Склонение по падежам

Содержание

Правило встречается в следующих упражнениях:

2 класс

Упражнение 50,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

3 класс

Упражнение 68,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 34,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 61,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 77,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 119,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 78,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 42,
Полякова, Учебник, часть 2

Упражнение 118,
Полякова, Учебник, часть 2

Упражнение 17,
Песняева, Анащенкова, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 23,
Песняева, Анащенкова, Рабочая тетрадь, часть 2

4 класс

Упражнение 198,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1

Упражнение 239,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1

Упражнение 155,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 18,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 46,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 62,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 8,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 143,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 1

Упражнение 155,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 1

Упражнение 475,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

5 класс

Упражнение 101,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 110,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 121,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 305,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 742,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 286,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2

Упражнение Задачка стр. 18,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2

Упражнение Практикум стр. 26,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2

Упражнение Повторение стр. 80,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2

Упражнение Задачка стр. 106,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2

6 класс

Упражнение 247,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 266,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 267,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 619,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 231,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 1

Упражнение 522,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 2

7 класс

Упражнение 130,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 331,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 342,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 348,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

8 класс

Упражнение 127,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 444,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 445,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 327,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Главное об именительном падеже

Исходная форма имен существительных в русском языке — это именительный падеж единственного числа (И. п.) или номинатив. В этой базовой форме указано любое существительное в современных словарях. В исходном виде он противопоставляется другим формам слов по лексическим и синтаксическим функциям. Слова в этом случае выступают в независимом положении, а в других занимают подчиненную позицию. По этой причине номинативный И. п. считают прямым падежом, а все другие — косвенными.

В предложениях номинатив показывает субъект или его признак. Например, «Слышится музыка», «Пришла осень». Некоторые предложения могут содержать объекты описываемого действия: «Правонарушение карается строгим наказанием». В тексте он может встречаться при обращении: «Друг, я горжусь тобой».

Способ определения

В русском языке И. п. служит для выражения названия лица, явления, предмета. Его считают независимым, поскольку он не имеет связи с конкретным действием или объектом. Номинатив всегда употребляется без предлогов и отвечает на вопросы:

  • кто? — дед, сосед, учитель;
  • что? — дерево, машина, билет.

Существительные, которые отвечают на вопросы «кто? что?» могут иметь разные падежные окончания, что зависит от рода и склонения слов. Их окончания в И. п. представлены в таблице:

Склонение Единственное число Пример Множественное число Пример
1 -а, -я кошка, машина, семья -и, -ы паровозы, халаты, лошади
2 нулевое, -о, -е перо, поле, кот -ы, -и, -а, -я посты, уши, поля, зерна
3 нулевое печь, тушь ночи, матери
Разносклоняемые пламя, время —а знамена, стремена

Употребление имен существительных

Существительные в именительном падеже отвечают на вопросы «кто? что?», и по этому признаку их можно распознать всегда. В предложениях слова в И. п. могут быть зависимыми или независимыми. В независимой позиции они могут писаться:

  • как подлежащие в номинативном значении;
  • как обращения в вокативном значении;
  • являются главными членами односоставного номинативного предложения.

Зависимый И. п. употребляют в роли:

  • именной части составного сказуемого (в предикативном значении);
  • приложения в оппозиционном значении добавочного сообщения.

Существительное в И. п. в любом случае является главным членом предложения. Часто оно является подлежащим, иногда сказуемым. Например, «Кирилл мой друг». Подлежащим в этом случае является имя Кирилл (именительный падеж, единственное число), а сказуемым — друг (существительное в И. п.).

В форме именительного падежа множественного числа у слов наблюдается множество окончаний. Есть следующие критерии определения окончаний:

  • -а, -я имеют слова, выражающие парные понятия (глаза, уши) и двусложные слова с ударной гласной в первом слоге (катера, шомпола);
  • на -ы, -и оканчиваются односложные слова (коты, шумы);
  • -ы, -и также имеют многосложные слова с ударной гласной буквой в середине (аптекари, договоры);
  • -ы, -и — окончание слов латинского происхождения с финальной частью -тор, -сор (процессоры, компьютеры).

Использование прилагательных

Начальной формой прилагательных в И. п. являются существительные мужского рода, которые отвечают на вопрос «какой?, какая?». Например, «Почему серый свитер стоит так дорого?». Род и число зависят от слов, к которым относятся прилагательные. В зависимости от них ставятся и окончания:

  • мужской род: — -ой, -ый, -ий, -ые, -ие;
  • женский род — -ая, -яя, -ые, -ие;
  • средний род — -ое, -ее.

Чтобы правильно определить падеж прилагательного, следует выделить окончание и задать вопрос существительному, от которого оно зависит. Если он соответствует И. п., то к тому же падежу относится и прилагательное. Например, «Голубые незабудки колыхались под ветром». Незабудки (что?) стоит в И. п, зависимое от него прилагательное отвечает на вопрос «какие?» и тоже относится к этому падежу.

Числительные и местоимения

Количественные и составные числительные в И. п. отвечают на вопрос «сколько?», их окончанием является мягкий знак. Например, пять, тридцать пять. У составных порядковых числительных склоняется только последнее слово. Примеры:

  • какой? (-ие)? — пятьсот сорок первый (-ые);
  • какая? (-ие)? — пятьсот сорок вторая (-ые);
  • какое? — пятьсот сорок третье (-ое, -ье).

К местоимениям относят личные, возвратные, относительные, а также их производные (что-то, никто, кто либо). Действуют такие правила их написания в И. п.:

  • единственное число: 1-е лицо — я, 2-е лицо — ты, 3- е лицо — он (м.р), она (ж.р), оно (ср.р);
  • множественное число; 1- е лицо — мы, 2-е лицо — вы, 3-е лицо — они;
  • относительные: одушевленные — кто, неодушевленные — что;
  • неопределенные — некто, нечто.

Особенности склонения ФИО в родительном падеже

В русском языке ФИО в родительном падеже изменяются преимущественно так же, как и другие собственные существительные: в зависимости от склонения, к которому они относятся.

Примеры фамилий, имен, отчеств в родительном падеже: книга Ивановой Елены Сергеевны, труды Льва Николаевича Толстого, квартира Черных Марьям Александровны.

Склонение фамилий в родительном падеже

Основные склоняемые типы и примеры фамилий в родительном падеже представлены в таблице:

Мужской род Женский род Множественной число
Фамилии на -ов/ев, -ин/ын, -ский/ской, -цкий/цкой Петрова, Пшеницына, Чацкого, Боровского Петровой, Пшеницыной, Чацкой, Боровской Петровых, Пшеницыных, Чацких, Боровских
Фамилии, созвучные прилагательным Черного, Крымского, Толстого, Лихого Черной, Крымской, Толстой, Лихой Черных, Крымских, Толстых, Лихих

Фамилии, созвучные существительным (в том числе иноязычные без ударения на последний слог)

Мельника, Короля, Ворона

(созвучные существительным мужского рода 2 склонения)

Мельник, Король, Ворон Мельников, Королей, Воронов
Пятницы, Кафки, Земли

(созвучные существительным женского рода 1 склонения)

Пятницы, Кафки, Земли

Пятница, Кафка, Земля

Фамилии с беглыми гласными Льва, Зайца Лев, Заяц Лев, Заяц

Двойные фамилии

Соловьева-Седого, Ткач-Преображенского Соловьевой-Седой, Ткач-Преображенской Соловьевых-Седых Ткач-Преображенских

Склонение имен в родительном падеже

Примеры склонения имен в родительном падеже:

Мужские имена с основой на согласный или на -й Максима, Петра, Льва, Андрея, Наиля, Сергея
Женские и мужские имена с окончанием -а (-я)

Веры, Никиты, Айры, Екатерины, Даши, Жени

Имена, которые в начальной форме имеют окончание -ия, -ья Ильи, Дарьи, Марии
Женские имена с окончанием на мягкий согласный Нинели, Любови, Руфи, Юдифи

Обратите внимание: в имени Любовь в родительном падеже не происходит выпадение корневого гласного «о».

Склонение отчеств в родительном падеже

В родительном падеже отчества склоняются следующим образом:

ТОП-5 статей

которые читают вместе с этой

Мужской род Женский род
Ед. число Мн. число Ед. число Мн. число
Александровича,

Петровича,

Валериевича,

Ильича

Александровичей,

Петровичей,

Валериевичей,

Ильичей

Александровны,

Петровны,

Валериевны,

Ильиничны

Александровн,

Петровн,

Валериевн,

Ильиничн

Как определить окончание существительного в косвенном падеже

Существительные делятся на три склонения. За пределами этих трех склонений находятся существительные на –ия, -ий, -ие и разносклоняемые существительные.

В таблице ниже приведены примеры падежных форм слов разных склонений; все они с ударными окончаниями и могут использоваться как подставные слова.

падеж

1 скл.

2 скл.

3 скл.

И

Лиса

Конь

Степь

Р

Лисы

Коня

Степи

Д

Лисе

Коню

Степи

В

Лису

Коня

Степь

Т

Лисой

Конём

Степью

П

О лисе

О коне

О степи

В следующей таблице приведены падежные формы слов на –ия, -ий, -ие и разносклоняемых. К сожалению, вариантов с ударными окончаниями (кроме «путь» – это слово единственное в группе) для них не существует.

падеж

На -ия

На -ий

На -ие

Разноскл. на -мя

Разноскл. путь

И

Акация

Планетарий

Здание

Пламя

Путь

Р

Акации

Планетария

Здания

Пламени

Пути

Д

Акации

Планетарию

Хданию

Пламени

Пути

В

Акацию

Планетарий

Здание

Пламя

Путь

Т

Акацией

Планетарием

Зданием

Пламенем

Путем

П

Об акации

О планетарии

О здании

О пламени

О пути

Определение падежа существительного

Чтобы опре­де­лить падеж суще­стви­тель­но­го, нуж­но пред­при­нять сле­ду­ю­щие дей­ствия:

  1. пер­вый шаг — най­ти сло­во, к кото­ро­му отно­сит­ся дан­ное суще­стви­тель­ное;
  2. вто­рой шаг — поста­вить от это­го сло­ва к суще­стви­тель­но­му вопрос.

По вопро­су и по окон­ча­нию опре­де­ля­ем падеж суще­стви­тель­но­го.

голос (кого?) бабушк- и (р. п.)

Люблю (кого?) бабушк- у (в. п.)

В отдель­ных слу­ча­ях пред­ло­ги явля­ют­ся сред­ством раз­ли­че­ния паде­жей, напри­мер:

  • при­сло­нить­ся к (чему?) стен е — д. п.;
  • висит на (чём?) стен е — п. п.;
  • хвост у (кого?) лошад и — р. п.;
  • ска­кать на (ком?) лошад и — п. п.

Система паде­жей состав­ля­ет скло­не­ние изме­ня­е­мых частей речи — имен суще­стви­тель­ных, при­ла­га­тель­ных, место­име­ний и чис­ли­тель­ных. Узнаем о типах скло­не­ния имен суще­стви­тель­ных, о том, как опре­де­лить скло­не­ние.

Урок русского языка в 3 классе. Падежи имен существительных

Источник статьи: http://russkiiyazyk.ru/chasti-rechi/sushhestvitelnoe/chto-takoe-padezh-tablitsa-padezhey.html

Лишительный падеж

Лишительный падеж имён существительных появляется исключительно при их использовании с глаголами отрицания.

Так в отрицательном варианте фразы «они познают истину» существительное изменит свою форму и будет звучать как «они не познают истинЫ». Такая же трансформация наблюдается в сочетаниях «делать дело» и «не делать делА», «видеть пользу» и « «не видеть пользЫ» и прочих.

Однако, не всегда лишительный падеж отвечает на вопросы родительного падежа, иногда уместно применять для его образования винительный, ведь «не ломать головУ» однозначно правильнее, нежели «не ломать головы».

Порой родительный и винительный падежи взаимозаменяемы, но когда определённая функция единственно подходит к конкретной форме без сомнения используется лишительный падеж.

Падежи

Именительный падеж Я Именительный падеж, И нет на мне чужих одежд. Меня легко все узнают И в подлежащее зовут. Предлогов с детства не люблю, С собою рядом не терплю. Мои вопросы КТО? и ЧТО? Ни с кем не спутает никто.

Порядок падежей. На каждую начальную букву начинается свой падеж. И – именительный; ; Р – родительный;Д – дательный;В – винительный; Т – творительный; П – предложный.

  • Иван родил девчонку велел тащить пеленку.
  • Иван родил девчонку Верочку – толстенькую, пузатую.
  • И Родила Дарья Ваньку Толстого, Пузатого.
  • Иван Родионович, дайте вашу трубку покурить.
  • Иван рубил дрова, Василиса таскала поленья.
  • Иван рубил дрова, Варвара топила печку.
  • Иван Рубил Дрова, Велел Тащить Пилу.
  • Имя родители дали: Винни топтыжку прозвали.
  • Имя Родители Дали — Винительным Творцом Предложили.
  • Иван, Родной, Дай Водицы — Тетя Просит.
  • Иван Романов Дал Вите Тетрадь Подержать.
  • Извините, Родители, Дайте Ванюше Таблеток Покушать.

Именительный

Поворот судьбы такой изумительный: Изучаем мы падеж именительный. На суку висит (что?) – ватрушка! На заборе спит (кто?) – старушка! С неба к нам летит (что?) – игрушка! Соловьем свистит (кто?) – подружка! На сосне сопит (кто?) – хрюшка! Рассказала все (кто?) – врушка! Сочинила мир такой изумительный! Что ж, запомним мы падеж ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ!

Родительный падеж

Я из дома убежал, Я до вечера гулял, С дерева в сугроб нырял, Без уроков жить мечтал. Для коллекции снежинки Языком я собирал. Около костра плясал И вокруг двора скакал.

Мне уроки надо делать? Я на это наплевал! Вот стою я у доски И вздыхаю от тоски. Но родительный падеж Не забуду, хоть зарежь.

Дательный падеж

Если б я названия Падежам давал, Я б тогда дарительным ДАТЕЛЬНЫЙ назвал!

А еще как размечтаюсь, Дед Морозом наряжаюсь И подарки всем несу: Братику, сестричке, псу.

А еще КОМУ? ЧЕМУ? Птенчику, коню, сому, Кошке, зайцу, бегемоту, Крокодилу и слону!

К паровозу тороплюсь, По земле лечу, несусь! Всем подарки развезу я И тогда домой вернусь!

Винительный падеж

Я – Винительный падеж, Обвиняю всюду всех. Нету никаких надежд, Что не допущу огрех. Слово «вижу» подставляй И меня определяй.

Винительный падеж

“Если хочешь много знать, Поскорей учись читать!” Чтоб ВИНИТЕЛЬНЫЙ запомнить, Научилась я. летать!

Как взлечу под потолок Да махну через порог, Вылетаю за окошко, Курс держу я на лужок.

Ненавижу обвинять, Буду все перечислять. ЧТО увижу и КОГО – Назову до одного!

Вижу реку, вижу сад – Называю все подряд! Вижу вишню, вижу сливу. До чего вокруг красиво!

Строят клуб невдалеке, Красят лодку на песке. Хватит, в школу возвращаюсь, В класс влетаю налегке.

Творительный падеж

Чтоб от всех не отставать, Слыть сообразительным, Надо всё теперь понять В падеже ТВОРИТЕЛЬНОМ.

Что там долго говорить. Вот решился я. творить! Карандаш, бумагу взял И пейзаж нарисовал.

Я – художник, я – творец! Ух, какой я молодец!

Перед замком куст цветет, Под корягой змей живет, Над дорогой реет сокол, За оградой лошадь ржёт.

Я творю карандашом На листе своем большом. Вид украсил я с трудом Лесом, тучкой над прудом. Ну-ка, лист переверну И опять творить начну.

Мой герой идет войной, Хочет править он страной, Поразить врагов стрелой, С башни их полить смолой.

Стоп! Подумай головой, Для чего идти войной! Лучше миром кончить дело! Я альбом закрою свой.

Предложный падеж

На уроке я скучаю. Что ж, я лучше помечтаю. Очень я люблю мечтать! Вот бы мне царевной стать!

Я мечтаю о короне: Буду в ней сидеть на троне. Я мечтаю о слоне, Чтоб кататься при луне.

Я мечтаю о сережках, Я мечтаю о сапожках. Вечерами в полумгле Я мечтаю об орле:

Буду с ним летать на воле. Буду я учиться в школе. Ой, мечтаю я уже . О ПРЕДЛОЖНОМ падеже!

Источник статьи: http://materinstvo.ru/art/20769

Правильное склонение фамилии мужского рода: правило, пример


школьник ищет в книге примеры правильного склонения фамилий

В зависимости от происхождения, наличия/отсутствия гласной на конце слова либо согласной букв фамилии мужского рода имеют ряд правил для склонения.

Глобально разделим их на 2 большие группы:

  • меняющие окончания
  • сохраняющиеся без изменений

К первой группе правил относятся:

  • -ов, -ин для русских и заимствованных вариантов склоняются по классической схеме. Например, работа Иванова, картина принадлежит Санину, жду Сидорова, говорить с Фонвизиным о Крысине.
  • Фамилии иностранцев на -ин, -ов в творительном падеже приобретают окончание -ом. Пример: роль сыграна Чаплином, герой озвучен Грином.
  • Когда носитель фамилии русский и она происходит от русских омонимов, срабатывает правило с окончанием -ым в творительном падеже.Пример: от слова крона —  идём с Крониным, от диалектного варианта чапля — катание с Чаплиным.
  • Неударные окончания -а, -я склоняются по общим правилам.Например, тетрадь Глобы, автомобиль Шегды, постановка Окуджавы.
  • Грузинские на -ия меняют окончания, например, заслуги Берии.
  • -а ударное на конце фамилий славянского происхождения предполагают изменение окончаний, например, с Квашей и Сковородой.
  • Твердая или мягкая согласная на конце фамилии превращаются в сочетания с гласными при склонении.Например, стихи Блока, интервью с Гафтом, передать Мицкевичу.
  • В форме прилагательного склоняется по общим правилам.Например, победы Лютого, поход к Толстому.

Ко второй группе правил относятся следующие:

  • иностранные на -иа остаются без изменений,
  • -а, -я ударные французского происхождения не склоняются, например, карета Дюма, письма о Золя,
  • -ко на конце не склоняются,
  • с окончаниями на -о, -у, -и, -е, -ю остаются без изменений при склонении,
  • -ых на конце сохраняет фамилию неизменной при склонении.

Пропавшие падежи: как их найти и почему они исчезли

Какие падежи существовали в русском языке раньше плюс к тем, которые известны со школы? Звательный, разделительный, местный, счётный, отложительный, ждательный, лишительный, превратительный и количественно-отделительный. И формы забытых падежей широко применяются до сих пор.

  1. Звательный падеж. К нему близки усечённые формы имён собственных («Людк, а, Людк!»), устаревшие формы религиозных и светских обращений («Не рыдай Мене, Мати»). По своему применению эти формы ближе к междометиям: это не субъект действия, а слово, использующееся для привлечения внимания, обращения, наряду с «Эй».
  2. Разновидностью родительного падежа является количественно-отделительный падеж. В разговорной речи мы используем такие обороты, как «задать жару» (по правилам должно было бы быть задать (что?) жа́ра).
  3. Ждательный – утраченный падеж, который проявляется так: некоторые слова склоняются по форме винительного падежа, а некоторые – по форме родительного: ждать письма (кого? чего?), но ждать (кого? что?) маму. Чем обусловлена эта разница? Возможно, с одушевлённостью/неодушевлённостью предмета, его субъектностью или объектностью. Письмо само никуда добраться не может, ждут его доставки, а мама добирается до места сама, ждут именно её, и отвечает за это прибытие она. Поэтому ждать письма, посылки, весточки, зарплаты, но ждать маму, Ольгу, лису.
  4. Счётный падеж – используется при счёте: три часа́ (не ча́са), два шага́.
  5. Разделительный – форма родительного, применяется к неодушевленным предметам, когда отделяется часть от целого: отсыпать малины (не «малину», поесть конфет (не «конфеты»). Благодаря этой форме мы понимаем, что съели не всё, а отдельную часть чего-то, состоящего из мелких частей.
  6. Превратительный падеж – еще один неизвестный многим падеж, но его формы мы используем по сей день. Возьмем известное выражение «пойти в шофёры/космонавты/завхозы/депутаты». Существительные здесь отвечают на вопросы «превратить в кого? во что?» Возможно, эта форма призвана была обозначать не профессию, а группу лиц, занимающуюся профессией, как цеховое объединение.
  7. Лишительный – используется с отрицанием при глаголе: «не знать истины» (не «истину»), «не иметь права» (не «право»), «ни шагу назад».
  8. Местный падеж: «на мысу» (вместо «мысе»), «в порту» (не «порте»). Современный предложный падеж объединяет 2 функции – изъяснительную (говорить о ком/чём) и местную (находиться на ком/чём, где). У части слов эти формы совпадают (говорить о кухне, находиться в кухне), но у других это 2 разные формы (нос, лес, снег, год, рай). Например, можно говорить о снеге, но лежать можно только на снегу.
  9. Отложительный падеж определяет начальную точку движения, ударение перемещается с существительного на служебную часть речи – предлог: из лесу, из дому.

Сходные падежи есть в других славянских языках (украинском), но в русском они не получили дальнейшего развития, стали непродуктивными. Новые слова не склоняются по ним, и язык оптимизировал громоздкую падежную систему – убрал то, без чего можно обойтись, или то, что не создает работающие конструкции.

Предлоги падежей

При склонении за именами существительными закреплены определённые предлоги, которые уточняют значение слова. Однако лексемы этой самостоятельной части речи могут употребляться и без них.

Падеж Предлог Вопросы Пример
Именительный кто? что? страна, земля
Родительный вслед, от, вне, из, около, вследствие, с, из-за, без, возле, для, в течение, до кого? чего? для страны, от земли
Дательный вопреки, к, благодаря, навстречу, наперекор, по, согласно кому? чему? по стране, по земле
Винительный спустя, в, несмотря на, включая, на, через, за, про, сквозь кого? что? за страну, про землю
Творительный в связи с, за, с, над, между (меж), перед, согласно с, под, вместе с кем? чем? с страной, над землёй
Предложный о, при, по, об, в, на о ком? о чём? о стране, о земле

Именительный

В вышеупомянутой переводной грамматике этот падеж называется правым. И это не случайно: перед нами калька с греческого обозначения именительного падежа ptōsis orthē (буквально ‘прямое падение’). Для перевода слова orthē использовали прилагательное правъ, в старославянском языке означавшее ‘прямой, ровный’, ‘правильный’.

Но в греческих текстах данный падеж обозначался еще одним термином: onomastikē. Составители грамматики «Адельфотис» (Львов, 1591) и Лаврентий Зизаний, автор «Грамматики словенской» (Вильна, 1596) перевели это прилагательное как именовный. Мелетий Смотрицкий в своей церковнославянской «Грамматике» 1618–1619 гг. предпочел слово именительный. Этот же вариант впоследствии использовал М. В. Ломоносов, и благодаря ему данный термин закрепился в русском языке.

Калькой с греческого ptōsis onomastikē является и латинский термин cāsus nominatīvus, от которого происходят названия именительного падежа во многих европейских языках.

Отличие от винительного

В винительном падеже слова отвечают на вопрос «кого?, что?», в связи с чем важно уметь отличать их от номинатива. Для этого следует помнить, что слова в И

п. являются подлежащими и не имеют предлогов. Слова в винительном падеже занимают второстепенную позицию и могут дополняться предлогами.

Сходства и отличия падежей в таблице:

Сравнительная оценка И. п. В. п
Отвечают на вопросы кто? что? кого? что?
Написание с предлогами нет сочетается с предлогами в, на, через, за, может быть написано без предлогов
Форма слов выглядит как словарная (в ед. ч) словарная или с окончаниями -у, -ю
Подсказка (для примера можно составить предложение со словом коза) остается в начальной форме, с окончанием -а меняет окончание, принимает форму винительного падежа — козу (кого?)

Винительный падеж

Винительный падеж имени существительного синтаксически зависит от слов этой же части речи или глагола. Его главная функция – обозначить объект, на который направлено действие или обстоятельства такого действия. В предложении обычно выступает дополнением или обстоятельством. Слова-помощники – «вижу», «знаю», «виню». Можно задать два вопроса:

  • вижу «кого?»: банкира, студента, Елену, пехотинца, коллегу, балерину;
  • вижу «что?»: лес, жестокость, счастье, пылесос, поле, нору, пещеру.

В значении уступки, объекта, места и времени используются предлоги: спустя, в, несмотря на, включая, на, через, за, про, сквозь. Примеры:

  • приехать спустя месяц;
  • сделать несмотря на погоду;
  • наступить на пакет;
  • пронести сквозь года;
  • приклеить в тетрадь;
  • переступить через порог.

Как определять

Определение грамматической категории, например, падежи имен существительных и их окончания, школьники должны уметь выполнять как устно, так и письменно.

Сначала рассмотрим алгоритм, по которому можно устно определить падеж:

  1. В предложении необходимо выделить такое словосочетание, чтобы существительное в нем было зависимым словом.
  2. Задать вопрос к имени существительному.
  3. Определить окончание у существительного.

Например: Слышу зов папы. Зов (кого?) пап-ы (Р. п.)

Теперь опишем схему определения падежа у существительного письменно:

  1. В предложении знаками // обозначить границы словосочетания.
  2. Главное слово в словосочетании обозначить Х.
  3. Провести стрелочку от главного к зависимому слову.
  4. Над стрелочкой написать вопрос.
  5. Определить падеж.
  6. Надписать падеж над существительным.

Падежи русского языка существительных

Существительное – это часть речи, обозначающая название объектов, выступающая в предложении в качестве подлежащего или дополнения, отвечающая на вопрос «кто?» или «что?».

Многообразие способов склонения слов делает сложным для восприятия иностранцами многогранный и богатый русский язык. Падежи имен существительных склоняют слово, изменяя его окончание.

Падежные формы существительных могут изменять окончания, отвечая на вопросы:

  • касательно одушевленных субъектов — «кого?», «кому?»;
  • неодушевленных предметов — «что?», «чего?».
Падежи существительных с предлогами

Падежи

Вопросы

Примеры изменения окончаний

Предлоги

Именительный

Кто? Что?

Мальчик( ), мяч( )

Родительный

Кого? Чего?

Мальчик(а), мяч(а)

От, без, у, до, возле, для, вокруг

Дательный

Кому? Чему?

Мальчик(у), мяч(у)

По, к

Винительный

Кого? Что?

Мальчик(а), мяч( )

На, за, через, про

Творительный

Кем? Чем?

Мальчик(ом), мяч(ом)

За, под, над, перед, с

Предложный

О ком? О чем?

Мальчик(е), мяч(е)

О, на, в, об, при, обо

Правильное склонение женского имени: правило, пример


девочка в очках выглядывает из-за книг, в которых искала правила склонения женских имён

В целом женские имена изменяют свое окончание при склонении. Есть ряд правил, которые регулируют это:

с окончанием на -а, кроме г, к, ц, х. Пример:


таблица склонения женских имен с окончанием на -а

то же окончание после г, к, х и отдельно после ц


таблица склонения женских имен с окончанием на -а после г. к, х
таблица склонения женских имен с окончанием на -а после ц

двусложные имена на -я, а также те, что имеют эту букву безударной, меняют свои окончания по падежам так:


таблица склонения женских имен, заканчивающихся на -я

с окончанием на -ия, кроме двусложных. Пример ниже:


пример склонения женских имен на -ия в таблице

с окончанием на мягкий знак и шипящие — меняются следующим образом:


таблицы склонения женских имен, имеющих окончание в именительном падеже на мягкий знак и шипящую букву

Исключения составляют ряд женских имён иностранного происхождения. Они зачастую не склоняются.

Примерами выступают те же имена, что были представлены в таблице выше, которые имеют шипящую букву на конце.

Как склонять слова?

Когда нас просят просклонять слово в русском языке, нужно применить к нему определённый падеж и изменить форму этого слова.

При склонении меняется окончание существительного. Его ещё называют падёжным окончанием.

Определить падеж только по падёжному окончанию сложно. Так, если у вас есть слово «собаке» и необходимо определить падеж, вам нужно:

обратить внимание на слова или предлоги, которые стоят перед существительным;
задать падежный вопрос.

Падежный вопрос или падежное вопросительное слово помогают определить падеж.

Падеж Падежный вопрос Форма слова
Именительный Кто? Что? Собака
Родительный (нет) Кого? Чего? Собаки
Винительный (вижу) Кого? Что? Собаку
Дательный (дать) Кому? Чему? Собаке
Творительный Кем? Чем? Собакой
Предложный (о) Ком? Чём? Собаке

Возвращаясь к «собаке»: в предложении «Я подошёл к собаке» падежный вопрос — кому? чему?

Я подошёл к (кому? чему?) собаке. Следовательно, существительное стоит в дательном падеже.

А в предложении «Я расскажу вам о своей собаке» вопросительное слово — ком? чём?

Я расскажу вам о (ком? чём?) своей собаке. Получается, слово стоит в предложном падеже.

Таким образом, падеж — это целая конструкция, которая состоит не из одного слова, а из нескольких (должно быть как минимум словосочетание). Вопрос мы ставим от глагола и через предлог, если он есть.

Падежные окончания

Косвенные падежи в русском языке и их окончания требуют тщательного изучения школьниками в рамках общеобразовательной программы.

Несмотря на то, что чаще всего правильно написать окончание в существительных для носителей языка не составляет труда, однако встречаются и особые случаи, которые требуют умения определять падежи и грамотно писать окончания в словах.

Окончания в падежах русского языка:

1 скл. Наименование Окончания в единственном числе Окончания во множественном числе
Именительный -а, -я -ы, -и
Родительный -ы, -и -, -ей
Дательный -е, -и -ам,-ям
Винительный -у, -ю -ы,-и,-ей
Творительный -ой,-ей -ами,-ями
Предложный -е,-и -ах,-ях
2 склонение Именительный -о,-е (ср.р.) -а,-я,-ы,-и
Родительный -а,-я -, -ов,-ев,-ей
Дательный -у,-ю -ам,-ям
Винительный -о,-е (ср.р.) -а,-я,-ы,-и
Творительный -ом,-ем -ами,-ями
Предложный -е,-и -ах,-ях
3 склонение Именительный
Родительный -ей
Дательный -ам,-ям
Винительный
Творительный -ами,-ями
Предложный -ах,-ях

Правильное склонение отчества мужского рода: правило, пример


ребенок школьного возраста просматривает на планшете правила и примеры склонения мужского отчества

Отметим ряд особенностей перед переходом к склонению мужских отчеств:

  • Классические окончания, а именно -евич, -ович.
    Пример, Александр- Александрович, Тимофей — Тимофеевич.
  • Добавление мягкого знака перед окончанием, если имя отца заканчивается на -ий, то есть -ьевич.
    Пример, Валерий — Валерьевич.
  • Если имя отца заканчивается на -а, то в отчестве добавляется -ич. Пример, Лука — Лукич, Никита — Никитич.

Добавим таблицу с изменениями окончаний в мужских отчествах при склонении их по падежам:


таблица склонения мужских отчеств по падежам

Субъектная и объектная связь

Винительный падеж выражает 2 основных значения — объектное и субъектное. В первой ситуации речь о состоянии предмета или действии, которое он совершает. Примеры:

  • ученики пишут контрольную;
  • старику жаль прошедшие годы;
  • мальчику жаль собаку.

Во втором случае подчёркивают, что действие совершается над предметом. Если объектное значение способно передавать мысль и в виде словосочетания, субъектное — только в составе предложения, например:

  • мальчика знобит;
  • награда воодушевила победителя;
  • человека осенило.

В предложениях существительные, поставленные в в. п., могут быть разными членами. Нередко они выступают в роли дополнений или обстоятельств. В зависимости от контекста, возможны такие варианты обстоятельств:

  • времени: «Встретиться в четверг».
  • стоимости: «Уплатить 100 рублей».
  • пространства: «Пробежать километр».
  • объекта: «Бросить сумку».
  • результата: «Построить дом».