Гендер — это… разница между гендером и полом. что такое гендерные роли

Содержание

Травма патриархата

Как пишут авторы книги «Почему патриархат всё ещё существует?» Кэрол Гиллиган и Наоми Снайдер, патриархальная культура «отдаёт некоторым мужчинам главенство над другими мужчинами и всем мужчинам — над женщинами». В этой системе у мужчины есть личность, а у женщины в идеале личности нет. Человеческие свойства делятся на «мужские» (более «правильные») и «женские» и пр.

Гендерное неравенство выражается, в частности, в том, что при одинаковом уровне образования у мужчин и женщин — разные карьерные возможности. У мужчин выше зарплаты, они быстрее продвигаются наверх и чаще оказываются на руководящих должностях.

Гендерное обучение в школе: история вопроса

В настоящее время обучение на совместных принципах является общепризнанным атрибутом цивилизованного и гуманного к своим гражданам государства. Равноправие полов постулируется в качестве абсолютной догмы, и посягание на эти основы в идеологическом смысле не приветствуется даже со стороны авторитетных религиозных организаций. Естественно, так было не всегда – в России массовая традиция совместной учебы устоялась только в бурное послереволюционное время, в 20-е годы. Равные права для всех без исключения россиян гарантированы и современной Конституцией, касается это и обязательного среднего образования. Подобная ситуация и в большинстве цивилизованных стран, во всяком случае в государственном секторе, а вот в частных школах возможны варианты.

Надо отметить, что в советский период истории была попытка вернуться к раздельному подходу. В 40-е годы правительственным указом были образованы гимназии для девочек и мальчиков отдельно. Но просуществовал этот педагогический эксперимент сравнительно недолго – спустя десять лет школы вновь объединили. Сейчас немало видных общественных деятелей ратуют за раздельное преподавание школьных предметов, даже появился специальный термин – гендерное обучение. Само слово «гендер» в данном контексте означает половую принадлежность в социальном смысле. То есть, в современной западной педагогике понятием гендер почти целиком и полностью заменено привычное нам половое разделение, основанное на анатомии.

Это звучит несколько запутанно, но понять это различие необходимо, чтобы не возникало путаницы с принципами. Под гендером в актуальной психологической и педагогической литературе скрывается именно совокупность представлений о роли мужчины и женщины. То есть половая принадлежность не более чем данность, а гендер может быть скорректирован, выбран, переосмыслен и т.д.

Основные разделы

Разделы, которые выделяет гендерная психология:

Психология сравнения мужчин и женщин

У этого раздела ранее было масса названий, например, половой дипсихизм, диморфизм или просто, различия. Но предмет изучения остался прежним. Цель сравнения – найти своеобразные особенности в поведении, общении и прочем у мужчин и женщин. Благодаря которым легко можно будет установить их принадлежность к полу.

Причём берутся во внимание не только различия между ними, но и сходства. Специалисты этой науки придерживаются мнения, что мужчиной или женщиной не рождаются, ими становятся в течение жизни. Принадлежность приобретается вместе с характером, социальными ролями, приоритетами, вкусами, обязанностями, типом поведения и прочее

Принадлежность приобретается вместе с характером, социальными ролями, приоритетами, вкусами, обязанностями, типом поведения и прочее.

Психология женщины

Специалисты занимаются исследованием тех особенностей психики представительниц слабого пола, которые напрочь отсутствуют у мужчин. Речь идёт о поведении и эмоциональном состоянии в период беременности, родов, даже дефлорации, то есть лишения девственности. Также во время менструации или наступления климакса.

В принципе, изучаются все сферы жизни, начиная от материнства, профессионального становления и заканчивая психиатрическими отклонениями, зависимостями.

Психология мужчин

В принципе, как и предыдущий, этот раздел занимается тем же. Только предметом внимания является влияние тестостерона и прочих мужских гормонов на поведение, способность принимать решения, агрессивность.

Изучаются заболевания, которые наблюдаются только у представителей сильного пола. Причины необходимости создавать и организовывать закрытые группы, клубы, куда вход женщинам категорически воспрещён, по крайней мере, на равных условиях и правах.

Гендерные отношения

Исследуются отношения, как между представителями разных полов, так и одного или смешанных. Такое часто встречается в рабочих группах. Интерес представляет также сама форма отношений, то есть дружеские, интимные, семейные, профессиональные и прочие. Так как человек ведёт себя совершенно по-разному в зависимости от того, с кем общается.

Внимание уделяется и проблеме насилия, проявления девиантности, делинквентности

Гендерные роли и гендерные стереотипы

Все больше в обществе и культуре происходят изменения. А значит и то, что считается мужским и женским тоже меняется. Сегодня во всех обществах мы видим, что женщины больше не привязаны к дому, а, скорее, выходят в общественное пространство, имеют высокооплачиваемую работу и участвуют в производительных задачах.

А мужчины участвуют в репродуктивных задачах и берут на себя обязанности по дому и по уходу за детьми, пожилыми и больными родственниками. Мужчины меняются и участвуют в домашних делах и заботах.

Эта ситуация положительна, поскольку ведет к гендерному равенству. По данным ООН, считается, что если бы все мужчины участвовали в уходе за больными, то войн было бы меньше.

Гендер — что это

Гендерный подход или перспектива рассматривают различные возможности, которые есть у мужчин и женщин, взаимосвязь между ними и различные роли, которые им отводятся в обществе. Гендерные отношения определяют различные способы доступа к услугам здравоохранения, особенно в области сексуального и репродуктивного здоровья.

В антропологии гендер определяется как культурно-историческая интерпретация, которую каждое общество разрабатывает вокруг половой дифференциации. Эта интерпретация порождает набор социальных представлений, практик, дискурсов, норм, ценностей и отношений, которые придают смысл поведению людей в зависимости от их пола.

В психологии гендер определяется как процесс, посредством которого биологически разные люди становятся женщинами и мужчинами за счет приобретения атрибутов, которые каждое общество определяет как характеристики женственности и мужественности. В этом смысле гендер — это психосоциальная конструкция женского и мужского начала.

Что такое гендерные различия с психологической точки зрения? Это категории, в которых сформулированы три основных элемента:

С другой стороны, гендер был концептуализирован как структурирующий элемент набора социальных отношений — гендерных отношений, которые определяют взаимодействия людей как половых партнеров. Гендерные отношения социально сконструированы и, следовательно, поддаются трансформации. Они не происходят из биологии и не обязательно гармоничны, напротив, они могут противоречить друг другу.

Гендерная роль

Гендерные роли — это поведение, которое воспринимается в обществе как подходящее для каждого пола.

Гендерные роли в обществе определяют, как мы должны действовать, говорить, одеваться, ухаживать за другими людьми или партнерами и вести себя в зависимости от того, какой у нас пол. Например, от женщин и девочек ожидается, что они будут одеваться женственно, будут вежливыми, любезными и с материнскими склонностями. В свою очередь, ожидается, что мужчины будут сильными, агрессивными и бесстрашными.

Читать далее: Конфликтогены — с чего начинается столкновение

В обоих случаях это социальная конструкция, правила, устанавливаемые контекстом, в котором живет каждый человек. Таким образом, поведение, которое считается подходящим для женского пола, может варьироваться от одной культуры к другой и от одного раза к разу. Это происходит потому, что в каждом обществе, этнической группе и культуре есть ожидания относительно гендерных ролей.

В свою очередь, гендерные роли постоянно меняются и развиваются в тандеме с другими социальными нормами. Таким образом, 70 лет назад в Европе женщинам было предосудительно носить брюки или было удивительно, что мужчина посвятил себя работе по дому. Сегодня оба поведения нормализованы, поскольку общество добилось прогресса с точки зрения гендерного равенства.

Гендерная идентичность

Гендерная идентичность — это то, как мы себя чувствуем и как выражаем эти чувства. Одежда, внешний вид и поведение — это способы выражения гендерной идентичности.

Большинство людей чувствуют себя мужчинами или женщинами. Некоторые люди чувствуют себя мужественными женщинами или женственными мужчинами. Эти люди могут считать себя гендерными вариантами. А некоторые люди не чувствуют себя ни мужчинами, ни женщинами – эти люди могут считать себя «межгендерными» или «гендерно изменчивыми». Представление о собственной гендерной идентичности начинает складываться в 2–3 года.

У некоторых людей пол и гендерная идентичность совпадают или связаны. Этих людей называют «цисгендерами». Другие люди считают, что назначенный им пол отличается от пола их идентичности (например, назначенный им пол — женский, но их гендерная идентичность — мужская). Этих людей называют «трансгендерами» или «трансами». Но не все трансгендеры имеют одинаковую идентичность.

Культурные стереотипы

Обыденное сознание имеет в своей структуре неотъемлемую часть – культурные стереотипы. Иными словами, используя коллективный опыт, индивидуум на протяжении своей жизни получает определенное внушение во время обучения и общения, посредством которого в дальнейшем он ориентируется в жизни и формирует свое поведение в обществе.


Стоит отметить, что гендерные роли в обществе в разных культурах и социальных группах отличаются друг от друга, иногда кардинально. Все эти клише возникают на основе ролей и социального статуса. То есть, посредством этих стереотипов возникает норма для женщины и мужчины, как именно они должны себя вести в конкретном обществе. И когда мы видим то или иное проявление характера человека, мы автоматически сравниваем его со своим представлением о гендерной роли человека.

Гендерное воспитание девочек

Вот некоторые рекомендации родителям девочки для того, чтобы воспитать из нее настоящую женщину:

Между матерью и девочкой должны складываться теплые, доверительные отношения;
Отец тоже должен уделять внимание, показывая, что дочь – человек другого пола, достойный внимания и любви;
Мать должна вести с девочкой регулярные беседы “по душам” наедине;
Дочка должна быть привлечена к ведению домашних дел под руководством матери;
Девочку необходимо обеспечить игрушками, символизирующими женские занятия: наборами посуды, куклами, игрушечной мебелью;
Дочку следует познакомить с такими кружками, как танцы, художественная гимнастика, балет, также она может заинтересоваться музыкальной или художественной школой;
Девочки любят внимательно изучать людей и их взаимоотношения, им интересны эмоции и чувства.

Педагогические условия развития гендерной идентичности

Педагог, работающий с детьми дошкольного возраста, должен знать следующие аспекты:

  1. Специфика развития детей в соответствии сих возрастом. Полоролевая идентификация.
  2. Аспекты в различных сферах деятельности, которые доступны дошкольнику. Роль родителей в семье и их функции.
  3. Принципы правильного формирования полоролевого воспитания ребёнка.

Учитель также является представителем определённого гендера в обществе. Он должен помочь юным людям осознать моральные и культурные ценности современного общества в соответствии с женским или мужским полом.

Самообразование воспитателей по теме гендерного воспитания

Если у воспитателя нет достоверных знаний в данной области, стоит прочитать множество справочной литературы, которую можно найти в интернете или в некоторых городских библиотеках. Лучшие книги по этой теме выходят в соответствии с ФГОС.

Также можно обратиться к опытным психологам-специалистам и узнать о правильном гендерном воспитании дошкольников.

Типы гендерного поведения

Гендерная роль прививается через воспитание и образование, она может исполняться человеком, нарушаться, приниматься или отвергаться. Также существует гендерная идентичность − это внутреннее самоощущение человека, принадлежность к определенной стати.

Люди, которые не чувствуют себя тем полом, которым они являются, им свойственны другие характеристики противоположного пола. При формировании мужчины и женщины, им привязывают и навязывают принципы, модели поведения и требования.

  • Уступчивость. Человек живет так, как ему говорят окружающие люди, средства массовой информации. Ему утверждают, что между мужчиной и женщиной существует большая разница во многих сферах жизни, поэтому он принимает это утверждение за норму, истину и соответствует ожиданиям. Он подчиняется системе, уступает, хотя в чем-то не согласен, но соглашается.
  • Одобрение, интернализация. Человек сам признает установленные гендерные нормы и ведет себя так, как положено в обществе.
  • Идентификация. Человек ведет себя просто повторяя, копируя других людей, он очень хочет приобрести свойственные черты гендера, которым является.

Ученые всегда пытались доказать, в чем разница двух противоположных полов. Начиная изучение с самых истоков, когда мужчины боролись за пропитание своей семьи, а женщины опекали детей и хранили очаг.

Так А. Гезель установил гендерные особенности поведения мужчин и женщин:

  • Девушки обладают большим словарным запасом, ясностью речи, но по интеллекту уступают мужчинам.
  • У женского пола лучше воспринимание и внимательность к различным элементам, у мужчин лучше технические способности.
  • Женщины намного эмоциональнее, они чувствительные, отзывчивые, тревожные, эмпатичные, усердные, прилежные и общительные. Мужчина же рациональный, твердый, авторитетный, бесстрастный, угрожающий, активный, замкнутый, молчаливый.
  • Мужчине легко подстраиваться под изменения деятельности и быстро менять ее направления на другую. Девушке легче начинают общаться с людьми, они очень чувствительные к провалам в личной жизни и в работе.

Что такое гендерное воспитание дошкольников

Гендерное воспитание дошкольников — процесс привития ребёнку осознания того, к какому полу он относится, развитие устоявшихся культурных и моральных ценностей. Нужно научить юного человека понимать, что девочка играет, в основном, роль матери в семье, хранит семейный очаг и воспитывает детей.

Гендерное воспитание детей

Мальчики, как принято считать в обществе — настоящие трудяги, которые зарабатывают деньги и обеспечивают семью.

Важно! Гендерный подход в воспитании детей дошкольного возраста будет волновать каждого родителя, так как каждый ребёнок должен осознавать принадлежность к своему биологическому полу. В обратном случае у таких детей будут проблемы с самоидентификацией, что приведёт к непониманию во многих кругах общества

Методы гендерного воспитания детей дошкольного возраста делятся на несколько типов, о которых подробно рассказывается в справочной литературе. Например, большинство семей принимают воспитательные меры традиционного характера.

Формирование гендерной идентичности у детей дошкольного возраста

Это очень важный этап в жизни каждого дошкольника. Каждый ребёнок должен осознавать с раннего возраста, к какому полу он принадлежит. Поэтому девочек с раннего возраста учат быть мягкой, женственной, но целеустремлённой. Ей с детства дают понять, что её дальнейшая роль — создание семьи и воспитание собственных отпрысков.

Мальчиков учат проявлять свою мужественность, стремиться к достижению собственных целей, заботиться о девочках, чтобы в дальнейшем он смог стать примерным семьянином и отцом.

Формирование гендерной идентичности

Важно! От всего вышеперечисленного зависит развитие ребёнка как личности и становление его дальнейшей жизни и основных целей

Гендерный подход в воспитании включает в себя особое внимание со стороны родителей и педагогов

Учёт гендерных особенностей дошкольников

У девочек и у мальчиков есть свои психологические особенности, которые нужно учитывать при гендерном воспитании:

  • Девочки развиваются быстрее, например, раньше начинают говорить, ходить, более коммуникабельны в общении со сверстниками.
  • Мальчики любят исследовать мир и взаимодействовать с ним: лезут в колодцы, на деревья, бегают в неизвестных им местах. В процессе таких игр высока вероятность получить какую-нибудь травму. Они никогда не сидят на месте.
  • Девочки предпочитают сидеть в уютном месте, играть с куклами и не бегать по всей детской площадке с громкими криками.

Программа и обучение в шахматном кружке для малышей

Это далеко не полный список. В данном случае чётко видны психологические особенности детей. Половое воспитание помогает им понять, кем они являются.

Важно! Детей в ДОУ разделяют по группам в зависимости от возраста: год, два, три и так далее

Гендерные особенности общения дошкольников

В период, когда ребёнок идёт в детский сад, начинается формирование личности. Люди с самого детства учатся общаться со своими сверстниками, ищут компромисс, ссорятся, мирятся, делятся своими вещами или обмениваются едой.

На этом этапе родители и воспитатели ДОУ должны привить каждому осознание своего пола, гендерных ролей и воспитать определённые модели поведения с помощью совместных усилий.

Гендерные различия детей дошкольного возраста

Как было представлено выше, дошкольники имеют психологические особенности в зависимости от биологического пола.

  • Девочки более послушны в детском возрасте, стараются быть ближе к родителям, в частности, к матери, привязаны к своему дому.
  • Мальчики лучше всего воспринимают информацию зрительно, адевочки— на слух.

Интересно! В Дошкольном учреждении можно устроить презентацию для родителей, в которой будут наглядно показаны методики, требования и условия для воспитания полноценной личности.

Гендерные различия

Гендер в воспитании

Чтобы не путаться в современных американских и европейских работах по этой животрепещущей теме, обратимся к отечественным наработкам. Итак, половая принадлежность – как она формируется, и какие существуют риски? Для некоторых читателей покажется странным утверждение, что девочке половую идентификацию сформировать гораздо легче. Тем не менее, это так, во всяком случае, в российском обществе. Мальчик же по умолчанию должен доказывать свою мужскую сущность через поступки, реакции и прочие регулярные социальные взаимодействия.

Отсюда можно выделить проблему неполных семей, где воспитанием будущего мужчины зачастую занимаются мать и бабушка. Да и в полных «ячейках общества» нередко отец объективно много работает и практически отстранен от планомерного воздействия. Все это формирует некую систему ценностей, где во главе угла стоят послушание и конформизм. Специфические качества мужчины, такие как, например, целенаправленная активность, естественная агрессия, упрямство, в данной ситуации систематически «глушатся» неодобрением и наказанием.

Семья – основа гендерного воспитания

Принятие гендерной роли происходит в дошкольном возрасте:

  • Двух-трёхлетний малыш начинает осознавать, мальчик он или девочка, и старается вести себя в соответствии с полом. Кроме того, дети могут точно определить пол окружающих людей, в первую очередь, смотря на одежду и причёску.
  • В возрасте от 4 до 7 лет закладывается устойчивость гендера. ребёнок осознаёт, что это – величина стабильная и не изменяется под влиянием ситуации или по желанию. Девочка вырастает в женщину, а мальчик – в мужчину.

Дети дошкольного возраста во многом копируют черты, свойственные родителям своего пола, хотят быть похожими на них. Отношение к противоположному полу также складывается под влиянием семьи. Мальчики, вырастая, стремятся найти жену, похожую на маму, а девочки ищут в муже сходство с отцом.

Отношения, сложившиеся между матерью и отцом, очень значимы для формирования гендерных установок детей. Задача родителей – быть личным примером, проявлять заботу, любовь, уважение и доверие друг к другу. Тогда и дети впитают это как норму супружеских отношений и будут стремиться создать крепкую и счастливую семью.

Похожие термины:

  • (Gender in social work). Проблемы социальной работы и гендера тесно взаимосвязаны. Большинство клиентов социальной службы – это женщины (бедные, одинокие престарелые, одинокие матери, многодетные матери, м

  • (Sex and gender). Понятие гендерная роль («gender role«) заимствовал из грамматики и ввел в науки о поведении сексолог Джон Мани, которому в 1955 г. при изучении интерсексуальности и транссексуальности потребова

  • неравенство в социальном положении полов, неравенство шансов мужчин и женщин в различных социальных сферах, обусловленное традиционными представлениями об их предназначении (Петрова Р.Г. Гендер

  • социально-психологическое приспособление к существующим в обществе гендерным отношениям, нормам и ролям. В процессе гендерной адаптации развиваются умения и навыки соотнесения своей психиеской

  • (Gender anthropology, anthropological study of gender) – научная дисциплина, выделившаяся из комплекса антропологических дисциплин во второй половине ХХ века, изучает два взаимосвязанных круга проблем: проблемы андроце

  • (Gender asymmetry in language) (андроцентризм языка, фаллологоцентризм) – неравномерная представленность в языке лиц разного пола, которая отмечена феминистской критикой языка, а также ведущими постмодернист

  • (Gender censorship) – цензура с целью исказить реальное положение женщин, завуалировать несправедливость патриархатных общественных отношений. Термин гендерная цензура введен в книге Мередит Тэкс «Сила

  • (Gender differentiation) – процесс, в котором биологические различия между мужчинами и женщинами наделяются социальным значением и который является средством социальной стратификации (Козлов В.В., Шухова Н.

  • (Gender earning differentiation, gender earnings gap) – разница в оплате труда женщин и мужчин. Она всегда имеет перевес в пользу последних и наблюдается во всех регионах мира на протяжении всего ХХ века. Вариации между с

  • (расстройство гендерной идентичности) – состояние, когда человек не может принять свой гендерный статус мужчины или женщины и испытывает острую неудовлетворенность им (Гендерология и феминологи

  • (Gender idea) – идея о необходимости гармонизации в обществе двух социальных групп – мужчин и женщин – с учетом биосоциальных особенностей обеих групп, во имя раскрытия личностного потенциала и налаж

  • (Gender identity) – базовая структура социальной идентичности, которая характеризует человека (индивида) с точки зрения его принадлежности к мужской или женской группе, при этом наиболее значимо, как сам

  • (Gender identity of creative personality) обусловлена в значительной мере тем обстоятельством, что такая личность несет в себе психофизиологические особенности противоположного пола, является психологически андр

  • (Gender ideology) – система идей и взглядов, понятий и представлений о построении общества и взаимоотношениях в нем мужчин и женщин как двух социальных общностей, учитывающая и выражающая интересы обеих

  • (Gender history) специальная историческая дисциплина, предметом изучения которой является историческая ретроспектива изучения гендерных отношений. Понятие возникло в начале 80-х гг. XX века вместе с появ

  • вид культуры, предполагающий сформированность у человека объективного представления о предназначении мужчины и женщины, их статусе, функциях, взаимоотношениях в обществе и в семье (Амяга Н. В. Изм

  • Раздел языкознания, в котором исследуются письменное и устное поведение представителей мужского и женского пола, их стратегии и тактики общения. Представители Г. л. также исследуют гендерную доми

  • раздел педагогики, посвященный изучению гендерной социализации и особенностей развития и воспитания мальчиков и девочек (Кон И.С. Ребенок и общество: Учебное пособие. – М.: Академия, 2003. – С. 237).

  • (Gender psychology) – область психологического знания, изучающая характеристики гендерной идентичности, детерминирующие социальное поведение людей в зависимости от их половой принадлежности. Акцент в п

  • самоотождествление индивида с тем или иным полом (Гендерология и феминология: Учебное пособие / Л.Д. Ерохина и др.; Под общ. ред. С.В. Коваленко. – Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2005. – 152 с.).

Борьба за превосходство

«Идет женщина, а рядом с ней — приложение», — рассуждает 21-летняя респондентка. Под «приложением» подразумевается мужчина. «Что он есть, что его нет», — говорит девушка. 

Герои прошлого — совсем другое дело. Респондентка апеллирует к некоему условному золотому веку, когда «всё время мужчин уважали»: «Идёт пара, и женщина по-любому смотрит на своего мужчину». Но теперь другие времена, и мужчины — не те.

Респондентка вдвое старше (42 года, замужем) менее категорична: «настоящих» мужчин «стало мало», но они всё же есть. Это те, кто готов «совершать какие-то безумные поступки в хорошем плане, радовать женщину».

Исследователи провели интервью и опрос москвичек разных поколений: от 18 до 33 лет и от 34 до 55 лет. В пилотном проекте участвовали около 300 человек, состоявших в разных тематических группах социальных сетей Facebook и «Вконтакте» (от материнства до жилищных проблем). 

Выяснилось, что негативное восприятие мужчин наблюдается у многих респонденток разных возрастов. Для кого-то это следствие личного опыта (отношений, семейной жизни и пр.), для кого-то, по-видимому, просто убеждение — возможно, унаследованное из родительской семьи. 

Гендерные роли — что это?

Рассмотрим понятие гендерной роли, чтобы четко представлять значение данного феномена. Гендерные роли представляют собой ожидаемые в обществе от представителей мужского и женского пола традиционные поведенческие реакции. Они могут ожидаться, приписываться, навязываться, требоваться обществом, но любой человек вправе сам решать, нужно ли ему стереотипное поведение.

Их прививает общество путем воспитания с детства определенной манеры поведения, присущей тому или иному полу. Выясним, что значит гендерная роль представителя того или иного пола на конкретных примерах.

https://youtube.com/watch?v=65Ja3O8S3xI%3F