатление – это очень важно, пусть оно будет странным, невнятным и хаотичным. Ребенок может не до конца понять смысл, но некие эмоциональные картинки, мысли и вспышки обязательно останутся.

Главное чтобы преподаватель помнил, что ему нужно работать, используя уточняющие вопросы, такие как: «Правильно ли я понял… Что ты имеешь ввиду…», и не начинать оценивать суждения.

На поставленные вопросы ребята должны ответить, если это сделать тяжело, то пишут ответ на листках.

Как научиться правильно произносить слова на английском языке

Итак, начнем с главного – что отличает английское произношение от русского? Верно, это постановка языка + сила артикуляции.

  1. Положение языка.Это очень заметно, если мы молчим. Попробуйте проверить себя. Сейчас вы молчите, а как расположен ваш язык? Давайте угадаем! У русскоговорящих людей язык чаще всего лежит горкой, плотно прижимаясь к зубам передним кончиком (кажется, что ему тесно во рту), а сам кончик загнут вниз и лежит на уровне нижних зубов. Это дорсальное положение.

    У англичан же в состоянии покоя язык оттянут назад, лежит плоско, и кончик загнут вверх, дотягиваясь до альвеол. Альвеолами называют выпуклости над верхними зубами.

  2. Сила артикуляции.Англичане выговаривают слова, интенсивно выдыхая воздух и при этом сокращая мышцы рта. Мы, россияне, не напрягаемся и слегка шевелим губами, звуки произносим легко, заглушая согласные в конце слов.

Поэтому, чтобы научиться правильно выговаривать слова на английском языке, тренируйтесь даже молча. Изгибайте язык во рту, прижимая его кончик к альвеолам.

Как бы странно это ни выглядело, но в англоязычных странах запросто определяют человека, который с рождения говорит на русском. Причем все дело не в знакомых всем стереотипах.

В русском языке эмоциональный фон выражается слабее, чем в английском.

Бесспорно, мы проявляем эмоции в интонациях. Но у русскоговорящих людей эти снижения и повышения интонации в разговоре проявляются не так ярко. Поэтому для нас постановка речи и интонация носителя языка кажется немного необычной.

Англоговорящие люди повышают и снижают тон речи, чтобы придать ей эмоциональность. Русский стиль разговора предполагает размеренное спокойное произношение, что иногда заставляет задуматься о безынтересности общения.

У англичан важны не только темп и интонации произношения. Особенную роль играют акценты и логические паузы.

Для примера рассмотрим Слово «Indeed?», которое означает «В самом деле?», «Действительно?». Используя ударение, можно выразить недоверие, удивление, интерес либо продемонстрировать собеседнику, что вы его слушаете.

В некоторых случаях при помощи повышения интонации выделяют предложения в виде просьб, вопросы с краткими ответами, перечисления, обращения к определенному лицу.

Снижать тон рекомендуется, произнося приказы (распоряжения), вопросы для развернутых ответов, а также утверждения.

Читайте материал по теме: Как выучить английский текст быстро и надолго

Govorilka

Goborilka

Компактный сервис для прочтения текста голосом. Он помогает прочитать вслух всякий текст на каком угодно языке и любым выбранным голосом.

Приложение напоминает сервис Balabolka.

Есть функция устранения пауз, эксплуатация внешних словарей и может взаимодействовать со ранними интерпретациями Windows.

Программа может функционировать с входящими объектами DOC и HTML, а трансформированные документы сохраняет с разрешением *.mp3 и *.wav.

Это приложение пригодится тому, кому в большей степени нравится прослушивать тексты, чем читать и кто беспокоится за здоровье своих глаз и хочет читать электронные книжки сидя вдали от процессора.

ПЛЮСЫ:

  • присутствует функция удаления пауз
  • взаимодействует со всеми версиями Windows

МИНУСЫ:

очень напоминает копию приложения Balabolka

На сайт

Разбираем текст по смыслу

Выберите отрывок для чтения, близкий и понятный ребенку. Прочтите его ученику вслух с нужным выражением. Спросите, о чем этот текст или стихотворение, с каким настроением его нужно читать. Желательно выбрать такое произведение, в котором интонация один или два раза изменяется, чтобы ребенок мог прочувствовать искусство выразительного чтения на этом примере. Расспросите его о героях произведения: понимает ли он их чувства, тревоги? Выразительное чтение предполагает как понимание читаемого текста, так и эмоциональную заинтересованность в тексте и том, как чтец его «подает».

Первые уроки выразительного чтения лучше всего строить на интересных детских стихотворениях, например, историях из жизни школьников. Тогда детям будет проще понять, с каким выражением нужно читать текст.

Живой как жизнь

Все, впервые читавшие эту книгу, удивлялись тому факту, что великий советский писатель, оказывается, был знаменит не только сказками для детей. Книга появилась во времена языкового «канцелярита», и она отнюдь не про Мойдодыра.

Писатель видел свой родной язык чистым и красивым, и впадал в ярость, если кто-либо рядом коверкал русскую красивую речь, активно пользовался «штампами» или же грешил вкраплением в свой монолог иностранных словечек.

Чуковский расскажет вам об истории языка, объяснит, что такое «иностранщина» в русской речи, и почему она никогда не впишется в наш язык, избавит от дурных языковых привычек.

Если Вам понравилась наша статья и у Вас возникли мысли по этому поводу, поделитесь с нами

Нам очень важно знать Ваше мнение!

Определение скорочтения

Скорочтение — это навык, который помогает быстро структурировать и усваивать текстовую информацию. Чтобы его развить, пригодится ряд специальных методик.

Задача скорочтения — оптимизировать процесс чтения, чтобы воспринимать более крупные единицы информации, используя способность мозга «достраивать» недостающие части картины по имеющимся данным.

Развитие скорочтения позволяет школьникам и студентам тратить меньше времени на домашнее задание, на подготовку к экзаменам, поиск материала для рефератов и дипломных работ. Способность быстро читать полезна и взрослым, ведь во многих профессиях приходится иметь дело с большим потоком информации.

К вопросу о том, как развить скорость чтения, есть несколько подходов. Многие из них основаны на том, что данная скорость зависит от порядка считывания информации, а его можно перестроить. В школе детей учат читать по определенной схеме: сначала отдельные слоги, затем слова, которые складываются в предложения и, наконец, осмысленный тест.

Повзрослев, многие продолжают использовать тот же алгоритм: слово – предложение – текст. Но нашему мозгу доступен и более сложный порядок, который поможет сэкономить время. Давайте рассмотрим, как освоить скорочтение при помощи конкретных упражнений и техник.

Получайте письма об образовании детей
Еще больше лайфхаков по обучению детей — в бесплатной рассылке Skysmart для родителей. Каждую неделю учителя, методисты и психологи делятся экспертными советами: как мотивировать ребенка учиться, помогать с домашкой или нет, какие навыки развивать сегодня, чтобы быть успешным и счастливым в будущем. Присоединяйтесь!

Правильное дыхание

Речь должна выражать мысли и смысл сказанного текста. Например, если вы желаете высказать какую-то яркую идею, слова произносятся громко и эмоционально. Если рассказываете о чем-то грустном, интонация меняется, звук становится тише. Без правильного дыхания и логического ударения сложно выразить свои мысли и эмоции. В предложении одно слово должно быть главным, и на нем необходимо сделать акцент.

Задайте вопрос: «Это твоя мама?». Если логическое ударение сделать на первом слове, будет один смысл сказанного, если на втором – смысл предложения меняется. Часто человек старается быстрее прочитать выученный текст на одном дыхании, но так делать не стоит. Авторы стихов вкладывают в свои произведения не только смысл и душу, но также задают ритм, с которым нужно читать написанные стихотворения.


Попробуйте со школьников прочитать заданное стихотворение следующим образом. Ребенок набирает воздух, читает строчку на одном дыхании, при этом делает логическое ударение на последнем слове. Прежде, чем он начнет читать новую строку, пускай сделает небольшую паузу и снова сделает глубокий вдох. Как только между строчками делаются паузы, появляется ритм за счет дыхания. Часто школьники стараются на одном дыхании прочитать выученный стих, из-за чего часто путаются, сбиваются, теряют смысл произведения.

«Клиновидные таблицы»

Процесс чтения основан на образах. Например, при последовательном прочтении фразы «Маша ела кашу» в голове сначала появляется образ девочки. Затем мы представляем, что она ест, а после — что ест именно кашу. Другое дело, когда видишь одновременно три слова. В голове сразу возникает образ девочки, которая ест кашу. Это происходит мгновенно и значительно ускоряет процесс чтения.

Чтобы видеть и воспринимать по два-три слова одновременно, необходимо расширять поле зрения. Для этого можно использовать специальные таблицы для скорочтения, которые помогут развить навыки.

Распечатайте «клиновидную таблицу» и сконцентрируйтесь сначала на центральном столбце. Затем медленно спускайтесь взглядом вниз, при этом проговаривая вслух боковые числа. Цель данной таблицы цифр для скорочтения — дойти до конца и увидеть одновременно числа и справа, и слева от центрального столбца.

Таблица: общее описание

Название Описание Распространение

Балаболка

Программа для озвучки тестовых документов, поддерживает 28 языков. Бесплатно

KooBAudio

Программа преобразует текст в аудио формат. Бесплатно

Govorilka

Озвучивание текста с возможность редактирования скорости и высоты голоса. Поддержка иностранных языков. Бесплатная

TomReader

Чтение электронных книг с поддержкой речевого синтеза. Бесплатная

Ice Book Reader Professional

Отличный инструмент для чтения всевозможных текстовых форматов. Бесплатная

Rozmovlyalka

Программа для озвучивания текстов на укр.языке. Бесплатная

BookReader

Чтение книг на мобильных устройствах (с поддержкой Java или Symbian). Бесплатная

Calibre

Менеджер электронных книг. Бесплатная

BookSeer

Каталог-читалка электронных книг. Бесплатная

IVONA Reader

Чтение разными голосоми и с разной скоростью. Платная (Есть бесплатный период)

Плюс к грамматике

Бывает такое, что студент хорошо знает грамматику в теории, умеет ей пользоваться на письме, но в устной речи все идет наперекосяк. Знакомо? Просто нужно наловчиться быстрее собирать мысли в предложения в речи. И тут нужна практика.

Когда вы читаете вслух, вы придерживаетесь темпа, характерного для разговорной речи и, таким образом, вы естественно понимаете больше грамматических структур. Чем больше практики, тем свободнее вы себя чувствуете, работая с правилами и, например, временами. И так как вы читаете вслух тексты с безупречной грамматикой, вы и тренируетесь отрабатывать идеальные структуры. Читая вслух тексты в оригинале, вы не научитесь делать ошибок и сможете быстрее и лучше выучить иностранный язык.

Когда можно начинать читать английский текст из книг, газет и журналов

Что касается художественной литературы, то ее тоже стоит включать в программу изучения наряду с топиками. Но сразу оговоримся, что произведения должны быть адаптированы под уровень знаний ученика. Сегодня выпускают целые серии книг с английскими рассказами, при этом на каждом материале стоит соответствующая уровневая отметка:

  • A1 – для начинающих;
  • A2 – для продолжающих обучение на базовом уровне;
  • B1 – для среднего уровня знаний;
  • B2 – для уверенного владения речью на среднем уровне;
  • C1 – для «продвинутых»;
  • C2 – для изучивших English language в совершенстве.

Кстати, можно найти подобный текст на английском онлайн с аудиоозвучкой, и заодно тренироваться в произношении и восприятии речи на слух. Для этой цели на нашем сайте есть специальная подборка аудиокниг.

Если же говорить о газетах и журналах, то здесь ситуация сложнее. Ведь одно дело прочесть адаптированный английский текст, и совсем другое дело читать литературу в оригинале. Поэтому переходить от одного формата работы к другому рекомендуем как минимум на среднем уровне знаний. Причем учтите, что с уровня Intermediate тексты дают без русского перевода, чтобы ученики привыкали воспринимать английский как основной язык, и учились сходу понимать смысл прочитанного. Так что, если еще не считаете себя достаточно готовым для таких трудностей, то пока не подходите к оригинальным текстам.

Как научиться читать и понимать английский язык, используя словарь

На этапе, когда чтение английского текста уже возможно, но смысл некоторых слов еще не понятен, лучше пользоваться словарем.

Большинство преподавателей против чтения со словарем, чтобы значение еще неизвестных слов пробовать понимать из контекста.

Такие методы верны для тех, кто учится говорить, а не читать, заменяя при этом незнакомые слова синонимами, чтобы ускорить понимание английской речи.

Для чтения этот подход не годится. Здесь непонятное сочетание слов может быть основным, а если их смысл неясен, теряется и вся суть предложения. А если подобные слова повторяются в каком-либо из текстов, то сложно вообще уловить его смысл.

Точно так же во всех предложениях имеются второстепенные слова, дополняющие смысл. Их можно пропустить, если сама идея сказанного вам понятна.

Для примера рассмотрим предложение: «A man was dressed in black pantaloons and light, woolen sweater» (Человек был одет в черные брюки и светлый шерстяной свитер), где ключевыми словами являются: man, pantaloons, sweeter, dressed. Непонимание любого из них затруднит понимание смысла фразы.

Использование словаря необходимо и для понимания новых слов, и для их запоминания. Поэтому при чтении текста с непонятными словами записывайте их на бумаге несколько раз. А в идеале составьте предложения с этими словами, так как в процессе написания слова запоминаются быстрее.

Читайте материал по теме: Школа английского языка онлайн: эффективный метод изучения

Сервисы для проверки читабельности

Название и ссылка

Особенности

  • Сервис бесплатный.
  • Есть две вкладки: чистота и читаемость.
  • Недочеты Главред выделяет цветом.
  • Если навести курсор на выделенный фрагмент, появится подсказка: суть проблемы и пример, как ее исправить.
  • Внизу выводится результат проверки текста на читабельность (балл), количество предложений, слов, знаков и стоп-слов, а также основные проблемы.
  • Бесплатный.
  • Оценивает удобочитаемость, но не выделяет недочеты.
  • Показывает возраст аудитории, на которую рассчитан текст.
  • Выводит 10 количественных показателей (среднее число слов в предложении, процент сложных слов, количество знаков и др.)
  • Платный. Чтобы проверить текст на читабельность, потребуется зарегистрироваться.
  • Проверяет разные параметры, нам нужна вкладка «удобочитаемость».
  • Выводит индекс читабельности.
  • Выделяет цветом недочеты, выводит рекомендации по исправлению.
  • Бесплатный.
  • Выводит индекс удобочитаемости, но не указывает на недочеты и не дает советов по исправлению.
  • Есть общий список рекомендаций по улучшению читабельности.

Проверять удобочитаемость можно в программе MS Word (функция «правописание»). После окончания проверки выводится окно, в котором показывается легкость чтения, число сложных фраз, благозвучие и другие параметры:

Скриншот из программы MS Word

Если по результатам проверки текста на читабельность ваш материал набрал мало баллов, доработайте его по рекомендациям из статьи. Следуйте нашим простым советам, и у вас все получится!

Рекомендуем

Как сделать описание для карточки товара?

Описание товара – обычно короткий, но очень важный текст. На страницы товаров приходят пользователи, которые близки к покупке. И в том числе от …

Как правильно искать информацию в Интернете?

В Интернете множество сайтов, однако не всегда информация на сайтах точна или актуальна. В статье я расскажу, как правильно искать информацию в …

Выводы

Подведём итог.

Мы рассмотрели десять популярных программ, которые используются для озвучки напечатанной информации голосом, взвесили все преимущества и недоработки каждой.

Из 10 лучших мы можем посоветовать Говорилку.

Этот сервис уже давно «на рынке» и зарекомендовал себя с лучшей стороны.

Из иностранных сервисов — советуем Ice Book Reader Professional.

Наш Рейтинг

8.4 Total Score

Полезные программы

Одним из главных сокровищ человечества являются книги. При чтении мы повышаем собственную грамотность, развиваем эрудицию. Но есть моменты, когда озвучка книг просто необходима. Мы выбрали лучших представителей этого направления. Знаешь еще? Добавляй в комментарии.

8.4Средняя оценка

Balabolka

8.5

KoobAudio

8.5

Govorilka

9

TomReader

8.5

Ice Book Reader Professional

9

Rozmovlyalka

8

BookReader

7.5

Calibre

8.5

BookSeer

8

IVONA Reader

8.5

5.3Оценка пользователя

Balabolka

9

KoobAudio

2.7

Govorilka

4.7

TomReader

4.5

Ice Book Reader Professional

5.5

Rozmovlyalka

4.5

BookReader

5.7

Calibre

5.2

BookSeer

5

IVONA Reader

6.5

 |