23 занимательные логические игры для детей 4-5 лет

Содержание

Логическая игра Никитина «Сложи узор»

Еще одна популярная игра Никитина – «Сложи узор» (Лабиринт, My-Shop, KoroBoom). Пособие это очень «долгоиграющее», с ним можно придумать массу заданий как для 2-3-летнего малыша, так и для ребенка 5-6 лет. Задания в прилагающейся к кубикам инструкции рассчитаны, скорее, на детей постарше. А вот для детей помладше есть замечательные альбомы – «Чудо-кубики 1» (Ozon, My-shop, Koroboom) и «Чудо-кубики 2».

Кстати, альбомы можно СКАЧАТЬ ЗДЕСЬ.

Еще где-то давно на просторах интернета я скачивала схемы к кубикам «Сложи узор» для самых маленьких. Главное их отличие в том, что на схеме узор расчерчен на квадраты, что существенно облегчает задачу при подборе кубика (в схемах Никитина подобной разметки нет). Получается такая подготовительная ступень к основному варианту игры. Предлагаю СКАЧАТЬ такие схемы и вам.

В чем уникальность игры? Это нам взрослым, кажется, все очевидно и понятно – выложить картинку из кубиков. А для ребенка это целая наука – сначала найти нужную сторону у кубика, а затем еще и понять, как правильно его развернуть. Ребенку постарше, нужно будет кроме этого еще и определить, из каких именно кубиков сложена картинка. Кубики «Сложи узор» имеют очень хитрый раскрас. Некоторые грани однотонные, а некоторые разделены по диагонали на 2 цвета, что заставляет малыша хорошенько подумать.

Строим простые закономерности

Закономерности можно составлять практически из любых разноцветных материалов, имеющихся дома – из кубиков, мозаики, счетных палочек, конструктора и т.п. Вы начинаете выкладывать – ребенок продолжает.

Самый простой вариант – чередование 1 через 1. Далее можно попробовать выкладывать дорожки 2 через 2, 3 через 3, 2 через 1, 3 через 3 и т.д.

Для повышения интереса ребенка к игре используйте сюжетно-ролевые игрушки. Так, это может быть не просто скучный ряд из кубиков, а дорожка, которая поможет лягушонку добраться к своему другу бегемотику. А из мозаики можно построить целый мост для спасения принцессы, которая заточена в башне.

Детектив

Ведущий говорит, что у него есть детективная история, сюжет которой игроки узнают, задавая наводящие вопросы. Ведущий имеет право отвечать только «да», «нет» и «не знаю», а участники должны догадаться, по какой схеме дает ответы ведущий.

Например:

1-й игрок: «Это было в большом городе?»

Ведущий: «Да».

2-й игрок: «На дворе стоял апрель?»

Ведущий: «Не знаю».

3-й игрок: «Жильцы услышали выстрел?»

Ведущий: «Да».

Секрет этой игры на смекалку заключается в следующем: когда вопрос оканчивается на гласную, ведущий говорит: «Да», когда – на согласную: «Нет», когда на мягкий знак: «Не знаю».

Фото — фотобанк Лори

Я беру с собой в поход…

Ведущий говорит начальную фразу: «Я беру с собой в поход…» и дальше произносит какой-то предмет. Игроки один за одним начинают пробовать так же что-то взять с собой и называют свои предметы. Ведущий должен сказать: можно брать их или нельзя, а участники тем временем должны догадаться, по какому принципу можно брать вещи в поход.

Вариантов здесь может быть очень много (их можно придумать самим): от простых, до сложных. Все будет зависеть от возраста игроков. Например, можно брать в поход предметы:

1. начинающиеся или заканчивающиеся на определенную букву:

Ведущий: «Я беру с собой в поход кружку».

1-й игрок: «Я беру с собой в поход коляску».

2-й игрок: «Я беру с собой в поход клюшку».

2. состоящие из определенного материала (только металлические или только деревянные):

Ведущий: «Я беру с собой в поход иголку».

1-й игрок: «Я беру с собой в поход ложку».

2-й игрок: «Я беру с собой в поход монету».

3. начинающиеся на первую букву имени игрока:

Ведущий (Ваня): «Я беру с собой в поход варенье».

1-й игрок (Лена): «Я беру с собой в поход лыжи».

2-й игрок (Слава): «Я беру с собой в поход соль».

4. только съедобные (или только несъедобные).

5. только те, что находятся вокруг игроков. И т.д.

Совет родителям № 3

Существует отличное дополнение к логическим развивающим играм. Это привлечение ребёнка к более взрослым занятиям  (кроссворды, судоку, шашки, шахматы, нарды, пазлы, тесты). Азартные (карточные) игры полезны для развития способностей к анализу и нахождению нестандартного выхода из ситуации, но для детей в возрасте восьми лет не рекомендованы.


Шахматы – логическая игра для детей с 6-ти лет

Отдайте предпочтение:

  • составлению предложений из слов;
  • введению пропущенных слов;
  • нахождению отличий.

Вышеперечисленные задания также применяются и для взрослых — в тестах на IQ.

Оставить комментарий

Начало мышления

Ведущий вид мышления детей старшего дошкольного возраста-опыт, который является катализатором, что позволяет развиваться логическим рассуждениям. Ранее всего у ребенка проявляется мышление,которое, трансформируется в способность логически мыслить, изучать, анализировать информацию и решать проблемы. Для некоторых детей они учатся быстро рассуждать, для других требуются повторные действия, чтобы сформировать образец и логическую связь и впоследствии развить абстрактно логическое мышление.

Как развить

Как развивать мышление у детей? Логические рассуждения требуют независимости. Как родители и учителя, если мы пытаемся доверять детям и их решениям, мы можем помочь развитию их логических рассуждений. Пытаясь найти свои ответы, дети начинают развивать способность логически рассуждать. И наоборот, если мы не будем доверять им и неустанно обменивать их своими предложениями, убеждениями, опытом и стратегиями, они станут зависимыми от других.Они не будут формировать свои собственные выводы, и их логическая сторона останется неразвитой.

Когда детям дается свобода учиться, они изучают, что, почему и как, а в разные возраста разные виды логики и мышлений.

  1. В возрасте 3-4 лет дети могут рассуждать о том, что им нужно действовать, однако их действия не соответствуют задаче. Они начинают отвечать немедленно; действовать без разбора для решения проблемы без фактического анализа обстоятельств. Дошкольники не могут понять условия проблемы, а это значит, что они не могут критически оценить ситуацию. В конечном итоге это приводит к пробам и ошибкам, ценной форме опыта. Логические рассуждения начинают формироваться после этих практических попыток решения проблем.
  2. Логика для детей 5 6 лет- возраст, когда дети начинают понимать проблемы и искать способы их решения; они начинают использовать логические рассуждения. Это особенно очевидно, поскольку дети этой возрастной группы начинают использовать речь в качестве основы для логических рассуждений. Аргументы составляют основу их рассуждений и их решимости решать интеллектуальные проблемы. Эти дети учатся передавать то, что они чувствуют и думают; они открывают для себя ряд способов общения, а также их связь с обоснованием и реакцией. Они начинают рассуждать и делать выводы. Логическое и критическое мышление детей теперь эволюционировало.

Онлайн-игры

В этом блоке мы собрали некоторые игры, головоломки и задачи, реализованные в качестве онлайн флеш-приложений. Помимо того, что это удобно, здесь представлен широкий выбор логических игр, подходящих для всех возрастов и тренирующих разные навыки.

1

Головоломка «6 лягушек»

В основе этого приложения – достаточно известная математическая головоломка про 6 лягушек. Суть в том, чтобы поменять 3 зеленых лягушки местами с 3 коричневыми. Эта online флеш игра может показаться многим детской и легкой, но, попробовав выполнить условие, свое мнение они, как правило, меняют. Утверждается, что человек со средним показателем IQ (100-110 баллов) должен находить ответ за 3 минуты.

Развивает: логическое мышление, навыки устного счета.

2

Развивает: абстрактно-логическое и пространственное мышление, память, внимательность.

3

Поймай кота

Игра «Поймай кота» – отличная игра для проверки вашей способности решать нестандартные задачи, а также хорошая возможность потренировать свои навыки поиска креативных решений. Эта online флеш игра, разработанная знаменитой японской дизайнерской лабораторией Gamedesign, выглядит достаточно просто, но выиграть в нее бывает сложно. Убедитесь сами: попробуйте не упустить кота за игровое поле.

Развивает: творческие способности, умение находить нестандартные решения.

4

Квадрат

Головоломка «Квадрат» – это простая онлайн флеш игра для тренировки интеллектуальных навыков, которая подойдет как взрослым, так и детям. В игре 9 уровней, объединенных в 3 блока в соответствии с их архитектурой и сложностью. Задача игрока – зачеркнуть одной ломанной непрерывной линией все пустые ячейки квадрата – выполняется не так легко, как может показаться на первый взгляд. Убедитесь сами.

Развивает: пространственное и абстрактно-логическое мышление, память.

5

Судоку

Судоку – оnline флеш игра на основе знаменитой головоломки с числами. Она была популяризована в 1986 г. японским журналом «Nikoli», впервые регулярно начавшим ее печатать, но всплеск международного признания пришелся на 2005 г. С тех пор головоломки судоку заняли прочное место в печатных журналах и газетах, выходят отдельными сборниками, стали видом досуга и интеллектуального спорта.

Развивает: логическое мышление, память, внимание, навыки устного счета. Больше интересных и полезных игр и головоломок ищите в специальном разделе нашего блога

Больше интересных и полезных игр и головоломок ищите в специальном разделе нашего блога.

Способы развития логического мышления

Логическое мышление — это не врождённая способность, её можно и необходимо развивать. Для этого существует много упражнений в игровой форме, которые позволяют стимулировать логику весело и интересно

Обратите внимание: задачи, которые мы предлагаем ребёнку, должны быть немного сложнее привычных. Такой подход позволяет наиболее эффективно развивать мышление и навыки логического анализа

Какие же упражнения и игры на логику существуют?

Интеллектуальные и настольные игры

Это своеобразный способ знакомства с миром. Шашки, домино, «Эрудит», «Крестики-нолики» позволяют не только весело провести время, но и развивать логику и мышление. А шахматы, «Монополия» и нарды полезны для тренировки внимания и сообразительности.

Математические задачи

Близкое знакомство с математикой поможет ребёнку замечать логические связи и закономерности, развивать свою усидчивость, ясность ума и концентрацию внимания. Сюда же можно отнести и геометрические головоломки. Изучение всевозможных фигур способствует развитию логического и пространственного мышления, а также воображения, если предложить собрать из фигур рисунки или использовать в занятиях игру “Танграм”.

Игры со спичками

Это самый простой и увлекательный способ развития логики. Задача проста: нужно переложить одну или несколько спичек так, чтобы получилась другая фигура. Дети любят игры со спичками или палочками, потому что их можно трогать, перекладывать с места на место, придумывать новые варианты решения.

Верёвочные головоломки

Их легко сделать самостоятельно, а разновидностей таких задач — бесчисленное количество. Например, выпутать верёвочку из отверстий, завязать по схеме сложный узел или продеть верёвку через дырочки в картоне так, чтобы получилась фигура или рисунок. К этому виду упражнений можно отнести и популярную игру с геобордом — доской с гвоздиками, на которых с помощью тонких резиночек можно создать любой узор.

Лабиринты

Универсальный и очень весёлый способ развития логического мышления для детей всех возрастов. Привлекательность лабиринтов — в простоте и удобстве изготовления. Их можно сделать из картона, выложить малярной лентой на полу или нарисовать на асфальте. Цель — дойти до финиша верной дорожкой. Задания с лабиринтами также полезны для развития пространственного восприятия и зрительного внимания.

Компьютерные игры и развивающие онлайн-сервисы 

Они тоже могут быть полезны, если использовать их как дополнение к офлайн-занятиям. Существует множество игр, в которых ребёнку необходимо применить логику и смекалку, например, известные классические игры “Тетрис”, “Маджонг”, “Три в ряд”.

Развивающие онлайн-сервисы имеют схожие цели. Хотите отслеживать прогресс ребенка и знать, какие виды логических задач ему даются легче, а какие сложнее? Добро пожаловать на сайт гармоничного развития «IQша»! Мы придумали более 70 интересных упражнений и обучающих игр на логику для детей разных возрастов.

Творческие игры

К ним можно отнести пазлы, правополушарное рисование (рисунок вниз головой), лепку, аппликацию. Такие занятия способствуют не только развитию логического мышления, но и воображения, памяти, мелкой моторики рук, усидчивости и умения завершать начатое.

Логические задачи и загадки 

Такие упражнения полезны и увлекательны не только для детей, но и для родителей. Решение головоломок помогает весело провести время и проверить сообразительность. Нередко логические загадки и задачи составлены в забавной игровой форме, поэтому искать остроумные ответы очень увлекательно. 

Задания такого формата легко воспринимаются ребёнком и не требуют специальной подготовки: решать логические загадки можно где угодно — на прогулке, по дороге в садик, в очереди в поликлинике, в поездке или на празднике.

Несмотря на внешнюю лёгкость и несерьёзность, решение логических загадок и задачек задействует множество мыслительных процессов. Ребёнку необходимо построить цепочку точных рассуждений, сопоставить понятия или предметы с разных сторон и дать верный ответ. Логические загадки очень эффективны, потому что стимулируют мышление, креативность и умение находить нестандартные решения.

Часто логические задачки составлены с подвохом, чтобы запутать дополнительными условиями, ненужными деталями и увести внимание ребёнка. Но если быть находчивым и сообразительным, то ответ найдется очень быстро

3 лучших алкогольных игры для двоих с КУБИКАМИ

Помимо карточных игр с выпивкой, алкогольные игры с кубиками также хорошо подходят для компании из двух человек. В мире существует так много игр с кубиками, что у вас никогда не иссякнет выбор!

Алкогольные игры с кубиками — идеальный вариант, если вы проводите холодный вечер с другом. Кто бы мог подумать, что с помощью игральных кубиков можно сделать так много!

Посмотрите наш топ-3 лучших алкогольных игр с кубиками для двоих:

1. Яцзи

“Яцзи” это популярная игра с кубиками, в которую могут играть два человека или больше. Главная цель — набрать наибольшее количество очков, бросая различные комбинации из пяти игральных кубиков.

Яцзи выпадает, когда вы бросаете пять костей с одинаковым значением. Когда это произойдет, обязательно крикните “Яцзи!”. Это одна из лучших частей игры!

Как играть в игру “Яцзи”

В игре “Яцзи” игроки могут бросать кубики до 3 раз. После первого и второго броска игрок должен решить, какие кубики оставить, если таковые имеются, и бросить не оставшиеся кубики. После третьего броска игрок должен выбрать ячейку для подсчета очков в карточке счета.

Как только игрок заканчивает свой ход, записывая что-то на карточке, его соперник делает ход. Так продолжается до тех пор, пока оба игрока не заполнят все 13 граф на своей карточке. После этого можно подвести окончательный итог. Игрок, набравший наибольшее количество очков, побеждает в игре!

Хотите повысить уровень игры в “Яцзи”? Играйте в нее как в игру на алкоголь! Механика игры такая же, как и в обычном Yahtzee, только с некоторыми дополнительными правилами, которые помогут людям выпить!

Вот некоторые правила алкогольной версии игры “Яцзи” для двоих:

  • Если у игрока выпадает 1, он должен выпить напиток.
  • Если у игрока выпадает одно и то же число на четырёх кубиках, он должен он должен взять колличество напитков равное этому повторяющемуся числу.
    Например, если у игрока выпадает четыре двойки, он должен взять 2 напитка. Если выпало четыре шестерки, они должны взять 6 напитков.
  • Если игрок бросает “Яцзи”, он может сказать своему противнику, чтобы тот допил свой напиток.

2. “7, 11 или Пара”

Если вам нужны альтернативные варианты игр с кубиками и алкоголем для двоих, “7, 11 или Пара” — это игра, о которой вам стоит помнить. Также известная как Фунт, Герой или Небрежные кубики, где игра состоит в том, что игроки бросают два кубика. Их цель — выпадение числа 7, 11 или любой пары чисел на двух кубиках.

Как играть в игру “7, 11 или Пара”

Чтобы сыграть в игру “7, 11, или Пара” в качестве алкогольной игры для двух человек, необходимо поставить стакан с пивом или любым другим алкогольным напитком в центре стола. Игра начинается с того, что один из игроков бросает кубики.

Как только оппонент дотронется губами до бокала с пивом и поставит бокал обратно на стол, бросающий кости может снова бросать кости, пока не выпадет 7, 11 или пара. Если это удастся сделать до того, как оппонент поставит стакан обратно на стол, стакан будет снова наполнен, и можно продолжать бросать кости.

Если оппонент допьет пиво и вернет стакан на стол до выпадения 7, 11 или пары, он получает возможность сделать свой ход и наполнить стакан.

3. Чо-Хан Бакучи

“Чо-Хан Бакучи”, также известная как “Чо-Хан”, — это традиционная японская игра с кубиками, которую часто можно увидеть в фильмах о якудза (японских гангстерах). Поскольку в нее легко и быстро играть, в эту игру играют японцы на протяжении многих поколений. Кроме того, это отличная игра для выпивки, которой могут наслаждаться двое или больше людей!

Как играть в “Чо-Хан Бакучи”

Один из игроков выступает в роли дилера и бросает 2 кубика с шестью гранями, которые помещаются в традиционную бамбуковую чашку или миску. Затем игрок переворачивает чашу с кубиками на пол. Другой игрок делает ставку на то, какой результат выпадет: “чо” (четное число) или “хан” (нечетное число). Затем дилер раскрывает кубики, и победитель забирает деньги.

Если вы хотите сыграть в “Чо-Хан” как в игру с алкоголем, игроки могут сделать ставку на то, что им придется выпить, вместо того чтобы ставить деньги. В качестве напитка могут выступать глотки пива, рюмка текилы или водки.

Если вы хотите придерживаться японской тематики, почему бы не поставить на то, что проигравший игрок выпьет чашку саке?

️ 

7 май 2021 г.

Логическая игра Никитина «Сложи квадрат»

Наверно, почти каждая русская мама знает или хотя бы что-то отдаленно слышала про легендарную семью Бориса и Елены Никитиных. Семья известна в первую очередь уникальными интеллектуальными пособиями, которые они создали для своих детей, и которые впоследствии были признаны педагогами и психологами во всем мире. Наверно, это одни из первых логических пособий для малышей, которые появились в России, вернее в СССР (Я хорошо помню, как мои родители сами обклеивали кубики, руководствуясь рекомендациями Никитиных). Но, что самое интересное, и по сей день игры не утратили своей актуальности и востребованности.

Если говорить именно про игру «Сложи квадрат», то она у Никитина, пожалуй, одна из самых популярных. У моей дочери в возрасте двух лет, во всяком случае, совершенно точно! Суть игры интуитивно понятна двухлетнему ребенку – собрать квадрат. Меняется только количество и способ разрезания деталей квадратов.

У игры есть 3 уровня сложности. Для двухлеток подойдет 1й уровень. Там все квадраты состоят из 2-3 частей. Для трехлеток – 2й уровень (квадраты из 3-4 частей). 3й уровень понравится продвинутым логикам лет 4-5.

Игра замечательна тем, что ребенок в ней выступает как активная сторона. Достаточно только один раз объяснить суть, а затем вы можете просто давать ребенку пособие, и он будет сам разбираться, примерять, крутить-вертеть, изучать, в общем, очень активно думать и опытным путем самостоятельно доходить до важных умозаключений.

Вот здесь можно СКАЧАТЬ ИГРУ «СЛОЖИ КВАДРАТ» в электронном виде, распечатать и играть. Но, если честно, я все-таки считаю, что в виде деревянной рамки игра для малыша значительно удобнее. У нас были рамки по 6 квадратов. Мы играли так. Сначала высыпали на стол / на пол все содержимое рамки. Затем, ориентируясь на цвет, выбирали поочередно детали каждого квадрата и собирали его в рамке.

Еще Тасе очень нравилось оживлять эту логическую игру сюжетным моментом и представлять, что это не просто квадраты, а игрушечные печенья, которые мы готовим для своих игрушечных друзей.

Можно также попробовать такую модификацию этой игры. Так называемый, самодельный «Сложи квадрат, а также круг, треугольник и т.п.» Подготовьте из картона любые геометрические фигуры и предложите малышу разрезать их ножницами на крупные части (заодно и с ножницами поработаете). Когда фигура будет разрезана на 2-4 части, получится настоящая логическая игра – ведь теперь фигуру нужно снова собрать! Лучше предварительно обвести фигуру и потом собирать ее в пределах контура, это существенно облегчит задачу.

Поиск ошибок и несостыковок

Эти задания – отличный инструмент для тренировки внимания и не важно, чтобы ребенок научился не сразу принимать полученную информацию на веру, а какое-то время поразмышлял. Для таких заданий можно использовать картинки-небылицы (для неговорящих) или в виде небылиц-стихов, например:

Для таких заданий можно использовать картинки-небылицы (для неговорящих) или в виде небылиц-стихов, например:

  • Саша съел суп, поэтому он голодный;
  • Илона не смогла зайти домой, поэтому забыла ключи и т. д.

Кстати, такие задания очень полезны для коррекции аграмматизмов и развития полноценного понимания речи.

Оставить комментарий

Настольные игры на развитие мышления для младших школьников

С началом обучения в школе мышление становится словесно-логическим, теперь дети способны мыслить понятиями, он приобщаются к научным знаниям, могут мыслить в уме, без опоры на практический опыт и наглядность. Соответственно и диапазон игр для этого возраста значительно расширяется. Настольные игры на развитие мышления в этом возрасте направлены на то, чтобы научить ребёнка строить гипотезы, рассуждать, делать умозаключения. На этом этапе дети уже умеют самостоятельно организовать игру со сверстниками.

Игры парами и в команде учат ребёнка стремиться к победе, но легко относиться и к поражениям

В этом возрасте актуальны такие настольные игры для развития мышления:

  • шахматы;
  • шашки;
  • домино;
  • механические головоломки (кубик Рубика, «змейка»);
  • пазлы с большим количеством деталей;
  • конструкторы («Лего», металлические конструкторы, «SMART тачка» и др.);
  • игры-головоломки («Шоколадный набор», «Цветовой код», «Ноев ковчег», «Катамино», «Танграм»);
  • стратегические игры («Пираты Прятки», «Час пик, или Парковка», «Шакал»);
  • игры-ходилки и лабиринты;
  • игры на бумаге («Морской бой», «Точки», «Крестики-нолики»).

В настольные игры можно играть всей семьёй

«Кто больше»

Взрослый показывает изображение предмета, а дети по очереди называют признаки предмета (отвечают на вопрос: «Какой он?»). Проигрывает тот, кто последним не смог придумать подходящее слово.

«Придумай причину»

Для игры следует заранее подготовить карточки, на обратной стороне которых будут описаны разные ситуации: «Рано утром ваша подушка оказалась на столе, а не под головой», «У вас в портфеле откуда-то появился бутерброд» и т. п. Дети по очереди тянут карточки и придумывают причину произошедшего.

«Фантазии»

Для игры также понадобятся карточки, но на них будут описаны необычные ситуации: «Что будет, если человеку удлинить нос?», «А что было бы, если бы руки у нас были короче? и т. п. Ребята должны придумать как можно больше гипотез: «Для коротких рук пришлось бы выше пришивать карманы в куртке», «Длинный нос будет мешать соседу па парте», «Зато чтобы понюхать цветы, не нужно будет к ним низко наклоняться» и прочее.

«Полезные предметы»

В этой игре на карточках пишут названия разных предметов. Дети, вытягивая такую карточку, должны придумать альтернативные способы полезного применения предмета, кроме традиционного: «Книгу можно не только читать, но использовать как подставку», «Линейкой можно не только мерить длину предметов, но и доставать из-под дивана или шкафа закатившиеся туда мелочи».

Во время совместной игры дети не только учатся мыслить, но и развивают коммуникативные способности

«Понятия по порядку»

Раздайте ребятам комплект карточек, в котором нужно будет расположить эти карточки по понятиям от более частного к более общему. Это могут быть такие варианты:

  • собака, животное, пудель;
  • смородина, растение, ягода;
  • ящик, комод, мебель;
  • помидор, растение, овощ;
  • грифель, карандаш, канцелярские принадлежности;
  • дождь, капля, природное явление.

«Поставь правильно»

В игре может участвовать как один ребёнок, так и группа детей. Раздайте им какие-нибудь небольшие фишки, символические кружки (звёздочки, колокольчики из бумаги). Далее поставьте на середину стола одну из фишек и далее попросите ребёнка положить другую фишку сверху (слева, справа, снизу) от неё. Если участников несколько, то команды давайте по очереди. Дети должны правильно расставлять свои фишки, при этом у них будет развиваться пространственное мышление. Ведущий может заранее задумать какую-нибудь фигуру, которая образуется в результате правильно расставленных ребятами фишек (домик, цветок, грибок и т. д.).

«Муха»

Для участия в игре требуется два игрока и один судья. Судья на листе бумаги рисует квадрат из девяти клеток в ширину и девяти в длину. Игроки представляют в уме эти квадраты. Судья на бумаге отмечает, а участники мысленно воображают, что в крайнем левом углу находится муха. Игроки по очереди «перемещают» муху на разные квадраты, проговаривая команды вслух (влево, вправо, вниз, вверх), а судья отмечает «траекторию её полёта» на бумаге, но так, чтобы двое других участников этого не видели. В любой момент судья останавливает игроков и спрашивает, в каком квадрате муха. Победитель тот, кто называет правильное её месторасположение («в третьем квадрате слева», «в крайнем правом углу» и т. д.).

Участники игры представляют полёт мухи в уме, а судья фиксирует на бумаге