Почему ребенка могут оставить на второй год? разбор 58 и 66 статей №273-фз

Содержание

Доводы против

Противники второгодничества считают, что переводить учащихся в следующий класс следует независимо от их знаний, поскольку оставление на второй год не гарантирует лучшего овладения учебной программой, а расходы не окупаются незначительным улучшением знаний при повторном прохождении курса.

Видный советский педагог и психолог Павел Блонский в 1928 году задался вопросом, помогает ли ученику оставление на второй год: 

В Германии, самой мощной в экономическом отношении европейской стране, на второгодничество смотрят прагматично: по некоторым оценкам, оно обходится стране в миллиард евро ежегодно, поэтому отдельные политики называют это явление непозволительной роскошью, обусловленной лишь консервативными традициями немецкой системы образования.

Хорошо, а что же тогда вместо этой роскоши? Несколько лет назад в Нижней Саксонии раздавались призывы вместо повтора года к каждому неуспевающему прикрепить преподавателей-репетиторов. Хорошая, на первый взгляд, идея: дескать, при таком подходе отстающие школьники не будут чувствовать себя ущербными, а земельный бюджет только выиграет от этого, потому что расходы на репетиторов, по мнению нижнесаксонских стратегов, обойдутся дешевле. Пыл реформаторов угас, когда скептически настроенные граждане потребовали перепроверить расчеты, обнаружив среди сторонников проекта человека, который оставался в школе на второй год как раз из-за проблем с математикой. В итоге школьники в Нижней Саксонии из-за неуспеваемости по-прежнему остаются на второй год.

В каких случаях могут оставить на второй год

Современный мир нацелен на предоставление доступного и качественного образования для каждого ребенка. Внезапно, без видимой причины и родительского согласия, ученика не могут оставить на второй год. 

Двойка в дневнике не означает, что ребенок будет вынужден лишний год «протирать штаны» в классе (за исключением двоек в 4, 9 или 11-м классе, но об этом дальше). Сегодня в школе главное – удовлетворительно написать промежуточную аттестацию. 

Плохо написана аттестация? Ученику дадут второй шанс. Он снова потерпел неудачу? Переведут в следующий класс «условно». Школьнику обязательно предстоит пересдать предмет, чтобы не оставалось академических долгов. Если долг не закрыть вовремя, родителям предложат несколько вариантов развития событий, согласно ст. 58 Закона «Об образовании в РФ».

После трех (!) неуспешных попыток сдачи аттестации родителям предложат обучать школьника по адаптированной программе, индивидуальному плану или остаться на второй год – решение остается за родителями!

К сожалению, без согласия родителей школьника все-таки могут отправить на повторное прохождение программы согласно п.5 ст. 66 Закона «Об образовании в РФ»: «Обучающиеся, не освоившие основной образовательной программы начального общего и (или) основного общего образования, не допускаются к обучению на следующих уровнях общего образования». Речь об учениках, которые получили двойку в 4, 9 или 11-м классе. Именно эти классы считаются «рубежами»: например, 4-й класс – переходная ступень от начального образования к основному. 

Что же делать ответственному родителю? В первую очередь – прояснить ситуацию: переговорить с учителями и директором. Школьник завалил аттестацию или схватил двойку за год? Какие варианты решения они предлагают? 

Школа не заинтересована в том, чтобы лишний раз оставлять ученика в одном классе. Поэтому после нескольких попыток пересдать аттестацию предлагаются другие формы освоения знаний. Какой бы формат обучения ни был выбран родителями, ребенок остается полноценным участником образовательного процесса. Он также продолжает изучать предметы, заниматься с преподавателями, писать проверочные работы. 

Занятия с учеником, который получает знания по индивидуальной программе (раньше это называлось домашним обучением), проводятся дома, но часть уроков можно посещать в школе. Это оговаривается с конкретным учеником в особом порядке. Адаптированная образовательная программа подбирается ученику с ограниченными возможностями здоровья. 

Если школьник получил двойку за год в 4, 9 или 11-м классе, также стоит обсудить возможность пересдачи или исправления оценки для своевременного перехода на следующую ступень обучения

Важно проявить родительскую заинтересованность и участие, в большинстве случаев директор и учителя идут на контакт и предлагают пути разрешения ситуации

Контакт необходимо наладить и с учеником: ведь он не просто так запустил учебу. Что же произошло?

Как правильно реагировать на двойки ребёнка

Двойка — это не катастрофа, особенно если ребёнок не получает их регулярно. И даже если учёба даётся с трудом — это не значит, что он навсегда останется аутсайдером.  

В то же время плохую оценку не стоит игнорировать. В противном случае ребёнок начнёт также безразлично относиться к результатам своей учёбы. 

Ругать и наказывать ребёнка за двойки также не следует. Плохая оценка уже заставляет его чувствовать себя хуже других, и ваша негативная реакция только усилит чувство собственной неполноценности. 

Мнение психолога: Когда ребёнок приходит из школы с двойкой, мы чувствуем разочарование. Родителям свойственно желать, чтобы их ребёнок добился того, что не удалось им самим. И ожидание от ребёнка всегда успешных результатов в учёбе — яркий тому пример. Непрожитые переживания собственных школьных неудач подпитывают тревогу, которая может выражаться через раздражение: закричать, отругать, наказать ребёнка за двойку, чтобы ситуация никогда больше не повторилась. Но действительно ли это поможет? Давайте подумаем о том, что в этот момент чувствует ребёнок. Достаточно вспомнить себя в подобной ситуации: что испытали вы, когда впервые получили двойку в школе? Скорее всего, это были стыд, горечь и страх того, что будет, когда об этом узнают родители. Согласитесь, такой набор эмоций — уже достаточно суровое наказание. 

Ругая ребёнка за двойки, вы взращиваете в нём страх допустить ошибку, который никак не способствует школьной успеваемости и приводит только к новым неудачам. Но теперь, опасаясь наказания, ребёнок может скрывать от вас плохие оценки. Так один скандал из-за двойки может привести не только к серьёзным проблемам с учёбой, но и к потере доверия в семье. 

Что делать с плохой успеваемостью

Необходимо разобраться, почему ребёнок плохо учится. Вероятных причин множество: конфликт с учителем, трудный материал, отсутствие мотивации, низкая самооценка, давление взрослых.

<<Перелинковка2>> ‍

‍Успеваемость — это не только про оценки

Важно, чтобы ребёнок действительно знал предмет, а не просто получал по нему пятёрки. Родители не могут самостоятельно повысить успеваемость ребёнка, но в их силах оказать ему поддержку

Прежде всего, нужно создать благоприятные условия для занятий: удобное рабочее место, тишина в доме, правильное питание и здоровый сон.

В некоторых случаях неуспеваемость может быть вызвана самой системой обучения: школьник не успевает за темпом класса, а учитель не может работать с ним индивидуально. В этом случае выходом может стать семейное обучение.  

На семейном обучении можно подобрать преподавателей и программу так, чтобы подтягивать пробелы в знаниях по конкретным предметам и темам. При этом учёба проходит в комфортной обстановке, что снимает фактор стресса.  

Пройти годовую программу ещё раз можно в домашней онлайн-школе «Фоксфорда». Для этого у нас есть абонементы с курсами по школьной программе в записи. Курсы можно смотреть в любое время, а потом выполнять задачи с автоматической проверкой для закрепления изученного материала.

Можно ли учиться без двоек

Можно — там, где их не ставят. 

По результатам международного исследования «Уверенность в процессе обучения», проведённого в 2019 году компанией Harris Insights & Analytics, 79% школьников в России переживают стресс из-за неуспеваемости. Такой высокий показатель обусловлен самой школьной системой, в которой оценка становится не отражением знаний, а мерилом успешности. Учителя хвалят отличников, приводят их в пример, а двоечников высмеивают.

Осознав, что успех в учёбе для них недостижим, некоторые дети перестают стараться и находят другие способы самоутверждения, далеко не всегда приемлемые. 

Именно поэтому школы будущего отказываются от пятибалльной системы оценок. 

В домашней онлайн-школе «Фоксфорда» мы практикуем геймификацию обучения: за выполнение заданий наши ученики получают знакомые многим по компьютерным играм очки опыта (XP). Чем лучше выполнено задание, тем больше очков. За ошибки очки не вычитаются, их просто начисляется меньше. Полученные очки суммируются и позволяют ученикам получать уровни. Для каждого нового уровня требуется всё больше XP. 

Таким образом, дети не получают плохих оценок, а значит, у них становится меньше поводов расстраиваться из-за учёбы и разочаровываться в ней. Введение в учебный процесс игровых элементов способствует повышению мотивации: у ребёнка появляется азарт, который помогает осваивать сложные темы и не терять интерес к самому процессу обучения. 

Ведь оценки — не главное, гораздо важнее, чтобы ребёнок рос уверенным в себе человеком, который не боится ошибаться, не зависит от мнения окружающих и получает удовлетворение от результатов своего труда.

Что будет если 2 в четверти?

Что будет если 2 в четверти? Кто не был школьником, тот вряд ли может понять, как трудно держать в голове вопрос, что будет если 2 в четверти?

Ох, эти тяжелые школьные дни. Снова поставили двойку, снова выделили отличников, не замечают усердия и старания. Знакомая ситуация? У многих людей в школе были проблемы с успеваемостью. И каждый выкручивался из этой ситуации по-своему. Кто-то брался за ум и начинал в поте лица учить материал, кто-то пускал дело на самотек, думая, что и так «прокатит». Но были и такие, кто, пытаясь предпринять хоть что-то, так и оставались в тени, неоценимые и обиженные.

Сейчас эта проблема решается иначе. Если учитель ставит двойку в четверти, то скорее всего он имеет все основания сделать это: быть может школьник много пропускал и не готовился к контрольным работам, забывал сделать домашнее задание или попросту списывал. Однако до такой крайности доходит крайне редко. Учитель дает шанс реабилитироваться школьнику, дав ему контрольный материал.

Если двойка в четверти вам все-таки обеспечена, то знайте, что свое положение вы сможете поправить в любой момент. Для этого достаточно поговорить со своим учителем, объяснить всю ситуацию и пообещать, что такого стечения обстоятельств у вас больше не произойдет!

Здравствуйте,долгой Вам жизни,и удачи во всем.Помогите мне пожалуйста советом,что делать?я учусь в 7 классе,всего лишь в 7-ом,а 2 за четверть уже есть,по геометрии.А самое ужасное то,что учитель не разрешает исправлят оценки,и я не знаю,что делать,ведь в журнале кроме двоек по этому предмету нет,и работ впереди никаких не предвидится.Что мне делать?куда я дальше пойду с 2 за четверть?сам знаю,что мой косяк,но другого выхода,кроме покончить с собой я не вижу,с учителем никак не договориться.

Лев , возраст: 13 / 16.10.2014

Пртвет, ничего страшного в этом нет. Учителю самому невыгодно ставить двойки(ведь это доказательство его некомпетентности), так что не парься. Но геометрию учить надо, потом она будет куда сложнее.

Nemo , возраст: 16 / 16.10.2014

Задай себе вопрос «Это будет важно для меня через пять лет?» Конечно нет! И стоит ли ради этого ЛИШАТЬСЯ ЖИЗНИ. лишать себя ЖИЗНИ из-за двойки

Ты молодец ,что беспокоишься об оценках. Ты не учил геометрию,получил два,сделал вывод,больше так не будешь поступать и постараешься доказать учителю что готов стараться,что у тебя есть стремление,главное не отчаиваться.Любой учитель пойдёт на встречу. Тебя не оставят на второй год, это запрещено по закону РФ,тембооолее у тебя только одна двойка. И если тебя будут пугать этим не слушай. Главное ты сам знаешь где накосячил и что нужно сделать что бы исправить ситуацию. Ты мужчина и должен БОРОТЬСЯ.

Удачи и терпения в изучении геометрии:)

Анастасия , возраст: 15 / 16.10.2014

Привет, Лев. «Лезть в петлю» — это выбор трусов. Не надо паниковать! Двойка — это не конец жизни. Возможно ты опасаешься реакции родителей и одноклассников. Но тут уже ничего не поделаешь придется вынести от них все последствия низкой оценки. Вынести с достоинством, по-мужски. Двойка в четверти — это даже хорошо. Потому что это огромный стимул проявить характер, переломить ситуацию, и в следующих четвертях тщательно готовиться к урокам чтобы получать только хорошие оценки. И еще , мне в свое время помог такой способ — я подошла к учительнице которая ставила мне каждый урок двойки по немецкому языку (а класс был выпускной — 11, речь шла об оценке в аттестат!) и сказала ей примерно следующее : » Вы совершенно справедливо ставите мне двойки, я вижу что предмет мне не дается, но мне ОЧЕНЬ нужно сдать по нему экзамен! Порекомендуйте мне пожалуйста какое -нибудь дополнительное пособие, как еще можно самостоятельно позаниматься? Я вот купила пару методичек, может попробовать позаниматься по ним?» Учительница не смогла дать мне никакого дельного совета. НО!Таким образом я проявила уважение к ее мнению, и она стала считать меня не хватающей звезд но очень старательной ученицей. И больше не поставила ни одной двойки.

Немножко мужества, чуть-чуть отваги и все получится.

В каких случаях могут оставить на второй год

Несмотря на всю мягкость законодательства и терпимость к лентяям и лодырям, все равно предусмотрены случаи, когда ученика могут оставить на второй год.

Современный закон «Об образовании» одну неудовлетворительную годовую оценку не считает основанием для того, чтобы оставить ученика на второй год. По закону, учащиеся, которые имеют за год задолженность (попросту неуд) только по одному из школьных предметов в следующий класс могут быть переведены условно. Им дается возможность учиться дальше и исправить двойку. На второй год могут оставить уже в том случае, если ученик 2-9 класса получает две двойки за год. Хотя и тут не все потеряно: ученика могут перевести в класс, где меньше учеников, «класс компенсирующего обучения», либо на альтернативное обучение — домашнее, дистанционное и прочее.

Кроме того, в законе прописано, что ученики, которые не освоили основную либо базовую программу образования, не могут быть допущены к следующему этапу образования. Это требование наличия обязательного общего образования применяется к конкретному ученику и сохраняет свою силу вплоть до достижения ребенком восемнадцати лет, при условии, что соответствующее образование он не получил ранее. Это означает, что ученики 4-го и 9-го классов, не сдавшие итоговую годовую аттестацию остаются еще на год в том же классе. Та же норма должна была распространиться и на одиннадцатиклассников, однако, их не оставляют, им просто выдают справку о прослушанном курсе вместо аттестата. Только с такой справкой учиться в ВУЗе или устроиться на работу очень проблематично. Учащимся четвертого и девятого классов, дается шанс пересдать экзамены, если не получается, тогда, однозначно, ученик остается на второй год.

Также многих родителей, дети которых часто болеют, волнует вопрос, могут ли ребенка оставить школе на второй год, если он пропустил много занятий. В законе не статьи о пропусках. Однако, школы нашей страны в локальных правилах прописывают, за какое количество пропущенных занятий ученика могут не аттестовать, не зависимо от его окончательных оценок. Например, ребенок, который пробыл месяц в больнице по причине хронического, либо инфекционного заболевания может быть оставлен на второй год. Подобные действия администрации школы незаконны. Учащемуся в случае продолжительных болезней обязаны дать возможность ликвидировать задолженности. Родители имеют право, просить школьную администрацию о назначении сроков ликвидации. А при удовлетворительной их сдаче ребенком, его обязаны перевести в следующий класс.

Что делать, если ребёнок получил двойку в школе

Правильная реакция на двойку может быть только одна: спокойно разобраться в ситуации и обсудить с ребёнком, как можно её исправить. 

Если двойка получена за плохо сделанное домашнее задание, проверочную работу или ответ у доски, выясните, что помешало ребёнку подготовиться лучше. Действительно ли он не знал правильный ответ, или виной послужили невнимательность и волнение. Предложите свою помощь, если это необходимо. Но помните, что помогать с учёбой — не значит учиться вместо ребёнка. Не давайте готовых ответов, но задавайте наводящие вопросы и позвольте вашему школьнику найти решение самостоятельно. 

Если двойка получена за поведение — нужно разобраться, что привело к такой ситуации. Возможно, стоит обсудить её с учителем, после чего объяснить ребёнку, как вести себя, чтобы это не повторилось. 

Помните: от вашей реакции на неудачи ребёнка будет зависеть то, как он сам будет относиться к неприятностям в будущем

Поэтому важно объяснить, что проблемы случаются у всех, и нужно не отчаиваться, а спокойно решать их. . Покажите ребёнку, что любите его вне зависимости от оценок

И обязательно найдите повод для похвалы. Дайте ему понять, что двойки и пятёрки — всего лишь оценки за успеваемость, они не характеризуют его как личность

Покажите ребёнку, что любите его вне зависимости от оценок. И обязательно найдите повод для похвалы. Дайте ему понять, что двойки и пятёрки — всего лишь оценки за успеваемость, они не характеризуют его как личность.