Михаил шолохов (1905-1984). «судьба человека»

Школьные программы

Программа обучения 5 класс

  • Украинская литература
  • Зарубежная литература
  • История Украины
  • Математика
  • Этика
  • Основы здоровья
  • Музыкальное искусство
  • Трудовое обучение
  • Природоведение
  • Изобразительное искусство

Программа обучения 6 класс

  • Украинская литература
  • Зарубежная литература
  • История Украины
  • Математика
  • Этика
  • Основы здоровья
  • Музыкальное искусство
  • Трудовое обучение
  • Природоведение
  • Изобразительное искусство

Программа обучения 7 класс

  • Украинская литература
  • Зарубежная литература
  • История Украины
  • География
  • Всемирная история
  • Биология
  • Физика
  • Математика
  • Основы здоровья
  • Музыкальное искусство
  • Трудовое обучение
  • Химия
  • Изобразительное искусство

Программа обучения 8 класс

  • Украинская литература
  • Зарубежная литература
  • История Украины
  • География
  • Всемирная история
  • Биология
  • Физика
  • Математика
  • Основы здоровья
  • Музыкальное искусство
  • Трудовое обучение
  • Химия

Программа обучения 9 класс

  • Украинская литература
  • Зарубежная литература
  • История Украины
  • География
  • Всемирная история
  • Биология
  • Физика
  • Правоведение
  • Математика
  • Основы здоровья
  • Информатика
  • Химия
  • Художественная культура

Программа обучения 10 класс

  • Украинская литература
  • Зарубежная литература
  • История Украины
  • География
  • Всемирная история
  • Биология
  • Физика
  • Экология
  • Математика
  • Информатика
  • Технологии
  • Философия
  • Защита Отечества
  • Химия
  • Физическая культура

Программа обучения 11 класс

  • Украинская литература
  • Зарубежная литература
  • История Украины
  • География
  • Всемирная история
  • Биология
  • Физика
  • Астрономия
  • Экология
  • Человек и мир
  • Экономика
  • Эстетика
  • Математика
  • Информатика
  • Технологии
  • Философия
  • Защита Отечества
  • Химия
  • Черчение
  • Физическая культура

Отдать под литературу целый учебный день

Одного урока литературы (или даже пары) всегда мало. Только начинаешь разбег — и звонок (хотя в нашей школе нет звонков), до свидания, до следующей недели. А если уроков шесть и весь день только литература… Чувствуете разницу?

Раз в четверть можно проводить тематические погружения в предмет и посвящать одной теме весь учебный день (это 4–6 уроков литературы за один день). Это может быть продолжение школьной программы или шаг в новую область, которая вызовет реальный интерес учеников и покажет, что литература сложнее, чем кажется.

Можно посвятить такой день изучению дневников писателей.

Это безумно интересно, ведь дневники — это продолжение жизни автора. В личных текстах он проявляется по-настоящему.

Например, Чехов был по образованию врачом, был точен и краток в своих произведениях — и такой же стиль мы найдем в его дневниках

Можно обратить внимание учеников на то, как точен он был в отношении денег. Это и взрослые не все умеют!

«Слово о полку Игореве»

«…Тяжко голове без плеч, беда телу без головы…»

Говорили тебе, Игорь, не ходи ты один воевать! И предзнаменования тебе были, и вороны летали, даже знамение случилось! Не послушался, пошёл. И себе и всем проблем добавил.

«Слово о полку Игореве» — это своеобразная песнь, которую нам «поет» Боян (пишется через О, это специальный человек, пускающийся вместе с воинами в походы и описывающий в своих напевах, что там происходит, своеобразный держатель древнерусской ленты фейсбука). Это история о том, что междоусобные войны ни к чему хорошему не приводят, и что будет, если всё время поступать по-своему, игнорируя общее решение.

«Дом, в котором…», Мариам Петросян

Противоречивая, пугающая, гениальная, культовая книга, армия поклонников которой растёт с каждым днём, рискуя превратиться в отдельную субкультуру. 

Герметичный роман, действие которого происходит в интернате для детей-инвалидов. Пересказать сюжет совершенно невозможно. Знайте только, что персонажей здесь много, и никто не хороший на все сто. Сюжетных линий тоже достаточно, а атмосфера такая, что и колется, и хочется — как когда ковыряешь засохшую ранку. В общем, если вы читаете этот текст, а книгу ещё не читали, и сердечко ваше волнуется и чуть-чуть плачет, то я вообще не понимаю, чего вы ждёте. 

Читать

Как всё начиналось

Одним нестерпимо жарким летним днём (литературоведы установили, что это было 7 июля 1865 года) молодой человек по имени Родион Раскольников боязливо выходит из дому, чтобы не столкнуться с хозяйкой, которая сдаёт ему комнату и которой он давно задолжал, и направляется к процентщице Алёне Ивановне — женщине лет шестидесяти, которая устроила у себя нечто вроде ломбарда. Вот только денег за ценные вещи она даёт несусветно мало, а если уж отдал ей перстень или подвеску — можешь с ними попрощаться.

Раскольников это понимает, но он уже второй день ничего не ел, поэтому, ещё не выкупив кольцо, которое ему подарила сестра Дуня, закладывает часы покойного отца и просит за них четыре рубля, но получает только полтора.

Для сравнения, жалованье наёмных служащих, например приказчиков на железнодорожных станциях, составляло порядка 25 рублей в месяц; аренда комнаты обходилась не менее чем в 20 копеек в сутки, десяток яиц — в 10 копеек. Выходит, отцовские часы обеспечили Раскольникову дай бог если неделю сносного существования. И, конечно, Родион мог даже не мечтать о том, чтобы отдать долги квартирной хозяйке.

Спустя два дня Родион снова придёт к Алёне Ивановне — но уже с топором. И убьёт женщину, желая ограбить, а заодно и отомстить за несправедливость ко всем униженным и оскорблённым (кстати, именно так Достоевский назовёт другой свой роман, который вышел за пять лет до «Преступления и наказания»). Вот только жертвой помутившегося рассудком студента станет не только Алёна Ивановна, но и её несчастная тридцатипятилетняя сестра Лизавета, женщина кроткая, безответная, привыкшая тяжело трудиться и отдавать все деньги старшей родственнице, а ещё — «поминутно беременная»: негодяи не раз брали её силой, понимая, что она не обратится в полицию. Лизавета вернётся домой раньше, чем предполагала, и застанет Родиона с топором рядом с телом сестры.

Вопреки всем законам такого жанра, как детектив, с момента убийства сюжет Ф. М. Достоевского только начинается. Писатель не ставит первостепенной задачей заинтриговать читателя: он сразу показывает, кто и почему совершил злодеяние. С этого момента начинается тяжелейший путь Раскольникова к раскаянию, очищению и спасению своей души (не будем забывать, что Достоевский — писатель, для которого особенно важны христианские идеи).

Расправившись с Алёной Ивановной и Лизаветой, Родион возвращается в съёмную комнату и впадает в состояние бреда. Тем временем совсем неподалёку разворачиваются ещё две трагедии. Одна происходит в семье юной Сони Мармеладовой, вынужденной получить «жёлтый билет», чтобы не дать умереть с голоду вечно пьяному отцу, мачехе и её детям; другая — в семье самого Раскольникова, и снова из-за денег. Его сестра Дуня собирается выйти замуж за богатого, но нелюбимого предпринимателя по фамилии Лужин, который кичится своей обеспеченностью и презирает тех, кто беднее, а почти нищую девушку берёт себе в жёны только для того, чтобы она всю жизнь была ему благодарна. Вскоре Дуня узнает о болезни брата и навестит его в съёмной комнате, а там и до знакомства с Лужиным недалеко…

Борьба с современной литературой

После «революций» часто наступают контрреволюции. В 1855-1866 годы школьные хрестоматии (но не программы!) пополнились стихами и прозой большого числа писателей, ставших известными в середине XIX века:

С. Аксакова, И. Аксакова, И. Гончарова, Д. Григоровича, Я. Грота, Л. Мея, Н. Некрасова, И. Никитина, А. Писемского, Я. Полонского, А. К. Толстого, Л. Н. Толстого, И. Тургенева, Ф. Тютчева, Н. Щербины, В. Белинского, В. Боткина, П. Анненкова.

Список длинный, особенно если учесть, что такие авторы, как Гончаров, Некрасов, А.К. Толстой, Л. Толстой, Тургенев и Тютчев остались в ней навсегда. В начале 1860-х годов впервые в России прошли съезды учителей, которые всерьез обсуждали вариативность и гибкость школьной программы и, конечно же, её обновление. Многие предлагали пополнить списки для чтения такими новейшими писателями, как Федор Достоевский, Лев Толстой, Николай Некрасов. Но этим порывам не суждено было осуществиться на практике.

Либеральная «оттепель», как окрестил её Тютчев, длилась недолго. Новый гимназический устав и реформы графа Дмитрия Толстого привели к еще большей унификации программ и к запрету включать в них любые тексты новее «Мертвых душ» Гоголя. Такая образовательная политика была закреплена в новых программах 1872 года и привела к тому, что с 1866-го по 1905-й официальная школьная программа заканчивалась «Героем нашего времени» (да и то в отрывках) и «Мертвыми душами». Это, впрочем, не касалось хрестоматий, в которые продолжали включать стихотворения Некрасова, отрывки из «Войны и мира» или «Записок из Мертвого дома», однако возможности учителей были существенно ограничены.

Во второй половине XIX века далеко не каждый словесник отваживался рассказывать на уроках о романах Тургенева, Гончарова, Толстого и Достоевского, которые официально не были включены в программу.

Тем не менее, как показывают мемуары гимназистов, смелых преподавателей было немало, и очень часто школьникам не нужно было подпольно читать произведения, и без того обсуждаемые в классе.

Вот как выглядит список наиболее популярных стихотворений и отрывков из русской прозы XIX века (данные взяты из 108 хрестоматий за 1805-1912 годы):

Стихи для 9 класса

  • Отрывок «Плач Ярославны»
  • Отрывок «Золотое слово Святослава»
  • Бег времени
  • Античная страничка
  • Пушкин
  • Что ты бродишь, неприкаянный
  • Сероглазый король
  • Не с теми я, кто бросил землю
  • И упало каменное слово
  • Ветер принес издалека…
  • Заклятие огнем и мраком
  • Как тяжело ходить среди людей…
  • О доблестях, о подвигах, о славе…
  • О, весна без конца и без краю
  • О, я хочу безумно жить
  • Ушла. Но гиацинты ждали
  • Монолог Чацкого «А судьи кто?»
  • Монолог Фамусова «Вот то-то, все вы гордецы!»
  • Монолог Фамусова «Петрушка, вечно ты с обновкой!»
  • Властителям и судиям
  • Памятник
  • Евгению. Жизнь Званская
  • На смерть князя Мещерского
  • Лебедь
  • Река времен в своем стремленьи…
  • Приглашение к обеду
  • Ласточка
  • Вот уж вечер…
  • Гой ты, Русь моя родная…
  • Край ты мой заброшенный…
  • Разбуди меня завтра рано…
  • Письмо к женщине
  • Не жалею, не зову, не плачу…
  • Отговорила роща золотая…
  • Море
  • Невыразимое
  • Светлана
  • Вечер
  • Я не ищу гармонии в природе…
  • Где-то в поле возле Магадана…
  • Можжевеловый куст
  • О красоте человеческих лиц
  • Завещание
  • В этой роще березовой…
  • Слово о полку Игореве

Карамзин Н.М.

Осень

  • Смерть Поэта
  • Парус
  • И скучно, и грустно
  • Дума
  • Поэт (1838)
  • Родина
  • Пророк (1841)
  • Нет, не тебя так пылко я люблю…
  • Нет, я не Байрон…
  • Молитва (1837)
  • Я жить хочу! Хочу печали…
  • Есть речи — значенье…
  • Расстались мы, но твой портрет
  • Нищий
  • Предсказанье
  • Когда волнуется желтеющая нива…
  • Молитва (1839)
  • Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния
  • Ода на день восшествия на Всероссийский престол Императрицы
  • Разговор с Анакреоном
  • Ода… на взятие Хотина 1739 года
  • Утреннее размышление о Божием Величестве
  • Послушайте!
  • А вы могли бы?
  • Люблю
  • Хорошее отношение к лошадям
  • Необычайное приключение
  • Разговор на одесском рейде…
  • Тройка (Что ты жадно глядишь надорогу…)
  • Размышления у парадного подъезда
  • Красавица моя
  • Перемена
  • Весна в лесу
  • Любить иных тяжелый крест
  • Быть знаменитым некрасиво
  • Во всем мне хочется дойти до самой сути
  • Деревня
  • К Чаадаеву
  • К морю
  • Пророк
  • На холмах Грузии лежит ночная мгла…
  • Я вас любил: любовь еще, быть может…
  • Я памятник себе воздвиг нерукотворный…
  • Вольность
  • Во глубине сибирских руд…
  • Стансы
  • Анчар
  • Пир Петра Великого
  • 19 октября
  • Мадонна
  • Была пора, наш праздник молодой…
  • Элегия (Опять я ваш, о юные друзья)
  • Элегия (Безумных лет угасшее веселье)
  • Брожу ли я вдоль улиц шумных…
  • Два чувства дивно близки нам…
  • Цыганы
  • Моцарт и Сальери
  • Письмо Татьяны к Онегину
  • Письмо Онегина к Татьяне
  • Евгений Онегин (отрывок «Мой дядя самых честных правил…» до слов «Когда же чёрт возьмёт тебя!»)
  • Урожай
  • Спасибо, моя родная
  • Весенние строчки
  • Страна Муравия
  • Я убит подо Ржевом
  • Неохотно и несмело…
  • Первый лист
  • Фонтан
  • Вечер
  • Весна на дворе
  • Чудная картина…
  • Прохожий (Идешь,   на  меня  похожий)
  • Бабушке
  • Мне  нравится,  что вы больны не мной
  • С большою нежностью — потому
  • Откуда такая нежность?
  • Федра
  • Ариадна
  • Хвала Афродите
  • Стихи о Москве
  • Стихи к Блоку

Гай Валерий Катулл

  • Нет, ни одна средь женщин…
  • Нет, не надейся приязнь заслужить…
  • Мальчику

Популярное на сайте

  • Школьная программа с 1 по 11 класс (стихи)
  • Полезные книги для детей
  • Фильмы для детей
  • Экскурсии с детьми
  • Скороговорки
  • Детские песни
  • Где отдыхать с детьми на море

Русские классики

  • Александр Пушкин
  • Сергей Есенин
  • Александр Блок
  • Владимир Маяковский
  • Анна Ахматова

Популярные детские авторы

  • Агния Барто
  • Корней Чуковский
  • Сергей Михалков
  • Эдуард Успенский
  • Самуил Маршак
  • Валентин Берестов

Стихи по темам

  • Новый год
  • 8 Марта
  • 23 Февраля
  • 9 Мая
  • 1 Сентября

Михаил Лермонтов. «Герой нашего времени»

«…Самые счастливые люди – невежды, а слава – удача, и чтоб добиться ее, надо только быть ловким…»

То, что мы узнаем о смерти главного героя в начале книги, даёт нам возможность разглядывать его под увеличительным стеклом. И когда мы его так пристально разглядываем (его поступки, отношение с другими людьми, принятые решения), мы понимаем, почему же Михаил Лермонтов называет его «героем» нашего времени.

Мы начинаем видеть сходства молодого Печорина с теми, кого мы видим ежедневно на улицах. Так ли мы учтивы друг с другом? Может быть, мы великодушны с женщинами? Порядочны с соперниками и оппонентами? Ответ становится очевиден. Даже несмотря на приличное количество лет, прошедших с появления этой истории.

«Здравствуй, брат мой Бзоу», Евгений Рудашевский

Помните, как сердечко волнуется на пороге взрослой жизни? Когда перемен не миновать, и что же ждёт тебя впереди, что же, что? Удивительно, как Рудашевскому удалось поймать и сохранить это настроение в тексте. Но, в отличие от большинства из нас, главный герой предвкушает вовсе не радость самостоятельности первокурсника. Осенью паренька забирают в армию, ему осталось всего-то пара месяцев, чтобы наладить дружбу со спасённым им дельфином. Будет ли его друг всё ещё здесь, когда парень вернётся домой? И вернётся ли?

Восьмидесятые годы, лето в маленькой абхазкой деревушке, отзвуки осетино-грузинского конфликта. Красота природы против ужасов войны. В основе этой книги лежит реальная история, а сам автор некогда изучал поведение дельфинов, так что всё описанное в книге — правда.

Читать

Как дети «проходят» школьную программу

Киноиндустрия, накопившая сегодня достаточное количество различных экранизаций классики, дает возможность школьникам поверхностно, но быстро ознакомиться с содержанием обязательных к прочтению произведений. Альтернативой фильмам могут быть спектакли, а также аудиокниги и краткое изложение литературных шедевров, которое можно найти на многочисленных сайтах в интернете.

В ходе опросов более 17% учеников 10-11 классов на вопрос «Случалось ли вам вместо чтения этих книг (книг из школьной программы: прим.ред.) знакомиться с их кратким изложением или смотреть их экранизации, слушать аудиокниги?» ответили: «Да, регулярно» и 65% «Да, иногда».

При этом подростки не всегда осознают то, что прибегают к альтернативным методам освоения литературного содержания. С одной стороны, в ходе опросов они могут говорить, что не используют их, а с другой, указывают на конкретные произведения, которые освоили каким-то иным образом, чем прочтение оригинального текста. Подобные практики стали настолько естественными, что школьники этого даже не замечают, отмечает Любовь Борусяк. Доказательство тому и то, что старшеклассники заносят в списки любимых те произведения, которые не читали, но смотрели их экранизации. Так, большинство опрошенных, которые указали «Обломова» и «Бесприданницу» в качестве любимых произведений школьной программы – это не читатели, а зрители.

Самые популярные среди подростков экранизации классики

  • «Война и мир» Сергея Бондарчука
  • «Жестокий романс» Эльдара Рязанова («Бесприданница»)
  • «Несколько дней из жизни Обломова» Никиты Михалкова («Обломов»)
  • «Тарас Бульба» Владимира Бортко

Кадр из фильма Сергея Бондарчука «Война и мир», (Мосфильм, 1967 г.)

Поскольку сегодня экранизированы практически все шедевры русской классики, в число альтернативно освоенных попадают и «Преступление и наказание», и «Евгений Онегин», однако все же реже, чем перечисленные выше произведения.

УМК «Школа России»

УМК «Школа России» состоит из следующих завершенных предметных линий учебников, которые включены в федеральный перечень рекомендуемых учебников (приказ Минпросвещения России от 28.12.2018 N 345):

— Русский язык. Азбука. Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Виноградская Л.А. и др. (1 класс)Русский язык. Канакина В.П., Горецкий В.Г. — Литературное чтение. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. — Математика. Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. — Информатика. Семенов А.Л., Рудченко Т.А.  (3-4 классы) — Окружающий мир. Плешаков А.А., Крючкова Е.А.- Изобразительное искусство. Неменская Л.А., Коротеева Е.И., Горяева Н.А., Питерских А.С. и др. — Музыка. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. — Технология. Лутцева Е.А., Зуева Т.П.- Физическая культура. Лях В.И. — Физическая культура. Гимнастика. Винер И.А., Горбулина Н.М., Цыганкова О.Д. (Учебники могут использоваться в составе систем учебников «Школа России» и «Перспектива»). 

Все учебники, вошедшие в новый перечень, переизданы с изменениями и дополнениями. В связи с этим обучение по старым и новым учебникам в одном классе не рекомендуется методистами издательства.

Учебники системы «Школа России», не вошедшие в новый перечень, входили в федеральный перечень рекомендуемых учебников (приказ Минобрнауки России от 31 марта 2014г. N 253). Поэтому образовательные организации вправе в течение трех лет использовать ранее приобретенные учебники.

Учебники для изучения предметной области Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ) в 4 классе (могут использоваться в составе систем учебников «Школа России» и «Перспектива»)

— ОРКСЭ. Основы православной культуры. Кураев А.В. — ОРКСЭ. Основы исламской культуры. Латышина Д.И., Муртазин М.Ф. — ОРКСЭ. Основы иудейской культуры. Членов М.А., Миндрина Г.А., Глоцер А.В. — ОРКСЭ. Основы буддийской культуры. Чимитдоржиев В.Л. — ОРКСЭ. Основы мировых религиозных культур. Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С. и др. — ОРКСЭ. Основы светской этики. Шемшурина А.И.

Изучение иностранных языков по следующим УМК издательства «Просвещение»:

— Английский язык «Английский в фокусе» («Spotlight»). Быкова Н.И., Дули Д., Поспелова М.Д., Эванс В. (1-4 классы)- Английский язык «Звездный английский» («Starlight»). Баранова К.М., Дули Д., Копылова В.В., Мильруд Р.П., Эванс В. (углубленное изучение: 1-4 классы)- Английский язык. Кузовлев В.П., Перегудова Э.Ш., Пастухова С.А., Лапа Н.М., Костина И.П., Дуванова О.В. (2-4 классы) (не включен в новый перечень)- Английский язык. Верещагина И.Н., Бондаренко К.А., Притыкина Т.А., Афанасьева О.В. (углубленное изучение: 2-4 классы) — Английский язык. Алексеев А.А., Смирнова Е.Ю., Э.Хайн и др. (2-4 классы). УМК «Сферы» — Немецкий язык. Бим И.Л., Рыжова Л.И., Фомичева Л.М. (2-4 классы)- Немецкий язык «Вундеркинды Плюс». Захарова О.Л., Цойнер К.Р. (базовое и углубленное изучение: 2-4 классы)- Французский язык «Твой друг французский язык». Кулигина А.С., Кирьянова М.Г. (2-4 классы)- Французский язык «Французский в перспективе». Касаткина Н.М., Белосельская Т.В., Гусева А.В., Береговская Э.М. (углубленное изучение: 2-4 классы)- Испанский язык. Воинова А.А., Бухарова Ю.А., Морено К.В. (2-4 классы) 

Если материал вам понравился, нажмите кнопку вашей социальной сети:

Список обязательной литературы на лето для 11-го класса

  1. Брюсов В.Я., Бальмонт К.Д., Белый Андрей, Гумилёв Н.С., Северянин И.    Поэзия Серебряного века.
  2. Горький М.       Фома Гордеев. Мать. На дне. Несвоевременные мысли.
  3. Блок А.А.           Двенадцать. Соловьиный сад.
  4. Есенин С.А.       Анна Снегина.
  5. Бунин И.             Господин из Сан-Франциско. Тёмные аллеи. Чистый понедельник. Лёгкое дыхание. Антоновские яблоки.
  6. Куприн А.И.      Гранатовый браслет. Олеся.
  7. Андреев Л.       Иуда Искариот.
  8. Маяковский В.В. Облако в штанах. Во весь голос.
  9. Булгаков М.А. Мастер и Маргарита.
  10. Платонов А.П. Сокровенный человек. Котлован.
  11. Толстой А.Н.     Пётр Первый.
  12. Шолохов М.А. Тихий Дон.
  13. Ахматова А.А. Реквием.
  14. Пастернак Б.Л.                Доктор Живаго.
  15. Твардовский А.Т. Тёркин на том свете. По праву памяти.
  16. Солженицын А.И. Один день Ивана Денисовича. Матрёнин двор.
  17. Астафьев В.П.  Царь-рыба.
  18. Абрамов Ф. Поездка в прошлое.
  19. Распутин В.Г. Живи и помни. Прощание с Матёрой.
  20. Вампилов А. Старший сын. Утиная охота.

Литература, 8 класс: список произведений на лето

Целью литературного чтения в восьмом классе является знакомство школьников с классическими произведениями, как русской, так и зарубежной словесной культуры. Эти произведения несут важную задачу: они формируют у школьников высоконравственные понятия и чувства, воспитывают патриотические чувства и чувства собственного достоинства.

Техника чтения восьмиклассника уже позволяет ему быстро осмысливать прочитанное, уметь формировать собственное мнение о книге, ее героях, сюжете.

Уроки литературы и школьная программа позволяют восьмиклассникам по прочитанным произведениям формировать собственное мнение о культуре разных народов и стран, обогащать собственные знания, понимания прочитанного, осознавать многообразие и богатство литературы как особого вида словесного искусства. Школьники не только воспитывают в себе культуру чтения, но и формируют потребности в чтении книг, повышают свой словарный запас, учатся грамотно, красиво и лаконично излагать сои мысли.

Список литературных произведений по русской и зарубежной литературе для изучения в 8 классе включает в себя следующие произведения.

  1. Александр Сергеевич Пушкин «Капитанская дочка», «Медный всадник» и прочие повести и романы, соответствующие школьной программе.
  2. Николай Гоголь «Ревизор», «Петербургские повести», «Женитьба» (Если из предложенных романов и повестей одного автора в список внесено сразу несколько, то в каждой школе учитель должен сообщить школьникам, какое произведение он ставит в приоритет остальным. Это значит, что учитель сам определит, что они будут проходить более детально, а что оставит на внеклассной чтение для поверхностного ознакомления с произведением).
  3. Иван Тургенев «Ася».
  4. Иван Пущин «Записки о Пушкине».
  5. Лев Толстой «После бала», трилогия «Детство», «Отрочество», «Юность» (в некоторых школах трилогию разбивают на отдельные романы и проходят не за один учебный год, а за несколько. Например, в пятом классе дети читают «Детство» Толстого, в шестом – «Отрочество», в седьмом – «Юность». Разбивка может меняться).
  6. Иван Бунин «Лапти», «Цифры».
  7. Поэзия Марины Цветаевой.

Изучение произведений зарубежных авторов варьируется самим педагогом, он определяет, каких авторов они будут проходить с учениками и в каком объеме.

  1. Эмброз Бирс «Человек и змея».
  2. Виктор Гюго «93-й год», «Человек, который смеется», «Отверженные».
  3. Томас Гарди «Роковая ошибка церковных музыкантов».
  4. Джером К. Джером «Миссис Корнер расплачивается».
  5. Джек Лондон «Под палубным тентом» (восьмиклассникам еще предлагается к прочтению экранизированный роман «Сердца трех» этого же автора).
  6. Эдгар По «Очки».
  7. Роберт Стивенсон «Владете ль Баллантре».
  8. Герберт Уеллс «Война миров», «Человек-невидимка», «Пища богов» и прочее. (В восьмом классе школьники проходят те произведения автора, какие не успели пройти в седьмом классе. Все сюжеты произведений Уеллса всегда граничат между реальными событиями и мистическими, что делает чтение увлекательным и легким).
  9. Марк Твен «Журналистка из Теннесси».

Была ли в школе XIX века единая программа по литературе?

До середины XIX века никакой единой для всех гимназий программы Министерства народного просвещения не существовало. Это не означает, что литературу не преподавали. Преподавали еще с 1800-х годов, однако преимущественно в гимназиях (в духовных учебных заведениях — только церковную словесность), и каждый педагог сам решал, какой список текстов предложить своим воспитанникам. В 1819-м писатель, журналист и преподаватель Николай Иванович Греч издал одну из первых хрестоматий — «Учебную книгу российской словесности». На нее на протяжении 1820-40-х годов ориентировались другие педагоги, как в выборе текстов для чтения и заучивания наизусть, так и в трактовке произведений лучших русских писателей того времени. Если посмотреть на их качественный состав, то список самых популярных авторов выглядит так:

К. Батюшков, П. Вяземский, Ф. Глинка, А. Дельвиг, Г. Державин, И. Дмитриев, В. Жуковский, Н. Карамзин, И. Крылов, М. Ломоносов, А. Мерзляков, А. Пушкин.