Иерусалимский воскресенский храм

Фото и описание

Храм Рождества Христова издалека притягивает взгляды великолепием своим архитектурных форм и красотой сияющих куполов.

История храмового строительства в Нижневартовске началась в первой половине ХХ ст., когда было получено разрешение на постройку храма на левом берегу реки Обь. В 1908 г. была возведена деревянная церковь во имя преподобного Сергия Радонежского. Однако в 1911 г. она сгорела, после чего на противоположном берегу у дровяной пристани началось строительство новой церкви во имя Иоанна Крестителя . Возведение деревянного храма закончилось в 1916 г. В советские годы с 1922 г. по 1987 г. церковь использовали в качестве склада и магазина. В 1988 г. она была восстановлена и освящена, но к сожалению, спустя несколько лет деревянная церковь вновь сгорела.

В 1989 г. в Нижневартовске была официально создана православная община. Через год был утверждён проект на строительство храма Рождества Христова. Автором данного проекта выступил архитектор А. Баргера. Для возведения церкви было выделено 4 га земли на берегу реки Обь на пересечении улиц Дружбы народов и 60 лет Октября. В 1990 г. на месте строительства будущего храма был установлен крест и освящён закладной камень. Строительные работы начались в 1993 г. В апреле 1997 г. на Вербное воскресение состоялось освящение колокола для звонницы храма. В том же году была завершена кирпичная кладка, установлены купола и кресты на них. Первая Божественная литургия в храме Рождества Христова была совершена в декабре 1998 г.

В июле 1999 г. новый храм освятили. Главный престол храма освящен в честь Рождества Христова, южный – в честь иконы Божией Матери Калужской, северный – во имя Новомучеников и Исповедников Российских, а нижний престольный храм – в честь Иоанна Предтечи.

Трёхпрестольный грандиозный красавец-храм Рождества Христова с пятью золотыми куполами представляет собой целый церковный комплекс с широкими аллеями, общая площадь которого составляет 1350 кв. м. Храм состоит из колокольни, дома притча, в нижнем храме находится крестильная. При храме работает детская и взрослая воскресные школы, православная общеобразовательная гимназия.

Рождественское волшебство в Доме Санты

Фото предоставлено Домом Санты

Расположенный в Старом городе, Дом Санта-Клауса каждый год принимает детей и родителей со всего мира, предлагая им подлинное переживание настоящего Рождества в иерусалимском стиле. Этот дом принадлежит семье, которая проживает в Старом городе вот уже более 700 лет! Украшенный в духе праздника, дом предлагает некоммерческие развлечения, основанные только на пожертвованиях, и его главная цель — давать радость и счастье детям этого мира.

Когда: на протяжении всего декабряТелефон: + 972-52-8649027

Рождественский концерт в Храме Успения Пресвятой Богородицы

Франсуа Эспинасса прибудет прямо из Франции на рождественский концерт в Иерусалиме. Концерт состоится в Храме Успения Пресвятой Богородицы, расположенном на горе Сион, и будет посвящен праздничным адаптациям для органа.

Внутреннее убранство

Колонны и мозаики вдоль южной стены базилики

Мозаика на северной стене базилики

Напольная мозаика византийской эпохи в центральном нефе со словом греч. ΪΧΘΥΣ в центре.

Одной из наиболее выразительных и запоминающихся особенностей базилики являются её знаменитые колонны. Большинство из колонн в верхней своей части сохранили древние росписи. Более того, галерея святых, представленная в храме, является одной из наиболее полных в истории византийской живописи того времени. Датированные надписи, сохранившиеся на двух колоннах (1130 и 1169 гг.) показывают, что они создавались в эпоху крестоносцев. Живопись по стилю чисто византийская, большинство имен написаны как по-гречески, так и по-латыни. Порядок изображений не обнаруживает какого-либо богословского замысла.

В мраморном полу храма в нескольких местах видны деревянные крышки люков, прикрывающие фрагменты древнейшего мозаичного пола, сохранившиеся от первоначальной базилики времён Константина и Елены. В одном из них, слева от ступенек, ведущих к алтарю, на цветной мозаике с типичным свастическим орнаментом и другими геометрическими фигурами в маленьком квадрате посередине видна греческая надпись: греч. ΪΧΘΥΣ. Это греческое слово, означающее в переводе «рыба», использовалось в раннехристианской символике как аббревиатура: «Иисус Христос Божий Сын Спаситель».

Система росписей боковых стен включала пять рядов, симметрично отражающих друг друга. В нижнем ряду изображалось родословие Христа: согласно Евангелию от Матфея на южной стене и согласно Луке — на северной. Над лентой орнамента вдоль южной стены располагались композиции семи Вселенских Соборов — с надписями о догматическом достоинстве каждого из них. Симметрично на северной стене были изображены шесть Поместных Соборов. Затем вновь шла лента орнаментов и над ней, в проёмах между окнами, — Ангелы, следующие в торжественной процессии лицом к алтарю и славословящие Рождество Христово. Полностью сохранилось лишь изображение Второго (Константинопольского) Вселенского Собора. Каждый из Соборов представлен символически сонмом святых отцов-епископов. Каждый из шести Поместных Соборов был представлен символически изображением церкви и городских башен с названием города над ними. В силуэт каждой церкви вписано соответствующее соборное постановление. Каждая из шести мозаик с Поместными Соборами совпадает по размерам с расстоянием между колоннами и отделена от другой декоративным панно тех же размеров. Мозаики в северном и южном трансепте сохранились ещё более фрагментарно. В северном трансепте можно видеть «Уверение апостола Фомы» и «Вознесение Господне», в южном — «Вход Господень в Иерусалим». В алтаре сохранились лишь небольшие фрагменты мозаик — геометрический орнамент на северной стороне и две надписи (на латинском и греческом языках) — на южной.

Внешние видеофайлы

Пещера Вифлеемских младенцев

Вблизи храма Рождества Христова
находится пещера Вифлеемских младенцев, убиенных по приказанию царя Ирода. Разные
традиции называют разное число маленьких мучеников, сходятся в одном – здесь погибли
тысячи мальчиков младше двух лет. Христа спасло бегство Святого Семейства в Египет
по совету ангела.


Ковчег с мощами младенцев

Большую часть детских останков когда-то перенесли в Константинополь, часть осталась в пещере. Русская православная церковь вспоминает Вифлеемских младенцев 11 января. К ним взывают те, кто раскаивается в грехе аборта. Заказать молитву у мощей Вифлеемских младенцев поможет сервис «Записки Елицы».

С Храмом Рождества соседствуют
три монастыря:

  • Православный греческий монастырь.
  • Армянский монастырь.
  • Францисканский монастырь с церковью Святой Екатерины, главным католическим храмом города.

Под церковью Святой Екатерины
находится пещера, где подвизался Святой Иероним. Здесь много лет он переводил Библию
на латинский язык. Церковь принадлежит католикам. Но великомученица Екатерина является
святой и для православных. Эта  мудрая девушка
за свои христианские убеждения была казнена императором-язычником. Святой Иероним
чтил её память, поэтому впоследствии над его пещерой была возведена церковь, посвящённая
этой подвижнице. 


Пещера святого Иеронима

В окрестностях Вифлеема есть
немало других библейских святынь, но Храм поистине жемчужина Святой Земли.

В Храме Рождества служит православный священник, отец Спиридон Саммур – друг издания «ЕлицыМедиа». Именно он читает ваши записки, возносит к Богу молитвы за вас, дорогие читатели. Литургию в пещере отец Спиридон служит, как в древности. Здесь нет солеи, нет огромного иконостаса. Но в Вифлееме можно стоять возле престола, называть имена своих близких и батюшка вынимает за них частички. Это таинство производит огромное впечатление на паломников.

Палестина – вторая родина
христиан, колыбель нашей веры. Святые места, как живые  очевидцы библейских событий, несут миру непрерывную
проповедь о Спасителе. Их влияние на судьбу человека связано с его любовью к Творцу
и силой молитвы. Здесь сокровища благодати и духовных прозрений даруются тем, кто
к ним стремится.

Но даже вдали от Вифлеема
и Иерусалима, благодаря Евангелию и кругу богослужений, образы Святой Земли укрепляют
и вдохновляют нас среди житейских бурь.

Архитектурные особенности храма

Рождественская церковь представляет собой довольно сложную архитектурную композицию. Главная церковь

– четырехстолпный четверик на подклете — была изначально пятикупольной. По трем сторонам она была окружена двухъярусными галерейными ходами, соединяющими пять храмовых приделов.

Реконструкция первоначального вида Христорождественского Храма

Первые два предела – Николая Чудотворца

и Петропавловский сооружаются друг над другом. Никольский предел, посвященный особо почитаемому семьей Назарьевых покровителю купцов и путешественников, сооружаетсяв подклете , и второй –Петра и Павланад подклетом .

Оба эти предела были теплыми изначально. В Никольском была установлена отопительная печь

больших размеров, оформленная керамическими изразцами зеленых цветов. Остатки этих печных изразцов хранятся сегодня в фондах Ярославского музея-заповедника.Из нижнего предела в верхний вертикально поднимался канал, по которому наверх поступал теплый воздух. Позднее в верхнем пределе появилось собственное печное отопление.

Основной церковный четверик. Фрагмент

Вели галереи

и в другие пределы – к пяти персидским мученикам и к Иоакиму с Анной. Пятый предел с совсем небольшой галереей сооружен был в память о спасении иконы Казанской богоматери уже следующим поколением Назарьевых — Гурьевыми. Он называетсяКазанским и внешне схож с квадратной башней, имеющей скатную крышу, на которой установленаглавка с удивительно ажурным и тонким крестом, ювелирно выполненном ярославскими кузнецами в 18 веке. Такая форма креста называется«корсунской» , по месту его происхождения города Корсун (Херсонес). Такой формы кресты привозил после крещения князь Владимир.

«Корсунский» крест над Казанским пределом

Особо выделяется западный фасад

храма с его восьмигранными столбами, образующими арки. Этот фасад является крыльцом – входом в церковь. Ранее оно было украшено полихромными изразцами, которые, к сожалению, утрачены.

Западный фасад Рождественской церкви

Хотя внешний декор всего сооружения довольно сдержан, но, тем не менее, он все же присутствует и служит очень изысканно-строгим украшением. Трехчастное деление стен лопатками

, оконныениши с наличниками,закомары над широким поясом карнизов и горизонтальныеширинки галерей, украшенные квадратными вставками со звездами, — все эти элементы разбивают однотонность фасадов. Арки закомар и верх купольных барабанов имеют архитектурное оформление«сухариками» , что вносит элемент легкого ажура. Барабаны к тому же украшены и аркатурными поясами.

Оформление главки Казанского предела

Главные святыни

В комплекс храма Гроба Господня входят:

  • Кафоликон — православный храм в храме;
  • Гроб Господень — погребальное ложе Спасителя и главный алтарь;
  • Голгофа — холм, где распяли Иисуса Христа;
  • Кувуклия — компактная часовня в Ротонде;
  • Камень миропомазания — освященная копия плиты (дл. 5 м, шир. 70 см), на которую был уложен снятый с креста Иисус.

Кафоликон, Юкатан

Голгофа

Одна из двух главных святынь христианского мира. На холме был распят Христос и, по преданию, захоронен Адам. Голгофа находилась за пределами древнего Иерусалима и использовалась как место казни преступников. Считается, что скала сформировалась из их черепов.

Кувуклия

Святыня представляет собой часовню небольших размеров с куполом. Внутри нее — два придела: Ангела и Гроба Господня с каменным ложем. В первом находится фрагмент водруженного на постамент камня, отваленного от пещеры Христа Ангелом, и два отверстия в стенах. Через северное Благодатный огонь передается православным, через южное — армянам. С западной стороны Кувуклии — придел коптов.

Часовня отстраивалась несколько раз. Последняя реставрация была проведена в 2016–17 гг. Стены часовни выполнены из бело-желто-розового мрамора, фасад богато декорирован, у Гроба Господня установлены неугасимые свечи и лампады.

Кувуклия находится в совместном пользовании православных греков, армян и католиков.

Схождение Благодатного огня в храме Гроба Господня

Особое богослужение проводится ежегодно в Великую субботу, накануне православной Пасхи. Схождение Благодатного огня и его вынос из Кувуклии символизирует воскресшего Христа. В православные храмы других стран огонь доставляют специальными рейсами.

Приделы

На территории комплекса имеется несколько приделов, в том числе:

  • Адама — с главой Адама, на которую во время распятия попала кровь Христа;
  • Тернового венца — с венцом, возложенным в Претории на голову Иисуса;
  • Обретения Животворящего креста — с входом к храму Святой Елены;
  • Разделения риз (Разделиша) — с иконами, изображающими сцены разделения бесшовного хитона (вид одежды) Христа;
  • Марии Магдалины — с отмеченным мраморным кругом местом явления воскресшего Иисуса.

Под сводами храма Гроба Господня находится 5 станций крестного пути Христа.

История церкви Вифлеемской Божьей Матери

История церкви Вифлеемской Божьей Матери начинается с 1553 года, когда Орден иезуитов получил разрешение на возведение школы и первой иезуитской школы в Барселоне. Прошло 2 года и оба здания украсили улицу Барселоны, а 19 июля 1555 года состоялось освещение церкви. Через сто лет во время празднования канонизации Франсиско Борджа, генерала ордена иезуитов, случайно залетевшая в церковь петарда вызвала пожар, к сожалению, спасти здание не удалось.

Следующее строительство церкви Вифлеемской Божьей Матери затянулось на 50 лет, закончилось лишь в 1730 году, даже после освящения здания церкви в ней продолжались внутренние работы. 1732 год ознаменовал завершение стройки, однако иезуиты не смогли долго пользоваться церковью. 1767 год стал годом изгнания иезуитов из Барселоны, церковь закрыли. Только через 20 лет в церкви Вифлеемской Божьей Матери была проведена служба архиепископом Барселоны.
25 сентября 1835 года был организован приход Вифлеемской Божьей Матери, каждый член этого общества старался помочь бедным жителям квартала Раваль.

Пострадала церковь Вифлеемской Божьей Матери в 1936 году, вновь от огня. Во время Гражданской войны многие церкви Барселоны были сожжены, практически полностью была разрушена и церковь Вифлеемской Божьей Матери. Сильно пострадали крыша, внутреннее убранство храма.

Долгие годы церковь не восстанавливали. Реставрация была проведена лишь в 1991 – 1993 годах. К настоящему времени фасад полностью восстановлен, а внутри установлен алтарь, привезённый из другой церкви. В интерьере церкви в современном варианте не так много интересного.

История базилики

Византийский период

Базилика Рождества была заложена святой императрицей Еленой во время её паломничества в Святую землю в середине 320-х годов. Согласно Евсевию Кесарийскому:

Вид на греческий православный алтарь базилики

Место, которое выбрала Елена, напрямую не указано в Евангелии, о некой пещере рассказывает лишь апокрифическое Протоевангелие Иакова. Впервые о пещере в Вифлееме написал Ориген около 247 года, он утверждает что Христос родился в самом городе (другие авторы, например Иустин, помещали пещеру в окрестностях Вифлеема или на полпути из Иерусалима) и местом Рождества называет пещеру, которую жители показывают паломникам.

Данный храм, как и ряд других, построенных императором Константином в Святой земле, по свидетельству Евсевия Кесарийскиого и Кирилла Скифопольского, имел целью не проведение богослужений, а создание возможности каждому увидеть места евангельской истории. Однако паломница Сильвия (Этерия) (конец IV века) в своих записках о паломничестве в Святую Землю сообщает, что в четверг Светлой седмицы из Иерусалима верующие идут в Вифлеем для всенощного бдения, отмечая, что оно совершается в церкви, где «находится пещера, где родился Господь».

Базилика Константина была уничтожена пожаром в 529 году в ходе восстания Самарии, о чём свидетельствуют результаты археологических раскопок 1934—1936 годов. В целом Вифлеемская базилика Константина повторяла общие черты храма Гроба Господня. В современном здании от неё лучше всего сохранились полы.

В период правления императора Юстиниана Савва Освященный направил ему прошение о восстановлении базилики. Построенный Юстинианом храм не пострадал во время персидского нашествия (612—629 годы), о чём сохранилось устное предание, зафиксированное на Иерусалимском церковном соборе 836 года:

При завоевания города халифом Аль-Хакимом в 1009 году базилика также не пострадала, так как мусульмане почитали место рождения Христа (южный трансепт храма был ими отделён и использовался как мечеть).

Период крестовых походов

М. Н. Воробьев. «Пещера Рождества Христова в Вифлееме». 1835. Холст, масло. Национальный музей в Варшаве.

В византийский период базилика представляла собой церковь-мартирий и не имела епископской кафедры. В период Иерусалимского королевства базилика стала кафедрой латинского епископа Вифлеема и Аскалона (с 1100 года). В 1100 году в праздник Рождества в ней был коронован Балдуин I, а в 1118 году — Балдуин II. В этот период базилика Рождества была описана многочисленными паломниками XII—XIII веков. В XII веке базилика была окружена зданиями монастырей, а также оборонительной стеной с прямоугольными выступающими башнями.

После завоевания Вифлеема армией Салах-ад-Дина (1187 год) латинский епископ и клир были изгнаны из базилики. Через пять лет разрешение вернуться в храм получили 2 католических священника и диакон, но сам он был отдан мусульманскими властями представителям Сирийской православной церкви.

В 1229 году Вифлеем вновь перешёл под контроль франков. Из-за постоянных войн в 1244 году базилику осквернили тюрки-хорезмийцы, а в 1263 году был уничтожен один из монастырей примыкавших к храму. В 1266 году мамлюкский султан Бейбарс I вывез в Каир мрамор и колонны. С 1271 года Вифлеем опять стали посещать католические паломники, с 1277 года им позволили совершать богослужения. С 1347 года католическая церковь в базилике была представлена орденом францисканцев, которые по настоящее время владеют престолом в пещеры Рождества. Греческая церковь с 1244 года владеет главным алтарём базилики и мужским монастырём у её южной стены.

Османский период

После завоевания Палестины Османской империей права христиан на базилику Рождества ограничены не были. С разрешения властей храм неоднократно ремонтировали: в 1479 году была положена свинцовая кровля, выполненная на деньги английского короля Эдуарда IV, в 1670—1671 годах кровлю ремонтировали греки, также установившие в базилике новый иконостас (заменён на новый в 1764 году).

Землетрясение 1834 года и пожар 1869 года привели к повреждениям интерьера пещеры Рождества и вызвали необходимость ремонтных работ. От российских императоров Александра III и Николая II в храм неоднократно направлялись пожертвования (колокола, паникадила).

Святыни[править]

Пещера Рождества

Под амвоном базилики находится величайшая христианская святыня — пещера Рождества. Место рождения Христа находится в восточной части пещеры и отмечено серебряной звездой. В сохранившихся письменных источниках пещера впервые упомянута около 150 года. Подземный храм здесь располагается со времен святой Елены.

Вифлеемская икона Божией Матери

На иконе изображена Дева Мария, которая улыбается, прижимая к себе младенца Иисуса Христа. Икона уникальна и считается чудотворной, наравне с иконой Владимирской Божьей Матери и иконой Казанской Божьей Матери на Руси.

• Мощи 14000 Вифлеемских младенцев (в пещере около храма)

• Гробница прав. Рахили (между Иерусалимом и Вифлеемом; принадлежит иудеям)

• Пещера-усыпальница блаженного Иеронима

Чудотворные святыни

Перейдя лестницу, можно попасть к нише, которая называется Приделом Яслей. Сюда Богородица положила младенца Христа. Сегодня стены ниши серебряные. Царица Елена приказала серебром закрыть глину. Место поклонения Христу волхвов находится напротив яслей, оно отделано мрамором. Здесь же в пещере имеется Молочный грот, где Матерь Божия кормила Своего Сына. Сюда идут помолиться о даровании чада женщины, мечтающие о ребенке. Они соскабливают глину со стен и потом, растворив в воде, выпивают с молитвой и верой в помощь Богородицы. Для многих вера оказывается ненапрасной. Со всех уголков земли приходят в храм Рождества благодарения за обретенных детей.

Далее находится пещера праведного Иосифа. Здесь он получил известие от ангела бежать в Египет от царя Ирода. И еще пещера скорбная — захоронение невинных 14 тысяч младенцев, убитых по приказу Ирода за Христа.

Сам храм украшают 44 колонны, на которых некогда была роспись. Время сделало свое дело, и теперь лики святых едва видны. На одной чудесной колонне изображен лик Христа. Глаза Спасителя или открыты, или закрыты. Каждый видит по-своему. Можно обойти колонну и видеть, как открываются и закрываются глаза. Чудо. А кто-то называет это световым эффектом…

Древнейший город

Длинная захватывающая история, которая пропитана тайнами и домыслами, делает город Вифлеем еще одним чудом света. Отличаясь от Иерусалима небольшими размерами и не значительной численностью населения, город никак не уступает Иерусалиму своей религиозной историей. Ну а дальше — решать уже вам – во что верить.

Многолетние исследования историков и археологов, дают возможность достаточно точно вывести дату создания этого поселения – около 17-16 века до н.э. Наиболее значимыми упоминаниями об этом месте, считаются повествования в Ветхом завете, например, в описании захоронения Рахиль.

Интересно! Рахиль была, одной из двух жен Иакова. Причем, как указывается – любимой. Умерла при родах около города, а ее гробница находится и почитается там, по сей день.

Именно этот факт, объясняет второе название местности – город Давыдов, которое дали аборигенные жители.

Однако, официально с иврита, название данного города все же переводиться как «Дом Хлеба». Это и стало основным символом для христианской веры, как бы означая предзнаменования прихода Христа именно сюда. Именно здесь и стоит легендарный Храм Рождества Христова в Вифлееме, под которым находится священная реликвия – пещера Рождества.

Значение и описание святого лика

Сакральный смысл Вифлеемской святыни кроется в ее названии. Приснодева является путеводительницей всех мирян, заступницей перед Господом за все человечество. Она наставляет грешников на истинный путь, а праведникам помогает и дальше жить по законам Божьим

Своими жестами, указывающими на Младенца Иисуса, Богородица напоминает о важности Своего Сына, о том, что это именно Он властитель мира, способный спасти грешные души

Улыбающаяся икона Богоматери относится к типу Одигитрия, что в переводе с греческого означает «указывающая путь».
На заметку

Отличительной чертой святого образа является улыбка Пресвятой Девы Марии. Это единственное изображение, где Божья Мать показана не в привычной для себя строгости. Выражение Ее лица говорит о том, что небожителям не чужда была радость жизни и веселье. Вифлеемская икона узнается по таким элементам композиции:

  • маленький Иисус восседает на левой руке Своей Матери;
  • правая ручка Спасителя поднята в благословляющем жесте, а левой он держит царский символ власти (державу);
  • лицо Божьей Матери повернуто к Сыну, правой рукой Она указывает на Младенца;
  • риза повторяет первоначальные орнаменты, когда чудотворная икона была отделана отрезом платья княгини Елизаветы;
  • лик Приснодевы мягкий, улыбающийся, от него исходит заметное сияние.

Отличительной чертой святого образа является улыбка Пресвятой Девы Марии