Как научить читать нечитающих детей? из опыта работы учителя начальных классов

Содержание

Содержание программы

Примечательно, что учебников самой Л.Г. Петерсон в УМК «Перспектива» нет: в 2009 году Министерство образования и науки РФ исключило их из программы со странной формулировкой: «содержание не способствует формированию патриотизма у школьников». Несмотря на многочисленные требования учителей и родителей вернуть математику Петерсон, сейчас её заменяет курс Г.В. Дорофеева. 

Учебники программы «Перспектива» выпускает издательство «Просвещение». В состав УМК входят:

Изучение иностранных языков:

  • Английский язык¹ «Английский в фокусе» («Spotlight») 1–4 классы. Авторы: Быкова Н.И., Дули Д., Поспелова М.Д., В. Эванс«Звёздный английский» («Starlight») 1–4 классы: углублённое изучение. Авторы: Баранова К.М., Дули Д., Копылова В.В., Мильруд Р.П., В. Эванс.Английский язык 2–4 классы. Авторы: Алексеев А.А., Смирнова Е.Ю., Э. Хайн и другие.Английский язык 2–4 классы: углублённое изучение. Авторы: Верещагина И.Н., Бондаренко К.А., Притыкина Т.А., Афанасьева О.В. 
  • ‍Немецкий язык¹Немецкий язык 2–4 классы. Авторы: Бим И.Л., Рыжова Л.И., Фомичева Л.М.«Вундеркинды Плюс» 2–4 классы: углублённое изучение. Авторы: Захарова О.Л., Цойнер К.Р.
  • ‍Французский язык¹ «Твой друг французский язык» 2–4 классы. Авторы: Кулигина А.С., Кирьянова М.Г.«Французский в перспективе» 2–4 классы: углублённое изучение. Авторы: Касаткина Н.М., Белосельская Т.В., Гусева А.В., Береговская Э.М.
  • ‍Испанский язык¹ 2–4 классы. Авторы: Воинова А.А., Бухарова Ю.А., Морено К.В.

¹ — эти учебники также входят в УМК «Школа России». 

Учебные курсы дополняют хрестоматии, словари, тетради для самостоятельных и проверочных работ и цифровые носители с обучающими видео, презентациями и программами для мультимедийной доски.

Для учителей разработаны «технологические карты» уроков — электронные методические пособия, которые содержат:

  • цели и задачи уроков,
  • планируемые результаты,
  • алгоритмы ведения уроков,
  • связи с другими школьными предметами,
  • материалы для проверочных работ.

Как установить контакт с классом

Кроме той информации, которую вы преподносите детям, им важна и интересна ваша личность. Дети будут задавать массу вопросов: сколько вам лет, есть ли у вас муж и дети, кошка или собака, боитесь ли вы мышей, куда вы шли вчера вечером.

Используйте эти моменты, чтобы установить с детьми эмоциональный контакт. Покажите, что вам тоже интересно всё, что происходит в классе, что вас радует и расстраивает. Будьте живым человеком со своими чувствами и желаниями.

Но при этом старайтесь всегда владеть собой, не позволяйте своему настроению влиять на обстановку в классе. Если вы нервничаете, дети это почувствуют и атмосфера в классе будет напряженной. Если вы раздражены, не вымещайте негативные эмоции на детях. Не заводите любимчиков: даже если кто-то в классе вызывает у вас особые симпатии, не показывайте этого.

В самом начале урока выдержите небольшую паузу, попробуйте поймать ощущение, которое исходит от класса: дети спокойные, довольные или взбудораженные каким-то событием? Если чувствуете напряжение, обиду или другую эмоцию, которая может помешать уроку, дайте детям выговориться и выпустить пар. Со временем у вас будет получаться распознавать эмоции всё лучше и лучше.

► Чтобы поддержать контакт с детьми во время урока:

  • не сидите на своем месте, подходите к каждому ученику;
  • чаще прикасайтесь к детям, например, направляя их руку, чтобы показать, как правильно писать букву или рисовать;
  • общаясь с ребенком, смотрите ему в глаза — желательно, чтобы при этом вы находились с ним на одном уровне;
  • обращайтесь к детям по имени, а не по фамилии — так вы сокращаете дистанцию.

Обязательно ли ребенок должен иметь базовые знания к школе

Поскольку учебная программа начинается с самых азов и рассчитана на детей, которые учат английский с абсолютного нуля, то это не принципиально важно. Но чем лучше ребенок будет знать язык к началу курса, тем проще ему будет все одиннадцать лет

В начальной школе продолжает формироваться характер. Какое отношение к учебе у младшеклассника будет в 1-4 классах, таким же оно и останется до конца школы (может измениться в худшую сторону, но в лучшую — крайне редко). Поэтому нужно с первых лет правильно мотивировать и прививать любовь к школьным предметам.

Если у вашего сына или дочки будут знания лучше, чем в среднем по классу, ему или ей будет проще даваться учебный материал. Если же знаний к школе не будет, то вся надежда — на школьного учителя английского, который, к сожалению, не всегда может найти подход к каждому ученику. Тогда и в начальной школе, и далее материал будет усваиваться хуже.

Таким образом, закладывая базовый багаж знаний перед первым классом, вы многократно увеличиваете шансы ребенка преуспеть в английском языке.

Мотивация первоклассника в учёбе

Первоклашки от природы любознательны, поэтому если у ребёнка пропала мотивация к учёбе, нужно выявить причину, а также учесть объективные факторы, которые воздействуют на ребёнка в этот период.

Что влияет на отсутствие мотивации у первоклассника?

  • Перегруженность информацией. Ещё на этапе подготовки к школе родители обсуждают, что ребёнку необходимо для школьной жизни, какая будет школа и уроки, какой иностранный язык и кружки выбрать и так далее. От избытка этой информации ребёнок может начать бояться школы и всего, что с ней связано.
  • Ребёнку скучно. Сегодня многие дети приходят в школу хорошо подготовленными, некоторые уже даже знают программу первого класса. Родителям кажется, что усиленная подготовка облегчит ребёнку обучение, но у этого есть и оборотная сторона — малышу становится неинтересно учиться, пропадает мотивация.
  • Физиологические причины. Изменение режима дня, умственные нагрузки, необходимость быть усидчивым и внимательным, снижение физической активности.
  • Новая роль, к которой нужно адаптироваться. Если раньше ребёнок мог в любой момент побегать и поиграть, то теперь ему предстоит внимательно слушать учителя, выполнять его просьбы, адаптироваться к коллективу.
  • Эмоциональный дискомфорт. Ребёнок переживает из-за своих неудач, особенно если учится в школе, где введена система оценок, боится подвести родителей и почувствовать себя хуже других.

Родителям, которые задумываются, как мотивировать первоклассника на учёбу, необходимо помнить, что ребёнок проходит через важный период и может испытывать сложности возрастного кризиса. Он переживает период серьёзной трансформации, у ребёнка появляется понимание ответственности, исполнения обязанностей, необходимость учитывать требования школы. Нужно помочь ему адаптироваться к этим изменениям и найти мотивацию к учёбе.

Где получить образование учителя начальных классов?

Специальность педагога можно получить в вузе или колледже. Сколько учиться на учителя начальных классов — зависит от учреждения:

  • 5 лет в вузе;
  • 3 года 10 месяцев, если учиться заочно в колледже на базе 11 классов или очно на базе 9 классов;
  • 2 года 10 месяцев при очном обучении в колледже на базе 11 классов;
  • 5 лет 4 месяца, если учиться в колледже заочно после окончания 9 классов.

Но если вы уже получили другую специальность в колледже или вузе, вам не обязательно снова тратить несколько лет, чтобы переучиваться на педагога. Вместо этого вы можете пройти курсы переподготовки и освоить новую профессию за 5-10 месяцев. При этом даже не будет стоять вопрос, какие предметы нужно сдавать при поступлении на курсы для учителей младших классов — вступительные экзамены не проводятся.

Конечно, если вы уже получили среднее профессиональное или высшее образование и начали работать, но позже решили сменить профессию, вам неудобно будет учиться на очном отделении. Решение — дистанционное* обучение на учителя начальных классов. Оно позволит вам изучать материал и выполнять практические задания тогда, когда это будет удобно, без отрыва от работы — в отпуске, по вечерам, по выходным. Вам не придется отпрашиваться с занятий, если планы вдруг изменятся — вы просто перенесете работу с учебным материалом в своем личном графике.

Ознакомьтесь с программами профессиональной переподготовки АНО ДПО «УрИПКиП». Окончив любую из них, вы получите диплом учебной организации с государственной лицензией — этот документ станет подтверждением вашей квалификации и позволит вам устроиться на работу в школу, гимназию или лицей.

Если вам понадобится помощь в выборе программы или возникнут вопросы по поступлению на программу обучения для учителей младших классов, пожалуйста, обратитесь к специалистам приемной комиссии АНО ДПО «УрИПКиП».

*Заочная форма обучения с применением дистанционных образовательных технологий

Рекомендуемые программы обучения

Все программы направления

Педагогика и методика начального образования в рамках реализации ФГОС с присвоением квалификации «Учитель начальных классов» (620ч)
17100 руб.  10600 руб.

Педагогика и методика начального общего и дошкольного образования с присвоением квалификации «Учитель начальных классов, воспитатель детей дошкольного возраста» (1100ч)
23700 руб.  17400 руб.

Преподавание в начальных классах с дополнительной подготовкой в области методики обучения предмету «Русский язык» с учетом требований ФГОС ООО с присвоением квалификации «Учитель начальных классов» (1100ч)
23700 руб.  17400 руб.

Педагогика и методика начального образования с дополнительной подготовкой в области организации и методического обеспечения образовательного процесса начальной школы с присвоением квалификации «Учитель начальных классов» с дополнительной квалификацией «Преподаватель педагогики начального образования» (1100ч)
23700 руб.  17400 руб.

Поделитесь этой новостью в социальной сети!

Программа «Перспективная начальная школа»

ВНИМАНИЕ! Актуальная статья Программа «Перспективная начальная школа» (ФГОС НОО 2009г.)

«Перспективная начальная школа» —  это учебно-методический комплект 4-летней для начальной школы (руководитель — профессор Р.Г. Чуракова).

УМК  «Перспективная начальная школа»  включает комплекты по следующим учебным предметам:   — Обучение грамоте и чтению. Азбука.  Авторы: Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А.- Русский язык. Авторы: Чуракова Н.А., Каленчук М.Л., Малаховская О.В., Байкова Т.А.- Литературное чтение.  Автор Чуракова Н.А.- Математика.  Автор Чекин А.Л.- Окружающий мир.  Авторы:  Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А.- Музыка (1-2 класс). Авторы: Челышева Т.В., Кузнецова В.В.- Технология.   Авторы:  Рагозина Т.М., Гринева А.А., Мылова И.Б.- Информатика (2-4 класс).  Авторы:  Бененсон Е.П., Паутова А.Г.

Все учебники (кроме информатики) включены в Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации, на 2010-2011 учебный год.

Таким образом, комплект   «Перспективная начальная школа»  полностью обеспечивает учебный процесс в начальной школе учебно-методическими пособиями по всем предметам, включённым в Федеральный базисный учебный план.

Проект «Перспективная начальная школа» – результат многолетней работы коллектива сотрудников РАН, АПК и ППРО, МГПУ, а также ряда сотрудников РАО, разделяющих концептуальные основы «Перспективной начальной школы».     Предпосылками для  создания стали: основные положения Л.В. Выготского, научные идеи развивающего обучения Л.В. Занкова и Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова, «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года», «Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)», «Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Начальное общее образование» (МО РФ, 2004).

Типические свойства УМК «Перспективная начальная школа»:- Комплектность предусматривает  единство установки формирования таких общих учебных умений, как умение работать с учебником и с несколькими источниками информации (учебником, справочниками, простейшим оборудованием), умение делового общения (работа в парах, малым и большим коллективом). Кроме того, это обмен информацией между учебниками. Демонстрация не менее двух точек зрения при объяснении нового материала. Выход за пределы учебника в зону словарей. Наличие внешней интриги, героями которой часто являются брат и сестра (Миша и Маша). — Инструментальность – это предметно-методические механизмы, способствующие практическому применению получаемых знаний. Это не только включение словарей разного назначения во все учебники, но и создание условий необходимости их применения при решении конкретных учебных задач или в качестве дополнительного источника информации. Это постоянная организация специальной работы по поиску информации внутри учебника, комплекта в целом и за его пределами. — Интерактивность –  Internet-адреса в учебниках комплекта рассчитаны на перспективное развитие условий использования компьютера во всех школах. Однако, поскольку для многих школ использование Internet-адресов является перспективой, УМК выстраивает систему интерактивного общения со школьниками посредством систематического обмена письмами между героями учебников и школьниками. — Интеграция – это стремление к созданию синтетических, интегрированных курсов, дающих школьникам представление о целостной картине мира.  Разработан интегрированный курс «Окружающий мир», в котором органично сосуществуют  представления и понятия из таких образовательных областей, как естествознание, обществоведение, география, астрономия, ОБЖ. Этому же требованию подчиняется современный курс литературного чтения, где интегрируются такие образовательные области, как язык, литература и искусство.

Читать по теме:

Если материал вам понравился, нажмите кнопку вашей социальной сети:

«Перспективная начальная школа»

Традиционная программа обучения для начальных классов

Эта программа для детей начальных классов разрабатывалась в 2006 году  вместе с первыми ФГОС. Как и в программе «Планета знаний», весь процесс обучения строится на желании ребёнка учиться. Для простоты рассуждений придуманы постоянные книжные герои — Миша и Маша. Так дети в начальной школе усваивают материал наглядно.  

В УМК заложено изучение четырёх иностранных языков: английского, испанского, немецкого, французского. Программа рассчитана исключительно на началку — в средней школе дети переходят на программу, выбранную администрацией. 

Отзывы родителей сильно разнятся. Так, многие утверждают, что программа непоследовательна и сложно даётся. В УМК есть моменты, идущие вразрез с привычными школьными программами. Например, дети не считают в столбик, а раскладывают числа, расписывая пример на половину листа. Дома родители объясняют, что легче посчитать в столбик, — и у ребёнка начинается переутомление от поступающей разрозненной информации. 

Совет 2. Не спешите с подготовкой

Не бегите впереди паровоза. Возможно, вы хотите облегчить ребёнку жизнь в школе и из лучших побуждений торопитесь сразу же научить таблице умножения или дробям. Но самый естественный и эффективный способ подготовки в первый класс — изучать то, что интересно малышу.

Если он спросил про динозавров — купите детскую энциклопедию с иллюстрациями. Заинтересовался космосом — посмотрите детский документальный фильм

Важно всё делать в меру и не бояться, что вы теряете время — торопиться некуда. В конце концов, официальных требований к умениям будущего первоклассника нет. 

Чтобы успешно заниматься в начальной онлайн-школе «Фоксфорда», ребёнок должен владеть начальными навыками чтения, письма, устного счёта. Входные тестирования и специальная подготовка в первом классе нашей школы не предусмотрены, но семье предлагается небольшой тест на проверку готовности ребёнка.

<<Форма с консультацией>>

Виды аттестации для первоклассников

Актуальной для первоклассников может быть только промежуточная аттестация. Ни текущей, ни итоговой проверки знаний в первом классе не бывает, так как в первый год обучения не ставятся оценки и не проводятся экзамены государственного уровня. 

В первом классе оценки запрещены. 

Отсутствие оценок в первом классе установлено Постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 “Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях”». 

Тем не менее у первоклашек возможна аттестация в конце года. По ФГОС промежуточная аттестация учащихся может начинаться и с первого класса, и со второго — окончательное решение за администрацией школы.

Часто учебное заведение проводит промежуточную аттестацию в первом классе один раз в конце года. У подхода есть преимущества: 

  • родители могут оценить прогресс ребёнка за год обучения, 
  • начало отметочного обучения во втором классе с регулярными текущими и промежуточными аттестациями не вызовет чрезмерного стресса. 

При этом оценки за аттестацию 1 класса всё равно не ставятся — в личном деле ставят пометку «усвоено». 

Прописи

Когда ребята первый раз переступают порог школы, то для них начинается новая жизнь. Они встают на тернистый но очень увлекательный путь к знаниям. В начале учебного года первоклассники привыкают к возросшей на них нагрузке и обязанностям. Особая роль при обучении отводится родителям, которые на первоначальном этапе должны всячески помогать, подсказывать и объяснять своим детям непонятный материал

В этом возрасте как раз и прививаются такие навыки как трудолюбие, усидчивость, внимательность и т.д., на их развитие и должны обращать внимание родители первоклашек. Чем лучше ребёнок будет понимать все в 1 классе чем проще ему будет при дальнейшем обучении

Сейчас обучение русскому языку проводится по программе «Школа России» или «Перспектива». Программы немного похожи между собой, но «Перспектива» более сложна и непонятна для школьников и их родителей в сравнении со «Школой России», так как «Перспектива» предполагает помочь в становлении самостоятельности ребенка через поиск им материалов по новым темам. В учебниках «Школы России» содержатся задания, которые под силу выполнить учащимся с низкими способностями, материал в них дается практически в готовом виде, и время и силы на поиски его в дополнительных источниках тратить нет необходимости.

На первых уроках по русскому языку первоклассники знакомятся с буквами и звуками, а немного позже осваивают транскрипцию, изучают основные правила написания заглавных букв в именах людей и географических понятиях. Вне зависимости от того, по букварю (азбуке) какого автора занимают малыши, будь то Горецкий, Канакина, Климанова, Бунеев, Иванов, Зеленина, они научатся правописанию, выучат буквы и научатся читать. Особым помощником станут ГДЗ по русскому языку, научившись пользоваться которыми ребята смогут самостоятельно и без помощи родителей проводить работу над ошибками и выполнять домашние задания.

С помощью решебников по русскому языку за 1 класс, родители смогут без труда пояснить ребенку, как применять правила, каллиграфически выводить буквы, делить слова на слоги и составляющие. В ГДЗ можно найти много иллюстраций, схем и наглядных примеров, которые являются ключом к успешному закреплению материала. Когда ученик видит картинку и пояснение к ней, либо схематический рисунок, у него возникает ассоциативный ряд, который лежит в основе многих техник тренировки памяти. ГДЗ по русскому языку за 1 класс помогут вашему ребёнку развить внимательность, ответственность, он научится кропотливо подходить к процессу выполнения заданий. Сверяя задание, заданное на дом, с теми, которые приведены в пособии, первоклассники найдут ошибки и своевременно их исправят.

Что должен знать ребенок по окончании 1 класса школы России

По завершению первого класса выпускник должен ориентироваться в основных предметах. Знания и навыки, которые должны закрепиться к концу 1 класса:

  • Грамматика:

    • знание всех букв алфавита, правила их написания как с большой, так и маленькой буквы, печатными и прописными;
    • умение определить мягкие, твердые, гласные и согласные звуки и буквы; знать, как они пишутся;
    • составление до 5 предложений на заданную тематику, самостоятельно проставлять ударение;
    • навыки звукового и зрительного диктанта;
    • чтение слов по правилам орфографии и орфоэпии;
    • плавное чтение по слогам со скоростью не ниже 35 слов в минуту.
  • Математика:

    • счет до 100, определение предыдущего и последующего числа, однозначного и двузначного;
    • знать, что двузначное число состоит из десятков и единиц, уметь вычислять в пределах 20;
    • ориентироваться в определениях: слагаемое, сумма, уменьшаемое, вычитаемое, разность;
    • знать единицы измерения длины;
    • решать задачи с простым условием на сложение, вычитание, сравнение.
    • решение задач на два действия.

  • Русский язык:

    • по интонации различать восклицательное, вопросительное и простое предложение;
    • знать пословицы и поговорки с учетом возраста;
    • строить предложения и оформлять (знаки препинания);
    • различать звуки и буквы (определение в слове их количества), гласные (ударные и безударные) и согласные (твердые, мягкие, глухие и звонкие);
    • знать правила переноса и деления на слоги, проставлять ударения.
  • Окружающая среда. Знание таких тем:

    • солнечное и лунное светило. Их форма, основная информация. Звезды;
    • разнообразие камней;
    • растения, их части. Деревья, кусты, трава;
    • виды животных, насекомых, птиц, рыб;
    • живая природа, ее признаки, условия существования всего живого, охрана окружающего мира. Экология;
    • неживая природа и ее признаки. Разное состояние воды (лед, снег, пар).
    • времена года;
    • основы личной гигиены;
    • правила поведения на воде, на дороге, в быту. Определение необходимых дорожных знаков, правила дорожного движения, переход улицы;
    • реки, озера, водоемы;
    • виды транспорта и сферы их использования;
    • овощи, фрукты, их влияние на организм человека;
    • планета, страна, город и основная информация о них;
    • профессии.

Также ребенок должен уметь:

отличать живую природу от неживой по основным признакам;
называть представителей каждой группы растений и животных, по несколько штук;
различать изученных животных, рыб, транспорт, времена года, водоемы, профессии;
вести наблюдение за изменениями природы, объяснять важность ее охраны;
соблюдать изученные правила безопасности.

Первый класс — важный период не только для первоклассника, но и для его родителей, которые начинают подготовку уже заранее. Чтобы помочь ребенку легче справляться с заданиями в школе, необходимо начать его развитие с детства. Но если за год до тестирования видно, что малыш отстает, то рекомендуем обратиться к специалистам, которые подкорректируют методы обучения и помогут выровнять уровень подготовки до необходимого.

Ребёнка демотивируют

Другая особенность обучения в начальной школе — ребёнка чаще всего не воспринимают как личность. Всем с детства знакомы фразы: «Молчи — за умного сойдёшь», «Со старшими не спорят», «Звонок для учителя». Педагоги давят авторитетом, внушая ребёнку пессимистические прогнозы: «Математика — не твоё», «Совсем не стараешься». А письменную работу, в которую малыш вложил труд, время и энергию, старательно выписывая буквы и подчёркивая члены предложения карандашом, могут резко перечеркнуть красным и добавить на полях что-нибудь вроде: «Очень плохо!».

‍Учитель исправил одно подходящее слово на другое и снизил оценку ‍

Решение 

Постоянные придирки или нелестные замечания в адрес ребёнка могут привести к заниженной самооценке и неуверенности в себе. Неосторожные грубые слова, услышанные в свой адрес в детстве, оставляют глубокий след. Убедитесь, что школьник не подавлен от обратной связи — регулярно спрашивайте, как ему педагоги, кто нравится, а кто нет, и почему. Если педагог не только демотивирует, но и превышает полномочия — например, говорит громче, когда ругается — сообщите администрации школы, вынесите вопрос на родительское собрание. 

Почему первоклассники отвлекаются?

Кто такой первоклассник? По сути, это еще дошкольник, который вчера бегал, резвился, играл с игрушками — в общем, делал только то, что ему хотелось.

С поступлением в школу в его жизни резко меняются многие внешние обстоятельства. Меняется его социальная роль и, естественно, к нему предъявляются совсем другие, более строгие, требования. На уроке первоклассник должен внимательно слушать, правильно выполнять задания, воспринимать большой объем информации.

Проблема в том, что внутренний психологические процессы у ребенка изменяются намного медленнее. Поэтому дети шестилетнего возраста не обладают достаточным уровнем произвольного внимания. Для них проблематично долго сосредотачиваться на одном задании. Они часто отвлекаются и абсолютно не вникают в смысл объяснений учителя.

Нередко можно заметить, как во время работы над упражнением некоторые дети просто смотрят в окно. Или посреди урока вдруг раздается возглас: «Смотрите, птичка на подоконник села!»

Все это свидетельствует о том, что ребенок уже переключил свое внимание на другой объект

Что должен знать и уметь ребенок при поступлении в 1 класс в 2021 году в России

При поступлении в школу к будущему первокласснику предъявляются определенные требования, которые помогут ему легче адаптироваться к новым условиям и проще воспринимать программу 1 класса. Программа дошкольных учреждений обычно направлена на то, чтобы облегчить подготовку к школе и осуществить ее в условиях сада, но этого не всегда достаточно.


Гораздо лучше подготовиться к школе ребенок сможет, если родители будут заниматься его всесторонним развитием.

Общее развитие

Дошкольник должен знать общую информацию:

  • свое полное имя, фамилию и отчество;
  • называть по именам близкое окружение семьи, кем работают мама и папа, домашний адрес;
  • название своей страны и несколько других на выбор;
  • отличие овощей и фруктов, где растут, как употребляют;
  • животных и их детенышей, называть правильно;
  • отличие кустов от деревьев и травы;
  • чем отличаются птицы от рыб и зверей;
  • транспорт;
  • основные геометрические формы и на что они похожи;
  • времена года, время суток, дни недели, погоду.

Математика

Будущий первоклассник должен иметь математические навыки. А именно:

  • счет до 10 туда и обратно, находить пропущенную цифру в ряду;
  • вычитать и складывать в пределах 10, на 1-2 предмета. Например, 5-2=3;
  • сравнивать предметы по количеству, длине, ширине;
  • делать картинки из геометрических фигур, называть их;
  • делить группу предметов на равные части;
  • называть количество предметов и находить цифровое обозначение.

Чтение

Будущему ученику будет намного проще в 1 классе, если он еще до школы научится чтению. Дошкольник при поступлении в первый класс должен уметь:

  • прочитать любую букву в алфавите и найти ее в слове;
  • подобрать несколько слов на названную букву;
  • делить простое слово, если оно состоит из 2-3 слогов;
  • читать предложение, если оно состоит из 4 слов, написано крупными буквами и слова не сложные в произношении.

Развитие речи

Кроме правильного произношения слов и звуков, в школе проверяют развитие речи. Ребенка могут попросить:

  • рассказать стишки, пересказать сказки;
  • повторить за взрослым короткое предложение не изменив слова и их порядок;
  • описать картинки после непродолжительного ее просмотра. Составить по ней простой рассказ, историю.

Культура и общение

Культура и общение выявляются в процессе общения. Ребенок должен уметь:

  • здороваться, прощаться;
  • если ему оказывают помощь, то благодарить за нее;
  • в разговоре использовать вежливые слова, особенно в просьбе;
  • в помещении разговаривать тихо, не кричать и не перебивать;
  • во время общения старших людей не вмешивается и ждет, пока они закончат;
  • не мусорит, не разбрасывает вещи, соблюдает чистоту.

Моторика

Чтобы понять, правильно ли развиты мелкие мышцы в руках ребенка, нужно обратить внимание на то, насколько он правильно выполняет простые манипуляции. Например, как ребенок:

  • держит пишущие и рисующие принадлежности;
  • проводит прямую линию без линейки;
  • перерисовывает по образцу простые фигуры;
  • лепит, делает аппликации и вырезает ножницами самостоятельно;
  • штрихует картинки, разукрашивает, не выходя за контур.

Психологическая готовность

Сложнее всего определить эмоциональную зрелость. Школа является довольно стрессовым местом. После детского сада дошкольнику приходится привыкать к новому режиму, учиться взаимодействовать с детьми и учителем.

На эмоциональную зрелость указывает несколько факторов:

  • умение управлять поступками;
  • способность подчиняться «надо»;
  • планирование деятельности;
  • умение мотивировать себя и отказываться от «хочу».

При готовности к школе проверяют не только набор знаний. Поэтому нет смысла заставлять дошкольника заучивать ряд терминов

Лучше уделить внимание развитию его эмоциональности, воли и других сторон психики.

Как хорошо уметь читать

Бессмертные строки Валентина Берестова адресованы как раз дошкольникам и младшим школьникам

Педагоги подтверждают: чтению нужно уделить внимание. Но это тоже из разряда рекомендаций, а не требований

Дело в том, что, зная азы чтения, ребёнок будет быстрее ориентироваться в учёбе.

Если ребёнок выучил буквы, но читать категорически отказывается, не надо его подгонять. Лучше дать время на осознание. Бывает такое, что дети начинают читать буквально за неделю до школы, уверяют педагоги.

Воспитатель детского сада при Беломестненской школе Анна Булмага в прошлом году отдала дочь Полину в первый класс:

Причины домашнего обучения для первоклассника

Семейное обучение (синоним — домашнее) — это форма получения образования вне школы (статья 17 закона «Об образовании в Российской Федерации»), которая подразумевает самостоятельное освоение основной образовательной программы. При этом ответственность за качество обучения лежит на родителях.

Вот основные причины, почему семьи предпочитают не отдавать детей в традиционную массовую школу, а учить дома:

  • Родители недовольны общим уровнем образования в бесплатных государственных школах и не хотят записывать туда детей. 
  • Родители часто путешествуют и не могут быть привязаны к одной локации, а постоянно менять школу и привыкать к новому коллективу — дополнительный стресс для маленького ребёнка. 
  • Сын или дочь уже в юном возрасте профессионально занимаются спортом, музыкой или творчеством. Плотные графики репетиций или тренировок будет нелегко совмещать с расписанием общеобразовательной школы. 
  • Ребёнок часто болеет или имеет проблемы со здоровьем. 

Домашнее обучение первоклассника станет отличным выходом — можно самим выбирать, как, что и когда учить, путешествовать и планировать своё расписание.

<<Блок перелинковки>>

Чередование видов деятельности

Учитель должен планировать свой урок так, чтобы в ходе занятия виды деятельности постоянно чередовались друг с другом. Нельзя на уроке чтения только читать или на уроке обучения грамоте только писать на протяжении всего занятия.

Например, при изучении новой буквы с детьми нужно проводить такие упражнения:

  • звуковое восприятие и выделение звука: разучить чистоговорку, отгадать загадку и установить первый звук в отгадке и т.д.;
  • знакомство с буквой: рассмотреть на образце, придумать, на что она похожа, вылепить ее из пластилина или вырезать из бумаги, написать в тетради;
  • чтение слогов: в таблице, по лучикам;
  • поиск нужного звука в слове и т.д.

Таким образом, после слушания дети перейдут к практической деятельности, потом к чтению и снова к фонетическим упражнениям. Аналогично нужно строить работу и на других уроках. Кроме того, нужно помнить, что выполнение каждого отдельного упражнения должно занимать 2 – 5 мин.

Также можно чередовать и формы работы. Как правило, в 1 классе дети еще не отождествляют себя с коллективом класса. Поэтому фронтальная работа должна сменяться групповой или парной.

Полный перечень требований

Подготовка к первому классу — это больше, чем обучение чтению и счёту. Ребёнок должен знать и многие другие вещи. Какие именно — смотрите далее. Всему этому ребёнка можно научить и дома, самостоятельно, без каких бы то ни было курсов подготовки, потому что сегодня существует огромный выбор пособий, которые помогут вам полностью справиться с задачей.

Сложность беседы при поступлении в школу очень сильно варьирует от привилегированности школы: куда-то вас возьмут в любом случае, а куда-то — большой конкурс, и в такие школы вы, скорее всего, не сможете поступить, если не будете посещать подготовительные курсы (потому что очень легко составить такую программу вопросов и проверки, которую ребёнок может выполнить только после специальной подготовки).

Как бы то ни было, дальнейший перечень того, что ребёнок должен знать, является основополагающим. Требований достаточно много, так что к школе сегодня нужно начинать готовиться как минимум года за два.

Вам пригодятся обучающие пособия, карточки, дидактические материалы: выбирайте по разным направлениям развития.

Одно из самых эффективных занятий — это игра в школу: организуйте дома место, где ребёнок сможет (с вашей помощью) обучать своих кукол и плюшевых мишек, предоставьте все необходимые материалы и пособия: так дети учатся очень быстро.

Окружающий мир

Сложно однозначно сказать, что должен знать ребенок к первому классу. Обычно диагностику проводит школьный психолог.

Беседа с ним может включать следующие вопросы:

  • имя и фамилия ребенка;
  • возраст;
  • место жительства;
  • имена и фамилии родителей и их места работы.

Оцениваются не только знания дошкольника, но и его способность связно разговаривать. Он должен уметь строить предложения, полно отвечать. Иногда родителям кажется, что достаточно того, что ребенок заучил наизусть их места работы. Намного важнее другое: дошкольник должен понимать, чем занимаются его мама и папа.

Например, он может ответить:

  • мама работает воспитателем, она учит маленьких детей и играет с ними в садике;
  • папа полицейский, и он ловит преступников.

Он ориентируется в этих терминах, понимает, что такое утро, день, вечер. Хорошим преимуществом будет умение использовать часы. Только нужно учить дошкольника смотреть время не по электронному табло, а по обычному стрелочному.

Дошкольник должен ориентироваться в днях недели, понимать связь природных явлений и времени года. Например, снег идет зимой, летом жарко и можно купаться и т. п. Психолог может спросить его о том, какие птицы бывают, где обитают те или иные животные.