Ступаем на путь скорби

Иерусалим в ХХ веке

Иммиграция европейских евреев в Иерусалим также росла, и некоторые группы евреев рассматривали этот город как свою вотчину. К 1900 году евреи составили самую большую общину в городе и имели разросшееся поселение за стенами Старого города.

В 1914 году Первая мировая война привела к беспорядкам, разрушениям и необходимости расширения и завоеваний со стороны европейских держав. Итак, в 1917 году Иерусалим был захвачен британскими войсками под командованием генерала Эдмунда Алленби.

В том же году министр иностранных дел Великобритании Артур Бальфур заявил о поддержке британским правительством еврейской родины в Палестине богатому и влиятельному сионистскому лорду Ротшильду.

После Второй мировой войны Иерусалим стал столицей Палестины, но находился под британским мандатом. По мере приближения конца мандата арабы и евреи стремились овладеть городом. Но меньшинства в городе, такие как христиане, предпочитали сделать его открытым для всех трех религий.

Этому мнению придали значение европейцы в Организации Объединенных Наций, которая, разделив Палестину на арабское и еврейское государства, заявила, что Иерусалим будет городом под международным управлением, но в качестве предполагаемого арабского государства.

Еще до того, как 14 мая 1948 года произошло разделение, в городе вспыхнули бои между евреями и арабами. 28 мая евреи в Старом городе сдались, но Новый город остался в их руках.

Старый город и все районы, удерживаемые Арабским легионом – сектор, обозначающий Восточный Иерусалим – были аннексированы Иорданией в апреле 1949 года. В ответ вновь созданное государство Израиль отреагировало сохранением территории, которую оно удерживало, а 14 декабря 1949 года – Нового города. Иерусалим был объявлен столицей Израиля, что было политически мотивированной целью, которая символизировала еврейскую историю и власть. (В соответствии с продолжающимися резолюциями ООН, оспаривающими статус города, Израиль позже сделал Тель-Авив своей столицей.)

В 1967 году израильские войска взяли Старый город в Шестидневной войне с Египтом, Сирией и Иорданией. Они официально аннексировали Старый город и передали весь Иерусалим под центральное управление.

Арабским жителям Восточного Иерусалима было предложено обычное израильское гражданство, но почти все они предпочли сохранить свой статус иорданцев. Затем Израиль переселил многих арабов из Старого города, но обеспечил доступ к святым местам для мусульман и христиан.

К июлю 1980 года парламент Израиля одобрил законопроект, подтверждающий, что Иерусалим является исторической и неделимой столицей страны для всех евреев, но позиция сменяющих друг друга израильских правительств заключалась в том, чтобы сохранить Тель-Авив в качестве столицы (как признано ООН). Благодаря пригородам и жилищному строительству на территории, ранее находившейся под контролем Иордании, Иерусалим стал крупнейшим городом Израиля. Но раздоры между арабами и евреями продолжаются, к сожалению, и по сей день.

Скорбный путь

Название улицы Виа Долороза переводится, как «Скорбный путь». На этом пути отмечено еще семь знаковых мест Крестного пути Иисуса Христа:

Польская часовня — установлена на месте Первого падения Христа под тяжестью Креста, вход в часовню украшает барельеф, изображающий падение, а само здание построено на пожертвования, собранные польскими солдатами;
Армянская церковь Богородицы Великомученицы — стоит на месте встречи Иисуса и Его Матери, в церковной крипте можно осмотреть византийское мозаичное панно, отмечающее место, где стояла Богородица, лицезревшая страдания и унижения Сына;
Францисканская часовня Симона Киринеянина — установлена в конце позапрошлого века на месте, где Симон перенял Крест у Иисуса, особым вниманием паломников пользуется место на старой стене, на которую оперся обессиленный Спаситель;
Греко-католическая часовня Младших сестер Иисуса — стоит на месте, где Блаженная Вероника утерла лицо Христа платком (сам платок с отпечатком лица Сына Божия хранится в Ватикане). Часовня закрыта для посещений, но ее стену вмурована колонна, обозначающая место, где стоял дом Блаженной;
Александровское подворье Русской Православной Церкви — расположено у порога Судных Врат, места, где осужденным на казнь еще раз зачитывали приговор или помилование

Здесь Иисус упал под тяжестью Креста во второй раз. Для осмотра доступны плиты мостовой и ступени Порога Судных Врат;
Харлампиев монастырь — стоит на месте, где Спаситель обратился к женщинам, оплакивавшим Его. Место обозначено небольшой каменной плитой с надписью на греческом языке: «Иисус Христос Победитель»;
Коптская церковь и эфиопский монастырь — место третьего и последнего падения Спасителя на Крестном пути, отсюда Иисус увидел Голгофу — место своего распятия. Место падения обозначено вмурованной в стену колонной;

История обители

Как давно на территории современной обители, расположенной в Лискинском районе Воронежской области, жили монахи — неизвестно. Рисунки в катакомбах внутри горы по начертанию схожи с рисунками первых христиан в римских катакомбах. Предание гласит, что монастырь основали греки-схимонахи Иоасаф и Ксенофонт, которые приехали с Сицилии, привезли чудотворную икону Богородицы и начали жить в местных пещерах, обустроив скит.

Развитие обители началоcь в XVII веке, когда сюда из-за Днепра, вытесненные поляками, переселились казаки атамана Ивана Дзиньковского. С ними приехали и монахи, которые и занялись обустройством обители. В 1653 году были выстроены кельи для монахов, деревянные стены и первый храм. В это время здесь подвизалось 15 монахов во главе с настоятелем Гурием. В 1658 году монахи построили пещерный храм в честь Предтечи Господня — Иоанна. Правительство России выделило обители содержание и прикрепило к монастырю мельницу и покосы. Так на Дону появилась первая пещерная обитель.

В XVII веке в обители были две «брусчатые» церкви. Одна — во имя Святого Николая-Угодника, вторая — во имя Успения Божьей Матери. Но духовная жизнь монастыря вращалась вокруг пещерного храма Предтечи; в 1693 году его перестроили и заново освятили. Одновременно обустройство храма шло и в горе вокруг него, где расширялись и углублялись галереи.

Действующие лица и атрибуты

Распятие Христа относится к Божественному Промыслу. Его сложно понять до конца, но оно было необходимо для того, чтобы люди были очищены от греха и получили шанс на возвращение в Небесное Царство. Каждый человек, каждый предмет казни имел особое значение. Постараемся разобраться в этом вопросе.

Свидетели казни

Как было сказано выше, каждый человек был важен в момент страданий Спасителя. Даже насмехающийся народ с иудеями и книжниками, которые хотели пошатнуть веру Сына Божьего в Его Отца. Весь процесс был одним большим испытанием, которое Христос благополучно прошел.

Евангелисты упоминают также римский солдат, во главе который стоял сотник Лонгин, а также разбойники, висевшие рядом с Иисусом на крестах.

Все перечисленные группы людей представлены в общей форме, без имен (кроме сотника Лонгина). Но есть и те, кому евангелисты уделяют особое значение, как приближенным к Спасителю. К таким персонажей обычно относят:

  • Мать Богочеловека (Пречистая Богоматерь).
  • Иоанн Богослов.
  • Мария Магдалина.
  • Мария Клеопова.

Орудия Страстей

Это инструменты, согласно которым испытывалась крепость веры Христа. После воскрешения, каждый из предметов, что фигурировал на распятии и имел близости к Спасителю, стал святой реликвией христианства. Самой распространенной из них принято считать крест.

К остальным атрибутам святости традиционно относят:

Табличка над головой Христа

Чтобы все знали, за какое преступление был распят Спаситель, прокуратор Понтий Пилат велел изготовить табличку с надписью «Иисус Назорей, Царь Иудейский». По некоторым источникам, он изготовил ее сам. Само его решение было критический воспринято первосвященниками, которым не нравилась формулировка казни. Впрочем, к этому моменту Пилат уже «умыл руки» и предпочел не вмешиваться в события еще больше.

Гвозди

Как всем известно, распятие осуществляется путем прикрепления гвоздями конечностей к деревянному столбу. Поэтому не удивительно, что гвозди также стали святой реликвией. Они были погружены в плоть Его, обмочены в крови Его и обрели святую силу.

Губка

У римлян был обычай: если осужденный на кресте просил пить, то ему предоставляли раствор воды и уксуса, который подавался путем смачивания губки на конце трости с последующим прикладыванием ее к губам мученика. Известно, что после принятия этого «нектара», Христос окончательно испустил дух. Святые губы коснулись губки, и та стала святой реликвией, которая помогла Сыну Божьему покинуть Земное Царство во имя своей цели.

Чаша Грааля

Существует легенда, согласно которой на Тайной Вечере Иисус пил вино из особой чаши. После распятия, когда римские солдаты ушли, а Иосиф Аримафейский получил разрешение на снятие тела с креста. Умерший продолжал истекать кровью, которая орошала землю под ним. Чтобы не упустить ни капли, Иосиф собрал в Его чашу всю кровь. Так появился еще один святой символ – святой Грааль или Чаша Грааля.

Копье Лонгина

По традиции, если осужденный без права помилования умирал слишком долго, то его протыкали насквозь копьем. Но Христос был уже мертв и этого не требовалось. Но сотник отряда Лонгин был не уверен в этом и все таки нанес своим копьем последний удар. Из раны Спасителя потекла кровь и вода. Копье стало одним из символов христианства, вокруг которого сложилось немало легенд, как орудия, способного на невероятные вещи.

Лестница

После того, как Иосиф получил разрешение на снятие тела с креста, тот отправился на Голгофу, вооружившись лестницей. Поднявшись по ней, он снял тело. Так появилась святая реликвия.

Клещи

Гвозди были забиты намертво, руками их было невозможно достать. Пришлось использовать клещи. Они также стали святым инструментом и свято чтутся каждым осведомленным христианином.

Голгофа

Голгофа – это одинокая гора за Иерусалимом. По иудейской традиции, именно там казнили всех злостных преступников, которым был вынесен смертный приговор. На Голгофу повели и Христа. В переводе с арамейского означает «череп». И действительно, по упоминанию евангелистов и историков, предполагаемые место, где находилась Голгофа, действительно имело форму черепа.

Существует интересное предание. Связано оно с началом Великого Потопа, до начала которого Ной построил свой Ковчег и разместил там «каждой твари по паре». Но одновременно с этим он перенес туда останки Адама, в надежде перехоронить их в более достойном месте.

ИНТЕРЕСНО: Молитва благодарственная Господу Иисусу Христу.

Но осуществить он этого не смог, так как скончался раньше времени. Его работу продолжил старший сын Сим, родоначальник всех семитских народов. Именно он взял ответственность на себя и перехоронил череп Адама и его две кости на месте, которое в будущем получит прозвание Голгофа.

Путь скорби Иисуса Христа в Старом городе Иерусалиме — Via Dolorosa

1 оценило

Виа Долороса или Долороза (Via Dolorosa) — это улица в Старом городе Иерусалима, смертный путь Иисуса Христа.

Виа Долороса в Иерусалиме

Считается, что по этой улице в Старом городе Иерусалима пролегал путь Иисуса Христа к месту распятия — горе Голгофе.

Улица начинается от школы Аль-Умария и заканчивается возле Храма Гроба Господня.

Описание пути скорби Иисуса Христа было впервые описано в конце XIII века доминиканским миссионером Рикольдо да Монтекроче, а установлен он был в XIV веке монахами-францисканцами из Кустодии Святой Земли.

Остановки на пути скорби

Виа Долороса имеет 9 остановок, где происходили те или иные события:

  • Вопрошения Понтием Пилатом Иисуса, и приговор Христа к казни (Матф. 27:26);
  • Арка на площади Литостратос, где Пилат вывел Иисуса перед первосвященниками, и указывая на Христа сказал «Се человек» (Иоанн 19:5);
  • Место первого падения Христа;
  • Место встречи Христа с Матерью по пути на Голгофу;
  • Место встречи Христа с Симоном Киринеянином, которому дали нести крест до Лобного Места;
  • Место, где Св. Вероника вытерла лицо Христа своим шёлковым покрывалом;
  • Место второго падения Христа;
  • Место встречи Христа с благочестивой женщиной;
  • Место третьего падения Христа.

Места остановок на улице Виа Долороса обозначены специальным знаком.

Последние 5 остановок находятся на территории Храма Гроба Господня.

Церкви на Via Dolorosa

На улице Виа Долороса располагаются христианские церкви (с востока на запад):

  • Церковь Святой Анны (XII-й век) — недалеко от начала Крестного пути.
  • Церковь бичевания (римско-католическая)
  • Капелла осуждения
  • Базилика Ecce-Homo (римско-католическая) и относящаяся к ней монастырь Notre Dame de Sion
  • Коптский патриархат
  • Эфиопский монастырь
  • Церковь Спасителя (лютеранская)
  • Храм Гроба Господня

Иоанн Златоуст


Иоанн Златоуст

Архиепископ Константинопольский испытал в своей жизни немало взлетов и падений. Святой Иоанн жил в столице крупнейшего государства мира, он был вхож в императорский дворец и обладал огромными возможностями. Но свои дни Иоанн закончил в ссылке, оклеветанный и осужденный. Старый, больной, терпящий насмешки конвоиров, учитель Церкви умер со словами «Слава Богу за все». Пожалуй, он сможет рассказать нам, как переносить скорби и лишения.

Зная о жизни будущего века, как-то даже неприлично рассуждать о скорбях для праведных и спокойствии для грешников здесь, считает Златоуст. Вслед за земной жизнью наступит время Суда, где каждый человек получит по своим заслугам. Поэтому христианин должен сосредотачиваться не на анализе внешнего мира, а на своей духовной жизни.

Спокойное перенесение скорбей сегодня формирует мир в нашей душе. Именно это состояние будет вечным, если, конечно, мы научимся ровно ко всему относиться и за все благодарить Бога.

Иоанн призывает следить за состоянием души, а не тела. Если человек в любой непонятной ситуации начинает нервничать, раздражаться и переживать, то это обрекает его на несчастье уже в нынешней жизни, не говоря о будущей.

Любая скорбь становится безобидной, если человек усиленно молится. Благодаря регулярному разговору с Богом человек избавляется от всех постигших его несчастий. Кстати, скорбную молитву святой называет более возвышенной и угодной Богу.

Совсем не переживать невозможно, говорит Златоуст. Но вот делать в этом состоянии что-то, противоречащее нашей вере не стоит. Поэтому всякую скорбь стоит «гасить» молитвой, чтобы не натворить в этом пограничном состоянии глупостей.

О людях, которых скорби портят, Златоуст говорит как о слабых. При этом святой отмечает, что отсутствие скорби принесло бы им еще больший вред. Дело не в обстоятельствах, а в малодушии.

Древние свидетельства

Об истинных обстоятельствах переписи рассказывают древние тексты. Так, в Британском музее хранится приказ на папирусе под номером 904. Хотя он и относится к более позднему периоду (приблизительно к 104 году н. э.), в нем описана аналогичная ситуация, так как переписи проводили регулярно.

В документе есть указание на то, что все люди должны быть переписаны только в месте их рождения. Префект Египта Гай Вибий Максим дал распоряжение о том, что необходимо заставить всех, кто по той или иной причине находится вне пределов своей провинции, возвратиться в собственные дома. Это нужно для того, чтобы они могли соблюсти требования обычного закона о переписи.

Скорбный путь

Название улицы Виа Долороза переводится, как «Скорбный путь». На этом пути отмечено еще семь знаковых мест Крестного пути Иисуса Христа:

Польская часовня — установлена на месте Первого падения Христа под тяжестью Креста, вход в часовню украшает барельеф, изображающий падение, а само здание построено на пожертвования, собранные польскими солдатами;
Армянская церковь Богородицы Великомученицы — стоит на месте встречи Иисуса и Его Матери, в церковной крипте можно осмотреть византийское мозаичное панно, отмечающее место, где стояла Богородица, лицезревшая страдания и унижения Сына;
Францисканская часовня Симона Киринеянина — установлена в конце позапрошлого века на месте, где Симон перенял Крест у Иисуса, особым вниманием паломников пользуется место на старой стене, на которую оперся обессиленный Спаситель;
Греко-католическая часовня Младших сестер Иисуса — стоит на месте, где Блаженная Вероника утерла лицо Христа платком (сам платок с отпечатком лица Сына Божия хранится в Ватикане). Часовня закрыта для посещений, но ее стену вмурована колонна, обозначающая место, где стоял дом Блаженной;
Александровское подворье Русской Православной Церкви — расположено у порога Судных Врат, места, где осужденным на казнь еще раз зачитывали приговор или помилование

Здесь Иисус упал под тяжестью Креста во второй раз. Для осмотра доступны плиты мостовой и ступени Порога Судных Врат;
Харлампиев монастырь — стоит на месте, где Спаситель обратился к женщинам, оплакивавшим Его. Место обозначено небольшой каменной плитой с надписью на греческом языке: «Иисус Христос Победитель»;
Коптская церковь и эфиопский монастырь — место третьего и последнего падения Спасителя на Крестном пути, отсюда Иисус увидел Голгофу — место своего распятия. Место падения обозначено вмурованной в стену колонной;

Полезно знать

Лучшее время для посещения

Нет города более противоречивого и сложного, чем современный Иерусалим. Виа Долороза — сейчас очень оживленная торговая улица. Сотни торговых лавок, лотков, магазинчиков встретят вас на всем пути от Львиных ворот до храма Гроба Господня.

Если принять во внимание, что первая половина «пути» находится в арабском квартале, то станет понятно, что для торговцев всякий паломник, турист, а то и просто прохожий, это потенциальный покупатель. Ближневосточный темперамент и умение «работать» с вялым европейским клиентом для многих приезжих становится пыткой

Поэтому, если для вас Крестный путь не просто очередная достопримечательность и увеселительная прогулка, а вереница величайших христианских святынь, приходите к Львиным воротам к 8 часам утра

Ближневосточный темперамент и умение «работать» с вялым европейским клиентом для многих приезжих становится пыткой. Поэтому, если для вас Крестный путь не просто очередная достопримечательность и увеселительная прогулка, а вереница величайших христианских святынь, приходите к Львиным воротам к 8 часам утра.

К этому времени торговцы еще не успели развернуть свои лотки и открытые витрины, а массовый турист только просыпается. Посещение Виа Долороза в эти утренние часы будет тихим, осмысленным и неторопливым.

С гидом или самостоятельно?

Есть преимущества и недостатки как в первом, так и во втором случае. Если вы предпочитаете путешествовать самостоятельно:

  • Вам не придется успевать за своей группой в ущерб своим интересам (гиды всегда спешат);
  • Вы избавитесь от необходимости выслушивать массу информации, которая вас не особо интересует;
  • Никто не будет отвлекать вас разговорами, больше напоминающими пустую болтовню;
  • Вы сэкономите на экскурсионных расходах.

Если без гида вы свое пребывание в Иерусалиме просто не представляете:

  • Вам не придется тратится на путеводитель и туристическую карту;
  • Вы сэкономите массу времени, потому что все маршруты разработаны гидами максимально удобно и целесообразно;
  • Вы сможете побывать там, куда пускают не всех;
  • Вы будете чувствовать себя уверенно, языковой барьер волновать не будет, а группа соотечественников делает ваше пребывание комфортным и беззаботным.

Выбирать, разумеется, вам. Все зависит от того, как вы привыкли проводить свободное время и насколько вы коммуникабельны.

В храме Гроба Господня

Самый главный христианский храм принадлежит сразу шести конфессиям. Несмотря на то, что время служб строго распределено не только по дням, но и по часам и минутам, то и дело вспыхивают конфликтные ситуации: люди есть люди. Увы, но здесь постоянно кто-то на кого-то кричит — католики на православных, православные на коптов, копты на сирийцев, сирийцы на армян, армяне на эфиопов и т.д.

Уходите от конфликтных мест. Отводите взгляд от разгоряченных служителей

Ваше внимание может быть расценено, как сочувствие одной из сторон

Если, несмотря на вашу осторожность и полную толерантность, кто-то из служителей сделал вам замечание, извинитесь, даже если вы не поняли в чем ваша вина. Ваше смирение будет оценено, возможно сам строгий служитель, проникнувшись вашей покорностью, сопроводит вас во время осмотра храма и перед вами откроются те святыни, доступ к которым ограничен

Самое главное, помните о том, что в это место приходит тот, кто хочет побыть несколько минут один на один с Господом. Все остальное — суета.

Места, где хранятся мощи Иисуса Христа, нет, по версии Церкви

Мощи Иисуса могли бы стать самой важной находкой для христианского мира, а место, где они хранятся, — самым посещаемым паломниками. Но, по новозаветными рассказу, Иисус Христос телесно воскрес и вознёсся на небо:. Деян

1:9–11

Деян. 1:9–11

Поэтому мощи Христа найти невозможно, иначе бы это пошло вразрез со Священным Писанием.

И всё же есть христианские реликвии, которые связаны с телом Спасителя:

  • Крайняя плоть Иисуса Христа;
  • Святая пуповина.

Что касается пуповины, то она хранилась в Коллегиальной церкови Богоматери в Мант-ла-Жоли до XVIII века, но была уничтожена. А вот название обладателей крайней плоти претендуют многие храмы в самых разных населённых пунктах. Ни одна из них не признана подлинной.

«Гробница Христа» на Востоке, которую не признают христиане

На Востоке есть несколько гробниц, в которых якобы похоронен Иисус Христос. Сторонники этих версий уверяют, что Спаситель выжил после распятия и намного позже умер своей смертью.

Одна из известных гробниц — индийский Роза-бал, где, как утверждают, похоронен мусульманский святой Юз Асаф, то есть Христос. Возможно, внутри хранится чьё-то тело, но христианский мир не признаёт его телом Иисуса и придерживается мнения, что мощей Спасителя существовать не может.

Иисус был в Иерусалиме и Иудее:

6. Вифлеем

Мы не знаем, проводил ли Иисус какое-то время в Вифлееме, если вообще бывал там, после Своего рождения. Тем не менее, это важный город для Его семьи, потому что это родной город царя Давида. Марии и Иосифу, земным родителям Иисуса, нужно было вернуться в Вифлеем, чтобы зарегистрироваться во время переписи населения, объявленной римским императором Кесарем Августом. Они сделали это именно в то время, когда должен был родиться Иисус (Лк. 2:1-6). Иисус провёл в этом «Доме Хлеба» (так с иврита переводится название города) первые недели или, возможно, месяцы своей жизни, — в менее чем десяти милях от Иерусалима.

Современный Вифлеем — очень гостеприимное для туристов место, несмотря на то, что это часть Палестинских Территорий, куда въезд гражданам Израиля запрещён. Площадь Яслей, расположенная напротив Церкви Рождества Христова, остаётся центральным и самым узнаваемым местом в городе.

7. Иерусалимский Храм

В первый раз Иисус побывал в Храме, когда Ему было всего восемь дней от роду, потому что Его земные родители хотели посвятить Его Богу согласно Закону (Лк. 2:23). Когда Иисус рос, Его семья, должно быть, регулярно посещала Храм. В результате, когда Ему было двенадцать лет, Он уже спорил с учителями на этом святом месте. Годы спустя Он выступил против торговцев во дворах Храма, сказав, что они превратили Дом Его Отца в вертеп разбойников (Мф. 21:12-13). Он настолько заботился о Доме Божьем, что часто отдыхал и молился на Горе Елеонской, с которой открывается наилучший вид на Храмовую Гору.

Сегодня Храма больше нет, но вы всё же можете посетить Храмовую Гору. И можете присоединиться к молитве с еврейским народом у Западной Стены (Стены Плача), находящейся у того места, где стоял Храм.

8. Река Иордан (возле Иерихона)

Река Иордан соединяет Галилею с Иудеей и протекает прямо возле Иерихона. Скорее всего именно близ этого города в пустыне Иоанн Креститель призывал народ покаяться и обратиться к Богу. И именно здесь его встретил Иисус. Иоанн был призван подготовить путь, и в тот момент он узнал Того, Кого ожидал (Ин. 1:34). Несмотря на колебания Иоанна, Иисус попросил Иоанна крестить Его, и многие стали свидетелями самого прекрасного признания в Отцовской любви: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение» (Мф. 3:17).

Место крещения сегодня с радостью принимает посетителей, и оно находится всего в нескольких часах езды от Иерусалима. На одном берегу этой реки находится Иерихон, а второй берег уже принадлежит Иордании.

Jordan River near Jericho. Photo — Ian Scott, Wikimedia

9. Вифания

Вифания, расположенная на восточном склоне Масличной (Елеонской) Горы, была родным городом Марии, Марфы и Лазаря, близких друзей Иисуса. Эти сёстры пережили ужасный опыт, когда Лазарь умер, но вскоре после этого он был воскрешён Иисусом (Ин. 11:1-45). Это был невероятный момент, когда все увидели божественную силу Иисуса как Сына Божьего, и в то же время Иисус показал Свою человечность, плача вместе со скорбящими. Вифания также является местом, откуда Иисус вознёсся на Небеса.

Некогда маленький городок сейчас превратился в крупный арабский город прямо за пределами Иерусалима. Это традиционное место паломничества, которое может похвастаться множеством древних мест времён Иисуса.

Jerusalem, Pool of Bethesda. Photo — Berthold Werner, Wikimedia

10. Вифезда

Во время одного из посещений Иерусалима Иисус проходил мимо купален Вифезда возле Овечьих Ворот (сегодня это Львиные Ворота). Это был источник воды для жителей Иерусалима, а также для Храма. Но в этой купальне было нечто особенное. Временами в неё сходил ангел Господень и возмущал воду, так что люди могли исцелиться. Один человек ждал своей очереди исцеления более 38 лет! Иисус увидел его страдания и, без каких либо условий, исцелил его на месте.

Место Вифезда, что переводится с иврита как Дом Милосердия, доставит удовольствие любому ценителю древности. В конце 1960-х там были обнаружены части древних руин, и это действительно потрясающе, что даже сегодня мы можем находить подтверждение библейских историй.

Надеемся, вам понравился наш список из десяти мест, где ходил Иисус. Думаете, мы упустили ещё пару важных мест? Вы совершенно правы! Мы рассмотрим некоторые подробности жизни Иисуса в следующей статье.

Автор — Эстера Вейя / firm.org.il Перевод — Анна Иващенко для ieshua.org

Пожертвовать

Последнее: 27.09.

Из Иерусалима – в Малые Дивы

На Via Dolorosa находятся девять «станций» — остановок Спасителя, которые особо почитаются паломниками. Это место, где Он взвалил на себя крест, три места, где Он падал в изнеможении, место, где Он встретил Богородицу, место, где встретил женщин, оплакивающих Его. Заканчивается путь в Святогробском храме у Кувуклии.

Чтобы пройти «Дорогой скорби», в Иерусалим веками приезжали паломники со всех христианских стран. Возможно, именно отдаленность Святой земли от Руси и опасности, которые поджидали православных паломников в дороге, сподвигли монахов создать в России свою «Виа Долороза», — такую версию выдвигает археолог и краевед из Воронежской области Виталий Викторович Степкин. В статье «Виа Долороза в пещерах урочища Малые Дивы на Среднем Дону» он выдвигает предположение, что в России до сих пор есть своя «Дорога Скорби», которая была построена монахами в XVII веке. Она окружает уникальный пещерный храм Иоанна Предтечи в Свято-успенском Дивногорском монастыре.

Давид

В 1000 г. до н.э. израильский царь Давид вторгся в Иерусалим и обнес стеной и укрепил город от дальнейшего вторжения. Позже, когда царь Соломон построил храм, Иерусалим стал духовной столицей сначала для евреев, а затем и для христиан и мусульман.

В 586 г. до н.э. город пал перед вавилонянами, и храм Соломона был разрушен Навуходоносором, но позже восстановлен. Александр Македонский также захватил всю Палестину в 332 г. до н.э., а в последующие годы Иерусалимом правили потомки его генералов: египетские Птолемейцы и сирийские Селевкиды.

В I веке город был столицей Маккавейской империи Симона Маккавея, прежде чем уступить место долгому правлению римлян.

В римскую эпоху город Вифлеем недалеко от Иерусалима стал свидетелем рождения Иисуса Христа.

Средиземноморье

   Сад Эдем     
   Ной     
   Царство Нимрода     
   Аккадское царство     
   Арамейское царство     
   Странствия Авраама     
   Египетская империя     
   Царство Израиля при Соломоне     
   Финикийское царство     
   Царство Урарту     
   Ассирийская империя     
   Вавилонская империя     
   Мидо-Персидская империя     
   Греческая империя Македонского     
   Распад Греческой империи     
   Римская империя     
  1-е миссионерское путешествие Павла     
   2-е миссионерское путешествие Павла     
   3-е миссионерское путешествие Павла     
   Путешествие Павла в Рим     
   7 собраний городов из Откровения     
   Места написания Библии     


Экскурсия по Иерусалиму: Последний Путь Христа

1. Мы начинаем наш путь с отрогов Сионской горы, с того места, которое посещают все туристы и паломники, прибывающие в Иерусалим — с Горницы Тайной Вечери. Сейчас эта горница выглядит не так, как во времена Ииуса. Но из Евангелий нам известно месторасположение трапезной, она находилась где-то здесь, совсем рядом! И нам остается только низко склонить головы и вспомнить, какие события произошли здесь почти две тысячи лет назад…

2. Путь в Гефсиманский сад лежит через Нижний Город и Гееномский овраг. Лестница, соединявшая Сионскую гору с Нижним городом, по которой, согласно традиции, Иисус с учениками шли в Гефсиманию, находится на территории монастыря св. Петра («Галликанту»). Очень возможно, что именно здесь находился дворец первосвященника Каиафы, куда Иисуса привели на допрос после ареста. Это следующая остановка нашего маршрута.

3. От Сионской горы движемся вдоль стен Старого города на восток, к Елионской (Масличной) горе

Пройдя мимо Мусорных ворот, обратим внимание на огороженную часть стены — это развалины древнего города с уцелевшими остатками лестницы, ведущей вверх, к замурованным воротам. Это «ворота Хульды», названные по имени пророчицы Хульды, которая похоронена рядом с воротами

Сохранились ступени, ведущие к воротам Хульды, которые служили входом на Храмовую гору.
Через эти ворота в Храм входил простой народ, для священослужителей и жрецов имелся отдельный вход. Именно через эти ворота Иисус, как и все иудеи, приходил на праздники в Иерусалим, и поднимался по этим ступеням!

4. Продолжим наш путь, по которому шел Христос в сопровождении учеников в ту роковую пасхальную ночь. Мы пройдем мимо древних захоронений, одно из которых идентифицированно как могила пророка Захарии, а второе принадлежит Авессалому, мятежному сыну царя Давида, поднявшему восстание против отца.

5. Спустившись в Кидронское ущелье, мы вновь поднимемся по лестнице, но уже на противоположной его стороне, известной из Евангелий как Гефсимания (ивр. Гат-Шеманим — «масличный пресс»). Здесь сохранились оливковые деревья, возраст которых достигает 400 лет! Это именно тот оливовый сад, где молился Иисус перед арестом, и где Иуда предательски поцеловал Учителя.
Рядом расположен Гефсиманский грот, где спали апостолы, пока Он молился, и церковь в пещере, прорубленной крестоносцами, где по преданию покоится тело Богородицы и Ее родителей, Анны и Иоакима, а также величественная Церковь Всех Наций, построенная на месте «молитвы о Чаше».

6. Выйдя из Гефсимании, движемся по направлению к Львиным воротам Старого города. Свернем направо в дворик монастыря св. Анны, где сможем полюбоваться уникальным пластом раскопок, охватывающим два тысячелетия жизни Вечного Города. Здесь же Вифезда — «Овечья купель», где Иисус исцелил расслабленного.

Назад к списку

Норильская Голгофа

Очень часто термин «Голгофа» используется для характеристики мест, где человека подвергают нечеловеческим пыткам или кидают в совершенно непригодные для жизни условия. В истории СССР существует достаточно неприятная страничка, повествующая о каторжной работе арестантов в местах лишения свободы системы ГУЛАГ. «Норильская Голгофа» — это выдуманное название исправительного комбината, находящегося на севере современной России, за полярным кругом. Место интересно тем, что его строительство происходило стремительно, а что самое главное — руками тех самых арестантов, которые там отбывали наказание. Особая смертность людей обуславливалась тем фактом, что заключённые работали день и ночь ради наращивания нормы выработки. Этот факт обуславливает дурную славу Норильского горнодобывающего комбината как одного из самых ужасных мест заключения системы НКВД.

Стояние 11: Иисуса прибивают ко кресту.

Поклоняемся Тебе Христе, и благословляем Тебя.

Ибо Ты святым крестом Твоим искупил мир.

«Прибили руки и ноги Мои, пересчитали кости Мои». Весь этот человек в огромном напряжении. Его скелет, мышцы, нервная система, каждый орган, каждая клетка на пике напряжения. «Я когда буду возвышен над землею, привлеку всех людей к Себя». Вот слова выражающие полноту реальности распятия. В эту реальность включены и огромное напряжение которое появляется и в руках и ногах , и все кости: ужасающее напряжение тела, которое прибито ко кресту, как какой то предмет к бревнам креста, чтобы истощилось до конца в предсмертных судорогах.

Первыми Его словами на кресте были: «Отче прости им, ибо не знают, что творят»