Церковь вознесения господня в коломенском в москве

Популярное за 7 дней

О силе молитвы «Да воскреснет Бог»
26.09.21 23:09

Какие ошибки может допустить на исповеди человек по отношению к священнослужителю?
24.09.21 11:48

Осень Левитана
21.09.21 16:18

Псалом 2-й. Один из самых поучительных для человека
23.09.21 13:12

Женщин всегда не пускают в алтарь или есть исключения?
24.09.21 09:32

Минорная живопись Эндрю Уайета
28.09.21 12:00

Феодора Александрийская: 3 предостережения от блудного греха
24.09.21 09:48

Чудо природы – разноцветные скалы Чжанъе Данксиа
23.09.21 12:38

Священный Синод РПЦ: Патриарх Варфоломей более не имеет права представлять себя лидером мирового Православия
24.09.21 16:36

Митр. Антоний (Паканич) о тайне нашего спасения
22.09.21 11:58

История Храма от древности до наших дней

Первоначальное название Храма Гроба Господня в Иерусалиме – «Анастасис», то есть «Воскресение». Греки и сегодня называют его Храмом Воскресения Христова.  Построен он был по приказу св.Елены, матери великого императора Константина, во времена правления которого христианство обрело статус государственной религии. Будучи уже в преклонном возрасте, св. Елена увидела чудесное сновидение, согласно которому она должна была отправиться в Иерусалим, чтобы найти священное место, где принял мученическую смерть Иисус Христос. В результате раскопок была обнаружена пещера с Гробом Господним и Крест, на котором был  распят Сын Божий. Именно здесь св. Елена и приказала возвести Храм.

Первый Храм Иисуса Христа в Иерусалиме представлял собой комплекс, состоящий из ротонды с Гробом Господним, базилики и сада Иосифа Аримафейского с Голгофой. Торжественное освещение Храма состоялось 13 сентября 335 года. Когда персидский царь Хозрой в 614 году захватил Иерусалим, некоторые строения были разрушены, а Святой Крест похищен. Спустя пятнадцать лет Храм пережил второе рождение: его восстановил на свои средства император Ираклий, вернувший на место и Святой Крест.

Еще одна попытка уничтожить Храм была предпринята фатимидским халифом Аль-Хакимом би-Амр-Алла в сентябре 1009 года, в результате которой пострадала базилика и была разрушена гробница. Восстановил его император Константин Мономах в 1048 году.  Серьезную реконструкцию Храма Гроба Господнего осуществили крестоносцы в конце ХІІ столетия. Их усилиями были восстановлены так называемые «столпы Елены» — опоры ротонды и возведены Кафоликон и пятиярусная колокольня.

Разрушительное действие на Храм оказало землетрясение 1545 года, а также пожар, вспыхнувший в 1808 году, в результате которого был уничтожен деревянный шатер, венчавший Анастасис. Восстановить его удалось лишь в середине ХІХ века. Еще одно стихийное бедствие – землетрясение 1927 года – стало причиной повреждения Кувуклии и купола Кафоликона, которые впоследствии укрепили и украсили ликами святых.

Сегодня Храм Гроба Господня в Иерусалиме – это большой архитектурный комплекс, состоящий ротонды – здания, увенчанного круглым куполом с расположенной под ним Кувуклией, подземного Храма Обретения Животворящего Креста, Кафоликона, храма св. Елены и Голгофы – места распятия Иисуса Христа и нескольких Приделов.

Храм Гроба Господня

Храм Гроба Господня (Воскресения Христова) в Иерусалиме — это главный храм христианского мира, где заключены две святыни и свидетельства Воскресения Христова — Голгофа и Гроб Господень, а также другие места, связанные с искупительной жертвой Иисуса Христа, его Крестными страданиями и Воскресением.

Портал «Православие и мир» предлагает читателям отправиться в фотопутешествие по Храму Гроба Господня и его окрестностям — вместе с фотографом Юлией Маковейчук.

Храм Гроба Господня

Вход в Храм Гроба Господня. Ночь.

Уборка в одном из приделов. Здесь находилась темница, в которую был заключен Спаситель перед распятием.

Рабочие оказались приезжими из Одессы, трудятся во Славу Божию. В разговоре они сказали, что просто приехали потрудиться, купили билет на самолет и все. Кто полгода назад, кто четыре месяца. Пришли в Храм Гроба Господня и обратились к тем служителям, которые хоть немножко понимали по-русски, и их взяли на послушание.

Близ лестницы, уходящей вниз к церкви св. Елены, помещается придел Тернового венца.

Подземная церковь св. Елены в настоящее время принадлежит армянам, которые приобрели ее, по одной версии, у грузинской православной общины, по другой — у эфиопов. Храм имеет два престола: северный алтарь посвящен Благоразумному разбойнику; главный, центральный, — царице св. Елене и ее современнику св. Григорию Просветителю. Согласно армянскому преданию, когда свт. Григорий после долгого молитвенного подвига пришел поклониться Гробу Господню, то был удостоен схождения Cвятого Огня.

Небольшой крестово-купольный храм (20×13 м) первоначально являлся криптой базилики императора Константина. Купол в центре поддерживают 4 древние монолитные колонны, своды возведены не ранее XII в. Плоскость пола между колоннами покрыта мозаикой, сюжеты которой взяты из истории Армении.

Особой нишей и каменным седалищем отмечено в храме место за престолом, посвященным св. Елене, где царица сидела во время раскопок.

В окне горят 3 неугасимые лампады.

Церковь cв. Елены с 13 ступенями.

Справа виден вход вниз… Церковь cв. Елены соединена с католической церковью Обретения Креста, расположенной в самой нижней точке всего храмового комплекса. За каменным престолом возвышается на высоком постаменте большая бронзовая статуя cв. Елены с обретенным ею Крестом в руках, подаренная австрийским эрцгерцогом Максимилианом.

В правом углу придела, под низко нависающей скалой, лежит небольшая мраморная плита с белым 8-конечным правосл. крестом на черном фоне, обозначающая место, где было обнаружено Честное Древо.

Внутри храма, напротив входа, лежит Камень Помазания, покрытый красной мраморной полированной плитой (толщина 30 см), на боковых сторонах которой по периметру вырезан греч. текст тропаря св. Иосифу Аримафейскому(«Благообразный Иосиф»). Соответствующий евангельский текст (Ин 19. 38-40) написан по-гречески на мраморной доске, висящей справа. Снятие с Креста, умащение тела благовониями и положение во гроб изображены на большом мозаичном панно, стилизованном под византийский образец, на стене, непосредственно за Камнем помазания (мозаика выполнена по благословению Патриарха Диодора в 1990 В. Цоцонисом). Над Камнем — 8 лампад (4 — греческие, 2 — армянские, 1 — латинская, 1 — коптская).

На фото коптский монах затепляет лампаду.

Свидетельств о том, на каком именно месте тело Господа было приготовлено к погребению, до нас не дошло. Но уже с V в. в последовании Великой пятницы выделяется чин Погребения плащаницы. В храме он совершается следующим образом: покрытую лепестками роз плащаницу шесть архиереев переносят с Голгофы на Камень Помазания; после литии у Камня плащаницу торжественно с троекратной литанией вокруг Кувуклии переносят и полагают на Тридневное ложе, затем уносят в алтарь кафоликона.

Двор храма Гроба Господня.

— Бодби: дом святой Нины в Грузии (ФОТОРЕПОРТАЖ)

Служители храма Гроба Господня, охранники.

Фасад храма Гроба Господня со стороны входа (южная сторона) — типичное произведение романской архитектуры XII в. В сдвоенных люнетах портала находились первоначально мраморные барельефы, изображавшие «Вход Господень в Иерусалим» и «Погребение Спасителя» (переданы на хранение в Музей Рокфеллера в Иерусалиме).

Очередь в кувуклию.

— Горняя — сердце русского Иерусалима (+фото)

Это интересно: Христианский Иерусалим — от Масличной горы к Виа Долороза

В ходе раскопок была найдена пещера, в котором был погребен Иисус Христос

Под руководством епископа Иерусалимского, были проведены некоторые раскопки, и была обнаружена пещера, в которой, по преданию, был погребен Иисус Христос. Там же были обретены — Животворящий Крест, 4 гвоздя, и титло, на которой значились буквы, что означали —  Иисус Назарянин, царь Иудейский.

Именно на месте этой находки, святая Елена и заложил первый храм Гроба Господня. Храм был освящен 13 сентября 335 года в присутствии императора Константина Великого и духовенства.

В 614 году некоторая часть строений храма была сильно повреждена огнем. Войска персидского царя захватила святой крест. Затем храм был восстановлен на средства императора Ираклия и жены царя Хозрова. В 629 году император Ираклий отвоевал Иерусалим и восстановил святой крест.

В 629 году император Ираклий отвоевал Иерусалим и восстановил святой крест на храме

В 1009 году Халиф приказал разрушить храм, но в результате этого и была повреждена базилика, а также уничтожена гробница, которую нашли еще при Константине Великом. Но в 1048 году храм был снова построен императором Константином Мономахом. И на этот раз по своему масштабу и великолепию этому храму было далеко до предшествующего храма.

В 12 веке крестоносцы решили перестроить храм в романский стиль. Это значило, что они объединили под одной кровлей, все святые места. Также были построены пятиярусная колокольня и Католикон. В 1187 году Иерусалим был захвачен, но храм Гроба Господня не пострадал. Он лишь был частично поврежден во время землетрясения в 1545 году.

История главного христианского храма

Святое место за пределами древнего Иерусалима, связанное с Иисусом Христом, почиталось ранними христианами даже после разрушения города римским императором Титом в 70 г. и создания в 135 г. императором Адрианом римской колонии Элия Капитолина в границах нынешнего Старого города. В тот период в числе других строений был возведен храм Венеры, оказавшийся над пещерой Гроба Господня.

Первая христианская церковь появилась на предполагаемом месте Голгофы благодаря стараниям матери Константина I Великого — Елене. Будучи уже в достаточно преклонном возрасте, она решила отправиться из Рима в Иерусалим, уверяя, что имела видение «о закрытых нечестивыми божественных местах, которые ей велено вывести на свет». По преданиям, найти пещеру Гроба Господня, а также обрести Животворящий крест и другие святыни помог Елене местный житель.

Голгофа и Гроб Господень, Yupi666

Построенный при Константине I Великом храм Воскресения освятили в 335 г. Богато украшенный комплекс включал:

  • храм-мавзолей Анастасис с размещенным в центре под шатровым навесом Гробом Господним;
  • Великую базилику с алтарем, обращенным к Анастасису, и криптой (подземное сводчатое помещение), сооруженной на месте обретения Животворящего креста.

Сооружения простояли в неизменном виде почти три века, до захвата Иерусалима персами в 614 г. Существенно поврежденные ими здания удалось восстановить при участии византийского императора к 629 г., а через 8 лет город был вынужденно сдан войску Праведного халифата на условии сохранения христианских святынь. Четыре века спустя фатимидский халиф нарушил договор и инициировал разрушение христианских храмов, сопровождавшееся массовыми убийствами верующих. В результате базилика оказалась безвозвратно утраченной.

Следующий этап в истории храма Гроба Господня случился в первой половине XI в., после того как византийскому императору Константину VIII удалось в обмен на возведение мечети в Константинополе договориться с очередным мусульманским правителем о восстановлении в Иерусалиме христианской святыни. В тот период было построено несколько отдельных часовен и церковь Воскресения в виде ротонды — сооружения цилиндрической формы, покрытого куполом.

Внешний вид и отделка вновь построенного комплекса разительно отличались от великолепия первого храма. Данную несправедливость исправили крестоносцы в середине XII в. Они возвели величественное здание, объединившее святые места. Его освятили в 1149 г. Также была установлена пятиярусная колокольня, просевшая до современного уровня в результате землетрясения 1545 г.

В конце XII в., после изгнания крестоносцев из Иерусалима, султан Саладин отдал право на хранение ключей от храма Гроба Господня и его открытие/закрытие двум разным мусульманским семьям арабского происхождения. Это помогло прекратить споры глав христианских конфессий о том, кто же первым должен открывать Святую дверь. Традиция жива до сих пор — представитель мужского пола семьи Джудех хранит ключи, а семьи Нусейбе — открывает/закрывает храм. Полномочия передаются исключительно по наследству.

Во время пожара 1808 г. пострадала Кувуклия и шатер над Анастасисом. Восстановлением занималась многонациональная группа архитекторов. Деревянный купол Ротонды заменили металлическим, придав ему первоначальный образ.

Существенную реконструкцию планировали выполнить в середине прошлого века, но из-за начавшейся Второй мировой войны работы отодвинули на более поздние сроки. Они начались в 1959-м, продолжились в 1990-х и 2010-х. В 2013 г. звонница пополнилась отлитым в России колоколом.

Беспрецедентный шаг главами христианских конфессий был сделан в феврале 2018 г. В знак протеста против решения израильских властей о взимании с церковной недвижимости городского налога и переводе части церковных земель во владение государству, храм Гроба Господня закрыли на неопределенный срок. Вопрос был урегулирован в течение трех дней, после чего святыни вновь открыли для паломников.

Внутреннее устройство

Храм включает в себя три основные части: часовню Гроба Господня, Храм Воскресения и Храм на Голгофе.

Голгофа

К Голгофа ведут ступени справа после входа в Храм Гроба Господня.

Гогофа Другие города, CC BY-SA 4.0

На Голгофе расположены католический и православный приделы, под алтарем последнего есть отверстие земле, обозначенное серебряным кругом, где стоял крест. Через это отверстие можно ладонью прикоснуться к Голгофе. Два черных круга указывают на места, где стояли кресты благоразумного и безумного разбойников, казненных вместе с Иисусом Христом.

По приданию под Голгофой был похоронен Адам, прародитель рода человеческого, изгнанный из Рая из-за грехопадения и передавший греховность всему человеческому роду.

Голгофа. Алтарь гвоздей Другие города, CC BY-SA 4.0

Прямо под Голгофа находится часовня Адама. Расщелина, образовавшаяся при землетрясении, через которую вместе с дождевой водой просочилась кровь Иисуса и омыла череп Адама. В находящейся рядом греко–православной церкви хранится часть креста, на котором в муках умер Иисус.

Stabat Mater , CC BY 2.0

Алтарь Стояния Богоматери при распятии Иисуса находится на Голгофе, между католическим и православным престолами («Stabat Mater dolorosa» — стояла Мать скорбящая).

Камень помазания

Иосиф и Никодим сняли тело с креста, положили на Камень Миропомазания , помазали его смирной и алоэ, завернули в плащаницу.

У Камня помазания Другие города, CC BY-SA 4.0

Иосиф Аримафейский упоминается всеми четырьмя Евангелистами как богатый, но добрый человек, принявший веру Иисуса и после казни упросивший Пилата отдать ему тело Христа.

Многие паломники собирают платками Другие города, CC BY-SA 4.0

Гробница Иосифа Аримафейского

Место захоронения Иосифа Аримафейского расположено в западной части Храма. Вход в часовню находится напротив коптского придела, с обратной стороны от входа в Кувуклию. В небольшом помещении находится алтарь, пострадавший во время пожара в 1808 году. Справа расположен вход в небольшую пещеру — место погребения свв. Иосифа Аримафейского и Никодима.

Кувуклия и Гроб Господень

Над Гробом Господним стоит мраморная часовня — Кувуклия, в которой в Великую Субботу возжигается Благодатный огонь. Она состоит из двух частей — придела Ангела и пещеры Гроба Господня.

Кувуклия, современный вид , Public Domain

До 22 марта 2021 г. Кувуклия снаружи была усилена металлической стяжкой, поскольку сооружение подвергалось воздействию землетрясения и пожара.

Коптский придел

Коптский придел не случайно находится с обратной стороны Кувуклии, где от Гроба Господня его отделяет лишь стена с небольшим отверстием в Кувуклию Считается, что придел коптов находится именно там, где находилась глава Иисуса после погребения.

Обретение Креста

В приделе Обретения Креста установлена мраморная плита обозначающая место, где был найден крест.

Крест над Храмом Гроба Господня , CC0 1.0

Крест был найден св. царицей Еленой в 325 году. Поиски привели ее на Голгофу. Здесь царица сидела и бросала в свалку монеты, чтобы усилить рвение работников к раскопкам. На этом месте были найдены три креста с гвоздями и деревянная табличка с надписью INRI (Иисус Назарянин Царь Иудейский). В Храме Гроба Господня есть придел святой Елены.

Пуп Земли

Прямо напротив входа в Кувуклию, стоит прикованная цепью каменная ваза, называемая «Пуп Земли».

Пуп Земли

Пуп Земли символизирует центр духовных устремлений христиан всего мира к главной святыне — месту последних событий жизни Христа, месту его смерти и воскресения.

Управление святынями

В управлении католиков находятся Алтарь Гвоздей, церковь явления Воскресшего Господа Пресвятой Деве Марии, северная часть второго яруса Ротонды и галерея, южный предел Голгофы, престол Магдалины, часовня обретения Креста, францисканский монастырь.

Храм Елены, 8 колонн Ротонды, южная часть ее второго яруса, престол Жен-мироносиц а также Киворий трех Марий, часовня Вардана, гробница Иосифа Аримафейского принадлежат армянской церкви.

Западный алтарь Кувуклии — коптской церкви. Эфиопской церкви — церковь Четырех апостольных животных, монастырь на вершине храма Елены. Сирийской церкви отведено право проводить свои службы в праздники и воскресенья в армянском пределе Никодима.

Над Камнем помазания горит 8 неугасимых лампад: 4 греческих, 2 армянских, 1 католическая и 1 коптская. Другие города, CC BY-SA 4.0

Общее руководство всеми частями святыни, Кувуклией и Католиконом принадлежит Иерусалимской православной церкви.

Храм Гроба Господня в Иерусалиме — центр христианского паломничества уже много веков

Как было сказано ранее, храм Воскресения Христова — это иерусалимский храм, который расположен на месте Распятия, погребения и Воскресения Господа. Это  одна из церквей Иерусалима, которая считается центром христианского паломничества.

Именно в этом месте каждый год, в субботу, накануне православной Пасхи, сходит благодатный огонь. Именно в эти пасхальные дни туда стекается рекордное количество паломников.

Храм Воскресения Христова — это иерусалимский храм, который расположен на месте Распятия, погребения и Воскресения Господа

Иерусалимский храм Гроба Господня — это одно из самых священных мест для христиан всего мира. Здесь можно увидеть такие святыни, как Голгофа, Камень Помазания, гроб Господень, место Распятия и Воскресения Господа Нашего Иисуса Христа.

При императоре Адриане, в 135 году, на месте Голгофы были построены форум и Капитолий со святилищем Венеры и юпитера. Еще во времена Константина Великого, христианство стало государственной религией.

В 325 году, святая Елена, которой исполнилось почти 80 лет, совершила паломничество в эту святую землю после своего сновидения. В сновидении она услышала, как ей голос повелевал отправиться в Иерусалим, и вывести на свет божественный места, закрытые нечестивыми.

В 325 году, святая Елена, совершила паломничество в эту святую землю после своего сновидения, в котором голос ей повелевал отправиться в Иерусалим, и вывести на свет божественный места, закрытые нечестивыми

Доступ к Святому Гробу

Вход в Кувуклию.

Гроб Господень свободно доступен для любого паломника или посетителя в те часы, когда храм открыт и непосредственно на Гробе не совершается какая-либо служба. У Святого Гроба постоянно дежурит православный греческий монах. В том случае, когда желающих много и образуется очередь (то есть почти всегда), этот монах поторапливает паломников и не позволяет провести у Гроба более минуты. Существует устоявшийся православный обычай поклонения Святому Гробу. Согласно ему, сначала надо помолиться в приделе Ангела и приложиться к части камня, отваленного Ангелом. Потом, поцеловав низкий вход и читая про себя лучше всего молитву: «Воскресение Христово видевше…» медленно и благоговейно входить в Живоносный Гроб. Войдя, поставить свечи, затем преклонить колена и молиться. Можно положить на Ложе для освящения принесенные с собой иконы, крестики, медальоны и прочее. Многие стараются, по возможности, непременно коснуться устами и челом головной, западной, дальней от входа части Ложа. Обратно принято выходить пятясь назад, чтобы не оборачиваться спиной ко Гробу.

Наилучшие дни для самостоятельного посещения Гроба Господня — это те, которые не совпадают с большими христианскими праздниками. Наилучшее время с 16-17 часов и до закрытия Храма, когда схлынет основная масса паломнических и экскурсионных групп. Храм Гроба Господня открыт ежедневно, официальные часы посещения: в весенне-летний период — 5:00-20:00, в осенне-зимний период — 4:30-19:00 (однако, как правило, Храм закрывается несколько позже указанного времени).

Как добраться

Добраться до Воскресенского собора возможно разными видами транспорта. Ближайшая остановка общественного транспорта — «Технический университет». Рядом с ней проходят:

  • троллейбусы № 1, 2, 3;
  • автобусы № 16, 39А, 45, 6;
  • маршрутные такси № 11т, 15т, 19т, 21т, 6т, 9т, 222т.

С железнодорожного вокзала удобнее будет добираться маршрутками № 10т, 18т. Выйти нужно будет на остановке «Проспект Республики». Она находится прямо напротив храма.

Остановки транспорта возле Свято-Воскресенского собора

Можно доехать на такси. Его можно заказать с помощью приложений Яндекс. Ткси, «Сервис 7220», «Такси Брест». Также в городе работают компании «Такси Глобус», «Такси Сити», «Такси Европа».

Обзор Свято-Воскресенского собора в Бресте: видео

История

Место распятия, погребения и воскресения Иисуса Христа почиталось ранними христианами, даже тогда, когда Иерусалим подвергся полному разрушению римлянами в 70 г.

При императоре Адриане в 135 г. на месте Голгофы были построены форум и капитолий со святилищами Венеры и Юпитера.

Во времена императора Константина Великого и его матери св. Елены христианство стало государственной религией.

В 325 г. св. Елена в почти 80-летнем возрасте совершила паломничество в Святую землю после сновидения «в котором ей повелевалось отправиться в Иерусалим и вывести на свет божественный места, закрытые нечестивыми».

По указанию св. Елены и под руководством епископа Макария Иерусалимского были проведены раскопки и обнаружена пещера, в которой по преданию был погребён Иисус Христос, также были обретены Животворящий Крест, четыре гвоздя и титло INRI (аббревиатура фразы «Иисус Назарянин, Царь Иудейский»).

На месте находок св. Елена заложила первый Храм Гроба Господня.

Монументальный комплекс Храма Гроба Господня включал ротонду, называемую Анастасис (Воскресение), с Гробом Господнем, базилику (Мартириум) обращенную алтарем в сторону Анастасиса и сад Иосифа Аримафейского, где находилась Голгофа.

Храм Гроба Господня был торжественно освящен 13 сентября 335 г. в присутствии императора Константина Великого и представителей духовенства из разных стран.

В 614 г. часть строений Храма Гроба Господня была повреждена огнем во время штурма Иерусалима войсками персидского царя Хосрова, который захватил св. Крест.

В последующие годы Храм был восстановлен на средства императора Ираклия и жены царя Хозрова, христианки Марии.

В 629 г. византийский император Ираклий отвоевал Иерусалим и восстановил св. Крест.

В 636 г. Иерусалим захватил халиф Умар ибн Хаттаб, однако богослужения в Храме Гроба Господня не прерывались, что подтверждалось грамотой, выданной халифом Иерусалимскому патриарху.

В сентябре 1009 г. фатимидский халиф Аль-Хаким би-Амр Алла под влиянием наветов против христиан приказал разрушить Храм, в результате чего была повреждена базилика и уничтожена гробница, которую нашли при Константине.

В 1048 г. Храм Гроба Господня был вновь отстроен императором Константином Мономахом, но по своему масштабу и великолепию этой постройке было далеко до предшествующего Храма.

В конце XII в. крестоносцы перестроили Храм в романском стиле и объединили под одной кровлей все святые места. Были восстановлены опоры ротонды, которые местная традиция и сейчас называет «столпами Елены».Были также возведены новые сооружения: пятиярусная колокольня и Католикон, примкнувшие с востока к ротонде.

После захвата Иерусалима Саладином в 1187 г. Храм Гроба Господня не пострадал, а христианским паломникам было разрешено его посещение в соответствии с договором между Саладином и Ричардом Львиное Сердце.

Храм Гроба Господня был частично поврежден во время землетрясения 1545 г.

В 1808 г. в Храме вспыхнул пожар, уничтоживший деревянный шатер над Анастасисом и повредивший Кувуклию. Причина пожара осталась предметом спора различных христианских конфессий, обвинявших друг друга в захвате святыни.

В 1860-х гг. был сооружён полусферический купол над ротондой, наподобие Анастасиса времен Константина Великого.

В результате землетрясения 1927 г. были повреждены Кувуклия и купол Католикона. Кувуклия была укреплена снаружи с боков стальными балками и стяжками, а купол восстановили и украсили ликами Иисуса Христа и святых.

В таком виде здание существует и сейчас.

Уникальные особенности храма

Я вовсе не шучу насчёт единственной и неповторимой. Это действительно так. Во-первых, Вознесенская церковь — это самая древняя постройка на огромной территории парка-заповедника Коломенское. Ей около 500 лет!

Во-вторых, так было изначально задумано: храм Вознесения в Коломенском должен был символизировать собой Елеонскую гору, где произошло Вознесение Христа. Недаром все, увидевшие его, восхищены этим изящным белокаменным творением, устремлённым в небеса. Так, например, композитор Г. Берлиоз из Парижа назвал его «чудом из чудес».

В третьих, это самый первый каменный храм, при строительстве которого был использован шатровый стиль архитектуры. До этой постройки все храмы и другие религиозные строения на Руси венчал купол или свод — покрытие в виде полусферы, а храм Вознесения — первая шатровая церковь в России. Её крыша имеет вид конуса.

Предпосылки строительства церкви Воскресения Господня

Воскресенская церковь была построена в солнечном Форосе в 1892 году. Это событие сразу же породило множество легенд и слухов. Одни утверждали, что инициатор строительства Александр Кузнецов решил возвести храм в честь своей возлюбленной, которая якобы каталась в этих местах в карете и едва не сорвалась с Красной скалы в обрыв, когда лошади неожиданно понесли.

Другие доказывали, что храм в Форосе строился из меркантильных побуждений, то есть не существовало никакой девушки, а было желание Кузнецова, являющегося владельцем чайного товарищества «Алексея Губкина преемник А. Кузнецов и Ко», выслужиться перед царской семьей, которая в те годы владела монополией на чайное дело.

Обе этих версии были беспочвенны, так как Александр Кузнецов был не только чайным магнатом, фарфорозаводчиком и известным купцом, но являлся еще и меценатом – щедрым благотворителем, постоянно жертвующим большие суммы денег на строительство и поддержание школ, училищ, больниц и храмов.

На самом деле причиной возведения храма в Форосе стала едва не случившаяся трагедия, произошедшая с императорской семьей. Осенью 1888 года император Александр III покинул Санкт-Петербург и отправился в Ялту. Вместе с ним в путешествие поехали его дети и императрица Мария Федоровна.

17 октября у станции Борки под Харьковом поезд неожиданно сошел с рельсов и вагоны разбились. Царский же вагон, в котором находилась венценосная семья, уцелел только потому, что император, обладавший недюжинной силой и крупным телосложением, вовремя успел подхватить обвалившуюся на его глазах крышу вагона.

За короткий промежуток времени все члены монаршей семьи успели покинуть место происшествия. Император выбрался из-под обломков крыши только после того, как к нему на помощь подоспели люди.

Весть о чудесном спасении царской семьи моментально облетела империю. Народ, который и прежде восхищался силой и могучей выправкой главы Российской империи, ликовал и радовался произошедшему чуду.

Услышал о спасении императорской семьи и чайный король Александр Кузнецов. Эта новость так потрясла и вдохновила его, что он немедленно выступил с инициативой строительства храма в Форосе, знаменующего спасение монаршей семьи.

В трагедии, обернувшейся ликованием народа, Кузнецов увидел сакральный смысл произошедшего: император спасся, то есть фактически воскрес. Конечно не как Христос, но некая параллель прослеживалась. Поэтому неудивительно, что будущая святыня в Форосе была названа в честь Воскресения Христова.

Однако что делал московский магнат в Крыму? Талантливый молодой человек с детства имел слабое здоровье и по рекомендациям врачей часто проводил время на курорте в Ницце. За год до крушения царского поезда он купил в Форосе большой участок земли площадью 256 гектаров и построил на нем роскошное имение, планируя большую часть оставшейся ему жизни проводить здесь.

Кузнецов окружил имение виноградными плантациями и чудесным Форосским парком, который впоследствии получил статус общегосударственного памятника садово-парковой архитектуры конца XIX века.

Чайный магнат прожил в Крыму недолгую, но яркую жизнь, успел построить Воскресенскую церковь и внести вклад в развитие местного образования и медицины. Он сделал бы куда больше добрых дел, если бы болезнь не унесла его жизнь через три года после возведения святыни. Александр Кузнецов скончался в Москве в возрасте 38 лет.

Смотровая площадка

Недалеко от церкви Вознесения находится смотровая площадка с панорамным видом на Юго-Восточный округ Москвы. Войдя в Парк Коломенское и поднявшись на смотровую площадку, посетитель сможет насладиться видами на Николо-Перервинский монастырь, а также другими достопримечательностями, открывающимися с крутого берега летней царской резиденции.

Для удобства гостей Парк Коломенское и его смотровые площадки дополнены обзорными биноклями. Современные оптика установлена вблизи храма Вознесения Господня и пользуются большой популярностью. Стационарные бинокли будут удобны и для детей: у основания приборов установлена специальная круглая платформа. Воспользоваться услугой может каждый, доступ к биноклям совершенно свободный.

С возвышенности просматривается и десятый шлюз Перервинского гидроузла. Спустившись вниз по берегу Москвы-реки, посетитель найдет себя у одного из причалов, откуда в теплое время года можно направиться на речную прогулку. На теплоходах и катерах по живописным маршрутам Москвы-реки можно добраться до Коломны.

Рядом с площадкой расположены еще несколько достопримечательностей парка – памятный камень и артиллерия, которая использовалась в Полтавском сражении XVIII века.