Храм гроба господня

Содержание

Значение Храма

Евреи и раньше ощущали присутствие Бога, когда он шел в огненном столбе по пустыне впереди народа, когда с горы Синай сходил Моисей и его лицо сияло словно солнце. Однако Храм стал для народа особым местом, символизировавшим присутствие Божие. Хоть раз в год каждый благочестивый еврей должен был прийти сюда. Со всех концов Иудеи и Израиля, да и со всего мира, где жили в рассеянии евреи, народ собирался по большим праздникам в Храм. Об этом сказано во 2-й главе Деяний апостолов.

Конечно, иудеи, в отличие от язычников, не верили в то, что Бог обитает в рукотворных храмах. Однако они полагали, что именно на этом месте происходит его встреча с человеком. Об этом было известно и язычникам. Ведь Помпей, который был послан во время Иудейской войны командовать усмирявшими Иерусалим римскими когортами, неслучайно стремился попасть в Святая святых этого храма для того, чтобы понять, чему или кому поклоняются иудеи. Насколько же было велико его удивление, когда, отдернув завесу, он обнаружил, что здесь ничего нет. Ни статуи, ни образа, ничего! Невозможно заключить Бога Израилева в изваяние, его невозможно изобразить. Евреи когда-то верили в то, что между крыльями Херувимов, охраняющих Ковчег Завета, обитает Шехина. Теперь же Храм этот стал служить местом встречи человека и Бога.

История Голгофы

Путем множественных археологических раскопок в районе нынешнего холма Голгофа ученые смогли получить ясное представление об этой местности. Понять порядок образования священного места. Известно, еще до нашей эры в VIII веке Голгофа являлась частью скалы Гареб, которая применялась как каменоломня. В I веке до н.э. этот район засыпали грунтом, выровняли и разбили сад, окруженный склонами гор. Раскопки также показали, что там вполне могли организовываться кладбища. В западной части скалы были найдены две гробницы, одна из них и принадлежала Иисусу Христу.

В первой половине VII века при реконструкции Церкви Воскресения Господня холм Голгофа включили в часть храма. Над горой была построена четырехугольная церковь, с востока соединённая с базиликой Мартириум.

Следующая восстановительная перестройка, прошедшая в ХI веке после случившегося пожара, придала холму Голгофа вид, который в сущности не поменялся до сегодняшнего дня. Чтобы объединить Голгофу и Храм Гроба Господня в единый храмовой комплекс, была возведена двухэтажная церковь. Отныне, попадая в Храм Гроба Господня, стало возможным передвигаться от церкви к церкви, всё ближе продвигаясь к горе Голгофе.

Где находится Голгофа в Иерусалиме?

Поблизости холма Голгофа расположилась важнейшая христианская реликвия – Церковь Воскресения Христова, чаще узнаваемая как Храм Гроба Господня. Эти две ценности, играющие важную роль в современной православной церкви (и не только), привлекают в Израиль паломников со всего света. Сюда едут миллионы людей ежегодно, чтобы увидеть и прикоснуться к священным местам, связанным с самим Сыном Божьим.

Две теории расположения Голгофы

Существуют две версии местоположения на карте места, где распяли Христа и подлинности Гроба Господня. Первой придерживаются православная и католическая церковь. Они считают нынешнее местонахождение Голгофы и место захоронения Спасителя единственно верным. Принято считать, что Голгофа находится в конце улицы, по которой Христос шел, неся свой тяжелый крест. Эта улица называется Виа Долороса или дорога скорби. Еще один момент, дающий право верить в подлинность этого места, это сам крест, на котором был распят Сын Божий. Он был скинут в цистерну с водой, в результате чего она дала трещину.

Эту получившуюся трещину мы можем увидеть и сегодня на том самом месте. Еще одним доказательством правильности расположения является сама гробница. В те времена людей хоронили по несколько человек в одной усыпальнице. Гроб Господень же отличается наличием одной ниши для тела, это означает, что пророк был захоронен в совершенно новую усыпальницу. А как гласит Евангелие, Иисуса положили в гроб новый, в котором еще никто не был положен (Ин 19:41).

Другая теория, которой придерживаются различные протестантские группы, считает, что церковь и гора Голгофа находятся севернее Иерусалима, за его сегодняшними границами. Правда, почему-то они упускают из виду, что границы израильского города Иерусалим очень сильно изменились с евангельских времен, и то, что в те времена было окраиной, сейчас есть центр современного города. Гора, которую они считают Голгофой, так же внешне напоминает череп и внутри ее имеются две могилы. Это место принято называть Садовая могила. Больше фактов для подкрепления этой теории нет.

Придел Ангела

Придел Ангела — небольшое помещение внутри Кувуклии с востока. Согласно Евангелию, здесь, на камне, который отошёл от двери Гроба, сидел Ангел, который возвестил жёнам-мироносицам Воскресение Христа:

«И вот, сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нём; вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег; устрашившись его, стерегущие пришли в трепет и стали, как мертвые; Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого; Его нет здесь — Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь» (Мф. 28:2-6).

Роль в современных еврейских службах

Часть традиционного еврейского утреннего богослужения, связанная с молитвой Шема , практически не отличается от ежедневного богослужения, проводимого в Храме. Кроме того, молитва Амида традиционно заменяет ежедневный храмовый тамид и приношение муссафа (дополнительных) по особым случаям (существуют отдельные версии для разных типов жертвоприношений ). Они произносятся во время совершения соответствующих подношений в Храме.

Храм широко упоминается в православных богослужениях . Консервативный иудаизм сохраняет упоминания о Храме и его восстановлении, но удаляет упоминания о жертвах . Упоминания о жертвах в праздничные дни произносятся в прошедшем времени, а прошения об их восстановлении удаляются. Упоминания в ортодоксальных еврейских службах включают:

  • Ежедневный рассказ о библейских и талмудических проходов , связанных с korbanot (жертвы) выполняется в Храме (см korbanot в сидуре ) .
  • Ссылки на восстановление Храма и жертвоприношения в ежедневной молитве Амида , центральной молитве в иудаизме.
  • Традиционная личная просьба о восстановлении Храма в конце частного чтения Амиды.
  • Во время молитвы Амида читается молитва о восстановлении «дома нашей жизни» и о шехине (божественном присутствии), « обитающей среди нас».
  • Чтение дневного псалма; псалом поют левитов в Храме в этот день во время ежедневного утреннего богослужения.
  • Многочисленные псалмы, исполняемые во время обычного богослужения, содержат обширные ссылки на Храм и Храмовое поклонение.
  • Чтение особых еврейских праздничных молитв о восстановлении Храма и их приношения во время службы Муссафа в еврейские праздники.
  • Обширное чтение особого храмового богослужения в Йом Кипур во время богослужения в этот праздник.
  • Особые службы на Суккот (Хакафот) содержат обширные (но в целом неясные) упоминания об особой Храмовой службе, проводимой в этот день.

В еврейский постный день Тиша бе-Ав оплакивают разрушение Храма . Три других второстепенных поста (Десятого Тевета , 17-го Таммуза и Третьего Тишрея ) также оплакивают события, приведшие к разрушению Храма или последовавшие за ним. Также существуют траурные обычаи, которые соблюдаются постоянно, например, требование оставить часть дома не оштукатуренной.

Существующие части

Стоит сразу сказать, что 6 церквей делят свои полномочия в данной святыне, а также они представляют три основных направления вероисповедания:

  • католическая церковь;
  • греко-православная;
  • эфиопская;
  • сирийская;
  • антихалкидонская армянская;
  • коптская.

Данное распределение имеет свои правила, которые должны соблюдать все представители церквей. Благодаря историческому статуту, порядок в собственности и служении идеально сохраняется. Необходимо уточнить, что все владения оговорены в строгом порядке, и ни одно изменение не проходит, без уведомления членов церквей. Что касается общего владения, то оно распространяется только на камень миропомазания. Чтобы понять суть данного обустройства, необходимо рассмотреть три основных религии, на основе которых держится данная местность:

  • православная церковь. Необходимо сказать, что это направление оберегает самые главные святыни, которые находятся в храме. Именно эта церковь первая начинает свои служения в Великую Субботу. Если рассмотреть те части, которые относятся к ее владениям, то это Соборная Церковь Воскресения, северный придел горы Голгофы, один из ярусов ротонды, подземная часовня Обретения Креста, придел Адамовой горы, а также Богородицы Скорбящей;
  • римо-католическое направление. Церкви данного направления имеют власть над такими экспонатами, как престол святой Марии Магдалены, ярус галерейной ротонды, южная часть Голгофы и подземная часовня Обретения Креста (эта святыня делится между двумя направлениями);
  • к третьему направлению относятся все остальные церкви. Такая постановка вопроса говорит о том, что данные церкви имеют свои предназначения.

Церковь всех наций

Рекомендовать место

5

3

Церковь всех наций, известна также под названием Базилика Агонии Господней, она является католическим храмом, расположенном в Гефсиманском саду у подножия Елеонской горы в Иерусалиме. В Гефсиманском саду, согласно евангельским записям, в последнюю ночь перед арестом Иисус Христос молился о миновании чаши и свершении Божьей воли.

Церковь была построена в 1924 году по проекту итальянского архитектора Антонио Барлуцци. Деньги на возведение этого храма собирались среди католиков в разных странах мира, благодаря чему и было дано название церкви. Во время сооружения фундамента, были обнаружены древняя колонна и ценные фрагменты мозаики.

Богослужение на Святом Гробе

Католический престол, установленный на Гробе Господнем для совершения литургии.

Гроб Господень является главным алтарём Храма Воскресения Христова. Регулярные христианские службы на Святом Гробе начались самое позднее в 335 году и продолжаются по настоящее время. Известен перерыв в богослужении с 1009 года по 1020 год, после разрушения Храма Гроба Господня Аль-Хакимом.

Сегодня только православные, армяне и католики имеют право поочередно служить здесь, поскольку именно эти вероисповедания сообща владеют Гробом Господним. Ежедневно на Гробе Господнем совершаются три литургии. Первыми служат литургию православные, в полночь, они имеют право совершать богослужение с 11 вечера до 3 часов утра. За греками служат литургию армяне, с 3 до 6 часов утра. Католическая литургия совершается с 6 до 9 часов утра.

Особенности богослужения

Католическая торжественная месса совершается на престоле установленном перед Кувуклией.

В обычные дни православные совершают литургию непосредственно на верхней плите Гроба, поверхность которого служит престолом, а его левая сторона жертвенником. В этом случае священник всю литургию совершает коленопреклоненно, вставая только на каждение, на Малый и Великий входы, на чтение Евангелия и на вынос Святых Даров. Малый и Великий входы совершаются вокруг всей Кувуклии, а чтение Евангелия на священном камне в приделе Ангела. В торжественных случаях, при совершении архиерейской православной литургии, престол помещают в приделе Ангела, закрепляя его на постаменте со священным камнем, в этом случае Святой Гроб служит жертвенником. Архиерейская литургия служится три-четыре раза в неделю, во время этих служб Храм открыт для молящихся; в остальные дни недели литургия служится иерейским чином, это закрытые службы и присутствовать на них могут только члены святогробского братства.

Армяне при совершении литургии обязаны приносить и возлагать на святое Ложе особую деревянную доску. Католики ставят для литургии на гробный камень особый стол, а иногда, при совершении торжественной мессы, престол располагают прямо перед входом в Кувуклию. Католики имеют в храме орган и постоянно используют его в богослужении.

Храм Гроба Господня: по следам Иисуса Христа

Кувуклия – часовня, возведенная над пещерой, где был погребен Иисус Христос, занимает центральное место в Храме. Здесь расположен главный алтарь и отсюда в Пасхальную ночь сходит Благодатный Огонь, который развозится верующими по всему миру. Выполненная из желто-розового мрамора Кувуклия состоит из двух помещений: Гроба Господнего и Придела Ангела.

Гроб Господень – это небольшое, всего 1,93х2,07 м, помещение с покрытым мраморной плитой каменным погребальным ложем, расположенным в 50 см от пола.  Придел Ангела (3.4х3.9 м) представляет собой прямоугольное помещение, пройдя через которое, можно попасть в Гроб Господень. Согласно Библии, здесь на камне сидел Ангел, принесший весть о Воскресении Иисуса. Часть этого священного камня сегодня находится на постаменте под стеклом. Через два овальных отверстия передают Благодатный Огонь во время Пасхального богослужения. За Кувуклией расположен вход еще в одну часовню – Иосифа Аримафейского, который умащивал снятое с Креста тело Иисуса маслами и отдал для его погребения свою гробницу.

Главный Придел Храма Воскресения – Кафоликон – принадлежит православной церкви Иерусалима, о чем свидетельствуют два тронных места в восточной его части. Над иконостасом расположена галерея с тремя небольшими балкончиками – амвонами, откуда, согласно древневизантийским правилам, должно читаться Евангелие. Рядом с входом находится выполненная из мрамора ваза, служащая подставкой для полусферы, которая обозначает «пуп Земли», то есть ее духовный центр.

Спустившись вниз по двадцати восьми ступеням, можно попасть в подземную церковь св.Елены, сегодня принадлежащую армянам. Центральный алтарь Храма посвящен самой царице Елене и жившему в одну эпоху с ней св.Григорию Просветителю. Армянское предание гласит, что св.Григорий был удостоен схождения Благодатного Огня после того, как, совершив длительный молитвенный подвиг, пришел для поклонения к Гробу Господню. За престолом есть отмеченное особой нишей и каменной плитой место, где во время раскопок сидела сама св.Елена. Второй алтарь – Северный – возведен в честь Благоразумного разбойника.

Еще двенадцать ступеней ведут в католическую церковь Обретения Креста, которая расположена в самой нижней точке комплекса. Согласно преданию, ранее здесь была лощина – Юдоль мертвых – куда сбрасывали после распятия тела и кресты. Именно здесь св.Елена обрела Крест Животворящий. Сегодня на месте Креста находится греческий престол. За престолом установлена на высоком постаменте выполненная из бронзы статуя св.Елены с Крестом в руках. Статую Храму подарил австрийский эрцгерцог Максимилиан.

С левой стороны расположен еще один престол – католический. Огромные обломки скал, окружающие подземелье, — немые свидетели распятия Христа.  Возле выхода справа виднеется небольшое окно, через которое царица наблюдала за ведущими раскопки рабочими и бросала им деньги.

Небольших размеров мраморная плита с изображенным на ней восьмиконечным православным крестом, которая находится справа под нависающей скалой, обозначает место, где было найдено Честное Древо.

Еще одна часть Храма Гроба господнего в Иерусалиме, Придел разделения риз Господних, расположена правее ведущей в подземелье лестницы. Здесь, по преданию, солдаты, бросая жребий, делили между собой одежды Иисуса. Рядом находится Придел сотника Лонгина, который пострадал за Христа. В этой части Храма слепая женщина обрела голову святого Лонгина и прозрела. Здесь также находится часть камня с Голгофы.

Напротив Голгофы, возле входа в пещеру, где находились преступники перед казнью, лежит камень, названный «узами Спасителя». В этот камень солдаты заключили ноги Иисуса.

Неподалеку от Темницы Христовой расположен Придел Марии Магдалины: над мраморным кругом здесь горят неугасимые лампады. Воскреснув, Господь именно в этом месте явился Марии Магдалине. Сегодня  это католический Придел с установленными современными стилизованными скульптурными изображениями событий давнего периода.

Отдельный вход со двора Храма Гроба Господнего в Иерусалиме ведет в расположенный под Храмом «Колодец Елены» — продолговатой формы канал, в котором хранили собранную дождевую воду.

Борьба за освобождение Святого Гроба

Основная статья: Крестовые походы

С 637 года Палестина находилась под властью мусульман и в течение веков христиане не имели сил, чтобы вернуть её себе. Однако настало время, когда идея о вооруженном освобождении Святой земли и Гроба Господня из рук мусульман распространилась среди западных христиан. На официальном уровне она была озвучена 24 ноября 1095 года в Клермоне папой Урбаном II, который призвал к вооруженному походу на восток. Его призыв породил Первый Крестовый поход, принесший освобождение Святого Гроба в 1099 году. Однако успех Крестовых походов был временным и ограниченным, поскольку спустя 88 лет, в 1187 году, Иерусалим был утерян. И хотя крестоносцы ещё возвращали себе Святой город на короткое время, в сентябре 1244 года они лишились его окончательно. С этих пор Палестина была под властью мусульман вплоть до 1918 года, когда её заняли английские войска в ходе Первой мировой войны. С 1922 года англичане управляли здесь на основании Британского мандата.

У Храма Гроба Господня в Иерусалиме есть — официальный сайт

Также в Старом городе находится храм всех святых в земле российской просиявших.

В Старом городе в Иерусалиме находится храм Всех Святых в земле российской просиявших

Здесь же находится церковь Святого Марка. Она расположена недалеко от Старого города, на том месте, где по преданию, находился дом Марии, матери апостола Марка. Эта церковь принадлежит ассирийской православной общине и считается одной из самых древнейших святынь старого города.

Ранней истории об этом монастыре практически нет, но известно лишь то, что церковь Святого Марка относится к 7 веку и построена была на месте базилики. В церкви хранится довольно древняя икона Пресвятой Богородицы, которая была написана самим апостолом Лукой.

Церковь Святого Марка расположена недалеко от Старого города, на том месте, где по преданию, находился дом Марии, матери апостола Марка

Так же справа от входа в монастырь можно увидеть каменную доску с арамейским текстом 5 или 6 века, на которой написаны такие слова:

В этом храме служба проходит на арамейском языке.

Кувуклия

В двенадцать часов дня со двора Иерусалимской Патриархии к Гробу Господню начинает тянуться крестное шествие. Его возглавляет патриарх: трижды обойдя Кувуклию, он останавливается перед ее дверьми.

«Патриарх облачается в белые одежды. С ним одновременно надевают на себя белые же облачения 12 архимандритов и четыре диакона. Из алтаря потом выходят попарно клирики в белых стихарях с 12-ю хоругвями с изображением страстей Христовых и Его славного воскресения, за ними клирики с рипидами и животворящим крестом, далее 12 священников попарно, потом четыре диакона тоже попарно, причем два последних из них пред патриархом держат в руках в серебряной подставке пуки свечей для удобнейшей передачи святого огня в народ, и, наконец, патриарх с жезлом в правой руке. По благословении патриарха, певчие и все духовенство при пении: «Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на небеси, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити» идут из храма Воскресения к кувуклии и троекратно её обходят. После третьего обхождения патриарх, духовенство и певчие останавливаются с хоругвеносцами и крестоносцем против святого живоносного гроба и поют вечерний гимн: «Свете тихий», напоминающий о том, что эта литания некогда входила в состав чина вечернего богослужения.»

Современное положение

На сегодняшний день это здание — одна из главных святынь христианского мира, которая расположена в Израиле, г. Иерусалим. Храм Гроба Господня, фото и открытки с видами которого продают в городе повсеместно, сейчас поделен между представителями 6 направлений. Это католицизм, греческая православная, коптская, эфиопская, армянская и сирийская церкви. Есть и места общего пользования. Этот порядок был принят в XIX веке и соблюдается до сих пор как представителями конфессий, так и полицией.

При этом ключи от храма хранятся у одной семьи, а открывает двери другая — этой традиции уже много лет, и она передается из поколения в поколение от отца к сыну. Сделано это, чтобы избежать конфликтов между конфессиями. Большая часть мероприятий также распределена по времени, так что представители разных религиозных течений почти не имеют шансов случайно столкнуться.

Церковь святого архангела Гавриила

Рекомендовать место

2

Церковь святого архангела Гавриила известная также как церковь Благовещения и является одной из самых красивых и уникальных в Израиле. Церковь считается главной и наиболее почитаемой святыней среди арабской православной общины в Назарете. Здесь архангел Гавриил явил Благую весть Деве Марии.

Греко-православная церковь архангела Гавриила, расположенная в Источнике Благовещения, была построена в 1750 году. Массивное здание церкви с виду напоминает крепость. Христианские паломники уже начиная с VII века свидетельствуют о почитании этого места.

Взорам посетителей церкви откроется трое врат и три разнесенных престола, чудотворные иконы, большинство которых написаны русскими художниками. Никого не оставит равнодушным алтарь, украшенный богатым старинным иконостасом, подаренным в 1767 году греческим купцом, так и оставшимся неизвестным. От всего внутреннего убранства исходит дух благочестия, спокойствия, любви и веры.

Главной святыней церкви является источник, находящийся в крипте, где вы сможете своими глазами увидеть колодец, у которого прозвучала Благая Весть, а также напиться святой воды и набрать ее с собой.

Внутреннее устройство

Храм включает в себя три основные части: часовню Гроба Господня, Храм Воскресения и Храм на Голгофе.

Голгофа

К Голгофа ведут ступени справа после входа в Храм Гроба Господня.

Гогофа Другие города, CC BY-SA 4.0

На Голгофе расположены католический и православный приделы, под алтарем последнего есть отверстие земле, обозначенное серебряным кругом, где стоял крест. Через это отверстие можно ладонью прикоснуться к Голгофе. Два черных круга указывают на места, где стояли кресты благоразумного и безумного разбойников, казненных вместе с Иисусом Христом.

По приданию под Голгофой был похоронен Адам, прародитель рода человеческого, изгнанный из Рая из-за грехопадения и передавший греховность всему человеческому роду.

Голгофа. Алтарь гвоздей Другие города, CC BY-SA 4.0

Прямо под Голгофа находится часовня Адама. Расщелина, образовавшаяся при землетрясении, через которую вместе с дождевой водой просочилась кровь Иисуса и омыла череп Адама. В находящейся рядом греко–православной церкви хранится часть креста, на котором в муках умер Иисус.

Stabat Mater , CC BY 2.0

Алтарь Стояния Богоматери при распятии Иисуса находится на Голгофе, между католическим и православным престолами («Stabat Mater dolorosa» — стояла Мать скорбящая).

Камень помазания

Иосиф и Никодим сняли тело с креста, положили на Камень Миропомазания , помазали его смирной и алоэ, завернули в плащаницу.

У Камня помазания Другие города, CC BY-SA 4.0

Иосиф Аримафейский упоминается всеми четырьмя Евангелистами как богатый, но добрый человек, принявший веру Иисуса и после казни упросивший Пилата отдать ему тело Христа.

Многие паломники собирают платками Другие города, CC BY-SA 4.0

Гробница Иосифа Аримафейского

Место захоронения Иосифа Аримафейского расположено в западной части Храма. Вход в часовню находится напротив коптского придела, с обратной стороны от входа в Кувуклию. В небольшом помещении находится алтарь, пострадавший во время пожара в 1808 году. Справа расположен вход в небольшую пещеру — место погребения свв. Иосифа Аримафейского и Никодима.

Кувуклия и Гроб Господень

Над Гробом Господним стоит мраморная часовня — Кувуклия, в которой в Великую Субботу возжигается Благодатный огонь. Она состоит из двух частей — придела Ангела и пещеры Гроба Господня.

Кувуклия, современный вид , Public Domain

До 22 марта 2021 г. Кувуклия снаружи была усилена металлической стяжкой, поскольку сооружение подвергалось воздействию землетрясения и пожара.

Коптский придел

Коптский придел не случайно находится с обратной стороны Кувуклии, где от Гроба Господня его отделяет лишь стена с небольшим отверстием в Кувуклию Считается, что придел коптов находится именно там, где находилась глава Иисуса после погребения.

Обретение Креста

В приделе Обретения Креста установлена мраморная плита обозначающая место, где был найден крест.

Крест над Храмом Гроба Господня , CC0 1.0

Крест был найден св. царицей Еленой в 325 году. Поиски привели ее на Голгофу. Здесь царица сидела и бросала в свалку монеты, чтобы усилить рвение работников к раскопкам. На этом месте были найдены три креста с гвоздями и деревянная табличка с надписью INRI (Иисус Назарянин Царь Иудейский). В Храме Гроба Господня есть придел святой Елены.

Пуп Земли

Прямо напротив входа в Кувуклию, стоит прикованная цепью каменная ваза, называемая «Пуп Земли».

Пуп Земли

Пуп Земли символизирует центр духовных устремлений христиан всего мира к главной святыне — месту последних событий жизни Христа, месту его смерти и воскресения.

Управление святынями

В управлении католиков находятся Алтарь Гвоздей, церковь явления Воскресшего Господа Пресвятой Деве Марии, северная часть второго яруса Ротонды и галерея, южный предел Голгофы, престол Магдалины, часовня обретения Креста, францисканский монастырь.

Храм Елены, 8 колонн Ротонды, южная часть ее второго яруса, престол Жен-мироносиц а также Киворий трех Марий, часовня Вардана, гробница Иосифа Аримафейского принадлежат армянской церкви.

Западный алтарь Кувуклии — коптской церкви. Эфиопской церкви — церковь Четырех апостольных животных, монастырь на вершине храма Елены. Сирийской церкви отведено право проводить свои службы в праздники и воскресенья в армянском пределе Никодима.

Над Камнем помазания горит 8 неугасимых лампад: 4 греческих, 2 армянских, 1 католическая и 1 коптская. Другие города, CC BY-SA 4.0

Общее руководство всеми частями святыни, Кувуклией и Католиконом принадлежит Иерусалимской православной церкви.

Описание

Гроб Господень это типичная высеченная в природной скале еврейская гробница периода Второго Храма.

Тело Христа было положено на каменное погребальное Ложе (200 x 80 см, высота от пола 60 см) ногами на восток (то есть ко входу), головой на запад, по еврейскому обычаю.

С давних пор Ложе сильно повреждено неразумной ревностью паломников, которые любой ценой стремились отколоть и унести с собой частицу реликвии. Чтобы предотвратить эти попытки, святое Ложе было закрыто плитой белого мрамора, которая сейчас уже пожелтела от времени (нынешняя плита положена в 1555 году).

Несколько столетий назад плита треснула поперек. С этой трещиной связано предание, что она чудесным образом возникла, когда мусульмане захотели взять мраморную плиту для украшения мечети. Появление трещины остановило мусульман, и плита осталась на своём месте.

Изначально вокруг Ложа существовала погребальная пещера, но она была разрушена вместе с храмом в 1009 г. по приказу фатимидского халифа Аль-Хакима. Сохранились лишь само Ложе, часть стен пещеры (до 60-90 см высотой) и часть входа.

Сейчас пещеру заменяет устроенное внутри Кувуклии небольшое помещение (1,93 x 2,07 м), почти половину которого, справа от входа, у северной стены, занимает Ложе. Здесь могут поместиться три, самое большее четыре человека одновременно.

Нынешнее помещение, как и прежнюю пещеру, также называют Святым Гробом. С востока из придела Ангела в него ведет низкий арочный вход (всего 112 х 72 см, и примерно 90 см глубины), очевидно первоначального характера, по мнению большинства археологов.

Иконы, лампады и отделка

Все внутри отделано белым и желто-розовым мрамором, кроме небольшого участка природной скалы в арке входа.

Вокруг Ложа по периметру, на высоте примерно 30 см от него, проходит небольшой мраморный карниз. На северной стене над карнизом православная икона Воскресения Христова с предстоящими Ангелами. Изображение частично скрыто позолоченным окладом и, кроме того, ангелов на нём заслоняют две иконы, стоящие на карнизе.

Слева стоит католическое барельефное изображение, справа живописное армянское изображение Воскресения, в знак того что они имеют право служить на Святом Гробе. На карнизе, кроме того, установлены подсвечники со свечами, от разных христианских вероисповеданий, а также вазы со свежими цветами, которые меняются каждый день.

На западной стене, напротив входа, висит православная икона Божией Матери, за которой устроена ниша.

По стенам вокруг всего помещения высечен по-гречески тропарь святого Иоанна Дамаскина:

Над погребальным Ложем на высоте чуть выше человеческого роста развешаны рядами 43 серебряные лампады, 13 из которых принадлежат православным, ещё 13 католикам, 13 армянам и 4 коптам. В будние дни горит всего несколько из них, а все лампады зажигаются только в большие праздники. В потолке имеется отверстие для вентиляции.

Первое описание на русском языке

В начале XII в. игумен Даниил впервые описал Гроб Господень на русском языке:

Три алтаря

Голгофа в Иерусалиме фото которой представлены в этой статье, разделена на три части, три алтаря:

  • Распятия;
  • Гвоздей;
  • Стабат Матер.

Алтарь Распятия

Один из холмов, на котором ранее был установлен крест для Иисуса. Этот Алтарь относится к греческой церкви. Внизу – предусмотрено небольшое место (престол), к которому могут прикоснуться паломники. По историческим данным – именно там стоял крест. Каждую полночь рядом с престолом проводятся богослужения.

Алтарь Гвоздей

Еще одно трагическое место. Здесь, как говорят предания. Те солдаты, шедшие в оцеплении, сняли с Иисуса одежду. После этого подняли его на крест и прибили гвоздями. Самое главное, Алтарь располагается чуть правее от самого распятия. Он относится к ведению католиков. Утверждается, что именно здесь были 10 и 11 стоянка на Крестном пути.

Последний Алтарь

Стабат Матер. Он находится практически посредине между двумя выше указанными. Он также находится в ведении католиков. По верованию, именно на этом месте стояла Божья Мать. И смотрела, как проводится распятие Иисуса. Здесь установлена деревянная фигура Богородица. К ней паломники приносят пожертвования – чаще всего это драгоценности.

Церковь Успения Богородицы

Рекомендовать место

7

Церковь Успения Богородицы – подземная церковь гробницы Пресвятой Богородицы, которая находится в Гефсиманском саду, в Иосафатовой долине.

Согласно преданию, Богородица была погребена на семейном кладбище, где находились захоронения ее родителей. Первая церковь на этом месте была возведена императрицей Еленой в 326 году. В XI веке она была разрушена, но уже в 1161 году восстановлена.

Так как храм находится под землей, к входу ведет широкая каменная лестница, насчитывающая сорок восемь ступеней. По форме церковь представляет собой крест. В храме хранится особо почитаемая икона Божией Матери.

Борьба за освобождение Святого Гроба

С 637 года Палестина находилась под властью мусульман и в течение веков христиане не имели сил, чтобы вернуть её себе. Однако настало время, когда идея о вооружённом освобождении Святой земли и Гроба Господня из рук мусульман распространилась среди западных христиан. На официальном уровне она была высказана 26 ноября 1095 года в Клермоне папой Урбаном II, который призвал к вооружённому походу на восток. Его призыв породил Первый Крестовый поход, принёсший освобождение Святого Гроба в 1099 году. Однако успех Крестовых походов был временным и ограниченным, поскольку спустя 88 лет, в 1187 году, Иерусалим был утерян. И хотя крестоносцы ещё возвращали себе Святой город на короткое время, в сентябре 1244 года они лишились его окончательно. С этих пор Палестина была под властью мусульман вплоть до 1918 года, когда её заняли английские войска в ходе Первой мировой войны. С 1922 года англичане управляли здесь на основании Британского мандата.

В Талмуде

Седер Кодашим , пятый чин или раздел Мишны (составленный между 200–220 гг. Н. Э.), Предоставляет подробные описания и обсуждения религиозных законов, связанных с включая жертвоприношения , Храм и его обстановку, а также священников. кто выполнял обязанности и обряды его службы. Трактаты сделки порядка с жертвоприношениями животных, птиц и еды предложений , законов принося жертвы, такие , как грех и жертвы повинности , и законы присвоения священной собственности. Кроме того, приказ содержит описание Второго Храма ( трактат Миддот ), а также описание и правила ежедневного жертвоприношения в Храме ( трактат Тамид ).

В Вавилонском Талмуде во всех трактатах есть Гемара — раввинский комментарий и анализ — для всех глав; некоторые главы Тамида, и ни одной главы о Миддоте и Кинниме. В Иерусалимском Талмуде нет Гемары ни в одном из трактатов Кодашим.

Талмуд ( Йома 9б) описывает традиционные богословские причины разрушения: «Почему был разрушен первый Храм? Потому что в обществе свирепствовали три основных греха: идолопоклонство, распутство и убийство… И почему тогда был второй Храм — в котором общество было вовлечено в Тору, заповеди и добрые дела — уничтожено? Потому что в обществе свирепствовала беспричинная ненависть ».

Разпределение частей храма

Православная Иерусалимская Церковь оберегает главные святыни и исполняет общее руководство службами в храме. Она первой совершает литургию на Гробе Господнем — с 1 часа ночи. Внутри храма она владеет верхним ярусом галерей ротонды, соборной церковью Воскресения (кафоликоном), северным приделом Голгофы, приделами Богородицы Скорбящей и Уз Христовых в северных аркадах, cвятого Лонгина Сотника и Тернового венца в амбулатории за алтарем кафоликона, подземной часовней Обретения Креста (совместно с римо-католиками) и приделом Адамовой главы под Голгофой.

Римо-католическая Кустодия Святой Земли совершает литургию на Гробе Господнем после армян. Ей принадлежат северная половина 2-го яруса ротонды, церковь Явления Воскресшего Господа Пресвятой Деве Марии, престол cвятой Марии Магдалины, северная галерея (Аркады Девы), подземная часовня Обретения Креста (совместно с православными) и южный придел Голгофы.

Схема храма Гроба Господня

Антихалкидонские Армянская, Коптская, Эфиопская и Сирийская церкви каждая имеет особые права в храме. Армяне совершают литургию на Гробе Господнем с 4 часов утра. Во владении Армянской церкви находятся 8 южных из 16 колонн ротонды, южная половина 2-го яруса ротонды (с храмом Второй Голгофы), место Трех Марий у входа на галерею и престол святых Жен-мироносиц в юго-восточной части ротонды, придел святых Никодима и Иосифа Аримафейского к западу от Кувуклии и придел Разделения риз в амбулатории, подземные церкви святителя Григория Просветителя (греч. название: церковь святой Елены) и часовня cвятого Вардана в восточной части комплекса. Копты владеют небольшой часовней, пристроенной к западной части Кувуклии. Эфиопам принадлежит церковь Четырех священных животных (за Голгофой) и монастырь на кровле церкви свято Елены (ещё в начале XIX века им принадлежала сама церковь святой Елены, отошедшая затем к армянам). Сирийцы имеют право служить по воскресным и праздничным дням в приделе святого Никодима, считающемся в настоящее время собственностью армян.